Введение. Бегство крестьян. Крестьянские челобитные. Образцы заданий. Крепостные были бесправными и не могли пожаловаться на помещика

Однажды в Карабихе (это было летом 1871 года), после нескольких дней напряженной работы Некрасов заглянул в дом, где жил Федор Алексеевич, и сказал:

Все родные, кто был в это время в карабихской усадьбе, отправились в парк, и здесь поэт своим немного глухим голосом прочел вслух всю поэму. "Мы слушали с затаенным дыханием, - вспоминала об этом Наталья Павловна, жена Федора Алексеевича, - и не могли удержаться от слез. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по их взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение, и был счастлив. Он велел подать шампанское. Мы чокались, поздравляя его с блестящим окончанием многолетнего труда. Да, помню, это был день великого подъема, торжества и удовлетворения".

Как же пришел Некрасов к теме "Русских женщин", как работал он над поэмой, в которой хотел воспроизвести одну из славных страниц отечественной истории?

6 января 1827 года П. А. Вяземский писал из Москвы А. И. Тургеневу: "На днях видели мы здесь проезжающую далее Муравьеву-Чернышеву и Волконскую-Раевскую. Что за трогательное и возвышенное обречение. Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории". Спустя тридцать лет тот же Вяземский писал о возвратившихся в Россию декабристах: "Ни в одном из них нет и тени раскаяния и сознания, что они затеяли дело безумное, не говоря уже преступное. Как говорили о французской эмиграции первой революции, и они ничего не забыли и ничему не научились. Они увековечились и окостенели в 14 декабря. Для них и после 30 лет не наступило еще 15 декабря, в которое могли бы они отрезвиться и опомниться".

Годы, которые легли между этими письмами, унесли с собой умиление и восторги Вяземского, видевшего отъезд жен декабристов в далекую Сибирь, превратили его в реакционера, и эти же годы выдвинули на арену истории поколения, разбуженные громом пушек на Сенатской площади. -

26 августа 1856 года Александр II подписал манифест о возвращении из Сибири декабристов. Еще тогда, в поэме "Несчастные", Некрасов заговорил о тех, кто десятилетия томился в снегах "Сибири отдаленной". А много лет спустя декабристская тема прочно овладела поэтическим сознанием Некрасова. Этому способствовало его знакомство с Михаилом Сергеевичем Волконским - сыном декабриста Сергея Волконского, ставшего прототипом некрасовского "дедушки" (в поэме того же названия), и Марии Волконской - героини последней из декабристских поэм Некрасова. Поэт не раз охотился с Михаилом Сергеевичем, подробно расспрашивал его о тех людях, которые его теперь особенно интересовали, хотя и замечал, что он обходит политическую сторону дела, а больше рассказывает о частной жизни декабристов в Сибири, где он сам родился и вырос. Михаил Сергеевич показал поэту портрет своего отца, седобородого старика с длинными белыми волосами и умным, ясным взглядом; это о нем сказано у Некрасова: "Дедушка древен годами, но еще бодр н красив".

Первую свою поэму о декабристах - "Дедушка" - Некрасов написал в 1870 году. Во время работы Некрасов не расставался с "Записками декабриста" А. Е. Розена, изданными в Лейпциге. Некоторые эпизоды, описанные в этой книге, привлекли его внимание: например, история обширного селения Тарбагатай, основанного в XVIII веке сосланными раскольниками. Комиссар, доставивший их в лесную чащу, позволил им "выбрать место и обстроиться как угодно... - пишет Розен. - Каково же было удивление этого человека, когда посетил их через полтора года и увидел красиво выстроенную деревню, огороды и пашни в таком месте, где за два года был непроходимый лес. Это волшебство было вызвано трудолюбием, но также и деньгами и беглыми" {"Записки декабриста". Лейпциг, 1870, стр. 248.}.

Взяв этот факт, поэт придал ему иную окраску: основной причиной "волшебства" он считал свободу:

Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел...
...Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад -
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!

