Война мир 3 описание кутузова. В чем заключалась стратегическая линия Кутузова в романе «Война и мир»

Выдающийся русский писатель Л.Н. Толстой в самом, пожалуй, грандиозном своём произведении «Война и мир» огромнейшее место отводит историческим военным событиям и реальным историческим деятелям. Они выступают не только как маркеры эпохи и структурно необходимые персонажи, но и как средоточие идей романа. Такой фигурой, в частности, является М.И. Кутузов, главнокомандующий русской армией.

Если обратить внимание на внешность, которая описывается в произведении, то Михаил Илларионович покажется читателю каким-то простым толстым стариком: «пухлое, изуродованное раной лицо», неподходящий «орлиный нос» на нём, «огромной толщины тело, с сутуловатой спиной», «жирная шея» и «пухлые старческие руки», – всё это создаёт нелицеприятную картину. Но ведь все мы знаем, что внешность – не главное, и это полностью подтверждается на примере полководца.

Его пухлое с вытекшим глазом и шрамом лицо «становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз», а потому уже не казалось хоть сколько-то неприятным. Свет доброты, который хранил в себе Кутузов, побеждал внешнюю невзрачность. Это чувство мы видим в Михаиле Илларионовиче уже в эпизоде смотра в Барнау. Полководец, производя смотр, оглядывает солдат в отеческим вниманием, добрым сердцем. Он устроил этот смотр не для того, чтобы муштровать военных, но чтобы с заботой, как о сыновьях, побеспокоиться о них, постараться уберечь их от потерь, доказать иностранному командованию их неготовность.

Кутузов в любой ситуации спокоен и держится без излишних церемоний, попросту. Он не стыдится своей тучности и неловкости, не смущается, если случайно засыпает на собраниях, и всем своим видом скорее похож на простого солдата, чем на блистающего в славе полководца. В этом он близок простому крестьянскому мужику, который живёт без прикрас, однако таит в душе истинную великую мудрость.

Эту мудрость Михаил Илларионович проявляет в самые ответственные для российской армии моменты. Так, накануне решающего Бородинского сражения Кутузов не выдумывает гениальных тактик или манёвров, он просто «ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли…». Свою внутреннюю силу и спокойствие главнокомандующий передаёт и всем подчинённым, которые в итоге и смогли одержать хотя бы не физическую, но моральную победу над французам и добиться даже, если так можно сказать, ничьей.

Но своё главное предназначение, совершившееся благодаря его бесстрашной спокойной мудрости, Кутузов исполнил, приняв решение оставить Москву французам. Нужно было быть поистине сильным и смелым человеком, чтобы сделать такой, на первый взгляд, сумасшедший шаг. Но в этом и сказалась его народная сила, народный характер – он уберёг судьбы людей, их жизни — величайшую ценность на земле.

Михаил Илларионович Кутузов остался в истории России одним из величайших полководцев, славно послужив своей Родине, но его человеческий образ был запечатлён именно Л.Н. Толстым, и именно этот образ делает Михаила Кутузова ближе и ценнее всему русскому народу.

Настолько узко вырисовывал он определенные образы. В его эпопее «Война и мир», кстати, давно признанной мировым бестселлером, и упорно удерживающим это звание на протяжении целого века, такие герои, как Наполеон и, скажем, Александр Первый показаны лишь однобоко. Не стал утруждать себя Лев Николаевич описанием глубин душ двух великих противников. Наполеон у него всего лишь ненавистный, но талантливый завоеватель половины мира. А русский царь во всем слушающий влиятельное окружение интеллигент, не теряющий «свое лицо», правда, справедливости ради, стоит сказать, до поры до времени.

А вот Кутузова Толстой писал с любовью. Везде автор подчеркивает, полководец, прежде всего, человек, а потом уж военный: «Неприятель побежден. И завтра погоним его из священной земли русской, - сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез» . Даже великим людям не чужды простые человеческие чувства. Не раз в романе фельдмаршал и слезу смахнет, и глаза вытрет, и сердце его от жалости и сострадания дрогнет. Полководец насильно втянут в военную компанию, не хочется ему проливать кровь русскую на старости лет.

