Слепнев маврикий трофимович. В снегах севера читать онлайн, слепнев маврикий трофимович

Родился в семье крестьянина. Русский.

Первоначальное образование - н/среднее. Участник Первой мировой войны.

Окончил Гатчинскую лётную школу в 1917 году. В РККА с 1918 года. В Гражданскую войну был военным инженером 25-й стрелковой дивизии. В 1923 окончил Высшую школу военных лётчиков. С 1925 года - лётчик ГВФ.

Осваивал воздушные пути в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Арктике. В феврале 1934 года вместе с Г. А. Ушаковым и С. А. Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев. За один рейс вывез с льдины 5 человек, позже эвакуировал больного О. Ю. Шмидта на лечение в США. С 1935 командир подразделений дирижаблей. В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию. С 1939 года - начальник Академии ГВФ.

В годы Великой Отечественной войны, в 1941-1942, был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.

Член ВКП(б)/КПСС с 1934 года. Член ЦИК СССР в 1935-1938 годах.

Награды

  • За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, Слепнёву Маврикию Трофимовичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 5).
  • Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Красного Полумесяца Таджикской ССР, медалями.

Память

  • В честь Слепнёва была выпущена почтовая марка СССР и почтовый конверт России.
  • Именем лётчика названы:
    • Улица Слепнёва в Москве .
    • Улица Слепнёва в Ярославле .
    • Улица Слепнева в Одессе, Украина .
    • Улица в микрорайоне «Аэродром» города Гатчины , в этом же микрорайоне установлена мемориальная доска.
    • Самолёт «Ил-76ТД» МЧС России.

    Почтовый конверт



С лепнёв Маврикий Трофимович - лётчик Полярной авиации, один из первых Героев Советского Союза.

Родился 15 (27) июня 1896 года в деревне Ямсковичи ныне Кингисеппского района Ленинградской области. Русский. Учился в торговой школе, работал на заводе электроаппаратуры.

В Русской императорской армии с 1914 года. В 1915 году окончил школу прапорщиков. Участник первой мировой войны. В 1917 году окончил Гатчинскую лётную школу. Был командиром авиаотряда. Последнее воинское звание - штабс-капитан.

Участник Октябрьской Революции 1917 года в Петрограде, командовал отрядом Красной гвардии в Лужском районе города.

В Красной Армии с февраля 1918 года, доброволец. С февраля 1918 года - заместитель начальника авиагруппы Лужской стрелковой дивизии (Петроград). С сентября 1918 по февраль 1919 года - командир 1-го отряда, затем лётчик Ярославской авиагруппы. В 1919 году окончил курсы при Военно-инженерной академии РККА. Участник Гражданской войны: с октября 1919 года воевал в должности военного инженера 25-й стрелковой дивизии (Восточный и Западный фронты).

В июле 1923 года окончил Московскую высшую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 1925 года – лётчик Гражданского Воздушного Флота СССР (ГВФ) с оставлением в кадрах РККА; осваивал новые воздушные трассы в Средней Азии (при этом в 1925-1928 годах неоднократно выполнял боевые задания командования РККА в ходе боевых действий против басмачей), с 1929 - в Восточной Сибири, с 1931 года - в Арктике. В 1929 году на Чукотке отыскал пропавших американских лётчиков Эйельсона и Борланда, вывез их тела в США.

С 1933 года - инженер-пилот авиационного управления Главсевморпути в Москве. Участник эпопеи спасения потерпевшего катастрофу в Северном Ледовитом океане ледокола "Челюскин": в феврале 1934 года вместе с Г.А.Ушаковым и С.А.Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев. За один рейс вывез с льдины 5 человек, позже эвакуировал больного О.Ю.Шмидта с Чукотки на лечение в США.

За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, Слепнёву Маврикию Трофимовичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (после учреждения особого знака отличия 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 5).