Размышления героя поэмы "Дедушка" о тяготах солдатской службы основаны также на материале "Записок". Розен рассказывает о таком случае: однажды некий саперный полковник сказал генералу, что батальон, которым он командует, "славно учится, но когда стоит на месте, то жаль, что приметно дыхание солдат, видно, что они дышат". Старик декабрист Некрасова вспоминает;

Душу вколачивать в пятки
Правилом было тогда.
Как ни трудись, недостатки
Сыщет начальник всегда:
"Есть в маршировке старанье,
Стойка исправна совсем,
Только заметно дыханье..."
Слышишь ли?.. дышат зачем!

Некрасов ввел в поэму этот эпизод, понимая, что за истекшее время мало что изменилось в солдатской жизни. Несколько лет назад он написал на ту же тему стихотворение "Орина, мать солдатская", и его рассказ о смерти солдата, вернувшегося со службы, был не воспоминанием, а фактом современной действительности.

Декабристская тема не оставляла Некрасова. Через два года он написал "Княгиню Трубецкую" - первую часть поэмы "Русские женщины". Вот какие трудности пришлось ему преодолевать во время работы: "1) цензурное пугало, повелевающее касаться предмета только сторонкою, и 2) крайняя неподатливость русских аристократов на сообщение фактов, хоть бы и для такой цели, как моя, т. е. для прославления" (29 марта 1873 года).

Фактов и в самом деле было мало, а тема второй поэмы требовала еще большей осведомленности. Облик Трубецкой рисовался ему во многом иным, непохожим на тот образ, который возникал в "Записках" Розена. Некрасов ясно представлял себе и отъезд Трубецкой, сопровождаемой отцовским секретарем, и бесконечно долгий зимний путь через занесенные снегом, забытые богом. и людьми пространства, и ту пропасть, которая лежала между одиноким возком, совершающим этот безнадежный путь, и ярко освещенными залами петербургских гостиных...

Непостижимым казалось, как могла решиться на такой шаг избалованная молодая женщина, выросшая в одном из богатейших домов России. Поэт пытался нащупать скрытые мотивы этого поступка, психологически обосновать его. Розен отводил здесь решающую роль доброте, чувству долга, самоотверженной любви к мужу. Но чем больше размышлял Некрасов, тем очевиднее становилось, что всего этого было бы недостаточно, не будь какой-то силы, подчинившей себе все эти чувства. Образ кроткой, безропотно приносящей себя в жертву женщины вытеснялся другим образом. Женщина, о которой он неотступно думал, постепенно облекалась плотью и кровью.

Она была полна решимости, потому что узы, которые связывали ее с сосланным декабристом, были не только семейными узами: она готова была разделить судьбу мужа, считая себя причастной к его делу.

Некрасов первоначально думал назвать поэму о женах декабристов - "Декабристки": название вполне выражало то, что он хотел сказать. Женщины, о которых он писал, были единомышленницами декабристов. Одухотворенный идеей, их подвиг приобретал для него особый смысл. Характер героини определился.

За словами Розена Некрасов видел много больше того, что они выражали. Целый мир возникал перед ним, полный красок, мыслей и чувств, а то, что говорил об этом мире автор "Записок", было лишь пунктиром, обозначающим его границы.

Путешествие Трубецкой в Сибирь стало в поэме поездкой в прошлое - сном о жизни, оставленной позади. Только сном и могло казаться княгине прошлое. В ее настоящем не было места для радостных воспоминаний.

Почти явью было видение Трубецкой - восстание на Сенатской площади. Понимая, что она не могла быть свидетельницей восстания, Некрасов не без колебаний решился ввести его в поэму. Но этого, считал он, требовала логика задуманного образа. Его героиня должна была знать о восстании. И не только знать, но и сочувствовать восставшим. Именно тогда она должна была понять, что Николай I - палач, чтобы потом, услышав от мужа слова: "Не тронешь палача", принять их как должное.

Этот сон стал центром поэмы. От него тянулись нити в прошлое и в будущее. Отношение княгини к восстанию - в этом Некрасов был уверен - определяло ее взгляд на прошлое, меняло оценки. Николай I, с которым Трубецкая когда-то танцевала первую кадриль, теперь в ее воспоминаниях был убийцей, скомандовавшим: "Пли!" Прошлое для княгини перестало существовать само по себе: оно было неразрывно связано с восстанием:

А ты будь проклят, мрачный дом,
Где первую кадриль
Я танцевала... Та рука
Досель мне руку жжет...

