Важнейшие стройки 60 80 годов. Похороненные масштабные проекты эпохи ссср (34 фото). Комсомольские стройки в ссср

Сравнивать прошлое и настоящее необходимо для улучшения будущего, при этом желательно не повторять ошибки предков. СССР — могучая некогда супердержава, внёсшая в своё время немалый вклад в развитие общества. Одной из краеугольных основ жизни советских граждан были пятилетки. По их итогам историки могут судить об индустриализации страны, сравнивать достижения прошлого и настоящего, узнать, как технологически далеко ушло наше поколение и к чему ещё стоит стремиться. Итак, тема данной статьи — пятилетки в СССР. Таблица, представленная ниже, поможет структурировать полученные знания в логическом порядке.

Первая пятилетка (1928-1932)

Итак, началась во имя строительства социализма. Страна после революции нуждалась в индустриализации, дабы не отстать от ведущих европейских держав. К тому же только с помощью форсированного наращивания промышленного потенциала было можно сплотить страну и вывести СССР на новый военный уровень, а также повысить уровень земледелия на всей огромной территории. По мнению правительства, нужен был строгий и безукоризненный план.

Таким образом, основной целью стало наращивание военной мощи максимально быстрыми темпами.

Основные задачи первой пятилетки

На XIV съезде ВКП(б), в конце 1925 года, Сталин высказал идею, что нужно превратить СССР из страны, ввозящей импортное оружие и технику, в страну, которая сама всё это может производить и поставлять иным государствам. Конечно же, нашлись люди, выразившие ярый протест, но мнением большинства он был подавлен. Сам Сталин заинтересовался тем, чтобы в первую же пятилетку вывести страну в лидеры, поставив на первом месте по производству металлургии. Так, процесс индустриализации должен был пройти в 4 этапа:

  1. Возрождение транспортной инфраструктуры.
  2. Расширение отраслей экономики, связанных с добычей материалов и сельским хозяйством.
  3. Перераспределение государственных предприятий по территории.
  4. Изменение работы энергетического комплекса.

Все четыре процесса проходили не поочерёдно, а затейливо переплелись. Так началась 1 пятилетка индустриализации страны.

Все задумки воплотить в жизнь не удалось, однако производство тяжёлой промышленности выросло почти в 3 раза, а машиностроения - в 20 раз. Естественно, столь успешное окончание проекта вызвало вполне закономерную радость правительства. Конечно, тяжело дались людям первые пятилетки в СССР. Таблица с итогами первой из них содержала бы в качестве лозунга или подзаголовка следующие слова: "Главное — начать!"

Именно в это время появляется множество призывных плакатов, отражающих главную цель и самобытность советского народа.

Главными стройками в то время были угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Магнитогорский металлургический комбинат. Благодаря этому удалось достигнуть финансовой независимости СССР. Самое видное сооружение — это ДнепроГЭС. Год 1932-й ознаменовался окончанием не только первой пятилетки, но и главнейшей для тяжёлой промышленности стройки.

Новая держава семимильными шагами укрепляет свой статус в Европе.

Пятилетка номер два (1933-1937)

Вторая пятилетка в высоких кругах носила название «пятилетка коллективизации» или «народного просвещения». Она была утверждена VII съездом ВКП(б). После тяжёлой промышленности страна нуждалась в развитии народного хозяйства. Именно эта сфера и стала главной целью второй пятилетки.

Основные направления второй пятилетки

Основные силы и финансы правительства в начале «пятилетки коллективизации» были направлены на строительство металлургических заводов. Появился Урало-Кузбасс, пустил первый ток ДнепроГЭС. Страна не отставала и в научных достижениях. Так, вторая пятилетка ознаменовалась первой высадкой на Северном полюсе экспедиции Папанина, появилась полярная станция СП-1. Активно строилось метро.

В это время большой упор делался на среди рабочих. Самый известный ударник пятилетки — Алексей Стаханов. В 1935 году он поставил новый рекорд, выполнив за одну смену норму 14 смен.

Третья пятилетка (1938-1942)

Начало третьей пятилетки ознаменовалась лозунгом: "Догнать и перегнать производство продукции на душу населения развитых Главные усилия правительства были направлены на повышение обороноспособности страны, так же как и в первой пятилетке, из-за чего страдало производство предметов народного пользования.

Направления третьей пятилетки

К началу 1941 года почти половина (43 %) капиталовложений страны шла на поднятие уровня тяжёлой промышленности. В преддверии войны в СССР, на Урале и в Сибири быстрыми темпами развивались топливные и энергетические базы. Необходимым для правительства было создание «второго Баку» — нового района нефтедобычи, который должен был появиться между Волгой и Уралом.

Особое внимание уделялось танковым, авиационным и другим заводам подобного рода. Значительно увеличился уровень производства боеприпасов и артиллерийских орудий. Однако вооружение СССР всё ещё отставало от западного, в частности от германского, но с выпуском новых видов оружия не очень-то спешили даже в первые месяцы войны.

Четвёртая пятилетка (1946-1950)

После войны все страны должны были возрождать своё производство и экономику, СССР это удалось почти полностью выполнить в конце 40-х годов, когда начался четвёртый срок. План пятилетки подразумевал не наращивание военной мощи, как раньше, а возрождение утраченного во всех сферах жизни общества в период войны.

