Солоха – это самый яркий образ повести «Ночь перед Рождеством. «Ночь перед Рождеством» характеристика Солохи

Образ Солохи — расчетливой и хитрой женщины, Николай Васильевич Гоголь стремился высмеять в своем произведении «Ночь перед Рождеством».

«Ночь перед Рождеством» образ Солохи

Солоха — мать кузнеца Вакулы, отличается своей хитростью, лицемерностью, она делает подлые поступки и действия в отношении других людей только ради того, чтобы удовлетворить свои интересы. Героиня кланялась только богатым, особенно зажиточному казаку Чубу, ведь у него было очень большое хозяйство, а ей очень хотелось прибрать его к своим рукам. Она в своих мечтах уже размышляла, как все там будет, когда она будет полноправной хозяйкой. Писатель изобразил Солоху в тесном переплетении с реальностью и фантастикой: она в произведении может быть и бойкой, ловкой деревенской бабой и разъезжать на помеле, как ведьма, которая заигрывает и с дьяком, и с чертом. Ей завидуют сельские женщины.

Солоха очень лицемерная, но в то же время она красивая и обаятельная. Даже вера ее в Бога и та, понарошку, это видно из устроенных ею посиделок во время самого строго поста в Рождественский сочельник, а это считалось большим грехом. Показана героиня в двух мирах (и ведьма, и мать Вакулы). Она не создает страшного впечатления о себе, так как в обычной жизни это очень добрая, умеющая причаровать самых степенных и богатых казаков села и даже самого черта, женщина. Эта любвеобильная и дородная, совсем не молодая героин повести показана писателем, как отрицательный персонаж. Она, как и черт превращается в кого захочет и делает разные вещи, которые человек не может. Лукавая насмешка видится в образе Солохи, созданном великим писателем. В ней он хотел показать разные людские пороки, такие, как: измена, жадность, корысть и обман.­ Читатель видит, что все, что есть плохого в человеке, как правило, обнаружится в конце концов,­ и он в результате становится смешным для всех и выглядит очень глупо.

...поэт вошёл в царство народности как её полный властелин, но, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество...
В. Г. Белинский

Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.

Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир); в«Ночи...» находим договор доброго христианина — кузнеца Вакулы с чёртом — врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели (побеждает Кощея, достаёт молодильные яблоки); в «Ночи...» Вакула за рождественскую ночь слетал в Петербург за царскими черевичками (непременное условие для свадьбы с Оксаной) и воротился в Диканьку. В волшебную сказку часто вводятся чудесные персонажи, которые помогают герою достичь своей цели (волк, конь, меч-кладенец и т.д.); в «Ночи...» таким помощником главного героя становится... чёрт.

Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью «Ночи...» является переплетение реальности и фантастики, подчас такое тесное, что невозможно отделить одно от другого. Здесь реальность объясняется через фантастику. В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что чёрт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Чёрт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома. Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда чёрт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер. Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот.

Реальность и фантастика переплелись в образе кузнеца Вакулы. С одной стороны, это вполне реальный человек, ничто человеческое ему не чуждо: он горячо любит Оксану и страдает от её кокетства, недолюбливает Чуба, он хороший кузнец и основательный хозяин. С другой стороны, он положительный герой народных сказок, который обладает всеми необходимыми для этого качествами. Автор наделил Вакулу физической силой (гнёт руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице), подкупающей прямотой в обращении с Оксаной, Чубом, Екатериной. В образе Вакулы соединились черты фольклорного богатыря (Ивана-крестьянского сына) и «иронического дурака» (Иванушки-дурачка, который на деле оказывается самым умным среди сказочных героев). Рядом с Вакулой в повести помещены другие достойные казаки (например, смелые, рассудительные запорожцы).

Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки — показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в «Ночи...» Вакула — наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и чёрт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьёзно навредить Вакуле. Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и её отца. Чёрт, стараясь помешать Вакуле, всё время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.

Юмор в «Ночи...», кроме прочего, сглаживает границы реального и фантастического миров. Так, хотя чёрт очень старался, чтобы старый Чуб остался дома, достойный селянин из упрямства отправился в гости. Нечистый просчитался, так как никакая метель не может остановить казака, когда он намерен выпить «перегонной на шафран водки». Ещё пример. Каких размеров должен быть мешок, чтобы в нём могли уместиться два таких солидных казака, как дьяк и Чуб? Каким силачом должен быть Вакула, чтобы разом поднять этот мешок и ещё один, в котором Солоха спрятала многопудового диканьковского голову? Однако все эти несуразности Гоголь описывает совершенно серьёзно, что усиливает комизм ситуации.