Как только Кутузов появляется на страницах романа, а происходит это уже во второй части первого тома, складывается впечатление, что смотр войск (Толстой показал полководца в 1805 году в окружении свиты), проводит не столько военный, сколько добрый, пожилой администратор, живущий воспоминаниями: «Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо» .

Когда же начинается Отечественная война 1812 года, читателю, уже знающему ее исход, становится страшно, как же этот древний старик (хотя тогда ему было всего 67 лет) сможет руководить войсками? Он откровенно спит на военных совещаниях. Плохо слышит и, казалось бы, совсем не думает об исходе войны. Царь принимает решения, а полководец вяло им подчиняется. Где же тот великий стратег, тактику которого до сих пор изучают все профессиональные военные? Чему научился он у Суворова? Мы ведь привыкли к другому Кутузову.

Александр Первый хотел побед, от того, зная характер самодержца, мудро молчал Михаил Илларионович, ждал своего момента. Толстой явно показывает психологическое противостояние русского царя и русского фельдмаршала. Александр стремится оставить свое имя, как освободителя русского народа, в веках, а Михаил Кутузов и победы хочет, и армию желает сохранить. Бородино, покрывшее не меркнувшей славой русского солдата, ведь было не только генеральным сражением Отечественной войны 1812 года, но и единственной настоящей битвой в ней. Кутузов был откровенно против многодневных кровопролитий.

Пассивность генерал – фельдмаршала, за Бородино ему присвоили этот титул, продолжается до тех пор, пока Александр Первый не перестает вмешиваться в управление войсками. «Старый лис» добивается своего – царь отдается полностью в его власть и специально не имеет связи с семьей, чтобы его не смогли переубедить. На военном совете в Филях Кутузов проявляет решительность, которой от него не ждал никто: «… медленно приподнявшись, он подошел к столу. - Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление» . Он оставляет столицу, но сохраняет армию. И главное он добивается несмываемого для Наполеона позора – нет проигрыша в битве, есть неумелое, запуганное отступление и в конечном итоге – полная победа русского оружия.

«Дубина войны народной», сумевшей противостоять опытной и многочисленной армии сильнейшего противника не могла бы быть настолько успешной, если бы не герои того времени Денис Давыдов, Петр Багратион, Михаил Платов и другие. А не мешать им, направлять в нужное русло сумел большой военный начальник, «отец родной» русскому солдату Михаил Илларионович Кутузов. Не любил его царь, попытались очернить его действия потом, но Кутузов остался в истории мудрым, человечным командиром: «А вот что, братцы… Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди…» . И при внимательном прочтении «Войны и мира» видно, что не скупился на краски Лев Николаевич Толстой, прорисовывал каждую деталь в образе народного любимца и во многом благодаря роману, мир узнал полководца, как человека, с переживаниями и страхами, сомнениями и победами.

Помимо сочинения об образе Кутузова есть и другие, связанные с Толстым:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
краткое содержание других презентаций

«История создания «Войны и мира»» - Хронология романа. Три поры. Картины истории. Современность глазами декабриста. Принцип сопоставления и противопоставления. Диалектика души. Исторический факт. Работа над романом. Отсутствие войны. Повесть. Сцены семейные и исторические. Произведение. Художественные особенности романа. Вселенная. История создания романа «Война и мир». Своеобразие художественных приемов. Эпопея. Принцип семейственности.

«Кутузов в «Войне и мире»» - Наполеон Бонапарт. Кутузов был гениальным полководцем. Князь Андрей. Количество пушек. Александр I. Гениальный полководец. Проницательный ум. Толстой о смерти Кутузова. Война и мир. Образ Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Черты характера. Кутузов.

«Семья Ростовых» - Основополагающий вопрос. Одно из определяющих качеств и достоинств Наташи. Наташа. Графиня Ростова. Софья. Соня и Наташа. Семья Ростовых в романе Толстого. Отряд Денисова. Проблемные вопросы. На чем основана семейная близость в семье Ростовых. Николай. Графиня Ростова и Наташа. Семья Ростовых. Ростов известен в Москве не только как гостеприимный хозяин. Лучшие черты «ростовской породы». Граф Ростов.

