Что делают с замечаниями. Как делать замечания подчиненным? Примеры, как правильно сделать замечание родителям

Давайте проанализируем, имеем ли мы право делать замечания чужим детям? Если – да, то как это сделать правильно, что можно и нельзя говорить чужому ребенку. В каких ситуациях вмешательство постороннего взрослого просто необходимо и как нужно себя вести с родителями, которые не желают реагировать на ваши замечания? Выделим основные правила поведения и общения с детьми.

Грустно, что современные детки о вежливости знают намного меньше, чем дети предыдущих поколений. Часто люди возмущаются и даже теряются от бесcкультурных и невежественных поступков или изречений чужих детей в общественных местах. Но что можно сделать в ситуации, когда замечание так и хочется выразить? И возможно ли это сделать по отношению к чужим детям, и главное – как это сделать тактично и вежливо?

Вправе ли мы делать замечания чужим детям

В прошлом году (в 2017) достаточно длительное время в Интернете ходило видео: в очереди к кассе ребенок толкал продуктовой тележкой одного мужчину, при этом мама ребенка не проявляла никакой реакции. После того, как терпение мужчины закончилось, он взял пакет молока и вылил его содержимое на меленького хулигана. Такое поведение мужчины разделило пользователей сети на две оппозиции. Одна оппозиция горой стояла за ребенка, которого в любом случае должна защитить мама, другая – поддержала мужчину, мол, таких детей и их мамочек нужно ставить на место.

Но кто в этой ситуации прав и как нужно вести себя человеку?

Вот это видео: если вы не будете учить своих детей, это будут делать другие

На самом деле, вмешиваться или не вмешиваться – решать каждому самостоятельно в силу воспитанности. Здесь нужно осознавать, что поучение чужих детей – не ваша забота, это должны выполнять их родители. Поэтому любые жалобы можно предъявлять исключительно родителям. Но все же, бывают случаи, когда вмешательство должно произойти:

  • Если родителей ребенка поблизости нет , а ситуация требует немедленного реагирования со стороны взрослых людей;
  • Если родители просто не хотят ввязываться , к примеру, считая, что ребенка невозможно и не нужно воспитывать до пятилетнего возраста. А в это время ситуация требует разрешения;
  • Когда поведение ребенка может повлечь материальный вред для других людей . К примеру, вы – сотрудник магазина, мама ребенка отлучилась в другой отдел за продуктами, а в это время ее дите бегает с дорогостоящим товаром;
  • Когда поведение ребенка может причинить физический вред вашему чаду, вам либо другим людям . Да, случается и такое. К примеру, часто возникают случаи, в которых мама постороннего ребенка увлеченно разговаривает по телефону или с подругами и совсем не замечает, как ее дите начинает бить, толкать вашего. Вследствие этого ваш ребенок может получить травму, и здесь совсем не нужно чего-то ожидать, поскольку цена ожидания – здоровье вашего ребенка;
  • Когда чужой ребенок нарушает комфортное состояние и удобство других людей . К примеру, в автобусе своей обувью пинает вашу сумку, намеренно громко похрустывает чипсами рядом с вами в кинозале, стучит по вашему сиденью ногами.


Но нужно разграничивать случаи, в которых дети могут себя вести намеренно неприлично или соответствующее возрастным особенностям. К примеру, если ребенок бегает по холлу больницы (помещению банка, магазина и проч.), то это вполне естественное его поведение, ведь все дети активные и веселые, и для них естественно - бегать и веселиться…

Совсем другая ситуация, когда ребенок ведет себя плохо, при этом родители не обращают на это никакого внимания. Именно последнее может привести к ощущению вседозволенности и прочим последствиям.

Какой можно сделать вывод? Границы поведения должны быть у каждого ребенка! Эти границы, которые подразумевают выполнение общественных правил, могут сделать из нас человека вежливого, доброго и человечного.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помимо этого, не стоит забывать, что моральные законы существуют, поэтому, если дети их нарушают, то должно быть и наказание, или хотя бы, порицание. Хотя, тут уж дело за родителями.

Как нужно делать замечание ребенку

Рассмотрим 7 главных правил взаимодействия с детьми, какие замечания можно делать, как их нужно делать, что можно высказывать и делать по отношению к чужому ребенку, а что категорически воспрещается.

