Справочник по русскому языку. Правописание окончаний существительных второго склонения


Окончания существительных второго склонения единственного числа

Падеж

Окончания

Примеры

основа на твердый согл.

основа на мягкий согл.
И. кто? что?
и
1
о
*

казак, письмо

конь, море
Р. кого? чего?
-а, -я

казака, письма

коня, моря
Д. кому? чему?
-у, -ю

казаку, письму

коню, морю

В. кого? что?

-а (-я), -о (-е) .

казака, письмо

коня, море

Т. кем? чем?

-ом, -ем, -ём

казаком, письмом

конём, морем

П. о ком? о чем?


о казаке, о письме

о коне, о море
с 1
  1. Существительные II склонения (кроме слов на -ий и -ие) в предложном падеже пишутся с окончанием -е: о городе (город), об инее (иней), о сарае (сарай), об улье (улей), о хоккее (хоккей), о поле (поле).
В соответствии с правилом существительные среднего рода на -ъе в предложном падеже оканчиваются на -ье: об ущелье (ущелье), об ожерелье (ожерелье), в устье (устье), о запястье (запястье), о счастье (счастье), на побережье (побережье), на взморье (взморье), в подполье (подполье) и др. Исключение: в забытьи.
  1. Существительные на -ий (гений) и -ие (предложение) в предложном падеже оканчиваются на -и: о гении (гений), о кии (кий), о вии (вий), о калии (калий), о гербарии (гербарий), о комментарии (комментарий), о солярии (солярий); о бедствии (бедствие), о предложении (предложение), о следствии (следствие), о созвездии (созвездие) и др. Исключение: на остриё.
Следует различать параллельные формы варение (процесс) и варенье (продукт), соление и соленье, копчение и копченье и т. д. В предложном падеже эти формы пишутся с различными окончаниями: слова на -ие - с окончанием -и (о варении, о солении, о копчении), а слова на -ье - с окончанием -е (о варенье, о соленье, о копченье).
  1. Слова среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя), а также существительное дитя в дательном и предложном падежах имеют окончание -и: к знамени, о знамени; к стремени, о стремени; к дитяти, о дитяти.
  2. Русские фамилии на -ов (-ёв), -ев, -ин, -ын в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым, иностранные фамилии на -ов и -ин - окончание -ом (так как -ин и -ов в них не являются суффиксами). Например: Некрасовым. Соловьевым, Плещеевым, Никитиным, Птицыным; но: Дарвином, Чаплином, Ламартином, Не- грином и т. д.
  3. Названия населенных пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже окончание -ом. Например: под городом Калинином, за Львовом, над Быковом, под Бородином, за Голицыном, под Царицыном и т. д.
Русские фамилии на -ово, -ых, -их (Хитрово, Крученых, Долгих) и фамилии иноязычного происхождения на -е, -и, -о, -у (Гейне, Паганини, Дидро, Неру) не склоняются. Фамилии нерусского происхождения, оканчивающиеся на твердый согласный (например, Алигер), при обозначении лиц женского пола тоже не склоняются.
Окончания существительных второго склонения множественного числа

Падеж

Окончания

Примеры
основа на твердый согл. основа на мягкий согл.
И. кто? что? -и, -ы, -а, -я казаки, письма кони, моря
Р. кого? чего? -ов, -ей,П казаков, писем коней, морей
Д. кому? чему? -ам, -ям казакам, письмам коням, морям
В. кого? что? -ов, -ей, -а, -я казаков, письма коней, моря
Т. кем? чем? -ами, -ями казаками,
письмами
конями, морями
IL о ком? о чем? -ах,-ях о казаках, о письмах о конях, о морях

