Скачать бесплатно бизнес-план частной школы. Как открыть частную детскую школу

Статья всесторонне раскрывает особенности открытия частной школы. В материале представлен актуальный анализ современного рынка и потребительского спроса, приведены разъяснения правовых аспектов деятельности и налогообложения, перечислены основные нормативные требования к помещению и учебному процессу.

 

Частная школа - это учреждение, предоставляющее образовательные услуги (в т. ч. соответствующие государственным стандартам образования) на платной основе. Российская система школьного частного образования полностью сложилась к началу XX.

Современная история частных школ берет свое начало с 1992 года - периода образовательных реформ и качественного изменения запросов общества. Именно в это время, как альтернатива застоявшейся, “поддерживающей обучение” системе начинает развиваться инновационное обучение, реализуемое, по большей части, в негосударственных школах.

Основные характеристики современного рынка частных школ

Частным образованием в России охвачено чуть более 1% детей школьного возраста. Большая часть подобных учебных заведений находится в Москве и Подмосковье, а также в Санкт-Петербурге: таким образом, в целом российский рынок таких услуг еще не достаточно насыщен. Рассмотрим основные черты, характерные для современных негосударственных школьных учреждений (данные по состоянию на 2013г.).

Более чем у половины частных школ имеются детские сады, а подавляющее большинство заведений оказывает услуги по подготовке детей к школе.

Качественные составляющие обучения в частной школе:

  • небольшие по численности классы, обеспечивающие достаточное внимание каждому учащемуся;
  • комфортные условия нахождения и обучения ребенка;
  • развитая инфраструктура - школы могут иметь бассейн, многофункциональный зал для спортивных занятий, хорошо оснащенные компьютерные классы;
  • гибкая учебная программа;
  • высококвалифицированный педагогический состав;
  • особые методики преподавания, направленные на развитие у детей таких необходимых современных качеств, как коммуникабельность, лидерство и деловая активность;
  • расширенный диапазон изучаемых предметов - кроме общеобразовательных, могут проводиться дополнительные занятия по следующим дисциплинам: иностранные языки, лингвистика, юриспруденция, экономика, гуманитарные науки, театральное мастерство, вокал, танцы, и т. д.
  • возможность нахождения ребенка в школе в течение всего рабочего дня и даже на полном пансионе;
  • наиболее успешные школы ориентированы на престижные ВУЗы (в т. ч. и зарубежные); ученики проходят обучение по специальным программам, призванным подготовить их к поступлению в соответствующее высшее учебное заведение.

Структуру доходов приватных школ составляют: ежемесячная плата за обучение, вступительные взносы, оплата за дополнительные услуги, а также другие поступления - спонсорская помощь, гранты и т. д. Большая часть полученной прибыли расходуется на выплату заработной платы сотрудникам, на разработку учебных программ и покрытие текущих расходов.

Особенности потребительского спроса на услугу

Учащиеся частной школы - это дети родителей, имеющих высокий и средний достаток - предпринимателей, бизнесменов, интеллигенции. При этом мотивация на посещение частной школы одних родителей исходит из осознания того, что хорошее образование для ребенка - это инвестиции в его будущее. Другие родители хотят создать максимально комфортные и безопасные условия обучения для своего ребенка. Есть и такие люди, для которых обучение ребенка в престижном заведении - показатель статуса.

По каким критериям родителями выбирается школа? Это, прежде всего:

  • репутация школы;
  • квалификация педсостава;
  • количество детей в классе;
  • близость к дому;
  • материальная база;
  • наличие лицензии, аккредитации;
  • отзывы знакомых.

Интересен факт, выявленный в ходе маркетинговых исследований: при необходимости экономить на каком-то из приведенных выше факторов родители не снижают своих требований к таким критериям, как количество учеников в классе и месторасположение школы.

При выборе частной школы потребителями изучаются и такие вопросы, как часы работы заведения, преподавание дополнительных востребованных иностранных языков (например, итальянский или китайский), наличие/качество услуг питания, возможности организации досуга детей, результаты ЕГЭ, наличие налаженных отношений с ВУЗами. Нормативная база

Деятельность частных школ регулируется следующими нормативными документами:

  • Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" ;
  • Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" ;
  • Приказом о порядке аттестации педагогических работников ;
  • Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности ;

Регистрация предприятия, налогообложение

Согласно Закону об образовании, общеобразовательная организация (та, которая осуществляет начальное, основное и среднее образование) не может быть коммерческой, а, следовательно, должна создаваться в форме некоммерческих организаций. При этом в ее названии необходимо указывать тип образовательного учреждения. Кроме того, вести общеобразовательную деятельность могут и ИП - лично или с помощью привлечения педагогов со стороны.

Для частной школы подойдут коды ОКВЭД:

  • 80.10.2 - “Начальное общее образование”;
  • 80.10.3 - “Дополнительное образование детей”;
  • 80.21.1 - “Основное общее образование”;
  • 80.21.2 - “Среднее общее образование”.

Налогообложение оптимально осуществлять в форме УСН (доходы-расходы) . При планировании бизнеса советуем также обратить внимание на статью 284.1 НК РФ , предоставляющую возможность образовательным и медицинским учреждениям использовать нулевую ставку по налогу на прибыль .

Лицензирование, аккредитация, аттестация

Лицензия. Для того чтобы получить право на ведение образовательной деятельности, частной школе необходимо иметь лицензию, которая подтверждает соответствие условий процесса образования всем имеющимся нормативным требованиям. Причем лицензию обязаны получить не только организации, но и ИП. Исключения составляют предприниматели, ведущие образовательную деятельность самостоятельно, без привлечения других педагогов - таким ИП лицензия не нужна.

Ознакомиться с актуальным перечнем документов, необходимых для получения образовательной лицензии, и с требованиями к ним можно на сайте Департамента образования г.Москвы или в соответствующих региональных отделениях. Заметим также - в том случае, когда для работы школьного медкабинета не привлекается лицензированная медицинская организация, школе необходимо получить и медицинскую лицензию.

Аккредитация

Что касается аккредитации школ, необходимо сказать, что это процедура добровольная. Однако именно она определяет статус учебного учреждения, давая ему право выдавать своим выпускникам образовательный аттестат государственного образца. В противном случае выпускные экзамены учащимся придется сдавать в другой школе, имеющей соответствующие разрешения. Это не всегда удобно и может рассматриваться потенциальными потребителями услуги как негативный фактор.

Цель государственной аккредитации частной школы - подтверждение качества предоставляемой образовательной услуги и ее соответствия государственным стандартам образования. Аккредитация школы - регулярная процедура, которая должна проводиться не реже, чем один раз в шесть лет (сайт госаккредитации г. Москва) . Она включает в себя несколько этапов, при этом не должна длиться более 105 дней.

Представляем подробную схему проведения аккредитации, разработанную Департаментом образования г.Москвы.

