Тема самообразования театрализованная деятельность детей раннего возраста. Материал на тему: План самообразования "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка"

План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад 1» на учебный год Олейниковой А.И. Тема: «Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»


Введение Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию.


Пояснительная записка Эта тема выбрана мною не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области. Эта тема выбрана мною не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области. Цель моей работы: Цель моей работы: 1. приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 1. приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. 2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. 3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. 3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек. Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя снижает утомляемость и повышает работоспособность детей. Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек. Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя снижает утомляемость и повышает работоспособность детей.


Цели и задачи, срок реализации плана по самообразованию Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Задачи: побуждать интерес к предлагаемой деятельности; побуждать интерес к предлагаемой деятельности; привлекать детей к совместной театрализованной деятельности; привлекать детей к совместной театрализованной деятельности; формировать представление о различных видах театра; формировать представление о различных видах театра; развивать речь, воображение и мышление; развивать речь, воображение и мышление; помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении. развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении. Срок реализации: 1 год(учебный год) Срок реализации: 1 год(учебный год)


Этапы реализации Теоретический этап п/п п/п п/п п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 1 Сентяб рь Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок; Знакомить детей с русскими народными сказками Развивать интерес к слушанию произведений Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок


2Октябрь Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Развивать фантазию, инициативу. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, в жестах. Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров Пополнение театрализованного уголка видами пальчиковых театров Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», Театрализованная игра «Зверята»Показ детям сказки «Колобок»Пальчикова я игра «У нашего Гришеньки, под окошком вишенки»


Основной этап п/п п/п п/п п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 3 Ноябрь Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; Показ кукольного театра: «Теремок», «Репка» Пальчиковая игра «Жил-был зайчик-длинные ушки» Вызвать желание участвовать в театрализованной игре. Опрос родителей Опрос родителей «Какое значение имеет сказка в жизни вашего ребенка?» Консультация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам театрализованной деятельности» Анализ опроса родителей. Подбор консультаций по данной теме. Подбор консультаций по данной теме.


4Декабрь Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Театрализованн ая игра «Что ты видишь, покажи». Пальчиковая игра «Этот пальчик» Вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение общаться без конфликтов. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный) Подготовка к новогоднему утреннику Изготовление атрибутов к празднику


5 Январь Мини-сценка «Таня и мячик» В.И. Мирясовой Изучение потешек «Идет коза рогатая…», «Лиса по лесу ходила…», «Кисонька- Мурысонька…», «Водичка,водичка, умой мое личико…» Пальчиковая игра «Ладушки», «Сорока- белобока» Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Развивать воображение и творческую инициативу. Развивать интерес к театрализованной деятельности Оформление информационно го стенда по теме «Игра- драматизация, ее значение в народных Подготовка к Рождественском у празднику


6Февраль Поста-новка сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» Пальчиковая игра «Коленька хороший, Коленька пригожий…» Игры с настольными театрами «три поросенка», «Кот в сапогах», и др. Закрепить умение детей самостоятельно играть настольным театром Краткосрочный проект «Нарисуем детям сказку» Формирование карто-теки иллюстраций к сказкам


7Март Инсцени-ровки сказок«Лиса и заяц», «Три медведя» Дидактические игры «Назови ласково героя», «Скажи словечко», «Кто, как говорит» Тренировать четкое произношение звуков, тренировать речь, память, внимание Анкетирование родителей «Умеете ли вы организовать досуг ребенка дома?» Анализ результатов Подбор информации для консультации родителей по данному вопросу




Заключительный этап п/п п/п п/п п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 9Май Проект по проделанной работе. Фотоотчет Подготовка отчета о проделанной работе Оформление стенда с фотографиями «Наш театр» Опрос родителей «Ваше мнение о продела-нной работе».


