Сообщение цели и средства. Новая философская энциклопедия - цель и средства

Понятие цели

Цель – одна из самых сложных и вместе с тем древнейших категорий. Она в той или иной форме присутствует в сознании человека, осуществляющего любой вид деятельности, и переносится им на многие естественные (природные) и искусственные системы.

Говорят о цели или целевом назначении:

Окружающих предметов (стул сделан, чтобы сидеть, нож – чтобы резать);

Технических систем (радиоприёмник сделан, чтобы принимать передачи, промышленный робот – чтобы заменить человека при выполнении технологических операций);

Социально-экономических систем (предприятие создано, чтобы выпускать определённую продукцию) и т. д.

Познанияцели помогают понять сущность исследуемых систем и именно поэтому интерес к содержанию этого понятия непрерывно растёт. Категория «цель» прошла длительный путь развития от простейших форм до сложных структурно-функциональных представлений. Эволюцию понятия «цели» можно проследить по таблице 5.1.1, где приведены её определения, отражающие процесс изменения представления о цели в философии.

Таблица 5.1.1

Автор Определение цели
Аристотель 1. Всегда должна быть последняя конечная цель, которая не существует для другого, но для которой и всё – другое. 2. Цель есть то, ради чего нечто существует
Демокрит Цель – благое состояние духа.
Гольбах Цель – устойчивое целое, сохраняющееся в беспрерывном изменении частей
Фихте Невозможно, чтобы человек действовал, не имея в виду некоторой цели, в то время как он определяет себя к действию, у него возникает понятие будущего, которое должно последовать из его действий, и это и есть именно понятие цели
К. Маркс, Ф. Энгельс Цель – обозначение предвосхищения в сознании некоторого результата, на достижение которого направлены действия субъекта, носителя этой цели
БСЭ Цель – это категория, обозначающая заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей, партии или класса

Последнее определение цели (БСЭ) может до известной степени претендовать на универсальность, носодержание цели настолько многозначительно и многовариантно, что вряд ли можно предположить для такой категории какое-то одно, пусть самое мудрое, определение.

Другие определения цели. К ним относятся:

Цели – это будущие состояния, желательные для индивида или социально-экономической системы;

Цели какосознаваемые ограничения, наложенные на нынешнее и будущее поведение и основаны на анализе прошлых и будущих потребностей, желаний, устремлений (отказ от вредной пищи и вредных привычек ради здоровой и долгой жизни);

Цели – это не только желательные ориентиры для будущих достижений, они предполагают определённое поведение и выделение ресурсов, необходимых для воплощения целей в жизнь.

Аспекты цели

Основоположники марксизма-ленинизма отмечали, что цель имеет сложнуюотражательную природу, проявляющуюся в двух отношениях:

1. цель есть потребность человека, которая возникает из-за противоречия последнего со средой;

2. цели человека порождены объективным миром и предполагают его.

Потребность приводит к «собственно» цели– образу предмета(«мысленно представляемый предмет»), который должен возникнуть в результате предстоящих действий.

Цель – основная формапредвосхищающего отражения, которое охватывает собственно познавательные и проектирующие аспекты (антиципации – предвосхищения, опережение событий).

В целиотражается ожидаемый результат сознательной деятельности людей.

Взаимосвязь формы и содержания цели показана на рис. 5.2.1.

Рис. 5.2.1

Познавательный аспект цели соответствует прогнозу будущего.

Проектирующий аспект цели соответствует способам перехода к желаемому будущему или плану.

Представляяобраз того, что человек или некоторая система хочет достичь, цель характеризуется и выражает себя во множестве аспектов, которые можно увидеть на рис. 5.2.2.

Рис. 5.2.2.

Цель как рабочая категория различных наук. Цель служит рабочей категорией не только в философии, но и в ряде других наук, таких как теория управления, механика, физика, биология, экономика, кибернетика, психология. Каждая из этих наук конкретизирует понятие «цель» с позиции используемого аппарата исследования.

В экономике цель связывают с конкретнымиконечными результатами, на достижение которых направлена производственная деятельность. Такое понимание цели открывает широкие возможности повышения эффективности экономических систем на основе управления по конечным результатам.

