Составляющие творческого мышления. Технологии и приёмы креативного мышления. Хорошо – плохо

При помощи мышления человек создает в мозгу опосредованное и обобщенное представление об окружающей действительности, то, что невозможно воспринимать непосредственно органами чувств – увидеть, потрогать, понюхать и т.д. – человек воображает, исходя из приобретенного опыта.

Воображение помогает ему переноситься в прошлое и будущее, планируя собственную деятельность и заранее предполагая результаты. Таким образом, то, что нельзя познать прямо, познается косвенно, неизвестные качества определяются при помощи известных.

Виды мышления

Благодаря способности к творческому мышлению человек сумел не только сам приспособиться к окружающей среде – это умеют все живые существа – но и приспособить окружающую среду к собственным потребностям, перестраивая и обрабатывая, делая комфортной.

Это дало человеку преимущества по сравнению с другими обитателями планеты.

Мышление развивалось поэтапно, и за время существования человека постоянно совершенствовалось. Вот какие формы, в зависимости от ступеней развития, выделяют психологи:

  1. Формирование мыслительных способностей человека разумного начиналось с действенного мышления, которое помогало нашим предкам создавать предметы, облегчающие, например, добывание пищи – фактора, играющего решающую роль в вопросе выживания. После того, как человек сделал копье, отпала необходимость догонять добычу – можно было метнуть в нее оружие с расстояния. На этом этапе развития мышления оно имело чисто практическое применение – люди изобретали орудия труда с определенной целью, чтобы сразу же ими воспользоваться. В зачаточном виде практически-действенное мышление присутствует у некоторых видов приматов – известны примеры, когда шимпанзе или орангутанг находили длинную палку и старались с ее помощью сбить висящий на дереве плод.
  2. Следующей ступенью стало наглядно-образное мышление. На этой стадии человек обрел способность представлять в уме различные действия с известными ему предметами, не видя их перед собой. Также этот вид мышления позволяет узнавать в незнакомых предметах уже известные черты и делать на этом основании предположения об их предназначении. Так, человек, видевший большое копье, легко догадается о том, что такое дротик.
  3. Словесно-логическое мышление появилось вследствие развития языка – чем сложнее он становился и чем больше абстрактных понятий мог выразить, тем более углубленным и расширенным становилось и мышление. С помощью этого вида мыслительной деятельности люди научились создавать отвлеченные понятия. Именно такое мышление помогло сделать шаг от простейших практических измерений чего-либо к созданию науки геометрии, формулированию ее понятий и закономерностей.
  4. Отсюда было рукой подать до творческого мышления, включающего в себя все ранее перечисленные виды мыслительной деятельности и позволяющего сочинять романы, писать картины и музыку, совершать открытия и делать изобретения. После появления творческого мышления процесс создания нового несравнимо ускорился – революционные изменения и достижения в различных сферах человеческой деятельности стали возможны на протяжении жизни одного поколения.


Огромное значение для творческого мышления имеет воображение. В отличие от чувственного восприятия, воображение позволяет представить – вообразить – предметы, явления и события, которых не существует и не существовало на самом деле. Воображение может быть активным и пассивным.

В первом случае созданные им образы имеют своим основанием окружающую реальность. Они возникают в голове человека, подчиняясь его воле, и отражают часть его личности, чувства и переживания. Именно активное воображение необходимо для изобретений и творчества.

Образы пассивного воображения приходят спонтанно, независимо от воли человека, и очень редко служат источником чего-то продуктивного.

Сила воображения помогает человеку снять напряжение, возникающее в ожидании тех или иных событий. Когда он представляет свое желание уже исполнившимся, ему легче дождаться его действительного исполнения, а представление какой-то неприятной ситуации помогает психологически подготовиться к ее возможному возникновению.

Позитивные образы, рождающиеся в воображении, служат основой для аутосуггестии (самовнушения) и помогают снять стресс. Воображение регулирует познавательные способности – чувственное восприятие, память, внимание, речь. С его помощью можно воспроизвести прошлую ситуацию и представить будущую, планируя свои действия.