Основные достижения четвёртой пятилетки

Всего через два года был достигнут тот же уровень промышленного производства, что и в довоенное время, даже несмотря на то, что планы второй и третьей пятилеток выдвигали суровые рабочие нормы. В 1950 году главные производственные фонды вернулись на уровень 1940 года. Когда заканчивалась 4 пятилетка, промышленность выросла на 41 %, а строительство зданий - на 141 %.

В строй снова вступила новая ДнепроГЭС, восстановили работу все шахты Донбасса. На этой ноте закончилась 4 пятилетка.

Пятая пятилетка (1951-1955)

Во время пятой пятилетки большое распространение получает атомное оружие, появляется в Обнинске, а в начале 1953 года пост главы государства вместо И. В. Сталина занимает Н. С. Хрущёв.

Основные достижения пятой пятилетки

Поскольку капиталовложения в промышленность возросли в два раза, выросли и объёмы выпускаемой продукции (на 71 %), в сельском хозяйстве - на 25 %. Вскоре были построены новые металлургические заводы - Кавказский и Череповецкий. На первую полосу полностью или частично выступили Цимлянская и Горьковская ГЭС. А в конце пятой пятилетки наука услышала об атомных и водородных бомбах.

Наконец, построен был первый и Омский нефтеперерабатывающий комбинат, значительно выросли темпы добычи угля. И 12.5 млн га новых земель вступили в оборот.

Шестая пятилетка (1956-1960)

Более 2 500 крупнейших предприятий вступило в строй, когда началась шестая пятилетка. В конце её, в 1959 году, начался параллельный семилетний план. Национальный доход страны повысился на 50 %. Капиталовложения в это время удвоились вновь, что повлекло широкое развитие лёгкой промышленности.

Главные достижения шестой пятилетки

Валовая продукция промышленности и сельского хозяйства выросла более чем на 60 %. Были достроены Горьковская, Волжская, Куйбышевская и К концу пятилетнего плана отстроен крупнейший в мире камвольный комбинат в Иваново. В Казахстане началось активное освоение целины. У СССР наконец-то появился ракетно-ядерный щит.

Первый в мире спутник запустили 4 октября 1957 года. Неимоверными усилиями развивалась тяжёлая промышленность. Однако больше было неудач, поэтому правительство организовало семилетний план, включающий в себя седьмую пятилетку и последние два года шестой.

Седьмая пятилетка (1961-1965)

Как известно, в апреле 1961 года первый человек в мире полетел в космос. Этим событием ознаменовалось начало седьмой пятилетки. Национальный доход страны продолжает активно расти и за следующие пять лет увеличивается почти на 60 %. Уровень валовой промышленной продукции вырос на 83 %, сельского хозяйства - на 15 %.

К середине 1965 года СССР занял передовую позицию по добыче угля и железной руды, а также по производству цемента, и это неудивительно. Страна всё ещё активно развивала тяжёлую промышленность и строительную индустрию, города росли на глазах, а для крепких зданий нужен цемент.

Восьмая пятилетка (1966-1970)

План пятилетки подразумевал не производство материалов, а строительство новых зданий и заводов. Города продолжают расширяться. На пост главы государства вступает Л. И. Брежнев. За эти пять лет появляется множество станций метро, Западно-Сибирский и Карагандинский металлургический комбинаты, первый автомобильный завод ВАЗ (выпуск: 600 тыс. авто в год), Красноярская ГЭС — крупнейшая в мире станция на то время.

Активное жилищное строительство решало проблему обездоливания (эхо войны всё ещё отзывалось в больших городах). В конце 1969 года более 5 млн жителей получили новые квартиры. После полёта Ю. А. Гагарина в космос астрономия сделала большой скачок вперёд, был создан первый луноход, привезён грунт с Луны, машины достигли поверхности Венеры.

Девятая пятилетка (1971-1975)

Во время девятой пятилетки построено свыше тысячи промышленных предприятий, валовой объём продукции промышленного характера вырос на 45 %, а сельского - на 15 %. Активно развивается автомобилестроение, ремонтируются авто и железные дороги. Капиталовложения перевалили за 300 млрд рублей в год.

Освоение нефте- и газоносных скважин в Западной Сибири привело к постройке множества предприятий, прокладыванию нефтепроводов. Поскольку с появлением большого количества заводов вырос и уровень занятого населения, был учреждён знак «Ударник девятой пятилетки» (за отличие в труде и на производстве).

Десятая пятилетка (1976-1980)

Активное повышение национального дохода и объёма промышленной продукции начинает идти на спад. Теперь страна не нуждается в огромном росте предприятий, но стабильное развитие всех сфер промышленности необходимо всегда.

Добыча нефти вышла на первый план, поэтому за пять лет было построено множество нефтепроводов, протянувшихся по всей Западной Сибири, где свою работу развернули сотни станций. Значительно повысилось количество рабочей техники: тракторов, комбайнов, грузовых машин.

Одиннадцатая пятилетка (1981-1985)

Для СССР началось крайне неспокойное время. Все в правительстве чувствовали приход кризиса, причин для которого было много: внутренние, внешние, политические и экономические. В своё время можно было изменить структуру власти, не отказываясь от социализма, но ничего этого произведено не было. Из-за кризиса люди, занимающие главенствующие посты государства, сменялись очень быстро. Так, Л. И. Брежнев оставался секретарем ЦК КПСС до 10.11.1982, Ю. В. Андропов занимал эту должность до 13.02.1984, К. У.Черненко - до 10.03.1985.

