Тренинг мои границы. Личные границы человека. Умей сказать "нет!"

Довольно распространенным проблемой многих людей является незнание собственных личных границ и как следствие – незнание личных границ другого человека. Что это за собой влечет? Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся, что вообще из себя представляют личные границы человека .

По сути, граница – это черта, которая отделяет человека от других окружающих его людей. Если совсем упростить, граница определяет, где Я, а где не-Я. можно разделить на две составляющие: физическая граница и психологическая.

И если с физическими личными границами все более-менее понятно, поскольку определяются они человеческим телом (благодаря осязательным рецепторам мы чувствуем прикосновения), то нащупать психологическую границу бывает довольно трудно, поскольку она невидима и определяется чувствами отдельного человека.

Человек, распознав свои агрессивные, например, чувства (раздражение, недовольство, злость, гнев), понимает, что другой вторгся на его территорию.

Если человек в плохом контакте с собственными чувствами, а проще говоря – не понимает своих чувств, не отслеживает их, то его психологические границы будут слабо очерчены и плохо распознаваемы как окружающими, так и самим человеком.

Человек, соответственно, не сможет ни осознать толком это «проникновение на территорию», ни выразить эти агрессивные чувства. Он, вроде бы, понимает, что действия, слова, просьбы другого человека вызывают у него как минимум дискомфорт, но сказать об этом не может.

В результате, другой человек и знать не будет, что переступил черту, а первый будет либо злиться на себя, либо втайне копить злость и обиду на другого и ожидать, что другой когда-нибудь догадается обо всем сам и перестанет причинять дискомфорт.

Последствия такого незнания самого себя и неумения выражать недовольство могут быть различны. От постоянного ощущения себя использованным наглым образом другими людьми до симбиотической привязанности к другому человеку и страдания от того, что «любимый не делает так, как я хочу».

Таким образом, отсутствие у человека личных границ выражается в двух формах: человек позволяет другим беспрепятственно проникать на его территорию, и человек, сам того не понимая, проникает на чужую территорию. Последнее, к слову, часто наказуемо.

Следует отметить и другую крайность – слишком жесткие личные границы. Вероятно, в этом случае человек не будет страдать от вышеперечисленного, но и выстроить близкие отношения, дружеские или любовные, для него будет проблематично

Важной составляющей здоровых психологических границ человека является их гибкость. Психологическая граница – это не бетонный забор вокруг дома. Психологические личные границы человека динамичны и определяются тем, кто Я есть в данный момент. Что Я чувствую, что Я думаю, что Я делаю, чего Я хочу?

К размытым границам, попыткам нарушить границы можно отнести следующие ситуации:

  • вы не можете отказать в просьбе, выполнение которой для вас затруднительно/неудобно/невыгодно (то есть, вы не умеете говорить «нет!»)
  • друзья, знакомые, родители указывают вам, как жить, как воспитывать детей, как выстраивать отношения с мужем/женой, что одевать, что делать, чего не делать и т.п.
  • вы используете свое личное время не так, как хотелось бы
  • другие люди позволяют себе вскрывать вашу личную почту, читать переписку
  • вы терпите регулярные унижения и оскорбления в свой адрес
  • вы терпите физическое насилие
  • вы чувствуете себя ответственным (-ой) за чувства других людей
  • вы испытываете сильное чувство вины , если вам не удается выполнить просьбу
  • вы боитесь высказать свое несогласие
  • вы пытаетесь быть «хорошим»

Некоторые их этих пунктов применимы и в обратную сторону. То есть, если вы ведете себя подобным образом по отношению к другим людям, вы нарушаете чужие границы. Точнее сказать, в отношениях с этими людьми или конкретным человеком границы размыты. Говорить о нарушении здесь сложно, поскольку нельзя переступить черту, которой нет.

Способность ощущать свои границы, отстаивать их, чувствовать границы другого человека закладывается в детстве. По началу младенец не ощущает себя отдельным от матери. По мере развития ребенок начинает понимать, что мать – это другой человек.