В повести Гоголь повторяет распространённые сказочные сюжетные ходы. Часто причиной приключений сказочных героев является поиск пропавшего жениха («Финист-Ясный Сокол») или невесты («Царевна-лягушка»), Своенравная Оксана не ценит любовь Вакулы и похожа, в каком-то смысле, на потерявшую невесту. Кузнец хочет заслужить любовь Оксаны, подарив ей царские черевички, за которыми отправляется в далёкий Петербург. Как обычно бывает в сказках (например, Иван-царевич сжигает кожу царевны-лягушки), Вакула сначала выбирает неверный путь для достижения своей цели: чтобы добиться любви Оксаны, он готов утопиться или заключить сделку с нечистой силой. Однако он вовремя успевает опомниться, отбросив грешные мысли о самоубийстве и продаже своей души чёрту. Гоголь использует сказочный мотив странствий (Иван-царевич проходит Медное, Серебряное и Золотое царство): Вакула летит из Диканьки в Петербург. Тройное повторение эпизодов — характерная особенность фольклорных сказок — присутствует в «Ночи...», правда, повторяются периферийные эпизоды: Солоха прячет в мешки трёх своих поклонников (голову, дьяка и Чуба), чёрт же сам ныряет в маленький мешок. В результате четыре кавалера распределяются по трём мешкам. Как во многих волшебных сказках в финале появляется справедливый и добрый царь, так и в «Ночи...» Вакула добирается до Зимнего дворца, где невыразимо прекрасная царица Екатерина без лишних вопросов исполняет просьбу простодушного кузнеца и дарит ему счастье — золотые черевички из собственного гардероба. Как и у большинства сказок, у повести счастливый конец: добро торжествует над злом, преданный Вакула заслуживает любовь своей избранницы.

Итак, повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» имеет множество черт, роднящих её с волшебной сказкой: захватывающие сюжетные ходы, образ главного героя, группировка персонажей. Однако «Ночь...» представляет собой не фольклорную, а авторскую сказку, то есть литературное произведение, которое отличается от народной сказки изобразительными приёмами.

Во-первых, у Гоголя сказочный сюжет обрастает красочными описаниями, то есть автор стремится опоэтизировать природу и казацкий быт по сравнению с лаконичной фольклорной сказкой. Эти точные и остроумные описания замедляют действие повести, но усиливают увлекательность повествования.

Во-вторых, эпизоды повести выстроены так, чтобы придать захватывающую напряжённость рассказу, а развязка каждого эпизода неожиданна и комична. Так, Чуб заблудился в метели и вернулся-таки домой, как хотел чёрт. Но, столкнувшись в дверях собственной хаты с Вакулой, Чуб оробел, а кузнец, не узнав будущего тестя, крепкими толчками выгнал Чуба на мороз. Когда Солоха уже рассадила трёх своих важных кавалеров в мешки, подоспел последний — казак Свербыгуз. Его она не решилась принимать дома, так как нельзя было найти мешка, в который бы поместился такой дородный мужчина. Тогда «Солоха вывела его в огород, чтобы выслушать от него всё то, что он хотел ей объявить».

В-третьих, Гоголь использует сложные психологические мотивировки поведения героев (почему чёрт не любит кузнеца; как Оксана поняла, что любит Вакулу; почему старухи считали Солоху ведьмой и т.д.).

При всех отличиях «Ночи...» от фольклорной сказки, следует признать, что эта повесть истинно народное произведение: Гоголь отразил в ней народную жизнь в её существенных проявлениях, отразил дух народа, его остроумие, весёлость, его взгляд на мир.

n «Истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте» – писал Н. В. Гоголь n Как правило в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы.

Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие? Какую сказочную героиню напоминает она? ü Отличается ли внешне Солоха от таких же, как она, «сороколетних кумушек» ? ü Похожа ли Солоха на настоящую ведьму? ü Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с казаком Чубом? ü

Вызывает ли чувство страха черт «Ночи перед рождеством» ? ü Почему черт поклялся отмстить кузнецу? ü Почему Вакула оказывается сильнее черта? ü Что ещё помогло герою одолеть черта? Имеет ли значение тот факт, что Вакулачеловек верующий? ü

Что мы узнаем от автора о прошлом Пацюка? ü Какова внешность Пацюка? ü Какой фольклорный персонаж напоминает Пацюк? (вспомните его описание) ü Почему Вакула не решился принять помощь из рук Пацюка? ü

Как изображена нечистая сила в повести? n Страшна или комична? Добивается своего? Черт, вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Ø Солоха осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность. Ø Все попытки разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом, а зло которое он направляли против людей, обернулось против них!

