Дорога по которой ездят купцы. Реки – древние дороги Руси. Когда начали строить дороги на Руси

Самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Какая дорога самая древняя на Руси

«Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,

Ай окольно ей цела тысяща».

(Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

Говорят, что все дороги идут из Москвы и начинаются от Кремля. Древняя прямоезжая дорога - исключение из этого правила. Она начиналась в укрепленном Суздале и пробивалась на запад - юго-запад в те времена, когда Москвы еще не было. Сначала она пересекала поля и перелески, а после реки Колокши шла по северным опушкам дремучих лесов, достигавших реки Москвы. Эти леса частично сохранились и до наших дней: на владимирщине, в Ногинском районе Подмосковья, Измайловский массив, Лосиный остров, Сокольники.

Длина дороги примерно 220 верст. Дорога шла единственно-возможным путем. Ей тысяча лет. Появилась она на заре заселения славянами северо-восточной Руси. Они пришли сюда из северозападных Новгородских земель. Историки (Карамзин, Соловьев и др.) утверждают, что это происходило в VI-IX веках. Переселенцы передвигались водными путями. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги, по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства, плодородные поля, вожделенную мечту славян-земледельцев.

ти места получили название залесских. Одно из их поселений, на берегу озера Неро, впервые упомянутое в летописях IX века - город Ростов. Дальше, юго-восточнее, в залесских полях - город Суздаль. По археологическим данным, его укрепления датируются Х веком.

Эти переселенцы, осваивавшие новые земли и охотничьи угодья вокруг городов, постепенно прокладывали дорогу уже с востока на запад, южнее их первоначального пути. Археологические карты показывают, что в междуречье Москвы и Клязьмы, среди обнаруженных там могильников местных славян-вятичей есть и могильник словен, пришедших со стороны Суздаля. Могильник отмечен и в средней части дороги. В тех местах нет захоронений вятичей, они не заселяли земли к востоку от Клязьмы. Это доказывает постепенное освоение земель к западу от Суздаля.

На той же карте нанесена граница соприкосновения западных и пришедших с востока славянских племен. Интересно, что восточные племена принесли с собой “окающий” говор, тогда как у вятичей говор был “акающий”. Различие говоров сохранилось до нашего времени. Граница представляет собой полосу, в которой расположены деревни, хаотически перемешанные, но целиком “окающие” или “акающие”.

Но вернемся к дороге, достигшей реки Москвы. Она вышла туда, где, возможно, уже раньше бывали суздальцы, добираясь по воде; туда, где сошлись в одном месте прямоезжая дорога и водный путь из Суздаля. Это был тупик. Дальше была земля, которую занимал союз славянских племен, неподвластных Киевской Руси. Они занимали огромные лесные пространства, включавшие в себя верховья рек Оки, Москвы, Угры, Дона и их притоков. Все это называлось “Землей Вятичей”, а леса “Брынскими”. Они считались непроходимыми. Вот почему Северо-восточную Русь киевские князья называли Залесской.


Владимир Мономах в своем “Поучении” детям писал, что прошел в Залесскую Русь “сквозь вятичей”. Мономах прошел Брынские леса напрямую, с боями, преодолевая сопротивление местных “князьков”. Произошло это в 1101-102, когда он прибыл в Залесскую землю.

Полагаем, что князь знал о существовании дороги из Суздаля к реке Москве и знал место, куда она выходила. Значит можно предположить, что дорога была уже известна в XI веке, но только благодаря Мономаху она получила в самом начале XII века продолжение на Киев.

А к началу XII века Владимир Мономах пробил к тем же местам (междуречью Москвы и Клязьмы) дорогу из Киева. Известно, что сын Мономаха, Юрий (прозванный Долгоруким), князь Суздальский, уже свободно пользовался этим путём на Киев. XII век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Народ охотно уходил на северо-восток, спасаясь от набегов степняков и от княжеских усобиц. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширили дорогу, но и построили здесь много новых поселений, городов и укреплений.

