Тупейный художник. Пересказ рассказа "Тупейный художник" Лескова Н.С

Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.

Аркадий - парикмахер и гримировщик - причёсывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через своё всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поёт в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.

В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орёл государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и её роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа - подарок «лестный и противный» - первый знак особенной чести быть возведённою в «одалиски» и доставленной на графскую половину. Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, ещё более страшный и заросший. Он вызывает всех цирюльников и приказывает им подстричь себя наподобие брата, грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести его в благообразный вид сможет лишь Аркадий. Чтобы обойти правило графа Каменского, его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает её увезти. Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут. Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдаёт их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается, - думают, может быть, свадьба».

По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды. Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не даёт. Она же сообщает, что Аркадия граф отдаёт в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.

К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завёрнутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесёт к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера. Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.

Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.

Аркадий - парикмахер и гримировщик - причесывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через свое всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поет в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.

В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орел государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и ее роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа - подарок «лестный и противный» - первый знак особенной чести быть возведенною в «одалиски» и доставленной на графскую половину. Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, еще более страшный и заросший. Он вызывает всех цирульников и приказывает им подстричь себя наподобие брата, грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести его в благообразный вид сможет лишь Аркадий. Чтобы обойти правило графа Каменского, его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает ее увезти. Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут. Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдает их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается, - думают, может быть, свадьба».

По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда ее направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды. Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не дает. Она же сообщает, что Аркадия граф отдает в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.

К театру ее из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завернутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесет к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера. Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.

Вы прочитали краткое содержание рассказа "Тупейный художник". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание рассказа "Тупейный художник" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию рассказа.

Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.

Аркадий - парикмахер и гримировщик - причесывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через свое всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поет в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.

В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орел государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и её роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа - подарок «лестный и противный» - первый знак особенной чести быть возведенною в «одалиски» и доставленной на графскую половину. Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, еще более страшный и заросший. Он вызывает всех цирульников и приказывает им подстричь себя наподобие брата, грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести его в благообразный вид сможет лишь Аркадий. Чтобы обойти правило графа Каменского, его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает её увезти. Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут. Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдает их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается, - думают, может быть, свадьба».

По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды. Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не дает. Она же сообщает, что Аркадия граф отдает в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.

К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завернутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесет к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера. Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.

Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.

Аркадий - парикмахер и гримировщик - причесывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник , из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через свое всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поет в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.

В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орел государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и её роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа - подарок «лестный и противный» - первый знак особенной чести быть возведенною в «одалиски» и доставленной на графскую половину. Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, ещё более страшный и заросший. Он вызывает всех цирюльников и приказывает им подстричь себя наподобие брата, грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести его в благообразный вид сможет лишь Аркадий. Чтобы обойти правило графа Каменского, его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает её увезти. Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут. Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдает их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается, - думают, может быть, свадьба».

По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды. Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не дает. Она же сообщает, что Аркадия граф отдает в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.

К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завернутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесет к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера. Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.

В России обычно думают, что «художники» – это только живописцы да скульпторы. Но в Европе «художниками» часто называют искусных портных, а где-то в Америке чрезвычайно прославился «художник», умевший придавать приятное выражение лицам умерших.

Был и у нас мастер в подобном художественном роде.

Лесков «Тупейный художник», глава 2 – краткое содержание

Писателя Николая Лескова и его младшего брата в детстве нянчила старушка Любовь Онисимовна, бывшая актриса орловского крепостного театра графа Каменского. При старости и седине черты лица ее были тонки и нежны, а стан строен, как у молодой девушки. Она была кротка, любила в жизни трагическое и... иногда запивала. Мальчика-Лескова и его брата Любовь Онисимовна часто водила гулять на кладбище, садясь там всегда у одной простой могилки. Здесь Лесков и услышал от неё историю тупейного художника (так в старину называли парикмахеров).