Полет Вакулы n Чего больше в описании полет Вакулы – фантастического или реального? n Где начинается сказка для Вакулы? n -Какие черты характера проявляет Вакула

Вакула во дворце üКак изображен путь во дворец? üЧьими глазами мы смотрим на дворец? üКак соотносятся реалистическое и фантастическое в сцене во дворце?

Вакула у запорожцев Как приняли запорожцы Вакулу? ü Была ли выполнена просьба запорожцев? ü Что в этом эпизоде реалистическое, а что фантастическое? ü

Нравственно-эстетический идеал Гоголя Самовлюбленная и эгоистичная кокетка, обладающая удивительной внешней красотой. Но она никого не любит, кроме себя, постоянно унижает Вакулу, смеётся над его чувствами, ранит своими насмешками чувствительное сердце Вакулы. Простой казак, деревенский кузнец, но обладает богатым внутренним миром, его душа тянется ко всему прекрасному: живописи, музыке, религии. Он поражает читателя верность, преданностью, самоотверженным служением своему делу.

После исчезновения Вакулы Оксана начинает понимать… n Подлинная ценность-это не золото, не богатство (она даже не взглянула на царские черевички) а «золото» души Вакулы – преданность, доброта, самоотверженность, благородство, настоящая любовь n n Вакула изгоняет черта не только из хутора, но и из души самовлюбленной красавицы!

n n n Сочините синквейн на тему: «Эволюция красавицы Оксаны» Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк и написанное по следующим правилам: Правила построения синквейна: 1 строка - 1 ключевое слово - тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным). 2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему. 3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное. 4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к темесуществительному. 5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Подробное решение Страница 262-292стр. по литературе для учащихся 6 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014

1. Как вы объясните название повести?

События в повести Гоголя происходят в ночь перед Рождеством – большим религиозным праздником. С давних времен народ приписывает этой ночи всякие чудесные и сказочные происшествия, считается, что в эту ночь даже можно увидеть сказочных героев.

2. Что необычного происходит в повести «Ночь перед Рождеством»?

Кузнец Вакула сталкивается с бесом и заставляет его помочь в добыче красных черевичек для его возлюбленной Оксаны. Кроме этого черт крадет луну, Солоха ведет с ним беседы, Вакула попадает на прием к императрице во дворец.

3. Какие эпизоды вызвали у вас смех и почему?

Все произведение проникнуто юмором. Особенно заставляют улыбнутся эпизоды с Вакулой и бесом, происшествие с Чубом в доме Солохи, рассказ про Пузатого Пацюка и др.

4. Кто из героев понравился или привлёк ваше внимание? Чем?

Очень понравился кузнец Вакула. Он настоящий народный герой – не побоялся черта, смог добиться своей цели.

РАЗБИРАЕМСЯ В КОМПОЗИЦИИ

1. Пересмотрите всё произведение, выделите в нём крупные части, озаглавьте их (парная работа).

1 часть. Черт и месяц.

2 часть. Оксана и Вакула.

3 часть. Приключения у Салохи.

4 часть Вакула покидает село.

5 часть. Плененный бес.

6 часть Путешествие в Санкт-Петербург.

2. Назовите эпизоды, которые вы считаете важными в развитии действия. Обоснуйте своё мнение.

Оксана говорит Вакуле, что выйдет за него, если только он принесет ей черевички с ноги самой царицы. (это побудило кузнеца к действию.) Так же важным является эпизод у Салохи и путаница с мешками калядовщиков. (так черт оказался у кузнеца). Встреча черта и Вакулы. Их путешествие в столицу.(без черта не состоялась бы встреча Вакулы во дворце).

3. Обратите внимание, как меняется место действия (улица-хата; хутор-Петербург; земля-небо).

Вначале автор описывает зимнюю ночь и Диканьку с ее заснеженными улицами. Затем действие переходит в хату Чуба, где хорошится Оксана. Потом действие переносится на улицы хутора. Вакула на улице встречается с чертом, они отправляются в Петербург по небу.

