Александр александрович бестужев-марлинский биография

Марлинский

Псевдоним А. А. Бестужева (см.).

{Брокгауз}

Марлинский

Литературный псевдоним Александра Александровича Бестужева, писателя-декабриста. Род. в знатной дворянской, но сильно обедневшей семье. Учился в Горном корпусе, дослужился до чина штабс-капитана в лейб-гвардии драгунском полку в Марли под Петергофом (отсюда позднейший его литературный псевдоним), позднее был адъютантом при принце Вюртембергском. Лит-ую деятельность М. начал в 1819. К концу 1822 относится сближение М. с Рылеевым, оказавшим на него сильнейшее идейное воздействие ("Мы мечтали вместе, и он пылким своим воображением увлекал меня еще более"). Вместе с Рылеевым Бестужев издал литературные альманахи "Полярная звезда" за 1823, 1824 и 1825, пользовавшиеся исключительным успехом. Перу Бестужева, кроме ряда беллетристических произведений, принадлежат в этом альманахе "Взгляды на русскую словесность", критические обзоры, сыгравшие огромную роль в становлении русского романтизма и в развитии русской критики. В 1824 Бестужев был введен Рылеевым в "Северное общество", в котором занимал довольно умеренную позицию сторонника конституционной монархии. По его собственным признаниям, Рылеев и Оболенский называли его фанфароном и не раз говорили, что "за флигель-адъютантский аксельбант я готов отдать все конституции". 14 декабря Бестужев находился на Сенатской площади, но после разгрома восстания добровольно отдался в руки Николая I и, как отмечают официозные оценки, "изъявил совершенное раскаяние и в ответах был весьма чистосердечен". В течение года был заключен в форте "Слава" в Финляндии, в 1827-1829 находился в ссылке в Якутске, в 1829 по его личной просьбе был переведен в действующую армию на Кавказ. Однако ни растущая известность М. как прозаика ни отвага, проявленная им в боях с горцами, не ограждали его от постоянных издевательств командиров; лишь в 1835 он удостаивается чина унтер-офицера. В битве при мысе Адлер Бестужев был убит.

Многие важные эпизоды лит-ой деятельности Бестужева (напр. степень его участия в сочиненных вместе с Рылеевым сатирических песнях "Ах, где те острова" и "Ах, тошно мне и в родной стороне") остаются до настоящего времени крайне смутными. Разгром декабризма мрачной тенью лег и на литературную деятельность Бестужева-Марлинского. Все его позднейшее творчество представляет собою мучительный процесс изживания характерной для декабристов идеологии капитализирующегося дворянства и перехода Бестужева на новые, гораздо более консервативные политические позиции. Если раньше, в "Ревельском Турнире", "Замке Венден", у Бестужева звучали ноты социального протеста, то после разгрома декабризма, после уничтожения той политической базы, на к-рую Бестужев-Марлинский мог бы опереться, в его произведениях появляются новые мотивы. В этом смысле закономерны в его лирике мотивы одиночества (стих. "Облако" предвосхищает Лермонтова "Тучки небесные, вечные странники"). Лирика М. мрачна и безотрадна: "Плыву я грустен и один. На чуждом бреге тьма ночная; как сон, бежит далекий брег и вечен лед и вечны тучи... И близко бездна океана белеет саваном тумана" ("Сон"). В отличие от гражданского историзма рылеевских "Дум" повести М. изображают историю преимущественно в батальном плане - русские легко побеждают наполеоновские войска и на своей почве ("Латник", 1832) и даже в далекой и незнакомой для них Голландии ("Лейтенант Белозор", 1831). В эпохе смутного времени ("Наезды", 1824), в русском средневековье ("Роман и Ольга, повесть 1396 года") М. выделяет все те же мотивы национального самосознания, вообще чрезвычайно характерные для декабризма, но в 30-х гг. лишенные политически-прогрессивного содержания.