Существительные на -ие (приглашение, издание и др.) и -ье (ожерелье, ущелье) в родительном падеже оканчиваются на -ий: приглашений (приглашение), путешествий (путешествие), завоеваний (завоевание), разочарований (разочарование), состязаний (состязание); снадобий (снадобье), кочевий (кочевье), надгробий (надгробье), раздолий (раздолье), предгорий (предгорье), предместий (предместье) и т. д.
Исключения: платьев, верховьев, устьев, низовьев, ружей, подмастерьев. От существительного питьё употребляется форма питёй.
1. Об Анатолии (II скл., ед. ч., п. п.) Ивановиче (II скл., ед. ч., п. п.) ходили самые разноречивые слухи (II скл., мн. ч., им. п.) (Н. Гоголь).
  1. «Вот я тебя пращом! (II скл., ед. ч., те. п.)» - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Н. Гоголь). 3. Несколько мгновений прошло в молчании (II скл., ед. ч., п. п.) (И. Тургенев).
  1. И жизнь его потонет в забвенье (II скл., ед. ч., п. п.), без следа, как звук пустой (М. Лермонтов). 5. Белые чайки-рыболовы с криком носились над Доном (II скл., геогр. название, те. п.) (М. Шолохов).
  1. В тоске сердечных угрызений (II скл., мн. ч., р. п.), рукою стиснув пистолет, глядит на Ленского Евгений (А. Пушкин). 7. «В бою под Тарутином! (II скл., геогр. название, те. п.)» - хрипло прокричал солдат (К. Паустовский). 8. Уходя на одну минуту, он остановился перед Страшновым (II скл., рус. фамилия, те. п.) (К. Федин).

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

Педагогические задачи

Личностные результаты

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения»

Русский язык 4-2-1

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

Тема урока : Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения

Тип урока: Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Системно-деятельностные результаты

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

Какая погода сегодня за окном?

Какое настроение она навевает на вас?

Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

Чистописание

воробьи вьюга вертишейка

Составьте со словами предложения.

В..р..бей взл..тел повыше:

Видно все с высокой крыш.. .

Б. Тимофеев

Объясните написание пропущенных букв.

Объясните пословицу:

«Слово не воробей - вылетит не поймаешь».

Словарная работа.

– Отгадайте загадку.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «береза»

Учащиеся: Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

– Разгадайте ребус.

БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА  БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».

Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.

Фразеологизм:

ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.

Пословицы и поговорки:

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

Предложения:

Хороши и чисты берёзовые светлые рощи.

Я шёл купаться в реке в тени березняка.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Ответим на вопрос стр. 99

Упр 205 - комментированное письмо.

Как определить склонение имен существительных?

На основе ответов учащихся вырабатывается алгоритм действий по определению склонения имени существительного:

1) поставить в именительном падеже;

2) определить род;

3) выделить окончание;

4) по роду и окончанию определить склонение.

Сообщение темы и цели урока.

– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».

Склонение – изменение имен существительных по падежам

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим 2 скл сущ.

Чему бы хотели научиться на уроке?

Работа по таблице «Склонения существительных»

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

– В каких падежах и у каких имен существительных

2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание .)

Физкультминутка

Работа по теме урока.

Письмо по памяти.

Загадка:

М..льчишка в сером армячишке,

По дв..рам шныряет.

Крохи подбирает.

По п..лям н..ч..ет,

Коноплю в..рует.

В серой шу..ке п..левой

И в м..розы он г..рой. (Воробей.)

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Обозначьте склонение имен существительных.

– Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль».

– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных

Упр. 206 - комментированное письмо.

Петух, солнышко, крыльцо, Слоненок, сада, одуванчик, от счастья, запах

Самостоятельная работа творческого х-ра.

– На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.

– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.)

Читают и расшифровывают телеграмму.

– Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных».

Упр. 209. Проверка – фронтально.

Работа с правилом стр. 102

Итог урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

Рефлексия

– Итак, мы добрались до клада, а в сундуке хранится учебник русского языка и письмо от госпожи Грамматики.

Читают письмо госпожи Грамматики.

Вы ищете клад – золотые монеты.

Но ваше богатство, поверьте, не в этом.

Вы этим богатством владеете, дети!

Ведь русский язык самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс

И русский язык станет другом для вас!

– Ваше знание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения позволило успешно выполнить все задания пирата.

Учащиеся: Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы

УМК: «Начальная школа ХХ I века»

Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс (Иванов С.В., Евдокимова А.О. ),рабочая тетрадь, презентация.

Тема урока : «Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения»

Тип урока: урок закрепления

Цели урока:

1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.

4. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

1 скл. 2 скл. 3 скл. Р.п. -ы, -и -а, -я -и Д.п. -е -у, -ю -и П.п. -е -е -и

купили Вареньк (е, и) Купили (кому?) Вареньк (е,и) – (д.п., 1-го склонения) купили Вареньк е

ЖДЕАРТИСТНДУ Артист

Артист На арене Цирка На велосипеде 1 скл.,П.п. 2скл., Р.п. 2 скл.,П.п

1 склонение – хлопок в ладоши 2 склонение – присели 3 склонение – прыгни на месте

Предварительный просмотр:

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

С – найти в коробки

Ч – слова из песни

2. Найти слово, выраженное им.сущ. 1-го склонения, Д.п .

Д – пшеница

Ж – зайцем

Э – курицу

М – земле

3. Найти слово, выраженное им.сущ. 3-го склонения, Р.п

О – дочери

Л – братцем

Х – палец

Б – старика

П – мама(1 скл., И.п.)

Ц – забору (2 скл., Д.п)

Г – берег (3 скл., Т.п.)

Ю – морю (2 скл., Д.п.)

5. Найти ошибку в утверждении.

У – к 2-му склонению относятся слова: дочь,ночь.

Ш – к 3-му склонению относятся слова: рожь,

Ф – слова: пальто, пианино. Эти слова не склоняются.

Результат : _____________________

Ф.И.О.:____________________________________

1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р – найти в коробки

Т – ехать на машине

С – мечтать о собаки

Ч – слова из песни

2. Найти слово, выраженное им.сущ. 2-го склонения, П.п.

Д – ноги

Ж – ночь

Э – печь

М – о небе

3. Найти слово, выраженное им.сущ. 1-го склонения, Т.п.

О – землей

Л – гвоздя

Х – роза

Б – кота

4. Коля, выполняя упражнение, допустил ошибку. Найди ее.

П – лиса (1 скл., И.п.)

Ю – камня (2 скл., Р.п.)

Ц – окном (2 скл., Т.п)

Г –лошадью (2 скл., Т.п.)

5. Найти ошибку в утверждении.

Т – к 1-му склонению относятся слова: земля, вода.

Ф – к 2-му склонению относятся слова: окно, мальчик.

Ш – к 3-му склонению относятся слова: ночь,рожь,

У – слова: пальто, пианино. Эти слова склоняются.

Результат: ________________

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент

Добрый день! Меня зовут Вероника Васильевна и я проведу урок русского языка. Начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

− Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Дети! Сегодня мы отправимся с вами в цирк. Вместе с артистами цирка повторим и закрепим безударные окончания имен существительных всех 3х склонений.

А что называется именем существительным?

Как изменяется имя существительное?

Что значит просклонять имя существительное?

Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Как проверить безударное окончание имён существительных?

– Т еперь повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. Есть желающие ответить?

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

  1. По опорным словам:

1 склонение – весна, земля

2 склонение – сон, колесо

3 склонение – рожь

2. По таблице окончаний:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Ы, -и

А, -я

Д.п.

У, -ю

П.п.

А с кем же ждет нас встреча? Узнаете, если отгадаете шифрограмму .

ЖДЕ АРТИСТ НДУ

Выполните упражнения. Определить падеж в первом предложении у имен существительных и склонение.

На арене

Артист - цирка

На велосипеде

Для того чтобы он появился на арене, нужно выполнить следующее задание. Составить словосочетание, чтобы слово «артист» было в разных падежах, используя словарные слова.

Например: благодарны артисту (Д.п.), рассказали об артисте (П.п.)…

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

По числам и падежам .

Изменить их по вопросам или по падежам

Определяем склонение.
Если 3 (женский род на Ь), то только И.
Если 2(мужской с нулевым окончанием, средний О, Е) ,тогда Е.
А если 1 .(мужской и женский род на А, Я) ,тогда определяем падеж: Родительный -Только И, Дательный, предложный --Е.

1 скл. П.п.

2 скл. Р.п

2 скл. П.п.

Работа по теме урока

Откройте рабочие тетради на стр.22, упр.2.

Прочитай. Вставь окончания .