Некрасовская героиня уезжала в Сибирь, понимая все: и то, что произошло, и то, что ждет ее впереди. Она была готова ко всему, ненависть давала ей силу. Иной смысл приобретал теперь и тот затянувшийся на много дней разговор княгини с иркутским губернатором, о котором сообщал Розен.

Некрасов знал, что люди, которые были знакомы с Трубецкой, с восхищением вспоминали о ее доброте и кротости. Откуда же ее стоицизм, мужество? Вновь и вновь вчитывался он в слова Розена: "...местное начальство имело повеление употребить все средства, чтобы удержать жен государственных преступников от следования за мужьями. Губернатор представил ей сперва затруднения жизни в таком месте, где находятся до 1 5000 каторжных, где ей придется жить в общих казармах с ними, без прислуги, без малейших удобств. Она этим не устрашилась и объявила свою готовность покориться лишениям, лишь бы ей быть вместе с мужем... Наконец он решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе отправить ее к мужу, как пешком с партиею ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это; тогда губернатор заплакал и сказал: "Вы поедете".

Некрасов прямо использовал эти свидетельства бывшего декабриста. Но те же слова у него зазвучали по-иному. И женщина, решимость которой пытался сломить губернатор, тоже была другой: одна, не колеблясь, соглашалась на все, другая не просто соглашалась, - уверенная в правоте декабристов, она настаивала, требовала, обличала палачей, то есть самого Николая I.

Губернатор


Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой...

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

ПРИМЕЧАНИЕ

«Декабристы» - тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики “Душа поэта” на одесском радио “Гармония мира”, плавно выросших из другого радиоцикла - «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

Здесь:
1. Декабристы в поэзии Пушкина
2. Жены декабристов в русской литературе
3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
6. Просветитель Владимир Раевский
7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
9. Павел Катенин - рыцарь классицизма

Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Размышляя над этой темой, хотелось бы избежать и восторженного пафоса, и сентиментализма - тех эмоций, которые одновременно рождаются даже при самом беглом знакомстве с историей жен декабристов, последовавших за своими мужьями в неизвестность и лишения. Но, боюсь, избежать мне этого не удастся: чем глубже погружаешься в обширный материал о декабристах и их женах, тем больше поражаешься невероятной силе духа и мужеству их всех, а женщин - в особенности.

Мне вообще кажется, что именно они, а не их мужья, свершили настоящую революцию в сознании гражданского общества. Власть в лице императора Николая I, лишая участников заговора дворянского звания, имущества, всех привилегий и прав, разжаловав офицеров в солдаты, лишив их права переписки и сослав на край земли - в Сибирь, которая в начале девятнадцатого века была краем неведомым, - преследовала цель не только изолировать бунтовщиков, унизить их, но главное - стереть о них и об их идеях какое бы то ни было напоминание в настоящем и будущем.

И каково же было потрясение и царя, и светского общества, когда женщины, которые не то что не имели к делам мужей никакого отношения - они зачастую о них даже не подозревали, женщины, которых бы понял и не осудил бы никто - отрекись они от мужей-преступников, женщины беззаботные, знатные, богатые - напротив, отрекаются от своей благополучной жизни и добровольно следуют за мужьями - в никуда. Что ими руководило?

<…>Теперь расскажу вам подробно, друзья,
Мою роковую победу.
Вся дружно и грозно восстала семья,
Когда я сказала: «Я еду!».
Не знаю, как мне удалось устоять,
Чего натерпелась я… Боже!
Была из-под Киева вызвана мать,
И братья приехали тоже:
Отец «образумить» меня приказал.
Они убеждали, просили,
Но волю мою сам господь подкреплял,
Их речи ее не сломили!

