Скачать поурочные планы по биологии. Опыт, доказывающий, что прорастающие семена. Показатель объема внимания

Урок «Правила здорового питания»

(биология-литература)

Класс : 8

Форма проведения : заседание школьного парламента

Время: 45мин.

Цель урока : на основе повторений знаний о функциях и строении системы органов пищеварения сформулировать представление о гигиенических условиях питания, о режиме питания, системах питания.

Задачи: познакомить учащихся с разными системами питания;

продолжить развитие творческих способностей учащихся,

воспитывать осознанное отношение к своему здоровью и образу жизни.

Ход урока :

1. Орг.момент . (Круг радости ). Я желаю вам дорогие восьмиклассники интересно и с пользой провести сегодняшний урок. Продолжают по желанию ученики.

2. Проверка знаний . Подготовленный флипчат (названия органов пищеварения написаны в квадратах нужно составить систему пищеварения) .Один у доски другие в тетради. Второй флипчат с готовым ответом. Или аппликация может быть использована.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Представьте на мгновение, что мы с вами перенеслись на берега туманного Альбиона и за окнами не день казахстанского городка, а промозглое утро улиц Лондона. Мы находимся в полицейском участке перед кабинетом комиссара полиции мистера Фокса. Итак, смотрите и слушайте! (в это время демонстрируется фрагмент фильма без звука)

Разыгрывается сценка: комиссар полиции, инспектор полиции, миссис Синтия -вдова

Комиссар. Мери, пожалуйста, пригласите ко мне инспектора Дрейка.

Дрейк . Доброе утро комиссар.

Комиссар . Доброе утро инспектор.

Дрейк . Удивляюсь, комиссар. Как вам всегда удается так хорошо выглядеть. Всегда подтянуты и свяжи. У вас свой секрет?

Комиссар . Никакого секрета- сбалансированное питание и физкультура. Но я не для этого вас пригласил, инспектор. Вы читали сегодняшние газеты? В них сообщение о смерти мистера Бабингтона, известного в нашем городе человека.

Дрейк. А кстати, почему умер мистер Бабингтон?

Комиссар . Что-то с желудочно-кишечным трактом, я в этом не особенно разбираюсь. Вам необходимо встретиться с его вдовой.

Дрейк. В чем ее подозревают?

Комиссар. Да в том-то и дело, что мы можем только подозревать. Никаких улик против нее нет. Муж умер в больнице под присмотром врачей.

Дрейк . Тогда что вас смущает?

Комиссар . Вы не знаете самого главного. Мистер Бабингтон третий муж миссис Синтии. До того она уже дважды была замужем. Все ее мужья были очень состоятельными людьми. И все они умерли с теми же симптомами, как и бедный мистер Бабингтон. Интересно еще вот что, перед смертью они завещали ей все свое состояние, так что она теперь очень богатая вдова. Но согласитесь, инспектор, когда умирает муж-такое возможно. Когда умирает второй- это может быть трагическим совпадением, но когда от таких же симптомов умирает и третий муж, это уже закономерность. Так что, инспектор, идите и поговорите с вдовой. Вряд ли она вам что-нибудь скажет, но кто знает, кто знает…

Действие второе.

Синтия. Добрый день, инспектор. Рада вас видеть, правда я немного была удивлена вашим звонком. Присаживайтесь.

Дрейк . Добрый день, миссис Синтия.

Синтия .так что же вас привело ко мне?

Дрейк. Не буду лукавить. Миссис. Я пришел по поводу смерти вашего мужа, Мистера Бабингтона- примите мои соболезнования. Меня интересует один вопрос- почему ваши мужья, а вы не первый раз замужем, не живут долго, а умирая, завещают вам все свое состояние?

