Американская трагедия теодор драйзер сюжет. «Американская трагедия. Как в книге проявился американский натурализм

В статье приводится краткая биография Некрасова Николая Алексеевича.

Великий классик русской поэзии, писатель и публицист Николай Алексеевич Некрасов, годы жизни 1821 - 1877 (78).

Некрасова благодаря его взглядам причисляют к «революционным демократам». Николай Алексеевич являлся редактором двух журналов: «Современник» и «Отечественные записки».

Одним из самых значительных и знаменитых произведений является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ранние годы

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Подольской губернии в городе Немирове в зажиточной многодетной семье помещика, у великого поэта было 13 сестер и братьев. Свои юные годы писатель прожил в своём родовом имении в селе Грешнево Ярославской губернии. В 11 лет Некрасов поступил в гимназию, где проходил обучения до 5 класса, но с учёбой у будущего поэта не задалось. В это же время Николай начинает пробовать писать первые свои юмористические стихотворения.

Образование и начало творческого пути

У отца поэта был очень сложный характер, узнав, что его сын решил поступить на военную службу, он отказал ему в денежной помощи. В 1838 году Некрасов переезжает в Петербург, где он поступил в университет на филологический факультет и становится вольнослушателем. Чтобы себя прокормить Николай находи работу, также пишет стихи на заказ и даёт платные уроки.

В этом году Некрасов знакомиться с литературным критиком Белинским, в дальнейшем он окажет громадное воздействие на юного писателя. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник, скоро в него пришёл Белинский. Он передал Некрасову часть своего материала, который он собирал для задуманного им сборника «Левиафан».

Журнал очень быстро становился известным и стал оказывать большое влияние в обществе. В 1862 году правительство запретило издавать журнал.

Литературная деятельность

В 1840 году Некрасов издает свой первый сборник стихов «Мечты и звуки», собрание оказалось неудачным, а Василий Жуковский рекомендовал большую часть всех стихов из данного сборника издавать без указывания имени автора. После таких событий в своей жизни, Николай Некрасов принял решение прекратить написание стихов и занялся прозой.

Николай пишет повести и рассказы, занимается выборочным изданием альманахов, в одном из которых состоялся дебют писателей: Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, выступали И. С. Тургенев, А. И. Герцен, А. Н. Майков. Самым знаменитым альманахом стал «Петербургский Сборник», год издания 1846.

С 1847 по 1866 годы являлся издателем и редактором журнала «Современник», в котором работали лучшие представители русской литераторы своего времени. В журнале Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений.

Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему большую известность. Журнал являлся центром революционной демократии.

Благодаря журналу «Современник» заблистали такие таланты: Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Гончаров, Дмитрий Григорович и многие другие. В нём издавались уже давно известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря журналу и лично Николаю Некрасову русская литература узнала такие великие имена, как Фёдор Достоевский и Лев Толстой.

Некрасов сотрудничает в 1840-х годах с журналом «Отечественные записки», а после закрытия журнала «Современник» в 1868 году, берет в аренду его у Краевского.
Журналу «Отечественные записки» Некрасов посветил десять лет своей жизни.

Некрасов в своих произведениях рассказывал о всех страданиях, которые испытывает русский народ, показывал, как сложно живётся крестьянству. Как литератор Николай Алексеевич Некрасов внёс неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом. В своих произведениях пользовался простой русской разговорной речью, благодаря этому автор блестяще показывал всю красоту русского языка. Некрасов первым стал вместе использовать: сатиру, лирику и элегические мотивы. Некрасову не всегда нравились собственные произведения, и часто он просил их не включать в сборники. Но его издатели и друзья уговаривали Некрасова не убирать ни одного произведения.

Личная жизнь и увлечения

В жизни поэта было несколько любовных переживаний: В 1842 году, на поэтическом вечере, он познакомился с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой. Далее в Петербурге в 1863 году познакомился с француженкой Селиной Лефрен. Женой Некрасова стала деревенская девушка Фёкла Викторовна, простая и необразованная девушка, в то время ей было 23 года, а Некрасову уже 48.

Творчество Николая Алексеевича Некрасова лирично и поэтично. Значение его поэм и стихотворений настолько велико, что они будут волновать еще много поколений.