<…> «Посмотрим!..». И вдруг распрямился старик,
Глаза его гневом сверкали.
«Одно повторяет твой глупый язык:
Поеду! Сказать не пора ли,
Куда и зачем? Ты подумай сперва!
Не знаешь сама, что болтаешь!
Умеет ли думать твоя голова?
Врагами ты, что ли, считаешь
И мать и отца? Или глупы они…
Что споришь ты с ними, как с ровней?
Поглубже ты в сердце свое загляни,
Вперед посмотри хладнокровней,
Подумай!.. Я завтра увижусь с тобой…».

Ушел он, грозящий и гневный,
А я, чуть жива, пред иконой святой
Упала - в истоме душевной…

«Подумай!..». Я целую ночь не спала,
Молилась и плакала много.
Я божию матерь на помощь звала,
Совета просила у бога,
Я думать училась: отец приказал
Подумать… нелегкое дело!
Давно ли он думал за нас - и решал,
И жизнь наша мирно летела?

Училась я много; на трех языках
Читала. Заметна была я
В парадных гостиных, на светских балах,
Искусно танцуя, играя;
Могла говорить я почти обо всем,
Я музыку знала, я пела,
Я даже отлично скакала верхом,
Но думать совсем не умела.
<…>
Простите, родные! Мне сердце давно
Мое подсказало решенье.
И верю я твердо: от бога оно!
А в вас говорит - сожаленье.
Да, ежели выбор решить я должна
Меж мужем и сыном - не боле,
Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!

Это - отрывок из поэмы Николая Некрасова «Русские женщины» 1871-72 годов, из второй ее части «Княгиня М.Н. Волконская». Некрасов основывался на записках Марии Николаевны Волконской, которые она писала для своих детей и внуков на французском языке уже после тридцатилетнего изгнания: в 1856 году царь Александр II разрешил ссыльным вернуться, а впоследствии вернул звания, титулы и дворянские привилегии декабристам и их потомкам.

Мария Николаевна не хотела обнародования своих воспоминаний, и Некрасов стал одним из немногих, кого сын ее, Михаил Сергеевич, познакомил с мемуарами матери. Сын опубликовал их на двух языках, во французском оригинале и в русском переводе, только в 1904 году, и книга эта сразу стала библиографической редкостью.

Первая часть поэмы Некрасова «Русские женщины» посвящена княгине Екатерине Ивановне Трубецкой - ведь именно она первая, буквально на следующий день после того, как муж отправился по этапу, последовала вслед за ним.

Уже два месяца почти
Бессменно день и ночь в пути.

На диво слаженный возок,
А все конец пути далек!

Княгини спутник так устал,
Что под Иркутском захворал,

Ее в Иркутске встретил сам
Начальник городской;
Как мощи сух, как палка прям,
Высокий и седой…

Как важно было властям остановить эту женщину! Это пытался с самого начала сделать император Николай I, и, возможно, разрешил ей следовать за мужем в надежде, что она, не выдержав испытаний в пути, - вернется, и тем самым даст пример невозможности осуществления подобных отчаянных шагов. Когда же этого не случилось, ее пытались остановить уже в дороге - в частности, всем известна история ее психологического противостояния с иркутским губернатором, из которого Екатерина Трубецкая вышла победительницей:

КНЯГИНЯ
Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если бы он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б можно было, вновь
Ему простила б я!..

ГУБЕРНАТОР
Как я вас мучил… Боже мой!..
(Из-под руки на ус седой
Скатилася слеза).
Простите! Да, я мучил вас,
Но мучился и сам,
Но строгий я имел приказ
Преграды ставить вам!
И разве их не ставил я?
Я делал все, что мог,
Перед царем душа моя
Чиста, свидетель бог!
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути
Я вас старался напугать.
Не испугались вы!
И хоть бы мне не удержать
На плечах головы,
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас…
Я вас в три дня туда домчу…
Эй! Запрягать, сейчас!..

«Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гёбль. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева, Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская - принадлежали к знати», - писал историк Павлюченко.

Эти женщины не только учились выживать в суровых условиях - главной их миссией было поддержание духа каторжан, борьба за улучшение условий их существования, налаживание связи с внешним миром: на имена женщин приходили книги и журналы, которые они получали для декабристов, и от имени ссыльных они писали письма их родным и друзьям.

