Со гла со ва ния. при Верховном Суде Российской Федерации. Как нужно оформлять визы согласования

  • 4. Синтаксические отношения в словосочетании.
  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.

    Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову, например: важный вопрос, главная улица, новые дома. Главное слово при согласовании - существительное (или слово в его значении), зависимое прилагательное, причастие, а также числительное и местоимение, по форме сходные с прилагательным: зеленый дуб, зеленеющий вдали дуб, третий от дороги дуб, этот дуб . Иногда зависимым словом при согласовании может быть существительное: город-герой, девочка-подросток, утес-великан .

    Зависимое слово может согласоваться в числе, роде и падеже, либо в числе и падеже, либо только в падеже.

    При согласовании изменение главного слова вызывает соответствующее изменение зависимого слова: зеленый дуб - зеленого дуба - зеленому дубу и т. д.

    Согласование выражается с помощью окончания зависимого слова.

    Различается согласование полное и неполное .

    При полном согласовании подчиненное слово принимает все формы подчиняющего слова, насколько это позволяют грамматические категории обоих слов, например: тёмной ночью (согласование в роде, падеже и числе); последние минуты (согласование в падеже и числе); отметки выставлены (согласование в числе).

    При неполном согласовании не все возможности согласования исчерпаны, например: вижу его готовым к отъезду (согласование прилагательного готовым с местоимением его в роде и числе, но не в падеже; ср. устарелую конструкцию вижу его готового к отъезду - с полным согласованием). При неполном согласовании уподобление зависимого слова главному происходит не во всех имеющихся у них одноимённых категориях: к примеру, в сочетаниях с количественными числительными (два больших стола, две больших книги ) прилагательное больших согласуется с существительными лишь в падеже, не согласуясь в числе, а числительное два согласуется с существительными в роде, но не в падеже

    6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.

    Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова, например: читать письмо, интересоваться искусством, любовь к родине . Выделяются различные виды управления в зависимости от морфологической природы господствующего слова, наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом, характера связи между обоими словами.

    Управление бывает присубстантивное (чтение книги ), приадъективное (способный к музыке ), приглагольное (писать пером ), принаречное (ответил лучше меня ).

    Различается управление непосредственное, или беспредложное (видеть картину ), и посредственное, или предложное (смотреть на картину ).

    Управление называется сильным , если между господствующим и зависимым словами существует необходимая связь, выражающаяся в том, что господствующее слово нуждается в распространении определенной падежной формой, например: испытывать станок, нарушать тишину, полон бодрости .

    При слабом управлении связь между обоими словами необязательная, она не обусловлена лексико-грамматическими особенностями господствующего слова как связь необходимая, например: солнце закатилось за лесом, часто гуляю по вечерам .

    Именное примыкание – это такая связь слов, при которой к глаголу, существительному, прилагательному или наречию присоединяется косвенный падеж имени без предлога или с предлогом, и при этом возникают отношения собственно- или обстоятельственно-характеризующие либо комплетивные. Таким образом, отличие именного примыкания от слабого управления состоит в том, что при именном примыкании возобладавшим оказывается не предметное значение примыкающего имени, а атрибутивное (в широком смысле этого слова) значение самой падежной формы или все предложно-падежной группы, которая выступает в этом случае как потенциальное наречие или потенциальная "прилагательная форма".

    Значения словоформ, вступающих в связь именного примыкания, лежат в области не только грамматической, но и лексической семантики и не могут быть подробно описаны в синтаксисе. В синтаксическом описании эти значения должны быть максимально обобщены. В результате такого обобщения для словоформ, вступающих в связь именного примыкания, может быть очерчен следующий круг характеризующих значений: 1) собственно-характеризующее; 2) обстоятельственно-характеризующие: значение временное (темпоральное); пространственное или локальное (включая как прямое значение, так и возникающие на его основе переносы, значение происхождения, исхождения, отнесенности и под.); квантитативное (меры); условное; причинное (стимула, повода, основания); целевое (включая предназначенность, назначение); возместительности; совместности.

    Именное примыкание является слабой связью. Сильной эта связь оказывается лишь при словах, по свое семантике необходимо требующих зависимой словоформы, восполняющей их информативную недостаточность: быть, находиться, оказаться и т.п. В этих случаях возникают комплетивные отношения.

    Лучше перебдеть, чем недобдеть.

    Народная мудрость

    Думаю, что не ошибусь, если скажу, что любого секретаря, работающего в организации, где отсутствуют четкие правила ведения документооборота или эти правила недостаточно тщательно проработаны, неоднократно посещали мысли о высокой ответственности, которую он несет на своих плечах при подготовке того или иного организационного, распорядительного или коммерческого документа.

    Я вполне разделяю это беспокойство. Ведь вопросы, затрагиваемые в документах, подчас лежат в настолько различных плоскостях, что одному человеку, будь он даже семи пядей во лбу, зачастую непросто или даже невозможно разобраться во всех тонкостях, скрытых нюансах и возможных последствиях, которые повлечет за собой подписание того или иного документа.