Особенности творческого мышления

Творческое мышление во многом зависит от индивидуальных особенностей личности и ее психической организации. Специалисты выделяют два основных типа творческого мышления: конкретно-образное и словесно-логическое.

Первый тип мышления более способствует развитию способностей к художественному творчеству. При конкретно-образном мышлении доминирует правое полушарие головного мозга, которое иногда называют «эмоциональным мозгом».

Люди, в интеллектуальной деятельности которых преобладает левое мозговое полушарие, имеют словесно-логический тип мышления. Они с легкостью оперируют абстрактными понятиями, формулами, символами. Среди людей с данным типом мышления преобладаю почитатели точных наук – математики, физики, химии

Знаменитый немецкий психолог Карл Юнг предложил несколько иную формулировку типов мышления. Людей с развитыми наклонностями к художественному творчеству он относил к интуитивному типу, для которого свойственно преобладание эмоций, а также спонтанность мышления.

Тех, в чьем мышлении логика преобладает над эмоциями, Юнг считал обладателями мыслительного типа интеллектуального процесса. Для них важнее логические доказательства, а интуиции они предпочитают логическую проверку теоретических знаний. По описанным признакам можно понять, что мыслительный тип свойственен тем, кто занимается научными исследованиями.

Черты творческого мышления присущи любому из вышеперечисленных человеческих психотипов. При этом и конкретно-образный, и словесно-логический тип интеллекта имеет общую черту – умение создавать абстракции, соединяя все образы в один общий.

Также для творческого мышления характерна эвристика, внезапное озарение – от древнегреческого «эврика» – «нашёл» (по преданию, так воскликнул Архимед, совершив очередное открытие). Это понятие означает способность мышления выйти за устоявшиеся общепринятые рамки, не обладая полным пакетом данных, необходимых для решения той или иной проблемы, интуитивно находить верный путь.

Кроме того, среди особенностей творческого мышления специалисты-психологи называют следующие черты:

  • оригинальность и неповторимость. Люди, обладающие творческим мышлением, предпочитают находить собственные путь, а не идти по проторенной дороге. Если они берутся за решение естественнонаучной проблемы или создание художественного произведения, то стараются придумать что-то новое, никогда не существовавшее и ни на что не похожее;
  • семантическая гибкость – попытка рассмотреть проблему или предмет с другой, ранее не рассматривающейся точки зрения, с целью открыть новые свойства либо новые пути решения и выявить скрытый потенциал;
  • образная гибкость, умение изменить привычный взгляд на объект, обнаружить новые, неожиданные свойства и стороны, делающие его применение уникальным;
  • спонтанная гибкость, означающая переключение с одной мысли на другую, способность воспринимать информацию и генерировать идеи, находить способы решения проблем и вопросов там, где они не видны другим.

Вывод

Мыслительный процесс является главным двигателем развития человека. Эволюционное развитие человеческого мозга продолжается – он становится совершеннее. Способность к творческому мышлению позволяет хомо сапиенсу подниматься выше по эволюционной лестнице.

"Личность есть не субстанция, а творческий акт"

Н. А. Бердяев


Творчество – в философии – деятельность людей в целом преобразующая социальную действительность, а также среду обитания в соответствии с их потребностями и целями.

Творчество – в психологии – это всякая практическая или теоретическая деятельность, в которой для субъекта деятельности возникают новые результаты: знания, решения, способы действия, материальные продукты.

Мышление – вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанных с открытием человеком новых знаний для себя.

Творческое (креативное) мышление – процесс созидания, обработки информации через образные, сенсорные, нестандартные мыслительные связи и концепции, который приводит к принципиально новым решениям проблемной ситуации, к новым идеям, открытиям и явлениям.

Способность мыслить нешаблонно наделяет человека креативностью, находчивостью, остроумием, предприимчивостью.

