В чем специфика деструктивной и конструктивной критики. Деструктивная критика. Примеры конструктивной критики

Структура делового письма

Простое письмо - это малообъемный документ, в котором рассматривается только один вопрос. Сложное письмо - многоаспектный документ, в котором рассматривается несколько вопросов. Такое письмо может состоять из двух и более страниц. Однако каким бы письмо ни было, в нем просматривается простая структура - три части. В первой приводятся мотивы подготовки письма, ссылки на факты и события, решения вышестоящих организаций и другие аргументы, послужившие основанием для составления документа. Во второй части излагаются выводы, просьбы, предлагаются решения. В третьей может формулироваться ожидаемый результат, констатироваться отказ, отклонение предложения и т.п. В отдельных случаях письма могут содержать только первые две части, иногда только вторую.

Тексты сложных, многостраничных писем могут разбиваться на разделы, пункты, а при необходимости - и на подпункты. Следует указать на важность деления текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части документа. Правильная разбивка текста на абзацы облегчает его чтение и понимание. Для современной деловой переписки характерна подготовка простых писем, в которых обычно рассматривается один вопрос. Письмо, как правило, не должно занимать более одной страницы формата А4.

12. Понятие о конструктивной критике в деятельности педагога + примеры.

Конструктивная критика – это высказывания, указывающие на недостатки в действиях кого-либо, основанные на соблюдении этических норм и правил.

Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.

«Я рад, что именно вы взялись за этот перевод. Но, к сожалению, я увидел в тексте несколько ошибок. Вот эта фраза переведена близко к оригиналу, но по-русски так сказать нельзя. Правильнее было бы сделать так…».

(ну и тут можно любой свой придумаете)

Деструктивная и примеры

Деструктивная критика представляет собой высказывания, имеющие пренебрежительные, оскорбительные суждения о человеке. Высказывание может носить агрессивный характер, также присутствует осмеяние поступков, дел.

Виды:

Неуважение – критика высказывается грубо и агрессивно.

Фатальность– не признаются альтернативные точки зрения, все воспринимается в крайностях.

Неуместность – критерии оценки к делу не относятся.

Туманность – оценки даются общими суждениями без уточнений.

Необъективность – критик уверен в своей правоте и не признает того, что может ошибаться.

Деструктивная критика может быть

· непреднамеренной
(по недомыслию, бестактности, под вилянием сильных чувств, недоразумению),

· осознанной
(направленной на получения определённых выгод, как психологических, так и иных, в том числе и материальных).

(виды и какая она может быть, я написала. Но не знаю что из этого подходит)

Примеры (посмотрите, это чисто для примера, чтоб понимали как она выглядит и придумайте свое, я не нашла примеров)

Любое пренебрежительное или оскорбительное суждение о личности человека (так называемые «Ты-высказывания», например,- «Ну,ты гад!»)
2.осуждение или осмеяние дел, поступков («у тебя руки не из того места растут»)
3.осуждение или осмеяние значимых людей («Твои дети всегда отличались невоспитанностью», «У тебя не дети, а потомки Дракулы»)
4.осуждение, поношение или осмеяние социальных общностей («МГУшники чванливые», «все журналюги – пройдохи и сволочи!»)
5.осуждение или осмеяние идей («Ну, да, вы же - радикал!», «Здравствуй, наша фрейдиста!»)
6.осуждение, поношение или осмеяние значимых произведений искусства («И ты эту фигню читаешь!», «Я и позабыл, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс –твои кумиры!»)
7.осуждение или осмеяние материальных объектов («Да, сдалась тебе эта дача!»)