    Выходом для делопроизводителя (секретаря) в данном случае будет являться процедура согласования проекта документа перед утверждением его руководящим лицом компании.

    Давайте попробуем выработать, отладить, утвердить и запустить в действие жизнеспособный механизм согласования проектов документов, способный снять с сотрудника службы делопроизводства или канцелярии бремя ответственности и свести к минимуму ошибки при составлении и утверждении тех или иных документов компании.

    Наша справка

    Существуют две формы согласования: внутренняя и внешняя.

    Внутреннее согласование - это анализ и оценка ведущими специалистами (руководителями соответствующих служб или подразделений организации) проекта документа с целью проверки корректности формулировки содержания, возложения ответственности, сроков исполнения, финансовых выгод или потерь, проверки соответствия данного документа действующему законодательству и локальным нормативным актам компании.

    Внешнее согласование - это согласование документа со сторонними организациями или их должностными лицами.

    Внешнее согласование, в зависимости от содержания документа, может проводиться как с подчиненными, так и с неподчиненными органами (если содержание документа затрагивает их интересы), научно-исследовательскими организациями, различными комитетами и общественными организациями, контролирующими органами и т.д.

    1. Каким документом в организации регулируется процедура согласования того или иного документа?

    Извлечение

    3.3.4. Подготовка нормативных правовых актов федерального

    органа исполнительной власти

    […] В Инструкции по делопроизводству раскрывается:

    состав реквизитов нормативного правового акта и порядок их оформления;

    порядок и сроки подготовки проекта нормативного правового акта;

    порядок его согласования (согласование нормативного правового акта с должностными лицами федерального органа исполнительной власти, согласование проекта акта с другими органами федеральной исполнительной власти, если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, порядок согласования проекта нормативного акта, подготовленного федеральной службой или федеральным агентством, с федеральным министерством, в ведении которых они находятся);

    состав документов, сопровождающих проект, и приложений к нему, правила их оформления;

    порядок представления нормативного правового акта на экспертизу в Министерство юстиции Российской Федерации;

    порядок принятия (подписания, утверждения) нормативных правовых актов;

    порядок доведения нормативного правового акта до исполнителей. […]

    Таким образом, основным руководством к действию, в котором должен быть прописан порядок согласования документов, является инструкция по делопроизводству .

    Как показывает мой опыт работы, далеко не во всех организациях этот документ составлен должным образом и с детальной проработкой процесса. Многие организации не имеют не то что отработанной процедуры согласования, но и самой инструкции. Поэтому рассмотрим этот, самый неприятный для нас случай.

    У секретаря или делопроизводителя такой организации сразу возникает целый ряд вопросов.

    2. В каких случаях и проекты каких видов документов на стадии создания требуют согласования?

    Призовем на помощь Инструкцию по делопроизводству в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденную приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.06.2007 № 76 (в ред. от 20.01.2015), согласно п. 3.3.18 которой согласование проекта документа проводится при необходимости оценки обоснованности документа, соответствия его правовым актам и ранее принятым решениям .

    В нашем с вами случае это все контракты, договоры и все распорядительные документы компании. Иные документы, как правило, гораздо реже нуждаются в согласовании, и это происходит в рабочем порядке и не требует строго установленной схемы согласования.

    3. Какие специалисты и в какой очередности должны согласовывать проект того или иного документа?

    Здесь вам, возможно, предстоит быть первопроходцами и в каком-то смысле законодателями, т.е. определить и утвердить самим порядок внутреннего согласования. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями к ведущим специалистам вашей организации. Своим обращением вы продемонстрируете ответственный подход и вдумчивое отношение к разрабатываемому вопросу, а вовсе не некомпетентность.

    Чтобы раз за разом не изобретать велосипед и не открывать Америку, настоятельно рекомендую утвердить список согласования для каждого определенного типа деловых бумаг и придерживаться его при согласовании всех без исключения проектов документов данного вида.

    Поясню на примере. Создается проект договора на сбыт продукции, производимой и реализуемой вашим предприятием. Каким должен быть перечень виз на данном документе? На мой взгляд, исчерпывающим для данного вида документов будет следующий список согласования:

    Главный исполнитель документа (ГИД), его контактный телефон. Это инициатор документа, который будет аккумулировать и вносить в проект документа соответствующие исправления.

    На ГИДе лежит ответственность за содержание и оформление документа, своевременное и правильное внесение изменений и предложений, поданных специалистами, участвующими в процедуре согласования.

    Непосредственный руководитель ГИДа, его контактный телефон (например, в данном конкретном случае это может быть начальник отдела сбыта). На этом этапе руководитель ГИДа проводит первичную экспертизу документа, выявляет грубые (а в зависимости от квалификации и опыта - и мелкие) ошибки при составлении документа.