Синтия . Я вижу, вы хорошо осведомлены о моей жизни. Правда, немного бестактно то, что вы сейчас сказали, но мне нравиться ваша откровенность. Я вам отвечу. Но сначала о себе. Я выросла в небогатой семье, всегда любила помогать маме на кухне. Самым дорогим для меня подарком была книга »Кухня народов мира». Я мечтала стать взрослой и открыть кафе, где посетителей кормили бы вкусно и сытно и недорого. Поверьте это возможно. Первый раз я вышла замуж за известного адвоката. Он был богат, недурен собой. Но мое желание открыть кофе считал блажью, денег давал только на мелкие расходы. Ждать я не могла и решила пойти другим путем. Муж абсолютно не интересовался тем, что ест. Обедал быстро всегда. Вечерами после работы довольствовался небольшим ужином. Тогда я из еды сделала культ. Когда он приходил домой. Я накрывала стол всякими вкусными блюдами. Представьте себе, на большом блюде- жареная курица, фаршированная черносливом, плавающими в масле профитролями. Вот где мне пригодилась моя книга, сначала он ел с неохотой, но ему было неудобно отказать мне. В конце концов, это ему даже понравилось. Он торопился домой, а там его ждали новые вкусные блюда. После ужина. Когда он усаживался перед телевизором, я ставила перед ним большое блюдо с печеными булочками, бисквитами. Вы знаете. Когда человек смотрит телевизор, он незаметно для себя может съесть столько всего, что и сам не поверит.

Дрейк. Везет же вашему мужу. Я хотел сказать везло.

Синтия . Он тоже так думал. За короткое время он сильно прибавил в весе и волновался, но я его успокаивала, говорила, что люблю его еще больше. Но время шло. Аппетит рос. А с ним и болезни. У него появились боли в боку, стал задыхаться, даже при небольшом подъеме, ночами - бессонница. Он стал раздражительным. В больнице, куда он пошел по моей просьбе (я ведь заботливая жена) у него, что только не признали: и сахарный диабет, и ожирение, гастрит и еще кучу всяких медицинских непонятных болезней.

Дрейк. Неужели врачи не смогли ему помочь?

Синтия . Пытались, на то они и врачи. Они посадили его на диету, стали колоть всякими лекарствами. Но…

Дрейк. Что но?..

Синтия . Но он ждал меня. И я приходила к нему в больницу, как Санта Клаус в рождество, приносила ему его любимые жареный картофель, шашлык из баранины и много острого и перченного.

Инспектор. А врачи? Как это могли допустить врачи?

Синтия. врачи об этом даже не догадывались! А муж, видя мою заботу о нем чувствовал, себя все хуже и хуже, переписал на меня все свое состояние. Он был таким милашкой. Со вторым и третьим мужем была та же история. Дело только во времени.

Инспектор . Какая медленная, но со вкусом подготовленная смерть» Неужели вам их совсем не жалко?

Синтия . Жалко? Какая глупость! Вы знаете, еще греки говорили: «Обжора роет себе могилу собственными зубами». Они сами вырыли себе могилу. А у меня теперь есть деньги, и я смогу открыть собственное кафе. И главное выйти замуж по любви. Не хотите ли посмотреть мой зимний сад инспектор.

Учитель: Вряд ли автор этого рассказа Артур Хейли, думал, что он будет играться на нашем уроке. Но тем не менее именно в этой истории, которая сейчас развернулась перед вашими глазами, ответ на мой вопрос: о чем пойдет речь на нашем уроке? (тема высвечивается на доске). Записывают в тетрадь.

Учитель . (сопровождается рассказ слайдами ) На протяжении многих тысячелетий люди старались прокормить себя, чтобы уцелеть в схватке за существование. Сначала они примитивно и робко собирали дань с окружающего мира. И постепенно, наряду с другими достижениями, овладевали сложным искусством кулинарии. Долгое время придерживались мнения, что поесть- значить «заправить свой организм» порцией «горючего», не важно, какого и в каком количестве, лишь бы ярко пылало пламя обменных процессов и давало необходимую энергию для жизнедеятельности. Поэтому никому м в голову не приходило ограничивать себя в еде, считалось, чем больше съешь, тем больше пользы. Впоследствии выяснилось- при избыточном питании организм как бы задыхается от изобилия пищевых веществ и калорий и аккумулирует их виде жира.

Отношение к еде формируется с детства. Родители стараются приготовить, прежде всего, то что им самим нравится, как им, кажется, должно понравиться ребенку. Воспитывая детей, родители прививают им вкусы. Когда ребенок мал. Когда он лишен выбора или возможности протестовать. Он довольно быстро привыкает к тому. Чем его кормят. Кому из нас не знакомо стремление впихать в свое чадо как можно больше самой калорийной пищи. Вот вам пример.(стих читает или ученик или сам учитель)

Идет в знакомом театре драма

Спектакль с названием «Обед»

Играют роли папа с мамой,

Сынишка, бабушка и дед.