Типы целей

По наличию информации о способах достижения можно выделить три типа целей:

Функциональная;

Цель – аналог;

Цель развития.

1. Функциональная цель. Это цель, способ достижения которой известен данной системе (или человеку), которая уже достигала данную цель. Функциональные цели повторяются во времени и пространстве.

Примеры:

· результаты выполнения производственных операций, многократно повторяющихся из смены в смену;

· стандартные функции управления и т.д.

Все системы, созданные человеком, есть достигнутые функциональные цели.

2. Цель-аналог. Это образ, который был получен в результате действий другой системы (человека), но ни разу не был достигнут данной системой (человеком) или, если и достигался, то при другом состоянии внешней среды.

Примеры:

· выпуск цветных телевизоров для завода, производящего телевизоры с черно-белым изображением;

· переход от опытного производства к серийному на одном и том же предприятии.

3. Цель развития или новая цель. Такой будем считать цель, которая никогда и никем ранее не достигалась. Эта цель, как правило, связана с образованиемновых систем.

Примеры:

· создание первого искусственного спутника Земли;

· формирование рыночных отношений на конкретном предприятии в российской экономике.

Все три типа целей связаны между собой.Цель развития при условии её успешного достижения одной из систем превращается в цель – аналог для всех остальных систем, а для данной системы становится функциональной целью при неизменных внешних условиях и целью аналогом, если условия изменились (рис. 5.3.1.).

Рис. 5.3.1.

При рассмотрении многообразных вопросов темы мы встретимся с разновидностями и модификациями целей, интерпретацией их определения и другими моментами, что включает процесс познания цели. Приобретённые знания помогут менеджеру правильно ориентироваться в целях при управлении системами.

Средства и цели, их взаимосвязь

Каждоесредство можно рассматривать одновременно и как цель, а каждую цель – как средство. Каждую промежуточную цель можно рассматривать как средство для достижения последующих целей.

Примеры:

· приобретение денег для создания фирмы – цель (первоначальная);

· на деньги закупаются материалы, оборудование, рабочая сила, т. е. цель служит средством;

· приобретение оборудования – цель, а приобретенное и установленное оборудование – средство для производства благ – достижение цели.

Ценность средств. Эффективность того или иного средства представляетвероятность достижения желаемой цели. Чем выше эта вероятность, тем эффективнее средство. Таким образом, эффективность средства является мерой его внешней ценности.

Внутренняя ценность средств связана непосредственно с получаемым удовлетворением, а внешняя – с ожидаемыми результатами. Удовлетворение – понятие весьма субъективное, это эстетическая цель, её трудно оценить с помощью показателей целевой или экономической эффективности.

Если цели не рассматриваются как средства для достижения других целей (т. е. не рассматривается их внешняя ценность) и, следовательно, не учитываются возможные последствия их достижения, то это может само по себе иметь серьёзные последствия.

Стремление к идеалу. Результат решения проблемы всегда можно рассматривать как средство для достижения более отдалённого результата -конечной цели. Поэтому для определения внешней ценности любого промежуточного результата, необходимо знать, какой исход в конечном счете необходим и насколько приближает к нему промежуточный исход

Возможность приближения к конечным исходам делает степень продвижения к ним важным показателем внешней ценности любого промежуточного результата (рис 5.4.1.).

Рис 5.4.1.

Идеал – желательный конечный исход. Ощущение продвижения к идеалам придает смысл жизни и делает выбор осмысленным.

Цели строятся как результат учета средств, и наоборот, средства подбираются в соответствии с целью. Цель становится средством, средство до овладения им само служит целью. Приобретение оборудования – цель (средство служит целью), а приобретенное и установленное оборудование – средство (цель становится средством).