По своим взглядам поэт причислял себя к демократам, но современники неоднозначно относились к его идеям и взглядам. Несмотря на это великий поэт и публицист оставил после себя поэтическое наследие, которое позволяет его ставить в один ряд с величайшими литераторами-классиками. Некрасовское творчество высоко оценено во всем мире, а его произведения переведены на множество языков.

Происхождение поэта


Известно, что Николай Алексеевич был выходцем из семьи дворян, которая проживала некогда в Ярославской губернии, где долгие годы жил дед поэта Сергей Алексеевич Некрасов. Но у него была небольшая слабость, которая, к сожалению, потом передалась и отцу поэта, - любовь к азартным играм. Так легко Сергей Алексеевич смог проиграть большую часть капитала семьи, и дети его остались со скромным наследством.

Это привело к тому, что Алексей Некрасов, отец поэта, стал армейским офицером и скитался по гарнизонам. Однажды он встретился Елену Закревскую, девушку богатую и очень симпатичную. Он называл ее полькой. Алексей сделал предложение, но получил отказ, так как родители готовили более надежное и обеспеченное будущее для своей дочери. Но Елена Андреевна полюбила небогатого офицера, поэтому решение родителей не приняла и тайком от них обвенчалась. Алексей Сергеевич не был богат, но не бедствовал вместе со всем своим большим семейством.

Когда в 1821 году полк поручика Алексея Некрасова стоял в Подольской губернии, в городе Немиров, в семье родился мальчик Николай. Это событие произошло 28 ноября.

Нужно сказать, что брак родителей оказался несчастливым, поэтому страдал и ребёнок. Когда впоследствии поэт будет вспоминать свои детские годы, то образ матери для него всегда будет жертвенным и страдальческим. Мать Николай видел жертвой грубой и даже развратной среды, в которой жил его отец. Потом он своей матери посвятит много стихотворных произведений, ведь это было что-то светлое и нежное в его жизни. Мать Николая очень много давала своим детям, которых у неё было тринадцать. Она максимально старалась окружить их теплом и любовью. Все выжившие дети, обязаны ей своим образованием.

Но в его детской жизни были и другие светлые образы. Так, его надежным другом была сестра, с судьбой похожей на судьбу матери. Ей Некрасов тоже посвящал свои стихи.

Детские годы


Все детство маленького Николая Некрасова прошло в селе Грешнево под Ярославлем. Семья поселилась в имении дедушки, когда поэту едва исполнилось три года.

С малых лет будущий поэт видел, как жестоко обращался отец с крестьянами, как был груб с женой, и как часто перед глазами мальчика проходили и менялись любовницы отца – крепостные девки.

Но увлечения отца женщинами и картами вынудили его занять место исправника. Разъезжая по селам и деревням, чтобы выбивать из крестьян недоимку, отец брал с собой Николая. Поэтому поэт с раннего детства видел несправедливость и то, какое большое горе переживает простой народ. Это потом станет основной темой для его поэтических произведений. Николай никогда не изменял своим принципам, не забывал среду в которой вырос.

Едва Николаю Некрасову исполнилось одиннадцать лет, как его отдали в гимназию города Ярославля, где он проучился пять лет. Но к сожалению, учеба ему давалась плохо, он не успевал по многим предметам, да и хорошим поведением он тоже не отличался. Много конфликтов у него возникало с учителями, так как он писал на них свои небольшие стихотворения сатирического содержания. В возрасте шестнадцати лет он решил записывать эти свои стихотворные пробы в домашнюю тоненькую тетрадь.

Образование


В 1838 году Николая Некрасова, которому едва исполнилось семнадцать лет, отец отправил его в Санкт-Петербург, чтобы он мог служить в полке для дворян. Но тут желания сына и отца разошлись. Отец мечтал о военной службе для сына, а сам поэт думал о литературе, которая увлекала еще с каждым днем все больше.

Однажды Николай Некрасов встретил своего друга, Глушицкого, который на тот момент был студентом. После общения с товарищем, который рассказал Николаю о студенческой жизни, об образовании, юноша окончательно решил не связывать свою жизнь с военным делом. Затем Глушицкий познакомил друга с другими своими друзьями, такими же студентами, и вскоре у поэта возникло огромнейшее желание учиться в университете. Хотя отец был категорически против учёбы в университете Николай ослушался.