Аттестация

Еще одной важной процедурой, подтверждающей качество услуг частной школы, является аттестация ее педагогического состава. Она обязательна: каждые пять лет педагоги обязаны пройти аттестацию для подтверждения права занимать свою должность или присвоенной категории.

Исключение делается только для учителей, проработавших на своей должности менее 2-х лет, а также беременным и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком: такие работники проходят аттестацию позже.

Помещение, требования СанПин и пожарной службы

Идеальное помещение для организации частной школы - находящееся в собственности отдельно стоящее здание площадью от 1,5 до 2,5 тыс. кв. метров, имеющее обширную прилегающую территорию, автостоянку, хорошие подъездные пути и расположенное рядом с престижными жилыми кварталами. Безусловно, оно должно соответствовать всем требованиям санитарной и пожарной служб:

  1. Зданиям школ разрешено находиться в жилых зонах вдали от автодорог, гаражей и любых транспортных объектов. На территории школы не должно быть никаких магистральных городских коммуникаций.
  2. Прилегающая территория озеленяется не менее чем на 50% (за исключением северных регионов), огораживается забором, проводится искусственное освещение.
  3. Территория вокруг школы зонируется следующим образом: выделяется место для физкультурно-спортивной зоны, зоны отдыха и хозяйственной. Спортивная зона должна быть оборудована площадками для физкультурных занятий.
  4. Новые построенные здания школы должны быть рассчитаны на обучение только одной смены. Высота учебных помещений не может быть меньше 3,6 метров. Площадь под классы выделяется из расчета от 2,5 до 3,5 кв. метров на одного учащегося.
  5. Начальные классы располагаются в отдельном учебном блоке, имеющем выход на школьную территорию. Для первоклассников, посещающих группу продленного дня, необходимо предусмотреть спальные комнаты (раздельные для мальчиков и девочек) из расчета 4 кв. метров на ребенка. Первый класс располагается не выше 2-го этажа, а со 2-го по 4-й классы - не выше 3-го этажа.
  6. Первый этаж школы должны занимать: раздевалка, спортзал (не менее 6 метров высотой), медицинский кабинет. На каждом этаже школы должен быть туалет для мальчиков и девочек.
  7. Мебель должна быть эргономична, безопасна и соответствовать возрастным параметрам учащихся.
  8. Допустимый температурный режим: для учебных помещений, вестибюля, раздевалки, библиотеки, столовой, рекреаций - от 18 до 24С°, для спортивного зала и мастерских - от 17 до 20Сº, для спален, игровых комнат - от 20 до 24Сº, для душевых - 25Сº, для медкабинетов - от 20 до 22Сº;
  9. Школа оборудуется средствами пожаротушения. Отделка помещения, оснащение, мебель должны быть произведены из негорючих материалов. На прилегающей территории не допускается сжигать мусор, листву - их нужно своевременно убирать и вывозить. Категорически запрещено курить, как в здании школы, так и на ее территории. Эвакуационные пути, подъезды к школе должны быть свободными. Не допускается применять нестандартные нагревательные приборы. Особое внимание необходимо уделить кабинету химии и хранящимся в нем реактивам.

Основные санитарные требования к учебному процессу:

  • в школу ученики принимаются с 6,5 лет;
  • в классах не может быть более 25 учеников;
  • занятия не могут начинаться ранее 8-ми часов утра;
  • допустимое количество уроков в день - 5 для начальной школы (кроме 1-го класса) и 6 - для 5-11 классов;
  • в день проводится только одна контрольная работа;
  • длительность урока не может превышать 40-45 минут;
  • для первоклассников домашние задания и выставление оценок не допускается.

Оборудование, оснащение

Статус частной школы и уровень реализуемых ею услуг, конечно, предполагает наличие современного высокотехнологичного оборудования и оснащения: качественную мебель, электронные журналы и дневники, интерактивные доски, мультимедийные средства, локальную компьютерная сеть, наличие подключения к сети Интернет и т. д.

Анализируя бизнес в целом, можно сказать, что, несмотря на довольно высокую стоимость данных услуг, он перспективен и востребован. Учитывая особенности потребительского спроса, зная все необходимые правила и требования, постоянно повышая репутацию своего заведения и анализируя социально-экономическую ситуацию, можно создать качественное образовательное учреждение, приносящее достойный доход.

Шаги

Часть 1

Подготовка учебного плана

    Создайте образ захватывающего обучения. Представление того, что вы хотите получить, должно быть максимально полным. Это поможет вам как в начале, так и в дальнейшем развитии школы для решения текущих и долгосрочных проблем. Представьте свою школу и дайте ответы на следующие вопросы:

    • Какой тип образования она предлагает?
    • Кого вы нацелены обслуживать?
    • Что будет изюминкой вашей школы, отличающей ее от других школ?
    • Какой уровень социальной и академической подготовки получат ваши ученики?
    • Какой должна стать ваша школа через 5, 25 и 100 лет?
  1. Напишите учебный план. Подготовка учебного плана требует ответа на все практические вопросы, относящиеся к организации и деятельности школы. Это относится как к ежедневному расписанию всех процедур учебного процесса, так и к описанию целей обучения, которые будут достигнуты в вашей школе. Цели должны включать как общие задачи, так и последовательность шагов для их достижения. В полноценном учебном плане должны присутствовать ответы на следующие вопросы:

    • Повседневные операции
      • Продолжительность занятий?
      • Сколько уроков в день?
      • Время начала и завершения уроков?
      • Организация питания?
      • График работы учителей?
    • Оценка обучения
      • Что нужно вашим студентам?
      • Что является целью обучения студентов?
      • Какие критерии будут использоваться, чтобы оценить обучение?
      • Как будут проверяться знания студентов?
      • Что включает в себя окончание учебного заведения?
  2. Сформулируйте учебную концепцию для педагогов. Опишите педагогическую методику, которую учителя вашей школы должны понимать, использовать и развивать на своих занятиях. Будет ли ваша школа перегружена тестами и проверками знаний? Будет ли упор на письме? Будут ли в основе обучения дискуссии? Также опишите критерии, которым должны соответствовать педагоги, чтобы стать учителями в вашей школе, и педагогические методы, которые должны использоваться во время уроков.

    Утвердите свой учебный план. Чтобы получить государственное финансирование, вам необходимо пройти сертификацию. Для этого нужно пройти проверку учредительных документов и утвердить учебный план в региональном департаменте образования. Иногда эта процедура занимает много времени, но если вы тщательно спланировали и выполнили все необходимые шаги, никаких затруднений не должно возникнуть. Свяжитесь с местным управлением образования, чтобы получить всю необходимую информацию: как такая проверка выполняется, какие документы нужно предоставить и к чему следует подготовиться.

    Подумайте о создании религиозной школы, школы. Если в вашей школе планируется использовать определенную идеологию или педагогическую концепцию, свяжитесь с соответствующей организацией, чтобы получить поддержку и инструкции по поводу организации обучения. Для этого может потребоваться официальное присоединение к данной организации.