Лесков. Тупейный художник. Аудиокнига

Лесков «Тупейный художник», глава 3 – краткое содержание

Юноша по имени Аркадий состоял в том же театре, что и молодая Любовь Онисимовна. Парикмахером он был необычайно искусным и готовил всех крепостных артисток графа Каменского к сценическим представлениям. Лучше него никто не мог «сделать в лице воображения».

Графы Каменские: три известных полководца – отец и два сына – слыли «неслыханными тиранами» своих крепостных. Вместе с тем они были заядлыми театралами. Лесков не говорит точно, при каком из трёх графов происходило действие его рассказа. Вероятнее всего, это был Сергей Каменский. На развалины графской усадьбы и театра Любовь Онисимовна всегда глядела с ненавистью и страхом.

Лесков «Тупейный художник», глава 4 – краткое содержание

Аркадий умел искусной причёской придать лицу актёра и актрисы любую «идею» – в соответствии с ролью. Сам он был красавец, всем нравился, а характер имел добрый, гордый и независимый. Злой до «зверообразия» граф-театрал очень его ценил, хорошо содержал, но ни за что не хотел, чтобы Аркадий стриг кого-то ещё где-нибудь. Поэтому он держал «художника» взаперти и не выпускал из дому даже в церковь.

Между молодым Аркадием и совсем ещё юной Любовью возникло сильное взаимное чувство. Однако осуществить его было никак не возможно: Каменский и актрис всех своих держал под замком и присмотром особых старух. Ни одной актрисе не дозволялось нарушать обета целомудрия. Его мог преступить с ними только сам граф.

Лесков «Тупейный художник», глава 5 – краткое содержание

Любовь Онисимовна была тогда в самом цвете девственной красы. Случилось так, что через Орёл проезжал сам государь. Граф Каменский по этому случаю созвал в свой театр всю знать. Главной актрисе, которая должна была играть роль «герцогини де Бурблян» пришибло ногу упавшей кулисой. Любе очень нравилось, как герцогиня на сцене умирает с распущенными волосами, и она попросилась заменить ушибленную. Граф согласился, но при этом велел отнести ей камариновые серьги.

Этот для многих ужасный подарок означал то, что девушка, его получившая, должна была стать ненадолго наложницей Каменского. Тупейному художнику Аркадию приказывали убирать обречённую на это в вид «невинной святой Цецилии» – во всем в белом, в венке и с лилией в руках. Такой образ сильнее распалял похоть графа. После убранства девушку доставляли на графскую половину.

Увидев камариновые серьги, Люба, мечтавшая об Аркадии, горько зарыдала.

Лесков «Тупейный художник», глава 6 – краткое содержание

Государю приехал представиться из своей деревни и брат графа. Он был чрезвычайно нехорош лицом и тогдашняя причёска, с хохлом стоймя, делала его похожим на балалайку без струн. К важным господам этому уроду стыдно было и выйти – а вот приходилось.

Лесков «Тупейный художник», глава 7 – краткое содержание

Живя в деревне, графов брат почти не брился, да и лицо у него покрывали такие большие бугры, что нельзя было при бритье не изрезать. В Орле он собрал городских цирюльников, положил на стол два золотых и два пистолета и сказал: кто возьмётся меня хорошо побрить – плачу два золотых! Но если порежет – тут же убью из пистолета на месте!

Это он так пугал: пистолеты были не заряжены. Однако из орловских цирюльников никто на таких условиях его брить не согласился. Оставалось второму графу лишь идти к брату и просить, чтобы сделал ему бритьё и причёску Аркадий. Брат не хотел давать своего «художника»: он дал клятву не пускать его к чужим. Но второй граф всё же уговорил: сказал, что Аркадий не его самого, а пуделя его стричь будет.

Лесков «Тупейный художник», глава 8 – краткое содержание

Призвал хозяин Аркадия и говорит ему:

– Ступай к моему брату и остриги у него пуделя. А когда закончишь, возвращайся и убери Любу святой Цецилией.

Аркадий, услышав про Любу, пошатнулся и, как ничего не видя и не слыша, взял свой прибор и пошел.