Когда ребенок начинает ползать, а позже – ходить, он все чаще стремится отсоединиться от матери, чтобы исследовать окружающий его мир, возвращаясь к ней за поддержкой по мере необходимости. Если этот процесс проходит успешно, ребенок обретает чувство автономии.

К сожалению, так происходит далеко не всегда. Случается так, что мать препятствует стремлению к самостоятельности и сильно опекает свое чадо, либо же отвергает его, когда он обращается за поддержкой и утешением, либо и то и другое. Как правило, такое отношение к ребенку сохраняется на протяжении всего процесса взросления.

Как это может выглядеть:

  1. Родители не чувствительны к потребностям ребенка, не учитывают его мнение и желания относительно себя самого, не позволяют ему самостоятельно принимать решения

Как в старом анекдоте:

– Изя, иди домой!
– Мама, я замерз?
– Нет, ты хочешь кушать!

  1. Мать находится в симбиотическом слиянии со своим чадом, не воспринимает его как отдельного человека. Внешне это может проявляться в часто употребляемом неуместном «мы»: мы пошли в школу, мы поступили в университет, мы любим театр и т.п.

В результате такого отношения ребенок не научается понимать свои чувства, потребности, желания. Он привыкает к тому, что другой человек решает за него, что он чувствует, хочет или не хочет, что ему нужно. Вырастая, такой человек будет опираться на потребности других, удовлетворяя их в первую очередь.

  1. Родители стыдят ребенка за проявление агрессии, гнева, когда ребенок пытается отстоять что-то, принадлежащее ему. Например, не хочет делиться игрушкой.
  2. Родители перекладывают на ребенка ответственность за собственные чувства и действия, вынуждая его испытывать вину за несоответствие их ожиданиям. Типичные фразы: «Ты расстроил маму», «Ты меня позоришь» и т.п. Сюда же относится демонстративное выражение обиды со стороны родителей.
  3. Родители отвергают ребенка, если он совершает «дурные» поступки или если он пытается поступать по-своему: осуждают его как личность, упрекают, наказывают молчанием.

При таком отношении ребенок лишается права отстаивать свое, появляется страх перед выражением негативных эмоций, да и перед любым выражением себя настоящего, так как это автоматически делает его «плохим», ведет к потере родительской любви.

  1. Родители не выделяют ребенку место для личного пространства (отдельная комната, кровать, стол, шкаф и т.п.) либо постоянно вторгаются в него без разрешения.

Ребенок привыкает к тому, что все вокруг – «общественное», и не научается видеть и уважать свои и чужие границы.

  1. Родители применяют физическое или психологическое насилие по отношению к ребенку или друг другу.

Физическое насилие – очень грубое вторжение, перед которым ребенок совершенно беззащитен, это открытое явное продавливание границ. К психологическому насилию можно отнести постоянные ссоры, скандалы, необоснованные придирки, тотальный контроль.

Последствия такого обращения многогранны и являются темой отдельного разговора. Вкратце касаемо нашей темы результатом такого обращения могут быть:

  • неспособность отстоять себя, уступчивость, чрезмерная податливость
  • формирование привычки отыгрываться на более слабых, то есть применение насилия к другим

Следует отметить, что все вышеперечисленные процессы взаимодействия могут вызвать и обратную реакцию – реакцию протеста. И тогда, взрослый человек будет остро реагировать на любую попытку вторжения, иначе говоря, у него будут слишком жесткие личные границы.

В этой статье мы на примерах рассмотрели, что такое личные границы человека, какова их основная функция, причины, по которым у некоторых людей нет четкого понимания своих границ, нет умения их защищать, нет умения чувствовать и уважать чужие границы. В следующей части рассмотрим несколько упражнений на осознание, поговорим о том, как отстаивать свои границы и рассмотрим связь между личными границами и ответственностью.

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

Цель: Выработать навыки защиты собственных границ, уме ние отстаивать собственную позицию.

Начало работы. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Создание рабочей атмосферы в группе.

Обмен чувствами, любая активность с именами и настроениями.

Инструкция участникам:

« Ребята! С раннего возраста мы начинаем приспосабливаться к жизни в обществе и ощущаем его давление. Это давление со стороны окружающих сохраняется в течение всей жизни.