Ну ешь сыночек. Ты хороший.

Ну открывай же шире рот

И пап хлопает в ладоши,

И мам суп сынишке льет.

Дед нарядился фантомасом,

Устроил целый карнавал, Ч

Чтоб внучек взял кусочек мяса

Чтоб макаронину сжевал.

С тарелкой папа, с вилкой –мама,

В руках у бабушке салат…

А не назвать ли эту «драму»

Комедией «Кто виноват»?

Перекармливание с детства формирует устойчивый рефлекс к постоянному жеванию, насыщению пищей до предела. Кроме того, в развивающимся организме закладываются структурные основы полноты- большое количество жировых клеток. Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждому человеку отмеряет то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет. Основоположники разных школ питания пытались ответить на извечные вопросы науки о питании- как, когда, сколько и что есть? Попытаемся и мы ответить на них. Учитель объявляет цель урока .

Учитель: Наш мир полон мудрых мыслей, но далеко не все отчетливо представляют себе, как можно использовать их с пользой. И сегодня мы с вами этот пробел заполним. В достижении цели урока нам поможет авторитет великих писателей, мысли ученных. Предлагаю эпиграфом к уроку взять слова А.С. Пушкина «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».

Существует изречения: «Кто долго жует. Тот долго живет», «Хорошо прожуешь- сладко проглотишь». Перефразируйте эти изречения на современный лад и сформулируйте первое правило правильного питания. Запишите в тетрадь.

Американский исследователь Ирвинг Фишер, который посвятил многие годы изучению биоритмической системы нашего организма, писал…» магическая цифра 7 имеет непосредственное отношение к нашему организму. И я могу сказать, что афоризм «Завтрак съешь сам. Обед подели с другом, а ужин отдай врагу» в настоящее время устарело. Не созвучно ли 7 раз отмерь и один отрежь другому-«Лучше 7 раз поесть, чем один раз наесться». Поэтому я рекомендую 7 разовое питание. Не будем это отвергать, но и согласиться с этим сразу не получается. Давайте последуем правилу «золотой середины». Возьмите среднее арифметическое между 7 и 3 , получиться 5. Запишите второе правило питания в тетрадь.

Следущие: «Недосол на столе, пересол на спине», «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел»- Абуль-Фарадж. «Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья»-

А. Джами. Сформулируйте третье правило питания.

«Скажи мне, что ты ешь, и скажу, кто ты»(Пушкин А.С.) Сформулируйте 4 правило. Можно помочь. Пища должна быть разнообразной. Но что стоит за этими словами? Сейчас в мире появилось столько систем питания, и каждая из них претендует на звание самой рациональной и здоровой. И я думаю, что нам поможет в этом разобраться прямая трансляция с заседания школьного парламента

Заседание школьного парламента (можно сразу вначале урока разделить на группы с помощью картинок с фруктами, можно перед думой чтобы была смена позы – как валеопауза).

Председатель. Господа! Мы знаем. Что здоровье и работоспособность во многом зависят от характера питания. И поэтому нам сегодня необходимо обсудить очень важный вопрос- как правильно питаться должен подросток. Каким должно быть питание, которое принято считать рациональным? Для того чтобы выработать правильное решение, мы выслушаем представителей каждой фракции. Регламент 3 минуты.

Спикеры от фракций выступают с сообщением и презентацией(опережающее задание за неделю до урока).

Фракция «Яблоко»- вегетарианцы, «Аграрии»-Сыроеды, ЛДПР -раздельное питание, Согласие-гурманы.

После того как выступили все, председатель подводит итоги.

Председатель. Мы выслушали все выступления и, взяв из каждого рациональное зерно, я предлагаю вашему вниманию проект «Рационального питания школьника».

    Есть регулярно, а лучше5 раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникнет и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.

    Тщательно пережевывать пищу. не злоупотребляй соленными и перчеными блюдами

    Пища должна быть разнообразной. Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, салаты, растительное масло. Меньше употреблять мучного и сладкого.

    Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным.

