Сочинение — Загадка финала поэмы «Двенадцать. «Почему Христос?» (загадка финала поэмы «Двенадцать») (Блок Александр)

Бурной литературной критике была подвергнута поэма А. Блока « ». В ней мы встречаемся с таким количеством образов–символов, что каждый человек по-своему может растолковать их.

Особая волна сопоставимых мнений протекла над образом Христа, который появляется в финале поэмы. Кто-то из современников Блока говорил о том, что в конце произведения мы не можем встретить образ Христа, это скорее Антихрист, ведь, он появляется из вьюги, из непогоды, ведь вокруг проливается кровь и совершаются убийства. Поклонники религиозных течений России заявляли мысль о том, что группа красноармейцев преследовали Христа ради того, чтобы убить его.

По мнению И. Приходько, в образе Христа воплотилась сама революция, которая должна принести людям перемены и свет в конце завершения.

Иисус Христос появляется в белом одеянии, с белым венчиком из роз. Это говорит о его чистоте и непорочности, о святости образа. Религиозные мотивы в поэме проявляются не только с появлением образа Всевышнего. Ведь в самом начале первых глав читатель знакомится с персонами двенадцати человек, которые совершают свой странствующий путь, которые идут вперед, не смотря ни на что.

Число героев соответствует двенадцати апостолам, которые известны человечеству по евангельским сказаниям. Появление Всевышнего в конце поэмы говорит о том, что святая сила всегда была и будет над землей и в небесах, не зависимо от того, идут к ней на встречу или нет. Именно поэтому А. Блок связывает бушующую стихию, неугомонную бурю с Иисусом, который выходит из нее. Это еще раз подтверждает бессмертность данного образа. Автор описывает картину впереди шагающего Христа, за которым шли красноармейцы, а затем уже и голодный пес. Животное символически передает позицию старого мира, который волочится в самом конце. На переднем же плане присутствует идеал, образ святого Всевышнего. А. Блок пытается приблизить Христа к народу, поэтому, в тексте поэмы, спускает его с небес, поближе к простому человеку.

Вот, сколько разных значений и пониманий может скрываться в таком образе. Конечно, каждый из нас имеет свое личное мнение и склоняется к своим размышлениям о причинах присутствия Христа в финале. Даже сам автор говорит о том, что видит Иисуса в финале поэмы по разным мотивам.

Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, - один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение. По воспоминаниям В. Маяковского, поэмой зачитывались и белые, и красные. Но, как тогда же отмечала критика, появление Христа в финальной главе поэмы озадачило всех: для белых это было богохульством, для красных - досадным религиозным мистицизмом. Отсюда разные точки зрения - Христос ли с двенадцатью апостолами идет по заснеженным улицам? Или это Антихрист? Что несет его образ людям? Что принесла им революция?

В мировоззрении Блока немалое место занимает идея революции как возмездие за грехи отцов. Поэтому неизбежны и «гримасы революции» - случайные жертвы, разгул насилия, стихия террора. Такой случайной жертвой в поэме является Катька, погибшая нечаянно, в суматохе преследования «буржуя» Ваньки. Но так ли случайна ее гибель? Революция разрушает традиционные устои, прежние нравственные ценности, христианскую мораль:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Разрушена старая вера, разрушена Россия - «Святая Русь», «кондовая», «избяная». Следующая цель - мировая революция:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

И вульгарный образ «толстоморденькой» Катьки, сближающийся с образом «толстозадой» Руси, - это тот же образ Вечной Женственности, Женского начала, но поруганный, оскверненный. Любовь должна очистить мир, создать его заново, спасти - но спасает ли? Отрекшийся от любви, от революции, от памяти Петруха, подобно апостолу Петру, трижды, до рассвета, отрекшемуся от Христа, - что несет этот образ? Революционный патруль уподоблен двенадцати апостолам, но эти люди, которым «на спину б надо бубновый туз» идут вперед «без имени святого», «ко всему готовы, ничего не жаль», это скорее бандиты, но идут они «державным шагом», а значит, служат власти. За ними - старый мир, безродный пес. «Разрушая, мы все те же рабы старого мира», - писал А. А. Блок В. Маяковскому.

Разрушив скверну, революция не принесла очищения, и если двенадцать апостолов по своей деятельности не являются апостолами, то кто же во главе их? Блок рисует контраст цвета в образе Христа: белизна чистоты и счастья и алый цвет кровавого флага. Что раскрывает такой противоречивый образ?