Очень отчетливо давление среды начинает чувствоваться при поступлении в школу. Здесь завязывается множество социальных контактов, но возникает и множество проблем: не обходимо налаживать отношения с товарищами и педагогами, вырабатывать эффективные стратегии поведения. В вашем возрасте у школьников особенно остро встает вопрос о соответствии ожиданиям сверстников и некоторых значимых взрослых. Они стремятся попасть в определенную компанию сверстников, иметь определенных друзей и готовы для этого пойти на многие жертвы. Для того чтобы быть готовыми к возможному давлению со стороны окружающих, мы пого ворим сегодня о способах самозащиты в подобных случаях ».

2. Разминка . Продолжительность - 15 минут.
Цель: Опыт ответственности и доверия.
Методы: Упражнение « Слепец и поводырь ».

Упражнение « Слепец и поводырь »

Группа разбивается на пары. « Поводырь » ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций.

Упражнение направлено на получение опыта ответственно сти и беспомощности, доверия партнеру. Участники могут в разной степени доверять разным членам группы.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность - 20 минут.
Цель: Осознание собственных границ.

Методы: Рисунки: « Я и мир вокруг меня », « Границы моей личности ».

Рисунок « Я и мир вокруг меня »

Участников просят взять лист бумаги и, оставив середину пустой, нарисовать все, что окружает их в жизни, с кем и с чем им приходиться общаться, взаимодействовать - то есть соци альный мир. Затем в центре они изображают себя.

Ведущий просит группу рассказать о своих рисунках, отве чая на вопросы:

Как вам нравится рисунок?

Что из нарисованного наиболее важно?

Есть ли разделяющая граница между вами и миром?

Как происходит взаимодействие с нарисованным окруже нием?

Игра направлена на осознание психологических границ и способов взаимодействия с окружающим миром.

Рисунок « Границы моей личности »

Участникам дается задание нарисовать свое личное про странство в виде какого-нибудь образа, дать этому образу на звание, очертить его границы.

Ведущий предлагает подумать и написать ответы на вопросы:

Где проходит граница моего личного пространства?

Имеет ли кто-нибудь право нарушать эту границу?

Кого я могу пустить на более близкое расстояние в моем личном пространстве?

Игра направлена на осознание психологических границ.

4. Разминка. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение « Ручеек ».

Упражнение « Ручеек »

1. Участники встают в две шеренги, образуя коридор. Один участник закрывает глаза и идет через этот коридор. Задача ос­ тальных участников - здороваться с ним за руки и поглажи вать по другим частям тела. Нельзя трогать низ живота, грудь, голову. Прошедший коридор участник становится в конец ше ренги. Затем в коридор входит следующий участник, стоящий в начале шеренги. Так коридор проходит вся группа. Важно, чтобы прикосновения участников были легкими и нежными.

Очень мощное упражнение на осознание телесных границ. Может возникнуть бурная реакция участников.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность - 40 минут.

Цель: Осознание собственной роли в ситуациях давления группы.

Методы: Упражнение « Моя территория », ролевая игра « Дис котека ».

Упражнение « Моя территория »

Каждый из участников объявляет себя суверенным государ ством, выбирает себе название, герб, устанавливает границу вокруг своего государства. Он может ее обозначить словами или как-то иначе (выложить из предметов).

Каждый представитель суверенных государств имеет право послать дипломата на территорию другого государства. Однако суверенное государство само решает вопрос о том, кого и как далеко пускать на свою территорию. Государствам разрешается объединяться друг с другом, захватывать чужие территории, совместно защищаться от нападения и т. п. Участники могут использовать любые методы убеждения и противостояния, включая физические. При этом важно никого не поранить.

Игра направлена на осознание физических и психологических границ, развитие навыков противостояния давлению и от работку навыков прояснения ситуации - умение сказать « нет », умение убеждать, умение распознать обман и развитие внима ния к невербальным проявлениям. В игре могут принять уча стие 10 - 25 подростков.

Ролевая игра « Дискотека »

Компания друзей идет на дискотеку. Ребята танцуют и весе лятся.

