Слова с соединительной гласной е. Сложные слова. Соединенные о, е в сложных словах. Слова с соединительной гласной «о» и «е»

Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог

Оборудование: презентация, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово

Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.

Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым

II. Актуализация знаний

Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад .
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам рассада .
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод .
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(А. Е. Измайло в)

III Работа над новой темой .

1.Видео «Сложные слова в русском языке»

2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.


- Какова же тема нашего урока?

Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:

сложением целых слов: школа-интернат ;

основ слов с соединительной гласной: пароход;

части основы слова с целым словом: детсад;

сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .

В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .

Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.

Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.

Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.

(Слова записаны на доске)

Верхолаз←верх, лазить

Нефтепровод ← нефть, проводить
Пешеход ← пеший, ходить
Овощерезка ← овощи, резать
Птицефабрика ← птица, фабрика

3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)

Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)

Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?

4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – трудолюбивый.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – дружелюбное.

6.Физмнутка

7. Задание:

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

правильно

проводить


8.Кроссворд

(Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

9. Словарная работа

МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

10. Игра «Менеджер по закупкам»

Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о

11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам

12. Творческая работа.

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

(чаепитие)

помогать взаимно

(взаимопомощь)

любить труд

(трудолюбие)

люди одной фамилии

(однофамильцы)

тот, кто ходит пешком

(пешеход)

старший класс

(старшеклассник)

13. Работа с карточками. Проверь себя

Пар…ходство

Растен…водство

Олен…водство

Басн…писец

Власт…любие

Кон...водство

Песн...пение

Прав...писание

Язык...знание

Стал...вар

Гряз…лечение

Хлеб...резка

Газон...косилка

Птиц...лов


IV . Закрепление темы

Оперативный контроль.

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.

1. Сложные слова – это все длинные слова.

2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.

3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.

4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.

5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.

6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

В русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:


Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

Слова с соединительной "о"

Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:

  • железнодорожный;
  • фабрично-заводской;
  • лесостепь;
  • народно-освободительный;
  • железобетон.

Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".

Слова с соединительной "е"

Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

  • древнерусский;
  • пешеход;
  • овощехранилище;
  • птицелов;
  • кожедел;
  • кашевар;
  • общежитие;
  • путешественник;
  • бурелом;
  • дождемер.

Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".

Варианты основ

Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  1. Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
  2. Первая часть - глагол в вертихвостка, перекати-поле.
  3. Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.

Когда соединительная гласная не нужна

В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  1. Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  2. В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
  3. Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  4. Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  5. Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  6. Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.

Правописание сложных слов

Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.

Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.

Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

кашЕвар (каша + варить)

птицЕлов (птица + ловить)

пешЕход (пеший + ходить)

дождЕмер (дождь + мерить)

пылЕсос (пыль + всасывать)

птицЕфабрика (птица + фабрика)

нефтЕпровод (нефть + проводить)

овощЕхранилище (овощ + хранить)

путЕшествие (путь + шествовать)

мышЕловка

морЕплаватель

грязЕлечение

сталЕвар

кораблЕкрушение

землЕмер

свежЕмороженый

вездЕход

вездЕсущий

солнцЕстояние

Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

самОвар (сам + варить)

водОпад (вода + падать)

ледОкол (лёд + колоть)

языкОвед (язык + ведать)

снегОпад (снег + падать)

вертОлёт (вертикально + летать)

стеклОрез (стекло + резать)

бетонОмешалка (бетон + мешать)

зверОлов (зверь + ловить)

домОсед (дома + сидеть)

фотОаппарат

автОколонна

светОдиод

электрОпила

тестОмешалка

Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е . Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый .

Соединительная гласная О

После основ на твердый согласный (кроме ж , ш и ц ) пишется буква о , например: миро воззрение, вольно любивый .

В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о , например: басно писец, крово обращение .

Соединительная гласная Е

После основ на мягкий согласный, на й , на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е , например: море плаватель, крае ведение, пеше ход, птице водство, сине глазый, больше крылый .

В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление .

Примечание

Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я , поэтому пишутся с буквой и .

Сложные слова с числительными

Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пяти летка (пяти лет), одиннадцати метровый (одиннадцати метров), сорока минутный (сорока минут).

Числительные сто и девяносто , входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие , девяностолетие .

С буквой о пишется и слово сороко ножка .

Числительное тысяча , входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е , например: тысяче летие .

(6 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Русский язык
6 класс

33. Соединительные о и е в сложных словах

Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней . Сложные слова образуются из основ исходных слов (пар, возить → паровоз), из целых слов (диван, кровать → диван-кровать).

При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е.

Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных, а какая - после мягких согласных, шипящих и ц !

167 . Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Какие из этих сложных слов появились позднее других? Составьте с любыми двумя записанными словами сложные предложения.

Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ, проводить. Лёд, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Луна, ходить. Путь, шествовать.

168 . Выпишите сложные слова, обозначая условия выбора соединительных owe. Затем спишите остальные слова, обозначая в них суффиксы.

И..следователь, дожд..мер, закр..питель, выключатель, обозр..ватель, пчел..вод, уч..тчик, пар..ход, язык..вед, глаз..мер, сч..тчик, лётчик-испытатель.

169 . Корни, приведённые в рамке, чаще других встречаются во второй части сложных существительных. Подберите и запишите по 2-3 слова с каждым из них. С двумя сложными существительными составьте предложения, которые помогали бы понять значение этих существительных.