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной

Снежной россыпью жемчужной

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Господь должен благословить пролитие крови, но чьей? Иисус проливал свою, революционные «апостолы» - чужую. А если посчитать и идущего за ними пса, то получается, что позади Христа идут тринадцать - лжеапостолы и лжепророк. Такая версия тоже существовала, и нельзя безоговорочно ее отметать, ведь не мог Христос возглавлять людей, идущих «без имени святого». Несомненно одно - возлагаемые на революцию надежды о переделке всего мира, всей жизни не оправдались, и нравственное очищение через страдания - удел лишь тех людей, кто не потерял Бога в своей душе, для кого так же важны и значимы нравственные ценности христианской морали.


Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком в январе 1918 года и посвящена революционной тематике. Действия происходят в Петербурге зимой 1917-1918 года. Реакция на произведение была неоднозначной. Многие критики и почитатели творчества поэта отнеслись к нему негативно. Центральным предметом споров и рассуждений стала концовка поэмы, где неожиданно появляется Иисус Христос. Причины его пришествия можно рассматривать с разных сторон.

Двенадцать красногвардейцев в поэме представляют собой ребят, которые отвергли нравственные устои, взявшись за оружие против простого народа. Они хладнокровно убивают людей, считая, что имеют на это право. Так Петька, один из красногвардейцев, недолго переживал из-за смерти Катьки, которую любил.

Власть и безнаказанность опьяняют их. Они идут «мировой пожар раздувать», рушить старый мир с помощью грабежей и насилия:

И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Они утратили чистоту души и помыслов, встали на неверный путь. Возможно, с этим и связано появление Иисуса Христа. Он пришёл, чтобы направить их на верный путь, возглавляя отряд.

Двенадцать красногвардейцев также могут символизировать двенадцать апостолов, учеников Христа. В пылу революции они не признали своего учителя, начали стрелять в него. Но Иисус остался невредим. Он пошёл впереди апостолов, олицетворяя высший идеал:

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

С другой стороны, его приход подчёркивает саму идею революции: разрушение «старого мира» и зарождение «нового».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

За восемьдесят с лишним лет размышлений над финалом поэмы Блока «Двенадцать» накопилось множество работ исследователей его творчества. Внести что-то новое в разгадку финала мне не представляется возможным, но свое мнение у меня все же сложилось.

Как известно, в эпилоге поэмы, то есть в двенадцатой главе, неожиданно для всего повествования появляется:

В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос.

Почему же появление этого персонажа кажется на первый взгляд неуместным?

Во-первых, поэма посвящена революционным будням страны, в которых принимают участие двенадцать главных героев поэмы – двенадцать красноармейцев, которые «без креста», «ко всему готовы» и которым «ничего не жаль». Поэт рассказывает о том, что представляет «действующая сила» революции. Эти люди вроде бы стремятся к благу, к разрешению страны от бремени «старого» мира, поглощенные «революционным», организованным планом. Но в то же самое время действия их стихийны, они ведут себя, как каторжники, выпущенные на свободу. Блок показывает их пьяный разгул:

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче буду грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

Окончательный образ революции складывается у читателя со смертью Катьки, погибшей от руки любившего его красноармейца Петрухи. И после всего этого таких людей еще называют «апостолами». Да, именно этого и добивался Блок. Он хотел показать, какими становятся люди в условиях рушащегося вокруг них «Божьего Света», то есть в данном случае России. Мировоззрение Блока сложилось из представлений о том, что разрушение, потеря всяческого идеала в жизни неизбежно приводит к разрушению всего общества в целом. При появлении же идеала происходит зарождение мира нового. При такой трактовке поэмы становятся и более ясны образы «апостолов», которые, по сути своей, являются теми же учениками Христа, живущими еще до его распятия, но стоящими теперь у подножия разрушающегося мира. В таких условиях ими был утрачен идеал, и найти они его не способны. Именно поэтому они и не узнают своего Учителя, стреляя в него.

Теперь мы вплотную приблизились к образу самого Христа, и уже нельзя отрицать, что его фигура является гармоничным завершением всей поэмы. В этом образе Блок запечатлел тот идеал всего сущего, который пребывает во Вселенной независимо от того, стремятся к нему или нет, его невозможно уничтожить.

Отсюда и «надвьюжная поступь» Христа. Этот эпитет красноречиво свидетельствует о бессмертной природе идеала. «Вьюга» в представлении поэта – это революция, но даже эта сила, сметающая все на своем пути, не способна уничтожить его.