В психологии творческое мышление еще обозначается как дивергентное мышление. Термин происходит от латинского слова "divergere", что означает "расходиться". Этот метод решения проблем можно назвать "веерообразным" – отсутствует жёсткая связь при анализе причин и следствий. Это даёт возможность новым комбинациям, новым связям между элементами, что позволяет получить больше путей решения задачи.

Достаточно ясный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление, смогли дать создатели американского блокбастера "Дивергент". Именно этот тип мышления взят за основу для сюжета фильма, герои которого, брошенные в водоворот неопределённых и опасных событий, ищут неординарны идеи, используют нестандартные формы деятельности, работают над формированием исследовательского и творческого решения задач.

Алхимией творческого мышления управляет правое полушарие головного мозга. С помощью правого полушария мы можем мечтать и фантазировать, развивать способности к искусству. Оно способно обрабатывать одновременно разнообразную информацию, рассматривать проблему в целом, не применяя анализ. Работа с информацией через правое полушарие выражается чаще невербально, а в символах и образах. Интуиция обитает в правом полушарии мозга.

Методы развития творческого мышления

Существует множество методик и способов развития творческого мышления.

Методика Тони Бьюзен "Ментальные интеллект-карты"

Разработана для развития креативного и ассоциативного мышления, для быстрого нахождения решения поставленной задачи.

По типу карты метро в центре листа бумаги рисуется исходная задача, от которого вокруг стрелочками (ветками) расходятся ассоциации, связанные с решением этой задачи. От каждой ветки-ассоциации отходят более мелкие веточки, также связанные между собой посредством ассоциаций.

В процессе этого в уме происходит перебор вариантов-ассоциаций, активизирующих работу мышления. Это позволяет довольно быстро найти решение задачи.

Мозговой штурм

Перед участниками команды ставится определенная задача, для решения котрой требуется выдвинуть как можно больше идей. Свободные ассоциации, невероятные предположения и гипотезы поощряются в процессе обсуждения. Цель – раскрепостить воображение, снять шаблоны, и в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде. После отбирают самые удачные из вариантов обсуждения и проводят детальный анализ каждого.

Метод четырёх стадий творческого процесса Грема Уоллеса

1. Подготовка.

Стадия полной осознанности, планирования, вхождения в нужное настроение и предельной концентрации внимания. Анализ имеющихся данных задачи, проблемы. Накопление и мобилизация интеллектуальных ресурсов, которые лягут в основу решения. На стадии подготовки человек узнаёт новое, чтобы переработать впоследствии это, планирует для себя порядок работы и определяет последовательность элементов, на которые он будет обращать внимание.

2. Инкубация.

Стадия имеет две противоположные стороны: "негативные моменты" заключаются в том, что во время инкубации нет сознательного фокуса на конкретной проблеме, а "положительные моменты" приходят из сферы бессознательного, в которой в фоновом режиме происходят непроизвольные ментальные события (или, как Уоллес называет это, "сверхсознательные" и "сверхпроизвольные").

На этом этапе мозг релаксирует, но подсознание продолжает по инерции искать решения для поставленной задачи. Это то, что Эйнштейн называл "комбинаторной игрой", которая заключалась для него в свободном полёте фантазии, коллаборации впечатлений, образов, эмоций, телесных ощущений, инсайтов.

3. Озарение (интсайт).

На ум внезапно приходит идея верного решения путём цепочки ассоциаций.

Уоллес описал эту стадию так: "Если мы говорим о стадии озарения как о некой мгновенной вспышке в сознании, становится очевидно, что мы не можем влиять на появление этой стадии путём волевых усилий, потому что наша воля способна влиять на события, которые длятся какое-то время. С другой стороны, появление "вспышки" – это кульминация череды ассоциаций, незаметной внутренней работы, которая, возможно, продолжалась в течение приличного промежутка времени и которой, вероятно, предшествовал целый ряд неудачных цепочек и решений. Иногда успешное объединение идей, кажется, состоит из одного-единственного прыжка ассоциаций или последовательных их скачков, которые происходят так быстро, что начинает мниться, словно это происходит мгновенно".

4. Проверка.

