Сложно ли сдать информатику. О нас

Когда девятиклассник становится перед выбором предметов для сдачи на ОГЭ, то возникаем вопрос - к каким предметам будет легче подготовиться?

В 2017 году нужно сдавать 4 предмета, а в 2018 - уже 5. Из них русский язык и математика являются обязательными, т.е. в любом случае к ним придется усилить свою подготовку. Дальше выбор предметов зависит от того, хотите ли вы остаться в школе или пойти учиться в колледж?

Если вы хотите продолжить обучение в престижном колледже, то вам стоит сходить на День открытых дверь и узнать, какие предметы и какие результаты нужны, чтобы поступить. В этом случае у вас выбор невелик - придётся готовить необходимые предметы. В случае, если вы решили остаться в 10-11 классах, стоит задуматься о том, в какой вуз вы пойдете после 11 класса, и выбрать нужные предметы и начать готовиться уже в 9 и пробовать силы на ОГЭ. Это, конечно, в идеале.

А что если вы еще не выбрали, кем быть? Что если вы просто хотите окончить школу, а там будь что будет? В таком случае вам нужно выбрать предметы полегче.

Хотим сразу предупредить, что все школьные предметы достаточно сложные. И понятие «лёгкости» ОГЭ по какому-либо предмету достаточно условное. Кому-то может показаться ОГЭ по информатике лёгким экзаменом, а кому-то ОГЭ по химии. Тут можно дать одну рекомендацию. Выбирайте предметы, по которым у вас в школе сильный преподаватель. Вам покажется, что готовиться очень сложно, что учитель много от вас требует, что он очень строгий и т.п., но это цена успеха на экзамене.

Обзор предметов

Обществознание

Почему-то многие ребята выбирают этот предмет и считают его легким. Это совсем не так. Объем материала большой, заданий много - есть и тестовая часть, и вопросы, на которые нужно дать письменный ответ, а также задание с развёрнутым ответом. В общем, ОГЭ по обществознанию простым назвать сложно.

Химия

Уже традиционно этот предмет выбирают немногие. Сами преподаватели создали миф, что химия - это очень сложно. Но мы так не считаем. В основном в ОГЭ проверяют знания по неорганической химии и элементарным основам органической. Если добросовестно готовиться, то ОГЭ можно сдать без особых проблем и на хорошую оценку.

Литература

Многие думают: «Ну, уж этот предмет сдать проще простого». Хотим вас расстроить, это один из самых объемных и сложных в плане выполнения предметов. На ОГЭ по литературе нет тестов. Вы должны сделать 4 задания - 3 мини-сочинения и 1 большое полноценное эссе. То есть при подготовки нужно будет и много читать, и много тренироваться в написании сочинений.

Информатика

У многих может сложиться неправильное мнение, что если имеются хорошие навыки работы с компьютером, то это поможет сдать ОГЭ по информатике. Это далеко не так. Чтобы сдать ОГЭ по информатике нужно в рамках школьной программы хорошо знать языки программирования, алгоритмы, блок-схемы, логику, математику и пр. На ОГЭ по информатике также есть задачи, теоретические вопросы и пр. Сдать этот экзамен на высокий балл достаточно сложно.

География

Этот предмет заслуживает особого внимания. Многие считают его незначительным и ненужным, тогда как предмет очень важный и много где требуются знания по нему. Однако сам экзамен не из легких. Нужно уметь пользовать картами, строить азимуты, разбираться в розах ветров, читать специальные карты, знать экономику и пр. Подготовка к этому экзамену сложная, но очень интересная.

Физика

Экзамен сложный. Обилие задач, теоретических вопросов, прикладных заданий, а также лабораторная работа делает подготовку к этому экзамену тяжелой. Мало знать предмет, нужно еще знать математику, считать в уме, логически мыслить и пр. Оценки по этому предмету традиционно низкие по всей стране.

Биология

Этот предмет нужен тем, кто собирается поступать в медицинские училища и колледжи. ОГЭ по биологии мало чем отличается от ЕГЭ. Объём большой, много заданий, есть даже задачи. Сдать на высокий балл сложно.

Иностранный язык

Этот предмет нужно выбирать тем, кто уже долгое время его изучает, общается в сетях на иностранном языке, дома кто-то говорит на иностранном языке. Экзамен вообще проходит в два этапа - устный и письменный. Сдать его тяжело, особенно устную часть. Но и письменная сторона тоже вызывает затруднения.

История

Даты, личности, события - это все про ОГЭ по истории. Предмет сложный, а экзамен тем более. Большой объем информации, сложные задания делают этот предмет самым непопулярным. Сдавать тяжело, готовиться тоже.