    Не ужинать позже, чем за 1,5-2 часа до сна. Кто согласен с данным проектом, прошу проголосовать. И мы для вас приготовлены буклеты, где отражены основные положения нашего заседания. Заседание окончено.

Итоги урока.

Учитель: Мы открыли урок высказыванием А.Пушкина, и закончить хочу его же словами: «Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность»

Оценки за урок. Д/З. Изучить недельное меню в нашей столовой оценить его по сбалансированности и полезности. И разработать проект здорового меню для школьников. Записать свое домашнее меню и принести на следующий урок.

От сердца к сердцу . И урок я хочу закончить словами одного из диетологов «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».

ХОД УРОКА

Организационный.

III. Изучение н/м1.Зоология - наука о животных

Запись в тетради: Биология (от греч. «биос" - жизнь, «логос» - наука) - наука о живой природе (слайд 2).

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан

Маева Альбина Мирасовна, 02.03.2017

737 84

Содержимое разработки

Тема урока № 1: Введение. Зоология - наука о Царстве Животные.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Цели: дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.

Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об охране животного мира;

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации, останавливаться на вопросах ЕНТ;

Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный.

Психолого-педагогический настрой на урок.

II. Знакомство с организацией учебных занятий по курсу биологии «Животные»

III. Изучение н/м1.Зоология – наука о животных

Вспомните, как переводится слово «биология»?

Запись в тетради: Биология (от греч. «биос" – жизнь, «логос» – наука) - наука о живой природе (слайд 2).

Кто из ученых впервые предложил термин «биология»? (слайд 3).

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.

Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).

Перечислите царства, существующие на Земле.

(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).

Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?

Правильно, в 6 классе на уроках биологии вы познакомились с представителями четырех царств: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения.

Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?

Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – "животное", логос – "учение") (запись в тетрадь).

2. Современная зоология – система наук о животных.

Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?

Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов, цитология – их клеточное строение

Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.

Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.

Систематика – классификацию животных

Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.

Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.

В школьный курс зоологии включены основы и других наук

генетики, объясняющей закономерности наследственности,

зоогеографии – распространение животных,

этологии – их поведение

Зоология изучает различные группы животных

млекопитающих и др.

Работа в парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

3. Сходство и различия животных и растений

Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:

1) клеточное строение,

2) способность к питанию,

3) дыханию,

3)выделению,

4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,

5)размножение, рост, развитие.

6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.

7) Они могут активно передвигаться. Большинствоиз них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.

8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.

4. Отличие животных от растений

Чем отличаются животные от растений?

Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.

Воспринимают раздражения и реагируют на них.

Большинство активно передвигаются.

Освоили все среды жизни.

5). Многообразие животных

Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.

Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.

Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.

Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.

Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.

6. Значение животных.

Работа в группах

1 группа - Значение животных. Дикие и домашние животные.

2 группа - Отрицательная роль животных в природных сообществах.

3 группа - Промысловые животные;

Охрана животных

Знаете ли вы, что такое Красная книга?

Для чего она создана? Какие животные находятся под охраной в Казахстане?

Сколько заповедников в РК?

IV. Закрепление: .Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2.Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.

3.Составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.

V. Подведение итогов:

Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что наши соседи по планете удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.
Давайте на каждом нашем уроке узнавать много нового и интересного о тех, кто кроме нас населяет нашу планету.

VI. Д/З: Творческое задание: найдите занимательный материал о животных.

VI. Рефлексия Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценк

До встречи

Такырыбы: Доли головного мозга. Л.р. № 3

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон полушарий.

Развивающая: формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека.

Воспитательная: воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
– формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;

Оборудование: Разборные модели головного мозга; таблица «Головной мозг человека», «Спинной мозг человека»; портреты отечественных ученых И.П.Павлова и И.М. Сеченова; видеоматериал по теме; презентация; видеопроектор; раздаточный материал.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. (дифференциация)

а) (Работа в рабочей тетради №34)

1-продолговатый мозг

3-средний мозг

4-промежуточный мозг

5-мозжечок

6-полушария большого мозга

(по таблице)

б) Индивидуальные карточки с тестами

    Спинной мозг – это часть:

б) периферической Н.С;

2. От спинного мозга отходят корешки спинномозговых нервов, образующие:

а) 31 нерв;

б) 31 пара нервов;

3. Рефлекс – это:

а) ответная реакция организма;

б) ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния, с участием нервной системы;

в) ответная реакция организма на воздействие внешней среды;

4. Из чего состоит белое вещество мозга:

а) из отростков нервных клеток;

б) из тел нервных клеток и их отростков;

5. Головной мозг человека состоит из:

а) ствола и полушарий большого мозга;

б) мозжечка и полушарий большого мозга;

в) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

самопроверка

в) Карточки с заданиями из УМК.