Но экзамены, к сожалению, он провалил. Это не смогло его остановить, и он решил стать вольным студентом, который просто приходил на лекции и слушал. Выбрал он филологический факультет, и упорно его посещал на протяжении трех лет. Но с каждым годом ему становилось все тяжелее, так как отец все-таки выполнил угрозы и лишил его материальной поддержки. Поэтому большая часть времени Николая Некрасова уходила на то, чтобы найти хоть какую-то небольшую работу или даже подработку. Вскоре нужда оказалась очень сильной, он не мог даже пообедать, да и за съемную небольшую комнатку он уже не мог платить. Он заболел, жил в трущобах, питался в самых дешёвых столовых.

Писательская деятельность


После лишений жизнь молодого поэта понемногу стала налаживаться. Сначала он стал давать частные уроки, и это приносило ему хоть и небольшой, но стабильный заработок, а затем стал печатать свои статьи в литературных журналах. Кроме этого, ему дали возможность писать еще и водевили для театра. В это время молодой поэт увлеченно работает над прозой, иногда пишет и стихи. Публицистика становится его излюбленным жанром в это время. Потом он сам о себе скажет:

«Сколько же я работал!».


В его ранних произведениях отмечается романтизм, хотя в дальнейшем все некрасовские труды критики и литераторы относили к реализму. Стали у молодого поэта появляться свои сбережения, которые помогли ему выпустить первую книгу стихов. Но вот только критики не всегда его стихотворные произведения принимали хвалебно. Многие безжалостно ругали молодого поэта и стыдили его. Например, самый уважаемый критик Белинский, отнёсся очень холодно и пренебрежительно к творчеству Некрасова. Но были и те, кто хвалили поэта, считая его произведения настоящим литературным искусством.

Вскоре писатель решает обратиться к юмористическому направлению и пишет несколько поэм. И в жизни его происходят новые удачные изменения. Николай Некрасов становится сотрудником одного из журналов. Он сближается с кружком Белинского. Именно критик оказывал сильнейшее влияние на неопытного публициста.

Издательское дело становится его жизнью и источником дохода. Сначала он выпускает различные альманахи, в которых печатались и молодые, начинающие поэты и писатели, так и настоящие акулы пера. Он настолько стал преуспевать в новом для него деле, что вместе с Панаевым приобретает популярный журнал «Современник», и становятся его редакторами. В то время начали печататься в нем, ставшие потом известными, писатели: Тургенев, Огарев, Гончарова, Островский и другие.

Свои произведения поэтические и прозаические на страницах этого литературного журнала печатал и сам Николай Некрасов. Но в 1850 году он заболел болезнью горла, вынужден был уехать в Италию. А когда вернулся, то увидел, что в просвещенном обществе грядут перемены. В результате всего этого литераторы, которые печатались в журналах, разделились на две группы. Обострились и цензурные запреты.

Из-за смелых публикаций журналу было вынесено предупреждение. Власть боялась деятельности литераторов. На самых опасных мастеров пера была организована настоящая опала. Многие попали в ссылку. Деятельность «Современника» сначала была приостановлена. Затем, в 1866 году, журнал закрыли навсегда.

Некрасов переходит работать в журнал «Отечественные записки». Он начинает выпускать приложение к журналу, которое имеет сатирическое содержание.

Личная жизнь поэта


В личной жизни у поэта было три женщины, которых он любил и которых он упомянул в своем завещании:

А. Панаева.
С. Лефрен
З.Н. Некрасова


Авдотья Панаева была замужем за другом Николая Некрасова. Их встреча произошла на литературных вечерах. Тогда поэту было 26 лет. Авдотья, хоть и не сразу, заметила Николая Некрасова и ответила взаимностью. Они стали жить вместе, да еще в том доме, где жил и ее законный муж. Этот союз продлился целых 16 лет. В этом странном союзе рождается ребенок, но он в ранних годах умирает, а между влюбленными начинается разлад и вскоре Авдотья уходит к другому революционному поэту.

С Селиной Лефрен Николай Некрасов познакомился случайно, так как его сестра жила с ней на квартире. На лето в этой квартире остановился и поэт. Между молодыми людьми был небольшой роман.

В возрасте 48 лет он познакомился с Феклой Викторовой, которая впоследствии стала его женой. На момент знакомства Фекле было всего лишь двадцать три года, и она была из простой деревенской семьи. Некрасов занимался ее образованием, а со временем девушка сменила свое имя и стала именовать себя Зинаидой Николаевной.