Стадия анализа и рассчётов для утверждения идеи в качестве действительно правильного решения, либо опровержения.

Цикличность и взаимодействие всех стадий – основное условие эффективной работы в теории творческого процесса Грема Уоллеса.

Метод Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"

Метод включает в себя шесть разных видов мышления:
  • Научный – белая шляпа. Анализируются факты, данные. Определяются "пробелы", которые нужно восполнить, происходит поиск недостающей информации;
  • Итнуитивный – красная шляпа. Эмоциональная оценка ситуации, догадки и чувства по поводу интересующей проблемы без разъяснения того, почему дело обстоит именно так, кто является виновником и что нужно предпринимать;
  • Критический – черная шляпа. Включение режима критического мышления и оценки ситуации, выявление "подводных камней", недостатков и возможных рисков;
  • Оптимальный – желтая. Шляпа перспектив и конкретных целей. Определяет плюсы, достоинства и выгоды решения проблемы;
  • Креативный (творческий) – зеленая. Нестандартное и альтернатиыное мышление. Полёт фантазии и воображения;
  • Управленческий (административный) – синяя. Шляпа модератора для управления всем процессом работы и реализации замысла. Определяет общий алгоритм решения конкретной задачи. Систематизирует все высказанные ранее точки зрения и объединяет в одну логическую цепочку.
Этот групповой метод основывается на наличии модератора, управляющего процессом и следящего за дисциплиной, который всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.

Метод "Шесть шляп мышления" хорошо работает в детских и юношеских коллективах. Также его используют в своей практике такие компании как "DuPont", "Pepsico", "IBM", "British Airways" и другие.

Арт-терапия

Арт-терапия – это союз творчества и психотерапии.

Развитию творческого мышления способствуют арт-терапевтические техники. Это один из современных методов психотерапевтической деятельности, ориентированны на исследование разнообразных содержаний внутреннего мира людей и системы их отношений. Он заключает в себе использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и психического опыта. Предполагает использование психотерапевтом или тренером орпеделенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его "изобразительной продукции" содержание своего внутреннего мира.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова.

Техника арт-терапии основана на утверждении, что любой человек, независимо от того обучался он каким-либо видам искусства или нет, обладает способностью проецировать свои внутренние конфликты в результатах своего творчества. Привнося в работу частичку себя, человек создает не просто арт-продукт, а образ своего "Я". Выраженные таким образом конфликты переживаются заново, разрешаются и обретают завершенность.

Метод инверсии

Инверсия – это не поиск хорошего решения, а поиск анти-решения для того, чтобы понять, чего нужно избегать, а чего не хватает для успеха. Определяя то, что не работает, можно осознать то, что, наоборот, эффективно. Цель этого метода состоит в том, чтобы представить себе негативные вещи, которые могут произойти в жизни. Это тип обратной логики, которая изменяет привычный статус-кво. Метод работает следующим образом: представьте себе важную цель или проект, над которыми сейчас работаете. Переместитесь на полгода вперёд и предположите, что проект провалился или цели не удалось достигнуть. Что пошло не так? Объясните самому себе, как и почему это произошло.

Особенности творческого мышления

"Творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей. Автор "концепции креативности" Джой Гилфорд выделяет:
  • Нетривиальность и оригинальность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной новизне. Творческая личность почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;
  • Семантическая гибкость – способность видеть объект в ином ракурсе, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;
  • Образная адаптивная гибкость – способность менять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
  • Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
К основным факторам, влияющим на творчество, обычно относят следующие компоненты: визуализацию, эмоциональность, метафору, аналогию, юмор.

Визуализация – видение, представление образа объекта или ситуации через воображение. Если визуально представляется желаемый результат, с большей вероятностью достигается поставленная цель.

Эмоциональность как техника объединения левосторонней и правосторонней мозговой деятельности. Актуальна для людей с преобладающим левосторонним мышлением. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии головного мозга. Обработанная обеими частями мозга информация запоминается надежнее.