Ожидаемые результаты пробудить интерес к предлагаемой деятельности; пробудить интерес к предлагаемой деятельности; привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; сформировать представление о различных видах театра; сформировать представление о различных видах театра; развить речь, воображение и мышление; развить речь, воображение и мышление; научить робких и застенчивых детей включаться в театрализованную игру. научить робких и застенчивых детей включаться в театрализованную игру.

Татьяна Шу
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

Уважаемые гости, коллеги. Размещаю ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ,надеюсь на какие-то советы, рекомендации.

Тема : ""

План профессионального развития (самообразования ) педагога в межаттестационный период.

Цель : Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра .

Задачи :

1. Обеспечить развивающую среду , насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров , способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

2. Осуществить взаимодействие родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3. Развивать речь детей как средство общения . Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм .

Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества , имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления , развитие творческих качеств личности . Одним из путей, по которому развивается детское творчество , является мир искусства, а генетической основой художественного творчества - детская игра . Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей . I этап (1 год) - подготовительный. 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников .

Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению . М. Линка-Пресс, 2003г.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя. -М : издательство «Гном и Д» , 2001-96.

Олифирова Л. А. Солнышко смеётся : сценарии праздников, театрализованныхпредставлений для дошкольников . М.: издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2003.

Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду . Для занятий с детьми 3-4 лет».

В. Н. Волчкова,

Н. З. Степанова «Система воспитания индивидуальности дошкольников» .

2. Изучение, подбор и проведение диагностики (анкетирования) по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей раннего возраста ".

3. Подготовка плана и программы кружка "Маленькие артисты".

4. Проведение театрализованных игр : "Зверята", "Игра с пальчиками", "Угадай по звуку", "Кругосветное путешествие".

5. Развитие предметно-пространственной среды в группе :

Изготовление кукол-оригами для театра ,

Конкурс "Игрушка для театра своими руками ";

Изготовление ширмы для театра .

Изготовление костюмов для инсценировки спектакля "Теремок", "Репка", "Заюшкина избушка".

6. Изготовление папки передвижки для родителей "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности ".

7. Подведение итогов работы за год. Показ спектакля родителям "Теремок".

II этап (2-3 год) - основной.

1. Изучение опыта педагогов ДОУ, 2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

2. Подготовка плана работы на 2 года .

Работа с детьми :

1. Использование методики на занятиях, в свободной деятельности , в игре, в индивидуальной работе с детьми, в постановочных играх, театрализованных играх , художественной деятельности .

2. Пополнение оснащения в центр художественно-эстетического развития театральной деятельности детей .

театров из бросового материала.

Работа с родителями.

1. Мастер-класс. "Театрализованные игры дома ".

2. Участие родителей в проекте (кружке) .

3. Родительское собрание "Игра не забава".

4. Подготовка консультаций по темам : ""., "Речь и пальчиковый театр ", "Пальчиковый театр дома ". "Театр развитии дошкольника ", "Развитие у детей

Работа с детьми :

1. Театральное представление по сказкам на утренниках в детском саду.

2. Оформление выставки (фотоальбома) о проведенных мероприятиях, сбор фотоматериала.

3. Подготовка открытого мероприятия для отчета.

Работа с родителями :

1. Подготовка консультаций по темам : "Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников "., "Речь и пальчиковый театр ", "Пальчиковый театр дома ". "Театр из бросового материала", "Куклы-образы. Их значение в развитии дошкольника ", "Развитие у детей сценического искусства", "Воспитание дружеских отношений в игре" и др.

2. Оформление тематических стендов.

3. Подведение итогов работы за отчетный период. 1. Открытое мероприятие. 2. Фотоотчет.

3. Мастер-класс «Театрализованные игры дома » .

III-этап (4 год) - итоговый.

Анализ созданных педагогических условий для развития .

Самореализация :

1. Подготовка плана работы на год .

2. Семенар-практикум для педагогов : Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей .

3. Открытое занятие по теме, самоанализ занятия .

4. Размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей и пр.

5. Презентация по итогам работы за отчетный период.

Работа с детьми.