В 1934-1935 годах - командир авиационного отряда в НИИ ГВФ. В 1936 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. С 1936 года – заместитель начальника, в 1937-1939 – начальник Главной инспекции ГВФ; одновременно в 1935-1937 командовал подразделением дирижаблей. С 1939 по 1940 годы – начальник Академии ГВФ. В 1941 году окончил курсы усовершенствования при Академии Генерального штаба РККА

Участник Великой Отечественной войны: с августа 1941 года – заместитель командира 63-й авиабригады ВВС Черноморского флота. С января 1942 года проходил службу в Главном Управлении ВВС ВМФ: командир по формированиям, с сентября 1942 - начальник 5-го отдела, с января 1943 года - начальник отдела перелётов.

С октября 1944 года - старший офицер по воздушному праву международно-правового отдела в Главном штабе ВМФ СССР. С 1946 года полковник М.Т.Слепнёв – в отставке.

Жил в Москве. Занимался литературной работой. Умер 19 декабря 1965 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 6).

Полковник (1936). Награждён двумя орденами Ленина (20.04.1934, 21.02.1945), орденами Красного Знамени (3.11.1944), Красного Полумесяца Таджикской ССР, медалями "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", другими медалями. Его именем названа улица в Москве.

Сочинения:
В снегах Сибири. М., 1930;
Первые Герои Советского Союза. М., 1955.

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).

Родился 27.06.1896 г. в деревне Ямсковичи Ленинградской области в семье крестьянина. Русский. Окончил торговую школу, а затем экстерном сдал экзамены за полный курс кадетского корпуса. В 1914 г. был призван в армию вольноопределяющимся. В 1915 г. с отличием окончил школу прапорщиков. Участвовал в I-й мировой войне. Воевал в Галиции. Был дважды ранен. В 1917 г. кончил Гатчинскую военную авиашколу. Был командиром авиаотряда. К концу войны дослужился до штабс-капитана.

В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был военным инженером-фортификатором 25-й стрелковой дивизии Восточного фронта. Занимался сооружением переправ и полевых укреплений, обслуживал единственный в дивизии бронеавтомобиль. В 1923 г. окончил Московскую авиашколу, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 1925 г. работал лётчиком ГВФ. Осваивал воздушные пути в Средней Азии. Награжден орденом Красного Полумесяца Таджикской ССР. Затем летал на Дальнем Востоке и в Арктике. В 1929 г. у берегов Чукотки зазимовали американская шхуна «Нанук» с грузом закупленной пушнины и советский пароход «Ставрополь». Помощь в эвакуации осуществляли советские и американские летчики. При этом пропали без вести американский летчик Бен Эйельсон и его бортмеханик Борланд. Место катастрофы и тела погибших в бухте Ангуэма нашел Слепнев. По просьбе американского правительства он перевез останки погибших в США. После возвращения занимался обследованием побережья Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки. Участвовал в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», затертого во льдах. В феврале 1934 г. вместе с Ушаковым и Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев. Хотя Слепнев и Леваневский от Москвы до Аляски добирались на поездах и пароходах, заключительный этап с Аляски до Чукотки был самым трудным: в это время года Берингов пролив и побережье часто закрыты туманом и снегопадами. В США с помощью Амторга были закуплены два самолета Консолидэйтед «Флейстер». Первым на Чукотку вылетел Леваневский с американским бортмехаником Армистедом Клайдом и Ушаковым. Несмотря на очень сложные метеоусловия, он продолжил полет. Но, почти у самой цели, в нескольких километрах от Ванкарема, из-за сильного снегопада потерпел аварию. Самолет был сильно поврежден и к дальнейшим полетам уже непригоден. Более опытный полярник, Слепнев вылетал несколько раз, но, попав в непогоду, возвращался. В конце концов, ему вместе с американским бортмехаником Уильямом Левари удалось благополучно добраться до Ванкарема. Оставив механика на Большой земле, Слепнев вторым после Ляпидевского прилетел в лагерь Шмидта. Ушаков должен был руководить работами по устройству посадочной площадки, которая из-за движения льдов часто повреждалась, а собаки помогали перевозить людей и грузы от лагеря к аэродрому. При посадке у «Флейстера» Слепнева было повреждено шасси, и ему пришлось оставаться на льдине трое суток, пока Молоков не привез ему необходимые запчасти.