Метафора – игра с понятиями. Как метод побуждения творчества основана на соединении различных предметов или явлений по общему принципу. Как творческий процесс метафорическое мышление основывается на сравнении проблем различных областей науки и практики с целью содействия поиску решения.

  • Бинарные метафоры-аналоги ("ветер воет"; "колокольчик хохочет");
  • Метафоры-катахрезы, содержащие противоречия ("материальный дух"; "круглый квадрат");
  • Метафоры-загадки ("полная горница людей" – огурец).
Аналогии. Возникают при обмене информацией между левым и правым полушариями. Синтезируются в результате пересечения интуитивных и логических процессов мышления. Носят характер сравнения или похожести.

Юмор – своего рода фитнес для мозга. Объединяет рациональность левого полушария мозга и креативность правого. От смеха мозг вырабатывает гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами, что содействует развитию чувства благополучия, расслабления, и приводит к более творческому и неординарному мышлению.

Для включения творческого мышления необходимо отключить когнитивный контроль. И не бояться ошибок.

Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т. д.

Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж. Гилфорд. Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности: 1) оригинальность – способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение; 2) семантическую гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; 3) образную адаптивную гибкость – способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; 4) семантическую спонтанную гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. В жизненных ситуациях не всегда присутствуют все названные этапы творческого процесса. Поэтому ситуации можно разделить исходя из того, какой из этапов наиболее представлен. Есть задания, в которых требуется проявить способность к генерации идей (первый этап творческого процесса), – критерием выполнения таких заданий выступает количество и качество выдвинутых идей. Существуют ситуации, которые в основном требуют умения проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи (второй этап творчества). В этом случае человек должен выявить последствия принятия каждой из идей, найти способы усиления «положительных» эффектов и способы минимизации отрицательных. Наконец, существуют ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.


Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.

1. Конформизм – желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.

2. Ригидность – трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.

3. Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек во что бы то ни стало стремится решить проблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.

4. Цензура – внутренняя критика любой собственной идеи.

Бывает, человеку необходимо решить некую задачу, способом решения которой он уже владеет. Как правило, человек заранее уверен в успешности решения задачи. В подобных случаях говорят о репродуктивном мышлении. Так, школьник-подросток может без особых затруднений решить самую сложную задачу из учебного пособия, предназначенного для учащихся начальной школы. Разумеется, при этом подросток будет вспоминать и думать, совершая рассмотренные нами в предыдущем параграфе мыслительные действия (анализ, синтез и др.).

Наряду с этим существует Мышление как творческий процесс, в котором совершение мыслительных действий приводит к открытию нового - знания, способа действия, метода решения задачи. Творчески мыслит ученый, открывающий новый закон, изобретатель, конструирующий новое устройство... Важно, что творчески мыслит и ученик, задумавшийся над тем, нельзя ли решить уже решенную задачу другим способом.

Одним из важнейших понятий психологии мышления как творческого процесса является понятие о проблемной ситуации. Это ситуация интеллектуального затруднения, характеризующаяся тем, что в личном опыте субъекта не оказывается достаточных средств (ориентиров, знаний, способов действия) для ее немедленного разрешения. Данное психическое состояние сопровождается соответствующими эмоциями (удивление, сомнение, досада, тревога, надежда и др.). Наличие тех или иных побуждений обусловливает поисковую активность субъекта, направленную на разрешение проблемной ситуации, на обнаружение неизвестного.

Данная активность осуществляется в выдвижении и проверке гипотез. В обыденном сознании получила распространение точка зрения, в соответствии с которой выдвижение гипотез является прерогативой ученого, изобретателя и т.д. При этом не учитывается, что без гипотезы не обходится повседневное человеческое мышление. Задача пронести громоздкий предмет через узкую дверь может породить не одну гипотезу.

Гипотезы возникают в решении проблемных задач, которые кто-то предлагает субъекту, задач, которые уже кем-то сформулированы. Между тем есть исследования, в которых показано, что творческие способности человека развиваются не только в решении задач, но и, что особенно важно, в обнаружении, усмотрении им проблем, в формулировании самих задач. Получается, что появлению гипотез в мышлении предшествуют другие творческие процессы.