4. Проследите сюжетные линии: Солоха и её гости; Оксана и Вакула. Какие эпизоды вы можете определить как кульминацию и развязку? Какова роль колядующих девушек и парубков в развитии сюжета?

Рассмотрим линию Солоха - Чуб. Завязка: Солоха сажает гостей по очереди в мешки. Кульминация - это обнаружение Чуба, дьяка, а затем головы. Развязка - в восклицании Солохи. как она всех одурачила. В мини-сюжете Вакула - черт завязка: Вакула взваливает мешок с чертом на плечи и идет к Пацюку Кульминация - обнаружение черта, которого кузнец заставляет лететь в Санкт-Петербург. Развязка наступает, когда кузнец бьет черта хворостиной (после возвращения из столицы). Эпилог: картина в церкви, нарисованная кузнецом (финал повести). В сюжетной линии Вакула - Оксана завязкой является просьба Оксаны привезти ей черевики от царицы. Кульминация - Вакула добыл черевики. Развязка: Оксана соглашается выйти за него замуж.

Фон действия повести составляют народные сцены. Весёлые селяне собираются вместе в рождественскую ночь, и шум, крик, песни заполняют всю Диканьку. В церкви, где в рождественское утро собрались стар и млад, «на всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник». Мир народной жизни представлен в повести через отражение его в фольклореВ «Ночи...» показаны положительные, с народной точки зрения, герои - душевно чистые, простые и цельные люди.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1. Как рассказчик относится к своим героям? Что помогает это понять?

Мир Диканьки окрашен в повести Гоголя мягким юмором: автор не разоблачает своих героев, но подсмеивается над их недостатками. Юмористическое противоречие лежит, например, в основе образа богатого казака Чуба: он претендует на солидность и уважение, а на деле оказывается ничтожным, трусливым человеком. Гоголь проявляет терпимость и уважение к простому человеку, даже если он не образец добродетели, поэтому великодушный Вакула и своевольная Оксана, дамский угодник - дьяк и бойкая Солоха, невозмутимый кум и даже чёрт изображаются юмористически.

2. Проследите за поведением одного из героев, составьте рассказ о нём, используя авторские выражения.

Оксане «не было ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту, только и речей было, что про неё...». Она была самолюбивой, гордой и эгоистичной, к тому же капризной, как все красавицы: «Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным».

Красавица иногда часами стояла, наряжаясь и жеманясь, разглядывая свое отражение в зеркале, не могла налюбоваться, да еще и хвалила себя вслух: «Что людям вздумалось говорить, будто я хороша? - говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. - Лгут люди, я совсем не хороша». Оксана разглядывала свои черные брови и очи, свой вздернутый носик, - так ли они хороши, что «равных им нет на свете»? Хороши ли ее черные косы? «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!» - восхищалась красавица и мечтала, как будет любоваться ею муж.

Оксана была гордая и заносчивая, она сначала не хотела обращать внимания на то, как ласково разговаривает с ней Вакула и с какой любовью он на нее смотрит. Девушка поставила условие: если кузнец Вакула принесет ей черевички, которые носит царица, то она тот же час выйдет за него замуж. А Вакула, услышав такое, решил, что капризная красавица совсем его не любит, а только смеется над ним. «Ну, Бог с ней! - решил он. - Будто только на всем свете одна Оксана. Слава богу, дивчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться...» Но образ Оксаны, ее веселый смех не покидали кузнеца.

Когда до Оксаны дошли вести, что кузнец утонул, она смутилась, она и верила и не верила, всю ночь не могла уснуть... «и к утру влюбилась по уши в кузнеца». Все-таки она была обыкновенной, чуткой, хорошо воспитанной украинской девушкой, которая видела себя в будущем женой любящего мужа и хорошей хозяйкой. Наутро в церкви «Оксана стояла как будто не своя... На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение, слезы дрожали на глазах...» Когда же кузнец вернулся и подошел к ней, «взял ее за руку: красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше».

3. Как сочетаются реальные и фантастические события в повести? Каковы в ней отношения между людьми и «нечистой силой»? Как удалось Вакуле одолеть чёрта?

События в повести происходят в предпраздничную ночь, когда возможны чудеса и волшебство, когда парни и девушки в украинских деревнях берут мешки побольше и с песнями и шутками ходят по дворам – колядуют, желают добра и счастья. И настроение у автора, которым он щедро делится со своими читателями, праздничное, веселое.