Вспоминает подполковник Кренкель: «Наконец наступил день, когда мы получили сообщение о том, что к нам летят самолеты. Это было 7 апреля. Самолетов было три — „Флейстер“ Слепнева, Р-5 Каманин на и Р-5 Молокова. Первыми вылетели Р-5. Все три летчика хотели лететь вместе и прибыть в лагерь одновременно. Поначалу шло все как задумывалось. Однако, когда Слепнев, имея на борту пассажира Г.А. Ушакова, догнал товарищей, он увидел, что за самолетом Молокова тянется шлейф темного дыма. У Василия Сергеевича барахлил мотор. Продолжать полет было опасно, и, сопровождаемый Каманиным (для подстраховки на случай вынужденной посадки), Молоков вернулся в Ванкарем, чтобы исправить повреждения. Вылетая из Ванкарема, Слепнев сообщил по радио: „Буду в лагере через 36 минут“. Я удивился такой точности и посмотрел на часы. Через 37 минут на горизонте показался самолет Слепнева. С большой скоростью он приближался к лагерю, сделал крутой вираж и потом почему-то долго кружился над аэродромом. В лагере недоумевали. При посадке самолетов на сигнальной вышке обычно находился штурман Марков. Так как он должен был сообщить мне о посадке, мы условились: троекратный взмах шапки над головой означает благополучную посадку. Но сколько я не глядел, Марков неподвижно стоял на вышке, никаких знаков не подавал, а потом стал спускаться на лед. Что-то неладно. Так оно и оказалось. Вскоре пришли с аэродрома и рассказали, что случилось. Аэродром был узок, а машина Слепнева обладала высокой посадочной скоростью. Ветер мешал пилоту совершить посадку, несмотря на летное мастерство. Самолет запрыгал, замахал крылышками и, выскочив за пределы аэродрома, подломался. Когда машина остановилась, из нее, словно ничего не случилось, вышел Слепнев. Одет он был с иголочки, что выглядело особенно заметным на фоне наших весьма обшарпанных туалетов: на нем была великолепная меховая куртка, видимо, эскимосского пошива на Аляске, и игривая шапка с меховым помпончиком. Этот пижонский наряд в сочетании с умением Слепнева носить костюм и его великолепным самообладанием не мог не производить впечатления. Слепнев привез ящик американского пива, шоколад, сигареты — одним словом, ему было чем угощать нас, пока механики, во всеоружии опыта, накопленного при штопании и латании бабушкинской „шаврушки“, приступили к исправлению повреждений слепневского самолета». Починив самолет, Слепнев за один рейс вывез с льдины 5 человек. Позже он вывез больного Шмидта на лечение из Ванкарема в Ном, на Аляску. Вспоминает генерал-полковник авиации Каманин: «В самый разгар эвакуации людей со льдины тяжело заболел Отто Юльевич Шмидт. Верный традиции моряков, он настаивал на том, чтобы его вывезли из лагеря последним. Но болезнь оказалась серьезной, и Москва приказала срочно вывезти его в госпиталь для оказания квалифицированной медицинской помощи. Ближайший пункт, где такая помощь могла быть оказана, — Ном на американском континенте. Кому поручить этот ответственный и трудный рейс? По этому поводу мы долго совещались. Больному требовалось обеспечить хотя бы минимальные удобства при перелете. Наши Р-5, несмотря на то, что были надежными в воздухе и могли совершать посадки на ограниченные полосы, для такой цели не годились. В открытой холодной кабине, продуваемой ветрами, в сорокаградусный мороз тяжело больной через десять минут полета превратился бы в ледяную статую. Наиболее подходящими для транспортировки больного являлись тяжелые транспортные машины. Мы остановились на самолете Слепнева. То был американский „флейстер“, одномоторный моноплан с закрытой пассажирской кабиной, купленный вместе с другим „флейстером“ у американцев для спасения челюскинцев. Маврикий Трофимович Слепнев в Америке бывал неоднократно. У американцев он получил „флейстер“, облетал его и после нескольких неудачных попыток сумел сделать бросок с одного континента на другой. В его экипаже находились два механика-американца Армстедт и Левари. Их также надлежало вернуть на Аляску. Словом, имелось немало доводов в пользу того, чтобы выбор остановить на Слепневе. Летное мастерство, мужество и знание Арктики, опыт полетов в ней — качества, присущие Слепневу, были решающими в этом вопросе. Лично мне Маврикий Слепнев с первых минут нашего знакомства на льдине в лагере и в Ванкареме очень понравился своей собранностью, деловитостью, серьезным и вдумчивым отношением к делу и к заданиям любой сложности. Эти качества у крестьянского сына Маврикия Слепнева выработала сама жизнь, многолетняя летная практика. А жизнь Слепнева сложилась интересно и своеобразно. Окончив торговую школу, он несколько лет работал на заводе электрической аппаратуры. В юности сумел экстерном сдать экзамены за полный курс кадетского корпуса. В первую мировую войну прапорщик Слепнев участвовал в боях в болотах Полесья, в горах Буковины, дважды был ранен, контужен. Маврикий мечтал об авиации и добился зачисления на ускоренные курсы Гатчинской школы военных летчиков. Окончив их, он обрел свою настоящую профессию. Гражданская война привела его в ряды бойцов за власть Советов. Слепнев служил дивизионным инженером в легендарной дивизии Василия Ивановича Чапаева. Вместо самолета под ним была верховая лошадь, а в руках вместо штурвала — кавалерийская шашка. После гражданской войны Маврикий Трофимович работал инструктором в Московской высшей школе военной авиации, учил молодежь летать, учился сам.