В итоге, мы можем с полной уверенностью сказать, что ОГЭ по любому предмету легким не станет. Без подготовки к экзамену обойтись сложно, потому что высока вероятность просто не сдать. Готовиться нужно по каждому предмету, подготовка должна быть ежедневной. Желательно под руководством опытного наставника - учителя или репетитора.

Каждый старшеклассник, мечтающий о будущем в ІТ-сфере, в первую очередь волнуется о том, как подготовиться к ЕГЭ по информатике. В обычной школе этому предмету отводится в неделю не более двух часов. Хотя сама программа обучения предусматривает немало сложных тем. Поэтому подготовка к ЕГЭ на уроках информатики в школьной среде - дело непростое. Чтобы получить высший балл, школьникам следует посвятить свободное время дополнительным занятиям, так они смогут получить нужные знания, либо изучать предмет самостоятельно.

Структура и специфика

Экзамен длится 3 часа 55 минут и представлен 27 заданиями; проходной минимум составляет 40 баллов. При этом расчет осуществляется следующим образом: первые 23 задания позволяют набрать 23 балла максимум (в сумме), а 4 задания, предполагающие развернутый ответ, могут обеспечить 12 баллов суммарно. Всё это вместе приводят к 100-балльной системе.

Тестов с выбором правильного варианта нет, это изменение было произведено пару лет назад и теперь участникам нужно самим вписывать ответ.

Сложно ли сдавать ЕГЭ по информатике при таком раскладе? Для тех, кто хорошо разбирается в точных науках - нет, тем же, кто рассчитывал найти правильные ответы методом подбора - намного труднее.

Кроме того, перспектива сдавать информатику на компьютерах, а не на бланках пока не предполагается. Связано это со слабой технической оснащенностью некоторых школ Москвы и, в особенности, дальних регионов.

На что нужно обратить особое внимание

Тем, кто хочет получить доступ в мир информационных технологий, в первую очередь важно изучить:

  • кодирование информации;
  • логику, алгоритмы и элементы их теории;
  • систему счисления;
  • компьютерный эксперимент и моделирование;
  • этапы программирования;
  • числовую информацию и ее обработку;
  • строение компьютерных сетей и компьютеров;
  • хранение информации и технология ее поиска.

Среди вышеперечисленных тем есть те, которым в школах почти не уделяется внимание, подготовка к их выполнению требует особого подхода. Но есть и несложные темы, трудностей с которыми не возникает почти ни у одного школьника.

В общем, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике, нужно реально оценивать свои силы и обращаться за помощью к преподавателю, если что-то не знаете. Самостоятельная подготовка требует времени, а сдать предмет с нуля - немалых усилий. При этом достичь успеха на ЕГЭ по информатике можно соблюдая три простых правила:

  1. Выполнять большое количество упражнений.
  2. Анализировать ошибки.
  3. Внимательно читать и даже перечитывать условия задачи.

Важно помнить, что сдать экзамен будет сложнее тем ученикам, у которых наблюдаются проблемы с математикой, так как оба предмета, имея непосредственное отношение к сфере информационных технологий, тесно переплетаются.

ЕГЭ по информатике позади. Мои ученики сдали экзамен хорошо: 79, 81, 88 баллов. Это достойный результат. При этом самые сильные могли претендовать на 90-100. Так в чем же дело? Где «потерялись» недостающие баллы?

Вот закономерность: все эти ученики выполнили ВСЕ задания с развернутым ответом (часть С) на высший или почти высший балл. То есть высший балл за всю С-часть и потеря 20 и более баллов на ерундовых задачах. Ситуация повторяется из года в год, а потому я не считаю ее случайной. Эта ситуация характерна именно для ЕГЭ по информатике.

Структура ЕГЭ по информатике

Давайте рассмотрим структуру экзаменационной работы ЕГЭ по информатике. Всего в работе 27 заданий. Из них 23 с кратким ответом (бывшая часть B) и 4 с развернутым ответом (бывшая часть С).

В экзаменационной работе есть задания, требующие хорошего знания математики, логики, умения анализировать и абстрактно мыслить. Есть также задачи, основанные на аккуратном, монотонном исполнении алгоритма или переборе вариантов. То есть ученику предоставляется возможность поработать, как компьютер.

Задания с кратким ответом оцениваются в 1 балл, задания с развернутым ответом – в 3, 2, 3 и 4 балла. Таким образом, за первую часть можно получить максимально 23 балла, а за вторую 12.
Видите, насколько велик вес первой части?