Эти сказочные по сути герои действуют в обычной деревенской обстановке, которая создаётся в повести только благодаря бытовым деталям: подробного описания быта казаков Гоголь не дает и в этом следует за фольклорной сказкой.

Народное и фантастическое так чудно переплелись с реальностью, что оба эти элемента образуют собой конкретную поэтическую действительность, в которой не узнаешь, где в ней быль и где в ней сказка, но всё поневоле принимаешь за быль. Это можно подтвердить многими сценами из «Ночи...». Вот, например, ведьма Солоха тушит все звёзды на ночном небе, собирая их в рукав. Или рассказчик приводит комическое объяснение, почему нечистый ненавидит кузнеца больше, чем местного священника отца Кондрата. Вакула в свободное от кузницы время был «богомазом», то есть рисовал в храме иконы и фрески на библейские сюжеты. На стене диканьской церкви он изобразил картину, на которой грешники в сцене Страшного Суда гоняют чёрта кнутами, поленьями и всем, что под руку попадётся. Приходившие в церковь селяне всегда смеялись над этой росписью, а в особенности над увёртывающимся от побоев чёртом. Всеобщего осмеяния чёрт перенести не мог и поклялся отомстить Вакуле. Здесь Гоголь остроумно соединил реальность (кузнец и его роспись в церкви) и фантастику (чёрт, желающий отплатить за «обидную карикатуру»). Чёрт и ведьма Солоха - бойкая, общительная казачка - показаны в сниженном виде, их хитроумные козни против людей никак не удаются.

4. Почему в повести много простонародных слов, выражений? Найдите украинизмы (слова из украинского языка). Объясните их роль в произведении.

а) Одежда украинца:

Свитка - верхняя одежда без рукавов;

Жупан - теплая верхняя одежда.

б) Пища украинца:

Цибуля - лук;

Галушки - кушанье в виде вареных кусков теста, замешанных на молоке или свином сале;

Кавуны - арбузы;

Кухоль сировцу - глиняный кувшин с кислым квасом;

в) Окружающий его мир:

Баштан - огород в поле, в степи (не при доме), где разводят арбузы и дыни;

Курень - временный приют в поле, в лесу, а у запорожцев - хата;

Левада - огороженный луг или пастбище;

Гумно - место, где молотили зерно;

Хутор - дом со скотным двором, огородом, садом;

Дерн - верхний травяной слой земли.

г) Предметы обихода:

Люлька - трубка для курения табака;

Рожок - емкость для хранения табака;

Хустка - кусок холста;

Сопилка - духовой народный музыкальный инструмент;

Кухва - чан, кадка, бочка

д) Занятия запорожцев:

Волостной писарь - писарь в крае (в волости);

Чумаковать - заниматься извозом;

Казачок - народный украинский танец;

Гетман - начальник казацкого войска.

5. Перечитайте описания природы и определите их роль в повести.

В повести Н.В. Гоголь вдохновенно изобразил чудесную украинскую природу. Она прекрасна, таинственна, фантастична. Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Гля¬нули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1. Какое настроение преобладает в повести?

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха.

2. В произведении много комических (смешных) сцен, происшествий, выражений. Определите, в чём заключается их комизм, каким способом они создаются Гоголем: преувеличением, неожиданностью поступков, мыслей героев, несообразностью жизненных явлений и пр.?

Много ко¬мичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон по-чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? - Дегтем лучше! - сказал голова». Юмо¬ром пропитано, казалось бы, все повествование: описание чуда¬честв ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился.

3. Составьте характеристику одного из героев, используя цитаты из текста (план: портрет, особенности речи, поступки, их мотивы, отношение автора к герою, ваша оценка).

Молодой кузнец Вакула - веселый и ответственный, нежный и сильный, хозяйственный и легкий на подъем парубок. Кроме то¬го, что он отличный мастер своего дела, он еще и знат¬ный на всю округу художник. Не зря «там еще тогда здравствовавший сотник Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома». Вакулой были разрисованы все миски, которые име¬лись в деревне. А еще он рисовал картины на религи¬озные темы и образа святых. Особенно людям полюби-лась одна картина, нарисованная на церковной стене. На ней Вакула изобразил святого Петра в день Страш¬ного суда. Святой, с ключами в руках, изгонял из ада злого духа, и «испуганный черт метался во все сторо¬ны, предчувствуя свою погибель, а заключенные преж¬де грешники били и гоняли его кнутами, поленами…». Именно за эту картину Вакула попал в немилость к черту, который на протяжении всей повести пытает¬ся отомстить молодому кузнецу.