    Совместно с ГИДом он несет ответственность за содержание и качество оформления документа.

    Главный бухгалтер / финансовый директор. Проводит анализ представленного проекта договора на предмет финансовой корректности, анализирует налоговые риски (условия оплаты, необходимость банковской гарантии, корректность выбора валюты договора, соблюдение норм Налогового кодекса РФ и т.п.).

    Руководитель направления закупок (руководитель службы снабжения). Анализирует документ с точки зрения корректности указания в договоре наименований, артикулов, каталожных номеров, а также возможности закупки и сроков поставки соответствующих закупаемых комплектующих и полуфабрикатов, необходимых для выполнения данного договора.

    Руководитель логистического (или транспортного) отдела , т.е. тот, на ком лежит ответственность за расходы на доставку продукции и за саму доставку. Проводит проверку проекта документа с точки зрения обоснованности указанных в договоре стоимости, сроков и способов доставки, таможенного обеспечения и т.д.

    Руководитель конструкторской службы (главный конструктор). Рассматривает представленный на согласование документ с точки зрения обеспечения производства соответствующей конструкторской документацией, т.е. анализирует, разработаны ли необходимые чертежи и спецификации или их нужно запросить у контрагента и утвердить в виде приложений к договору, проверяет заявленные в эскизах размеры и т.д.

    Руководитель технологической службы (главный технолог). Анализирует представленный на согласование документ с точки зрения технологической подготовки производства: разработаны и внедрены ли соответствующие технологические процессы, имеются ли соответствующие оборудование, инструменты и приспособления для изготовления данной продукции.

    Руководитель производства. Проверяет представленный проект договора с точки зрения возможности изготовления, принимая во внимание замечания вышеуказанных специалистов.

    Руководитель (или представитель) юридической службы. Анализирует представленный проект документа с точки зрения соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, контролирует правоспособность должностных лиц и контрагентов, участвующих в подписании документов, при необходимости требует от контрагента предоставления недостающей информации и документов, подтверждающих права должностных лиц.

    Руководитель службы экономической безопасности. Проверяет надежность и платежеспособность контрагента и иные аспекты экономической безопасности сделки.

    Вполне допускаю, что многим данный список покажется не отвечающим реалиям вашего предприятия: функции ответственных лиц в вашей организации могут значительно отличаться, совмещаться и т.д. Так, технологическую, конструкторскую и производственную часть может согласовывать один человек, экономическую безопасность рассматривать представитель юридического отдела или главный бухгалтер.

    В таком случае по согласованию с ведущими специалистами и с одобрения руководителя вы можете исключить какие-то звенья приведенной мною цепочки и добавить нужные вам, не забыв утвердить принятый порядок согласования инструкцией по делопроизводству или отдельным приказом.

    Для согласования проектов распорядительных документов (приказов и распоряжений) я рекомендую дополнить список согласования следующими пунктами:

    Руководитель службы делопроизводства (секретариат, канцелярия - т.е. вы сами), обязанностью которого будет контролировать соблюдение внутренних нормативных актов, правильность и грамотность оформления (стилистика и грамматика), соблюдение требований издания распорядительных и прочих документов.

    Руководитель кадровой службы , задачей которого является проверка соблюдения Трудового кодекса Российской Федерации и внутренних локальных нормативных актов, касающихся работы с персоналом, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины.

    Руководитель службы безопасности вашей организации, чьей обязанностью является проверка соблюдения режима коммерческой тайны и защиты информации.

    После установления перечня ведущих специалистов и подразделений компании, участвующих в согласовании, необходимо закрепить их ответственность в процедуре согласования, т.е. внести в должностные регламенты и должностные инструкции соответствующие уточнения и перечисление обязанностей по процедуре согласования документов.

    В права лиц, участвующих в согласовании документа, могут входить:

    • право отклонить проект документа с обоснованием причин своих действий в листе согласования или приложив лист замечаний;
    • требовать от ГИДа дополнительного согласования документа со специалистами иных подразделений, не представленных в схеме согласования, но имеющих отношение к теме разрабатываемого документа;
    • не принять к рассмотрению документ, имеющий нарушения в порядке согласования (если пропущены одна или несколько ступеней согласования);
    • продлить срок согласования документа на определенное время, аргументировав данное действие (например, юридическая служба может потребовать продлить срок согласования на время, требующееся для запроса и получения от налогового органа выписки из единого государственного реестра юридических лиц);
    • инициировать согласование проекта документа по процедуре, отличающейся от установленной, если:

    а) это требование первого руководителя организации, продиктованное срочностью и важностью данного документа;

    б) смысл и содержание документа затрагивает сферу ответственности подразделений и специалистов, чье участие в согласовании установленным порядком не предусмотрено.

    4. Как нужно оформлять визы согласования?