Христос идет впереди своих «апостолов», а за ним плетется «голодный пес» - символ «старого» мира. Такое расположение героев не случайно. Автор подчеркивает, что идеал всегда будет идти впереди независимо от того, нуждаются в нем или нет. Очень важен для понимания образа Христа и символ «кровавого флага». Он отнюдь не означает, что Христос благословляет весь "кровавый беспредел" революции. Этот символ напротив является напоминанием о смерти Катьки как о недопустимом явлении в борьбе за Идеал.

«Кровавому флагу» противопоставлен «белый венчик из роз» на голове у Христа. Это делает его более «женственным», по мысли автора, а, соответственно, и более ярким символом святости и непорочности, заключенных в понятиях Абсолютной Истины и Высшей Справедливости.

В заключении остается сделать вывод о том, что же вкладывал Блок в образ-символ самого Иисуса Христа. Для поэта Христос – это нравственный эталон человеческого бытия, имя которому Любовь, это символ будущего, оправдывающего настоящее. В этом образе заключена для Блока высшая духовность человечества, его культурные ценности, которые «россыпью жемчужной» достанутся тем, кто будет жить в соответствии с этими идеалами. В поэме эти ценности не востребованы, но они «надвьюжны», непреходящи, а значит, могут достаться тем, кто их будет искать.

Образ Христа – это идейный стержень, символ, «который не просто увенчал, закруглил поэму, но придал всем ее слагаемым новое освящение».

Именно потому, что это символ со всей его многозначностью и неисчерпаемостью, нам остается лишь пытаться приблизиться к истинному его смыслу, не объясненному даже самим великим автором «Двенадцати».

Сложно найти более загадочную концовку и без того непростой поэмы, чем финальная сцена «Двенадцати». Если само это произведение толковали, как хотели, в за­висимости от идеологии, - кто как гимн революции, кто как ее критику - то финал поэмы стал загадкой: как для прокоммунистических литературных критиков, так и для противников революции - и даже для современно­го читателя.

Вдаль идут державным шагом... -

Кто еще там?

Выходи!

Это - ветер с красным флагом

Разыгрался впереди...

Такими словами начинается финальная часть поэмы. Революционеры идут вперед, к своей туманной цели, и всюду им мерещится тот загадочный недремлющий враг, на которого кипит «черная злоба, святая злоба». Только почему он не показывается? «Только нищий пес голодный//Ковыляет позади...». Где же враг? В кого стре­ляют большевики? Почему единственная попавшая в цель пуля убила не коварного врага, а простую девку Катьку?

А может, она и такие, как она, простые люди, в пред­чувствии беды спрятавшиеся по домам, оставив пустын­ными улицы, - может, это и есть тот враг?! Револю­ционеры создали для себя образ цели - «неугомонного врага», и готовы без колебаний стрелять в него, а то, что пули летят в обычных, таких же, как они, людей, соотечественников, - этого они не понимают.

...Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

«Красные», уверенные, что «Двенадцать» воспевает ре­волюцию, натыкались на неожиданное «впереди - Исус Христос», недоумевая, к чему здесь этот буржуазный предрассудок. Противники революции, читая эту фразу, скорее всего, негодовали, обвиняя автора в богохульстве. Ведь как может Христос идти впереди с кровавым фла­гом, предводительствуя кровопролитной, безбожническои резне?

Что еще более усложняет загадку, так это неоднократ­ное упоминание автором в поэме отречения от Бога «но­выми апостолами»: «Свобода, свобода,//Эх, эх, без крес­та!» или же в другом месте:

...И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

- Ох, пурга какая, спасе!

- Петька! Эй, не завирайся!

- От чего тебя упас

- Золотой иконостас?

И вдруг - Тот, Чье имя насильно стирается из речи людской, Тот, о Ком стыдно даже думать материалис­ту-большевику, внезапно появляется впереди идущих к своей новой цели патрульных-апостолов. Что это за ав­торская прихоть?

Символист Блок оставил право каждому читателю сде­лать свой вывод. И на мой взгляд, образ Христа в финале поэмы означает грядущие муки и испытания страны, но и неминуемое избавление, просветление, воскрешение. Блок учит нас воспринимать стихотворения не только и не столько умом, сколько сердцем, и мое сердце под­сказывает, что именно такой смысл вложил автор в образ Христа.