1. Составление диагностических карт детей дошкольного возраста. Диагностика.

2. Подготовка инсценировок спектаклей, кукольных театральных постановок .

3. Подготовка утренников.

4. Участие в проведении утренников других групп.

Работа с родителями.

1. Изготовление костюмов для постановок.

2. Проведение совместных утренников. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников).

3. Пополнение оснащения центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности для детей среднего возраста .

4. Оформление различных видов театра из бросового материала.

5. Оформление тематических стендов : Подготовка консультаций для родителей по следующим темам :

«Развитие у детей сценического искусства» ,

«Воспитание дружеских отношений в игре» .

1. Открытое занятие.

2. Презентация.

3. Оформление различных видов театра , пополнение центра эстетического развития .

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает.

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию фотоотчёт моей углубленной работы. Я работаю по теме «Театрализованная деятельность - средство.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников» Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку.

Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Моделирование и конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает.

« ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Белоусовой Ольги Ивановны

Воспитатель

Дата предполагаемой аттестации

201 5 -201 6

учебный год

Средняя группа

Дата начала работы над темой: сентябрь 2015 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2016 года

Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет (средняя группа)

Цели и задачи работы:1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.). Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

2. Развитие речевой активности дошкольников. Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Пополнять словарный запас. Учить строить диалог. Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

3. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительную деятельность, музыку, физкультуру, художественную литературу, конструирование…

4. Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности.Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

5. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.

6. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами

- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу; Систиматизировать изученную литературу.

Время

проведения

Мероприятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Сентябрь

1.Организация работы. Изготовление картотеки театрализованных игр.

2. Показ детям сказки «Колобок»

Консультация для родителей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи

Октябрь

1.​ Театрализованная игра «Зверята».

2.​ Показ детям сказки «Заяц и лиса»

Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.

Консультация для воспитателей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Ноябрь

1.​ Театрализованная игра «Прятки».

2.​ Показ детям сказки «Репка».

Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров.

Декабрь

1.​ Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…».

2.​ Организация праздника к Новому году.

Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.

Январь

1.​ Народная театрализованная игра «Король».

2.​ Показ детям сказки «Теремок»

Просмотр разных видов театра дома с детьми

Февраль

1.​ Театрализованная игра «Бабушка- Маланья»

2.​ Показ детям сказки «Рукавичка»

Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».

Консультация для воспитателей «Использование театра в работе с неуверенными детьми»

Март

1.​ Театрализованная игра «Мое настроение»

2.​ Организация праздника для мам.

Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»

Привлечение в организации праздника для мам

Апрель

1.Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка итд).

2. Показ детям сказки «Маша и медведь»

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Консультация для воспитателей

«Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности.»

Май

1.Театрализованная игра «День рождения»

2. Организация праздника «Лето к нам спешит»

Привлечение родителей к участию на празднике: «Лето к нам спешит»

Пожалуйста, подождите

Используемая литература:

Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990.

Белоусова Л. «Развиваем умение интонировать» Журнал «Дошкольное воспитание» №6 2007

Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002

Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

Доронова Т.Н., Е.Г.Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;

Доронова Т.Н.«Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.

Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.

Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.

Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000..

Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2003

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Улыбка» с. Павловск

План по самообразованию воспитателя

Муриковой Натальи Юрьевны

«Театрализованная деятельность как средство

всестороннего развития детей»

на 2017-2018 учебный год

с. Павловск

2017 г.

Пояснительная записка

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

В этом огромную помощь поможет оказать театрализованная деятельность в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.

Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

С детьми:

  • По плану самообразования

С воспитателями ДОУ:

  • Доклад для воспитателей для воспитателей «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы»;
  • Показ инсценировок и драматизаций сказок.

С родителями:

  • Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр»;
  • Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
  • Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.
  • Демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, тематических вечерах.

Практический выход:

  • участие в праздниках и развлечениях
  • творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете.

План по теме самообразования на 2017 – 2018 учебный год.

Сентябрь 2017 г.