    Обратимся к ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»:

    Извлечение

    из ГОСТ Р 6.30-2003

    3. Требования к оформлению реквизитов документов

    […] 3.24. Согласование документа оформляют визой согласования документа (далее - виза), включающей в себя подпись и должность визирующего документ, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания. Например:

    Личная подпись А.С. Орлов

    При наличии замечаний к документу визу оформляют следующим образом:

    Замечания прилагаются

    Руководитель юридического отдела

    Личная подпись А.С. Орлов

    На практике наиболее широко применяются два варианта оформления согласования:

    а) в виде листа согласования (Пример 1);

    б) в виде штампа на оборотной (в отдельных случаях - на лицевой) стороне последней страницы проекта документа (Пример 2). Такой штамп можно заказать уже в готовом виде и ставить его по мере надобности на проекте документа перед тем, как запустить процедуру согласования.

    Обратите внимание

    Согласно п. 3.19 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 допускается, по усмотрению организации, полистное визирование нормативных правовых актов, приложений для защиты от возможной замены листов. При полистном визировании можно использовать не всех элементы визы, а только собственноручную личную подпись и ее расшифровку.

    5. Каким образом должны оформляться замечания? В каком порядке и кем должны вноситься в проект документа соответствующие изменения?

    Вот что на этот счет сказано в Административном регламенте Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации», утвержденном приказом Минэкономразвития России от 22.06.2009 № 229:

    Извлечение

    из Административного регламента

    30. Порядок процедуры согласования и подписания проекта документа

    30.1. Подготовленный проект документа исполнитель, ответственный за подготовку документа, передает в порядке делопроизводства начальнику отдела.

    30.2. Начальник отдела осуществляет рассмотрение подготовленного проекта документа на соответствие требованиям, установленным законодательством. Максимальный срок выполнения данного действия составляет 1 рабочий день.

    30.3. При наличии замечаний к представленному проекту документа начальник отдела возвращает его на доработку в порядке делопроизводства ответственному за подготовку документа.

    30.4. При соответствии проекта документа предъявляемым требованиям начальник отдела визирует и передает в порядке делопроизводства начальнику Управления. Максимальный срок выполнения данного действия составляет 1 рабочий день.

    30.5. Начальник Управления осуществляет рассмотрение подготовленного проекта документа на соответствие предъявляемым требованиям. Максимальный срок выполнения данного действия составляет 2 рабочих дня.

    […] 30.11. В случае возврата проекта документа ответственный за подготовку документа устраняет замечания. Максимальный срок выполнения данного действия составляет 1 рабочий день.

    30.12. После устранения замечаний ответственный за подготовку документа в порядке делопроизводства передает проект документа должностному лицу Росимущества, от которого документ был возвращен на доработку.

    При внесении в процессе доработки изменений принципиального характера проект документа подлежит обязательному повторному согласованию.

    Таким образом:

    • ответственность за содержание проекта документа, своевременное и достоверное внесение изменений на основании поданных в процессе согласования замечаний и предложений, учет поданных специалистами, участвующими в согласовании, замечаний в проект документа несет ГИД и его непосредственный руководитель, проставивший первую визу;
    • проект с замечаниями (если они возникнут у лиц, участвующих в согласовании) должен быть возвращен ГИДу с того этапа согласования, на котором возникли замечания. То есть если проект документа успешно прошел согласование, например, на четырех ступенях, а на пятой возникли замечания, то он не передается на шестую ступень, а возвращается ГИДу для внесения соответствующих изменений;
    • после устранения замечаний документ возвращается ГИДом на ту ступень согласования, с которой проект был возвращен с замечаниями;
    • после внесения изменений принципиального характера проект документа подлежит повторному согласованию с самого начала;
    • о замечаниях в проекте документа обязательно уведомляется лицо, уполномоченное подписывать конечный вариант документа;
    • если на проекте документа отсутствует виза какого-либо специалиста/ подразделения, то данный документ считается не согласованным, а, следовательно, не может быть передан на следующий этап.

    Все вышесказанное можно представить в виде алгоритма.

    6. Какими способами можно осуществлять процедуру согласования?

    На практике обычно применяют следующие способы внутреннего согласования:

    Согласование осуществляется через систему электронного документооборота (СЭД) или ее аналог, по алгоритму, заложенному в СЭД , - одновременно всеми ответственными лицами или подразделениями, участвующими в согласовании, либо последовательно.

    Минусы:

    • СЭД есть далеко не во всех организациях;
    • СЭД не бесплатна;
    • не существует такой СЭД, которая идеально бы подходила каждому конкретному предприятию.

    Плюсы:

    • оперативное отслеживание хода согласования;
    • информация хранится в электронном виде, нет нужды многократно распечатывать документы, относящиеся к работе над данным проектом документа, т.к. в любой момент можно обратиться к базе данных и ознакомиться с замечаниями любого специалиста;
    • в СЭД фиксируется время нахождения того или иного документа на каждом этапе согласования, т.е. ГИД всегда может видеть, на какой ступени происходит нарушение сроков рассмотрения проекта документа, и принять соответствующие меры;
    • передача документа от ступени к ступени осуществляется автоматически.