    Зарегистрируйтесь, как не прибыльная организация, чтобы получить доступ к грантам, дотациям и другим источникам финансирования. Обычно такие институты не сотрудничают с прибыльными организациями. Чтобы получить статус не прибыльной организации, ваша школа должна организоваться и действовать сугубо для реализации религиозных, научных, просветительных и других благотворительных целей. Также должны выполняться следующие требования:

    • Чистая прибыль не может направляться в пользу какого-то частного лица или акционера.
    • В основе деятельности школы не должно быть попыток повлиять на законодательство или вмешиваться в политические кампании.
    • Деятельность и задачи учреждения должны быть законными и не должны противоречить официальной государственной политике (по крайней мере, ее основным положениям).
  3. Получите идентификационный код. Если вы открываете школу в США, вам нужно получить номер EIN – это аналог индивидуального налогового номера (ИНН), который выдается как частным лицам, так и организациям, которые выплачивают зарплату своим сотрудникам. Посетите сайт налоговой службы или зайдите в ближайший офис.

Часть 3

Открытие школы
  1. Обеспечьте финансирование вашей школы. Финансирование зависит от выбранной концепции. Вы можете взимать плату за обучение, работать на грантах, получать государственное финансирование или использовать другие способы для привлечения средств. В любом случае, сначала нужно собрать максимально возможные средства, чтобы этого хватило для открытия и финансирования первого года работы вашего амбициозного проекта.

    • Подайте заявки на получение грантов на реализацию своей концепции.

Обычные государственные школы не всегда могут обеспечить детям подходящее, по мнению родителей, образование. Неудивительно, что в настоящее время развивается Всё больше талантливых педагогов организуют собственные курсы, центры образования и частные школы.

Несмотря на множество трудностей, с которыми приходится сталкивается, новые школы появляются регулярно, а при должной организации и хорошем качестве обучения привлекают инвесторов.

Как открыть частную школу в России? Узнайте в этой статье!

Можно классифицировать частные школы по многим параметрам:

  • классические и элитарные школы;
  • школы неполного пребывания и пансионы;
  • школы, следующие исключительно ФГОС, и осуществляющие “продвинутые” программы;
  • расположенные внутри города и загородные и т.д.

Классическая российская средняя школа

Проще всего рассмотреть “среднюю” школу, которая осуществляет образовательный процесс на территории города, работает в рамках образовательного стандарта, но при этом предоставляет расширенные программы по многим предметам и воспитывающая специфические качества у своих учеников. Например, это может быть городская частная школа с углубленным изучением иностранных языков, экономическая, спортивная школа и т.д.

Средняя наполняемость такой школы – от 100 до 150 учеников, количество учителей – от 5 до 10. Так обеспечивается максимальный охват учащихся при возможности найти индивидуальный подход к каждому ученику.

На какие факторы родители обращают внимание при выборе школы?

  • репутация школы;
  • наличие всех необходимых документов;
  • срок работы школы;
  • квалификация учителей;
  • материально-техническая база;
  • близость к дому;
  • размер платы за обучение;
  • интеграция с вузами.

Основные трудности при открытии собственной частной школы

Руководителю частной школы приходится сталкиваться ко многими трудностями. Знать о них следует, потому что от их решения во многом зависит будущее всего учебного учреждения:

  • С 2010 года частным школам отменили скидки на аренду помещений и льготы при налогообложении. Теперь им приходится платить налог на имущество и на землю, как и любым частным предприятиям. Это привело к удорожанию аренды и, в итоге, к поднятию стоимости образовательных услуг на 30-40%. Сейчас частные школы не платят только НДС, но и в будущем планируется лишение этой льготы.
  • Невозможность свободного расходования средств. Все частные школы в соответствии с законом “Об образовании” должны регистрироваться как некоммерческие образовательные учреждения. Соответственно, они не могут аккумулировать средства на своих счетах, их расходы контролируются отделом образования и При выявлении нецелевых трат налагаются санкции. Именно поэтому инвестирование в частные школы сопряжено с трудностями: инвесторы не могут получить прибыль напрямую, деньгами. С другой стороны, инвестор может повести своего ребенка в школу – и его средства будут инвестициями в развитие малыша.
  • Требования образовательного стандарта. Любая школа, и частная, и государственная, должна выполнять требования ФГОС. То есть и в частной школе нужно преподавать те же предметы, что и в обычной. С другой стороны, родители требуют, чтобы школа реализовала другие, более интересные и разнообразные программы. Нужно найти баланс между требованиями Минобра и желаниями родителей. Если не следовать ФГОС – отзовут лицензию, если не слушать родителей – перестанут водить детей и оплачивать их учебу.

Частная школа с нуля: с чего начать?

Но если будущий руководитель не убоялся перечисленных трудностей, то он может начинать процесс открытия частной школы.

5 основных этапов открытия частной школы

  • Регистрация Как уже говорилось выше, школа должна регистрироваться как некоммерческая организация. Можно регистрироваться и – если руководитель планирует вести все занятия сам или принимать на работу педагогов, но это уже не будет формат полноценной школы. При выборе лучше , то есть доходы минус расходы. Не нужно забывать оформлять нулевую ставку по налогу на прибыль, пока эта льгота предоставляется.
  • Получение лицензии. Без нее вести образовательную деятельность не получится. Ее оформление производится в Обрнадзоре. Как правило, с ее получением проблем не возникает.
  • Получение медицинской лицензии. В школе должен функционировать медкабинет. Если не привлекается действующая медорганизация, то нужно получить в Минздраве медицинскую лицензию.
  • Аккредитация. Она оформляется также в Обрнадзоре, но получить ее можно только после того, как школа профункционирует не менее 5 лет и выпустит не менее 3 потоков, при этом средняя успеваемость учеников составит не менее 50%. Наличие аккредитации позволяет школам выдавать диплом об окончании учебного заведения. Но если у школы нет аккредитации, ничего страшного: выпускные экзамены ученики сдаются в государственных школах по месту жительства.
  • Аттестация. Согласно закону “Об образовании”, педагоги должны каждые 5 лет проходить переаттестацию. Без этого документа учителя придется уволить. А если весь педколлектив окажется неаттестованным, то школу могут лишить лицензии.

Поиск помещения для школы

Помещение лучше подыскать до начала оформления лицензии. Можно даже заключить предварительный договор аренды. Это поможет чиновникам побыстрее выдать лицензию.