Значение присутствия верных подруг, их поддержки засвидетельствовал декабрист Александр Одоевский в поэтическом посвящении княгине Волконской. Об этом стихотворении она сама впоследствии заметила, что написано оно «в воспоминание того, как мы, дамы, приходили к ограде Читинского острога и приносили заключенным письма и известия»:

Был край, слезам и скорби посвященный,
Восточный край, где розовых зарей
Луч радостный, на небе том рожденный,
Не услаждал страдальческих очей;
Где душен был и воздух вечно ясный,
И узникам кров светлый докучал,
И весь обзор, обширный и прекрасный,
Мучительно на волю вызывал.

Вдруг ангелы с лазури возлетели
С отрадою к страдальцам той страны,
Но прежде свой небесный дух одели
В прозрачные земные пелены.
И вестники благие провиденья
Явилися, как дочери земли,
И узникам, с улыбкой утешенья,
Любовь и мир душевный принесли.

И каждый день садились у ограды,
И сквозь нее небесные уста
По капле им точили мед отрады…
С тех пор лились в темнице дни, лета;
В затворниках печали все уснули,
И лишь они страшились одного,
Чтоб ангелы на небо не вспорхнули,
Не сбросили покрова своего.
25 декабря 1829 г., Чита

Позже, когда каторжане и их жены получили разрешение жить на поселении, дома декабристов в суровом сибирском краю стали настоящими культурными центрами, куда душой стремились все изгнанники. Вот, к примеру, посвящение Волконской другого ссыльного - Вильгельма Кюхельбекера, который в 1845 году проездом из Акши в Курган побывал в Красноярске в доме Сергея и Марии Волконских:

Но я минутный гость в дому моих друзей,
А в глубине души моей
Одно живет прекрасное желанье:
Оставить я хочу друзьям воспоминанье,
Залог, что тот же я,
Что вас достоин я, друзья…
Клянуся ангелом, который
Святая, путеводная звезда
Всей вашей жизни: на восток, сюда,
К ней стану обращать трепещущие взоры
Среди житейских и сердечных бурь, -
И прояснится вдруг моя лазурь,
И дивное сойдет мне в перси утешенье,
И силу мне подаст, и гордое терпенье.

Не все женщины после помилования декабристов Александром II вернулись из Сибири: трое навечно остались там. Первой не выдержала испытаний и умерла в возрасте 28 лет, в 1832 году Александра Муравьева - любимица всех ссыльных и подруг по несчастью: «Святая женщина. Она умерла на своем посту» - вспоминали о ней Волконская и Полина Гёбль.

История французской модистки Полины Гёбль (впоследствии Прасковьи Анненковой), последовавшей за своим женихом Иваном Анненковым и обвенчавшейся с ним в остроге, вошла в роман о декабристах 1840 года Александра Дюма-отца «Учитель фехтования», который в России был запрещен Николаем I. Прасковья Анненкова также оставила свои воспоминания - «Записки жены декабриста».

Все эти, и другие документы стали основой для научных исследований и художественных произведений. Одной из моих любимых книг в детстве был объемный роман Марии Марич «Северное сияние», а исследования Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд» легли в основу фильма 1975 года о декабристах «Звезда пленительного счастья». Да и сегодня на уроках, или в новой форме - на форумах в интернете - изучаются и обсуждаются судьбы жен декабристов.

В их поступке не было ни политической подоплеки, ни корысти - они, как поистине духовные существа, руководствовались высшими ценностями, и, отказавшись от материальных привилегий суетного света, воплощали эти ценности в самых невероятных условиях жизни. Одной из таких безусловных ценностей была - любовь:

«Несчастье лишь усиливает, если такое вообще возможно, все мои чувства к тебе… Я смогу все вынести, пока ты жив, и всю жизнь буду благодарить небо за то, что оно связало мою судьбу с твоей. Если б я только могла бы разделить с тобой твой горестный кров, если б только могла! — ты не увидел бы на моем лице ни единого следа печали…» - писала мужу Александра Муравьева, и это же внушали изгнанникам своим повседневным подвигом все женщины-декабристки…
Как многому мы можем у них научиться…

Виктория ФРОЛОВА

1. Решимость и непоколебимая вера.
2. Самоотверженность хрупкой женщины.
3. Нравственная опора мужчинам.