Последние годы жизни


В свои последние дни и годы публицист и поэт работал много. В 1875 году он заболевает и при врачебном исследовании выясняется, что у него рак, который излечить было невозможно.

После этого Николай Алексеевич в течение двух лет был прикован к постельному режиму. Когда в литературной среде узнал о тяжелой болезни писателя интерес к нему возрос и его произведения стали пользоваться успехом, славой и популярностью. Его пытались поддержать добрым словом многие коллеги, он получал письма и телеграммы со всей России.

Умер поэт в конце 1877 года по старому стилю. Около восьми часов, вечером, 27 декабря. На его похороны пришло большое количество людей. Выразить дань великому писателю и поэту пожелали все, кто мог присутствовать на похоронах.

Творчество классика, оценённое ещё при его жизни, остаётся бесценным даром по истечении почти 140 лет, а некоторые произведения поражают своей актуальностью, современностью и значимостью.

Роман «Американская трагедия» был опубликован в 1925-м году. В основу его был положен реальный случай убийства Честером Джиллетом своей девушки Грейс Браун, произошедший девятнадцатью годами ранее. С идейной точки зрения, «Американская трагедия» явилась художественным откликом на выпускавшиеся в начале XX века в США бульварные романы, прививавшие населению страны мысль о том, что одним из путей реализации знаменитой «американской мечты» может быть «путь Золушки»: когда бедный молодой человек встречает девушку из состоятельной семьи, женится на ней, получает богатое приданое и занимает высокое положение в обществе. Своим романом Драйзер попытался развенчать этот миф, указав на его несостоятельность в условиях обычных американских реалий.

Главный герой романа – Клайд Грифитс – «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь» . С самого детства он стремится к «полному сходству» и «стандарту» с большинством своих сограждан, ставящих материальные ценности выше духовных. Получив работу посыльного в отеле «Грин-Дэвидсон», выросший в исключительно религиозной, проповеднической семье молодой человек с радостью погружается в новый, притягательный для него мир, в котором есть и высокий заработок (на основе хороших чаевых), и верные друзья (которых он так боялся не найти в детстве из-за специфической деятельности родителей), и красивые девушки, согласные проводить с ним время, и недозволенные прежним образом жизни или существующей общественной моралью развлечения – пиршества в ресторанах и посещения публичных домов. Столкновения с реальной жизнью Клайд не выдерживает сразу же: став случайным виновником гибели девочки на дороге, семнадцатилетний юноша бросает всё (любящих родителей, попавшую в беду старшую сестру, работу) и бежит прочь из Канзас-Сити. Так заканчивается первая книга, знакомящая читателя с основами характера главного героя – любящего деньги и развлечения, сходящего с ума от женской красоты, совершенно не разбирающегося в жизни и не умеющего постоять за себя.

Вторая часть (она же – книга) «Американской трагедии» рассказывает подлинную историю взаимоотношений Клайда Грифитса и Роберты Олден – простой работницы с ликургской «Фабрики воротничков», принадлежащей богатому промышленнику и дяде юноши – Сэмюэлю Грифитсу. Третья часть является юридической трансформацией и нравственным продолжением второй – в ней подробно разбирается состав преступления, преподносится вымышленная история убийства девушки и показывается, как после вынесения обвинительного приговора совершается некоторый духовный перелом в сознании Клайда.

Основная черта характера главного героя, приведшая его к трагедии, жестоко и беспощадно выносится на всеобщий суд его же адвокатами – Белнепом и Джефсоном, строящими свою защиту на том, что их подопечный – «умственный и нравственный трус» . Прямо об этом в книге не говорится, но читатель может и сам догадаться, что будь Клайд чуть более умён, нравственен и смел, он бы не загнал сам себя в угол: на любом этапе развития отношений с Робертой молодой человек мог обратиться за помощью всё к тому же дяде, но страх потерять доверие богатого родственника и навсегда распрощаться с мыслями о прекрасной и богатой Сондре Финчли помешал ему это сделать.

Произошедшая с Клайдом трагедия, основывается на целом ряде как случайных, так и неизбежных факторов, обусловленных его воспитанием (строгим), молодостью (наивной и необузданной в своих желаниях), положением (бедный член богатой семьи, отвергаемый высшим светом и не имеющий возможности общаться с низшими слоями ликургского общества). Клайд тянется к Роберте как из-за внутреннего одиночества, так и потребности в телесной близости с женщиной, разбуженной в Канзас-Сити обаятельной кокеткой Гортензией Бригс. Не встретив достойного сопротивления, молодой человек охладевает к простой работнице сразу же, как только встречает девушку из богатой семьи и понимает, что может рассчитывать на её руку и сердце.