В спецификации Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ указано рекомендованное время на выполнение каждого задания.

На первую часть ЕГЭ по информатике рекомендовано потратить полтора часа (включая проверку и переписывание на бланк). На вторую часть остается 2,5 часа. Это очень правильная рекомендация. Если планируешь сделать всю вторую часть, больше часа на решение первой части тратить нельзя. Еще полчаса уйдут на проверку и переписывание!

Но что такое час на 23 задания? Правильно, это меньше 3 минут на каждое! Я считаю, что задания первой части довольно простые для большей части учеников, но они часто требуют аккуратного перебора и анализа большого объема данных. Даже в случае отличного понимания предмета требования почти невыполнимые! При полном понимании хода решения задачи просто не хватает времени.

И что же – значит, невозможно решить всю часть 1 на ЕГЭ по информатике быстро и без ошибок, при этом оставив достаточный ресурс времени на сложные задачи части 2?

Конечно же, возможно. Нам поможет опыт подготовки спортсменов к соревнованиям. Я часто говорю ученикам: «Если вы хорошо знаете, как забить гол в ворота из любой позиции, просмотрели много матчей и знаете наизусть все рекомендации лучших тренеров, - это не значит, что вас можно отправлять на чемпионат»!

Здесь понимания недостаточно. Важна практика, безошибочность действий, почти автоматизм в решении конкретного типа задач. А такую практику, как известно, можно получить только большим количеством повторений одинаковых, монотонных действий.

Итак, рецепт достижения нужных временных характеристик есть. Методических материалов, подборок всех типов задач у меня достаточно. Приступаем к делу. И вот здесь ключевой момент…

Аккуратисты и креативщики. Кому из них проще сдать ЕГЭ по информатике?

Вспомним, что людей по восприятию информации, мыслительному процессу, способу построения причинно-следственных связей можно отнести к разным типам: интроверты - экстраверты, рационалы - иррационалы, сенсорики – интуиты и т.д. Не буду заходить на территорию психологов, лишь отмечу в общем, что сильные ученики, претендующие на 90-100 баллов на ЕГЭ по информатике, по способу мышления бывают двух полярно различных типов: Аккуратисты и Креативщики.

Аккуратист: Кропотливый, исполнительный, усидчивый.
Креативщик: Быстрый, оригинальный, нестандартно мыслящий.

Аккуратисты обладают хорошим почерком, редко делают вычислительные ошибки, получают удовольствие от идеально выполненной и оформленной работы, даже от рутинного труда. Они замечательно справляются со сложнейшими задачами, основанными на постепенных выводах, расчетах и доказательствах. Однако их ставит в тупик задание неизвестного им типа.

Креативщики - пишут быстро и неразборчиво, обладают развитым абстрактным мышлением, большим спектром знаний в различных областях, умением находить красивые и неожиданные решения самых необычных задач. Однако они категорически не приемлют рутинный монотонный труд. Им сложно и скучно заставить себя выполнять понятные действия.

В жизни эти типы выражены не так резко. Ученик может обладать и теми, и другими качествами.
Что же происходит на экзамене по информатике?

Те ученики, которые безошибочно выполняют сложные задания второй части ЕГЭ по информатике (особенно 27-ю задачу), ближе к Креативщикам. А потому заставить их выполнять большое домашнее задание, состоящее из простых, однотипных, но очень объемных заданий, очень сложно. Их раздражает необходимость тратить время на многократное повторение одних и тех же понятных действий.

Сильные ученики на вопрос о выполнении домашнего задания обычно отвечают: «Сделал первые 3 задачи, остальные точно такие же, и так ясно, как их делать». То есть изучил технику забивания гола вместо того, чтобы часами бегать по стадиону.

В результате я снова после экзамена слышу одну и ту же фразу: «Задания были очень простые, мне просто не хватило времени».

Вывод очевиден. Нужно осознать, что ЕГЭ по информатике отличается от ЕГЭ по другим техническим дисциплинам наличием объемных, нетворческих, монотонных задач, требующих аккуратности и быстроты выполнения. А потому при подготовке наряду с изучением нового материала, решением сложных интересных задач, нужно больше «бегать по стадиону», нарабатывая нужные автоматические навыки.

И вот тогда ваш блистательный гол, ваши 100 баллов за ЕГЭ по информатике станут вполне реальной целью.

ЕГЭ по информатике позади. Мои ученики сдали экзамен хорошо: 79, 81, 88 баллов. Это достойный результат. При этом самые сильные могли претендовать на 90-100. Так в чем же дело? Где «потерялись» недостающие баллы?