1. риторические вопросы, направленные на обнаружение и исправление недостатков («Тебене приходит в голову, что это глупо!»)
9.упоминания о фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить или повлиять (например, национальная, социальная, расовая принадлежность – «Ну, ты -чукча!»), упоминания о городском или сельском происхождении (« Смотрите-как,гараадская» или «А, ты ж немееестный»), упоминание о противоправном поведениикого-то из семьи («Все вы - уголовники»), высмеивание конституции («Дылда», «У кого четыре глаза, тот похож на водолаза», «Глухой, как пень»)
10.безобидные ссылки и намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные человеком в прошлом, шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн. («Пришёл наш семейный ловелас. Где шлялся, сколько юбок посчитал?»)

Мы вчера уже писали статью о том, . Что бы вы не делали — вас будут критиковать. Причем критиковать и делать замечания будут даже тогда, когда ты уже добился каких-то существенных успехов в новом деле. То есть вовсе не вседа критика бывает действительно по делу.

Представь себе ситуацию. Ты к чему-то стремился, у тебя только-только что-то получилось и вдруг появились люди, которые начинают ругать , высказывать негатив и недовольство по поводу твоей инициативы. Это может выражаться по-разному. Начиная от того, что «ты чем-то не тем занимаешься» и заканчивая «это никому не будет нужно». Одним словом , чтобы продолжать поступать по- своему без оглядки даже на подобный негатив со стороны.

В первую очередь нужно понять, что возникновение критики — это нормально . Не ошибается лишь тот, кто вообще ничего не делает. Ровно также как и критику обычно получает тот, кто занят делом. Не зря в народе есть поговорка: «Инициатива наказывает инициатора». В этом смысле само наличие критики — это не так уж и плохо. Значит вы что-то сделали и получчили реакцию. Возможно неадекватную или болезненную, но зачастую это лучше, чем ничего.

Критика от компетентных и знающих свое дело людей будет более ценной. В таком случае их критика будет конструктивной и будет нести полезные советы. Зачастую критика несет очень ценные идеи и мысли о том, как сделать что-то лучше. К людям, которые говорят дело — следует прислушиваться.

Но бывают случаи, когда критика носит деструктивный характер по тем или иным причинам. Возможно, тобой хотят или же просто человек был не в адекватном состоянии и вы попались к нему под горячую руку. Все мы люди и нельзя сбрасывать со счетов так называемый человеческий фактор. Всегда нужно думать, была ли та или иная критика реально конструктивной и следует ли к ней вообще прислушиваться. Разобраться в мотивах критика тебе поможет и логика. Нужно не только прислушиваться к критике, но и уметь . При этом нужно , которое не обязательно будет совпадать с мнением окружающих людей.

Признаки неконструктивной критики

Когда тебя критикуют и несут один негатив и при этом не предлагают никаких альтернатив — явный признак неконструктивной позиции, которую можно смело приравнять к информационному шуму и никак на это не реагировать. А фразы вроде «ты занимаешься чем-то не тем», «у тебя ничего не выйдет» или «найди нормальную работу (в том смысле, что ты занимаешься ерундой)» — все это можно смело назвать пустыми фразами, на которые попросту нужно стараться не обращать внимание. Особенно если эти суждения не основаны на объективных фактах.

Иногда тебя могут критиковать из зависти или просто потому, что хотят, чтобы ты был похож на подавляющее большинство обычных людей. Порой неконструктивная критика может быть движима благими намерениями. Однако мы все знаем народную мудрость о том, что «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Нужно лишь знать, что всегда будут люди , которым искренне не будет нравиться то, что ты делаешь. Например, есть агрессивные противники смартфонов iPhone. Не смотря на то, что объективно iPhone — это традиционно то, что задает планку всему рынку смартфонов. Как бы не было круто то, что ты делаеш — всегда будут не только противники, но и даже ненавистники. Это — нормально.

Например, создателя доступного автомобиля Генри Форда в свое время считали чуть ли не душевно больным . Однако он не обращал внимание на эту критику и продолжал целенаправленно двигаться к своим целям. Тебя могут окружать разные точки зрения и может быть разная критика. Всегда нужно видеть во всем рациональное зерно, а на пустые эмоции или откровенный бред реагировать не следует.