Продолжает развиваться транспортировка газов из Западной Сибири в Западную Европу. Построен нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" длиной 4 500 км, пересекающий Уральский хребет и сотни рек.

Двенадцатая пятилетка (1986-1990)

Последняя пятилетка для СССР. За её время планировалось реализовать долгосрочную экономическую стратегию, но планам не суждено было сбыться. В это время многие получили знак ударника двенадцатой пятилетки: колхозники, рабочие, специалисты предприятий, инженеры... Планировалось (и частично было исполнено) наладить производство лёгкой промышленности.

Пятилетки СССР: обобщающая таблица

Итак, мы вкратце перечислили все пятилетки в СССР. Таблица, представленная вашему вниманию, поможет систематизировать и обобщить вышеизложенный материал. В ней собраны самые важные аспекты по каждому плану.

Задачи плана

Главные постройки пятилеток

Итоги

Любой ценой увеличить военную мощь и повысить уровень производства тяжёлой промышленности.

Магнитогорский металлургический комбинат, ДнепроГЭС, угольные шахты в Донбассе и Кузбассе.

В 3 раза выросло производство тяжёлой промышленности и в 20 раз - машиностроения, ликвидирована безработица.

И. В. Сталин: «Мы должны догнать передовые страны за 5-10 лет, иначе нас сомнут».

Стране требовалось повышение уровня всех типов промышленности, как тяжёлой, так и лёгкой.

Урало-Кузбасс — вторая угольно-металлургическая база страны, судоходный канал "Москва - Волга".

Значительно вырос национальный доход и промышленное производство (в 2 раза), сельское - в 1.5 раза.

Из-за агрессивной политики фашисткой Германии основные силы были брошены на обороноспособность страны и производство машин, а также тяжёлой промышленности.

Упор на образовательные учреждения в начале пятилетки, после усилия переносятся на Урал: самолёты, машины, орудия и миномёты производятся там.

Страна понесла большие убытки из-за войны, но значительно продвинулась вперёд обороноспособность и производство тяжёлой промышленности.

Четвёртая

Восстановление страны после Великой Отечественной войны. Необходимо достигнуть того же уровня производства, что и в довоенный период.

Вновь в строй вступают ДнепроГЭС, электростанции Донбасса, Северного Кавказа.

К 1948 году был достигнут довоенный уровень, США лишено монополии на атомное оружие, значительно снижены цены на товары первого спроса.

Повышение национального дохода и объёма промышленной продукции.

Волго-Донской судоходный канал (1952 год).

Обнинская АЭС (1954 год).

Построено множество водохранилищ и ГЭС, в два раза вырос уровень промышленного производства. Наука узнаёт об атомных и водородных бомбах.

Повышение капиталовложений не только в тяжёлую, но и в лёгкую промышленность, а также в сельское хозяйство.

Горьковская, Куйбышевская, Иркутская и

Камвольный комбинат (Иваново).

Капиталовложения увеличены почти в два раза, активно осваиваются земли Западной Сибири и Кавказа.

Повышение национального дохода и развитие науки.

Повышение основных производственных фондов на 94 %, национальный доход вырос на 62 %, валовая продукция промышленности на 65 %.

Повышение всех показателей: валовой продукции промышленности, сельского хозяйства, национального дохода.

Строятся Красноярская, Братская, Саратовская ГЭС, Западно-Сибириский металлургический комбинат, Волжский автозавод (ВАЗ).

Создан первый луноход.

Вперёд продвинулась астрономия (привезён грунт с Луны, достигнута поверхность Венеры), нац. доход вырос на 44 %, объём промышленности - на 54 %.

Развивать отечественное хозяйство и машиностроение.

Стройка нефтеперерабатывающих заводов в Западной Сибири, начало строительства нефтепровода.

Значительно развивается химическая промышленность после освоения залежей Западной Сибири. Проложено 33 тыс. км газопроводов, 22.5 тыс. км нефтепроводов.

Открытие новых предприятий, освоение Западной Сибири и Дальнего Востока.

Камский завод, Усть-Илимская ГЭС.

Увеличилось количество газо- и нефтепроводов.

Появились новые промышленные предприятия.

Одиннадцатая

Повысить эффективность использования производственных фондов.

Нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" длиной 4 500 км.

Длина газо- и нефтепроводов достигла 110 и 56 тыс. км соответственно.

Повысился национальный доход, увеличены социальные выплаты.

Расширено техническое оснащение заводов.

Двенадцатая

Реализация реформаторской экономической стратегии.

Преимущественно строятся жилые здания.

Частично налажено производство лёгкой промышленности. Повышение электроснабжения предприятий.

Как бы трудны ни были эти планы, итоги пятилеток показывают настойчивость и мужество народа. Да, выполнено было не всё. Шестую пятилетку пришлось "продлевать" за счёт семилетнего плана.

Пусть и были тяжелы пятилетки в СССР (таблица - прямое тому подтверждение), но советский народ стойко справлялся со всеми нормами и даже перевыполнял планы. Главным лозунгом всех пятилеток было: «Пятилетку в четыре года!»