Великие должны наклонять небо к людям, не снижая его уровня.
С. Е. Лец

Н. А. Некрасов в своих произведения обращается к самым разным сторонам жизни людей. Каждый из них предстает перед поэтом в своей неповторимой индивидуальности. И в каждом из них автор находит те особенные черты и оттенки, которые позволяют выделять его из многих других непохожих друг на друга людей. Так, в поэтическом наследии Некрасова мы находим весьма животрепещущую тему — декабристкие события 1825 года. Вернее, поэт обращается не к самому восстанию, а к его последствиям. Но самыми тяжелыми они были именно для жен декабристов, которым прошлось покинуть свои семьи и даже детей для того, чтобы не оставлять в одиночестве смелых мужей. Многие из них не разделяли или, вернее, не знали об их антиправительственной деятельности. Но супружеские узы женщины поставили на самое первое место. Их пытались убедить в том, что они, отправляясь в Сибирь со своими мужьями, теряют не только роскошные и удобные палаты, но и все свое состояние. Поэтому в этой жизни они могут рассчитывать только на судьбу и поддержку мужа. Не только знатные сановники, но и родственники старались уберечь их от опрометчивого шага. Даже по дороге в Сибирь все еще оставалась надежда: все бросить и вернуться к родным. Но такое для этих мужественных женщин было неприемлемо.

Их подвиг воспевал ни один поэт. Но возбуждающий по духу и накалу страстей текст удалось создать Н. А. Некрасову. По мнению исследователей, многие из произведений о декабристах стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли молодое поколение на борьбу за свободу угнетенного народа. Поэт же для описания этого мужества избирает другой объект — это жены ссыльных. Они получают воплощение в его произведении «Русские женщины». Главными героинями выступают две «декабристки»: княгиня М. Н. Волконская, княгиня Е. И. Трубецкая.

У Волконской была нелегкая судьба: ей пришлось оставить дома сына, который прожил недолго в разлуке с матерью. По этому случаю А. С. Пушкин написал стихотворение, которое отправил княгине. Она же не только смогла поддержать своего мужа на протяжении долгих лет и вернуться после смерти Николая I домой, но и вела записи, которым доверяла все свои душевные переживания. Не менее трагична и судьба княгини Трубецкой. Посмотрим, какой она предстает в произведении Н. А. Некрасова.

Екатерина пытается убедить не столько, наверное, отца, сколько саму себя в том, что поступает верно, следуя за мужем. Она совершенно не представляет, что ждет ее впереди, но готова ко всем испытаниям.

О, видит Бог!.. Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет... Прости, родной!
Напрасных слез не лей!
Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись — я дочь твоя!

Она прощается со всем, что ей было дорого. И обращается не только к родным, но и к природе. В холодных зимних ветрах не будет той прелести и такого прекрасного пейзажа, как в родном крае и тех странах, в каких ей удалось побывать. Также Екатерина прощается и со своей молодостью. Для описания такого периода жизни поэт выбирает те черты, которые наиболее полно характеризуют саму героиню. Она жила среди балов и роскоши, что показывает ее неприспособленность к казарменной жизни. Но и это ее совершенно не пугает.

Наоборот, она словно на крыльях летит к своему мужу, даже секретарь замечает, что так не ездит даже государь. Однако прошлое не хочет ее отпускать. Н. А. Некрасов показывает, что, несмотря на все свои заявления, в душе каждой из покинувших родительский кров остается образ милого дома. Поэт говорит нам о том, что они созданы не из стали, хотя всем упрямо хотят доказать обратное.

По дороге Екатерине встречается партия ссыльных, она дает им денег. Но ее продолжают тревожить различные думы, и она стремится убежать от них во сне. Но и это состояние не приносит ей долгожданного покоя. Путешественница узнает, что ее муж жив, и она в скором времени сможет, наконец, его увидеть. Эти долгие дни пути принесут радость встречи.