Еще шире эти националистические мотивы развертываются в очерках и повестях М. на кавказские темы. В "Аммалате-Беке" , "Мулле-Нур" и др. М. является создателем напыщенной прозы романтизма. Широкие полотна этнографических зарисовок, экзотика кавказских пейзажей, выспренные описания битв с горцами снискали повестям М. любовь массового дворянского и буржуазного читателя 30-х гг. И наконец последней составной частью творчества М., последним жанром его стиля являются его светские повести ("Испытание", "Роман в 7 письмах"), Здесь действие уже явно ограничено аристократической средой, тематика - всякого рода любовными интригами, развертывающимися в атмосфере постоянных балов, пирушек, празднеств и т. п. Изобилующие легкой салонной болтовней, уснащенные массой цветистых эпитетов и метафор, повести эти не отличались сколько-нибудь значительным содержанием; но в формальном отношении они были явлением незаурядным в истории русской прозы (быстрый рассказ, отточенность композиции, утонченная игра романтическими эпиграфами, изощренность эпистолярной формы и пр.). На всем протяжении 30-х гг. М. пользовался огромной популярностью как в критике, так и в читательской среде. Сокрушительный удар этой популярности нанесен был только Белинским, в большой статье подвергнувшим романтическую риторику автора "Аммалат-Бека" предельно резкой по тону и отрицательной по содержанию оценке.

Творчество М. сыграло немаловажную роль в истории русской литературы. Оно сильнейшим образом воздействовало на аристократическую часть дворянской литературы 50-х гг. и на творчество ряда писателей, только начинавших свою литературную деятельность. Отметим в этом плане, с одной стороны, авантюрные повести Вонлярлярского , "Марину из Алого Рога" Маркевича , с другой стороны - "Спальню светской женщины" Ив. Панаева , "Счастливую ошибку" Гончарова и др. Художники передовых групп русского дворянства, испытывавших воздействие процесса капитализации, или выходили из-под влияния М. или открыто с ним боролись. Так, Лермонтов, бесспорно многим обязанный М. (картины кавказской экзотики, ряд светских образов, особенно в "Княгине Лиговской", лирическая тематика), преодолевал и самодовлеющий порою батализм М. ("Валерик") и его бездумную эротику.

Библиография: I. Русские повести и рассказы, 12 чч., СПб, 1832-1839; Второе полное собр. сочин., 4 тт. (12 частей), СПб, 1847 (По счету изд. 4-е).

II. Семевский А., А. А. Бестужев, "Отечественные записки", 1860, № 5-7; Его же, А. Бестужев в Якутске, "Русский вестник", 1870, № 5 (письма к родным 1827-1829); Его же, А. Бестужев на Кавказе, там же, 1870, № 6-7 (письма к родным 1829-1837); Белинский В. Г., Полное coбp. сочин., под ред. С. А. Венгерова, том V, СПб, 1901, стр. 126-160, 552-554 (примеч.); Котляревский Н., Декабристы, кн. А. И. Одоевский и А. А. Бестужев, СПб, 1907; Замотин И., Романтизм 20-х гг. XIX ст. в русской литературе, т. II, СПб, 1913; Алексеев М. П., Тургенев и Марлинский, в сб. "Творческий путь Тургенева", под ред. Н. Л. Бродского, П., 1923; Восстание декабристов, т. I, М. - Л., 1925 (следственное дело А. А. Бестужева); Измайлов Н. В., А. А. Бестужев до 14 декабря 1825, сб. "Памяти декабристов", т. I, Л., 1926; Прохоров Г. В., А. А. Бестужев-Марлинский в Якутске, там же, т. II, Л., 1926; Ковaрский П., Ранний Марлинский, сб. "Русская проза XIX века", под ред. Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова, Л., 1926; Алексеев М., Этюды о Марлинском, Иркутск, 1930; Воспоминания Бестужевых, Москва, 1931.

III. Венгеров С., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. III, СПб, 1892; Ченцов Н. М., Библиография декабристов, Москва - Ленинград, 1929.

{Лит. энц.}


. 2009 .