Титул крупнейшего государства планеты обязывал советские власти соответствовать ему буквально во всем, и объекты недвижимости не являлись исключением из этого правила. Некоторые интересные факты о самых грандиозных из них собрала в своем материале «Свободная Пресса».

Крупнейшее водное зеркало эпохи

Именно так говорили столичные экскурсоводы, принимая гостей со всего мира, об открытом бассейне «Москва», возведенном практически на том же самом месте, где до этого 48 лет простоял строившийся 44 года и взорванный в 1931 году Храм Христа Спасителя. Примечательно, что на этом месте сначала в течение 10 лет безуспешно пытались построить самое высокое на тот момент здание в мире. Но строительство 415-метрового Дворец Советов прервала начавшаяся Великая Отечественная война, и открытая общественная купальня по проекту архитектора Дмитрия Чечулина диаметром около 130 метров, вмещавшая в себя единовременно до 2000 человек, была открыта только в 1960 году.

Первоначально планировалось, что бассейн будет наполняться соленой водой из находящего на глубине около полутора километров подземного моря. Однако начатые в 1958 году бурильные работы были свернуты, в основном по причине их дороговизны. Но и без того уникальных особенностей на объекте хватало. Так, купаться в нем можно было круглый год (правда, по свидетельству современников, в мороз приходилось часто нырять, поскольку голова покрывалась льдом). Для посещения «Москвы» справки от врача не требовалось, при этом система санитарного контроля, очистки и обеззараживания воды была настолько хорошо организована, что за все 33 года не было зафиксировано ни одной жалобы от посетителей.

Популярность открытого бассейна среди населения была очень высока. Существовала даже шутка о том, что только в «Москве» знаменитый закон Архимеда действует по-особому: тело, погруженное в него, выталкивается наружу другим телом. Правда, стоит отметить, что эту народную любовь периодически омрачали слухи о том, что в бассейне (особенно в зимнее время) действует группа «топильщиков», мстящих обывателям за осквернение святого места.

Итоговой причиной закрытия бассейна «Москва» в 1993 году стал как раз его гигантский размер. Во-первых, из-за того, что в холодное время года температура воды в отдельных секторах доходила до +34 градусов, а площадь водного зеркала составляла 13000 квадратных метров, зимой вокруг него стояла плотная стена пара, которая вызывала сильную коррозию близлежащих зданий. Сотрудники расположенного неподалеку Пушкинского музея не раз жаловались, что из-за повышенной влажности серьезно страдают экспонаты.

Во-вторых, к тому времени, в связи с тяжелой экономической ситуацией, у городских властей элементарно не хватало средств на оплату необходимых для его функционирования ресурсов. Три последних года он простоял без воды, что привело к сильной деформации температурных швов чаши и коррозии трубопроводов.

825ГТС

Возведенная в период с 1953 по 1961 годы по предложению Иосифа Сталина база подводных лодок в тогда еще советской Балаклаве, пожалуй, имела все шансы именоваться самым крупным военно-инженерным сооружением двадцатого века. К ее созданию приложили руку строители самой высокой квалификации, включая столичных метростроевцев, которые работали круглосуточно в четыре смены.

На строительство базы (или объекта 825ГТС), по некоторым данным, было затрачено около 67 миллионов советских рублей, а в ходе работ в море на баржах было тайно вывезено и затоплено порядка 120 тысяч тонн скалистой породы. Но все усилия того стоили: укрытое под горой Таврос сооружение могло спокойно выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью от 100 до 150 килотонн (для справки — мощность «Малыша», сброшенного на Хиросиму в 1945 году, составляла от 13 до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте). Внутри свободно размещались несколько атомных субмарин (по разным данным от 7 до 14), персонал в количестве до 1,5 тысячи человека, а также склады боеприпасов и вся необходимая инфраструктура для обслуживания и ремонта подлодок.

Некоторые энтузиасты до сих пор уверены, что в случае ядерной бомбардировки база могла использоваться в качестве бомбоубежища для местного населения, причем период его автономного существования мог достигать трех лет.

Вскоре после окончания строительства, в 1961 году, Никита Хрущев распорядился перепрофилировать базу в винный погреб, однако инициатива так и не была реализована. После распада СССР в 1993 году охрана объекта прекратилась и за последующие 7 лет он был элементарно разграблен, вынесены абсолютно все конструкции, содержащие хотя бы мало-мальский намек на содержание цветных металлов. В 2000 году Владимир Стефановский, возглавлявший севастопольское «Морское собрание», выступил с инициативой по превращению базы в «Музей «Холодной войны». В итоге через три года в Балаклаве прошла официальная церемония открытия военно-морского музейного комплекса как филиала Центрального музея ВС Украины.

Кстати, еще в 2010 году, когда полуостров входил в состав «незалэжной», некоторые российские СМИ со ссылкой на руководство Черноморского флота сообщили о том, что военные всерьез рассматривают возможность восстановления боевого потенциала музея и вероятность его использования по прямому назначению. Однако Константин Грищенко, занимавший на тот момент должность министра иностранных дел Украины, решительно опроверг подобный сценарий развития событий как противоречащий Конституции страны. Вполне вероятно, что теперь, после принятия населением Крыма судьбоносных решений, представители военно-морского ведомства РФ вернутся к данному проекту.