Работа с детьми :

  1. Чтение русских народных сказок : «Репка» , «Колобок» , «Курочка Ряба» , стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.
  2. Просмотр мультфильмов : «Колобок» , «Курочка Ряба» .
  3. Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка» .
  4. Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.
  1. Показ кукольного театра «Колобок» .

Работа с родителями :

  1. Опрос родителей на тему : «Любите ли вы театр ?»
  2. Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления , кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Изучение литературы :

  1. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.
  2. Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников .

Октябрь 2017 г.

Изучение литературы :

  1. Методическая разработка « Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте » Райло И. М.
  2. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Работа с родителями :

1. Консультация для родителей на тему : «Значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Работа с детьми :

  1. Театрализованные игры : «Лисичка и зайчики» , «Волк зубастый» , «Солнышко и дождик» , «Кошка и мышки» .
  2. Показ настольного театра «Репка» .
  3. Чтение русских народных сказок : «Волк и семеро козлят» , «Теремок» .
  4. Просмотр мультфильма «Теремок» .
  5. Посещение театральных общесадовских представлений.
  6. Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко) .
  7. Театр кукол «Теремок»
  1. Чтение и заучивание скороговорок.

Ноябрь 2017 г.

Изучение литературы :

  1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001 .
  2. Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

Работа с детьми :

  1. Театрализованная игра «Теремок» .
  2. Чтение сказки «Три поросёнка» .
  3. Просмотр мультфильма «Три поросёнка» .
  4. Спектакль «Три поросёнка» .
  5. Посещение общесадовских театральных представлений .
  6. Разучивание стихов «Огуречик» , «На улице три курицы» .
  7. Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.
  2. Консультация для родителей «Чтение скороговорок- как средство развития речи ребёнка» .

Декабрь 2017 г.

Работа с детьми :

  1. Мимические этюды с жестами.

Эмоциональное состояние персонажа

Действия ребёнка

Нам грустно

Вытирает слёзы

Грустное лицо

Вздыхает, пожимает плечами

Нам весело

Улыбка

Смех

Хлопает в ладоши, прыгает

Мы сердимся

Нахмуренные брови

Кулачки сжаты, топаем ногами

Мы испугались

Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

Мы устали

Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

Не хотим, не надо

Ладошками как бы отодвигать от себя

Мы удивлены

Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах»

Мы любим покушать

Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

  1. Чтение сказок : Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост» ; Л. Воронковой «Снег идёт» , «Маша растеряша» ; Е. Пермяк «Как Маша стала большой» .
  2. Пересказ сказки «Три поросёнка» .

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.
  2. Напомнить родителям дома повторять стихи и песни.

Изучение литературы :

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Январь-февраль 2018 г.

Работа с детьми :

1. Двигательные этюды.

Название этюда

Действия детей

Важный петушок

Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

Котята «Руки-лапки»

Руки перед собой пальчиками вперёд

Котик царапается

круговые движения кистями

Котик умывается

Движения кистью руки по щеке

Собачки «Руки-лапки»

Также как у котят.

Собачки роют землю

Дети, присев, роют «лапками» .

Куклы

Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

Поднять руки вперёд-ввех, вперёд-вниз.

Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

Удары правым носком

Идти на носочках, руки за платье.

  1. Пение детской песенки «Два весёлых гуся» .
  2. Настольный театр «Колобок» , «Репка» .
  3. Конструирование домика для животных.
  4. Слушание музыкальных произведений : «Паровозик из Ромашкино» , «Антошка» , «Песня Бременских музыкантов» .
  5. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик» .

Работа с родителями :

  1. Консультация на тему : « Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
  2. Привлечение родителей к пошиву костюмов для театрализованной деятельности .

Изучение литературы :

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М: издательство «Гном и Д» , 2001- 96.
  2. Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2003.

Март-апрель 2018 г.

Работа с детьми :

  1. Рисование деревьев.
  1. Прослушивание музыкальных произведений : «Песня крокодила Гены» , «Песенка мамонтёнка» , «Песня бабок Ёжек»
  2. Чтение и заучивание чистоговорок, например :

Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары.