Требования к школьным помещениям

Полные требования к помещению для частных школ указаны в СанПиН 2.4.2.2821-10. Основные таковы :

  • здание должно находиться в отдалении от дорог, гаражей, автосервисов и других транспортных объектов;
  • прилегающая территория должна быть минимум на 50% засажена деревьями или кустарниками;
  • обязателен забор по периметру и наличие искусственного освещения;
  • в школу должны быть подведены транспортные пути;
  • должны быть предусмотрены места для спортивной площадки, для зоны отдыха и хозблока;
  • в школе должна учиться только одна смена;
  • высота помещений – не менее 3,6 метров, спортзала – не менее 6;
  • площадь классов должна составлять не менее 2,5 квадратных метров на ученика;
  • если имеются спальни (для пансионов) – не менее 6 квадратов на одного жителя;
  • в школе обязательно должны быть оборудованы: раздевалка, спортзал и медкабинет;
  • раздельные туалеты для мальчиков и девочек должны быть предусмотрены на каждом этаже;
  • требуется соблюсти определенный температурный режим во всех помещениях – от 18 до 22 градусов по Цельсию в зависимости от типа;
  • школа должна быть оборудована средствами пожаротушения, кнопкой “тревожной сигнализации”;
  • для загородных школ – обязательно наличие охраны.

Оборудование для стандартной частной школы

Естественно, что найти и отремонтировать подходящее здание мало. Необходимо завести современное оборудование:

  • качественную мебель, соответствующая санитарным нормам, как минимум: парты, столы, стулья;
  • компьютеры и планшеты;
  • разнообразную оргтехнику;
  • интерактивные доски;
  • химическое оборудование;
  • спортивный инвентарь и т.д.

Школьная инфраструктура

Также следует позаботиться о проведении инфраструктуры:

  • отопления;
  • горячей и холодной воды;
  • электричества;
  • газа (при необходимости);
  • телефонной связи;
  • интернета.

Бизнес-план частной школы

Данные рассчеты применяются для частной школы с 100 обучающимися, расположенной в спальном районе в городе-миллионнике.

Затраты на открытие собственной частной школы

Первоначальные затраты (расчеты даны в рублях):

  • приобретение здания площадью 1500 квадратных метров – от 12 млн.;
  • ремонт и оборудование пришкольной территории – от 3 млн.;
  • закупка парт, стульев, учительских столов, диванов, кроватей и другой мебели – от 1 млн.;
  • закупка учебного оборудования, в том числе спортинвентаря, химических реактивов, физических приборов, интерактивных досок и т.д. – от 3 млн.;
  • закупка компьютеров и оргтехники – от 500 тысяч;
  • оборудование кухни, столовой, медицинского кабинета – от 500 тысяч.

Таким образом, первоначальные затраты составят порядка 17 миллионов рублей. Конечно, можно существенно сэкономить, если не приобретать здание в собственность, однако стоимость аренды может перекрыть всю прибыль.

Ежемесячные расходы на частную школу

  • педколлектива (10 учителей) – от 50 тысяч каждому + налоги (около 15 тысяч) – итого от 650 тысяч;
  • остального персонала (уборщицы, мастера, охранники, повара, медсестра, бухгалтеры и т.д.) – от 500 тысяч в зависимости от количества штатных единиц (просчитывается индивидуально);
  • закупка недостающего оборудования и текущий ремонт – от 500 тысяч;
  • организация горячего 3-разового питания – при расчете от 500 рублей в день на одного ученика, при 5-дневной учебной неделе – от 1 млн.;
  • оплата коммунальных услуг, аренды, средств связи, интернета и т.д. – от 1,5 млн.

Таким образом, ежемесячные затраты составляют минимум 4,15 млн. рублей, или по 41,5 тысяч на одного ученика.


Доходы

Доходы составляют две статьи:

  • ежемесячная родительская плата – при текущих расходах целесообразно взимать не менее 50 тысяч, при этом в реальности ценовой диапазон довольно широк – от 35 до 200 тысяч;
  • вступительный взнос – обычно 200% ежемесячной платы, в данном случае – 100 тысяч.

Следует учесть, что в летний период школа простаивает – при этом необходимость оплачивать коммунальные платежи и аренду остается. Так что под конец учебного года нужно сохранить определенную сумму.

Как повысить доход?

Доходы можно повысить за счет следующих средств:

  • организация дополнительных курсов – они могут оказываться как ученикам школы, так и все желающим – цена одного занятия от 1000 рублей, при средней длине курса в 20 занятий и наполняемости групп в 20 человек доход составит 200 тысяч;
  • организация летнего лагеря – стоимость месяца эквивалентна оплате учебного месяца, возможно некоторое снижение и привлечение не только учеников, но и всех желающих; доход на 1 воспитанника от 50 тысяч, при организации двух отрядов по 20 человек – доход 2 млн.;
  • оказание дополнительных услуг – например, разработка методических пособий, оказание консультационных услуг и т.д.;
  • спонсорская помощь ;
  • субсидии из местного бюджета;
  • выигрыш грантов.

Ежемесячный доход частной школы составляет около 5 млн. рублей плюс 500 тысяч за счет привлечения дополнительных средств. Чистая прибыль: 5,5 млн. – 4,15 млн. = 1,35 млн. в месяц. В год – 16,2. Таким образом, при грамотной организации процесса можно прийти к окупаемости школы уже через год.

Как открыть частную школу: пошаговый алгоритм

Год перед открытием частной школы

  • поиск подходящего помещение, предварительная комплектация педагогического состава.
  • Получение необходимых лицензий и разрешений.
  • проведение ремонтных работ.
  • Закупка необходимого оборудования.
  • Активная реклама, прием первых заявление на обучение.
  • Разработка и утверждение учебных планов.

Первый год

  • Окончательное комплектование педсостава.
  • Привлечение учеников, доведение классов до полной наполняемости (до 20 учащихся).
  • Выход предприятия на самоокупаемость.

Второй год

  • Расширение действующих учебных планов.
  • Оказание дополнительных услуг, проведение курсов и мастер-классов.

Третий год

  • Подготовка одиннадцатиклассников к первому выпуску.
  • Получение и анализ результатов итоговой аттестации (ЕГЭ).

Пятый год

  • Прохождение аттестации.

Шестой год

  • Получение аккредитации.

Многим из нас приходится сталкиваться с проблемой выбора школы для наших детей. Часто родителям приходится переводить ребенка из одной школы в другую. Причинами этому могут служить: вымогательство денег якобы на нужды школы, конфликты с директором и всё возрастающие случаи рукоприкладства учителей. В связи с этим в голову невольно приходит мысль о частной школе, однако нет полной уверенности в том, что там ребенок все таки сможет получить достойное образование, да и цена кусается (около $10 000 в год)…

Какую же школу выбрать: частную или государственную? Согласно результатам исследования Topschools (компании Begin Group) среди тех, кто сделал выбор в пользу частной школы, 67% считают, что поступили правильно, однако 42% сочли свой опыт неудачным. Вокруг негосударственного образования ходит множество слухов, и те, кто никогда не сталкивался с частными школами, относятся к ним с недоверием. Что же на самом деле представляет собой российская частная школа и как она работает? И можно ли назвать это бизнесом?

Первые частные школы начали создаваться в Москве в начале 90-х годов и имели форму кооперативов. После того как в 1992 году был принят закон «Об образовании» за этими учреждениями закрепился официальный статус НОУ (негосударственного образовательного учреждения).