Волго-Донской канал

ВДСК (Волго-Донской судоходный канал) официально был открыт 27 июля 1952 года. Примечательно, что четырехлетние строительные работы, увенчавшиеся успехом, были не единственной в истории попыткой соединить воды двух великих рек в месте их максимального сближения. Сначала, согласно летописным источникам 16 века, об этом помышлял еще турецкий султан Селим Второй. Однако отряженная им в 1569 году армия турецких солдат в количестве 22 000 человек прекратила все работы уже через месяц. По словам турок, с этой задачей в то время не смогло бы справиться и все население Турции даже за 100 лет. Вторым стал Петр I, пригласив в 1697 году иностранца Иоганна Бреккеля в качестве руководителя стройки. Однако тот вскоре банально сбежал, осознав тщетность прилагаемых усилий. Возможно, сменившему его англичанину Перри и удалось бы довести начинание до конца, но разразившаяся в 1701 году Северная война поставила на проекте крест.

Только в XX веке, в результате титанических усилий свыше 700 тысяч вольнонаемных рабочих, 100 тысяч военнопленных немецкой армии и 120 тысяч узников ГУЛАГа, проект 101-километрового канала был реализован под руководством академика Сергея Жука. За все время строительства ВДСК было извлечено свыше 150 миллионов кубов земли и залито более 3 миллионов кубометров бетона, широко применялись шагающие экскаваторы и другая передовая на тот момент спецтехника в количестве 8000 единиц.

С ВДСК связаны многие интересные факты отечественной истории. Так, например, «за ударный труд» были сразу освобождены 15 тысяч заключенных, а еще 35 тысячам сократили сроки заключения. Об этом, в частности, упоминает профессор Николай Бусленко, ссылаясь на найденный в архиве Указ Президиума ВС СССР (с грифом «Без опубликования в печати») «О льготах заключенным, отличившимся на строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина». Интересная деталь — 3000 заключенных получили различные награды, 15 из них — орденом Трудового Красного Знамени. Кстати, именно на ВДСК родилось прочно вошедшая в наш лексикон в качестве самостоятельного слова аббревиатура «зек» («зк» — «заключенный каналоармеец»)

Также сразу после открытия и присвоения объекту имени Ленина на берегу первого шлюза был установлен гигантский памятник Сталину. Через девять лет, в 1961, всего за одну ночь, он был демонтирован. Долгое время 30-метровый постамент пустовал, и только в 1973 году на нем установили 27-метровый памятник Ленину, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой монумент в честь реально живших людей.

К сожалению, в последнее десятилетие заметно уменьшилась глубина канала (согласно проекту — 3,5 метра), участились случаи посадки судов на мели. В связи с этим транспортный поток сокращен наполовину, а ограничения по осадке не позволяют нагружать суда полностью. Два года назад представители Росморпорта заявили о выделении 400 миллионов рублей на углубление канала до 4,5 метров. С апреля 2007 года с подачи Владимира Путина рассматривается вариант строительства второй ветки Волго-Донского канала (так называемый Волгодон-2) с целью увеличения грузопотока объекта до 35 миллионов тонн в год. Правда, некоторые эксперты утверждают, что данные работы нанесут непоправимый ущерб рыбному хозяйству России. В частности, планируемое в рамках проекта возведение Багаевского гидроузла нерестовый ход рыбы в Дону будет полностью перекрыт. К тому же популяция некоторых видов рыб Северного Каспия может катастрофически сократиться.

Снимок в открытие статьи: вид на плавательный бассейн «Москва» под открытым небом, 1977 год/ Фото: Иван Денисенко/ РИА Новости

Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс)

Старейшая гидроэлектростанция на Днепре, построенная в рамках реализации плана ГОЭЛРО. Находится в городе Запорожье ниже днепровских порогов.

Строительство началось в 1927 г., первый агрегат пущен в 1932 г., проектная мощность (560 МВт) достигнута в 1939 г. На то время крупнейшая гидроэлектростанция СССР. В результате сооружения плотины затоплены пороги Днепра, что обеспечило судоходство по всему течению реки.

В 1969-1980 гг. был построен Днепрогэс-2 мощностью 836 МВт. Среднегодовая выработка первой и второй очереди - 3,64 млрд. кВт/ч. Емкость водохранилища - 3,33 куб. км.

Беломорско-Балтийский судоходный канал

Соединяет Белое море и Онежское озеро с возможностью выхода в Балтийское море. Построен в 1931-1933 гг. в рекордно короткий срок (за год и девять месяцев) руками заключенных ГУЛАГа, которых, по различным оценкам, во время строительства погибло от 27 до 200 тыс. Официальная пропаганда подавала опыт строительства канала как "первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов".

Общая протяженность 227 км. Включает 19 шлюзов. За время строительства были выполнены земляные работы объемом 21 млн. куб. м и пробито 37 км путей через гранитные скалы.

Сооружения канала включают 128 объектов, в том числе 19 шлюзов, 15 плoтин, 19 водоспусков, 49 дамб, 33 искусственных канала и 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений.

Пик грузоперевозок по каналу пришелся на 1985 г., когда по нему было перевезено 7,3 млн. т грузов. Такие объемы перевозок сохранялись на протяжении последующих пяти лет, после чего интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась. В 2001 г. по каналу было перевезено 283,4 тыс. т грузов, в 2002 - 314,6 тыс. т.