В ХII-ХIII веках дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-восточной Руси. Она была первой русской внутренней дорогой защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами.


Зимой 1238 года бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив ее на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.

Угнетенная Русь тем временем постепенно собирала силы. В XIV веке особую роль сыграл “заступник земли русской” Сергий, игумен Радонежский. По поручениям и по своей воле он исходил Русь, удачно улаживая распри удельных князей и сплачивая их вокруг великого князя Московского. Он предвидел угрозу нового нашествия Орды. Не забывал и церковные дела. Среди многих основанных им обителей и знаменитая современная Троице-Сергиева лавра, и два монастыря, поставленные прямо на древней дороге: Киржачский и Стромынский. Он-то и дал название дороге - Стромынская.


Стромынский монастырь был основан в 1380 году по обету и на средства великого князя Димитрия Ивановича, будущего Донского. В то лето ордынский хан Мамай собрал огромное войско и медленно двинулся на Русь, рассчитывая соединиться с союзниками и повторить разгром суверенных и разрозненных княжеств, как во времена Батыя. Димитрий успел собрать войско, был благословлен преподобным Сергием и дал обет построить монастырь, если вернется здрав. С тем и двинулся навстречу Мамаю. Он разгромил врага наголову (“Мамаево побоище”), но и сам понес большие потери. Во исполнение обета Дмитрий Донской основал Успенский Дубенский монастырь на Стромыне. А место подобрал и обитель устроил Сергий Радонежский.

Стромынка, как ее звали в народе, сначала соединила разрозненные удельные княжества, а потом позволила объединить их в единое государство при главенстве Москвы.


Но Москве требовались и другие такие дороги для решения проблем на востоке. На грани XV-XVI веков был построен прямой путь на Владимир, Нижний Новгород, Казань, названный Большой Владимирской дорогой, которая стала тоже исторической, но второй.

Владимирская дорога лишила Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце XVIII столетия в городе Шуе, селе Иванове и округе возникла и быстро развилась хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее в Юрьеве Польском. Оживление- продолжалось около ста лет, пока в конце XIX века не была построена железная дорога Александров-Иваново.


  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    «Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,
    Ай окольно ей цела тысяща».
    (Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

    Говорят, что все дороги идут из Москвы и начинаются от Кремля. Древняя прямоезжая дорога — исключение из этого правила. Она начиналась в укрепленном Суздале и пробивалась на запад — юго-запад в те времена, когда Москвы еще не было. Сначала она пересекала поля и перелески, а после реки Колокши шла по северным опушкам дремучих лесов, достигавших реки Москвы. Эти леса частично сохранились и до наших дней: на владимирщине, в Ногинском районе Подмосковья, Измайловский массив, Лосиный остров, Сокольники.

    Длина дороги примерно 220 верст. Дорога шла единственно-возможным путем. Ей тысяча лет. Появилась она на заре заселения славянами северо-восточной Руси. Они пришли сюда из северозападных Новгородских земель. Историки (Карамзин, Соловьев и др.) утверждают, что это происходило в VI—IX веках. Переселенцы передвигались водными путями. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги, по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства, плодородные поля, вожделенную мечту славян-земледельцев.

    Ти места получили название залесских. Одно из их поселений, на берегу озера Неро, впервые упомянутое в летописях IX века - город Ростов. Дальше, юго-восточнее, в залесских полях - город Суздаль. По археологическим данным, его укрепления датируются Х веком.

    Эти переселенцы, осваивавшие новые земли и охотничьи угодья вокруг городов, постепенно прокладывали дорогу уже с востока на запад, южнее их первоначального пути. Археологические карты показывают, что в междуречье Москвы и Клязьмы, среди обнаруженных там могильников местных славян-вятичей есть и могильник словен, пришедших со стороны Суздаля. Могильник отмечен и в средней части дороги. В тех местах нет захоронений вятичей, они не заселяли земли к востоку от Клязьмы. Это доказывает постепенное освоение земель к западу от Суздаля.