В соответствии с законодательством НОУ - это некоммерческие предприятия. Следовательно, для них существуют определенные ограничения по части хозяйственной деятельности и распределения прибыли. К статьям дохода частной школы можно отнести вступительные и ежемесячные взносы, помощь спонсоров, государственные дотации, а также гранты.

Многие эксперты утверждают, что частную школу сложно назвать бизнесом.

Очень часто люди открывают частную школу, но отнюдь не для получения прибыли, а для того чтобы там получали образование их собственные дети. Также есть компании, такие как «Газпром», например, которые открывают школы для детей своих работников, при этом, не требуя от них сверхдохода, и даже субсидируя их.

Государственная поддержка необходима этому «бизнесу» как воздух, без нее он бы просто не смог выжить. Арендная плата, по которой школе предоставляются помещения, намного ниже рыночной. Раньше, правда, материальная поддержка была нестабильной, но не так давно в Москве ввели нормативы для финансирования негосударственных школ. Теперь, зная количество учеников, можно с точностью до копейки просчитать объем выделяемых средств.

До недавнего времени частные школы имели немалые налоговые льготы. Но вышли поправки к закону «Об образованию» и новый Налоговый кодекс, что лишило НОУ основных налоговых привилегий. Теперь она должны платить налог прибыль (если она образуется), землю и имущество – также как, например, нефтяные компании и банки. Радует только то, что частные школы освобождены от уплаты НДС.

НОУ получают государственную поддержку, но нельзя сказать, что большую заботу. В последнее время чиновники хотя бы привыкли к существованию частных школ, тогда как раньше у них это часто вызывало шок.

«Ветераны» школьного бизнеса, работающие на рынке частного школьного образования по 10-15 лет, как правило, имеют помещение в собственности. Это позволяет им существенно развивать «матчасть» и дает некоторые гарантии стабильности. Вкладывать деньги в ремонт арендованного помещения можно, если срок аренды не менее 10 лет, в противном случае этого делать не стоит. Однако в настоящее время редко кто из арендодателей готов заключить договор на такой длительный срок.

Нелегко сейчас приходится школам, снимающим помещение. Есть случаи, когда школы самым наглым образом «выкидывали» из арендуемого здания, при чем еще до срока истечения договора.

Отсутствие прав собственности на помещение является одним из основных ограничений для этого вида деятельности. Даже те школы, которым относительно повезло со сроком аренды, жалуются на ощущение нестабильности.

Если властям вдруг требуются помещения бывших детских садов, то выпроваживают прежде всего частные школы. К тому же, отмененная в 2006 году льготная ставка аренды сильно ударила по НОУ. А цены на образование в частных школах сразу подскочили на 30-40 %.

Число частных школ в Москве из года в год остается стабильным. Это связано с тем, что какие-то школы закрываются, другие наоборот начинают работать. Рынок частного школьного образования в Москве, по мнению многих, еще не насыщен, но этот бизнес пока мало кого привлекает.

И дело тут даже не столько в сложности получения лицензии, сколько в выборе помещения, подходящего для нужд образования. Для получения лицензии, нужно чтобы оно соответствовало всем требованиям Роспотребнадзора, пожарной безопасности и условиям лицензирования, утвержденным, кстати, еще в 1993 году.

Хотя сами условия получения лицензии лишены каких-либо придирок, утверждают эксперты.

Важно отметить, что плата за обучение, устанавливаемая школами, не берется с потолка.

Здесь правят законы рынка. В одной школе плата может составлять $500 в месяц, в другой — $2000, и это не обязательно говорит о большой разнице в качестве образования. Однако существует у цены и предел, ниже которого достойное образование получить уже невозможно. Ведь не станут хорошие преподаватели работать за идею бесплатно. Кстати, именно заработная плата может стать критерием при определении качества образования в школе.

Какова же минимальная стоимость обучения в частной школе в Москве, без потери качества знаний? Эксперты называют сумму в 15 тысяч рублей в месяц.

Свои требования специфика образования предъявляет и к школьным управленцам. Директор все время находится между двух огней. Для того чтобы иметь право выдачи аттестата государственного образца, нужно соответствовать государственным стандартам. Родители в свою очередь требуют совершенно другого: побольше английского, драмы, экономики, компьютерных навыков. Приходится угождать и тем и другим, тщательно продумывая программу. Деятельность частных школ зависит от спроса, но рынок требует одного, а министерство другого. Вот и приходится быть гибкими при принятии решений.

Частная школа требует и высокого качества преподавания. Найти квалифицированных специалистов достаточно сложно. Причем высокая зарплата – не универсальное средство, хотя в некоторых случаях и помогает. Учителя в НОУ гораздо ближе к родителям и их детям, этому способствуют постоянные встречи, на которых объясняется куда тратятся взносы: ежемесячные и вступительные (их величина колеблется от 30-ти до 60-ти тыс. руб.)

Руководителем школы может стать как директор-педагог, так и не педагог. Что лучше до сих пор неизвестно. Директор обязательно должен быть еще и коммуникатором, маркетологом, предпринимателем и даже отчасти политиком. Для эффективного функционирования образовательного учреждения нужны инвестиции. Но только педагог понимает, какие это должны быть инвестиции. Менеджер, целью которого является только финансовая отдача и снижение издержек, успехов не добьется, а скорее даже наоборот. Родители готовы платить за что то существенное, и это не только бытовые услуги и хорошая еда, но и успехи в учебе. А это обеспечить намного сложнее, чем четырехразовое питание.

Однако бывает и наоборот. У педагогов есть множество первоклассных идей, но… они просто не умеют зарабатывать деньги и менеджеры из них неважные. В этом случае школа тоже обречена на закрытие. Таким образом, успешный руководитель – это тот, кто готов вкладывать и умеет зарабатывать.

Каждый год школам приходится сдавать своеобразные экзамены родителям учеников. Существует конкуренция между школами за выгодного клиента. Приходится выстраивать перед родителями определенный образ: победы на конкурсах и фестивалях, участие в олимпиадах, количество медалей, высокотехнологичное оборудование, благоустройство территории. Многие школы имеют бассейны, спортивные залы, трех-пяти-разовое питание и даже театры и корты. Родители также стремятся оградить своих чад от влияния дурной компании. Поэтому многие школы смотрят не только на состоятельность, но и на адекватность детей и их родителей.

Родители же выбирают школу по следующим критериям:

Репутация школы (57%)

Квалификация педагогов (55%)

Близость к дому (43%)

Частные школы становятся все более популярными среди обеспеченных слоев населения – такие учебные заведения носят элитный характер и дают больше шансов на поступление в престижные вузы. А поскольку традиция частного образования в нашей стране относительно нова, этот сектор рынка не заполнен. С учетом постоянно возрастающего спроса организация полноценного среднего учебного заведения будет актуальной и перспективной.