он помогает матери вести хозяйство, пользуется заслуженным уважением в селе, однако полностью счастливым человеком его не назовешь, ведь любит Вакула гордую и своенравную красавицу Оксану. Ради нее кузнецу даже сам черт - не враг. Ухватив нечистого за хвост и погоняя святыми словами, крестами и молитвами, Вакула мчится в Петербург, к царице, за подарком для своей капризной ненаглядной. Своей скромностью и простотой он до того очаровывает царицу, что она по просьбе кузнеца дарит ему свои любимые черевички. Так, благодаря решительности, находчивости, силе своей любви Вакула выполняет задание, которое вначале кажется совершенно невыполнимым капризом легкомысленной девушки.

Настойчивость и упорство Вакулы, его многочисленные достоинства, его любовь и верность все-таки не оставили равнодушной красавицу Оксану. Она жалеет, что была так неласкова и сурова в отношениях с ним, и понимает, что тоже влюблена.

Так же он понравился нам, как открытый, честный, добрый и мужчественный человек.

4. Каков результат рождественских приключений гоголевских героев? В чём, по-вашему, главный смысл повести «Ночь перед Рождеством»? (Обратите внимание на поведение Вакулы, на его отношения с чёртом, на концовку повести.)

Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки - показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в «Ночи...» Вакула - наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и чёрт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьёзно навредить Вакуле. Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и её отца. Чёрт, стараясь помешать Вакуле, всё время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.

5. Чем близка эта повесть произведениям устного народного творчества?

Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.

Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир); в«Ночи...» находим договор доброго христианина - кузнеца Вакулы с чёртом - врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели.

6. Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского: «Гоголь не пишет, а рисует...»? Обоснуйте свою точку зрения.

С мнеием согласны полностью. Гоголь настолько ярко рисует событие на хуторе, что кажется, что ты сам видишь, как происходят события: смеешься над чертом, любуешься Оксаной, переживаешь за Вакулу. Герои повести как наяву встают перед глазами.

РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

Подготовьте устный или письменный отзыв об иллюстрации А. Лаптева, помещенной в тексте, к повести Гоголя.

Иллюстрация Лаптева к повести Гоголя «Ночь перед Рождестовом» нам очень понравилась. Здесь автор с юмором отразил эпизод, когда Вакула-кузнец оседлал черта и отправился на нем в Петербург за черевичками для своей возлюбленной Оксаны.

Автор изобразил месяц в виде живого существа, который с удивлением смотрит, как кузнец едет на черте. Лицо самого Вакулы мы не видим, но видно, как черт прочно схвачен им и готов выполнять все указания своего седока.

Они мчаться по ночному звездному небу, Вакула подгоняет черта, он хочет скорее попасть в Петербург, чтобы наконец воссоединиться с Оксаной.

Иллюстрация хорошо отражает данный эпизод, автор постарался создать его в юмористическом плане, так как вся повесть Гоголя проникнута добрым народным юмором и смехом.

Данные об авторе

Кузнецова Светлана Ивановна

Место работы, должность:

МБОУ СОШ №21 г.Ковров Учитель русского языка и литературы

Владимирская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Высшее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

1. Воспитание нравственно-эстетических представлений(доброты, нравственной чистоты, умения ценить прекрасное).

2. Развитие монологической речи учащихся,умственной деятельности,аналитических способностей.

3.Выявление художественной идеи повести,фольклорных мотивов; совершенствование навыков характеристики литературного героя.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством" (учебник Г.С.Меркина 5 класс, 1 часть)

-"Толковый словарь"под редакцией С.Ожегова

Сборник В.Даля "Пословицы русского народа"

Используемое оборудование:

Компьютер

Используемые ЦОР:

презентация

Краткое описание:

Урок разработан для учащихся 5 класса и является одним из системы уроков по изучению повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Урок построен в соответствии с технологией деятельностного обучения, что позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке, способствует развитию мышления и аналитических способностей, а также в большей мере позволяет учащимся самостоятельно открывать новые знания. Свой урок выстраиваю в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, поэтому первостепенной целью является воспитание высоконравственной личности с развитой системой ценностного отношения к миру.