В самом деле, разве кто-нибудь имеет обыкновение «подносить» учителю педагогические задачи в готовом, сформулированном виде? В подавляющем большинстве случаев он должен сам во взаимодействии с людьми обнаруживать проблемы, трансформировать их в задачи и только после этого заниматься решением. Поэтому профессионально важно воспитывать в себе чувствительность к проблемам. Ведь во многих случаях профессиональные неудачи объясняются не ошибочным решением задач, а тем, что соответствующие проблемы из действительности не вычленяются и в задачи не преобразуются.

Например, из текста психолого-педагогической характеристики личности школьника, составленной студенткой в период педагогической практики, следовало, что Сережа учится слабо, в себе неуверен, робок, популярностью среди одноклассников не пользуется. В другой части характеристики студентка-практикантка описала ход и результат опыта по изучению самооценки личности школьника, которое было проведено по специальной методике. Опыт показал, что самооценка у Сергея высокая. Эти два факта не соотнесены между собой, в результате будущая учительница «потеряла» интересную проблему, изучение которой, несомненно, внесло бы вклад в развитие ее психологической подготовки. Следует согласиться с Т.В. Кудрявцевым в том, что «подлинным критерием успешности подготовки специалиста должна являться оценка степени сформированности способностей студентов к самостоятельному выявлению, постановке и решению... задач».

В данном контексте следует дать положительную оценку тем учащимся и студентам, которые задают учителю или преподавателю вопросы по существу нового материала. Такое поведение - результат усмотрения проблемы, признак мышления в контексте творческого процесса, креативности личности. Условия для развития этого качества должны создаваться уже на ранних ступенях образовательной системы, что пока учитывается недостаточно. А. Г. Асмолов замечает: «Обучение в школе - снабжение ответами без вопросов учеников. Стоит ли удивляться после этого, что знаменитое детское "почему" бесследно исчезает в школе?»

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»
С. Я. Маршак

Как мы уже говорили, креативное мышление – это способность путём комбинирования разнородных элементов созидать что-то новое (знания, формы, решения), имеющее значительный социально-экономический эффект.

Креативность в современном мире

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Развитие креативного мышления

Разработкой проблемы развития креативного мышления успешно занимался автор бестселлера «Рождение новой идеи», американский исследователь Э. Де Боно. Он разработал целостную программу развития креативного мышления и выделил такие основные принципы:

1.Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.

2.Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.

3.Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.

4.Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.

5.Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:

— Умение мыслить логически.

— Умение формулировать предположения.

— Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.

— Умение преодолевать стереотипы.

— Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.

— Умение находить нужные знания и подходящие методы.

Амайстайл Т. М. выделял три основных элемента креативности:

Компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);

Творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;

Мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Технологии и приёмы креативного мышления

Существуют разные технологии креативного мышления, позволяющие эффективно генерировать идеи. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно (о ней и о других методиках прочитать подробнее можно

Эта технология креативного мышления хороша, например, при проведении любой дискуссии. Она идеальна для коллективной работы, но подходит и для индивидуального использования. Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его. Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Приём надевания шляпы для «мыслеварения» помогает обрести внутреннее спокойствие и беспрепятственно сосредоточиться на решении задачи: ведь и надеть, и снять шляпу – не проблема. Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения. Эта технология креативного мышления развивает, независимо от возраста участников, толерантность, критическое мышление, творческое мышление.

2. «Мозговой штурм». Подробнее об этой технологии креативного мышления можно прочитать

Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель – получение максимального количества самых разных идей. Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса – на генераторов идей и критиков. Озвученные идеи развиваются путем использования ассоциаций и преобразовываются, модифицируются. Разновидностями этой технологии креативного мышления являются «Совещание пиратов», «Теневая мозговая атака», «Обратная мозговая атака».

3. «Метод фокальных объектов»

В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций. Этот метод известен как инструмент ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

4. «Синектика»

Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности.