Вот закономерность: все эти ученики выполнили ВСЕ задания с развернутым ответом (часть С) на высший или почти высший балл. То есть высший балл за всю С-часть и потеря 20 и более баллов на ерундовых задачах. Ситуация повторяется из года в год, а потому я не считаю ее случайной. Эта ситуация характерна именно для ЕГЭ по информатике.

Структура ЕГЭ по информатике

Давайте рассмотрим структуру экзаменационной работы ЕГЭ по информатике. Всего в работе 27 заданий. Из них 23 с кратким ответом (бывшая часть B) и 4 с развернутым ответом (бывшая часть С).

В экзаменационной работе есть задания, требующие хорошего знания математики, логики, умения анализировать и абстрактно мыслить. Есть также задачи, основанные на аккуратном, монотонном исполнении алгоритма или переборе вариантов. То есть ученику предоставляется возможность поработать, как компьютер.

Задания с кратким ответом оцениваются в 1 балл, задания с развернутым ответом – в 3, 2, 3 и 4 балла. Таким образом, за первую часть можно получить максимально 23 балла, а за вторую 12.
Видите, насколько велик вес первой части?

В спецификации Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ указано рекомендованное время на выполнение каждого задания.

На первую часть ЕГЭ по информатике рекомендовано потратить полтора часа (включая проверку и переписывание на бланк). На вторую часть остается 2,5 часа. Это очень правильная рекомендация. Если планируешь сделать всю вторую часть, больше часа на решение первой части тратить нельзя. Еще полчаса уйдут на проверку и переписывание!

Но что такое час на 23 задания? Правильно, это меньше 3 минут на каждое! Я считаю, что задания первой части довольно простые для большей части учеников, но они часто требуют аккуратного перебора и анализа большого объема данных. Даже в случае отличного понимания предмета требования почти невыполнимые! При полном понимании хода решения задачи просто не хватает времени.

И что же – значит, невозможно решить всю часть 1 на ЕГЭ по информатике быстро и без ошибок, при этом оставив достаточный ресурс времени на сложные задачи части 2?

Конечно же, возможно. Нам поможет опыт подготовки спортсменов к соревнованиям. Я часто говорю ученикам: «Если вы хорошо знаете, как забить гол в ворота из любой позиции, просмотрели много матчей и знаете наизусть все рекомендации лучших тренеров, - это не значит, что вас можно отправлять на чемпионат»!

Здесь понимания недостаточно. Важна практика, безошибочность действий, почти автоматизм в решении конкретного типа задач. А такую практику, как известно, можно получить только большим количеством повторений одинаковых, монотонных действий.

Итак, рецепт достижения нужных временных характеристик есть. Методических материалов, подборок всех типов задач у меня достаточно. Приступаем к делу. И вот здесь ключевой момент…

Аккуратисты и креативщики. Кому из них проще сдать ЕГЭ по информатике?

Вспомним, что людей по восприятию информации, мыслительному процессу, способу построения причинно-следственных связей можно отнести к разным типам: интроверты - экстраверты, рационалы - иррационалы, сенсорики – интуиты и т.д. Не буду заходить на территорию психологов, лишь отмечу в общем, что сильные ученики, претендующие на 90-100 баллов на ЕГЭ по информатике, по способу мышления бывают двух полярно различных типов: Аккуратисты и Креативщики.

Аккуратист: Кропотливый, исполнительный, усидчивый.
Креативщик: Быстрый, оригинальный, нестандартно мыслящий.

Аккуратисты обладают хорошим почерком, редко делают вычислительные ошибки, получают удовольствие от идеально выполненной и оформленной работы, даже от рутинного труда. Они замечательно справляются со сложнейшими задачами, основанными на постепенных выводах, расчетах и доказательствах. Однако их ставит в тупик задание неизвестного им типа.

Креативщики - пишут быстро и неразборчиво, обладают развитым абстрактным мышлением, большим спектром знаний в различных областях, умением находить красивые и неожиданные решения самых необычных задач. Однако они категорически не приемлют рутинный монотонный труд. Им сложно и скучно заставить себя выполнять понятные действия.

В жизни эти типы выражены не так резко. Ученик может обладать и теми, и другими качествами.
Что же происходит на экзамене по информатике?

Те ученики, которые безошибочно выполняют сложные задания второй части ЕГЭ по информатике (особенно 27-ю задачу), ближе к Креативщикам. А потому заставить их выполнять большое домашнее задание, состоящее из простых, однотипных, но очень объемных заданий, очень сложно. Их раздражает необходимость тратить время на многократное повторение одних и тех же понятных действий.

