Сын даниила александровича был. Великий князь Владимирский. Дружба с Тверью

Даниил Александрович - первый Московский удельный князь, родоначальник линии Рюриковичей, московских царей и князей.

Даниил был назван в честь святого Даниила Столпника, день которого отмечается 11 декабря. В связи с этим, князь родился где-то в ноябре - декабре 1261 года, год рождения упоминается в Лаврентьевской летописи.

Тверская грамота, датированная 1408 годом, ведает о воспитании Ярославом Ярославичем, тверским князем и братом Александра Невского, маленького Даниила. Она также говорит об управлении в течение 7 лет тиунами князя Ярослава, пока тот занимал до своей смерти великокняжеский стул во Владимире: с 1264 по 1271 год.

Даниил Московский участвовал в борьбе между своими братьями - Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Эта борьба велась за Владимирское великое княжество. Сам неизбежно вовлеченный князь Даниил Александрович, показал себя очень миролюбивым.

В 1282 году он соединил Московские войска с войсками Андрея вместе с тверским князем Святославом Ярославичем. Был заключен мир без кровопролития. С 1283 года Даниил Александрович Московский пребывал на стороне князя Дмитрия.

Москва в 1293 году была взята татарским царевичем Туданом. А в 1294 году после смерти князя Дмитрия князь Даниил Московский возглавил известный московско-переяславско-тверской союз, который выступал против князя Андрея. Но после того как Андрей стал великим князем Владимирским, снова в 1296 открылись разногласия между русскими князьями.

Здесь Даниил Александрович вместе с Тверским князем Михаилом провели переговоры, после чего братья снова заключили мир. Даниил Московский в 1301 году принимал участие в Дмитровском съезде русских князей.

Женой князя была Овдотья, родом из Мурома. Она была в близком родстве с Ростовской княгиней, супругой Бориса Васильковича. Сыновья князя Даниила Александровича: Юрий Даниилович, Иван Даниилович, Александр Даниилович, Афанасий Даниилович и Борис Даниилович.

Князь Даниил основал монастырь в Москве, построенном на месте деревянной церкви во имя Св. Даниила Столпника. Этот храм стал началом Данилова монастыря. О месте погребения князя Московского существуют две версии. Первая гласит о том, что Даниил был похоронен в Архангельском Соборе (Московском Кремле).

Н.М. Карамзин в свое время сделал выписку о смерти князя из сгоревшей 1812 году Троицкой летописи. Эта выписка гласила: положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ. Вторая версия изложена в Степенной книге, где утверждается, что Даниил Александрович Московский был захоронен возле Данилова монастыря на братском кладбище.

Русский народ с великой благодарностью вспоминал праведную жизнь князя. И потому уже в 1791 году его канонизировали в Русской Православной Церкви для почитания как святого благоверного князя Даниила Московского.

Первый московский князь Даниил был младшим сыном Александра Невского. Благодаря своей рассудительности и миролюбию он прослыл среди современников большим праведником, а потомки причислили его к лику святых.

Младшенький

Последним, четвертым ребенком в семье великого князя Александра Невского и праведной Вассы стал младенец Даниил. В возрасте двух лет он потерял отца, и в наследство достался ему небольшой московский удел, самый маленький среди всех. Младенца отправили на воспитание к дяде в Тверь. Там он познал не только грамоту и военную науку, но и человеколюбие. В 15-летнем возрасте отрок вступил на престол, и одним из первых его повелений был приказ основать монастырь в честь своего небесного покровителя преподобного Даниила Столпника. Это был первый монастырь в Москве.