Частная школа: основы создания бизнеса

Частные школы предоставляют образовательные услуги в области среднего образования. В зависимости от специфики различают начальные, основные и старшие школы. Учебные заведения частного порядка могут иметь различные формы обучения:

— дневную, или очную;

— заочную;

— индивидуальную;

— экстернат.

Возможно также прохождение ускоренного индивидуального курса в различных форматах. Например, существуют экспресс-курсы по программе 10 и 11 или только выпускного класса.

Открывая частную школу, нужно заранее продумать ее распорядок, которому будет подчинено расписание учащихся и преподавательского коллектива. Стандартным будет такой порядок:

— первая половина дня (8.30 -14.30) – учебные занятия;

— до 16.30 – выполнение учащимися домашних заданий;

— 16.30 – 18.00 – проведение факультативов и кружков.

В перерывах обязательно питание школьников. Для тех, кто пребывает в стенах учебного заведения целый день, обязательно четырехразовое питание. Дополнительно возможно также введение дошкольного отделения, где будет проводиться подготовка детей 5-6 лет к поступлению в первый класс.

Сектор частного среднего образования неоднородный по своей структуре. Основные отличия между школами заключаются в таких особенностях:

— количество учеников в каждом классе;

— местоположение;

— особенности материальной базы;

— ценовая политика – размер платы за обучение и оплата дополнительных занятий.

В ценовом аспекте различия обычно очень заметны. Наиболее бюджетные школы рассчитаны на детей из семей среднего класса. Плата за обучение в них составляет от 300 до 500 долларов в месяц. Заведения этой категории дают хорошую подготовку, но обычно не отличаются особенным комфортом в техническом и бытовом устройстве. Вторая группа рассчитана на представителей верхушки среднего класса, готовой платить от 300 до 500 долларов в месяц за образование детей. В таких школах лучше оборудованы классы, обязательно есть собственная спортивная база, оборудованные должным образом компьютерные кабинеты, на более высоком уровне все техническое оснащение.

Наиболее высокий уровень оплаты – в . Стоимость месячного обучения в таких заведениях – 1 – 2 тысячи долларов. При этом отличается там не столько учебная программа, сколько материально-техническое оснащение и дополнительные возможности, в том числе – собственная обсерватория или лошади для верховой езды.

Наиболее рациональным и доступным для начинающего предпринимателя будет открытие школы первой категории. Во-первых, по причине относительно невысокой платы за обучение потенциальная аудитория у них максимально широкая. Во-вторых, запросы у родителей из среднего класса значительно ниже, и им проще соответствовать.

Основные черты частной школы как бизнесе — в видео:

Особенности и сложности создания частной школы

Одна из важных положительных особенностей частных учебных заведений – возможность расширить границы стандартных программ общего образования, вводить новые предметы или углубленно изучать отдельные дисциплины. Принципиальное значение имеет возможность выбора родителями и учениками определенных предметов. Дополнительным преимуществом частных общеобразовательных учреждений считается также внимание к развитию личностных качеств учеников – риторики, коммуникабельности, лидерских способностей. В программу частных школ обязательно входит ряд предметов факультативной направленности – риторика, логика, иностранные языки. На выбор предлагаются дополнительные развивающие занятия – танцы, вокал, актерское мастерство и другие. Но главным преимуществом считается более высокий уровень знаний благодаря углубленным программам по основным предметам, что дает больше возможностей при вступлении в престижные вузы. Особенно важным преимуществом может стать акцент на языковой подготовке, что дает будущим абитуриентам возможность обучаться или работать за границей.

Среди частных школ существует серьезная конкуренция, а так как новые образовательные структуры сразу не вызывают доверия у потенциальных клиентов, стоит знать, какие конкурентные преимущества помогут занять весомое место в своем секторе рынка. Главными условиями частной школы с хорошей репутацией будут такие преимущества:

— наличие образовательной лицензии и государственной аккредитации (аккредитация впоследствии должна проводиться каждые 6 лет, лицензия выдается только один раз);

— квалифицированные и опытные педагоги;

— наличие углубленных программ по нескольким предметам;

— наличие компьютерного класса, оборудованного с учетом современных норм;

— связи с высшими учебными заведениями – пользуются спросом школы, аттестаты которых дают преимущества при поступлении в высшие учебные заведения.

Ниже в видео — на что обратить внимание открывая частное образовательное заведение.

По результатам проведенных опросов, родители выбирают школу по определенным критериям. Лидируют такие критерии подбора школы:

— репутация учебного заведения;

— уровень квалификации преподавателей;

— территориальное расположение;

— отзывы знакомых.

Многие родители обращаются к публикуемым в информационных изданиях рейтингам учебных заведений, выбирая из тех школ, которые находятся на вершине топов. Поэтому важно заявить о себе на рынке как о качественном и надежном заведении.

Этот вид деятельности имеет и ряд недостатков и слабых мест, которые делают бизнес более рискованным. Один из таких нюансов – недостаточная проработка сути частных школ в законодательстве, отсутствие конкретных критериев ее функционирования и четких требований. Поэтому многие учредители частных средних учреждений образования сталкиваются со сложностями в получении лицензии и регистрации бизнеса. Например, некоммерческий характер любого объекта отрасли образования означает, что все заработанные школой средства должны быть направлены на цели, указанные в уставе. Сам основатель может получать только начисленную в соответствии с трудовым договором зарплату. Это положение излагается в специализированном законе «Об образовании», где акцентируется на некоммерческом характере любых образовательных структур. Еще одна сложность – достаточно узкая целевая аудитория: по статистике, около 1 процента современных школьников обучаются в частных школах. При этом большинство школ сосредоточено в столице и других мегаполисах, тогда как на окраинах открытие платной школы может быть нецелесообразно по причине отсутствия спроса. Поэтому учредителю образовательного учреждения следует подготовиться к тому, что ажиотажа среди потенциальных учащихся не будет и определенное время придется работать в убыток.

Относительно небольшая прибыль, в среднем получаемая частными школами, приводит к тому, что инвесторы не слишком заинтересованы во вложениях в основание и развитие такого учреждения. Поэтому основными источниками финансирования, на которые может рассчитывать основатель школы – банковский кредит и личные накопления.

После изучения тенденций и динамики рынка можно сделать следующие выводы: главным фактором, который тормозит развитие частного образования в стране, остается дефицит спроса – 47% руководителей таких организаций назвали именно эту особенность в числе негативных. Примерно 42 участника рынка считают основным недостатком отсутствие должного финансирования, еще 34 % среди всех опрошенных назвали проблемным действующее налогообложение. Постепенно спрос на образование в частных школах увеличивается, о чем свидетельствуют данные статистики. Поэтому, по прогнозам на следующий год, эта отрасль будет стабильно развиваться. А к 2021 году ожидается рост рынка в целом до 2 триллионов рублей. Что касается количества школ частного порядка, на данный момент в стране их насчитывается до 2100. В ближайшей перспективе, при увеличении процента потребления в этом секторе до 19 процентов, прогнозируют открытие до 150 новых школ.