Итак, деструктивная критика — это критика, которая скорее не помогает делу, а мешает ему. Подобная критика может быть направлена на то, чтобы подорвать твою веру в свои силы, унизить и так далее. Психологи относят деструктивную критику к одной из форм пассивно-агрессивного поведения, а также это может стать формой манипуляции.

К примеру, тебя оскоробили в расчете на то, что ты займешь оборонительную позицию, станешь допускать какие-то ошибки, а может быть вовсе вскоре откажешься от новой идеи. Опытные психологи советуют относиться к ложной и необоснованной критике без эмоций и рассматривать это как одну из форм манипулирования тобой. Если раскачаешься на эмоции — сможешь сделать то, что от тебя ждут. Сдержанность поможет тебе не впадать в эмоциональную спираль и позволит сохранить холодный ум для принятия взвешенных решений.

В конце концов, можно предположить, что человек, который тебя критикует вовсе не завидует и не пытается тобой манипулировать. Возможно его суждения в принципе неправильны или же он не обладает полной информацией по тому или иному вопросу. При таком раскладе следует или игнорировать критику или аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Часто ложной критике могут подвергаться люди, которые выбрали немного необычный жизненный путь. Простой человек видя, что ты от него отличаешься может из благих намерений попытаться тебя вернуть в ряды таких же «нормальных» людей как и он. Вот только кто определяет, что нормально, а что нет?

ЧТО такое деструктивная критика?

1.Любое пренебрежительное или оскорбительное суждение о личности человека (так называемые «Ты-высказывания», например,- «Ну,ты гад!»)
2.осуждение или осмеяние дел, поступков («у тебя руки не из того места растут»)
3.осуждение или осмеяние значимых людей («Твои дети всегда отличались невоспитанностью», «У тебя не дети, а потомки Дракулы»)
4.осуждение, поношение или осмеяние социальных общностей («МГУшники чванливые», «все журналюги – пройдохи и сволочи!»)
5.осуждение или осмеяние идей («Ну, да, вы же - радикал!», «Здравствуй, наша фрейдиста!»)
6.осуждение, поношение или осмеяние значимых произведений искусства («И ты эту фигню читаешь!», «Я и позабыл, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс –твои кумиры!»)
7.осуждение или осмеяние материальных объектов («Да, сдалась тебе эта дача!»)

  1. риторические вопросы, направленные на обнаружение и исправление недостатков («Тебе не приходит в голову, что это глупо!»)
    9.упоминания о фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить или повлиять (например, национальная, социальная, расовая принадлежность – «Ну, ты - чукча!»), упоминания о городском или сельском происхождении (« Смотрите-как, гараадская» или «А, ты ж немееестный»), упоминание о противоправном поведении кого-то из семьи («Все вы - уголовники»), высмеивание конституции («Дылда», «У кого четыре глаза, тот похож на водолаза», «Глухой, как пень»)
    10.безобидные ссылки и намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные человеком в прошлом, шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн. («Пришёл наш семейный ловелас. Где шлялся, сколько юбок посчитал?»)

Деструктивная критика

  • способна пошатнуть или разрушить веру в себя
  • не позволяет человеку самому определиться, что ему реально следует делать и как поступать
  • снимает личную ответственность
  • вызывает отрицательные эмоции (растерянность, беспомощность, смятение, боль etc)
  • вызывает желание защититься (словом или делом) и (или) дать сдачи

Деструктивная критика может быть

  • непреднамеренной
    (по недомыслию, бестактности, под вилянием сильных чувств, недоразумению),
  • осознанной
    (направленной на получения определённых выгод, как психологических, так и иных, в том числе и материальных).

ПОЧЕМУ трудно справится, когда мы оказываемся под гнётом деструктивной критики?