Ситуация 1

1. К каждому по очереди подходит торговец наркотиков и пред­ лагает « взбодриться ». Задача участников - отказаться любыми способами, несмотря на уговоры. Задача продавца - уговорить любыми способами.

Ситуация 2

Кто-то из друзей принес на дискотеку травку и предлагает затянуться. Один из них отказывается, остальные пытаются заставить его, говоря, что не будут с ним дружить, или угрожа­ ют физической расправой.

Затем проводится обсуждение.

6. Завершение работы. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Обмен чувствами.

Вариант 1

Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажется, нам бесцеремонным или тяготит нас.

Немало конфликтов возникает из-за того, что в повседневной жизни мы недостаточно четко обозначаем границы вокруг своей личной территории и сами оказываемся невосприимчивыми к знакам, указывающим на приближение к чужим границам.

Данное упражнение помогает участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.

«Это упражнение поможет вам стать более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-то причине трудно общаться. Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам, кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам «стоп!» или «подойди поближе»?

Попробуйте молча поэкспериментировать друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь своими ладонями ладоней партнера, так чтобы ваши руки были мягко прижаты друг к другу. Смотрите, друг другу в глаза и делайте соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что-либо новое о своем партнере.

Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?

Теперь найдите ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближая руки к партнеру с разных сторон, на разной высоте от ступней до макушки, выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон, а также к отступлениям назад. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?

Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поговорите о том, что вы заметили, о том, какую «политику границ» использует каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем легче ладить друг с другом».

Вариант 2

Это упражнение предназначено для того, чтобы помочь двум конфликтующим между собой участникам проанализировать важные аспекты возникших между ними трудностей. (В продвинутых группах можно видоизменить упражнение, разделив группу на четверки, чтобы в каждой подгруппе было два конфликтующих участника, один посредник и один носитель адекватного поведения.)

Цель упражнения состоит в том, чтобы выявить те правила, по которым каждый из нас определяет, как именно должны с ним обращаться другие люди, а также в том, чтобы выработать индивидуальный стиль защиты своих границ. Эффективный контроль над границами является предпосылкой нашего самоуважения.

Прежде всего убедитесь в готовности обеих конфликтующих сторон работать со своими трудностями.

В центре внимания находится один из участников конфликта (А), другой (Б) наблюдает. Попросите А выйти на середину и сосредоточиться на своем индивидуальном пространстве, которое его окружает и защищает. Пусть А опишет, насколько велико это пространство и какой оно формы; затем спросите его, может ли он выходить из своего личного пространства и насколько далеко.

Спросите А, кому и при каких условиях он позволяет заходить в свое личное пространство. Здесь могут помочь другие участники группы (но не Б!). Они могут, исполняя различные роли (мужчины, женщины, знакомого, чужого и т. д.), вступать в личное пространство А. При этом никто не должен произносить ни слова. Вы также можете попросить войти в личное пространство А нескольких человек одновременно, чтобы А мог выяснить, как он к этому относится. На каждом из этих этапов помогите А разобраться, как он открывает и закрывает свои границы, и подчеркните, что только он сам отвечает за определение своих границ и их защиту.

Теперь спросите А, каким образом он приглашает другого войти в свое личное пространство. Пусть он снова без слов пригласит к себе помощников, исполняющих различные роли, причем исполнители должны выражать различную степень заинтересованности. Здесь следует выяснить, насколько гибко этот человек может настраиваться на различные ситуации и устанавливать контакт.

Пусть теперь Б войдет в личное пространство А, причем именно таким образом, как он обычно делал это раньше. В заключение пусть Б вступит в личное пространство А так, как он хотел бы сделать это, учитывая только что полученную информацию.

Повторите всю процедуру, поменяв роли участников А и Б.

Обсудите упражнение.

Просмотров: 23015
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные

При вступлении в контакт

Для коррекции нарушений восприятия собственных границ необходимы упражнения, в которых эти границы достаточно ярко актуализируются. Причем актуализированы они могут быть как во взаимодействии человека с самим собой, так и в его безопасном взаимодействии с другими людьми.