Смотреть что такое "Марлинский" в других словарях:

    - (1797 1837) литературный псевдоним Александра Александровича Бестужева, писателя декабриста. Р. в знатной дворянской, но сильно обедневшей семье. Учился в Горном корпусе, дослужился до чина штабс капитана в лейб гвардии драгунском полку в Марли… … Литературная энциклопедия

    Марлинский А. А. МАРЛИНСКИЙ А. А., см. Бестужев А. А. (Марлинский). Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г.,… … Лермонтовская энциклопедия

    МАРЛИНСКИЙ А. см. в ст. Бестужевы … Большой Энциклопедический словарь

    Псевдоним Александра Александровича Бестужева (VI, 278) … Биографический словарь

    Александр Бестужев (Марлинский) Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский; 23 октября (3 ноября) 1797, Санкт Петербург 7 (19) июня 1837, форт Святого Духа, ныне микрорайон Адлер города Сочи) русский писатель, критик, публицист;… … Википедия

    См. Бестужев, А. А. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    - (1797 1837) декабрист, русский писатель; см. Бестужевы … Большая советская энциклопедия

    Псевдоним А. А. Бестужева (см. соотв. статью) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К Креницыну», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819). Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева. В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста. 14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...». Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Фантастика в творчестве А. А. Бестужева-Марлинского.

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием - сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» - классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы. Также содержит фантастические элементы рассказ-фельетон «Объявление от общества приспособления точных наук к словесности», в котором описывается новейшее изобретение - машина для написания литературных произведений.

(псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома.

В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

Великодушное сердце - лучший вдохновитель разума.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К Ку», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819).

Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

Гораздо легче строить вновь, чем перестраивать старое.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева.

В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста.

Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...».

Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Тот, кто оставил после себя хоть одну светлую, новую мысль, хоть один полезный для человечества подвиг, не умер бездетен.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием - сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» - классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы.

Бестужев Александр Александрович (псевдоним Марлинский), писатель и критик, родился 23.X(3.XI.1797 г. в г. Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье.

Отец его, А. Ф. Бестужев, человек гуманных взглядов, широкого круга научных, философских и художественных интересов, стремился привить своим детям жажду знаний и чувства высокой гражданственности. Братья Бестужевы - Николай, Александр, Михаил и Петр - разносторонне образованные люди, участники декабристского движения.

Десяти лет Александр Александрович был отдан в Горный корпус, который, однако, не закончил.

В 1816 зачислен юнкером в драгунский полк и через год произведен в офицеры.

С 1818 Бестужев выступает в печати.

В 1820 его избирают членом Вольного общества любителей российской словесности. Здесь он сближается со многими передовыми людьми своего времени.

В 1823-25 Александр Александрович совместно с Рылеевым издает альманах «Полярная звезда», сыгравший огромную роль в пропаганде декабристских взглядов.

В 1824 Бестужев принят в Северное общество.

В 1825 выбран членом его Верховной думы. Как и многие члены Северного общества, Александр Александрович -сначала сторонник конституционной монархии, потом, занимает более радикальные позиции, высказываясь за республику. Бестужев - один из самых энергичных организаторов восстания 14 декабря 1825. Именно он вел агитацию в Московском полку, который, несмотря на опасения декабристов, первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания он добровольно отдает себя в руки властей. В записке Бестужева «Об историческом ходе свободомыслия в России», поданной во время следствия на имя Николая I, содержится обоснование социально-экономических причин и задач дворянской революции. Бестужев был осужден по «первому разряду» виновности и приговорен к 20 годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь, а через несколько лет переводом в действующую Кавказскую армию.

С августа 1829 Александр Александрович служит на Кавказе. Будучи рядовым, он выказывал исключительную храбрость и воинское умение, но по личному повелению царя не представлялся к повышению.

Лишь в 1836 ему присвоен первый офицерский чин, который он, по собственным словам, «выстрадал и выбил штыком». Служба на Кавказе для Бестужева - цепь бесконечных придирок, преследований, унижений. На неоднократные его просьбы об отставке царь ответил приказом о переводе в Гагры.

Бестужев Александр Александрович погиб в бою за мыс Адлер.

Литературную деятельность Бестужев начал как поэт и критик. Его ранние стихи посвящены гражданским и эпикурейским мотивам («Подражание первой сатире Буало», «К Криницыну»). Известность писатель приобрел защитой романтизма в острополемических статьях о пьесах Катенина и Шаховского.