    Согласование осуществляется по электронной почте.

    Минусы:

    • недостаток, вытекающий из самого принципа параллельного согласования - корректно учесть замечания, одновременно поступившие от нескольких специалистов, бывает практически невозможно, поскольку часто они носят взаимоисключающий характер;
    • отслеживание прохождения согласования происходит вручную и доступно лишь в том случае, если специалисты, согласовывающие документ, не будут забывать пересылать документы, касающиеся согласования, ГИДу и/или его руководителю;
    • вы не застрахованы от того, что очередной специалист исправит проект документа, не выделив внесенные исправления и не приложив лист замечаний;
    • отсутствие оригинальной «живой» визы специалиста в листе согласования и внизу листа замечаний;
    • наличие переписки, которую необходимо сохранять и систематизировать, т.е. подразумевается, что пользователи имеют достаточно высокие навыки работы с почтовым клиентом (чего в большинстве случаев не бывает).

    Плюсы:

    • параллельная работа с проектом документа на всех ступенях согласования может существенно сократить сроки согласования;
    • наличие истории переписки;
    • оперативность;
    • проект документа и замечания к нему перемещаются между ступенями согласования в электронном виде.

    Согласование осуществляется живым последовательным перемещением документа, т.е. переносом бумажного проекта документа.

    Минусы:

    • трудоемкость;
    • увеличение сроков согласования.

    Плюсы:

    • ГИД вносит исправления и дополнения в проект документа последовательно, по мере поступления замечаний от специалистов. Таким образом, специалисты следующих ступеней анализируют проект документа с уже внесенными изменениями;
    • исправления в бумажном проекте документа практически невозможно сделать незаметно, особенно если применить полистное визирование проекта документа ГИДом или его непосредственным руководителем;
    • самый весомый: наличие «живых» виз в листе согласования и подписи под листом замечаний, потому что, как гласит народная мудрость, лучше перебдеть, чем недобдеть.

    7. Как оформляется внешнее согласование проекта документа?

    Вот что сказано в Инструкции по делопроизводству в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом от 15.06.2007 № 76 (в ред. от 20.01.2015):

    Извлечение

    из Инструкции по делопроизводству в аппарате Судебного департамента

    при Верховном Суде Российской Федерации

    3.3.18. Согласование проекта документа

    […] Внешнее согласование документа оформляется грифом согласования. Гриф согласования располагается ниже реквизита «Подпись» на лицевой стороне в левом нижнем поле документа и включает в себя: слово «СОГЛАСОВАНО»; наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования или название документа, подтверждающего согласование, его дату и номер, например:

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель Министра финансов

    Российской Федерации

    __________________ ____________________

    (личная подпись) (инициалы, фамилия)

    СОГЛАСОВАНО

    решение коллегии

    Судебного департамента

    от 27.03.2007 № ___

    Таким образом, внешнее согласование:

    • может осуществляться конкретным должностным лицом или документом (письмом, протоколом и т.п.);
    • оформляется в виде грифа согласования или листа согласования;
    • практически не регламентируется внутренними нормативными актами организации.

    Роль службы делопроизводства

    Роль службы делопроизводства в ходе процедуры согласования документа сводится:

    • к сопровождению и общему контролю соблюдения установленного порядка согласования и сроков рассмотрения на каждом этапе;
    • координированию и обеспечению взаимодействия специалистов - участников процедуры согласования;
    • своевременному информированию участников процедуры и вышестоящего руководства о состоянии процесса согласования.

    Кроме того, служба делопроизводства должна постоянно отслеживать и проверять актуальность и совершенствовать схемы согласования и маршруты движения документов в рамках процедуры согласования, поддерживать в актуальном состоянии перечни подразделений и ответственных лиц, участвующих в согласовании документов. Для качественного выполнения этих обязанностей сотрудники службы делопроизводства должны отлично ориентироваться в бизнес-процессах, схемах, формах и порядке взаимодействия подразделений организации.

    Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденные Росархивом.