Этапы открытия частной школы

Основные этапы организации частного общеобразовательного заведения следующие:

— аренда или покупка помещения;

— получение образовательной лицензии в Министерстве образования, регистрация субъекта предпринимательства;

— ремонтные работы, закупка мебели и оборудования;

— найм персонала;

— разработка программ обучения (или приобретение готовых разработок);

— организация и планирование учебного процесса;

— маркетинговая кампания, набор учеников и реклама услуг.

Краткая характеристика всех этапов создания и первичного развития частной школы изложена в таблице:

Основные этапы Условия выполнения Сроки
Начальная стадия Первые 24 месяца
Первый месяц От 1 до 30 банковских дней
Получение кредита Наличие обязательного пакета документов Первый месяц
Внесение в госреестр, постановка на учет в налоговых и административных госорганах Заключение инвестиционного договора От 1 до 30 календарных дней
Поиск месторасположения, оформление документов Предварительные работы Первый месяц
Закупка оборудования Наличие инвестиционного договора До 30 календарных дней
Установка оборудования Получение инвестиций До 30 календарных дней
Найм персонала Начало деятельности До 30 календарных дней
Подготовка и обучение персонала Окончание этапа организации деятельности До 30 календарных дней
Маркетинговая кампания В течение первого года работы
Окончание стартового проекта 12 – 24 месяца

Поиск и подготовка помещения

К помещению образовательного учреждения существуют серьезные требования, поэтому, подбирая здание для будущей школы, нужно изучить существующие нормы. Первое, что должно соответствовать установленным нормам – площадь самой школы и прилегающей к ней территории. Общий размер, включая пришкольную территорию будет составлять 3 тысячи кв.метров или более. Размер собственно учебного помещения должен составлять от 1500 до 2500 кв. метров.

Со временем помещение лучше приобрести в собственность. Это даст учредителю определенные гарантии и уверенность в том, что его вложения в материально-техническое оснащение не пропадут, если арендодатель изменит свои планы. Как известно, в арендованном помещении есть смысл делать ремонт только если срок аренды, по договору, составляет не менее 10 лет, в ином случае понесенные затраты просто не окупятся. Если принимается решение об аренде, лучше выбрать здания закрытых школ или детских садов. Там будут соблюдены все технические нормы – не нужно дополнительно оборудовать помещения санузлами, кухней, проводить воду, электрику и другие важные коммуникации. Правда, на аренду обязательны разрешения муниципальных органов, оформленные в соответствии с законодательством.

Поиск месторасположения для частной школы будет определяться несколькими важными критериями. Первый – ориентация на потенциальную аудиторию. Поскольку обучение в таком учебном заведении по карману не всем гражданам, акцент будет сделан только на наиболее обеспеченные слои населения. Поэтому и территориально школа должна располагаться в одном из престижных районов города. Это может быть его центральная часть или район, где расположено большое количество элитных новостроек. Чтобы удовлетворить запросы будущих клиентов и обеспечить комфортный подъезд к школе, обязательно убедиться в наличии удобных подъездных путей, а также обеспечить хорошую автомобильную стоянку.

Материально-техническое оснащение школы – один из начальных этапов ее организации.

Нужно сразу закупить:

— столы и стулья для учащихся и сотрудников;

— оборудование для компьютерного класса;

— мультимедийные и обычные школьные доски;

— все необходимое оснащение для спортзала;

— шкафы для учебников и оборудования;

— шкафы для одежды учеников и преподавателей;

— школьный автобус.

Вся мебель, техника и электроника должны отвечать требованиям безопасности, а также отвечать уровню, заявленному в маркетинговой политике организации. Все оборудование должно быть приобретено у проверенных производителей, гарантирующих его экологическую чистоту и надежность в эксплуатации.

Подбор коллектива

Количество рабочих часов для педагогов строго регулируется законом. Для преподавателей частных школ действуют те же нормы. Поэтому размер штата будет четко определен количеством предстоящих рабочих часов.

Что касается профиля специалистов, которые будут приняты в штат, обязательны как педагоги, читающие базовые школьные предметы, так и преподаватели дополнительных и факультативных дисциплин. В их числе – преподаватели риторики, дополнительных иностранных языков или актерского мастерства. Если факультативные предметы будут преподаваться в небольшом объеме, можно привлечь внештатных педагогов, нанимая их на частичную занятость. То же касается бухгалтера, менеджера по информационной и рекламной политике и некоторых других сотрудников.

Все педагоги должны иметь профильное образование. Что касается опыта работы, большинство работодателей отдают предпочтение тем, у кого он оставляет от 3 лет и более. Тем не менее инновационный и творческий подход, свойственный многим частным школам, требует энергии молодых специалистов, поэтому иногда есть смысл взять на должность инициативных выпускников вузов, которые смогут привнести в образование больше современных тенденций. Не менее важно — обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, так как именно в личностном развитии и отсутствии стандартизации образования заключается преимущество частных школ.

Руководитель школы не обязательно должен быть опытным педагогом. Иногда для выполнения тех или иных задач, которые ставятся перед директором, требуется опыт менеджера, поскольку эта должность требует прежде всего хороших организаторских способностей и высокой степени ответственности.

Реклама и продвижение

Одной из наибольших проблем этого сектора рынка называют более стремительное увеличение участников рынка, чем потенциальной аудитории. Поэтому чтобы войти в эту нишу и удержаться в ней, нужно провести комплекс мер по формированию общественного мнения и созданию имиджа новой организации. Этой цели послужит ряд маркетинговых и рекламных мероприятий:

— распространение информации об услугах частного образования на тематических форумах и в сообществах в социальных сетях;

— разработка и продвижение собственного интернет-сайта. Официальный интернет-сайт должен сообщать родителям потенциальных учеников о принципах и методиках обучения, ценовой политике и преимуществах конкретного образовательного заведения.

Именно реклама в интернете станет основным методом популяризации нового участника рынка. Поэтому ей нужно уделить особенное внимание. Важно также организовывать дни открытых дверей для всех желающих, а также посещать детские сады с целью информирования родителей будущих первоклассников.

Хорошим методом привлечения будут бесплатные курсы подготовки к школе для воспитанников детских садов. В холле школы можно разместить информационные стенды, которые ознакомят родителей с основными преимуществами этого заведения и заслугами его педагогического коллектива.

Регистрация и лицензия

Существует определенная нормативная база, которая делает возможным существование общеобразовательных школ вне государственной образовательной системы. Основными условиями при этом будут наличие статуса юридического лица, лицензия от Министерства образования и полный пакет разрешительных документов.

Правила оформления лицензии можно изучить в федеральном законе «Об образовании» (), а также положении «О лицензировании образовательной деятельности» (). Выбрав из перечня возможных образовательных услуг нужные пункты, учредитель может ознакомиться с предусмотренными законом требованиями.