На 1 этапе данной технологии креативного мышления аналогии служат для максимально чёткого определения и понимания участниками сути проблемы. От очевидных решений следует осознанно отказаться. В ходе последующего специально организованного обсуждения выявляются основные противоречия и сложности, мешающие решению. Определяются новые формулировки задачи, ставятся цели. После этого при помощи вопросов, которые вызывают аналогии, происходит процесс поиска новых идей и решений. Если есть необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, то к проблеме возвращаются повторно.

5. «Метод гирлянд ассоциаций»

Основным приёмом креативного мышления в данной технологии является сочетание нескольких этапов работы со случайными словами и ассоциациями:

1). Построение цепочек синонимов объекта.

2). Случайный выбор слов (существительных в именительном падеже).

3). Комбинирование каждого элемента из гирлянды синонимов с каждым из случайных слов.

4). Подбор нескольких прилагательных к каждому из элементов случайного выбора слов (см. 2)). Так получаются гирлянды признаков.

5). Сочетание элементов гирлянд синонимов и гирлянд признаков. Уже на этом этапе могут родиться интересные идеи для решения творческой задачи.

6). К каждому из элементов гирлянды признаков подбирают свободные ассоциации. Гирлянд свободных ассоциаций должно быть столько, сколько элементов в гирлянде признаков. Инструментом образования гирлянд свободных ассоциаций является вопрос «о чем нам напоминает слово … ?» При этом каждый ответ становится исходным для следующей постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово синий?» – «О небе». – «О чем напоминает слово небо?» – «О самолёте». «О чем напоминает слово самолёт?» – «О крыльях». Таким образом в гирлянде появятся слова небо, самолёт, крылья, …

8). Анализ полученных идей и принятие решения о продолжении или прекращении поиска. Если поиск нужно продолжать, то комбинируют исходные свободные ассоциации со вторичными гирляндами, а их элементы – с элементами гирлянды синонимов. В результате могут возникнуть новые идеи.

9). Идеи делятся на рациональные, интересные и непригодные. Интересные (то есть хорошие, но с недостатками) впоследствии ещё раз делят на рациональные и непригодные.

8. «Метод маленьких человечков»

Одной из технологий креативного мышления является «метод маленьких человечков». Случаются проблемные ситуации, при которых часть объекта не может выполнять требования поставленной задачи. В таком случае может помочь такой приём креативного мышления как дробление проблемы на множество «крохотных человечков». Для этого выделяют ту часть, которая не подчиняется условиям задачи, не может их выполнять, и представляют её в виде маленьких человечков. Следующий этап – деление человечков на группы, действующие по условиям задачи группы. Затем полученная модель рассматривается и перестраивается таким образом, чтобы конфликтующие действия можно было выполнить. Другими словами, если воспринимаемая проблема как целое кажется неразрешимой, то при её разделении на составные части может оказаться, что эти части можно перегруппировать и затем обьединить в произвольном порядке. В результате или проблема станет разрешимой по-новому, или возникнет новый взгляд на неё, или какие-то идеи можно будет модифицировать в каком-то направлении для получения решения. Элементы, полученные при делении, желательно перемещать и совмещать друг с другом в различных сочетаниях. Только следует помнить о том, что сочетание элементов – это не монолитная система.

9. «Метод контрольных вопросов»

Основным приёмом креативного мышления в этой технологии является применение правильно поставленных наводящих вопросов, которые помогут направить ход мыслей таким образом, чтобы лучше уяснить суть проблемы, условия, пути решения. Это поможет преодолеть психологическую инерцию.

10). «Морфологический анализ»

Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде.

11). Существуют также методика слома стереотипа и другие технологии креативного мышления, в которых используются разнообразные приёмы, стимулирующие выход за рамки шаблонов и помогающие творчески решать самые разные задачи в различных сферах нашей жизни.

Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца. Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний. Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества. Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели. В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм. Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать и совершенствовать память и внимание, восприятие и мышление. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на .

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.