    Согласование - подчинительная связь, при к-рой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же (всех или пек-рых) грамматических формах, в к-рых выступает главное. Связь С. является чисто грамматической: достаточно знать только грамматическую форму главного слова, чтобы назвать форму зависимого, ничего не зная об их лексическом значении, напр. прилагательное-определение при существительном в им. п. жен. рода ед. ч. непременно будет поставлено в тех же формах, что и существительное: длинная улица.
    Поскольку согласуемые грамматические формы выражаются окончаниями слов, то можно сказать, что при С. окончание главного слова вызывает определённые окончания зависимого слова:
    зелёное дерево (ср. род, ед.ч., им. п.). Исключение составляют случаи С. с несклоняемым существительным: австралийский кенгуру, об австралийском кенгуру и т. д.
    Главным словом при С. является то, форма к-рого выбирается только по требованию необходимого для данного акта общения смысла, а зависимым является слово, форма к-рого предопределена уже не только потребностями заданного смысла, но и главным словом. Поэтому главное слово можно поставить в любых присущих ему словоизменительных формах, а выбор словоизменительных форм зависимого слова определён главным словом, ср.: зелёное дерево, зелёным деревом, но форму прил. зелёную уже нельзя связать со словом дерево.
    Существуют, однако, сочетания, в к-рых налицо связь С, но по указанному грамматическому принципу в них нельзя определить главное и зависимое слово, ср. юноша-студент (С. в муж. роде, ед.ч., им. п.). В этом случае можно предложить термин «взаимосогласование». Главное и зависимое слова в таких случаях выделяются только по смыслу, а не грамматически: сущ. студент можно считать главным словом, а юноша -зависимым, поскольку оно даёт дополнительную характеристику главному слову (см. об этом также в ст. Приложение).
    С. и взаимосогласование могут быть полными и неполными. Полным является С. во всех общих у сочетающихся слов формах:
    интересный спектакль - С. в роде, числе и падеже. Неполным является С. не во всех общих у сочетающихся слов грамматических категориях,
    ср. город Москва - С. в числе, падеже, но не в роде (при приложениях - именах собственных).
    При С. между словами устанавливаются определительные отношения (о связи между главными членами предложения - подлежащим и сказуемым - см. Координация).
    Связь С. является слабой связью. Это значит, что нет таких главных слов, к-рые никогда не могли бы быть употреблены в предложении без зависимых от них согласованных слов (ср. различие сильного и слабого управления и примыкания) Это не исключает того, что в нек-рых текстах зависимое согласуемое слово может быть обязательным, ср.: Наш приход всех обрадовал; У него был усталый вид, но нельзя сказать Приход всех обрадовал; У него был вид. В таких
    случаях согласованное слово иногда может быть заменено управляемым, ср. Приход гостей всех обрадовал.

    Согласование — морфологическое уподобление формы зависимого слова форме главного слова. Слабым участком является выбор способов согласования сказуемого с подлежащим в русском языке.

    Приведём некоторые правила, определяющие нормы согласования подлежащего со сказуемым:

    1. Сказуемое ставится в форме единственного числа, если в состав подлежащего входят имена существительные со значением определённого количества ( стая, группа, тройка, пара, десяток, сотня и т.п.): Тройка лошадей впряжена в возок. Стая птиц летела на юг.

    2. Сказуемое ставится в форме единственного числа , е сли в состав подлежащего входят имена существительные со значением временного периода(час, день, год и т.п.): Прошло два года. Незаметно пролетело десять дней отдыха.

    3. При подлежащем, выраженным собирательным существительным (ряд , большинство, меньшинство,часть ) и словом несколько + существительное в родительном падеже множественного числа, сказуемое может ставиться в форме единственного или множественного числа.

    В форме единственного числа в следующих случаях:

      существительное обозначает неодушевлённый предмет: Часть лампочек перегорела;

      сказуемое предшествует подлежащему : Подошло несколько человек. Вывезено большинство экспонатов;

      при подлежащем есть определение : Подавляющее большинство голосовало «За»;

      если сказуемое выражено страдательным причастием: Большинство бойцов ранено.

    Сказуемое ставится во множественном числе:

      существительное обозначает одушевлённый предмет: Несколько работников были уволены;

      в составе сказуемого или подлежащего есть однородные члены: Несколько мальчиков и девочек стояли у входа. Большинство детей хорошо отдохнули, набрались сил и приступили к занятиям;

      между подлежащим и сказуемым стоит придаточный или определительный оборот: Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливались по аллее . Сказуемое здесь подстраивается к ближайшему компоненту - ожидающих.

    4. Если высказывание передаёт совместное действие нескольких лиц, множественного числа, когда оба предмета(лица) выступают как равноправные производители действия: Максим с Олегом долго ждали возвращения отца .

    Если же второй предмет сопутствует основному производителю действия, то второе существительное является дополнением, сказуемое ставится в форме единственного числа : Бабушка с внуком пошла в магазин.

    5. Часто возникает вопрос, как согласуется определение (в именительном падеже или родительном) при сочетании существительного и числительного два, три, четыре. Выбор формы именительного или родительного падежей зависит от того, до или после числительного стоит определение:

    Определение стоит после числительного:

      определение ставится в родительном падеже, если существительное мужского или среднего рода: Три новых автомобиля сошли с конвейера. Два соседних поля засеяны рожью.

      если существительное женского рода, то определение ставится в именительном падеже: Четыре белые лилии плавали в воде.

      - определение стоит перед числительным :

      употребляется именительный падеж независимо от рода существительного: На них он выменял борзые три собаки . Новые четыре дома появились в микрорайоне.