    На той же карте нанесена граница соприкосновения западных и пришедших с востока славянских племен. Интересно, что восточные племена принесли с собой “окающий” говор, тогда как у вятичей говор был “акающий”. Различие говоров сохранилось до нашего времени. Граница представляет собой полосу, в которой расположены деревни, хаотически перемешанные, но целиком “окающие” или “акающие”.

    Но вернемся к дороге, достигшей реки Москвы. Она вышла туда, где, возможно, уже раньше бывали суздальцы, добираясь по воде; туда, где сошлись в одном месте прямоезжая дорога и водный путь из Суздаля. Это был тупик. Дальше была земля, которую занимал союз славянских племен, неподвластных Киевской Руси. Они занимали огромные лесные пространства, включавшие в себя верховья рек Оки, Москвы, Угры, Дона и их притоков. Все это называлось “Землей Вятичей”, а леса “Брынскими”. Они считались непроходимыми. Вот почему Северо-восточную Русь киевские князья называли Залесской.

    Владимир Мономах в своем “Поучении” детям писал, что прошел в Залесскую Русь “сквозь вятичей”. Мономах прошел Брынские леса напрямую, с боями, преодолевая сопротивление местных “князьков”. Произошло это в 1101—102, когда он прибыл в Залесскую землю.

    Полагаем, что князь знал о существовании дороги из Суздаля к реке Москве и знал место, куда она выходила. Значит можно предположить, что дорога была уже известна в XI веке, но только благодаря Мономаху она получила в самом начале XII века продолжение на Киев.

    А к началу XII века Владимир Мономах пробил к тем же местам (междуречью Москвы и Клязьмы) дорогу из Киева. Известно, что сын Мономаха, Юрий (прозванный Долгоруким), князь Суздальский, уже свободно пользовался этим путём на Киев. XII век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Народ охотно уходил на северо-восток, спасаясь от набегов степняков и от княжеских усобиц. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширили дорогу, но и построили здесь много новых поселений, городов и укреплений.

    В ХII-ХIII веках дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-восточной Руси. Она была первой русской внутренней дорогой защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами.

    Зимой 1238 года бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив ее на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.

    Угнетенная Русь тем временем постепенно собирала силы. В XIV веке особую роль сыграл “заступник земли русской” Сергий, игумен Радонежский. По поручениям и по своей воле он исходил Русь, удачно улаживая распри удельных князей и сплачивая их вокруг великого князя Московского. Он предвидел угрозу нового нашествия Орды. Не забывал и церковные дела. Среди многих основанных им обителей и знаменитая современная Троице-Сергиева лавра, и два монастыря, поставленные прямо на древней дороге: Киржачский и Стромынский. Он-то и дал название дороге — Стромынская.

    Стромынский монастырь был основан в 1380 году по обету и на средства великого князя Димитрия Ивановича, будущего Донского. В то лето ордынский хан Мамай собрал огромное войско и медленно двинулся на Русь, рассчитывая соединиться с союзниками и повторить разгром суверенных и разрозненных княжеств, как во времена Батыя. Димитрий успел собрать войско, был благословлен преподобным Сергием и дал обет построить монастырь, если вернется здрав. С тем и двинулся навстречу Мамаю. Он разгромил врага наголову (“Мамаево побоище”), но и сам понес большие потери. Во исполнение обета Дмитрий Донской основал Успенский Дубенский монастырь на Стромыне. А место подобрал и обитель устроил Сергий Радонежский.

    Стромынка, как ее звали в народе, сначала соединила разрозненные удельные княжества, а потом позволила объединить их в единое государство при главенстве Москвы.

    Но Москве требовались и другие такие дороги для решения проблем на востоке. На грани XV-XVI веков был построен прямой путь на Владимир, Нижний Новгород, Казань, названный Большой Владимирской дорогой, которая стала тоже исторической, но второй.