Шли долго, долго... Наконец
Дверь визгнула — и вдруг
Пред нею он... живой мертвец
Пред нею — бедный друг!
Упав на грудь ему, она
Торопится спросить
«Скажи, что делать?
Я сильна, Могу я страшно мстить!
Достанет мужества в груди,
Готовность горяча,
Просить ли надо?» — «Не ходи,
Не тронешь палача!»

Но это был всего лишь сон. Однако с помощью таких элементов Н. А. Некрасов показывает, что душой жены всегда со своими мужьями. Они пытались найти пути спасения: разжалобить палача. Но, понимая в конечном итоге тщетность своих усилий, приходили к выводу, что только сами смогут стать надежной опорой на этом трудном пути. Однако сон это не единственная преграда, которую приходится преодолеть Екатерине. Она оставляет своего верного спутника в Иркутске, который не перенес двухмесячной бешеной скачки по замерзшим дорогам.

Решительность и твердость женщины, которую Н. А. Некрасов выбрал в главные героини, непоколебима. С такой напором сталкивается губернатор одной из станций. Он говорит о том, что знает ее отца и просит вернуться назад. Когда же та отвечает отказом, то он сообщает о том, что не будет закладывать новый экипаж. Но это не влияет на ее решимость. Недуг отца тоже не становится для нее причиной для возврата назад, да и здешний губительный климат ее не пугает. Екатерина готова спрятать в себе слезы и дать тем самым силы своему мужу.

Мой долг, — я слез не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!

Тогда губернатор прибегает к весьма действенному средству — называет ее рабой. Но она не задумываясь отвечает:

Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..

Н. А. Некрасов представляет нам страстный крик души, который разрушает все сомнения в правильности выбранного пути. Эти слова становятся своеобразным манифестом всех жен, последовавших за своими мужьями в холодный дикий край. Губернатору не удается сломить упорство усталой женщины. Тогда он просит ее подписать бумагу об отречении от всех прав. Так в сердце Екатерины остается только ее неуклонная вера в своей правоте. Начальник был уверен, что это остановит великосветскую даму, но он снова ошибается.

У вас седая голова,
А вы еще дитя!
Вам наши кажутся права
Правами — не шутя.
Нет! ими я не дорожу,
Возьмите их скорей!
Где отреченье? Подпишу!
И живо — лошадей!

Женская любовь и преданность своему мужу все же смогли растопить сердце губернатора. Он пугает ее тем, что отправит дальше по этапу, но все равно потом дает экипаж.

Нет! вы поедете!.. — вскричал

Нежданно старый генерал,

Закрыв рукой глаза —

Как я вас мучил... Боже мой!..

(Из-под руки на ус седой

Скатилася слеза)

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

И разве их не ставил я?

Я делал все, что мог,

Перед царем душа моя

Чиста, свидетель бог!

Губернатор приказывает запрячь коней и обещает, что Екатерина доберется до места за три дня, хотя на станции он держал ее больше шести суток.

...Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас...
Я вас в три дня туда домчу...
(Отворяя дверь, кричит)
Эй! запрягать, сейчас!..

Княгиня последовала за свои мужем С П. Трубецким в 1826 году. Она добралась до Сибири и жила там долгое время, пока не умерла в 1853 году. Но его образ, воспетый в произведении Н. А. Некрасовым, продолжает жить и зажигать наши сердца тем пламенным огнем уверенности и правоты в своих действия и поступках.

Декабристские жены заслужили, чтобы им был поставлен такой поэтический памятник, который не разрушат ни время, ни погода. Но главное они останутся в памяти каждого из нас, показывая, что нужно отстаивать свои убеждения до конца и жить ради другого человека, даже если ты не разделяешь его взглядов. Именно на такой взаимопомощи и сочувствии и строится не только семейный союз, но и мир вообще. Н. А. Некрасов нашел очень красочные образы и смог через них показать свое восхищение подвигом светских женщин, которые ничего не знали кроме балов и маскарадов. Но им в жизни выпала большая миссия — отправиться за мужьями в Сибирь, чтобы стать для них моральной опорой.