Любое высказывание - эмоционально-содержательно.
Деструктивная критика всегда имеет гипертрофированный эмоциональный элемент.
Если сравнить с ударом – это резкий сокрушительный удар, поэтому вызывает разный спектр переживаний и чувств, как правило, негативных.
Деструктивная критика - одна из форм агрессии.

Вопрос"s:

Есть среди нас такой счастливчик, который не попадал под сечу деструктивной критики?
Как часто Вы сталкиваетесь с деструктивной критикой в жизни, на сайте профи.ру?
Если не жалко, напишите несколько примеров деструктивной критики (мои примеры – ниже).

Что такое конструктивная и деструктивная критика? Как высказать свое мнение, не обидев человека? Или наоборот, как нам понять, что высказанное другим человеком мнение – конструктивная критика, а не стремление самоутвердиться за наш счет? Ведь сама по себе конструктивная критика является важным элементом роста личности. Она помогает выявить недочеты, пробелы, недостаток информации и многое другое. Но надо четко разделять понятие критики, чтобы понимать, о чем идет речь. Известна конструктивная и деструктивная критика, обратная связь и личные выпады. Давайте разберемся, что же такое конструктивная критика и как нею правильно пользоваться.

Понятие и содержание конструктивной критики

Вам высказывают мнение о результатах или процессе вашей работы, дают совет или оценку, и эти слова приносят пользу – вот что значит конструктивная критика .


Принципы конструктивной критики:

Уважение, то есть нет перехода на личности.
Учет нюансов, то есть критик признает, что оценить результат можно и другими способами.
Отношение к делу, то есть оцениваются конкретные аспекты дела.
Присутствие примеров.
Конкретность, то есть критика излагается детально.
Объективность, то есть критик не претендует на истину в последней инстанции.

Конечно, когда нас хвалят, это окрыляет, а когда критикуют, наоборот, охватывает уныние. Но как реагировать на критику – решать только вам нам самим. Любая критика может оказаться кладезем подсказок и направлений в развитии, исправлении ошибок, само совершенствовании. Правильная критика вдохновляет на новые результаты, заставляет двигаться дальше, раскрывает новые перспективы. Поэтому очень важно правильно подбирать критиков для своей работы.

Важно понять, что конструктивная критика основывается на высказываниях не о том, что получилось не так или плохо. А на том, как сделать лучше. Например, «Куда лезешь?» – это деструктивное высказывание. «Лучше пройти с этой стороны» – конструктивное.

Критика деструктивная

«Я привык смотреть на критику как на восхищение, смешанное с завистью». Фрэнсис Фицджеральд.


Деструктивная критика возникает тогда, когда критик не знает, как корректно выразить свою точку зрения, или вообще не понимает, о чем говорит. Хуже, когда возникает и то, и другое одновременно. Когда человек некомпетентен и берется раскрывать чьи-то ошибки, он чаще обнаруживает свои. Поэтому надо уметь различать, где конструктивная и деструктивная критика и правильно на нее реагировать.

Виды деструктивной критики

Неуважение – критика высказывается грубо и агрессивно.
Огульность – не признаются альтернативные точки зрения, все воспринимается в крайностях.
Неуместность – критерии оценки к делу не относятся.
Голословность – выводы не обосновываются, не приводятся примеры.
Туманность – оценки даются общими суждениями без уточнений.
Необъективность – критик уверен в своей правоте и не признает того, что может ошибаться.

Если человек, от которого исходит деструктивная критика, для вас малозначим, его можно игнорировать. Хуже, когда вам важно продолжать дальнейшее общение с ним. Ведь такая критика не дает нам возможности сохранить свое лицо перед критиканом и окружающими. Мало того, она концентрирует наши силы на борьбе с негативными эмоциями, лишает нас веры в себя. Пользы от этого никакой, а вот вреда очень много.