    Владимирская дорога лишила Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце XVIII столетия в городе Шуе, селе Иванове и округе возникла и быстро развилась хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее в Юрьеве Польском. Оживление- продолжалось около ста лет, пока в конце XIX века не была построена железная дорога Александров-Иваново.



    midnight.nnm.ru

    Рейтинг публикации:


    08.05.2015

    Хороши ли в России пути? Очень. Только по ним надо уметь передвигаться. По преданиям, Рус - Бог речных порогов (до 1998 года). После, в том же словаре «Живого великорусского языка» Даля, его стали называть чудовищем Днепровских порогов. Почему Днепровских? Мало ли на Руси порожистых рек?

    А потом, есть реки очень тихие, по которым идти - удовольствие. Не такое, конечно, как по рекам порожистым на плотах. Попробуйте передвигаться в тайге, болотистой и озёрной, не по рекам. Сразу поймёте, что автомобили здесь - лишняя обуза, а лодки - самая необходимая вещь. Поддержание этих дорог в порядке очень дёшево и выгодно. Главное, ничего не делать и беречь лес, особенно вдоль берегов.

    А вот что, действительно, дорого всегда было на Руси, так это дороги. Потому и назвали так: дорога - то, что дорого стоит. Да и для чего их строить, чтобы гостям из-за кордона приятнее было? Но ведь натура у них такая, попав в тайгу, начнут требовать, крекеры, чипсы, тосты, кофемашину и биде, на удивление белкам. А на русских смотрят, как на чудовищ. Мы, впрочем, не возражаем никогда. Не принято это у нас.

    Только вот дороги строить, чтобы иностранцам легче было Русь завоёвывать - уж, извините. Русские так строили свои корабли, что ходить они могли и по морям, и по рекам. Нас вода ведёт. Поэтому и в древности седой, и сейчас пути наши те же. Но историки и политики испытывают пристальный интерес лишь к одному из них. В средневековье он был известен как путь «из варяг в греки».

    К пути «из варяг в арабы» того же времени гуманитарии равнодушны, не то, что «из варяг в греки». Знаменательный путь. Интересно, что, кто такие греки - в мире помнят, а кто такие варяги - решительно, забыли. Вообще, у нас так варежки на Севере называют. В них теплее, чем в перчатках. Ни арабы, ни греки, понятно, варяг не носят. Но русы их могут снимать, одевать и делать. Начинался путь «из варяг в греки» в северной крепости русов.

    На Севере у нас много крепостей, современных и древних. Например, Старая Ладога, на Волхове, рядом с Ладожским озером. Не одну осаду шведских и союзнических войск западных доброжелателей выдержала крепость (первая была в 1164 году), но так и осталась непобеждённой. Манипулировали ей лишь путём договоров, по смутным политическим причинам. Время это в истории России так и называют - смутным.

    Крепость воинской славы русских - Орешек, в истоке Невы. Внук Александра Невского, князь Юрий Данилович основал её в 1323 году. В Великую Отечественную войну 350 бойцов из гарнизона крепости 500 дней сдерживали фашистов, оберегая Дорогу Жизни, до самого снятия блокады Ленинграда. Перейти Неву враг так и не смог. В 1702 году Пётр Великий переименовал Орешек в Шлиссельбург или Шлюсенбург, народ откорректировал - Шлюшин.

    Сердоболь на Севере Ладожского озера - теперь Сортавала, из уважения к финнам. Крепость на Соловках - только предательство открыло туда путь нежеланным гостям. Выборг, построенный Гостомыслом, новгородским князем дорюриковых времён. Усть-Нарову в устье своенравной реки Норовы вспоминать не будем. Нарва теперь заграница. Зачем русским города? Такое впечатление, что им достаточно двух: город и Новгород.

    У нас «Новгородов» сейчас три штуки: Великий, Нижний и Неаполь Скифский - Симферополь современный, из уважения к грекам. А, Старый город, знаете где? Не догадаетесь, в Ольденбурге, в Нижней Саксонии, из уважения к немцам. В сохранившихся средневековых текстах, византийский император, Константин Багрянородный настаивает, однако, что крепость, с которой начинался путь русских к ним в Константинополь, называлась Невоград.