Воспитанная в соответствии со строгими моральными ценностями Роберта, вопреки своему доброму и любящему сердцу, перед лицом постигшего её несчастья становится упрямой и жестокой. Будь она более гибкой – она либо согласилась бы с предложением Клайда родить ребёнка на стороне и получать от него деньги, либо попыталась бы воздействовать на него другими способами – например, через своих или его родственников. Трагедия Роберты Олден в том, что она, как и её ветреный возлюбленный, чувствовала огромный страх перед родителями и обществом и боялась признать в согрешении, чтобы не быть отвергнутой.

Ослеплённый любовью к Сондре Клайд приходит к мысли об убийстве, благодаря газетной заметке, но... совершает ли он преступление или нет – ни он, ни окружающие, ни читатель не могут понять до самого конца романа, пока сиракузский проповедник Мак-Миллан не ставит окончательную точку в этой страшной истории. По мнению священника, юноша виновен уже хотя бы потому, что он совершил убийство в своём сердце.

Все внутренние метания Клайда ничто перед чередой простых фактов: он хотел избавиться от Роберты; он, пусть и случайно, но от злобы и ненависти, ударил её; он не помог ей спастись, так как понял, что для него это будет чрезвычайно удобно.

Перед казнью главный герой «Американской трагедии» под влиянием страха и одиночества переживает духовный переворот, позволяющий рассказать подлинную историю произошедшего на озере Большой Выпи, но к Господу так и не приходит. Для него он остаётся «этим их богом», которому молится никогда не понимавшая Клайда мать, и молодой, обуздавший свои страсти преподобный Мак-Миллан.

В своём романе Драйзер выступил не только прекрасным психологом, раскрывшим внутренние чувства преступника и осуждённого на смерть человека, но и отменным документалистом, рассказавшим об устройстве американского общества – его верхушке (богатые промышленники и их не знающие нужды дети) и социальном низе (бедная семья проповедников, юные посыльные гостиниц, работники фабрики), его политической (активное развитие дела Клайда прокурором Мейсоном ради получения должности судьи) и судебной (подробное описание процесса) составляющей, его рабочей (описание рабочих обязанностей людей разных специальностей) и развлекательной (танцы, выезды на природу, посещение церковных собраний) стороне жизни.

Роман американского писателя Теодора Драйзера, опубликованный 17 ноября 1925 года. Сюжет основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун и схожем случае с Карлайлом Харрисом.

Т еодор Драйзер

Theodore Herman Albert Dreiser

Американский писатель и общественный деятель.

К оротко о Драйзере

Родители Драйзера - Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец, эмигрировавший в США в 1844 году) и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана). Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.

Через некоторое время Драйзер решил стать репортёром. В 1892-1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переехал в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организовал музыкальный журнал «Every month», и Драйзер начал работать в нём редактором. В 1897 году покинул журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».

В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с «Paramount» о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателю Синклеру Льюису.

В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.

Драйзер - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

“А мериканская трагедия”, краткое содержание романа

П ервая и вторая часть

Клайд Грифитс - сын уличных проповедников, которые строго воспитывают четверых детей в религиозной вере. Когда ему было около 15 лет, его старшая сестра Эста сбежала из дома с заезжим актёром, который её бросил и от которого она родила ребёнка. Клайд устраивается на работу рассыльным в отель, где он видит совершенно другой мир - мир денег и роскоши. Новые друзья приобщают его к алкоголю и посещению проституток. Клайд постепенно всё больше влюбляется в кокетку Гортензию Бригс (хотя при первой встрече: «Клайд сразу увидел, что она довольно вульгарна и грубовата и совсем не похожа на девушку, о какой он мечтал.») и безуспешно пытается добиться её, тратя почти весь свой заработок.