К упражнениям, предполагающим взаимодействие человека с самим собой, кроме уже известного вам упражнения «ПОКАТУШКИ » , можно отнести следующие:

Упражнение «ОЩУПЫВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА»

Упражнение в равной степени может использоваться в индивидуальной и в групповой работе в парном режиме.

Процедура выполнения. Партнеры становятся лицом друг к другу на расстоянии полутора-двух метров, и тот из них, кто работает – назовем его исследователем, - закрывает глаза и начинает очень медленно – намного медленнее, чем вы себе это представляете! – поднимать руки в стороны и вверх, как бы ощупывая при этом пространство вокруг себя (фото 97). Ведь в этом пространстве очень много всего происходит! Он может, например, при достаточном внимании ощутить движение легчайших воздушных потоков, почувствовать самую ничтожную разницу температур в разных точках пространства, - может быть, сумеет почувствовать на расстоянии даже некоторые из окружающих предметов… Очень важно для него еще и обращать внимание на ощущения, сопровождающие каждое движение, и на самые мимолетные эмоции.

Когда исследователь поднимет руки над головой, ему предстоит ощупать и то, что расположено там. Ведь именно в этот момент его руки будут обращены к небу, к Богу, к высшим сферам или к чему-то другому, во что он верит.

Затем так же медленно – и даже еще медленнее – его руки пойдут вниз, снова стараясь ощутить и прочувствовать все окружающее.

Все эти действия помощник работающего самым тщательным образом «отзеркаливает» – иначе говоря, старается максимально точно их воспроизвести, не забывая при этом очень внимательно наблюдать и за внешними проявлениями исследователя, и за своими ощущениями и эмоциональными реакциями на происходящее.

После завершения опыта партнерам стоит обменяться впечатлениями.

Упражнение «СОСРЕДОТОЧЕНИЕ»

Предлагаемое упражнение может применяться как в группе при работе в парах, так и в индивидуальном режиме.

Процедура выполнения. Один из партнеров закрывает глаза и смыкает ладони на уровне груди пальцами вверх, принимая так называемую «молитвенную позу». Не стоит сжимать ладони изо всех сил – при сильном давлении тело способно ощутить лишь само давление как таковое, а вовсе не прикосновение себя к себе. Смыкание ладоней должно быть плотным и определенным, помогающим лучше сосредоточиться на себе – но и только.

Задача второго – встать за спиной у работающего и очень осторожно обхватить ладонями его локти – настолько, чтобы слегка, совсем чуть-чуть уплотнить контакт его ладоней (фото 98). Нужно быть предельно внимательным к состоянию рук работающего – иногда при всей бережности действий помощника его давление на локти все-таки оказывается избыточным или недостаточным. Помощнику важно вовремя это почувствовать и немедленно выполнить желание работающего, «высказанное» локтями и спиной.

Конечно же, работающему совершенно необходимо быть в полном и честном контакте с самим собой, своими чувствами и телесными ощущениями, а помощнику – и с собой, и с работающим. По окончании опыта будет очень интересно обсудить, что же происходило внутри у каждого.

Предложим несколько упражнений, в которых предполагаемое обострение чувствования собственных границ клиентом достигается за счет организации его взаимодействия с другим человеком. Для этой цели вполне пригодны «БЕРЕЖНЫЙ КОНТАКТ » и «ИДЕАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ » ; кроме того, можно использовать следующие упражнения:

Упражнение «СПИНА К СПИНЕ»

Упражнение вполне применимо как при парной работе в группе, так и в индивидуальном формате.

Процедура выполнения. Партнеры становятся спина к спине. Их задача - не разрывая контакта в области лопаток и не касаясь друг друга руками, сначала одновременно сесть на пол, а потом снова встать на ноги (фото 99, 100).

Кто-то из партнеров, вполне возможно, будет норовить взвалить на себя еще и вес другого, как бы помогая, а на самом деле – отчаянно мешая ему стоять на собственных ногах. Кто-то, наоборот, сам с охотой уляжется на спину партнера и передаст ему тем самым всю полноту ответственности за обе жизни. Возможны и другие варианты.