    6. Если подлежащему, в которое входят имена числительные, предшествуют ограничительные частицы (всего, лишь, только и т.п.), то сказуемое ставится в форме единственного числа : Всего лишь пять человек пришло на занятие.

    7. Если в состав подлежащего входит составное числительное, которое оканчивается на один ( сорок один, триста семьдесят один, пятьсот тридцать один и т.п.), то сказуемое ставится в форме единственного числа : В конференции принял участие сто двадцать один студент. Тридцать одна женщина получила награды за материнство.

    8. Если в состав подлежащего входит числительные тысяча, миллион, миллиард, то сказуемое ставится в форме единственного числа : Тысяча человек вышла на субботник.

    9. Если в состав подлежащего входят слова около, менее, более, свыше , то сказуемое можно использовать как в единственном , так и во множественном числе : Более ста студентов занимается (занимаются) научной работой.

    Большинство проектов документов должны быть согласованы. Согласование проекта документа бывает внутренним (его также называют визированием) и внешним (то есть проведение экспертизы решения в других организациях). Внешнее согласование проводится после визирования и осуществляется только в тех случаях, когда проект документа затрагивает интересы других организаций. При данном виде согласования на последнем листе проекта документа, под реквизитом «подпись» ближе к нижнему полю документа, оформляется реквизит «гриф согласования документа», требования к которому приведены в п. 3.23. ГОСТ Р 6.30-2003.

    Гриф согласования состоит из слова СОГЛАСОВАНО, наименования должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, ее расшифровки и даты. Если содержание документа затрагивает интересы нескольких организаций, то грифы согласования могут располагаться на отдельном листе согласования. При этом на основном документе в месте, предусмотренном для расположения грифов согласования, делается отметка «Лист согласования прилагается».

    При внутреннем согласовании или визировании проект документа анализируют уполномоченные должностные лица внутри организации с целью оценки целесообразности издания документа предложенного содержания, заявленных сроков исполнения решения и соответствия текста проекта действующему законодательству и локальным нормативным актам.

    Результат внутреннего согласования должностное лицо оформляет визой, которая выражает его согласие или несогласие с содержанием проекта документа. При наличии принципиальных замечаний визирующий должен указать их и приложить к проекту документа.

    Внутреннее согласование осуществляется от низшего уровня компетенции к высшему. То есть первую визу в большинстве случаев ставит ответственный разработчик (исполнитель) проекта, следующим визирующим лицом будет являться его непосредственный руководитель. Затем проект согласуют руководители подразделений, чьи интересы затрагивает данный проект (в том числе проект документа при необходимости согласуют руководитель службы документационного обеспечения управления (службы ДОУ), руководитель юридической службы). Если документ будет подписывать руководитель организации, то последним согласующим лицом, как правило, является его заместитель, курирующий вопросы, затронутые в проекте.

    В правовых актах, регламентирующих делопроизводство и принятых на общегосударственном уровне, работа с проектами, в т. ч. процесс согласования, практически не описывается. Некоторая информация по согласованию отдельных видов документов содержится в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти , утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76:

    Обеспечение качественной подготовки проектов приказов (распоряжений) по основной деятельности федерального органа исполнительной власти и их согласование с заинтересованными сторонами возлагается на руководителей подразделений, которые готовят и вносят проект…

    Проекты приказов (распоряжений) и приложения к ним визируются исполнителем и руководителем подразделения, внесшим проект, руководителями подразделений, которым в проекте даются поручения, а также руководителем Службы делопроизводства и юридической службы. Возражения по проекту приказа (распоряжения), возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту.

    Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит переоформлению и повторному согласованию.

    Проекты приказов (распоряжений), представляемые руководителю на подпись, визируются заместителями руководителя в соответствии с распределением обязанностей.

    В связи с тем, что технология работы с проектами документов строго не регламентирована в правовых актах и подробно не описана в учебниках по делопроизводству, в разных организациях она может различаться. Правила работы с проектами документов в конкретной организации должны быть закреплены в инструкции по делопроизводству или ином локальном нормативном акте. Так, например, в части внутреннего согласования в инструкцию по делопроизводству рекомендуется включать следующие положения:

    • обязательные инстанции согласования проектов документов определенных видов;
    • последовательность их согласования;
    • сроки согласования проектов документов должностными лицами организации;
    • зоны ответственности согласующих лиц;
    • правила оформления визы согласования;
    • способ передачи проекта документа согласующим лицам;
    • действия разработчика при возникновении замечаний к проекту документа;
    • форму контроля за соблюдением установленной процедуры согласования.

    Читайте подробнее о исходящих документах по этой ссылке.

    Способы внутреннего согласования проекта документа

    В настоящее время согласование проекта документа в организации может осуществляться традиционным или электронным способом.