Ход урока.

I. Орг.момент.

Слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы отправились в путешествие по удивительному миру сказочной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сегодня мы продолжим это путешествие, и я надеюсь, что оно будет для вас увлекательным и полезным.

II. Мотивация учащихся к деятельности.

Обратитесь к слайду, на котором вашему вниманию представлены русские пословицы. Внимательно их прочитайте, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

(Пословицы на слайде: «Добро не лихо: бродит по миру тихо»

«Час в добре пробудешь - всё горе забудешь»

«Добрым путем Бог правит»

«За недобрым пойдешь - на беду набредешь»

«Тому тяжело, кто помнит зло»

« Чем сердиться, так лучше помириться».

(Учащиеся после знакомства с пословицами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о добре и зле).

Учитель: Ребята, а что для вас есть добро и зло? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями? (высказывания учащихся)

Учитель: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятия «добра» и «зла».

(выводятся на слайд толкования слов из словаря С.Ожегова:

Добро - это нечто положительное, хорошее, полезное.

Зло - это нечто дурное, вредное.)

Учитель: Ребята, совпали ваши представления о добре и зле с тем, что предлагает словарь? А у нас с вами есть основания говорить о добре и зле в ходе анализа повести? Добро и зло проявляются каким-то образом в ней? (учащиеся должны ответить утвердительно)

III. Целеполагание.

Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» -записать её в тетрадь)

А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

Проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести;

Кто из героев является олицетворением добра, а кто - зла;

Что побеждает в финале - добро или зло?)

IV. Актуализация темы.

Учитель: Вспомните героев повести (учитель направляет ребят к главным образам, которые проявляют себя в поступках). Попробуйте распределить их на 2 столбика в зависимости от того, олицетворением добра или зла они, на ваш взгляд, являются. (учащиеся работают в тетради, затем озвучивают свои предположения).

ДОБРО ЗЛО

Вакула Черт

Оксана? Солоха

(Учащиеся могут затрудниться в том, олицетворением добра или зла является Оксана; учитель предлагает подробнее познакомиться с героями, чтобы разрешить сомнения).

Учитель: Итак, ребята, вы соотнесли героев с понятиями добра и зла. Давайте теперь разберемся, почему именно такой выбор вы сделали. Для этого несколько ребят внимательно поработают с текстом повести, проследят за поступками героев и отберут материал для их характеристики.

V. Открытие нового знания.

Работа в парах.

1 пара Каким изображен кузнец Вакула? В каких эпизодах его характер раскрывается

ярче всего? Предложите ключевые слова, помогающие рассказать о его характере.

2 пара Какие качества характера Оксаны проявляются в следующих эпизодах:

Оксана перед зеркалом;

Разговор с кузнецом;

Приход подружек.

Предложите ключевые слова, раскрывающие характер героини.

3 пара Какой показана Солоха в повести? Какие её поступки вызывают у вас неприятие?

Предложите ключевые слова, раскрывающие её характер.

4 пара (Эксперты) Проследите, какие поступки героев (Оксаны и Вакулы)

соответствуют христианским заповедям, а какие противоречат им.

В это время с остальными учащимися ведется работа по осмыслению образа Черта.

Ребята, каким вы себе представляете черта? (учащиеся высказываются)

А какой черт у Гоголя? Найдите его описание (работа с текстом повести).

Ребята, может ли вызвать чувство страха черт Гоголя? (он не вызывает страха, потому что во всем похож на человека).

Тогда почему вы его соотнесли с понятием ЗЛА? (он хотел украсть месяц, чтобы отомстить Вакуле за то, что тот нарисовал его в церкви на картине Страшного суда).

Какие же черты характера его отличают? (мстительность, хитрость)-записывают в тетради.

А как вы понимаете слова Гоголя: «Последняя ночь оставалась черту шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей»? О какой ночи идет речь? (Ночь накануне Рождества).

Ребята, а эта ночь не совсем обычная, она особенная. Хотите узнать, почему она особенная? Тогда давайте послушаем сообщение об этом (выступает ученик с заранее подготовленным индивидуальным заданием на тему « Сочельник. Колядование. Народные традиции»).

Учитель: Итак, теперь мы понимаем, почему злые силы ведут себя накануне Рождества наиболее активно, пытаются навредить людям или заставить богобоязливых людей согрешить.