Партнеры могут обсуждать эти затруднения, могут повторять упражнение сколько угодно раз, но главное - это научиться вместе садиться и вставать. Само тело должно уловить необходимый баланс между взаимодействием с другим человеком и собственным самостоятельным равновесием. Если тело это умение в конце концов приобретет, и партнеры смогут без всякого труда вставать - значит, они получили опыт нормального, эффективного, партнерского распределения ответственности. Можно, кстати, не сомневаться, что для каждого из них это будет такое положение тела, при котором человек вполне сможет удержаться на ногах даже в том случае, если партнер ненароком его подведет.

Упражнение «ДВА ДЫХАНИЯ»

Упражнение может быть использовано и в индивидуальной, и в парной групповой работе.

Процедура выполнения. Упражнение состоит из четырех последовательно выполняемых заданий. Партнеры ложатся на спину друг рядом с другом на небольшом расстоянии и закрывают глаза.

В первом задании задача каждого из партнеров – на протяжении пяти минут слушать собственное дыхание, НЕ СЛЫША ДЫХАНИЯ ПАРТНЕРА. Если это не удается, тот из партнеров, у которого возникли затруднения, отодвигается от другого на расстояние, которое позволит ему сосредоточиться только на своем дыхании. Когда это удастся, нужно постараться постепенно снова приблизиться к партнеру на минимальное расстояние, продолжая игнорировать его дыхание. Как всегда, очень важно быть внимательным ко всему, что будет происходить внутри.

Во втором задании задача одного из партнеров – дышать так, как ему заблагорассудится, не обращая никакого внимания на дыхание другого. Задача же второго – максимально точно пристроиться к дыханию первого (и по частоте, и по глубине) и дышать пять минут в его ритме. Снова - максимум внимания на все происходящее внутри у каждого из партнеров.

В третьем задании партнеры просто поменяются ролями – так, чтобы у каждого из них был опыт пребывания в положении и того, кто пристраивается, и того, к кому пристраиваются.

В четвертом задании задача каждого из партнеров – десять минут дышать в собственном ритме, постоянно слышать дыхание другого, но при этом ни в коем случае к нему не пристраиваться, сохраняя удобный для себя ритм дыхания. Если это не будет удаваться, тот из партнеров, у которого возникли затруднения, отодвигается от другого на расстояние, которое позволит ему сосредоточиться на своем дыхании. Когда это удастся, нужно постараться постепенно снова приблизиться к партнеру на минимальное расстояние, услышать его дыхание, не сбиваясь со своего ритма.

После каждого задания партнеры обмениваются своими наблюдениями и переживаниями, возникшими в опыте.

Упражнение «ПОХЛОПУШКИ»

Упражнение можно выполнять в режиме индивидуальной работы, а можно делать в группе, что оказывается еще более эффективным. Неплохо выполнять его под очень быструю, ритмичную и энергичную музыку.

Инструкция для группы. Упражнение выполняется в тройках. Один из партнеров становится, широко расставив ноги, раскинув руки в стороны и закрыв глаза. Другой садится на корточки спереди от стоящего и, начиная со ступней и поднимаясь все выше, изо всех сил - обратите внимание: изо всех сил! - колотит кулаками по его телу. Важно «обстучать» все, ничего не пропуская – значительно умерив, конечно, силу ударов по лицу, горлу и гениталиям. Причем проделывать это нужно быстро и сильно, пройдя сначала спереди вверх по телу, а затем через макушку - вниз по плечам, спине, ягодицам и ногам, не забыв, конечно, и про руки. Третий партнер одновременно со вторым все то же самое в обратном направлении - только вместо кулаков использует ладони, дотошно и энергично «обхлопывая» все ваше тело - сначала сзади, а потом спереди, ничего не пропуская (фото 101). Естественно, каждый из тройки должен побывать во всех трех ролях. Работа с каждым из партнеров занимает примерно пять-семь минут. После завершения тому из партнеров, с чьим телом работали, стоит подвигаться, внимательно прислушиваясь к тому, как чувствует себя в движении его тело после этой процедуры.