Лесков «Тупейный художник», глава 9 – краткое содержание

Приходит он к графову брату, а у того опять лежат – пистолеты и деньги. Золотых уже не два, а десять, но и пистолеты не холостые, а черкесскими пулями заряжены. И сказал графов брат:

– Сделаешь мне самую отважную мину, бери десять золотых. Но если порежешь, убью!

Аркадий поглядел, вдруг схватился за прибор и в одну минуту побрил и остриг в лучшем виде, не порезав. Графов брат удивился на его храбрость и спросил: как же он смерти не побоялся. А Аркадий в глаза ему ответил:

– Если бы ты руку с пистолетом стал поднимать, я бы прежде тебе бритвою все горло перерезал!

И с тем вышел вон. Вернулся в театр, стал Любу для сцены убирать, а сам шепчет ей на ухо:

– Не бойся, увезу!

Лесков «Тупейный художник», глава 10 – краткое содержание

Спектакль прошёл хорошо: все актёры знали, что за плохую игру будет им от Каменского жестокое наказание. И Аркадий знал, что за безумно-отчаянные слова не видать теперь ему пощады. Другой граф, видно, про них уже знал, потому что сделался он тихий-претихий. Это у него всегда бывало перед самою большою лютостию.

Оба Каменских во время спектакля в зале сидели. Тот, кого Аркадий брил, стал другому на ухо говорить, глядя на тупейного художника. И расслышала Люба слова:

– Я тебе советую: ты его бойся, когда он бритвой бреет.

Второй в ответ только тихо улыбнулся.

Лесков «Тупейный художник», глава 11 – краткое содержание

Представление окончилось. Сняли с Любы платье герцогини де Бурблян и одели Цецилией. Аркадий пришёл её причёсывать «в невинный фасон». А у дверей любиной каморочки стали шесть человек: чтобы, как только он причёску окончит, сейчас его схватить и вести на мучительства.

Мучительства в доме графа были хуже самой смерти: и дыба, и струна, и голову верёвкой заворачивали. Под всем домом в погребах люди на цепях сидели. Кого даже и рядом с медведем приковывали: так, что медведь только на полвершка его лапой задрать не мог.

Но Аркадий как только в любину каморочку зашёл, схватил стол, окно им выбил и с Любой на руках в него и выскочил.

Пришла она себя уже на тройке, по сугробам от погони скачущей. Надеялся Аркадий уйти в Турцию, на Дунай, куда тогда много людей от Каменского бежало. Перелетели они по льду речку, показалось какое-то жильё, и Аркадий, схватив Любу, из саней с нею вывалился. Сказал он ей, что здесь в селе смелый священник живет, «отчаянные свадьбы венчает и много наших людей проводил. Мы ему подарок подарим, он нас до вечера спрячет и перевенчает, а к вечеру ямщик опять подъедет».

Лесков «Тупейный художник», глава 12 – краткое содержание

Отворил им старый священник. Аркадий поведал ему, что бежит от графа Каменского в Турцию. Просил переночевать за золотой червонец и перевенчать за три. Но священник, видать, жадный был, стал говорить, что боится графской лютости, и вместо четырёх червонцев шесть выманил, да Люба ещё камариновые серьги попадье отдала.

Но только они сговорились, как у двери кто-то звяк в кольцо.

Лесков «Тупейный художник», глава 13 – краткое содержание

Поп спрятал Аркадия под перину, а Любу – в большой часовой футляр. А вся передняя стенка этого футляра была пропилена, так что через неё смотреть было можно.

Зашли восемь человек погони, все из графских охотников, с кистенями и с арапниками. Священник сробел, стал говорить, что нет у него никого, но увидела Люба: он при этом вошедшим рукой на часовой футляр показал. Те спросили ключ от футляра. Поп сказал: забыл я, куда его дел, а сам себя рукой по карману гладил. Отперли футляр, вывели Любу, а Аркаша тогда сам из-под перины вылез. Взял он перед графскими людьми вину бегства на себя, а попу в лицо плюнул.