В 1821 под псевдонимом Марлинский (в местечке Марли, возле Петергофа, Бестужев жил, служа в Гвардии, откуда и его псевдоним выходят его исторические очерки «Поездка в Ревель». Еще во многом художественно несовершенные, они, однако, намечают главные темы декабристской прозы. На историческом материале Прибалтики Бестужевым написаны повести «Замок Нейгаузен» (1824),

«Ревельский турнир» (1825),

Развенчивая средневековое рыцарство, Александр Александрович ставит, по сути дела, актуальные политические вопросы борьбы с русским феодально-деспотическим строем. Повести Бестужева на темы русской истории - «Роман и Ольга» (1823),

«Изменник» (1825),

«Гедеон» (1838-39),

«Листок из дневника гвардейского офицера» (1823), служили гражданско-патриотическому воспитанию современного поколения, подготовке его к борьбе за свободу. Особенным вниманием Бестужева пользуется история древнего Новгорода и Пскова. В их облике он видит прообраз вольного государства, свободно управляемого выборными представителями народа.

В 1824 - 25 Бестужев (совместно с Рылеевым) пишет агитационно-сатирические песни. В лучших из них -

«Вдоль Фонтанки-реки»,

«Ах, тошно мне»,

«Уж как шел кузнец» - в полную силу звучит голос пробудившегося к революционной борьбе передового человека той поры. Предназначенные непосредственно для целей политической борьбы, они являлись своего рода поэтическими прокламациями, призывающими к революционным действиям. О верности Александра Александровича лучшим идеалам декабризма и после 1825 ясно говорит неоконченная повесть в стихах «Андрей, князь Переяславский», над которой он работал в 1826-27 во время одиночного заключения в финляндской крепости «Форт Слава».

С 1827-29 находясь на поселении в Якутске Александр Александрович не оставляет надежды на продолжение литературной деятельности. Там он пишет цикл этнографических очерков:

(«Из рассказов о Сибири»,

«Сибирские нравы»,

«Письмо к доктору Эрману»)

и лирические стихи, в которых громко звучат мотивы декабристской поэзии каторги и ссылки:

(«Шебутуй», 1831;

«Тост», 1829;

«Сон», 1838;

«Часы», 1830, и другие).

Условия творчества в конце 20-х и в 30-е гг. были для ссыльного декабриста Бестужева невероятно тяжелыми. Но именно в это время он создает лучшие повести, принесшие ему славу. Расширяя тематику своей прозы, Александр Александрович Бестужев пишет повести и рассказы из светской жизни: «Испытание» (1830),

«Вечер на Кавказских водах в 1824 году» (1830),

«Страшное гадание» (1831),

«Фрегат «Надежда» (1833).

Эгоистическому свету с его мертвящей пустотой, ложью и лицемерием в отношениях между людьми писатель противопоставляет человека возвышенно-гражданских и гуманистических убеждений, «энтузиаста всего высокого и благородного». В силу обстоятельств Бестужев не мог с достаточной отчетливостью и широтой раскрыть стремления своего положительного героя, касаться острых социальных тем. Однако он оказывал на читателей 30-х гг. благотворное воздействие, вселяя бодрость и оптимизм, помогая душевно противостоять наступлению реакции.

Важное место в творчестве Бестужева 30-х гг. занимают повести и рассказы о военной жизни:

«Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом» (1825)

«Лейтенант Белозор» (1831),

«Будочник-оратор» (1832),

«Письма из Дагестана» (1834).

Долгие годы солдатской жизни писателя, несомненно, вели к развитию демократических тенденций в его творчестве, которые заметны в повести «Мореход Никитин» (1834), где рассказано об архангельских мореходах - рыбаках, захвативших военное судно англичан в 1810.