Соединяет реки Волгу и Дон. Сооружение канала началось перед Великой Отечественной войной, но было прервано, а затем продолжено в 1948 г. и окончено в 1952 г. Длина 101 км, из которых 45 км проходят по рекам и водохранилищам. Имеет более 50 инженерных сооружений, в том числе 13 шлюзов, 3 насосные станции, 13 плотин и дамб.

Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал (длиной 81 км) при таком же объеме работ строился 34 года, а Суэцкий канал (длиной 164 км) - почти 11 лет. В ходе строительства вынуто 150 млн. куб. м земли и уложено 3 млн. куб. м бетона. В работах задействовано 8 тыс. машин и механизмов.

За навигацию 2006 г. по каналу перевезено 8,053 млн. т грузов, в том числе 4,137 млн. т нефтепродуктов.

По каналу проходит регулярный туристический водный маршрут Москва - Ростов-на-Дону.

Канал им. Москвы

Соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина - 128 км. Ширина по поверхности - 85 м, по дну - 45 м, глубина - 5,5 м.

Открыт 15 июля 1937 г. как Канал Москва-Волга им. И.В.Сталина. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев (при строительстве использовался труд заключенных ГУЛАГа). С 1947 г. носит современное название.

В составе канала более 240 различных гидротехнических сооружений. Все шлюзы автоматизированы. Благодаря каналу Москва является портом пяти морей - Балтийского, Белого, Азовского, Каспийского и Черного.

Крупнейшим сооружением канала является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту В.Кринского, А.Рухлядева и др.

Комсомольск-на-Амуре

В августе 1931 г. появились первые приказы Наркомата тяжелой промышленности СССР по вопросам технической подготовки к строительным работам судостроительного завода в районе Хабаровска.

10 мая 1932 г. у села Пермское с пароходов "Колумб", "Коминтерн" и баржи "Клара Цеткин" высадился первый десант строителей города в количестве 600 человек. 19 мая 1932 г. у берегов нанайского стойбища Дземги с парахода "Капитан Карпенко" высадилась группа руководителей самолетостроительного завода и около 100 строителей. В декабре 1932 г. село Пермское было преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Название должно было свидетельствовать о строительстве города комсомольцами, хотя в действительности главной рабочей силой (по некоторым данным, до 70% строителей) были заключенные ГУЛАГа и спецпереселенцы.

12 июня 1933 г. было заложено первое промышленное предприятие - Амурский судостроительный завод (АСЗ). До 1939 г. был построен, среди прочих, авиационный завод (впоследствии Авиационный завод им. Ю.А.Гагарина, АзИГ), в годы Великой Отечественной войны завершилось строительство заводы "Амурсталь", а в послевоенный период возведены предприятия легкой и пищевой промышленности.

С 1950-х гг. на АСЗ осуществляется строительство атомных подводных лодок, эсминцев и сторожевых кораблей (а в 1960-е - 1970-е гг. - и атомных ледоколов), а на авиационном заводе выпускаются серийные сверхзвуковые фронтовые истребителей "Су".

Численность населения города, по данным 2006 г., составила 273,3 тыс. человек.

Идея сооружения в Москве - столице первого в мире государства рабочих и крестьян - здания-символа "грядущего торжества коммунизма", появилась уже в 1920-х гг. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 г. Всего было представлено 160 проектов, в том числе 24 - от иностранных участников (в частности, всемирно известных архитекторов Ле Корбюзье, В.Гропиус, Э.Мендельсон). Высшие премии были присуждены советским архитекторам И.Жолтовскому и Б.Иофану и американцу Г.Гамильтону. В дальнейшем за основу был принят проект Б.Иофана, доработанный при участии Я.Белопольского, В.Гельфрейх и В.Пелевин. Автор проекта увенчивающей здание скульптуры В.Ленина - С.Меркулова.

Высота сооружения должна была составить 420 м (вместе со статуей В.Ленина, высота которой - 100 м), объем - 7,5 млн. куб. м (для сравнения - объем пирамиды Хеопса равен 2,5 млн. куб м). Для проведения сессий Верховного Совета и прочих официальных мероприятий проектировался зал высотой 100 м, диаметром 160 м и объемом 1 млн. куб. м, рассчитанный на 21 тыс. человек (помимо него, предполагалось сооружение малого зала на 6 тыс. человек). Для облицовки здания требовалось порядка 300 тыс. кв. м гранита. Рядом со зданием было запланировано сооружение стоянки на 5 тыс. автомобилей.

Строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой 1934 г., к концу 1939 г. были готовы фундаменты высотной части. В 1941 г. в связи с началом войны строительство было приостановлено и уже не возобновлялось (металлический каркас был демонтирован для нужд фронта). В 1958-1960 гг. котлованы Дворца Советов (диаметром 129,5 м) были использованы для устройства открытого плавательного бассейна "Москва".

Сегодня развитие стран «третьего мира» считается долгом стран из числа «цивилизованных». Строительство масштабных проектов в развивающихся государствах финансируется за счет кредитов МВФ, загоняющих народы в долги на десятилетия вперед, причем проектирование и выбор подрядчиков строго подчинено интересам корпораций.
С грабительскими процентами или без, деваться обычно некуда: беднякам выбирать не приходится.
Но так было не всегда. Когда существовал «второй мир» - Советский Союз и примкнувшие к нему страны социалистического выбора, - русские строители по сложным кредитным схемам (большая часть долгов через некоторое время списывалась) возводили грандиозные сооружения в самых экзотических уголках планеты. Многое из построенного навсегда изменило жизнь миллионов людей и до сих пор олицетворяет мощь Советского Союза, образуя своего рода «красный след» в истории беднейших стран мира - в первую очередь, в Азии.