Летал на самолетах „Добролета“ гражданским пилотом на трассах в Средней Азии. Водил свою машину через Гиндукуш в столицу Афганистана Кабул. Налетав в Средней Азии почти полмиллиона километров, Слепнев перевелся в Сибирь, стал работать на трассе Иркутск — Якутск протяженностью почти 3 тысячи километров над безмолвной тайгой. Суровой зимой 1930 года в лагуне Ангуэма трагически погибли американские авиаторы летчик Эйельсон и механик Борланд. Их искали, но безуспешно. На поиски погибших вылетел Маврикий Слепнев. Во льдах он нашел остатки разбитого самолета и трупы погибших. По просьбе госдепартамента США Слепнев на самолете „СССР-117“ с траурным флагом на борту перевез тела погибших на американскую шхуну. Челюскинская эпопея привела Маврикия Слепнева в США, где он вместе с Леваневским отобрал два самолета, стартовал из Нома вскоре после Леваневского. Самолет попал в пургу, стал обледеневать. Пришлось вернуться, переждать непогоду и стартовать второй раз. На этот раз ему удалось прорваться в Ванкарем, а оттуда в лагерь Шмидта. На посадке машина получила повреждения, на ремонт ушло три дня. Слепнев все же сумел перебросить пятерых челюскинцев в Ванкарем. Да, такому человеку, мужественному летчику можно было доверить труднейшее задание на полет в Америку. И Маврикий Слепнев блестяще с ним справился. Он сумел доставить больного О.Ю. Шмидта на Аляску в Ном, чем удивил американцев. В Номе Маврикию Слепневу вручили радиограмму из Москвы, в которой от имени руководителей партии и правительства говорилось: „Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев“. Америка также восхищалась подвигами русских летчиков и героев челюскинской эпопеи. Американские газеты пестрели сенсациями. Газета „Нью-Йорк таймс“ в одной из передовых статей писала: „В течение многих лет из Арктики не поступало более драматических известий. Мир узнавал о том, что там происходит, ежедневно благодаря радиосвязи, отваге и умению советских летчиков“. Газета заключала, что Шмидт вышел из испытания „с непоколебимой репутацией отважного, жертвующего собой человека, и подвиг советских пилотов продемонстрировал это также“. В газетах многих стран рядом с именем О.Ю. Шмидта стояла фамилия летчика М.Т. Слепнева, оставшегося, несмотря на огромную славу и популярность, скромным человеком, энтузиастом советской авиации». Вспоминает Кренкель: «Вылетая далеко не последним из лагеря, Шмидт рисковал ничуть не меньше. Маврикий Трофимович Слепнев, доставивший Отто Юльевича из Ванкарема на Аляску, в город Ном, рассказывал мне, что американские механики, осмотрев самолет, сказали: - Вам очень повезло! Это чудо, что вы долетели... Дело в том, что во время прыжков самолета на нашем аэродроме лопнули крепления в фюзеляже самолета. Целостность конструкция была нарушена, и все держалось только на обшивке». 20.04.34 г. Слепнев Маврикий Тимофеевич был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 5. Член ВКП(б) с 1934 г. В 1935 г. Слепнев был избран членом ЦИК СССР. С 1935 г. он был назначен командиром учебно-опытной эскадры по эксплуатации дирижаблей. В состав эскадры входило пять кораблей, в т.ч. один полужесткого типа. В 1935 г. «Дирижаблестрой» сдал ГВФ в эксплуатацию полужесткий дирижабль СССР В-7бис «Челюскинец». В ночь с 23 на 24 октября 1935 г. В-7бис вылетел из Гатчины в Петрозаводск. На обратный полет запаса топлива не хватило, и на расстоянии 100 км от базы двигатели остановились. В течение нескольких часов дирижабль дрейфовал к Финской границе, поэтому было принято решение о посадке. При спуске в темноте дирижабль зацепился за провода линии электропередачи, в результате чего возник пожар. Все, кто успел выпрыгнуть из гондолы, спаслись. Горящий дирижабль упал на собачий питомник НКВД, сгорело около ста овчарок. Погиб один член экипажа. Командир дирижабля был осужден на 2 года. В 1936 г. Слепнев окончил ВВА РККА им. Жуковского. В том же году в строй вошел дирижабль СССР В-8 объемом 10 тыс. м3. Его конструкция была аналогична конструкции дирижаблей СССР В-7 и В-7бис. Расположение килевой фермы треугольного поперечного сечения вершиной вверх и применение трехпоясной системы внутренней подвески приблизило поперечное сечение оболочки к кругу. В сочетании с удачной компоновкой аппарата, позволившей значительно сократить количество и размеры отдельных элементов конструкции, выступавших за обводы оболочки, это обусловило относительно небольшую величину коэффициента лобового сопротивления дирижабля.