Ну вот, перед вами Винни - Пух. Как видите, он спускается по лестниц е (1 скл.,Д.п.) вслед за своим друг ом (2скл, Т.п) Кристофер ом (2скл, Т.п) Робин ом (2скл, Т.п), головой вниз,пересчитывая ступеньки собственным затылк ом (2скл, Т.п): бум-бум-бум. Другого способ а (2 скл. Р.п) сходить с лестниц ы (1скл, Р.п.) он пока не знает.

Физминутка

Я буду называть существительное. Если оно

относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему

– прыгаете на месте.

Сирень(3), берег(2), молодость(3), старик(2), помощь(3), ученик(2), книга(1), старость(3), степь (3), астра(1), георгин(2), морковь(3), свёкла (1), подъём(2), велосипед(2), радость(3), осень(3), лето(2), весна(1), снежинка(1), метель(3).

Продолжение работы по теме урока

Выполните упр.4.

Самостоятельная работа

(Приложение)

– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ)

Оценивания работы

0 ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

больше 2 ошибок – «2».

Рефлексия

Какую тему мы сегодня повторили?

Было ли Вам тяжело работать на уроке?

Что Вы запомнили?


Цели: проверить написание безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; вырабатывать орфографическую зоркость; расширять знания о жителях морских глубин; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок! Зима нам друг большой и умный

Начинается урок. Не даст скучать и унывать.

Нас солнца луч смешит и дразнит, Затеет спор веселый, звонкий,

Нам нынче весело с утра. Поможет новое узнать. Г. Мохначева

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы «опустимся» на дно океана и узнаем много нового и интересного о жизни обитателей глубин, а также будем учиться проверять безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

III. Проверка домашнего задания

IV. Орфографическая разминка

Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,

из подво.ной т.мноты! сколько сказок я сл..жу!

Я увижу всех ч.довищ, Эти тайны, эти ска.ки

все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.

Подберите синонимы к словам лелею, экспедиция,

Назовите имена существительные 2-го склонения. Как проверить безударную гласную в окончании слова подводником!

V. Чистописание

океан краб медуза

Составьте со словами словосочетания.

Под водой в прозрачных блузах

Важно плавают медузы.

Вот какие модницы,

Модницы-подводницы. И. Махонина

Подчеркните известные вам орфограммы, объясните их написание.

VI. Работа с учебником

1. Упр. 183, с. 113. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.

2 . Работа с правилом (с. 113).

Физкультминутка

3 . Составьте из слов предложения.

1) У, а(п, пп)арат, д..льфина, г..л..совой, отлич..ный. 2) Он, лаять, хрюкать, умеет, св.стеть, фыркать. 3) Под, щелкает, в..дой, д..льфин, оглуш..тельно. 4) Выстрел, как, звучит, это.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

Что вы еще знаете о дельфинах?

4 . Письмо по памяти.

Через море-ок..ан

Плывет ч..до-в..л..кан,

Прячет ус во рту,

Раст..нулся на в..тру. (Кит.)

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

Что вы знаете о китах?

5. Упр.185 , с. 114.

Что произошло ночью? Чем занимались дети все утро?

Как называются юные друзья природы? (Юннаты - юные натуралисты.) Чем они занимаются?

Что происходит с рыбой весной во время разлива рек? Как мы можем помочь природе? (Собрать мальков рыб, застрявших в траве на заливных лугах, и выпустить их в водоем.)

Физкультминутка

6. Работа с деформированным текстом:

1) Не беда, вырастет новая н..га. 2) Остановился, задумался. 3) Пора ее сбросить. 4) Б..жал кра.. по песчаному дну. 5) Ведь за новым панцирем в М..Г..ЗИН не идти. 6) Что-то неудобно стало в старой одс.де. 7) Сам вырастет. 8) Дернулся неосторо..но, идлиннаян..гасл..малась. 9) Напрягся кра.., приподнял жесткую крышку, подвинул в у..кую щель тело.

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

О каком удивительном свойстве краба вы узнали?

Что вы еще знаете о крабе?

7. Самостоятельная работа:

1) Хорошо бродить с (лукошко) вдоль опушек и полян. (Болонский.) 2) Листья сыплются (дождь). 3) Сыплют (золото) березы, (серебро) звенят дубы. (В. Леваковский.) 4) Листик за (листик) падают с липы на крышу, какой листик летит (парашютик), какой (мотылек), какой (винтик). (М. Пришвин.)