В индивидуальном режиме упражнение, разумеется, делается только по отношению к клиенту и только одним психотерапевтом. Он при этом «проходит» тело клиента дважды - сначала спереди назад, работая кулаками, а затем сзади вперед, хлестко работая ладонями.

Упражнение «ОБМАТЫВАНИЕ ТЕЛАМИ»

Упражнение может быть использовано только в условиях группы. Если группа небольшая (до семи человек), то упражнение можно выполнять одновременно всей группой. Если же количество членов группы больше, то имеет смысл разбить группу на подгруппы – так, чтобы в каждой было от пяти до семи человек.

Процедура выполнения. Цель упражнения – дать каждому члену группы пережить опыт контакта максимальной площади, когда практически вся поверхность его тела соприкасается с телами других участников. Метафорический смысл этого процесса может быть различным – его может задавать терапевт, он может возникать спонтанно у каждого участника процесса и т.д.

Группа располагается на полу таким образом, чтобы площадь соприкосновения тела того, кто работает в настоящий момент, с остальными телами, была максимальной. Для этого один-два человека ложатся бок о бок друг с другом, оказываясь своего рода «матрасом» для работающего. Он укладывается сверху, и к нему по бокам и сверху начинают укладываться остальные участники группы, словно «обматывая» его тело своими. Очень важно проследить, чтобы даже самые труднодоступные участки тела работающего находились в контакте с телами других участников. Например, голову, лицо, подошвы ног, кисти вполне можно обхватить руками – не забыв, разумеется, оставить работающему возможность свободно дышать. Расположиться группа должна так, чтобы работающему было как можно удобнее лежать в этом «коконе» из тел. Когда необходимые положения всех участников процесса будут найдены, все должны будут расслабиться и замереть на три-пять минут – или до тех пор, пока работающий не захочет завершить упражнение.

Для ведущего группы очень важно обсудить с каждым его опыт. Нужно быть готовым к самым разнообразным переживаниям участникам группы – от безразличия до эйфории и страдания.

Упражнение «МОЛЧАЛИВЫЕ ИСТОРИИ»

Упражнение может быть использовано только в групповой работе, причем по возможности не в начале группового процесса.

Процедура выполнения. Предлагаемое упражнение принадлежит к серии упражнений, проводимых в режиме активного молчания. Для него требуется не менее двух, еще лучше – четырех часов времени непрерывной работы. Принципы работы остаются теми же, на которых основан режим активного молчания:

На протяжении всей сессии участники группы не имеют права разговаривать и использовать любые другие знаковые системы;

В случае необходимости временно выйти участник обязуется за пределами помещения, в котором работает группа, также хранить молчание;

Возможны любые действия (или бездействие), за исключением тех, которые причиняют физическую боль другому участнику.

Главное отличие этого упражнения от прочих, осуществляемых в рамках активного молчания, состоит в том, что у каждого участника процесса – своя реальность, определяемая выбранным им самим сюжетом. Перед началом сессии терапевт медленно зачитывает список возможных сюжетов, из которого каждый участник группы выбирает себе сюжет, внутри которого он хотел бы прожить время, отведенное на упражнение. Когда сюжеты выбраны (участники группы не озвучивают выбранные сюжеты до окончания упражнения), определяется время окончания упражнения и дается сигнал к началу. Терапевт может тоже существовать в рамках какого-либо определенного сюжета, а может позволить себе спонтанное поведение, соотнесенное с его стратегическими и тактическими установками.

Примерный список сюжетов :

Вы в сумасшедшем доме для глухонемых

Вы в пустыне, и все, что вы видите – сплошные миражи

Вы только что умерли

Вы на чужой планете, где каждый встречный – инопланетянин

Вы кукла, которая проснулась и обнаружила себя живой

Вам объявили бойкот

Вам осталось (*) часа (длительность сессии) до смерти

Вы последний выживший после атомной войны, все остальные – только ваши воспоминания

Вы в музее собственных страхов

Вы ищете бога среди людей

Вы бог среди людей.

Список может быть изменен или дополнен терапевтом по собственному усмотрению и в соответствии с его задачами на данной групповой сессии.


Похожая информация.