Была написана Некрасовым Н. А. в 1872 году. В ней он прославляет героизм наших соотечественниц, отказавшихся от высоких титулов, комфортных условий жизни и общения с близкими и родными ради того, чтобы разделить со своими мужьями-каторжниками их нелегкую участь. Здесь приведено краткое содержание. «Русские женщины» - это произведение, которое стоит прочесть на досуге в полном формате. А пока вспомним все основные моменты творения великого автора.

Краткое содержание. «Русские женщины»: Княгиня Трубецкая

Темной зимней ночью 1826 года княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая покидала отчий дом ради того, чтобы отправиться за своим мужем-декабристом в далекую холодную Сибирь. Ее провожал отец, старый граф. Его слезы не смогли удержать дочь от решительного поступка. Несмотря на то, что здесь, в Петербурге, прошли ее детство и юность, после ареста мужа город стал немил для нее.

Сквозь все преграды на свидание с мужем

Путь княгине предстоит долгий. До Тюмени она добирается за 20 дней. А впереди еще много таких тяжелых моментов. По дороге Трубецкая видит нищету и убогость сибирских поселений. Крепкий мороз не позволяет людям выйти из дома. Все это составляет огромный контраст с тем, к чему она привыкла с детства: комфортом и роскошью. Но это не страшит княгиню, и вскоре она прибывает в Иркутск. Там ее встречает сам губернатор, который сначала пытается отговорить ее от затеи встретиться с мужем, взывая к ее дочерним чувствам. Однако женщина остается непреклонна, заявляя о том, что нет ничего на свете святее Губернатору остается лишь отпустить ее. Всю решимость княгини Трубецкой последовать за своим любимым мужем, где бы он ни был, передает читателям краткое содержание. Поэма «Русские женщины» является одним из самых значимых В ней он создает неповторимые образы смелых и самоотверженных героинь. Нам, современным женщинам, хочется и сегодня им подражать.

Краткое содержание. «Русские женщины»: Княгиня Волконская

Мария Николаевна Волконская родилась под Киевом. Ее отец, генерал Раевский, обожает свою дочь. На всех балах, куда приглашались его бывшие соратники, юная Маша производит фурор. Красавица пленила много мужских сердец, однако о замужестве до поры до времени не помышляла. Когда ей исполнилось 18 лет, отец объявил дочери о том, что нашел для нее хорошего жениха. Им стал генерал Сергей Волконский, обласканный государем за заслуги перед Отечеством. Юную Машу смущала разница в их возрасте. Однако противиться воле отца она не могла. Вскоре состоялась свадьба. Молодые жили счастливо, ждали первенца. Но родить ребенка Марии суждено было в стенах отчего дома, так как ее мужа арестовали. О том, что он обвиняется в заговоре против царя, княгиня узнала уже из приговора, согласно которому генерал Волконский отправлялся на каторгу в Сибирь.

Подвиг жены декабриста

Как только Волконская узнает о приговоре мужа, она решается следовать за ним и разделить его участь. Отец и родные отговаривают ее, просят остаться ради ребенка. Ведь своего первенца Мария должна оставить у родителей. Проведя ночь у колыбели сына, юная княгиня утром отправляется в дальнюю дорогу. Прежде чем навсегда покинуть родных, женщина навещает свою сестру Зинаиду в Москве. Там все восхищены самоотверженным поступком Волконской. После этого княгиня продолжает свой путь. И вот она уже едет через Сибирь. В Нерчинске она догоняет Трубецкую, которая также едет на встречу с мужем-декабристом. В казармы, где содержатся узники, они приезжают вместе. Волконская сразу же идет на рудники, чтобы увидеть своего любимого. Там она падает на колени перед ним, целуя его оковы. Теперь уже никто не сможет разлучить их. Произведение «Русские женщины», краткое содержание которого здесь приведено, - это произведение о любви и верности главных героинь. Со временем поэма не теряет своей актуальности. Хочется верить, что и в наше время есть такие женщины, способные на подвиг ради справедливости и сострадания.

Данное произведение вошло в золотой фонд мировой классики. Здесь приведено краткое содержание. «Русские женщины» Некрасова Н. А. лучше все же прочесть в полном объеме.