Самопроверка

г) Фронтальная беседа.

1. Каково значение нервной системы?

(Осуществляет согласованную работу всех частей организма; обеспечивает связь организма с внешней средой; составляет материальную основу психической деятельности человека(мышления, речи и сложных форм социального поведения).

2. Как можно разделить н.с. по топографическому признаку?

(ЦНС и периферическую н.с.

ЦНС = г.м. + с.м.

периферическая = нервы + нервные узлы + нервные окончания)

3.Как разделить н.с. по функциональному признаку?

(Соматическую и вегетативную)

4. Каково строение нейрона?

(Тело + отростки – аксон и дендрит)

5. Чем представлено серое и белое в - во н.с.?

(серое = скопление тел нейронов, белое = отростки нейронов)

6. Как классифицируются нейроны согласно выполняемым им функциям?

(чувствительные, вставочные, двигательные)

7. Рефлекс – это?

8. Какие бывают рефлексы?

9. Где расположен головной мозг?

(в полости черепа)

10. Из каких отделов состоит головной мозг?

(Г.М = ствол + мозжечок + полушария большого мозга)

11. Какие части входят в состав ствола головного мозга?

(Ствол = продолговатый мозг + мост + промежуточный мозг)

12. Каковы функции продолговатого мозга?

(Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекс кашля, чихания, слезоотделения и т.д.)

13. Как устроен мозжечок?

(Состоит из полушарий и соединяющего их червя, поверхность имеет борозды и извилины – это кора мозжечка)

14. Какие функции выполняет мозжечок?

(принимает участие в координации движения, обеспечивает равновесие тела)

15. Каковы функции моста?

(проводит импульс в кору г.м., к мозжечку, продолговатому, с.м.)

16. Назовите функции среднего мозга.

(обеспечивает рефлекторное изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света)

17.Какие функции выполняет промежуточный мозг?

(Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств, отвечает за чувство жажды и голода, постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной н.с.)

5-8мин

Изучение нового материала.

Показ слайдов «Полушария большого мозга»

Полушария большого мозга – самый крупный молодой в эволюционном отношении отдел г.м., у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных.

Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из белого и серого вещества. Серое вещество образует кору полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.(рис стр. 66-67 в учебнике)

Кора г.м. имеет толщину 3-4 мм, площадь - 220000мм 2 , состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).

Крупные борозды делят полушария на доли - их 4:

лобная, височная, теменная, затылочная.

Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны

В 1836 году Марк Дакс, никому не известный французский врач, прочел доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга.

В 1865 году Поль Брока, знаменитый француский антрополог и патологоанатом, представил описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее, мог нормально читать и писать, а так же понимать все то, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения было поражение в лобной доле левого полушария. Этот участок коры, прилегающий у двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока. Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией. При вскрытии двух больных, страдавших расстройством речи, Брока обнаружил поражение одной и той же области левого полушария – заднелобной. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока в статье, опубликованной в шестом томе. «Бюллетеня Антропологического общества» за 1865 г., заявил: «Мы говорим левым полушарием».

В 1874 г. Клодт (Карл) Вернике, французский врач, установил, что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике возникает при повреждении верхнее – заднего участка левой височной доле, названной зоной Вернике.

Среди учеников нашей школы много правшей и левшей.

В семье, детском саду, школе следует не запрещать, а, наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой. Детям разрешается писать как им удобно, не обращая внимания на наклон и каллиграфию. Лишь бы без ошибок, лишь бы не отставали от своих одноклассников. (Министерство здравоохранения, 23 июня 1985г).