Перед молодым князем стояла задача сохранить свой небольшой удел от воинственных братьев, жаждущих славы великого отца. По очереди он помогал то одному, то другому брату мирно договориться, пока те боролись за великокняжеский владимирский престол. В 1293 году старший брат Даниила Андрей призвал на помощь татарского полководца Дюденея, с войском которого начал опустошать небольшие русские княжества. Были сожжены Тверь, Можайск, Коломна, Дмитров, Муром. Когда очередь дошла до Москвы, Даниил без боя сдал город и вывел мирное население, дабы избежать больших потерь. Сожженная дотла Москва была вскоре восстановлена, а московский князь, заручившись поддержкой союзников, вышел в поход против Андрея. Однако на поле боя попытался уговорить его разойтись, чтобы не проливать кровь. Через несколько лет междоусобиц в Дмитрове состоялся съезд князей, на котором было заключено важное на тот момент перемирие.

Политик

Наслышанные о дипломатическом таланте младшего сына Александра Невского, новгородские бояре призвали Даниила на княжение. Однако борьба за местный престол была неинтересна молодому правителю, и он отказался от предложения. Меж тем Даниилу все же пришлось совершить военный поход на соседнее Рязанское княжество в 1300 году. Дело в том, что местный князь Константин Романович задумал с помощью татар «прогуляться» по землям московским. Предупреждая злой умысел, московский князь разбил отряд нехристей, а заодно полонил самого Константина. Мало того, под владение Москвы попала крепость Коломна на Оке. Сейчас это маленький провинциальный городок, а тогда Коломна была важным форпостом и торговым центром. Рязанский князь содержался в застенках вплоть до 1306 года и после смерти Даниила был казнен его сыном.

Князь Переславля-Залесского Иоанн Дмитриевич – бездетный племянник Даниила – незадолго до своей смерти завещал дяде свой удел. В то время это было одно из самых больших княжеств Северо-Восточной Руси с мощной крепостью и довольно богатым населением. Однако Даниил сохранил верность своей вотчине, не стал переносить столицу и остался в Москве.

«Не забыл меня Бог»

В 1303 году Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и завещал похоронить себя на братском кладбище Данилова монастыря. 4 марта того же года он преставился. Спустя почти 30 лет обитель была перенесена в Кремль, собор превращен в приходскую церковь, а кладбище стало мирским. Постепенно могила благоверного князя была утеряна, а храм заброшен. Однако через полтора века Даниил явился одному из приближенных Ивана III и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». Тогда правитель повелел совершать соборные панихиды по своим родственникам-князьям.

Во времена Иоанна Грозного при гробе Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Потрясенный царь возобновил древний монастырь и установил ежегодный крестный ход к месту погребения благоверного князя с совершением там панихид. В 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, он был прославлен как святой. Его мощи перенесли в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, где они хранились до 1930 года, когда монастырь был закрыт. Затем некоторое время они находились в церкви Воскресения Словущего, что рядом с Даниловым монастырем. После закрытия церкви в 1932 году мощи святого исчезли. Сейчас в монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.

Место было выбрано живописное и удобное – на небольшом холме, у слияния тихой речки Худинец с широкой и полноводной рекой Москвой. В 1282 году князь поставил здесь деревянную церковь и велел освятить ее в честь своего небесного покровителя святого Даниила.

С одной стороны, храм находился на оживленной ордынской дороге, а с другой – на определенном удалении от города. Так что скоро вокруг него собралась первая на Москве монашеская община, которой князь помогал встать на ноги своими личными сбережениями. Теперь, испросив благословения, можно было приступать к укреплению хозяйства.

Князь принялся сам объезжать окрестные села, осматривать угодья, принимать отчеты старост. Во всем разбирался сам, отстранял списки, приказывал открывать житницы и амбары. В городе он сразу же взялся за расширение Кремля, придумав для удобства строителей рабочие столовые и полевые кухни. Работа закипела втрое быстрее. Возведением стен и оборонительных укреплений Даниил руководил сам.

По московским торговым рядам, которые на переяславский манер князь назвал Красной площадью, он всегда ходил тоже сам, оставляя коня с провожатыми далеко позади. Внимательно осматривал прилавки, трогал ткани, приценивался, беседовал с купцами. Обилие товаров не могло не радовать: если есть, что продать, значит, будет, на что жить.