Кавказская тематика объединяет повести -

«Аммалат-бек» (1832),

«Красное покрывало» (1832),

«Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев» (1834),

«Мулла - Нур» (1836) и ряд других Бестужев выступает в них как знаток истории нравов и обычаев, культуры Кавказа. Он изучает азербайджанский язык, сближается в Дербенте и Тифлисе с передовыми деятелями кавказских народов - А. К. Бакихановым и М. Ф. Ахундовым, поэму которого «На смерть Пушкина» переводит на русский язык. В оценке национальной борьбы народов Кавказа и политики России на Востоке Бестужев, несомненно, стоял в это время на прогрессивных позициях. Не разделяя шовинистической политики русского самодержавия, Бестужев понимал в то же время, что Россия несет Кавказу освобождение от турецко-персидской тирании и просвещение. Носителем этих взглядов писателя выступал полковник Верховский в повести «Аммалат-бек». Повесть заканчивается трагически. Верховский убит рукой Аммалата, которого он, любя как брата, хочет приобщить к культуре и просвещению. Драматическая напряженность повести романтически передает сложную противоречивость русско-кавказских отношений той эпохи.

Большой интерес представляет группа автобиографических произведений Бестужева А. А. 30-х гг.

Лучшее среди них - «Прощание с Каспием» (1834), своеобразная лирико-философская поэма в прозе. В ней - воспоминания о прошлом, горькое сознание непоправимой трагедии и клятва верности прежним высоким чувствам и идеалам, осветившим жизнь писателя.

Бестужев - один из самых ярких романтиков в русской литературе 20-30-х гг. Современников Бестужева увлекала страстность его героев, охваченных, как правило, кипением возвышенных чувств, гражданско-патриотическим пафосом. Патетике страстей в повестях Бестужева соответствуют острые, стремительно развертывающиеся, занимательные сюжеты, насыщенные остро драматичными и загадочными происшествиями, катастрофичными событиями, полные динамики внутренне контрастных положений. В основу поздних своих повестей писатель подчас брал жизненные случаи. Так, подзаголовок «Быль» имеют его кавказские повести «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур», документальны события, описанные в повести об архангельском мореходе Савелии Никитине. Но и в них Бестужев А.А. остается романтиком. Его поэтическую фантазию привлекает обработка исключительных жизненных происшествий и трагических положений, в которых действуют характеры, редкие по необычной силе чувств и стремлений. Романтически приподнятый стиль повестей Александра Александровича находит выражение и в живописно расцвеченном слоге писателя. Нарядно - метафорический, экспрессивный слог Бестужева опирался на богатства русского национального языка, освоение которых в литературе Бестужев считал одной из больших и принципиально важных задач своего времени: «Я хочу и нахожу русский язык на все готовым и все выражающим. Если это моя вина, то и моя заслуга».

Значительны критические выступления Бестужева А. А. Лучшие статьи Бестужева 20-х гг. были напечатаны в «Полярной звезде»:

«Взгляд на старую и новую словесность в России» (1823),

«Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года» (1824),

«Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и в начале 1825 года» (1825).

В журнале «Московский телеграф» в 1833 опубликована итоговая в литературно-критической деятельности Бестужева статья «О романе Н. Полевого «Клятва при гробе господнем». Блестящей аргументацией и воинственностью отличаются выступления Александра Александровича Бестужева против косности классицизма, ниспровергая который он борется за романтическое искусство, связанное с передовым общественным движением. Многие из его определений романтического искусства были активно усвоены и развиты в деятельности Белинского. Будучи глубоким теоретиком, Бестужев в то же время являлся и острым полемистом. Ценность его критики и в живой, страстно-темпераментной, образно-яркой манере изложения. Историческая ограниченность Бестужева А.А. выразилась в неприятии реализма, несмотря на близость к нему многих принципов передового романтизма самого писателя. Острота и ожесточенность борьбы за реализм в конце 30-40-х гг. вызвали, однако, в справедливых выступлениях Белинского и необоснованные резкие оценки прозы Бестужева, которые во многом пересматриваются в наше время. Творчество Бестужева А.А - самобытная страница в истории русской литературы, органичная часть в ее прогрессивно-романтическом развитии, подготавливавшем реализм.

Бестужев Александр Александрович умер 7(19).VI.1837 г. в Адлере.

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К К<реницын>у», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819). Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева. В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста. 14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...». Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Фантастика в творчестве А. А. Бестужева-Марлинского.

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием - сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» - классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы. Также содержит фантастические элементы рассказ-фельетон «Объявление от общества приспособления точных наук к словесности», в котором описывается новейшее изобретение - машина для написания литературных произведений.