Цель

  • Цель – это результат, к которому стремится человек в своей деятельности, ожидаемый итог.
  • Это осознанный образ предвосхищаемого результата, возникший в сознании человека, представленный им.
  • Цель в жизни с философской точки зрения — это общие ориентиры, которые человек определяет для себя, включающие в себя смысл жизни, назначение своё в ней. Выражаясь более высоко, это миссия, которую каждый видит в своём рождении на земле. Это ответ на вопрос: зачем я живу?
  • Цель с нравственной, моральной точки зрения – это те нравственные принципы, которым пытается следовать человек, это его личная программа обогащения внутреннего, духовного мира, тот образ, к которому стремится он в своём движении к самосовершенству, ответ на вопрос: каким я хочу быть.
  • Цель с социальной точки зрения – это определение человеком своего места в обществе, его социальной роли, позиции буквально в каждой сфере. Это ответы на вопросы: каково моё место в политической жизни страны, каким я хочу видеть своё материальное положение, какой профессиональной деятельностью буду заниматься, какой я хочу видеть свою семью и др.
  • Цели бывают глобальные, определяющие направление всей жизни человека, и конкретные, как результат той или иной деятельности. Такие цели человек может ставить пред собой почти ежедневно, составляя программу действий на какое-то время.
  • Цели определяются уровнем развития, образования, воспитания человека, особенностями его личностных качеств. Поэтому говорят, что цели бывают высокие, нравственные, способствующие дальнейшему формированию лучшего в человеке, направленные на достижение блага близких, народа, страны. Но бывают и низкие, эгоистичные, цели, в основе которых – стремление удовлетворить лишь свои потребности без учёта того, приносит деятельность пользу окружающим или нет.
  • По целям можно судить о человек, каков он, насколько развит нравственно, сформирован как личность.

Синонимы к слову «цель»

  • результат
  • мечта
  • назначение
  • замысел
  • миссия
  • установка
  • идеал
  • ориентир

Средства

  • Средства — это те методы, приёмы, пути, которые использует человек для достижения своих целей.
  • Конкретная цель определяет средства, которые использует человек. Поэтому средствами могут быть действия человека (например, изучение материала, самоподготовка для удачной сдачи экзамена), слова , поддержка кого-то в трудную минуту (например, стремление успокоить человека, переживающего сильное эмоциональное волнение), наконец, средством могут быть предметы , используемые в конкретной деятельности (например, доски в столярной мастерской)
  • С точки зрения юридической, средства бывают законные и незаконные. Первые не нарушают порядка жизни общества, не наносят вреда окружающим. Вторые угрожают спокойствию и даже жизни людей, несут опасность.
  • С моральной точки зрения есть средства, не нарушающие законов морали, построенные по принципам добра, справедливости, человечности, а есть безнравственные средства, попирающие честь, достоинство людей, несущие в себе зло, переходящие все границы дозволенного.
  • Средства, как и цели, зависят от того, каков человек, насколько он порядочен, сформирован нравственно, социально.
  • Необходимо чётко продумывать средства достижения цели, чтобы не навредить окружающим, не унизить самого себя аморальными поступками.
  • Цель оправдывает средства. Всегда ли верно данное утверждение? Конечно, нет. Любая, на первый взгляд, благородная цель, достигнутая низкими, грязными, беззаконными способами, перестаёт быть таковой, так как достигается болью и страданиями других людей.

Синонимы к слову «средства»

  • способ
  • метод
  • орудие
  • ресурс
  • возможность

Человек должен ставить цели, стремится к их достижению. Но необходимо чётко продумывать каждый шаг по пути к ней, взвешивая свои поступки, слова, думая не только о себе, но и о людях, живущих рядом. Всегда необходимо стремиться оставаться личностью.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди идут по жизни, достигая цель за целью, цель за целью, а другие вроде бы и ставят перед собой цели, вроде бы и полны решимости что-то сделать, вроде бы и цель вполне реальная и достижимая, а что-то не получается. Цели они не достигают. Ставят новую цель перед собой, опять пытаются что-то сделать в этом направлении, и опять неудача. В чем секрет? Сегодня мне бы хотелось обратить внимание на некоторые моменты, которые очень важны для успешного достижения цели.

1. Виденье своей цели

Чем конкретнее цель, тем легче Вселенной помочь вам в ее достижении, а вам легче планировать свой путь к этой цели. Конкретизируйте свои желания и ставьте четкие цели, представьте картинку желаемого результата.