Индонезия

Стадион Гелора Бунг Карно
Огромный стадион построен советскими специалистами на субсидированный кредит в 1960 году. Китай и СССР помогали борьбе Индонезии за независимость, Джакарту посещал Хрущев, позируя у макета будущего стадиона.

На момент сдачи в эксплуатацию «Сенаян» вмещал 100 800 зрителей. В 2007 стадион перестроили, снизив число посадочных мест до 80 тысяч человек, но и в таком виде подарок Хрущева остается крупнейшим стадионом «страны тысячи островов». Увы, в 1965 в Индонезии случился кровавый переворот и массовая резня коммунистов. Вслед за отказом от «политической концепции Насаком», объединявшей национализм, коммунизм и религиозность, советские проекты в регионе были немедленно свернуты.

Монумент Молодости

Любопытным примером «красного следа» является Patung Pemuda (Монумент Молодости). Огромная статуя работы советского скульптора Матвея Манизера символизирует вклад молодых поколений в развитие Индонезии и исполнена в жанре соцреализма. Находчивые горожане со временем переименовали стоящую на оживленном перекрестке фигуру в «доставщика пиццы».

Индия

«Хинди-руси бхай-бхай» - об особом, теплом характере отношений СССР с братской страной слонов и джунглей знал каждый советский гражданин.
Экономическая подоплека взаимной симпатии проста: в 50-60-е обе страны испытывали дефицит конвертируемой валюты (Индия испытывает его и сейчас), и находились под давлением Запада (негласных санкций). Соглашение о прямом обмене рубля на рупию при поставках товаров и оборудования позволило Индии обзавестись передовой промышленностью, а в магазинах Страны Советов появился «чай со слоном», и другие колониальные товары. В результате взаимовыгодного обмена к 1965 году СССР был вторым крупнейшим «вкладчиком» в промышленность и инфраструктуру Индии, а в 1967 с советским участием производилась четверть всей индийской стали, половина нефтепродуктов, и порядка 20% электроэнергии.
Перечислим лишь некоторые из наиболее масштабных производств, созданных при участии Союза.
Дамба Тери

Самая высокая в Индии, и одна из самых высоких в мире, дамба Тери была построена на реке Бхагирати по советскому проекту 1961 года. Строительство затянулось на десятилетия (насыпь начали сооружать в 1978, советских специалистов привлекли в 1986, а пуск гидроэлектростанции состоялся лишь в 2006). Сегодня ГЭС Тери поставляет электричество в девять индийских штатов, включая Дели.
Сталепромышленный завод Бхилаи

Построен по советскому проекту и на советский кредит в 1959 году. Первый в Индии завод такого масштаба, он и по сей день является крупнейшим в стране производителем стальных слябов, и большинства рельсов для индийской железной дороги. Кроме того, производит ряд продуктов коксохимической промышленности. Из нынешних активов Steel Authority of India завод Бихлаи - крупнейший и наиболее прибыльный.
Бокаро Стил Сити

Район Бокаро - один из наиболее индустриально освоенных в Индии, даже на официальном уровне переименованный в «Стальной Город». Крупнейшее предприятие в Бокаро - сталепромышленный комбинат, построенный СССР в 1965 г. Пять домен «сердца Стального Города» вмещают 4.5 миллиона тонн жидкой стали, а после модернизации этот объем рассчитывают нарастить до 10.
Нефтеперегонный завод Барауни

Нефтеперегонный завод Barauni Refinery построен при участии СССР и по румынским технологиям в 1964 году. Производит автомобильное топливо различных фракций, машинные масла, другую продукцию нефтехимии. На старте позволял обрабатывать миллион тонн легкой ассамской нефти в год. К 1969 этот объем нарастили до 6 млн, а завод сделали «всеядным», добавив соответствующие модули для переработки тяжелых сортов нефти с высоким содержанием серы.

Египет

Асуанская ГЭС

Сотрудничество СССР с Египтом неоднократно прерывалось внутриполитическими пертурбациями (военными переворотами) в этой североафриканской стране. Тем не менее, «красный след» заметен и здесь.
Две дамбы Асуанской ГЭС, построенной в 1960 г. при участии технических специалистов СССР по проекту инженера Н. А. Малышева, перегораживают великую реку Нил близ древнего города Асуан. В результате образовалось т.н. «озеро Насера» - крупнейшее из египетских водохранилищ площадью водного зеркала 5250 кв. км. На момент постройки Асуанский гидроузел обеспечивал 50% электрогенерации в стране. С развитием энергетики Египта, эта доля упала до 12-15%. Зато водохранилище им. Насера по сей день служит предотвращению засух и наводнений, от которых регион периодически страдал на всем протяжении истории. Вокруг озера Насера также образовалось значительное количество рыбоводческих хозяйств.