Как-то раз по обыкновению князь прохаживался по торгу. Отовсюду неслось радостное «К нам, к нам, княже! Даниил Александрович, батюшка родимый, к нам!» Увидев солонку хитрой работы, князь остановился:

– Почем отдашь, хозяйка?

– Да хоть так прими, в подарок.

Да ведь и князь не беден. Развернул платок и подал заморскую диковину. От счастья женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться.

Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал:

– Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Об удивительной ответственности московского князя за своих людей и абсолютно несовременном 13-му веку миролюбии еще при жизни Даниила ходили легенды.

В 1282 году в ответ на несправедливые притязания старшего брата, великого князя Дмитрия, он собирает рать и выступает против него. Встретившись с обидчиками, москвичи уже готовы были броситься в атаку, как вдруг князь неожиданно приказывает трубить отбой. Этот конфликт он решил путем переговоров.

3 года спустя снова угроза, теперь уже от среднего брата Андрея Александровича. И опять мирная политика Даниила останавливает междоусобицу и не дает начаться кровопролитию.

В 1293 году на Москву обрушилось особо тяжкое испытание. Князь Андрей привел на Русь татар во главе с печально известным Дюденем. Дюденева рать уже сожгла Муром, Суздаль, Коломну, опустошила Дмитров и Можайск. Теперь эта банда безжалостных грабителей стояла у стен Москвы. Силы были слишком неравны, и сопротивляться было бесполезно.

По нравственному закону того времени князь имел полное право пережить нападение в одной из своих деревень. Но какой отец оставит своих детей? Для того чтобы избежать кровопролития, Даниил выносит врагу ключи от города и вместе со своим народом переживает ужасы варварского нападения.

Не успели насытившиеся грабители покинуть обворованный и изуродованный город, оставив москвичей на пепелище, а князь уже собирает к себе людей, ободряет и раздает свое имение пострадавшим. В это трудно поверить, но Москва встала на ноги и отстроилась после удара всего через один год.

А еще через год, в 1295, князь выступил в поход во главе большого объединенного войска против своего вероломного брата. На стороне москвичей была и сила, и правда. Победа могла наказать князя Андрея и принести Даниилу власть. Но заплатить за нее пришлось бы братской кровью и кровью своей дружины. И снова переговоры, и снова мир, скрепленный подписями всех князей земли Русской на их общем съезде в Дмитрове.

Впрочем, когда было нужно, сын Александра Невского умел держать меч. В 1300 году татары снова пришли на Русь. На этот раз их привел Рязанский князь Константин, собиравшийся захватить Москву. Даниил Александрович предупредил вторжение рязанцев и первым выступил в поход. Быстрым маневром захватив Коломну, москвичи атаковали саму Рязань. Татарские отряды были разбиты, Константин взят в плен.

Но и здесь московский хозяин остается верен себе. Он принимает плененного князя как гостя – со всеми положенными почестями. Такой прием трогает сердце пленника, и два русских княжества заключает между собой долгожданный мир.

Подвиги христианского миролюбия не могли не принести свои плоды. Именно о таких, как князь Даниил, сказано в Евангелии: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

В 1296 году великий князь Андрей Александрович совершает поступок, вряд ли имеющий аналоги в мировой истории. Побежденный смирением и кротостью Даниила, он отдает своему младшему брату власть и титул великого князя.

Отсутствие властолюбия, мудрость и нестяжательство князя Даниила привлекают к нему любовь и уважение и на великокняжеском престоле. Именно во время его правления происходит событие, очень важное для истории Москвы. Его племянник, Иван Дмитриевич, не имеющий наследников, завещает своему любимому дяде свое княжество, одно из самых богатых и сильных на Руси – Переславль-Залесский. Именно с этого момента начинает существование Московское государство.

В личной жизни основатель Москвы был крайне скромен, так что мы мало знаем о ней. Известно лишь, что жену князя звали Евдокией, что родила она ему четверых сыновей и что в свободное от воспитания детей время она помогала бедным и расшивала золотом богослужебные ткани для Данилова монастыря.