Личные оскорбления

Разобравшись, что такое конструктивная и деструктивная критика , давайте рассмотрим еще один инструмент, которым часто пользуются критиканы, но который к критике имеет весьма отдаленное отношение. Это личное оскорбление, то есть оскорбительные и нелицеприятные замечания со злым умыслом. Чаще всего к ним прибегают, когда заканчиваются аргументы, критикан невежественен или имеет массу предубеждений.


Что же делать, когда вы слышите суждения в свой адрес? Прежде всего, разберитесь, что это за суждения:

Деструктивная критика;
конструктивная критика;
личные выпады;
обратная связь.

А потом действуйте в соответствии с выводами. Если вы получили обратную связь, будьте за нее благодарны. Мало того, лучше искать ее самостоятельно, так как без обратной связи дальнейшее развитие очень затруднено.

Точно так же стоит искать источники конструктивной критики. Для начала научитесь ее распознавать и правильно реагировать. Каждый раз задумывайтесь, чему вас может научить такая критика. Выслушивать ее надо, постоянно взаимодействуя с критиком, просить его уточнить, прокомментировать, дать пример и т.д.

«Сам Бог не судит человека, пока не кончатся дни его». Сэмюэл Джонсон


Деструктивную критику надо игнорировать, если ее высказывает человек, не связанный с критикуемой работой. Если же связан, надо выходить на диалог, уточнить свою позицию. Личные выпады всегда нужно игнорировать и уходить от них, не поддаваясь на провокации.

На правах выводов

Мнение критикана – не всегда истинное. А если он высказывает его деструктивно – это отражение его внутреннего диссонанса, а не реальных фактов. Чтобы чужая критика вас не задевала, надо созидать свою самооценку на объективных фактах, а не мнении окружающих. Оно изменчиво, а мы можем не успевать за его изменениями. Но даже если высказывания имеют под собой основания, вовсе не обязательно сильно переживать по этому поводу.

Деструктивная критика всегда имеет негативный оттенок. При чем чаще всего – это проекция негативного состояния самого критикующего. Поэтому единственно верный путь в правильном восприятии критики – самопознания и самосовершенствование. Обдумывайте и анализируйте свои ошибки, созидайте себя и тогда конструктивная и деструктивная критика будет приносить вам только пользу.

Критика

Наряду с приемами обоснования тезиса искусство аргументаций предполагает также овладение рациональными приемами критики .

Критика - это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации .

По форме выражения критика бывает неявной и явной .

Неявная критика - это скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места. Сомнение в этом случае выражают примерно в такой форме: «Ваши идеи мне представляются сомнительными», «Я отношусь к Вашим утверждениям весьма скептически» и т.п. Просьбу об уточнении и конкретизации такой критики обычно оставляют без ответа.

Явная критика - указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации пропонента.

По направленности явная критика может быть трех видов: деструктивная, конструктивная и смешанная .

Деструктивной будем называть критику, направленную на разрушение аргументативного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.

(1) Критика тезиса - весьма эффективная по разрушительной силе операция, цель которой - показать несостоятельность тезиса. Такая критика называется опровержением тезиса . Тезис расценивают как заведомо ложный , если пропонент заранее знал об этом , но тем не менее отстаивал его, создавая видимость аргументации. Ошибочным тезис будет в том случае, если пропонент заблуждался относительно действительного логического статуса своего утверждения.

Рассмотрим прямое опровержение тезиса , которое строится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду ». Аргументация в этом случае протекает в следующем виде. Вначале делают апагогический шаг, т.е. условно допускают истинность выдвинутого пропонентом положения и выводят логически вытекающие из него следствия. Рассуждают при этом примерно так: допустим, что пропонент прав и его тезис является истинным, но в этом случае из него вытекают такие-то и такие-то следствия.

Если при сопоставлении следствий с фактами окажется, что они противоречат объективным данным, то тем самым их признают несостоятельными. На этой основе заключают о несостоятельности самого тезиса, рассуждая по принципу: ложные следствия всегда свидетельствуют о ложности их основания .