2.Одна цель

Мы привыкли "распыляться", мы хотим все и сразу, а в результате не имеем ничего, потом что фокус нашего внимания и энергия рассеяны. Если вы действительно чего-то хотите, скон7центрируйтесь на одном. Чем меньше целей вы ставите перед собой одновременно, тем лучше. Больше вероятности концентрации своих сил на них, и положительного результата.

3. Не противоречьте себе

Ничто в вашей цели не должно противоречить Вашим глубинными ценностями и вашим внутренним убеждениям. Самый банальный пример, человек хочет больше зарабатывать, но при этом считает, что деньги – это зло, больших денег не заработать, богатые люди – обязательно не честны, и по большому счету также несчастны. Как вы думаете, как скоро он достигнет своей цели и достигнет ли вообще?

4.Есть цель, а есть средства

Стоит также различать, где цель, а где средства достижения. Если вы хотите купить дом, и для этого вам нужно много денег, то работать стоит над целью – дом, а не деньги. Возможно, жизнь найдет для вас иной путь ее достижения. А если вы сделаете своей целью – деньги, то жизнь может дать их вам, но дома к тому времени будут стоить дороже.

5. Достаточная мотивация

Количество плюсов должно сильно превышать по значимости или по количеству число минусов, которые неизбежно есть везде. Вы должны четко осознать и проговорить для чего вам нужно то или другое, достигнув я получу то и то.

6. Не навязанная цель

Цель должна быть действительно ваша, а не навязанная со стороны обществом, семьей, убеждениями, полученными в детстве и т.д. для успешного достижения цель должна соотноситься с вашим виденьем своей миссии в жизни (как бы пафосно это не звучало) и вашими желаниями.

7. Вера в себя и в достижимость цели

Успешные люди, как правило, отвергают сомнения, им не свойственна неуверенность. При этом они умеют предвидеть и просчитать нежелательные варианты. К непредвиденным ситуациям успешные люди подходят с уверенностью, что выход есть, просто они его пока не знают. Надо узнать. Попадая в ситуацию «я так и знал… вот этого я и боялся» постарайтесь тут же вспомнить, что это вам для чего-то нужно, вы это преодолеете, и вкус победы после успешно преодоленных трудностей будет еще слаще… Иными словами, никогда не сдавайтесь!

8. Приверженность своей цели

Не поворачивать назад. Не сдаваться после первых же трудностей, а они 100% будут… это обязательное условие любого движения. Главное не превращать преодолимые трудности в ужасные и тупиковые проблемы. А это уже зависит от вашего отношения к ситуации. Пессимист видит проблемы во всех возможностях, а оптимист видит возможности во всех проблемах. Будьте оптимистами!

9. Ваша жизнь после достижения цели

Почувствуйте себя успешным. Посмотрите на себя будущего со стороны. Как если бы вам показали кино про вас, но в будущем. Увидьте свой день, когда вы уже достигли того, что хотели. Чем больше деталей вы сможете себе представить, тем легче вам будет к ним двигаться. Где вы будете жить, с кем, как будет выглядеть ваш дом, чем вы будете заниматься, из чего будет состоять ваша деятельность, кто будет входить в ваше окружение. Какой будет ваша жизнь, когда вы достигните того, что хотите. Еще одна маленькая деталь – это не просто нужно увидеть и четко себе представлять, это должно радовать вас и наполнять энергией.

10. Окружение

Как ни крути, а мы все подвержены влиянию внешней среды. И чем больше успешных, довольных своей жизнью людей вокруг нас, тем легче нам расти и достигать своих целей самим. Чем больше людей вокруг нас верят в нас, тем легче нам пройти наш путь. Чем больше людей вокруг нас готовы нас поддержать, тем нам легче. Чем больше вокруг людей, с которых нам хочется брать пример, тем легче нам идти к своим целя. Окружайте себя такими людьми!