Подобно тому, как в свое время святая Васса привила сыну любовь к благочестию, жена Даниила научила младшего Ванечку творить милостыню. Она сшила ему особенный кошелек для бедных, который, даже повзрослев, Иван Данилович никогда и нигде не забывал носить с собой, за что и получил свое прозвище Калита.

У первого сына Даниила Александровича, Юрия, характер был не такой мягкий, как у Ивана. Князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, несмотря ни на что.

Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение, поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу.

Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который бы не переживал эту потерю как потерю родного отца. По смиренному завещанию его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила забыли.

Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, – сказал странник. – Я христианин и хозяин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божьей я положен здесь». С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского правления.

Во времена при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со Священным Собором стали совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича, покровителя Москвы.

Программа подготовлена: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура», 2002 год.

Михаил Ярославович Хоробрит . Годы жизни:? - 1248 г.
Князь Московский : 1246 - 1248 гг.
Великий князь Владимирский: 1248 - 1248 гг.

Борис Михайлович (ум. 1263 г.) - сын Михаила Ярославича Храброго.
Князь Московский : 1248 - 1263 гг.
Умер в 1263 г.

Даниил Александрович

Даниил Александрович

Даниил Александрович (1261 г. - 4 марта 1303 г., Москва) - младший сын Александра Невского , первый удельный князь Московский (c 1263 г., фактически с 1276 г.); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.
Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря, следовательно, князь Даниил родился в ноябре-декабре. Лаврентьевская летопись упоминает год рождения Даниила, «родися Олександру сынъ, и наре[ко]ша имя ему Данилъ», под годом 6769 (1261 г.).
В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце 23 ноября 1262 г). Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной). Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего. Юные годы Тверская грамота 1408 г. рассказывает о воспитании тверским князем Ярославом III Ярославичем , братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 г. до своей смерти в 1271 г.

Брак и дети

Имя жены Даниила не известно.
Дети:
Юрий Даниилович (ум. 1325 г.) - московский князь в 1303-1325 гг., великий князь владимирский в 1319-1322 гг. (как Юрий III), князь новгородский в 1322-1325 гг. Иван Даниилович (Калита; 1288-1340 гг.) - князь Московский с 1325-1341 гг., Великий князь Владимирский с 1328-1341 гг., князь Новгородский 1328-1337 гг.
Александр Даниилович (ум. 1322 г.) Афанасий Даниилович (ум. 1322 г.) - князь новгородский (1314-1315 гг., 1319-1322 гг.).
Борис Даниилович (ум. 1320 г.) - князь Костромской с 1304 г.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 г., его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество - худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими княжествами.
В 1272 г. он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла.

Ок. 1276 г. – возникновение Московского княжества (1276 - 1547 гг.), столица Москва.

Князь московский: 1272/1276 - 1303 гг.

Политика

Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем.
В 1282 г. вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил Московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова вооружившиеся заключили мир, и кровь не лилась.
С 1283 г. действовал на стороне князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским.

Андрей в 1293 г. предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем («Дюденева рать»), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь.
В 1293 г. Москва была взята войском татарского царевича Тудана. Святой князь Даниил впустил их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.
Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире.
После смерти князя Дмитрия (1294) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея.
Когда Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 г. открылись ссоры между русскими князьями; но и Андрей признал тогда правоту князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, Даниил, князь Московский, вместе с Тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью близ места, называемого Юрьево Толчище - и после переговоров заключен был мир.
В 1301 г. участвовал в Дмитровском съезде русских князей.
Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей - князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы.

Расширение владений

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород (1296 г.), куда он был приглашен княжить в 1296 г.
В 1300 г. Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну (1301 г.). После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского (1302 г.) присоединил Переславль к Московскому княжеству.