Как утверждают названные документы, получение лицензии требует подтвердить наличие следующих условий:

— создание полноценной материально-технической базы, включая подготовленное определенным образом помещение, наличие школьного оборудования и полного комплекса учебной литературы;

— соответствие нормам санитарно-эпидемиологической безопасности: необходимо подтвердить, что в помещении будущей школы безопасно находиться, кроме того, детям будут предоставлены все условия для обучения, питания, а в случае необходимости – медицинская помощь;

— наличие учебных планов и образовательных программ, соответствующих нормам;

— квалифицированный штатный персонал: уровень образования и профиль преподавателей должен отвечать требованиям законодательства.

Помимо этого, для возможности получения лицензии обязательно предоставить членам комиссии из Министерства образования стандартный пакет документов:

— разрешение Роспотребнадзора и пожарной службы;

— устав компании;

— информация о постановке предприятия на учет в ЕГРП;

— сведения о постановке на учет в налоговый орган, подача идентификационного номера ООО как налогоплательщика;

— выписка из Единого госреестра юридических лиц;

— документ, подтверждающий право использования помещения – свидетельство о праве собственности или договор аренды;

— документ о приеме – передаче помещения;

— кадастровый план постройки или план здания с описью всех этажей;

— образовательная программа, план обучения.

При необходимости специалистами комиссии по лицензированию могут быть заявлены некоторые другие документы, подтверждающие готовность новой организации предоставлять образовательные услуги для обозначенной категории потребителей.

Отдельную процедуру составляет регистрация новой организации в ФНС. Для частной школы подходит только формат общества с ограниченной ответственностью. Чтобы получить этот статус, учредитель организации обращается в этот орган, где заполняет специальную форму заявления. В ней указывают официальное наименование организации, ее юридический адрес, предоставляют подробную персональную информация обо всех учредителях и подходящие коды деятельности по ОКВЭД. В данном случае обозначенной деятельности соответствуют коды 80.2 («Образование общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование»). Этот код достаточно широкий и включает в себя широкий спектр деятельности. Можно как дополнительный указать более точный код, например, 80.21.2 – Среднее (полное) общее образование. Если помимо базового среднего образования школа будет предлагать дополнительные дисциплины, есть смысл включить в перечень кодов деятельности 80.10.3 «Дополнительное образование детей».

Нормативные акты, регулирующие открытие и функционирование частных общеобразовательных школ, а также лицензирование их деятельности:

К заявлению прилагают пакет документов, который включает:

— устав компании;

— решение о создании ООО;

— решение о назначении руководителя;

— протокол собрания учредителей, если основателей школы несколько;

— подтверждение уплаты государственной пошлины, которая для ООО составляет 4 тысячи рублей.

Регистрируя предприятие, следует указать его статус как некоммерческая организация, поскольку только такая структура может заниматься образовательной деятельностью. Как и любое юридическое лицо, ООО требует внесения минимального уставного капитала в размере от 10 тысяч и более. Подтверждение о внесении уставного капитала подают вместе с основным пакетом документов.

Финансовый план

Частная школа – организация со сложной структурой и высокими рисками. Поэтому при осуществлении финансовых расчетов используют несколько показателей:

— анализ и динамика спроса потенциальных потребителей;

— анализ существующего рынка;

— общие выводы о состоянии соответствующего сектора рынка частных образовательных услуг.

С учетом высокой затратности и значительного уровня рисков при составлении плана финансов следует учитывать наименьший уровень рентабельности. С учетом всех этих особенностей примерный план объемов производства и реализации услуг будет таким:

Период Вид услуги Объем реализации в месяц (кол. человек) Цена, руб. Выручка, руб.
1 – 12 месяц 35 человек и более О 5 тысяч 175 – 500 тыс.
1 – 12 месяц Элитарные занятия От 7 человек От 50 тысяч 350 – 750 тыс.
13 – 24 месяц Классические и специализированные занятия От 37 человек 5850 и более 216,5 – 865,8 тыс.
13 – 24 месяц Элитарные занятия 8 и более От 58,5 тыс. 468 – 936 тыс.

Если представленные в плане тенденции развития рынка будут сохранены на протяжении первых двух лет существования школы (примерные показатели – от 6 до 19% в год), годовые объемы реализации услуг достигнут суммы в 22 миллионов рублей.

Предварительно необходимо продумать сумму и сроки кредитования, а также соотнести все финансовые показатели с процентной ставкой банковского кредитования. Если изначально рассмотреть кредитование в размере до 2,5 миллионов рублей с процентной ставкой 14% на срок 48 месяцев, то точки безубыточности образовательная организация достигнет к 16 месяцу работы. Ориентировочная сумма прибыли к этому моменту должна составить 787,7 тысяч рублей.

Подсчет ежемесячных выплат по всем расходам в общем показал сумму в 847,7 тысяч. А итоговая валовая прибыль будет достигать более 88 миллионов рублей. За вычетом всех предстоящих расходов прибыль проекта частной школы должна составить 2 миллиона 551 тысячу рублей.

Расходы на основание и первичное развитие проекта в кратком виде можно изложить следующим образом:

Статья расходов Расходы в месяц, руб. Расходы за год, руб. Разовые затраты Итого за год
Покупка или аренда здания (помещения) 190 тысяч 2 млн. 280 тыс. 190 тысяч 190 тысяч
Покупка оборудования 42,1 тысячи 1 млн. 12 тыс. 1 млн. 12 тыс.
Закупка компьютерной техники 144 тысячи 144 тысячи
Создание и обслуживание сайта, хостинга, покупка необходимых скриптов 120 тысяч 120 тысяч
Рекламные расходы 75 тысяч 900 тысяч 900 тысяч
Зарплата От 540 тыс. 6,5 млн. 6,5 млн.
Уплата налогов 113,4 тысячи 1млн.360,8 тыс. 1млн.360,8 тыс.
Непредвиденные расходы 146,6 тыс. 146,6 тыс.
Итого 847,7 тысяч 9 млн. 667 тыс. 1 млн. 613 тыс. 8 млн.999 тыс.

Налоги будут одним из обязательных пунктов затрат. Уплачивать их придется начиная с первого месяца работы организации еще до того как компания выйдет на уровень самоокупаемости. Налоговые отчисления будут стандартными для большинства предприятий в формате юридического лица, в том числе для организаций сферы образования. Основные отчисления в налоговые и различные общеобязательные фонды можно сгруппировать таким образом:

Проведя анализ отрасли и финансовые расчеты, можно прийти к выводу, что частная школа является потенциально высокодоходным видом бизнеса, имея высокие перспективы при правильной организации всего процесса открытия и развития компании. Основным положительным фактором будет повышение спроса на качественное школьное образование и стремление современных родителей дать детям хорошие перспективы на будущее. При грамотном построении бизнеса и наличии четкого плана его развитие, по примерным подсчетам, частное образовательное заведение окупится и станет прибыльным к концу второго года работы.

На видео: Как открыть частную школу