  1. Чтение и перессказ

Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»

Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Лиса и заяц»

  1. Кукольный театр «Лиса и заяц»
  1. Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.
  1. Подвижные игры с элементами театральной игры : «Лиса и зайцы» , « Самолёты » , «Воробушки» .
  2. Просмотр мультфильма «Лиса и заяц» .
  3. Настольный театр «Репка»

Работа с родителями :

  1. Консультация на тему : «Читаем детям (3-4 года) ;
  2. Консультация на тему : «Игры детей с игрушками-персонажами»

Май 2018 г.

Работа с детьми :

  1. Подготовка праздника для мам к 8 марта.
  1. Чтение и пересказ сказок: К. Чуковского «Путаница»

Латышская сказка «Лесной Мишка и проказница мышка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики…»

Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк»

  1. Посещение театральных представлений в детском саду.
  2. Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка» .
  3. Настольный театр «Колобок» , «Репка» , дети самостоятельно показывают представление.
  4. Игры с детьми : «Изобрази какое-нибудь животное» .
  1. Разгадывание загадок о сказках.

Работа с родителями :

  1. Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки» .
  2. Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей» .

Список литературы

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 247»

План по самообразованию на тему:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Воспитатель: Молинова М.А.

Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников.

Актуальность темы:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Цель: Создать условия для развития речи детей через творческую активность

в театрализованной деятельности.

Задачи:

Воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

План самообразования 2013-2014 год

Сроки

Практические выходы

Сентябрь - май

1.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2.Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4.Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

Анализ изученной литературы.

Сентябрь

Подготовить и обновить каталог пальчиковых игр.

Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

Ноябрь

Упражнения на активизацию словарного запаса.

Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое», «Избушка-…»

Январь

Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

Март

Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов

Этюды на пластику: «Медведь рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».

Апрель

Подготовить анкеты для родителей.

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Декабрь

Привлечение родителей к созданию театрального уголка, оборудовать ширмой, собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров.

Создание и оборудование уголка «Театр».

Октябрь

Работа в творческой мастерской родителей и детей «Праздник старой перчатки».

Выставка работ «Праздник старой перчатки»

Февраль

Открытый показ образовательной деятельности. Показ спектакля по сказке «Три поросёнка»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время театрализованнной деятельности.

Фотовыставка «Юные актёры».

План самообразования 2014-2015 год

Срок выполнения

Результаты

1. Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления уровня развития речи детей

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для театрализованной деятельности детей

В теч. года

Оформление:

Театрального уголок с разнообразными видами театров.

Театральные игры:

* «Из какой сказки этот герой?»

* «Угадай настроение»

* «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»

4. Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5. Составить перспективный план

октябрь

6. Разработать конспекты НОД с элементами театрализации

В теч. года

Конспекты ООД на темы: «Чья мама лучше», «Поиграем в театр», «Инсценировка сказки «Три поросёнка»,

«От игры до спектакля»…

7.Создать картотеку скороговорок и чистоговорок

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

Просмотр инсценировки сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Итоговое занятие «Поиграем в театр»

В теч. года

Консультация для педагогов : « Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»

9.Работа с родителями:

Консультации:

-«Организация театрализованной деятельности в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч. года

Папка-передвижка «Мир театра»

План самообразования 2015-2016 год

Срок

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Расскажи детям сказку»

Октябрь

Изучение места детской драматизации в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение театрализованной деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров;

Консультация для родителей на тему:

«Домашний кукольный театр».

Январь

Приобретение навыков работы с театральными атрибутами.

Тематическое занятие «Поиграем в театр».

Февраль

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «От игры до театра»

Март

Создание «копилки сценариев и инсценировок»

Проведение драматизации на занятиях и в свободное время

Апрель

Поиск интересной информации о театрах

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в театрализованной деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

В течение года

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Май

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее