Выводы по самообразованию воспитателя. Рекомендации педагогу над работой по самообразованию. Памятка по самообразованию

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.

Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Наибольшего качества самообразование достигает тогда, когда педагог знает, что от него потребуют результат.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Работа по самообразованию может быть:

Формы самообразования:


В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается.

ИТАК, тема по самообразованию каждый год новая.

    ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО научиться пользоваться библиотекой. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями.

Тематикой самообразования также может быть:

    одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Оформление материалов по самообразованию

Педагог сам определяет в какой форме ему удобнее накапливать материалы по самообразованию: это могут быть ксерокопии с подчеркиванием важных мыслей или элементов/ конспектов занятий/ других материалов или выписанная в письменном виде информация. Материалы накапливаются в папке по самообразованию. Здесь же хранится план работы по самообразованию: План может содержать примерную разбивку по месяцам


План работы по самообразованию
Воспитатель________группы №_____МДОУ д/с №____
Тема:_________________________________________
Цель:

Задачи:__________________________________

Литература:

    _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________

Алгоритм составления отчета по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В конце учебного года педагог представляет отчет о проделанной работе. Отчет может включать в себя:

Советы педагогам, занимающимся самообразованием:

1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей , определение темы по самообразованию, составление плана работы, подготовка практического материала.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результата работы для педагогов без квалификационной категории: доклады, проведение мероприятий по теме самообразования. Для педагогов 1/ высшей квалификационной категории - консультации для коллег, перспективные планы и конспекты занятий, программы.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности.

Возможные проблемы педагогов по вопросам самообразования

и пути их решения

Возможная проблема

Пути решения

    Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, а так же статистические данные.
    По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
    Составьте план или схему полученных при изучении материалов. Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
    Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в с детьми.

Примерная тематика
- Экологическое воспитание в семье.
- Нравственное воспитание старших дошкольников.
- Культурологический подход к воспитанию.
- Воспитание культуры межнационального общения.
- Деятельность воспитателя по ребенка.
- Социально-педагогическая деятельность воспитателя с неблагополучными семьями.
- Воспитание дошкольников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
- Технология индивидуальной работы с дошкольниками.
- Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.
- Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников.
- Традиции детского коллектива.
- Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по трудовому воспитанию дошкольников.
- Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами фольклора....


«Самообразование педагогических работников»

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

    Выделите из многообразия проблем ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность проблемы, перспективность и практическую значимость для воспитательно-образовательного процесса.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

    Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
    Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме Включите современные взгляды на проблему Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

    По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

    Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

    Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Самообразование педагогов. Подготовка к отчету по самообразованию.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.

Работа по самообразованию может быть:

    индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.

Формы самообразования:

    работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями; участие в работе научно-­практических конференций, семинаров; наработка материала по исследуемой проблеме.

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов.

Отчет по самообразованию может включать в себя:

    название темы цели задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы

письменный отчет должен включать в себя выводы и результаты работы, рекомендации для других педагогов. Объем отчета в компьютерном варианте – 3 – 5 страниц. Длительность доклада – 5 - 7 минут.

Оформление плана

по самообразованию педагога.

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

1 страница – Титульный лист:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«План по самообразованию педагога»

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

Тема: «_______________________________»

(название темы)

________________

(учебный год)

________________

(возрастная группа)

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница –

Тема: «…»

Цель: «…»

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в группе уголок…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Диагностика ЗУН детей

Организовать работу кружка, создать учебную программу,

Изучение литературы

Октябрь

занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

Ноябрь

Декабрь

Оформить в группе уголок…..

Оформление папки передвижки. Тема: «…»

Январь

Февраль

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

Март

Апрель

Развлечение «…»

Май

диагностика

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

выставка детских работ

Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

Консультация для родителей: «…»

Июль

Август

Выход темы:

ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)

ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«Тетрадь по самообразованию»

_________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

________________

(начата с …)

1 страница –

Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)

Можно писать в виде таблицы:

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

сентябрь

Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;

ü Изучение научно-методической литературы;

ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

ü Обучение на курсах повышения квалификации;

ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

ü Активное участие в работе методического объединения района;

ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Перспективный план самообразования педагога.

ФИО ____________________________________

Группа______________________________ Стаж работы______________

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчёта

Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

Сущность самообразования и его необходимость

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность (ориентация на формирование целостной картины), единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность (постоянный процесс развития) перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Наиболее часто используемые формы организации самообразования - это:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей, обмен опытом в сети учителей-практиков.
5. Индивидуальная работа по самообразованию, технологию которой рассмотрим подробно.

Планирование процесса самообразования

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1‑й этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.
На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" - для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе, а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования.
2‑й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3‑й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4‑й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Как выбирается тема

Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем). Например: педагогу необходимо освоить методику групповой работы, следовательно, он планирует на 3-4 года работу над темой самообразования «Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках… (предмет)».
Тема самообразования учителя может быть связана с общей методической темой общеобразовательного учреждения; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности ОУ. Например: «Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках … (предмет)», «Использование региональной составляющей на уроках … (предмет) как условие формирования личности гражданина», «Использование приёмов деятельностного подхода на уроках … (предмет) для развития творческих способностей обучающихся».

Как правильно формулировать тему самообразования

Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три част

I часть
(основная часть: содержит проблему)
II
часть (связующее звено)
III часть
(аспект, через который будет решаться обозначенная проблема)
Совершенствование … Формирование…
Интеграция …
Развитие …
Организация …
Осуществление …
Применение …
Использование … Управление…
Повышение …
Разработка …
Реализация …
Создание …
… как средство…
… как условие…
…аспект…
…фактор…
…основа…
…механизм…
… развития …
совершенствования …
активизации …
повышения …
оптимизации …
эффективности …
реализации

Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках … (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода»…
Темы не должны быть:

  • слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
  • незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);
  • слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».

Формулировка цели и задач самообразования. После того, как выбрали тему самообразования необходимо сформулировать цели и задачи. Целями самообразования могут быть:
1. повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
2. изучение и внедрение новых педагогических технологий;
3. изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
4. совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования - это шаги по достижению цели самообразования.
Составление плана самообразования. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
1. название темы;
2. цели;
3. задачи;
4. предполагаемый результат;
5. этапы работы;
6. сроки выполнения каждого этапа;
7. действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
8. способ демонстрации результата проделанной работы;
9. форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель дол-жен написать отчёт с анализом, выводами и рекоменда-циями для других учителей.
Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена.
Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми докумен-тами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посред-ством литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4.Выбор и разработка моделей, инновационных тех-нологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагоги-ческой деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опы-та работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полу-ченных результатах перед коллегами.

Примерные темы самообразования
учителей трудового обучения:

    «Повышение эффективности уроков профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий»

    «Развитие творческого компонента учащихся с ОВЗ посредством активного применения на уроках швейного дела декоративно-отделочных материалов через внедрение метода проектов»

    «Развитие творческих способностей учащихся через использование компьютерных технологий на уроках столярного дела»

    «Организация образовательного процесса на уроках СБО на основе использования активных форм и методов обучения»

Тип материала: Обобщение опыта

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.

В нашем центре практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения, района. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов.

Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.

Самообразование - многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Адаптивный

Проблемно-поисковый

Инновационный

Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.

Углубление знаний по разным методикам.

Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

Повышение общекультурного уровня педагога.

Технология самообразования

1.Общение с высококлассными педагогами.

2.Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.

3.Критический обзор периодической печати.

4.Индивидуальный план самообразования.

Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в учреждении, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела нас на разработку положения о работе педагогов над темами самообразования. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.

Положение о работе педагогов над темами самообразования утверждается на педагогическом совете.

В нем определены общие положения:

Настоящее положение регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;

Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.

Цель работы над темами самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Исходя из цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

4) развитие в центре инновационных процессов.

Кроме того, положением определяется порядок работы над темой самообразования:

1.Выбор темы и сроков работы.

2.Составление индивидуального плана.

3.Отслеживание педагогом работы по теме.

4.Результаты работы и формы его представления.

5.Работа методиста по учету тем самообразования.

Остановимся подробнее на каждом пункте.

Тема самообразования формируется, исходя из методической темы центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.

Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На методическом объединении мы познакомили педагогов с примерным планом работы над темой.

Этапы

Сроки

I.Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

II.Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III. Практический

Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

II год; (III), (IV).

IV. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

III год, (IV), (V).

V. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

А затем был выработан единый индивидуальный план самообразования.

Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой, в котором определена тема самообразовательной деятельности, затем ставит цель и формулирует задачи самообразования, с указанием сроков их выполнения. На этой основе составляется индивидуальный план.

____

____

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________

Специальность по диплому ____________________________________

Когда обучался на курсах повышения квалификации ______________

Тема учреждения ____________________________________________

____

Когда начата работа над темой _________________________________

Когда предполагается закончить работу над темой ________________

Цель самообразования по теме _________________________________

Задачи самообразования ______________________________________

Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала _____________________________________________________

Какой предполагается результат и форма его представления. ________

В помощь педагогу для отслеживания работы над темой подготовлены следующие формы:

Приложение №6

№ п/п

Название Система работы педагогов над темами самообразования

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.
В нашем центре практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения, района. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов.
Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.
Самообразование - многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности
Адаптивный
Проблемно-поисковый
Инновационный
Цели самообразования педагога
Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
Углубление знаний по разным методикам.
Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
Повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования
1.Общение с высококлассными педагогами.
2.Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
3.Критический обзор периодической печати.
4.Индивидуальный план самообразования.
Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в учреждении, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела нас на разработку положения о работе педагогов над темами самообразования. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.
Положение о работе педагогов над темами самообразования утверждается на педагогическом совете.
В нем определены
общие положения :
-настоящее положение регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;
-работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
Цель работы над темами самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Исходя из цели мы поставили перед собой следующие
задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
4) развитие в центре инновационных процессов.

Кроме того, положением определяется порядок работы над темой самообразования:
1.Выбор темы и сроков работы.
2.Составление индивидуального плана.
3.Отслеживание педагогом работы по теме.
4.Результаты работы и формы его представления.
5.Работа методиста по учету тем самообразования.

Остановимся подробнее на каждом пункте.
1. Выбор темы и установление сроков работы.
Тема самообразования формируется, исходя из методической темы центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.
2. Составления индивидуального плана.
Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На методическом объединении мы познакомили педагогов с примерным планом работы над темой.


Примерный план работы педагога над темой

Этапы

Сроки

I.Диагностический

Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

II.Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III. Практический

Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
Корректировка работы.

II год; (III), (IV).

IV. Обобщающий

Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материалов.

III год, (IV), (V).

V. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.


А затем был выработан единый индивидуальный план самообразования.
Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой, в котором определена тема самообразовательной деятельности, затем ставит цель и формулирует задачи самообразования, с указанием сроков их выполнения. На этой основе составляется индивидуальный план.
Индивидуальный план самообразования
Должность __________________________________________________
МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
ФИО _______________________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________
Специальность по диплому ____________________________________
Когда обучался на курсах повышения квалификации ______________
Тема учреждения ____________________________________________
Индивидуальная тема _________________________________________
Когда начата работа над темой _________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой ________________
Цель самообразования по теме _________________________________
Задачи самообразования ______________________________________
Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала _____________________________________________________
Какой предполагается результат и форма его представления. ________
3. Отслеживание педагогом работы по теме.
В помощь педагогу для отслеживания работы над темой подготовлены следующие формы:
Приложение №6
Банк данных литературы по теме
«______________________________________________________»

№ п/п

Название

Издательство

Год
выпуска

























№ п/п

Мероприятие

Тема
мероприятия

Дата
проведения

















К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.
Ежегодно педагоги сдают отчеты по работе над темой по самообразованию, согласно примерному плану


над темой самообразования

Должность ______________________________________________
МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
ФИО ___________________________________________________
Индивидуальная тема _____________________________________
Год работы над темой _____________________________________
Деятельность по реализации темы___________________________
(Изучил литературу; познакомился с опытом работы такого-то педагога; посетил открытые занятия, заседания МО, семинары; прошел обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно-методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале).
По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый отчёт.

Должность ______________________________________________
МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
ФИО ___________________________________________________
Тема учреждения _________________________________________
Индивидуальная тема _____________________________________
Срок и период работы над темой ____________________________
Цель самообразования по теме _____________________________
Задачи самообразования ___________________________________
Прошел обучение на курсах повышения квалификации _________
Изучена литература _______________________________________
Посещено открытых занятий, заседаний МО, РМО, семинаров и других мероприятий_______________________________________
Наработанный материал ___________________________________
Форма представления материалов __________________________


Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата,
- статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно-методической разработки.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
- выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета;
- теоретический, методический и практический семинар;
- практикум;
- тренинг;
- мастер - класс;
- открытое занятие.
Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.


Методист центра ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
Для отслеживания работы педагогов над темой методист ежегодно по их отчетам заполняет следующую таблицу.


п/п


ФИО
педагога

Должность


Тема
самообразования


Год работы над темой















Введение графы "Год работы над темой" позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года.
Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения.
Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

Издательство

Год

Выпуска

Посещение методических мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Тема

Мероприятия

Дата

Проведения

Что из услышанного вынес для себя

К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.

Ежегодно педагоги сдают отчеты по работе над темой по самообразованию, согласно примерному плану

Примерный план отчета по работе

Над темой самообразования

За _________________ учебный год

Год работы над темой _____________________________________

Деятельность по реализации темы___________________________

(Изучил литературу; познакомился с опытом работы такого-то педагога; посетил открытые занятия, заседания МО, семинары; прошел обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно-методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале).

По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый отчёт.

Итоговый отчет по самообразованию

Должность ______________________________________________

МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»

ФИО ___________________________________________________

Тема учреждения _________________________________________

Индивидуальная тема _____________________________________

Срок и период работы над темой ____________________________

Цель самообразования по теме _____________________________

Задачи самообразования ___________________________________

Прошел обучение на курсах повышения квалификации _________

Изучена литература _______________________________________

Посещено открытых занятий, заседаний МО, РМО, семинаров и других мероприятий_______________________________________

Наработанный материал ___________________________________

Форма представления материалов __________________________

4. Результаты работы и формы его представления.

Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

Доклада,

Реферата,

Статьи в журнале,

Программы,

Дидактического материала,

Методического пособия,

Научно-методической разработки.

Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

Выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета;

Теоретический, методический и практический семинар;

Практикум;

Тренинг;

Мастер - класс;

Открытое занятие.

Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.

5. Работа методиста по учету тем самообразования

Методист центра ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.

Для отслеживания работы педагогов над темой методист ежегодно по их отчетам заполняет следующую таблицу.

П/п

ФИО

Педагога

Должность

Тема

Самообразования

Год работы над темой

Деятельность по реализации темы

Введение графы "Год работы над темой" позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года.

Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения.

Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

В ходе данной работы мы еще раз убедились, что самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Вся наша работа должна быть организована так, чтобы самообразование стало потребностью для каждого педагога.


В современном мире по всем отраслям знаний становится все больше и больше информации и ее необходимо уметь отбирать, анализировать, осваи­вать. Учебные занятия, ограниченные определенными временными рамка­ми, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, охватить всю важ­ную информацию, инновационные технологии, накопленные в мире. Учеб­ники и учебные пособия быстро устаревают.

Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятель­ной творческой деятельности, формирования у них правильных умений и навыков работы с различной информационной литературой, навыков науч­но-исследовательской работы.

Самообразование - это самостоятельное приращение знаний, возвыше­ние в мастерстве, так как чем разностороннее и глубже знания и обширнее опыт, тем точнее выбор решения и действий для его реализации.

Цель самообразования - приобретение знаний, умений и навыков в оп­ределенной области науки, успехи в практической деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение на­меченных профессиональных и жизненных целей и планов.

Наметив цель самообразования, студент выбирает средства для ее осуще­ствления.

Если самообразовательная деятельность не приводит к желаемым резуль­татам, это значит, что- либо формулирование цели, либо технология ее перево­да в конкретную задачу были ошибочными, либо деятельность по решению задачи была плохо организованна.

Имея четко разработанный план занятий по достижению цели, легче су­дить о том, где и как он лучше всего выполним.

На этапе определения цели производится предварительный анализ вне­шних и внутренних условий самообразования.

Под внутренними условиями процесса самообразования имеются в виду, прежде всего, отношение личности к самообразованию, мотивы, индивиду­альные особенности, запас знаний, умений, навыков в данной области - все то, что обуславливает возможности личности в активном достижении постав­ленной цели.

Под внешними условиями самообразования понимается реальное окру­жение личности, в первую очередь - наличие или отсутствие эффективных средств самообразования.

Результативность применения средств и способов самообразования будет в том случае выше, когда они находятся в соответствии не только с целями, которым они служат, но и внутренними и внешними условиями. Вот почему особо важен анализ реально существующих и необходимых условий, а также их изменений.

Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении научных зна­ний, навыков, умений, синтезе и анализе материала.


Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной рабо­ты, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у студентов багаж знаний, умений и навыков, а также на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их дея­тельность, оценивать и использовать в учебном процессе результаты этой деятельности.

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в прираще­нии новых знаний, умений, расширяющих общий и профильный кругозор.

Формирование у человека умений планировать собственную деятельность и успешно реализовывать эти планы - сложный и длительный процесс.

Поэтому, чтобы достичь успеха на этом пути, студенту необходимо ре­шить три основные задачи:

вызвать у себя стремление заниматься самообразованием;

вооружиться системой умений и навыков, без которых невозможны эти знания;

создать условия, чтобы приобретенные знания, умения могли быть реали­зованы в деятельности.

Занятие самообразованием требует от личности студента немалых воле­вых усилий. В этом случае, когда эти усилия способствуют совершенствова­нию профессиональной деятельности, они стимулируются сознанием их прак­тической значимости, полезности, с одной стороны, и благотворно влияют на формирование организационных умений - с другой.

Организационные умения рассматриваются как комплекс умений, необ­ходимых человеку, чтобы рационально организовать сам процесс познава­тельной деятельности в определенной последовательности.

В этот комплекс включается умение определить цель и задачи предстоя­щей интеллектуально-познавательной и практической работы, наметить пути и средства достижения поставленных задач, планирование своей работы и умение контролировать ее процесс и результат.

Каждое умение сложно по своей структуре, оно проявляется не обособ­ленно, а в системе умений выделять главное в прочитанном, анализируемом в условиях временных ограничений, строить умозаключения из данных по­сылок, решать нестандартные ситуации или находить нестандартные приемы, подходы к решению каких-то задач и др.