Если ситуация дошла до крайней точки вашего терпения и вы хотите выразить недовольство, соблюдайте следующие правила:

  1. Всегда анализируйте . Если ситуация не требует немедленного разрешения, вероятно, и не нужно вмешиваться? Попробуйте поставить себя на место его родителей и выяснить: а правда ли действия ребенка настолько хамские, а может это его возрастное поведение?
  2. Все свое недовольство направляйте к родителям ребенка . Делайте замечание ребенку тогда, когда родители не реагируют на ваши жалобы, и других способов остановить ситуацию вы не видите.
  3. Разговор с ребенком ведите в вежливом тоне . Не допускайте агрессию, рукоприкладство, крик и оскорбления. Бывают, опять же, случаи, когда чужой ребенок с явной агрессией нападает на вашего ребенка, но это исключительные ситуации. Часто обычного разговора хватает.
  4. Ваше порицание и разговор не привели к должному результату, при этом родители не отвечают – немедленно отойдите в сторону и не создавайте конфликтную ситуацию . Ваша миссия на этом окончена, пусть это останется на совести его родителей, к тому же плоды такого поведения пожинать будут они.
  5. Не давайте оценку поведения чужих детей . Не нужно объяснять им, что они ведут себя плохо. Важно – пресечь сам факт отвратительного поведения, высказать ваше неприятие.
  6. Старайтесь разъяснять чужому ребенку его неправильное поведение так, как собственному . Нужно представить, что вы учите своего ребенка, ведь он слышит и понимает вас именно потому, что вы это делаете максимально точно и понятно, с нотками любви.
  7. Старайтесь держаться в рамках дозволенного . Безусловно, позиция родителей, которые не отвечают на отвратительное поведение своих детей (порой, и высказывания типа “не лезьте в чужое дело”, “он еще маленький – вырастет — поймет”), часто раздражает, вызывает чувство несправедливости. Но ваша задача – оставаться тактичным человеком, показывать пример своим детям.

Запомните: самый результативный метод борьбы с грубиянами – быть отличным примером вежливого поведения, несмотря ни на что!

Как необходимо вести себя с родителями чужого ребенка, который не реагирует на замечания

Как обычно случается, родители “в штыки” воспринимают порицание своих детей чужими людей. А иногда бывает – замечания исходят несправедливо, просто такой характер у человека, которого раздражает нахождение рядом чужого ребенка.

Но зачастую замечания от посторонних людей справедливы и нуждаются в немедленной реакции родителям ребенка. Главное – правильно делать эти замечания, чтобы у родителей не появилось желание нахамить вам в ответ просто из принципа. Как именно делать замечания?

Примеры, как правильно сделать замечание родителям:

  • Наши детки не в состоянии поделить горку (качели), давайте поможем им организовать очередность.
  • Между детьми сейчас возникнет ссора, посмотрите, нет ли среди них вашего ребенка?
  • В этой ситуации нам без вас не справиться!
  • Ваше вмешательство очень необходимо!
  • Не могли бы вы, на время поездки, придержать ножки своего малыша?

И тому подобное…

Как видно, ваше действенное оружие в борьбе с невоспитанными детьми и их родителями – тактичность и вежливость. Поэтому в случаях, когда родители услышали и поняли ваши замечания, вовремя пресекли нехорошее поведение ребенка, то и дальнейшие ваши поучения и комментарии не нужны. Кстати, даже если они вас не услышали и не приняли на свой счет ваши жалобы, то не стоит продолжать делать замечания, это не имеет смысла, явно может назреть конфликт.

Если же родители сорванца грубо отправили вас «ловить бабочек», «пинать бамбук» и проч., опять же – в дальнейших замечаниях и комментариях нет необходимости, потому что нет смысла – просто уходите, нервы будут целее.

Многие из нас сталкивались с неприятной ситуацией, когда просто необходимо сделать замечание другому человеку. Более того, мы считаем это своим долгом, ведь наше замечание может изменить не только ход дел, но и судьбу другого человека. В данном случае речь идёт о конструктивной критике. Но ведь есть и другая, деструктивная критика.

Существуют два вида критики – конструктивная и деструктивная.