Кто, на ваш взгляд, из героев повести созвучен образу Черта? (Солоха). Послушаем, что ребята расскажут об этой героине (выступление учащихся с результатами работы в паре. В итоге приходим к выводу, что Солоха - воплощение зла, поскольку хочет поссорить сына с Чубом, чтобы самой выйти за него замуж и прибрать к рукам его имущество; она собирает в рукав звезды, чтобы навредить православным христианам; ключевые слова к образу: жадная, способна на обман, корыстная).

Учитель: Так удается Черту и Солохе добиться задуманного? Давайте проверим, насколько внимательно вы читали текст повести, а заодно вы немного отдохнете.

Физкультминутка (учитель предлагает ученикам вопросы-утверждения по тексту повести, ученики отвечают, при этом если они согласны с утверждением, то хлопают в ладоши, если нет, то приседают).

Солоха вышла замуж замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);

Месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку-ладунку (да);

Пацюк тоже был связан с нечистой силой (да);

Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);

Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);

Вакула всё же вступает в заговор с нечистой силой, для того чтобы добиться любви Оксаны (нет, но ребята могут засомневаться в ответе, поэтому и предлагаем разобраться с образом Вакулы подробнее).

Учитель: Итак, группа ребят понаблюдала за поступками Вакулы. Каким же показан кузнец Вакула? (выступление учащихся с результатами работы в паре). (ключевые слова к образу: трудолюбивый, добрый, верный, умеет любить, ценить прекрасное, способный к самопожертвованию) - это исключительно положительный герой.

Учитель: Ребята, вы затруднились в начале урока определить место Оксаны в мире добра и зла. Давайте разберемся с этим образом, выслушав для начала ребят, подготовивших характеристику героини (учащиеся, анализируя основные эпизоды, приходят к выводу, что Оксана избалована, капризна, горда, завистлива, самолюбива).

Учитель: Ребята, полученная характеристика героини позволяет нам соотнести её с миром добра или зла? (высказывания учащихся, мнения могут быть противоречивыми). Поскольку мы сегодня говорим о событиях, происходивших в Рождественскую ночь, то мы должны помнить о том, что поступки героев прежде всего оцениваются с точки зрения Христианских заповедей. А кто из вас знает основы Христианских заповедей?

Давайте обратимся за помощью к нашим экспертам, которые попытались в этом разобраться.

Выступление экспертов. (в результате учащиеся должны прийти к выводу, что зависть, гордость, излишнее самолюбие Оксаны - это от лукавого, это грех, а значит ЗЛО.

На вопрос: удается ли темным силам в канун Рождества сломить веру кузнеца, заставить его согрешить, учащиеся должны ответить, что он действительно чуть было не согрешил: сначала чуть не утопился (это самоубийство-страшный грех), а потом решил продать душу дьяволу за любовь Оксаны. Но этого не случается. Вера его настолько сильна, что ему удалось вовремя остановиться и не наделать греха, т.е. чистая душа героя оказывается сильнее козней злых сил).

Учитель: Ребята, как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или, напротив, торжеством? Что же оказалось сильнее? (учащиеся замечают, что в финале повести торжествует добро).

Учитель: А как же Оксана? Ведь кроме внешней красоты мы в ней ничего положительного не увидели. (учащиеся замечают, что в финале повести она изменяется, поскольку понимает, что настоящее золото - это не то, что блестит (черевички, например), а чистая душа Вакулы. И помогает изгнать из её души «черта» именно искренняя любовь Вакулы, его верность, внутренняя красота).- учащиеся подтверждают эти выводы текстом повести.

Выводы по уроку.

Таким образом, ребята, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность. Одним словом, ДОБРО победило ЗЛО.

VI. Рефлексия.

Учитель: А теперь, ребята, вернемся к пословицам, с которых мы начинали наш урок. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее созвучны с нашим сегодняшним разговором, с нашими героями? (предположения учащихся). Есть ли среди них такая, которую вы бы взяли для себя как жизненный девиз?

Я молодец.

Я доволен своей работой.

Я мог бы поработать лучше.

Я многое открыл для себя на уроке.

В ходе работы у меня возникли вопросы, на которые я хотел бы получить ответы.

И закончить наш урок мне бы хотелось словами:

Добро - это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи;

Добро - это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.

Так пусть ваши души будут наполнены добром,

И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.

Домашнее задание. Написать синквейн либо на тему «Вакула», либо на тему «Оксана».