    Традиционный способ согласования подразумевает передачу проекта документа в бумажном виде. То есть визирующие лица изучают проект на бумажном носителе и ставят визы согласования непосредственно на проекте документа или на отдельном листе согласования. Правила оформления реквизита «визы согласования документа» содержатся в п. 3.24. ГОСТ Р 6.30-2003, в соответствии с которым при отсутствии замечаний виза согласования должна включать в себя должность визирующего лица и его подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату визирования. Например:

    Николаев А.В. Николаев

    22.09.2011

    Если у должностного лица имеются замечания к проекту документа, то он излагает их на отдельном листе, подписывает и прикладывает к проекту. Кроме того, в данном случае в визе согласования также делается отметка о наличии замечаний или возражений:

    Замечания прилагаются

    Руководитель юридического отдела

    Николаев А.В. Николаев

    22.09.2011

    Руководитель финансово-экономического отдела

    Не согласен В.И. Семенов

    Семенов 22.09.2011

    В соответствии с п. 3.24 ГОСТ Р 6.30-2003:

    Для документа, подлинник которого остается в организации, визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа.

    Для документа, подлинник которого отправляют из организации, визы проставляют в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа.

    Например, на письмах визы оформляются в нижней части лицевой стороны экземпляра (копии), оставляемого в организации-авторе, а на приказах - на оборотной стороне последнего листа.

    Кроме того, ГОСТ Р 6.30-2003 допускает, по усмотрению организации, полистное визирование проекта документа и его приложений, а также говорит о возможности оформления виз на отдельном листе согласования. Жестких требований к листу согласования нет и организация самостоятельно может разработать его форму.

    Как будет передаваться проект документа от одного визирующего лица к другому при традиционном способе согласования, также определяется организацией. Обычно передачу проекта документа визирующим лицам осуществляет непосредственно его разработчик, реже эта обязанность возлагается на службу ДОУ. Однако любой из этих способов занимает достаточно много времени. А из-за этого визирование, как правило, растягивается на продолжительный период и намного превышает время, необходимое уполномоченным должностным лицам на анализ содержания проекта.

    Кроме того, при передаче на согласование проекта документа на бумажном носителе обычно используется последовательный маршрут движения проекта. Это означает, что в одно и то же время проект документа может находиться только у одного из согласующих лиц.

    На практике часто бывают такие случаи, когда проект документа на одном из этапов визирования должны согласовывать руководители одного уровня и очередность их согласования не имеет никакого значения. То есть в данной ситуации использование последовательного маршрута также будет увеличивать время, необходимое на согласование проекта документа.

    Традиционный способ согласования имеет ряд и других недостатков, который можно ликвидировать за счет перехода на согласование проектов документов в электронном виде.

    Электронный способ согласования подразумевает, что проект согласуется в электронном виде с использованием компьютеров и специального программного обеспечения. Чаще всего электронное согласование осуществляется в СЭД.

    При электронном согласовании в СЭД разработчик (исполнитель) проекта документа должен заполнить специальную электронную карточку проекта документа, указав в ней основные данные проекта. Сам проект документа обычно прикрепляется к данной карточке в виде файла или нескольких файлов. Также в электронной карточке должен быть задан маршрут движения проекта, т.е. последовательность его согласования должностными лицами. Маршрут движения может указывать непосредственно разработчик проекта (такой вариант целесообразно использовать, когда состав согласующих зависит от тематики проекта) или он может автоматически определяться СЭД (такой вариант удобен для тех видов проектов документов, которые имеют постоянный состав согласующих лиц). При этом многие СЭД позволяют использовать при согласовании проектов документов один из трех видов маршрутов:

    • последовательный;
    • параллельный;
    • параллельно-последовательный.

    При выборе последнего вида маршрута визирующие лица разделяются на несколько групп: внутри одной группы согласование осуществляется параллельно, а между разными группами - последовательно.

    То есть сначала проект документа получают на согласование одновременно участники первой группы, они могут согласовывать проект в любой последовательности. Участники второй группы получат одновременно проект документа на согласование после того, как все участники первой группы поставят свои визы.

    СЭД также позволяет задавать время, в течение которого каждый из согласующих лиц должен поставить свою визу. Время ввода визы в систему автоматически фиксируется. Соответственно на основании этих данных можно выявить, какие визирующие лица постоянно задерживают процесс согласования и оценить объем работы с проектами каждого из участников согласования.

    Отметим, что в СЭД все участники согласования работают с единой электронной карточкой. Другими словами, после заполнения и сохранения электронная карточка в соответствии с заданным маршрутом становится доступна визирующим лицам, которые оперативно узнают об этом благодаря специальной системе оповещений и получают набор прав, необходимых для согласования проекта.

    Так, например, согласующее лицо может изучить проект (предыдущие версии проекта), внести в электронную карточку свои визы, а при необходимости и замечания. В итоге все данные по работе с проектом автоматически собираются в единой регистрационной карточке. Соответственно, если документ будет подписываться на бумажном носителе, а не в электронном виде, после согласования из системы можно распечатать завизированный проект и лист согласования, заверить их и передать на подписание руководителю.