Конструктивная критика . В данном случае человек способен донести до другого ошибочное представление о чём-либо, тем самым помогая ему исправить ситуацию и направив на нужное русло. Такая критика подкреплена объективными, доказанными временем или практикой фактами и обстоятельствами, и делается она лишь во благо.

Деструктивная критика. Такая критика не ставит перед собой цель, как-то помочь другому человеку. Здесь доминирует желание задеть самолюбие адресата, показать собственное превосходство, основанное на личных представлениях. Как правило, такая критика, не имеет ничего общего с истиной и лишь оскорбляет человека.

Понятное дело, что когда мы хотим сделать замечание, исходя из благих целей, мы должны задуматься о конструктивной критике, ведь только она будет полезна адресату, которому мы высказываемся, и не обидит его. Однако в конструктивной критике существуют определённые правила, которые должен знать каждый, кто хочет помочь человеку, сделав ему замечание.

  • Критика должна исходить из благих целей . Т.е. если мы делаем замечание другому человеку, то мы должны понимать, что это должно ему помочь. Наша критика не должна оскорбить человека и обидеть его. Она должна быть во благо ему.
  • Вежливость и тактичность в критике – самое лучшее оружие. Если Вы и хотите высказать недовольство человеком или его поступком, сделать ему замечание, то помните – оно должно быть тактичным и вежливым. Никаких грубых слов, угроз, и даже предупреждений, в конструктивной критике быть не должно.
  • Никогда не высказывайтесь негативно в отношение отсутствующих . Правильная конструктивная критика должная быть направленна на конкретного человека и высказана ему в лицо (желательно с глазу на глаз, чтобы человек не почувствовал неловкость). Иначе, высказываясь не слишком лестно, об отсутствующем человеке, Вы может лишь прослыть сплетником, и даже трусом.
  • Ваша критика должна быть субъективной . Т.е. нужно понимать, что критика должна исходить только от Вас – говорить за других людей, тем более утверждать «все так считают», Вы не должны. Вы не только можете ошибаться, но и поставить себя в очень неловкое положение. В итоге, такая критика, не поможет ни адресату, ни Вам.
  • Всегда начинайте фразы со слов: «Я думаю, поступил(а) бы….», «Мне кажется, представляется….» и т.п. Так Вы не только покажите человеку, что это сугубо Ваше мнение , но и даёте понять, что критика исходит лишь из желания помочь. Никак не навредить.
  • Не давите на человека. Не стоит настаивать на том, чтобы человек немедленно прислушался к Вашей критике, и сделал, как Вы хотите. Каждый из нас наделён разной скоростью усвоения знаний, следовательно, будет правильным адресату нашей критики, оставить время на обдумывание и принятие собственного решения, которое будет взвешенным и устойчивым.

Сделать замечание и не обидеть человека – задача не из простых. Но при правильном подходе, с ней может справиться абсолютно каждый. Главное понимать, что Вы хотите помочь человеку, а не навредить ему.

Мы все бываем «замечательными» в том смысле, что замечаем у других много того, чего не видим у себя. И стараемся это исправить, указать на это, часто не очень корректно и доброжелательно. Когда наше замечание действительно необходимо, а когда лучше лишний раз промолчать? Поговорим сегодня об этом.

Меня называют очень правильной. Если что-то вокруг меня неправильно, несправедливо — я вмешиваюсь. Ребёнок в автобусе балуется, кричит, всем мешает — я делаю замечание родителям. Разве можно позволять такое ребёнку? Кто-то нагло лезет без очереди — я не могу промолчать. Но часто в ответ я получаю грубость. Почему? Я же с лучшими намерениями! Скажите, когда всё-таки допустимо, а когда недопустимо делать замечания? Надежда, 55 лет, Тула.

Стоп, тут моя граница!

Вопрос неоднозначный. В первую очередь, надо ориентироваться на то, нарушает ли тот, кому вы делаете замечание, ваши (или других людей) личные границы, или вы по своему внутреннему своду правил просто считаете, что он «неправильно» себя ведёт. В первом случае — да, допустимо и даже нужно попросить (или потребовать) человека изменить своё поведение. Например, вы едете в автобусе, и пьяный полуспящий мужчина завалился на вас. Вы же не будете молчать? Нарушили ваше личное пространство! В театре вы поглощены действом, а ваши соседки без конца разговаривают, шуршат, жуют. Это тоже явное нарушение границ! А вот другая ситуация: ваш коллега пришёл на работу в «неподобающей», на ваш взгляд, одежде. Если вы не начальник и в ваши обязанности не входит следить за соблюдением дресс-кода, то это не нарушает ваши личные границы никак. Если вы начнёте отчитывать коллегу, то вы нарушите его границы. Эстетическое чувство оставьте при себе — вкусы у всех разные.

Если делать замечание, то как?

Бывают ситуации, когда нужно вроде сделать замечание, но так, чтобы не обидеть человека. Нет грубого нарушения границ, но всё-таки есть необходимость высказать своё мнение. Почему люди часто агрессивно реагируют на «доброжелателей», вмешивающихся в их жизнь? Почему всем так не нравятся замечания от посторонних людей? Потому что «замечание» подразумевает позицию «сверху»: вы — всезнающий человек и «истина в последней инстанции» — диктуете другому человеку, как ему себя вести. Вы становитесь в позицию «родителя», а того, кому делаете замечание, ставите в позицию несмышлёного ребёнка. Кому ж это приятно? Но доносить информацию до «адресата» нужно так, чтобы не задевать его чувство собственного достоинства. Есть в психологии простой, но очень эффективный приём, — сначала похвали, потом покритикуй. Возьмём ситуацию — ребёнок плохо ведёт себя в автобусе. Можно обратиться к малышу, попробовать его отвлечь, сказать, какая у него красивая машинка (кукла), а потом сказать, что такой симпатичный мальчик (девочка) должен быть вежливым и воспитанным. Обращаясь к ребёнку в данном случае, вы всё равно обращаетесь к его родителям.

Давайте теперь разберём разные ситуации, когда можно вмешаться, а когда — не стоит.

Коллега приходит на работу с запахом перегара или нетрезвым. Прежде чем дать волю «праведному гневу», подумайте: а вдруг у человека что-то случилось? Может, коллега «запивает» депрессию или перебрал на дне рождения друга? Выясните осторожно, но будьте готовы к тому, что человек не раскроет перед вами душу. Вы можете доброжелательно сделать замечание, перед этим сказав что-то хорошее.

Резкая критика редко помогает, только если человеку действительно нужна хорошая «встряска».

Но надо быть тонким психологом, чтобы понять, что эта встряска действительно нужна!

Ваш близкий человек набирает лишний вес. За этим тоже могут стоять проблемы. Что «заедает» ваш родственник, какую тоску? А может, у него нарушение обмена веществ (это тоже случается)? Если проблем со здоровьем всё-таки нет, то человек просто расслабился. Ну как бывает: вышла женщина замуж, родила малыша, покормила грудью. Прошёл год-два, а женщина не хочет входить в форму: тортики на ночь, бутерброды, лёжа у телевизора. А муж стройных любит! Конечно, стоит сделать замечание чётко, ясно, но не обидно. Если муж говорит жене «ну ты и растолстела, ужас!», женщины на это обычно обижаются и приводят «контраргументы». Подумайте, как помочь: может, вместе перейти на здоровое питание, купить тренажёр?

Хулиганы пристают к прохожему. Здесь, конечно, нет оправданий, и замечание сделать нужно. Ну или хотя бы привлечь внимание людей к инциденту, позвонить в полицию. Пожелание: делать это твёрдо и уверенно, но не агрессивно, потому что агрессия рождает агрессию, а у хулиганов тем более.

Человек бесцеремонно лезет без очереди (в соцучреждении, магазине). Он может сильно спешить, находиться буквально в «аховой» ситуации или, может, минут 15 назад он был уже «на приёме», сейчас бегал за какими-то документами, а вы этого не видели. Но поскольку человек не просит пройти без очереди, а идёт напролом, совершенно уместно сделать ему замечание или задать вопрос.