Строительство

При Данииле Александровиче в Москве основаны Богоявленский монастырь (1290-е гг.) и Данилов монастырь (кон. XIII в.), где была учреждена первая архимандрия.

Место погребения

О месте его захоронения существуют две версии: Одна восходит к сгоревшей в 1812 г. в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В свое время эту летопись видел Н.М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле.


Архангельский собор Московского кремля

Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Память и почитание

В 1652 г. состоялось обретение мощей князя; по мнению Е.Е. Голубинского, в 1791 г. он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский.
Дни памяти: 4 марта и 30 августа (обретение мощей) по юлианскому календарю.

Имя князя Даниила носят основанный им Данилов монастырь в Москве, расположенные вблизи монастыря Даниловская площадь, Даниловская и Новоданиловская набережные, Даниловский вал, а также город Данилов в Ярославской области.


Памятник Св. князю Даниилу Московскому

В 1997 г. на площади Серпуховской заставы в Москве установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова.


Часовня святого благоверного князя Даниила Московского на площади «Серпуховская застава»

4 сентября 1997 г., накануне празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому.

17 марта 1998 г. на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 г. учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней.

В подмосковном Нахабино, которое считается историческим центром инженерных войск МО РФ, построен Храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск России.


Церковь Даниила Московского в Нахабино

Богоявленский монастырь

Новгородская летопись так повествует об основании обители: «От 1296 года до 1304 г. бысть обитель чуднаго Богоявления, да в приделе Благовещения Пречистыя Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благовернаго и благочестиваго великаго князя Даниила Александровича Владимирскаго и Новгородскаго и Московскаго и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана...»
Церковные предания повествуют, что одним из игуменов обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался.

В 1340 г. при Иване Калите было заложено первое каменное здание монастыря - четырёхстолпный Богоявленский собор. Он был разрушен в 1451 г. во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада.
Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (в частности, появилась новая трапезная) монастырь снова сильно пострадал в 1547 г. во время великого московского пожара. А в 1571 г. Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.
В Смутное время монастырь опять претерпевал бедствия (особенно он пострадал в 1611-1612 гг.), и практически сразу после своего взошествия на престол новый царь - Михаил Федорович - начинает отстраивать обитель. В 1624 г. был построен новый каменный собор.
Монастырский собор строился в 1693-1696 гг. В 1685 г. в монастыре братьями Иоанникием и Софронием Лихуды была основана школа, через пару лет переехавшая в соседний Заиконоспасский монастырь. Так родилась знаменитая Славяно-греко-латинская академия.
В 1693-1696 гг. был построен дошедший до наших дней Богоявленский собор в стиле т. н. «нарышкинского барокко», в нижней (подклетной) части которого сохранилась часть постройки 1624 г. Позднее арки поклета были заложены.
В 1737 г. монастырь вновь серьёзно пострадал от пожара. Монастырские постройки были восстановлены при архимандрите Герасиме, который к 1742 г. построил вдобавок над вторыми воротами новую, надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней.
В 1747 г. собор получил северный придел во имя святого Георгия Победоносца, а в 1754 г. - южный во имя апостола Иакова Алфеева. Была пристроена и колокольня.
В 1764 г. все монастырские земли были секуляризованы.
В 1782 г. церковь была отремонтирована и расписана, а её новые части украшены лепниною.
В 1788 г. монастырь стал местопребыванием викарного епископа Московской епархии. С 1865 г. им управляли епископы - викарии Московской митрополии.
Особенно же стал процветать монастырь с 1866 г., когда с Афонской горы были привезены и поставлены в соборном храме частицы святых мощей мучеников: Пантелеимона, Трифона и других, а также и чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница».
Предпоследним настоятелем монастыря был Епископ Трифон (Туркестанов).
В 1873 г. в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеимона. В нач. 1920-х гг. монастырь был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны подбитый немецкий истребитель при падении снес главу храма. Глава восстановлена в 1990-е гг.