Один раз Клайд отправился с друзьями в загородную поездку на выходные в машине, взятой без ведома богатого владельца. Они возвращались с прогулки вечером и очень спешили на работу («Час был уже поздний, Хегленд, Ретерер и Хигби подгоняли Спарсера…»), понукая Спарсера ехать быстрее, они неожиданно сбивают девочку, бегущую к перекрёстку. Испугавшись последствий, молодые люди принимают решение скрыться от погони, но врезаются в кучу кирпичей в одном из переулков. На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех остальных участников пикника. Почти всем удалось убежать, в том числе и Клайду, но от страха они вынуждены скрываться от полиции. Клайд в тот же день уезжает на товарном поезде из города. На этом заканчивается первая часть романа.

Через год в Чикаго Клайд встречается с дядей - владельцем фабрики, который давно не поддерживает связь с семьёй Клайда. Сэмюэл Грифитс предлагает племяннику небольшую должность на фабрике. Клайд переезжает в город Ликург в штате Нью-Йорк, где живёт дядя. Работая на фабрике, Клайд становится руководителем цеха, в котором работают молодые девушки. Там же он знакомится с Робертой Олден - работницей предприятия. Между ними завязывается любовная связь. Семья дяди Клайда относится к нему высокомерно, лишь изредка приглашая на обед.

Случай сводит Клайда с 17-летней Сондрой Финчли - дочерью другого местного фабриканта, занимающего видное положение в обществе. Сначала Сондра вводит его в круг местной «золотой молодёжи», желая досадить родственникам Клайда, в первую очередь его кузену Гилберту (который холоден к ней). Её увлечение перерастает в любовь, и Сондра подумывает о свадьбе, невзирая на разницу в социальном статусе.

Неожиданно Роберта Олден сообщает о своей беременности, Клайд пытается уговорить её сделать подпольный аборт. Однако врач, к которому она обращается, отказывает. Роберта добивается у нерешительного Клайда обещания жениться на ней. Между тем Клайд хорошо принят в высшем обществе Ликурга, и Сондра укрепляется в решении связать себя узами брака. Она рассчитывает, что её отец предоставит Клайду место на предприятии. Таким образом, её будущий муж станет полноправным членом высшего общества.

На глаза Клайда попадает заметка в газете, в которой говорится о трагической гибели молодого мужчины и девушки, катавшихся на лодке. Клайду сразу приходит в голову замысел, который мог бы избавить его от надвигающихся неприятностей, связанных с беременностью Роберты, но он отгоняет от себя страшную идею. Он все больше думает о заметке и в состоянии безысходности решает убить Роберту. Он приглашает её покататься на лодке, но в самый последний момент не находит в себе сил свершить задуманное, впадая в ступор. Роберта хочет дотронуться до Клайда, тот рефлекторно отталкивает её и нечаянно ударяет фотоаппаратом. Лодка переворачивается, ударяя девушку по голове. Клайд слышит крики Роберты о помощи, но решает не помогать ей, внутренний голос убеждает его в случайности произошедшего.

Т ретья Часть

Эта часть посвящена описанию следствия, судебного процесса и последующих событий.

После смерти Роберты полиция уже через день выходит на след Клайда и обвиняет его в спланированном умышленном убийстве. Громкое дело в захолустном округе на руку местным властям, желающим переизбраться на грядущих выборах.

Американские газеты подробно описывают случившееся на озере Большой Выпи и публикуют отрывки из писем Роберты. Финчли и Крэкстоны сбегают из Ликурга. Сэмюэл Грифитс просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в деле племянника. Помощник Брукхарта – Кетчумен в качестве адвоката для Клайда нанимает политического противника Мейсона – Элвина Белнепа. Последний сразу же приходится по душе молодому человеку, и он рассказывает ему всё. Компаньон Белнепа – Рубен Джефсон не может точно понять, виновен Клайд или нет, но придумывает для него отличную оправдательную историю.

Прокурор Мейсон питает личную неприязнь к Клайду, так как считает того богатым прожигателем жизни. В конце концов, несмотря на защиту адвокатов (в ходе которой Клайд сам поверил в случайность гибели девушки), суд присяжных приговаривает его к высшей мере. Автором отмечается предубеждение всех обвинителей и жителей округа против Клайда, которые заранее убеждены в его виновности.

Оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме, наблюдая, как другие заключенные проходят свой последний путь по коридору «дома смерти». Он не может поверить, что ему предстоит тот же путь. В итоге он исповедуется, частично признаёт свою вину. Общество утрачивает к нему интерес, и только мать пытается помочь обреченному сыну. Его казнят на электрическом стуле.