Правши

95% - говорят левым полушарием

5% - правым

Левши

По данным российских ученых:

65% - говорят правым полушарие, 35% - левым

По данным ученых США:

70% - говорят левым, 15% - обоими, 15% - правым полушарием

Предположительно причины леворукости связаны с изменениями (не нарушениями!) в генетическом коде, вызванными:

Чрезмерными волнениями во время беременности;

Простудными заболеваниями;

Отравлением недоброкачественной пищей (А. П. Чуприков).

Великие левши:

Микеланджело, Чарли Чаплин, Владимир Даль, Иван Павлов.

В нашей стране левшей около 6 – 8 миллионов. Леворукость гораздо чаще встречается у мужчин (причина леворукости: в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации).

Название полушарий

Их функции

Левое полушарие

    устная и письменная речь;

    анализ информации;

    обобщение, принятие решений

Правое полушарие

    образное мышление;

    музыкальное и художественное творчество;

    восприятие музыки;

Левша: тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, активно им пользуется, ему присущи высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правша: тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниями. 8-10 мин

Зрение и ассиметрия

Опыт с яблоком. Демонстрируется яблоко и предлагается детям описать его различными прилагательными.

Учащиеся называют прилагательные и распределяют их в группы

Левополушарные Правополушарные

круглое яркое

объемное красное

аппетитное

вкусное и т.д.

Слух и ассиметрия

Видеоролик – 4мин

Вопрос: За что ответственна правая и левая половина мозга? Что происходит при нарушениях работы правого или левого полушария?

(правая половина мозга ответственна за понимание предметных шумов - звон битого стекла, бульканье воды, аплодисменты, чихание, храп и т.д. При неработающем полушарии эти звуки не вызовут ни каких картин, не обозначат ровным счетом ничего, нет возможности назвать песню и вспомнить слова).

(левая половина мозга ответственна за узнавание музыки. С заблокированным правым полушарием нет возможности узнать даже очень знакомую мелодию)

Проведение теста на выяснение право-и левополушарности учащихся

(Киселев А.М., Бакушев А.Б. Узнай свой характер)

Тест основан на четырех признаках, которые появляются у человека с момента рождения и не меняются в течение всей жизни.

    Ведущая рука. Переплести пальцы рук. Если сверху оказывается большой палец левой руки – вы человек эмоциональный, правой – у вас аналитический ум.

    Поза Наполеона . Переплести руки на груди. Если наверху левая рука – вы склонны к кокетству, правая – к простоте и простодушию.

    Ведущий глаз . Правый ведущий глаз говорит о настойчивом, агрессивном характере, левый – о мягком и уступчивом.

    Аплодирование. Если удобнеехлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАнИЙ

Желающим подготовить сообщение «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность И.М.Сеченова».

Эйнштейн и Ломоносов – кто был правополушарным, а кто левополушарным?

Несмотря на то, что Альберт Эйнштейн был великим физиком, всем известна его увлеченность скрипкой, а известный физик, химик, математик Михайло Ломоносов был и поэтом.

Поэтому полную картину мира нам могут дать только оба полушария в непрерывной связи друг с другом.

М.М.Сперанский пишет в книге «Правила высшего красноречия» 1795г: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает и уничтожает».

Показатель объема внимания

Оценка показателя

Высокий показатель

Средний показатель

Низкий показатель

Лабораторная работа №3

Подведение итогов, оценивание.

4.Закрепление. Вопрос-ответ

В пособии представлены технологические карты уроков биологии для 8 класса, разработанные в соответствии с ФГОС ООО, планируемыми результатами основного общего образования по биологии и требованиями Примерной образовательной программы, ориентированные на работу по учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина (М.: Дрофа, 2014).
Учебные занятия спроектированы с позиции деятельности учителя в переходный период изменения школьной инфраструктуры обучения, нацелены на опережающее развитие учащихся и обеспечивают их успешную социализацию. Для каждого урока определены планируемые результаты (предметные умения, метапредметные УУД - регулятивные, личностные, познавательные), педагогические средства, формы организации взаимодействия учащихся с учителем и сверстниками, продуманы разные по уровню сложности и интеллектуально-развивающей направленности задания (творческие, проблемно-поисковые, исследовательские).
Предназначено руководителям методических объединений, учителям биологии общеобразовательных организаций.