Сильные ученики на вопрос о выполнении домашнего задания обычно отвечают: «Сделал первые 3 задачи, остальные точно такие же, и так ясно, как их делать». То есть изучил технику забивания гола вместо того, чтобы часами бегать по стадиону.

В результате я снова после экзамена слышу одну и ту же фразу: «Задания были очень простые, мне просто не хватило времени».

Вывод очевиден. Нужно осознать, что ЕГЭ по информатике отличается от ЕГЭ по другим техническим дисциплинам наличием объемных, нетворческих, монотонных задач, требующих аккуратности и быстроты выполнения. А потому при подготовке наряду с изучением нового материала, решением сложных интересных задач, нужно больше «бегать по стадиону», нарабатывая нужные автоматические навыки.

И вот тогда ваш блистательный гол, ваши 100 баллов за ЕГЭ по информатике станут вполне реальной целью.

Попросту невозможно поступить на бюджет в престижный вуз на популярные специальности, такие как экономика, юриспруденция, компьютерная безопасность и т.п. Обучение на платной основе большинство людей просто не в состоянии - платить от 100 тысяч рублей в год могут лишь единицы.

При этом школьная программа, в большинстве случаев, не включает в себя заложенные в ЕГЭ темы. Да и большинство школьных учителей не в состоянии дать ученику тот уровень, который необходим для получения высоких баллов. От учащихся часто можно услышать о переписывании учебников вместо грамотного обучения, решении на уроках совсем не тех примеров, которые им нужны, малого количества нужных им уроков.

Что же делать ученику и родителям в таком случае? Большинство родителей стараются найти своему чаду профессионального учителя по необходимому предмету, что, в принципе, правильно, особенно если брать такие предметы, как математика и физика. Подготовка к этим предметам крайне сложна: для сдачи математики необходимо прорешать огромное количество различных вариантов заданий, в физике - знать все необходимые законы, формулы, и уметь их применить.

Принцип сдачи экзамена по информатике кардинально отличается от сдачи названных выше предметов. Во-первых, большинство заданий - типовые, и, чтобы их выполнить, не нужно прорешивать сотни разных вариантов. Во-вторых, некоторая часть заданий рассчитана на умение соображать логически. Многие ученики, впервые взяв пробный вариант по информатике, искренне удивляются тому, что задания похожи на головоломки, и начинают решать их в свободное время просто ради интереса.

Здесь нужно понимать, что некоторые задания крайне сложны, и потребуют от ученика максимума усилий не только для их решения, но даже для понимания того, чего от него вообще хотят. Однако для получения проходного балла (40 баллов в 2013 году) нужно просто несколько часов покорпеть над заданиями. И это при практически нулевой базе знаний по предмету.

Задания ЕГЭ по информатике можно разделить на несколько основных блоков:

  1. Программирование. Традиционно самый сложный раздел экзамена. Проблема заключается в том, что в большинстве общеобразовательных школ учителя дают минимальный уровень по программированию, а то и вовсе обходят эту тему стороной. И ученик просто не может понять основных принципов работы программы. Однако в современном интернете есть огромное количество справочных материалов, написанных понятным школьнику языком. И все же для изучения этой темы крайне желательно нанять репетитора, хотя бы для получения базовых знаний.
  2. Логика. Второй по сложности раздел экзамена. Для выполнения большинства заданий необходимо решить логическое уравнение или систему, уметь работать с множествами.
  3. Количество информации. Что может быть проще, чем посчитать количество байт в текстовом документе? При том, что дано количество символов в этом документе и размер каждого символа.
  4. Электронные таблицы. Здесь нужно знать основные математические функции программы MS EXCEL и принцип адресации ячеек в таблице. Excel установлен у большинства людей с пакетом Microsoft Office, и прорешать задания дома не составляет труда.
  5. Работа с системами счисления. Тут нужно будет вспомнить начальную школу : умение делить с остатком и решать примеры столбиком, т.к. калькулятором на ЕГЭ пользоваться запрещено.
  6. Различные задания на мышление, логику, счет.

Разумеется, при должном желании, подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и набрать 60-80 баллов вполне возможно, однако крайне желательно найти репетитора, или, в крайнем случае, просто разбирающегося в информатике человека, который сможет указать на ошибки и подсказать верное решение. Приходить к такому человеку достаточно раз в неделю-две с выписанными заданиями, в которых возникли проблемы. И, разумеется, активно использовать интернет - на форумах по программированию, в социальных сетях, на тематических сайтах огромное количество всевозможных заданий с подробным решением.