Краткое содержание «Американской трагедии» довольно нетрудно пересказать, так как произведение отличается несложным сюжетом. Тем не менее глубина наблюдений автора над жизнью современного ему общества одновременно делает пересказ подобного рода непростой задачей. Ведь в своем сочинении писатель поднял сложные вопросы, которые остаются актуальными и для нашего времени, поэтому очень важно при анализе сюжета обозначить хотя бы некоторые из них.

Биография автора

Краткое содержание «Американской трагедии» показывает, что в этом романе отразились события из жизни писателя. Т. Драйзер родился в 1871 году в в простой бедной семье. Из-за нужды он был вынужден постоянно работать, чтобы хоть как-то и прокормить семью. Сложные жизненные обстоятельства, постоянная нужда так и не дали ему возможности получить полноценное образование. Будущий знаменитый романист (как и герой рассматриваемого произведения) перепробовал множество профессий, причем обычно он выполнял черную работу. Тем не менее он сумел год проучиться в университете, где всерьез увлекся литературой. В 1890-х годах он работах репортером в ряде газет, что во многом и определило его литературную карьеру. В 1900 году он дебютировал с романом «Сестра Керри», в котором наметился основной творческий принцип автора: жесткая критика современного В том же духе была написана и знаменитая «Трилогия желания», в которой он охарактеризовал культурную и финансовую жизнь Америки.

Первая часть

Произведение состоит из трех книг, каждая из которых посвящена определенному этапу жизни ее главного героя Клайда Грифитса, молодого, честолюбивого, амбициозного, однако нерешительного и робкого человека, который мечтает выбиться в люди и разбогатеть. Краткое содержание «Американской трагедии» следует начать с описания его жизни в родном городе, которой он недоволен. Юноша мечтал сделать карьеру любыми средствами и для этого он готов на временные неудобства и скромную работу. Так, вначале он устраивается на работу в аптеку, а потом становится низшим служащим в одном из отелей.

Здесь он с головой погружается в новую жизнь. У него заводятся друзья, с которыми герой весело проводит свободное время, развлекаясь в ночных клубах и ресторанах. Юноша неплохо зарабатывает, заводит интрижки с девушками, словом, позволяет себе все то, что было запрещено дома и о чем он так мечтал. Книга «Американская трагедия» довольно точно воспроизводит пуританский быт его семьи, во многом напоминающий те условия, в которых вырос сам писатель. Однако чрезмерное увлечение новой жизнью окончилось трагедией. Во время одной из очередной увеселительной прогулки автомобиль, в котором он находился вместе со своими друзьями, насмерть сбил девочку, и это вынудило Клайда искать иное пристанище.

Работа на фабрике

Краткое содержание «Американской трагедии» отражает особенности сюжета самого произведения: лаконичность повествования, простой язык, подробное воспроизведение реалий современного ему общества. Следующая книга, пожалуй, является кульминацией произведения. Клайд переезжает к своему дяде, который устраивает его на работу в своей фабрике. Этот богатый предприниматель в целом относился к нему благожелательно, однако его семья смотрела на бедного родственника свысока. Так, сын Сэмюэля Грифитса-старшего всячески притесняет своего двоюродного брата, нелестно о нем отзывается, не считает его способным сделать успешную карьеру. Однако дядя симпатизирует племяннику и делает его руководителем цеха, где работают молодые девушки. Одна из них, Роберта Олден, понравилась главному герою, и молодые люди начали встречаться. Однако ситуация изменилась после того, как Клайд оказался вхож в общество «золотой молодежи» благодаря знакомству с дочерью одного богатого предпринимателя Сондрой Финчли.

Светское общество

Пожалуй, ни одно произведение не описывает так подробно и правдиво жизнь в Соединенных Штатах 1920 годов как «Американская трагедия». Роман очень детально и вместе с тем эффектно описывает представителей высшего общества того времени. Сондра - воплощение золотой мечты для главного героя: она богата, молода, красива, избалована. Будучи гордой и самовлюбленной девушкой, она поначалу решила использовать Клайда для того, чтобы досадить одному из своих незадачливых ухажеров, однако постепенно легкомысленное заигрывание сменилось искренним чувством. Грифитс стал проводить с ней много времени и, наконец, понял, что у него есть все шансы жениться на ней и стать полноправным членом того самого высшего светского общества, к которому он так стремился. Но ситуация осложнилась из-за того, что его бывшая возлюбленная оказалась беременной и требовала жениться на ней, угрожая оглаской, которая бы лишила его шансов выбиться в люди.