категории, отражающие системообразующий момент программы (Ц.) и то, что служит ее реализации, воплощению Ц. в результат (С.). Ц., направляя деятельность, отвечает на вопрос «для чего?» или «зачем?», являясь сердцевиной образца того результата, к которому стремится сущее.Тем самым она представляет собой то, что Аристотель называл «целевой причиной». Ц. существует везде, где есть субъективная реальность,а последняя суть всеобщий атрибут бытия в его полноте. Даже у человека Ц. далеко не всегда осознана, а за пределами человеческого бытия нам пока неизвестны сущие, руководствующися осознанными целями. Тем не менее они избирательны, обладают информационными программами и, стало быть, не являются абсолютными марионетками внешних обстоятельств. Оснванием изменения и развития является как объективный процесс, подчиняющийся законам, так и субъективная деятельность, в которой объективные и субъективные С. выбираются под Ц. - Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 341-349.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

понятия, соотношение которых составляет проблему, выраженную в известной максиме «цель оправдывает средства» и связанную с ценностным аспектом отношения цели и средств и соответственно выбора и оценки средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной литературе сформулирована антитеза т. н. иезуитизма/макиавеллизма и т. н. абстрактного гуманизма; принято считать, что иезуиты, а также Макиавелли проповедовали принцип, согласно которому цель безусловно оправдывает средства, а абстрактные гуманисты (к которым относили Л. Н. Толстого, М. Ганди, А. Швейцера) утверждали обратное, а именно: действительная ценность средств целиком обусловливает ценность достигаемых результатов.

Названная максима восходит к высказыванию Т. Гоббса, сделанному им в разъяснение суги естественного права («О гражданине», гл. «Свобода», I, 8); по Гоббсу, каждый человек сам на основании разума, т. е. естественного права, должен судить о том, какие средства необходимы для обеспечения собственной безопасности. Эта максима не соответствует духу иезуитского учения, и, хотя формула «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства» была выработана в иезуитской теологии (Г. Бузенбаумом), ею лишь предполагалось, что средства могут быть ценностно индифферентными, а их значение определяется достойностью цели, для достижения которой они применяются. Максима открыто проповедовалась рядом иезуитов, но принципов подобного рода придерживались (открыто или тайно) не только и не обязательно иезуиты, но по сути дела все те мыслители и деятели, для которых идеальные цели были исключительным предметом моральной оценки.

С формальной точки зрения положение о том, что цель оправдывает средства, является тривиальным: благая цель в самом деле оправдывает средства. С прагматической точки зрения всякое практическое, т. е. сориентированное на непосредственно достижимый результат, действие самим значением своего замысла обусловливает средства, необходимые для его достижения; достижение цели компенсирует (оправдывает) неудобства и издержки, необходимые для этого. В рамках практической деятельности усилия признаются в качестве средства лишь в их отношении к определенной цели и обретают свою правомерность через правомерность цели. В праксеологическом плане проблема согласования целей и средств является: а) инструментальной (средства должны быть адекватными, т. е. обеспечивать результативность деятельности) и б) целерациональной (средства должны быть оптимальными, т. е. обеспечивать эффективность деятельности - достижение результата с наименьшими затратами). По логике практического действия (см. Польза) успешная и эффективная деятельность является существенным фактором трансформации ценностного сознания: достигнутая цель утверждает обновленные критерии оценки. В современных социальных науках сформировались антитетические представления, кореллирующие с праксеологическим подходом к данной проблеме, по поводу функционально различных видов деятельности: а) в проектной деятельности признано, что средства определяют цели: технические возможности предполагают определенное их использование (Г. Шельски), доступные финансовые средства предопределяют планируемые результаты и масштаб проекта; б) технические средства получают развитие в рамках систем целенаправленного рационального действия, одно не развивается отдельно от другого (Ю. Хабермас).

От прагматического следует отличать демагогически-морализаторский подход (см. Морализаторство), при котором максима «цель оправдывает средства» привлекается для оправдания очевидно неблаговидных или преступных действий. При этом то, что упоминается в качестве «благой цели», является либо (в перспективном плане) декларацией, либо (ретроспективно) событием, хронологически последовавшим за совершенными действиями, а сами действия, если учитывать полученные результаты, реально средством не оказываются, но совершаются безответственно и своевольно или ради них самих.