Опровержение методом «сведения к абсурду» можно представить на схеме, где вводятся следующие обозначения: Т - тезис пропонента; С - вытекающие из тезиса следствия; F - фактические данные:

В итоге «сведение к абсурду» означает следующее: поскольку выведенное из Т следствие С находится в противоречии с фактом F , тем самым оно признается ложным - |С. На этой основе опровергается также условно допущенный тезис - .



В процессе аргументации прямое опровержение выполняет разрушительную , или деструктивную , функцию. С его помощью демонстрируют несостоятельность тезиса пропонента, не выдвигая никакой идеи взамен. Несмотря на чисто критическую функцию, опровержение «сведением к абсурду» часто оказывается полезным. В науке оно служит средством проверки на надежность различного рода гипотез и теорий. В процессе судебного разбирательства с его помощью можно показать несостоятельность выдвинутого обвинителем тезиса.

(2). Критика аргументов . Поскольку аргументация - это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, то следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргументов, то существенно ослабляется позиция пропонента, ибо такая критика показывает необоснованность его тезиса .

Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент, и т.д. С такого рода критическими замечаниями пропонент не может не считаться. Он должен либо подтвердить свои аргументы, либо отказаться от них.

Сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис, который логически следует из аргументов и тоже расценивается как сомнительный. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом, самостоятельном подтверждении .

(3) Критика демонстрации - третий способ деструктивной критики. В этом случае показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным . Начальный и конечный пункты рассуждения оказываются вне логической связи друг с другом.

Для создания видимости логической связи между аргументами и тезисом искушенные полемисты с целью воздействия на слушателей в публичной дискуссии прибегают иногда к языковым уловкам вроде следующих: «Со всей определенностью можно сказать, что в данной ситуации можно сделать лишь один вывод...», «Факты убедительно подтверждают идею о том, что...» и т.п.

Успешная критика демонстрации предполагает отчетливое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений: дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса.

Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают аргументацию и показывают необоснованность тезиса. В этом случае о тезисе можно сказать, что он не опирается на доводы либо опирается на недоброкачественные доводы и требует нового обоснования .

Указанные способы критики применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в различных сочетаниях. Так, прямое опровержение тезиса может быть дополнено критическим разбором аргументов; наряду с ошибками в доводах могут быть выявлены нарушения в самом процессе рассуждения и т.д.

По своей познавательной функции деструктивная критика служит действенным средством выявления недостатков в рассуждениях пропонентов. В одном случае это ложный или ошибочный тезис, в другом - неубедительно или неверно подобранные аргументы, в третьем - неряшливая либо специально запутанная демонстрация.

Вместе с тем в адрес деструктивной критики, которая не несет в себе явного позитивного начала, можно услышать упреки в односторонности, поскольку оппонент лишь развивает критику и не предлагает ничего взамен.

Такие упреки бывают уместны в адрес оппонентов, ограничивающихся деструктивной критикой в области политики, бизнеса, идеологии или культуры. Односторонне критическая позиция может здесь обернуться критиканством.

Однако существуют и такие аргументативные процессы, где деструктивная позиция оказывается единственно возможным способом критики . Примером этому может служить уголовное судопроизводство, которое строится на состязательной основе с разделением функций обвинения и защиты. В процессе судебных прений защитник может лишь деструктивно критиковать позицию обвинения. Установка же на обнаружение позитивных идей, объясняющих существо дела, не входит в обязанности защитника и не практикуется в судопроизводстве.

Сходной является позиция оппонента при обсуждении диссертации на соискание ученой степени либо при защите дипломного проекта. Оппонент может сколь угодно критически анализировать выдвинутые в диссертации или дипломе положения, однако он не обязан предлагать позитивного решения вопроса.

Регулярное использование деструктивной критики в политике, идеологии и других областях - явный показатель того, что оппонирующая сторона встает на путь деструктивной оппозиции.