Роковое решение

Точной психологической зарисовкой персонажей отличается «Американская трагедия». Теодор Драйзер несложным и очень доступным языком передал внутренний мир своего героя, который не сразу решился на убийство своей подруги. Автор мастерски передал его душевные колебания, сомнения, переживания, показывая, что молодой человек оказался неготовым к таким жизненным испытаниям. В самом деле, когда над ним нависла угроза разоблачения, он так и не смог найти другого выхода, кроме как убить мать своего ребенка. Таким образом, писатель показал, как мечта об обеспеченной жизни испортила моральный облик этого поначалу самого обычного неплохого человека.

Последствия

Описанием суда над главным героем завершается последняя часть романа «Американская трагедия». Теодор Драйзер подробно воспроизвел судебный процесс, основываясь на хрониках и документах своего времени, отчего его повествование отличается страшной правдивостью и достоверностью. Читатель узнает, что Клайд после долгих колебаний так и не решился убить Роберту, однако случайная газетная статья о том, как во время речной прогулки одной молодой пары лодка перевернулась, в результате чего женщина погибла, а мужчина исчез, натолкнула его на мысль точно так же поступить с девушкой. На озере, однако, он никак не мог решиться окончательно и лишь случайно столкнул ее в воду. Однако Клайд был точно виноват в том, что не мог девушке выбраться и допустил ее смерть. Он рассчитывал, что обстоятельства этого дела останутся тайной, однако очень амбициозны и активный местный следователь Мейсон, добиваясь своего назначения на пост окружного судьи, очень энергично повел следствие и добился того, что юноша был изобличен и приговорен к смертной казни.

Характеристика Клайда

«Американская трагедия», анализ которой является предметом настоящего обзора, интересна достоверными и правдивыми образами действующих лиц. Главный герой честолюбив не в меру и явно переоценил свои силы, достоинства и возможности. Он никогда не мог удовлетворить среднестатистическим положением обычного служащего, ему все время хотело бо́льшего, отсюда все его беды. Вместе с тем совершенно очевидно, что молодой человек не обладает в достаточной степени ни умом, ни способностями, чтобы за счет личных заслуг и дарований пробиться в жизни. Клайд - самый обычный американец, он неглуп, учтив, у него приятная внешность и привлекательные манеры, но всего этого явно недостаточно для успешной карьеры. Юноша не обладает твердым волевым характером, который бы помог ему в испытаниях, напротив, в критическую минуту он впадает в панку и теряется. Итак, роман «Американская трагедия», главный герой которого стал жертвой собственных честолюбивых устремлений, показал оборотную сторону так называемой золотой мечты поколений того времени.

Другие персонажи

Остальные действующие лица также получились очень правдивыми и достоверными, поскольку сам автор часто сталкивался по жизни с представителями самых разных сословий и профессий, что нашло отражение в его произведении. Он вывел типичные образы богатых преуспевающих фабрикантов и предпринимателей, представителей «золотой молодежи», простых рабочих и бедных служащих. Роман «Американская трагедия», отзывы о котором в целом очень положительны, в художественной форме воспроизвел картину общества второго десятилетия 20 века. Последнее обстоятельство пользователи отмечают как несомненное достоинство произведения, однако вместе с тем оговариваются, что в нем нет ни одного героя, которого можно было назвать безусловно положительным, которому можно было бы переживать и сочувствовать. Многие называют это недостатком романа.

Фильмы

Произведение «Американская трагедия», экранизация которого является заметным явлением в кинематографе, при видимой простоте сюжета является сложной социально-психологической драмой что, к сожалению, не всегда учитывалось создателями кинолент. Первый фильм был снят в 1931 году. Сценарий первоначально написал отечественный режиссер С. Эйзенштейн, и его работа удовлетворила Драйзера. Однако впоследствии, по идеологическим соображениям, текст был написан другим автором, но картина не понравилась самому автору. Наиболее известный фильм, снятый по мотивам произведения, называется «Место под солнцем» (1951 год), который получил несколько премий "Оскар". Итак, одним из наиболее известных произведений и в наши дни остается "Американская трагедия". Роман по-прежнему актуален благодаря тщательному анализу человеческой природы.