В 1936 г. Слепнев был назначен заместителем начальника, а в 1937 г. — начальником Главной инспекции ГВФ. В 1937 г. был построен небольшой мягкий дирижабль СССР В-10 объемом 3,6 тыс. м3, предназначенный для обучения и тренировки летного состава. В «Дирижаблестрое» велись работы по проектированию полужесткого дирижабля объемом 55 тыс. м3 со следующими параметрами: длина — 152 м, диаметр миделя — 29 м, высота — 31 м, радиус действия — до 7000 км, крейсерская скорость — 100 км/ч. Кроме того, планировалась постройка двух высотных полужестких дирижаблей с объемами 29 и 100 тыс. м3. Последний аппарат должен был летать на высотах около 11 тыс. м. Однако после В-8 ни один полужесткий дирижабль так и не был создан. Участившиеся катастрофы дирижаблей, в т.ч. гибель цеппелина LZ-129 и советских дирижаблей В-6 и В-10, привели к консервации деятельности «Дирижаблестроя».

22.02.38 г. Слепневу было присвоено воинское звание комбриг. Он также был награжден медалью «ХХ лет РККА». В 1939 г. был назначен начальником Академии ГВФ. В июне 1941 г. окончил КУКС при Военной академии Генштаба.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1941-42 гг. полковник Слепнев был заместителем командира авиабригады ВВС Черноморского флота. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя. В 1942-43 гг. служил в Главном Управлении ВВС ВМФ, с 1944 г. — в Главном штабе ВМФ. С 1946 г. — в отставке. Автор книг: «В снегах Сибири», «Первые Герои Советского Союза».