Ребёнок плохо ведёт себя в общественном месте , мешает другим людям, а родители не предпринимают попыток утихомирить чадо. Сейчас очень много детей с неврологическими отклонениями, гиперактивностью и т. д. Со стороны некоторые болезни действительно выглядят как плохое воспитание. Если вы не детский невролог или психолог, а обычный прохожий, вы не увидите разницы. Родители таких детей и сами переживают за всё это, а когда ещё посторонние люди начинают читать нотации, мол, вы плохо воспитываете ребёнка, может стать совсем больно и очень обидно.

Если ребёнок всё-таки нарушает ваши границы, например, в автобусе размахивает игрушкой и уже чуть не порвал вам колготки, или бьёт по сиденью ногами, кричит вам чуть ли не в ухо и т. д., то стоит попросить родителей успокоить ребёнка. Ведь можно это сделать и без «лекции» на тему воспитания. Ваша лекция родителям вряд ли чем поможет, а вот сделать так, чтобы не мешали лично вам, вы вправе.

Только цифры

Люди сотканы не только из достоинтв, но и из недостатков. Абсолютно все. Но многие об этом даже не догадываются. Стоит ли открывать окружающим глаза на их несовершенство? И если да, то как сделать это потактичнее?

Каждый из нас так или иначе сталкивается с критикой. Мы критикуем, нас критикуют… Здоровая критика крайне необходима для развития личности. Но как сделать замечание, но при этом не обидеть человека? Запомните основные ошибки, допускаемые при критике. Разберем основные правила, как не испортить отношения со своими близкими, на практических примерах из жизни и бизнеса.


«Ты с ума сошел?! Выбрось эту дрянь или отправишься следом за этой лягушкой с балкона!..»

Как правильно? «Спасибо, сынок, за внимание и подарок. Но лягушек даже для самых близких людей ловить не стоит, ведь они же живые...»

В чем разница? Даже в плохом поступке, при желании, можно найти что-нибудь хорошее. Однако сладость в этой пилюле должна быть настоящая, а не из заменителя сахара. Не стоит хвалить человека для галочки, ведь если он сочтет похвалу необоснованной, то и последующую критику не воспримет всерьез.


«Вы не должны допускать подобных промахов»

Как правильно? «Мне кажется, что вам следует внимательнее смотреть на паспортные данные при заполнении документов».

В чем разница? Используя так называемые «Я-утверждения», вы акцентируете внимание критикуемого именно на своем мнении, ясно давая понять какая именно ситуация или поступок вы считаете не самым удачным. Во-первых, вы не обидите человека; во-вторых, если ваше мнение является для критикуемого авторитетным, он обязательно учтет свои ошибки; а в-третьих, он будет знать о какой именно ошибке идет речь. Я-высказывание - когда мы говорим о своем состоянии и своих чувствах от первого лица, например, "Я очень злюсь, когда подчиненные допускают нелепые ошибки".


«Ты дармоед, я слишком много плачу тебе, чтобы ты целыми днями слонялся по офису и трепал языком!»

Как правильно? «Я считаю, что вы слишком много времени проводите за беспредметными разговорами, а отчет за прошлый месяц до сих пор еще не готов».

В чем разница? Ни в коем случае не обобщайте - лучше говорить о фактах, чем о мнениях, о поведении, а не о человеке в целом. Никогда не переходите на личности: «глупый», «бездельник», «лодырь», «дурак» и т.д. Каждый может согласиться, что он ошибся, особенно если все факты налицо, но никто не согласится с тем, что он - плохой. Как только человек услышит слово, обижающее его, он перестанет воспринимать критику и сосредоточится на мысли, что бы вам такое ответить... Не бойтесь выражать свои эмоции, если это поможет человеку понять вашу позицию в спорном вопросе. Вы можете вести себя абсолютно искренне, открыто говорить, что вы на самом деле чувствуете. Ваши выражения могут варьироваться от «Как жаль, что так получилось» до «Я в шоке от этого!». А между ними: «Эта ситуация выводит меня из себя», «Это меня страшно злит», «Должна вам признаться, что я прихожу в бешенство», «Мне это неприятно» и тому подобное. Все эти реплики - подходящее начало для того, чтобы у собеседника возникла возможность со всем вниманием отнестись к силе и «окраске» ваших эмоций и сделать свой вклад в реальное решение проблемы. Но, тем не менее, контролируйте свою агрессивность, помните, что ваши слова не должны касаться личности собеседника.