Афганистан

Общий перечень объектов, построенных СССР в Афганистане (как до, так и во время «вторжения для оказания интернациональной помощи»), насчитывает 142 наименования. Это гидроэлектростанции и плотины, ТЭС, ЛЭП, газопроводы, домостроительный комбинат, речной порт, каналы и водозаборы, аэропорты, школы, вузы, дороги, мосты, включая знаменитый «Мост Дружбы» на границе с Узбекистаном…
Тоннель Саланг

Пожалуй, наиболее известным объектом в Афганистане стал тоннель Саланг.
Тоннель Саланг - автодорожный. Построен советскими специалистами, главным образом московскими метростроевцами, в 1958-1964 годах в районе перевала Саланг. Со времени начала эксплуатации и до 1973 года считался самым высокогорным автодорожным тоннелем в мире. Длина тоннеля - 3,6 километра, ширина проезжей части – 6 метров. Высота южного портала над уровнем моря около 3200 метров.
В 1976 году в тоннеле Саланг провели электрификацию и установили систему вентиляции. После ухода СССР, в годы гражданской войны с талибами, перевал Саланг служил естественной преградой - в 1997 году вход в тоннель был взорван. В 2002 году движение по нему открылось вновь.

Китай

В послевоенные годы «Красный Китай» получал львиную долю научно-технической помощи от Страны Советов - пока отношения не испортились в годы «хрущевского ревизионизма» и конфликтов из-за территориальной принадлежности о. Даманский.
Советский Союз поставлял в Китай горно-шахтное, нефтебуровое, подъемно-транспортное и энерготехническое оборудование, экскаваторы, дорожно-строительные машины, приборы, подшипники, инструменты. Поставлялось и комплектное оборудование для целых заводов. Советский Союз передал КНР более тысячи комплектов проектной документации для строительства. Более половины машин, выпускаемых промышленностью Китая в годы первых пятилеток, создано по советской технической документации.
При прямом содействии СССР в Китае было построено более 250 крупных промышленных предприятий, цехов и объектов. Вот лишь некоторые из них.
Аньшаньский металлургический комбинат

Согласно «Большой Советской Энциклопедии», «построен в 1916-18 японскими капиталистами, получившими концессию на разработку руды». В ходе военных действий против Японии, комбинат был разрушен, а после войны - восстановлен и расширен с помощью СССР. В 50-х годах комбинат производил порядка 60% всей продукции китайской черной металлургии, и даже к концу 80-х этот показатель упал лишь до 20%.
Чанчуньский автомобильный завод («Автозавод №1»)

Построенный по образу и подобию московского «Завода имени Сталина» (ЗиЛ), Чанчуньский «Автозавод №1» открылся в 1956. Над проектом работали более 20 советских организаций, изготовивших для Чанчуня 3736 единиц различных приспособлений, 236 кузнечных штампов, 6787 наименований специального инструмента.
Первый китайский грузовик «Цзефань» («Освобождение») представлял собой копию ЗиС-150 грузоподъемностью 4 тонны, а уже в 1958 Мао Цзэдун смог прокатиться на первой китайской «легковушке» модели «Дунфэн» («Ветерок с Востока»).
Сегодня «Автозавод №1» вернулся в Россию своей продукцией - отечественный автолюбитель знает ее под брендом FAW (First Automobile Works).
Каучуковые плантации, остров Хайнань

Неожиданным пунктом советских инвестиций на фоне предприятий тяжелой промышленности и энергетики смотрится создание каучуковых плантаций на острове Хайнань. Натуральный каучук долго оставался ценным и незаменимым товаром стратегического назначения.
Главным производителем каучука в мире тогда была британская колония Малайзия. Испорченные после начала Холодной войны отношения с Британией не позволяли СССР обеспечить стабильный доступ к этому ценному сырью.
Единственным «идеологически близким» регионом на планете, где имелись природные условия, подходящие для организации производства натурального каучука, оказался субтропический остров Хайнань. Осознавая этот потенциал, СССР и КНР последовательно двигались к тому, чтобы развивать каучуковую промышленность, о чем сохранилась обширная переписка между тов. Сталиным и тов. Мао. Программа включала в себя не только развитие, но и партизанскую борьбу китайских партизан против конкурентов в Малайзии.
Весной 1950 года части НОАК высадились на Хайнань, и включили его в состав КНР. Уже через год СССР предоставил Китаю значительный целевой кредит для развития каучуконосных плантаций на острове Хайнань, а также распространения посадок гевеи на материковый Китай. Советские растениеводы помогали китайским в добывании редких семян гевеи и грамотном уходе за насаждениями.
Советско-китайская плантаторская задумка удалась: предприятия на Хайнане послужили образцом для развития мощной каучуковой промышленности Китая. В настоящее время Китай занимает пятое место в мире по площади таких плантаций, и объему производства натурального каучука. В провинциях Хайнань, Юньнань и Гуандун созданы несколько зон посадок гевеи.

Перечисленными выше промышленными предприятиями «красный след» Советского Союза в Азии не исчерпывается. Мы много помогали Лаосу, Вьетнаму, Камбодже (главный рынок страны до сих пор называется «русским рынком»), многочисленным странам Африки…
Сегодня Россия возвращается на многие традиционные для СССР рынки - уже не как щедрый жертвователь, но как деловой партнер. Отечественные наука и техника до сих пор остаются для многих регионов мира недосягаемыми по своей высоте.
Возможно, со временем «русский след» в развивающихся странах окажется даже заметнее «красного».

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.