Собственно этическая проблема возникает в связи с предположением, что ради благой цели оказывается нравственно дозволительным совершение любых необходимых действий (пусть и считающихся обычно неблаговидными, нравственно недопустимыми, а то и прямо преступными). Такая точка зрения объективно является релятивистской (см. Релятивизм): хотя не любые действия признаются допустимыми, а только такие, которые действительно ведут к тому, что признается в качестве высшей цели, - в конечным счете выбор средств оказывается обусловленным стратегией и тактикой деятельности. Такой подход чреват релятивистской ошибкой. Как показал Гегель, эта ошибка заключается в том, что действия, рассматриваемые в качестве средств, являются нравственно отрицательными объективно, сами по себе и в своей конкретности, между тем как предполагаемая цель является благой лишь согласно субъективному мнению, основанному на представлении об абстрактном добре. Иными словами, с этической точки зрения, хотя действия в качестве средств и совершаются ради определенной цели, их моральная значимость определяется не целесообразностью, а соотнесенностью именно с общими принципами. Стало быть, проблема цели и средств конституируется как этическая в противостоянии прагматизму и пруденциализму.

Существенные уточнения в саму постановку проблемы цели и средств внес/Г-ж. Дьюи в полемике с Л. Д. Троцким. 1. Понятие цели имеет двойное значение: а) цель как замысел и мотив, сориентированный на конечную, все обосновывающую цель, и б) цель как достигнутый результат, или последствие применения определенных средств; достигнутые результаты сами выступают в качестве средств по отношению к конечной цели. 2. Оценка средств должна производиться и с точки зрения того результата, который достигнут с их помощью; в этом состоит принцип взаимозависимости цели и средств. Цель как результат зависит от использовавшихся средств и определяется ими; но и их оценка зависит от цели как достигнутого результата. Поскольку конечная цель является идеей конечных последствий и эта идея формулируется на основе тех средств, которые оцениваются как наиболее желательные для достижения цели, то конечная цель сама является средством направления действия. В схеме, предложенной Дьюи, заключена действительная диалектика цели и средств, не исчерпывающаяся общепризнанным положением о том, что достигнутые цели сами становятся средством для последующих целей (достаточно сказать, что это положение в равной мере разделяли и Троцкий, и 1анди). Следование принципу взаимозависимости требует скрупулезного и критического исследования используемых средств с точки зрения того, насколько точно результаты, к которым они ведут, соответствуют запланированным. 3. Действительное единство цели и средств может быть обеспечено при условии, что средства в самом деле определяются сообразно целям, а не «выводятся», как это часто бывает, из внешних по отношению к ситуации выбора соображений (так, Троцкий оправдывал применявшиеся приемы революционной борьбы «законами развития общества», в частности «законом классовой борьбы»), в противном случае оказывается, что цель ставится в зависимость от средств, в то время как средства не выводятся из цели. 4. Высшие цели - это моральные цели, в конечном счете под ними надо понимать идеал, достижение которого в смысле практической реализованности, строго говоря, невозможно; в деятельности, сориентированной на идеал, тем более необходим учет принципа взаимозависимости средств и целей как практических последствий применения средств. Это положение было уточнено Ж. П. Сартром: невозможность осуществления цели, которая находится в недосягаемом будущем и функционирует в качестве идеала, приводит к такому положению, когда связь цели и средств носит конкретный характер, при том что цель как идеал играет роль императива. В развитие этого необходимо дополнительное уточнение: моральность - это ценностная характеристика, но не содержание цели. Попытка принять «мораль» как таковую в качестве цели предметно определенной деятельности, т. е. сделать исполнение принципа или правила содержанием действий, ведет к ригоризму. Предположение, что «мораль» может быть целью деятельности, оборачивается на практике тем, что действительно преследуемые цели не анализируются на предмет их соответствия моральным критериям; упоение целью ведет к допущению каких угодно целей. Идеал, высшие ценности и принципы должны быть не актуально преследуемой целью, а основанием действий и критерием их оценки. Моральность есть не конечная цель жизни, а путь жизни (Н. А. Бердяев).