«Спасибо, все было вкусно, но суп был недосолен, каша пригоревшая, вместо рыбы, лучше было бы приготовить мясо».

Как правильно? «Спасибо все было замечательно. Если следующий раз еще и каша не будет похрустывать, все будет просто идеально».

В чем разница? Слово «но» психологи называют словом-бомбой. Оно разрывает критичное предложение на две части, причем объект критики, едва услышав «но», вторую часть фразы начинает додумывать сам, почти не слушая твои замечания. Возможные варианты продолжения зависят лишь от степени его самоуверенности и пределов фантазии. Имейте в виду, что это «но», сказанное женщине, вложившей всю душу в приготовление этого ужина может стать для вас причиной большого скандала, сильной обиды на вас и т.д.


«Если вы будете продолжать прикреплять к презервативам инструкцию степлером, то никогда не сможете сбыть этот товар».

Как правильно? «По моим многолетним наблюдениям, прикрепление к презервативам инструкции с помощью степлера несколько портит внешний вид товара и затрудняет продажи».

В чем разница? Идеальная критика — это не едкое замечание, а дружеский совет. Только тогда она воспринимается как конструктивная. Единственное условие - чтобы давать такие советы, Вы должны обладать должной степенью профессионального авторитета. В противном случае они будут восприниматься с легким ехидством и, скорее всего, игнорироваться. Если же Вы твердо уверены в том, как делать правильно, но боитесь быть воспринятым несерьезно, преподнеси свои замечания так, как будто ты сам недостаточно информирован и спрашиваешь совета. Например, сделав круглые глаза, удивленно осведомись: «А разве новый сорт латекса, способный выдержать удар ножа, уже поступил в продажу?» Этот же способ отлично работает, если волею судьбы замечание нужно сделать начальнику.


«Ты допустил грубую ошибку, вложив все наши сбережения в банк "Чудо прибыль"»

Как правильно : «Ты - предусмотрительный и домовитый. За время нашего знакомства ты зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Потому меня очень удивило твое желание пожертвовать все наши сбережения банку с сомнительной репутацией, не посоветовавшись со мной».

В чем разница? Доброе слово, как известно, и кошке приятно. Люди же ценят его еще сильнее, особенно в ситуациях, когда фактически не вправе на нечто подобное рассчитывать. Начав с комплимента, ты деликатно смягчишь любую критику. Поняв, что его ценят несмотря ни на что, человек, допустивший глупость, предпримет все возможное для устранения оплошности. Правда, вводный комплимент должен быть достаточно скромным, чтобы критика была принята и услышана.


«Отличное колечко, гораздо дороже того, что преподнёс мне бывший накануне нашего расставания!»

Как правильно: «Великолепное, изысканное и, главное, со вкусом подобранное!»

В чем разница? Раздавая похвалы, нужно быть безотносительным и избегать сравнений с другими людьми. Подобные пассажи легко разрушают комплимент, превращая его в нечто среднее между легким упреком и ехидной подколкой. Единственное исключение - сравнение с недостижимым идеалом, например, с героем кинофильма или признанным авторитетом в затронутой области. «Ах, какое прекрасное колечко! Оно почти такое же как у героини моего любимого фильма! Я всегда мечтала о таком!».


В критике главное конструктивность, тактичность и доброжелательность, желание помочь человеку исправить ошибку, а не подколоть побольнее. Помните об этом, делая замечание другим.


Валентина Коренная

Выговоры зачастую имеют более долгоиграющие последствия, чем это может показаться на первый взгляд. Падение эффективности труда, явный или скрытый конфликт работника с руководством, обострение обстановки в коллективе, сплетни - вот далеко не полный перечень неприятных моментов, к которым может привести некорректно сделанное замечание.

Поэтому в некоторых случаях, например, если сотрудник, до этого дня отличавшийся безукоризненной пунктуальностью, вдруг опоздал, выговор можно не делать вовсе. Вполне возможно, что произошедшее – не более чем досадное исключение из правил и ситуация нормализуется без каких-либо усилий со стороны руководства.