Умер 19.12.65 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Герой Советского Союза (20.04.34). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красного Полумесяца Таджикской ССР, медалями

Принадлежность

Российская империя Российская империя →
СССР СССР

Род войск Годы службы Звание полковник

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии

Маври́кий Трофи́мович Слепнёв ( -) - лётчик советской авиации, участник Великой Отечественной войны , полковник , пятый Герой Советского Союза ().

Биография

Первоначальное образование - неполное среднее. Участник Первой мировой войны .

Окончил Гатчинскую лётную школу в 1917 году. В РККА с 1918 года. В Гражданскую войну был военным инженером 25-й стрелковой дивизии . В 1923 окончил Высшую школу военных лётчиков. С 1925 года - лётчик ГВФ.

Осваивал воздушные пути в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Арктике. В феврале 1934 года вместе с Г. А. Ушаковым и С. А. Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев . За один рейс вывез со льдины 5 человек, позже эвакуировал больного О. Ю. Шмидта на лечение в США. С 1935 командир подразделений дирижаблей. В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию. С 1939 года - начальник Академии ГВФ.

Награды

  • За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, Слепнёву Маврикию Трофимовичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 5).
  • Награждён ещё одним орденом Ленина, орденом Красного Знамени, Красного Полумесяца Таджикской ССР, а также пятью медалями.

    Память

  • В честь Слепнёва была выпущена почтовая марка СССР и почтовый конверт России.

      Леваневский Ушаков Слепнев на Аляске.jpg

      М.Т. Слепнёв (второй слева под руку с американским пилотом), уполномоченный Правительственной комиссии по спасению челюскинцев Г.А. Ушаков (в центре), С.А. Леваневский (второй справа) и радист с аэродрома Фэрбенкс во время спасательной экспедиции челюскинцев, 1934.

      Гатчина. Мемориальная доска, посвящённая Маврикию Трофимовичу Слепневу - 2011.08.29.jpg

      Мемориальная доска, Гатчина, ул. Авиатриссы Зверевой 7\12.

    Напишите отзыв о статье "Слепнёв, Маврикий Трофимович"

    Литература

    • Слепнёв М. Война, жизнь и полёты // Как мы спасали челюскинцев. - М.: Правда, 1934. - С. 180-182.
    • Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. - М.: Изд-во ДОСААФ , 1955. - 64 с. - (В б-ку школьнику).

    Источники

    • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2 .
    • В снегах Сибири. М., 1930.
    • Первые Герои Советского Союза. М., 1955.

    Примечания

    Ссылки

    . Сайт «Герои Страны ».

    • Слепнёв Маврикий Трофимович - статья из Большой советской энциклопедии .
    • .

  • Отрывок, характеризующий Слепнёв, Маврикий Трофимович

    – Вишь татарка!
    – Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
    Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты.
    Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности.
    В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.
    Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном – был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков. Дядюшка был тоже весел; он не только не обиделся смеху брата и сестры (ему в голову не могло притти, чтобы могли смеяться над его жизнию), а сам присоединился к их беспричинному смеху.
    – Вот так графиня молодая – чистое дело марш – другой такой не видывал! – сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев.
    – День отъездила, хоть мужчине в пору и как ни в чем не бывало!
    Скоро после дядюшки отворила дверь, по звуку ног очевидно босая девка, и в дверь с большим уставленным подносом в руках вошла толстая, румяная, красивая женщина лет 40, с двойным подбородком, и полными, румяными губами. Она, с гостеприимной представительностью и привлекательностью в глазах и каждом движеньи, оглянула гостей и с ласковой улыбкой почтительно поклонилась им. Несмотря на толщину больше чем обыкновенную, заставлявшую ее выставлять вперед грудь и живот и назад держать голову, женщина эта (экономка дядюшки) ступала чрезвычайно легко. Она подошла к столу, поставила поднос и ловко своими белыми, пухлыми руками сняла и расставила по столу бутылки, закуски и угощенья. Окончив это она отошла и с улыбкой на лице стала у двери. – «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку?» сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.
    Всё это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Всё это и пахло и отзывалось и имело вкус Анисьи Федоровны. Всё отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой.
    – Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:
    – Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
    Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.