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА - понятия, соотношение которых составляет проблему, выраженную в известной максиме «цель оправдывает средства» и связанную с ценностным аспектом отношения цели и средств и соответственно выбора и оценки средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной литературе сформулирована антитеза т. н. иезуитизма/макиавеллизма и т. н. абстрактного гуманизма; принято считать, что иезуиты, а также Макиавелли проповедовали принцип, согласно которому цель безусловно оправдывает средства, а абстрактные гуманисты (к которым относили Л. Н. Толстого, М. Ганди, А. Швейцера) утверждали обратное, а именно: действительная ценность средств целиком обусловливает ценность достигаемых результатов.

Названная максима восходит к высказыванию Т. Гоббса, сделанному им в разъяснение сути естественного права («О гражданине», гл. «Свобода», I, 8); по Гоббсу, каждый человек сам на основании разума, т. е. естественного права, должен судить о том, какие средства необходимы для обеспечения собственной безопасности. Эта максима не соответствует духу иезуитского учения, и, хотя формула «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства» была выработана в иезуитской теологии (Г. Бузенбаумом), ею лишь предполагалось, что средства могут быть ценностно индифферентными, а их значение определяется достойностью цели, для достижения которой они применяются. Максима открыто проповедовалась рядом иезуитов, но принципов подобного рода придерживались (открыто или тайно) не только и не обязательно иезуиты, но по сути дела все те мыслители и деятели, для которых идеальные цели были исключительным предметом моральной оценки.

С формальной точки зрения положение о том, что цель оправдывает средства, является тривиальным: благая цель в самом деле оправдывает средства. С прагматической точки зрения всякое практическое, т. е. сориентированное на непосредственно достижимый результат, действие самим значением своего замысла обусловливает средства, необходимые для его достижения; достижение цели компенсирует (оправдывает) неудобства и издержки, необходимые для этого. В рамках практической деятельности усилия признаются в качестве средства лишь в их отношении к определенной цели и обретают свою правомерность через правомерность цели. В праксеологическом плане проблема согласования целей и средств является: а) инструментальной (средства должны быть адекватными, т. е. обеспечивать результативность деятельности) и б) целерациональной (средства должны быть оптимальными, т. е. обеспечивать эффективность деятельности - достижение результата с наименьшими затратами). По логике практического действия (см. Польза) успешная и эффективная деятельность является существенным фактором трансформации ценностного сознания: достигнутая цель утверждает обновленные критерии оценки. В современных социальных науках сформировались антитетические представления, кореллирующие с праксеологическим подходом к данной проблеме, по поводу функционально различных видов деятельности: а) в проектной деятельности признано, что средства определяют цели: технические возможности предполагают определенное их использование (Г Шельски), доступные финансовые средства предопределяют планируемые результаты и масштаб проекта; б) технические средства получают развитие в рамках систем целенаправленного рационального действия, одно не развивается отдельно от другого (Ю. Хабермас). От прагматического следует отличать демагогически-морализаторский подход (см. Морализаторство), при котором максима «цель оправдывает средства» привлекается для оправдания очевидно неблаговидных или преступных действий. При этом то, что упоминается в качестве «благой цели», является либо (в перспективном плане) декларацией, либо (ретроспективно) событием, хронологически последовавшим за совершенными действиями, а сами действия, если учитывать полученные результаты, реально средством не оказываются, но совершаются безответственно и своевольно или ради них самих. Собственно этическая проблема возникает в связи с предположением, что ради благой цели оказывается нравственно дозволительным совершение любых необходимых действий (пусть и считающихся обычно неблаговидными, нравственно недопустимыми, а то и прямо преступными). Такая точка зрения объективно является релятивистской (см. Релятивизм): хотя не любые действия признаются допустимыми, а только такие, которые действительно ведут к тому, что признается в качестве высшей цели, - в конечным счете выбор средств оказывается обусловленным стратегией и тактикой деятельности. Такой подход чреват релятивистской ошибкой. Как показал Гегель, эта ошибка заключается в том, что действия, рассматриваемые в качестве средств, являются нравственно отрицательными объективно, сами по себе и в своей конкретности, между тем как предполагаемая цель является благой лишь согласно субъективному мнению, основанному на представлении об абстрактном добре. Иными словами, с этической точки зрения, хотя действия в качестве средств и совершаются ради определенной цели, их моральная значимость определяется не целесообразностью, а соотнесенностью именно с общими принципами. Стало быть, проблема цели и средств конституируется как этическая в противостоянии прагматизму и пруденциализму.