«Бородинское сражение «Война и мир»» - Победа под Бородином. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Бегство Наполеона. Бородинское сражение в истории. Устремление на истребление французской армии. Взгляд писателя. Панорама народного сражения. Сопоставительный анализ. Историческое значение Бородинской битвы. Бородинское сражение.

«Семья Болконских» - Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. В армии князя Андрея настигает разочарование. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Марья Болконская. Николенька. Андрей Болконский. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Семья Болконских. Семья Болконских описана с несомненной симпатией.

«Шенграбенское сражение» - Николай Ростов. Почему идёт на войну князь Болконский. Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять. На батарее Тушина. Князь Андрей. как вёл себя во время Шенграбенского сражения Болконский. Изображение войны 1805 года. Разговор солдат. Ход событий. Обратимся к тексту. Что думает о войне Пьер. Война и мир. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Анализ эпизода. Важная в стратегическом отношении победа.

Император Александр I в 1805 году воевал против Наполеона на стороне Австрии. Если бы наступательные и оборонительные движения союзников были более организованными, то войны 1812 года можно было бы избежать. Летом царь отправил в австрийские земли две своих армии и назначил главнокомандующим одной из них генерала Кутузова. Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» Льва Толстого помогают увидеть причины поражения Русской армии в сражениях против французов.

Портрет Михаила Илларионовича Кутузова

Лицо фельдмаршала легко узнаваемо на исторических картинах, потому что ему пришлось потерять один глаз в турецких баталиях. Глубокий шрам придавал мужчине устрашающее выражение лица. Часто он носил черную повязку на изуродованной половине, чтобы не вызывать к себе сострадание невидящим глазом. Но шрам на виске от измайловской пули все равно оставался открытым.

Зато Кутузову свойственна была чуть заметная улыбка, превращающая его в заботливого старика. Лев Толстой часто упоминает об этой доброй, отеческой улыбке, располагающей к себе офицеров и простых солдат. Старческая одутловатость лица свидетельствовала о винных излияниях, необходимых для согрева и поднятия духа в полевых условиях.

Когда главнокомандующий прощается с Багратионом перед боем, по его щеке течет слеза из одинокого глаза. Лицо от влаги становиться мягким, выражает заботу и переживания. В конце Михаил Илларионович подставляет своему лучшему генералу щеку для поцелуя. Кутузов вел себя неприхотливо относительно быта, мог принимать генералов в расстегнутом мундире, потому что воротник жал его жирную шею.

Старик любит подремать в своем вольтеровском кресле, склонив на грудь голову, покрытую седыми волосами. Сутулость гнет его плечи книзу на седьмом десятке лет жизни, но он прекрасно держится в седле, как подобает командующему армией.

Человеческие достоинства и недостатки Кутузова

Михаилу Илларионовичу присуща доброта , он легко прощает капитана, разжалованного за хулиганство. Генерал умен и внимательный к мелочам, способный заприметить, каждую деталь формы, стоящего перед ним адъютанта. Всегда невозмутимый герой сохраняет спокойствие в критический момент в любой сложной ситуации. Всячески старается скрыть волнение и не выдать лихорадочно проносящихся мыслей в голове.

Главнокомандующий сдержан в ораторстве, особенно когда надо выступать перед всей армией. У него правильно поставлена речь, он изъясняется с изяществом, как и принято при дворе. Простой персонаж, созданный автором на основе исторических свидетельств, читатель видит, прежде всего, обыкновенным человеком. Маленькие радости интересуют его, неловкие слабости подчеркивают естественные недостатки характера.

Кутузов, как всякий любящий отец , писал письма своим детям. В свободное время он наслаждался хорошей художественной книгой и обожал скоротать вечер в обществе красивых женщин. Ему было свойственно отпускать шутки, чтобы разрядить обстановку. Шутил генерал одинаково задорно в обществе высших чинов, офицеров, солдат.

Самая важная черта характера Кутузова, по мнению автора, заключалась в том, что умел ласково разговаривать с солдатами . В его голосе звучало уважение, понимание и забота. Поглядывая на изношенные сапоги рядовых солдат, он так грустно покачивал головою, что каждому, наблюдая за стариком, становилось понятно, как тот огорчен.