Слуги Каменского Аркадия связали, посадили его и Любу в свои сани и назад повезли.

Лесков «Тупейный художник», глава 14 – краткое содержание

Повели Любу к графу – и не минула она судьбы быть не с милым, а с постылым. После всего , придя в свою каморку, услышала она внизу ужасные стоны. Аркадия нарочно прямо под полом её комнатки пытать стали.

От отчаяния обвила Люба вокруг шеи собственную косу и хотела удавиться. Услышала уже звон в ушах, увидела в глазах круги – и очнулась вдруг в незнакомом месте, а руки ей телятки лизали. И сидела рядом женщина ласковая.

Оказалось, что граф велел её выгнать из актрис в телячью избу.

Лесков «Тупейный художник», глава 15 – краткое содержание

Женщину, рядом сидевшую, звали Дросида. Успокоила она Любу, как могла, и рассказала, что и сама – такая же: не век на скотном дворе провела, видела и другую жизнь, но только не дай Бог о том вспомнить. Сказала она, что с телятами Любе даже и лучше будет, только пусть бережётся «плакона» с водкой. Сама Дросида такой «плакон» всегда с собой носила и по вечерам сосала его, как «яд для забвения».

Заметила Люба, что волосы её седыми стали. Дросида рассказала: в последний момент её из косы выпутали. А Аркадию после мучений граф милость сделал: так как был он раньше его фаворит и графова брата с пистолетами не побоялся, сдал Каменский его в армию – но не в простые солдаты, а в полковые сержанты. И послал письмо, чтобы Аркадия сразу на войну послали, где он храбростью мог в звании повыситься.

Три года жила Люба в телячьей избе с Дросидой и каждую ночь во сне одно видела – как Аркадий на войне сражается. Стала привыкать к такой жизни, как вдруг в один вечер, когда она шерсть разматывала, бросил кто-то ей в окно камень, в бумажку завёрнутый.

Лесков «Тупейный художник», глава 16 – краткое содержание

Развернула Люба бумажку – а там записка. Читает – и глазам не верит.

Лесков «Тупейный художник», глава 17 – краткое содержание

Писал ей Аркадий, что на войне он своей кровью офицерский чин и дворянское звание заслужил. А теперь приехал в отпуск для излечения ран. И с 500 рублями, которые ему на лечение даны, хочет завтра к графу явиться, чтобы выкупить на них Любу из крепостных. «А какое вы над собою бедствие видели и чему подвергались, то я то за страдание ваше, а не во грех поставляю и предоставляю то Богу, а к вам одно мое уважение чувствую».

Лесков «Тупейный художник», глава 18 – краткое содержание

Наутро рано Люба вывела телят на солнышко и видит: много людей куда-то мимо бегут. Спросила она одного знакомого, что случилось, и он рассказал: в Пушкарской слободе постоялый дворник ночью сонного офицера насмерть зарезал и 500 рублей с него снял. Поймали дворника – весь в крови.

И как он это выговорил, Люба тут же бряк с ног долой...

Похоронили Аркадия в той самой могилке, куда Любовь Онисимовна мальчика-Лескова и брата его гулять водила…

Лесков «Тупейный художник», глава 19 – краткое содержание

На похоронах героя войны был сам губернатор, ходила прощаться и Люба. Дворнику-убийце дали сорок три удара кнутом на площади и в каторгу отправили. Когда Люба с похорон пришла, Дросида ей плакать велела. Но не было слёз – лежала Люба, как каменная, хоть душа и огнём горела. «Ну, – сказала Дросида, – значит, теперь плакона не миновать»… И налила ей из своей бутылочки.

С тех пор Любовь Онисимовна завела и себе «плакончик» и стала по вечерам из него попивать. Лесков вспоминал: как все в доме уснут, приподнималась их с братом нянька с постели, тихо шла к окошку и делала из «плакона» два-три глотка – поминки по Аркадию.