Существенные уточнения в саму постановку проблемы цели и средств внес Дж. Дьюи в полемике с Л. Д. Троцким. 1. Понятие цели имеет двойное значение: а) цель как замысел и мотив, сориентированный на конечную, все обосновывающую цель, и б) цель как достигнутый результат, или последствие применения определенных средств; достигнутые результаты сами выступают в качестве средств по отношению к конечной цели. 2. Оценка средств должна производиться и с точки зрения того результата, который достигнут с их помощью; в этом состоит принцип взаимозависимости цели и средств. Цель как результат зависит от использовавшихся средств и определяется ими; но и их оценка зависит от цели как достигнутого результата. Поскольку конечная цель является идеей конечных последствий и эта идея формулируется на основе тех средств, которые оцениваются как наиболее желательные для достижения цели, то конечная цель сама является средством направления действия. В схеме, предложенной Дьюи, заключена действительная диалектика цели и средств, не исчерпывающаяся общепризнанным положением о том, что достигнутые цели сами становятся средством для последующих целей (достаточно сказать, что это положение в равной мере разделяли и Троцкий, и Ганди). Следование принципу взаимозависимости требует скрупулезного и критического исследования используемых средств с точки зрения того, насколько точно результаты, к которым они ведут, соответствуют запланированным. 3. Действительное единство цели и средств может быть обеспечено при условии, что средства в самом деле определяются сообразно целям, а не «выводятся», как это часто бывает, из внешних по отношению к ситуации выбора соображений (так, Троцкий оправдывал применявшиеся приемы революционной борьбы «законами развития общества», в частности «законом классовой борьбы»), в противном случае оказывается, что цель ставится в зависимость от средств, в то время как средства не выводятся из цели. 4. Высшие цели - это моральные цели, в конечном счете под ними надо понимать идеал, достижение которого в смысле практической реализованности, строго говоря, невозможно; в деятельности, сориентированной на идеал, тем более необходим учет принципа взаимозависимости средств и целей как практических последствий применения средств. Это положение было уточнено Ж. П. Сартром: невозможность осуществления цели, которая находится в недосягаемом будущем и функционирует в качестве идеала, приводит к такому положению, когда связь цели и средств носит конкретный характер, при том что цель как идеал играет роль императива. В развитие этого необходимо дополнительное уточнение: моральность - это ценностная характеристика, но не содержание цели. Попытка принять «мораль» как таковую в качестве цели предметно определенной деятельности, т. е. сделать исполнение принципа или правила содержанием действий, ведет к ригоризму. Предположение, что «мораль» может быть целью деятельности, оборачивается на практике тем, что действительно преследуемые цели не анализируются на предмет их соответствия моральным критериям; упоение целью ведет к допущению каких угодно целей. Идеал, высшие ценности и принципы должны быть не актуально преследуемой целью, а основанием действий и критерием их оценки. Моральность есть не конечная цель жизни, а путь жизни (Н. А. Бердяев).

Вопрос о соотнесении действий с непосредственными результатами или общими принципами и соответственно о критериях их оценки был предметом полемики (в ином идейном и методологическом контексте) между представителями утилитаризма-действия и утилитаризма-правила (см. Утилитаризм).

P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 319-320.

Литература:

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990, с. 189-190; Цели и средства [подборка работ Л. Д. Троцкого, Дж. Дьюи, Ж. П. Сартра, комментарии А. А. Гусейнова].- В сб.: Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1992, с. 212-285; HabermasJ. Moral Consciousness and Communicative Action. Cambr., 1990.