В свое время генерал получил хорошее образование , его знание французского и немецкого языков вызывает уважение у Болконского. Командующий принял Андрея очень благожелательно, как сына своего старого друга, зная цену настоящей дружбе, проверенной в сражениях с врагом. Даже молодой князь хорошо знал о способности старика рыдать всхлипывая.

Кутузов часто крестился, как человек глубоко верующий полагался на силу господнюю, доверял крестному знамению. Лев Толстой восхищается боевым умением полководца, через слова автора читатель узнает, каким умным, мудрым был Старый ли Севера, как его величали враги. Но власть состарившегося генерала над армией была весьма условной. Ему приходилось в точности придерживаться предписаний, приходивших из Петербурга от военного руководства.

В создавшейся ситуации Кутузов предпочитал не вмешиваться в естественный ход событий, оставаясь при своем мнении, придерживаясь собственной точки зрения, но не имея возможности использовать свой опыт ведения сражений.

Она складывалась из соединения трех сил: во-первых, терпение; во-вторых, время; в-третьих, опора на нравственный дух войска. сам говорит об этом князю Андрею: «Терпение и время, голубчик, - нет сильнее этих двух воинов, они все сделают». Оказалось, что такая стратегия является древней стратегией народной и партизанской войны. Значит, Кутузов не безучастен и не бездеятелен, как казалось, а активен и деятелен, но по-особому, без суеты и внутренних колебаний.

А в чем же сила и величие Кутузова?

Толстой об этом пишет следующее: «И только это народное чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все силы свои не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их». Значит, величие Кутузова - в нераздельности в нем главнокомандующего и гуманиста, полководца и скромного человека, фельдмаршала и народного , т. е. в слиянии политики и нравственности. Утверждая величие Кутузова, Толстой вовсе не отрицает роль великих людей, как казалось критикам, а показывает свое оригинальное понимание величия. Толстой видит величие человека в личном благородстве, в гуманизме, в самоотречении ради высших духовных ценностей, в великодушии и милосердии, т. е. в духе простоты, добра и правды. Обращаясь к историческим событиям и лицам, Толстой стремится найти в них нравственное содержание, определить их этический уровень. И исторических деятелей, и вымышленных героев Толстой оценивает одним критерием - критерием нравственности. Следовательно, Толстой не отвергает великих людей в истории, а выступает против преувеличения роли отдельных людей, т. е. против культа отдельных, великих людей в истории. Потому что такой культ великого человека автоматически дает ему власть над другими людьми, а Толстой был принципиальным противником любой власти одних над другими, утверждая принцип полного равенства людей.

Андрей Болконский подметил отсутствие всего личного в старом полководце, он даже говорит, что у Кутузова оставались не страсти, «а только одни привычки страстей», т. е. Кутузов, в отличие от всех, не имел никакой своей, отдельной, личной задачи, кроме одной - служить «неизбежному ходу событий». Можно сказать, что он настолько проникается волей истории и сливается с этой верховной вне личной силой, что она становится его индивидуальной волей. Профессор Лидия Гинзбург пишет: «В деятельности Кутузова всенародная воля обнаруживается в самой чистой абсолютной форме». Такая полная самоотдача, такое повиновение воле общей и такая поглощенность общей судьбой является вторым уникальным свойством Кутузова наряду с первым свойством - гуманистической целью всех его действий. (Столь полное бескорыстие доверено в романе только народу, Каратаеву, Наташе Ростовой и Пьеру Безухову). Этой трактовкой исторической роли Кутузова Толстой вел резкий спор со всей современной ему историографией. Он видел, что многие современные критики не признавали величия созданного им образа Кутузова. В ответ на эти суждения Толстой писал: «Искусство имеет законы... И если я художник, и если Кутузов изображен мной хорошо, то это не потому, что мне так захотелось (я тут не при чем), а потому, что фигура эта имеет условия художественные, а другие нет... На что много любителей Наполеона, а ни один поэт еще не сделал из него образа; и никогда не сделает». А для тех людей, которые не верили в объективные законы искусства, в его безобманность Толстой с холодным сарказмом замечал: «...для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое (лакейское) понятие о величии».