Однако если промахи сотрудника повторяются и приобретают систематический характер, серьезного разговора не избежать. В таких случаях стоит помнить о следующем. В ст. 192 Трудового кодекса РФ регулируются дисциплинарные взыскания, которые можно применить к подчиненным. К таковым относятся: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Юридическую силу имеют только те замечания и выговоры, которые сделаны в письменной форме.

Время и место

Если же решено сделать выговор в устной форме, стоит помнить о нескольких простых правилах, которые помогут избежать эскалации конфликта. Совершенно недопустимо делать сотруднику замечание в присутствии третьих лиц. Такие разговоры должны происходить только с глазу на глаз. «Показательная выволочка» будет вдвойне неэффективна, поскольку скорее выведет из себя, чем устыдит провинившегося, а коллегам будет неловко слушать подобные вещи. Можно даже не упоминать о том, как замечания, сделанные прилюдно, влияют на эффективность работы в группе.

В идеале замечание должно быть сделано сразу после совершения проступка. Однако сначала нужно выяснить все обстоятельства произошедшего и только потом – действовать. Всегда остается вероятность, что сотрудник не опоздал, а пришел на работу заранее, но был задержан начальником соседнего отдела.

…юридическую силу имеют только те замечания и выговоры, которые сделаны в письменной форме…

Самому человеку, собирающемуся сделать выговор, следует предварительно успокоиться и собраться. Ни в коем случае не стоит отчитывать сотрудника, будучи взвинченным и раздраженным, – подобное поведение скорее приведет к конфликту, чем к устранению причины разногласий.

Лексика и поза

После того как причины проступка выяснены до конца, можно переходить непосредственно к замечаниям. Если нарушения носят поведенческий характер, следует сделать упор на корпоративные нормы, а не переходить на личности. Особо стоит подчеркивать тот факт, что определенные вещи неприемлемы в данной конкретной компании, а не то, что сотрудник по жизни делает что-то неправильно.

Замечание должно быть максимально обезличенным. Для более полного понимания можно привести рациональные аргументы, например, показывающие, как опоздания одного человека негативно сказываются на работе отдела.

Резкость и грубость совершенно недопустимы. В зависимости от темперамента сотрудника, в ответ можно получить:

  • хамство и заявление об увольнении по собственному желанию в тот же день (от холериков);
  • методичное настраивание коллектива против руководителя (от сангвиников);
  • уход в себя и падение работоспособности (от меланхоликов);
  • молчаливое сопротивление (от флегматиков), а также целый букет других проблем.

Ничто из перечисленного не способствует нормальному рабочему процессу. Как бы серьезен ни был повод, по которому сотруднику выносится выговор, форма выговора должна быть максимально корректной.

Выговоры не воспринимаются сотрудниками так остро, если позиционируются, как попытка помочь. Непосредственно перед замечанием можно упомянуть об успехах провинившегося, которые были замечены коллегами и начальством, а потом уже переходить к сути проблемы. Закончить разговор также желательно на позитивной ноте. Если сотрудник приносит извинения, следует их благосклонно принять.

Требуем справедливости

Перед тем как сделать выговор, следует иметь в виду немаловажную деталь. Наказать одного сотрудника можно только за то же самое, за что наказали другого. За одинаковый проступок недопустимо отчитывать одних, а другим спускать его с рук. Справедливость одна на всех, и никаких исключений здесь быть не может. Такие вещи в коллективе не забываются очень долго, а заодно крайне негативно сказываются на отношении к начальству.

Наконец, для того чтобы самый корректный и тактичный выговор все же привел к желаемому результату, нужно:

  • четко выяснять фактическую сторону дела, чтобы не попасть впросак своими замечаниями;
  • поставить сотрудника в известность о нарушении им корпоративных норм своевременно, не дожидаясь, пока проблема станет хронической;
  • при необходимости ввести процедуры, которые поз­волят контролировать ситуацию в перспективе.

И самое главное: стоит помнить о том, что в деле общения с людьми нет и не может быть схем, безотказно работающих в 100% случаев. Ни для кого не секрет, что одни и те же замечания у разных сотрудников могут вызвать совершенно разную реакцию. Перечисленные выше советы не являются панацеей, но они помогут найти баланс между желанием указать подчиненному на его ошибки и сохранить комфортную атмосферу в коллективе.

Анастасия Иванец, эксперт журнала "Консультант"