    Есть у нас один красивый город на севере, который потомки между Петром и Лениным поделить не могут. Нева бы всех, может, примирила? Самое трудное на этом пути было пройти пороги. И кто поджидал там русских? Невероятно, их предок, Рус - Бог речных порогов, или чудовище днепровских порогов, если кому-то так любо. Загадочный народ.


    Русская дорога

    На Руси долгое время было хорошо развито передвижение по воде. Это и не случайно: огромное количество озер и рек давало возможность организовать качественную перевозку пассажиров и грузов. Точную дату появления первого дорожного пути сегодня уже никто не скажет, ориентировочно это были VI-IX века. Дорога протяженностью 220 верст начиналась в Суздале и заканчивалась у Москвы-реки. В XII-XIII веках Владимир Мономах продлил ее до Киева. Дорога имела огромное значение для Руси. Только в XVII веке началось строительство дорог от Москвы. Они расходились, как лучи солнца, во все направления и соединяли столицу с другими городами. Позднее аналогичный принцип был использован и при строительстве дорог от других крупных городов.

    Дорожная сеть к XVI веку разрослась настолько, что встала острая необходимость в создании органов, способных ее контролировать. В 1516 году был основан Ямской приказ - главный орган госконтроля над грузоперевозками вплоть до 1730 года. В ведении приказа находились и почтовые отправления. К концу XVI века было обустроено порядка 300 ямских дворов, или «ямов», на которых, не покладая рук, трудились ямщики. Большинство путешественников XVI-XVII веков отмечали, что, несмотря на отсутствие дорог, особенно весной, осенью и зимой, ямская служба была организована прекрасно. Так, корреспонденцию из Москвы в Новгород ямщики доставляли за неделю, а в Архангельск - за 10 дней. В день по хорошей дороге ямщики проделывали путь в 100 верст (чуть более 100 километров).

    По всему протяжению дорог устанавливали верстовые столбы. На них обозначали расстояние, которое предстоит проделать путнику до ближайшего места «дозаправки»: населенного пункта или станции, где можно переночевать, сменить лошадей и пополнить запасы еды. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел перемерить расстояние между Москвой и своей летней резиденцией, которая располагалась в селе Коломенское. В качестве «разметки» были использованы очень длинные столбы. Отсюда и возник фразеологизм «верста коломенская» - так называют очень высоких людей худощавого телосложения.

    Грунтовые дороги с бревенчатыми настилами появились только в 1705 году, что уж говорить о мощеном пути! Только в 1820 году по мощеной щебнем дороге смог проехать первый дилижанс, а спустя 4 года дорогу назвали Московским шоссе. Одной же из самых протяженных дорог в мире становится Сибирский тракт. Он пролегает практически по всей территории России. Ежегодно по нему проходило более 20 тысяч странников и 18 тысяч арестантов, а также транспортировалось более 50 тысяч тонн груза. Кстати, о заключенных: если кто-то из них во время пути сбегал, его место занимал первый попавшийся на дороге мужик, так сказать, для «полного комплекта», поэтому крестьяне старались не ездить по Сибирскому тракту.

    В 1817 году Александр Первый утвердил правила устройства дорог. При ширине в 60 метров 20 метров отдавалось под проезжую часть, при этом на всем ее протяжении делали канавы. Царь повелел организовывать и придорожные аллеи, обязав крестьян посадить березы. На некоторых участках дорог, к слову, еще оставались так называемые «екатерининские» березы. Царица велела высаживать деревья, чтобы путники не сбивались с пути во время снега и непогоды. Кстати, первые дорожные налоги ввел еще Ярослав Мудрый. А вот о светофорах на Руси так никто и не услышал. Это чудо техники было впервые установлено в Ленинграде в середине января 1930 года на перекрестке Литейного и Невского проспектов. В Москве первый светофор появился на год позже.