Шарль балли - биография, фотографии

Балли Шарль Балли́ Шарль

Байи (Bally) (1865-1947), французский языковед, последователь Ф. Де Соссюра. Работы по общей и французской лексикологии и стилистике, общей теории языка.

БАЛЛИ Шарль

БАЛЛИ́ (Bally), Шарль (4 февраля 1865, Женева-10 апреля 1947), лингвист женевской школы. Ученик и последователь Ф. де Соссюра (см. СОССЮР Фердинанд де) . Специалист по общей и французской лексикологии, стилистике, синтаксису и общей теории языка.
Учился в Женеве и Берлине, там же в 1889 защитил докторскую диссертацию по античной филологии, специализировался по греческому языку (см. ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК) . Являлся профессором Женевского университета (см. ЖЕНЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) , специалистом в области общего и сравнительно-исторического языкознания, французского и немецкого языков. Работал вместе с Ф. де Соссюром, был его учеником и испытал значительное влияние его идей, способствовал их популяризации. После смерти Соссюра на основании материалов лекций 1907 – 1911 подготовил совместно с А. Сеше (см. СЕШЕ Альбер) к печати и издал в 1916 «Курс общей лингвистики». Один из основателей и ведущих представителей Женевской школы.
Одним из первых определил цели и задачи стилистики (см. СТИЛИСТИКА) как особой лингвистической дисциплины, им была дана первая классификация фразеологизмов (см. ФРАЗЕОЛОГИЗМ) . Балли показал, что задачей стилистики является исследование и распределение языковых средств по сферам (или средам) общения и изучение эмоционально окрашенной речи. Был основоположником современной функциональной стилистики, заложил основы изучения разговорной речи. Занимался сопоставительным описанием языков, значительно расширив границы исследовательских методов компаративистики (см. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ) рубежа 19–20-х вв. Он исключил диахронический (см. ДИАХРОНИЯ) (исторический) подход к изучению языка и задался целью создать синхронную (см. СИНХРОНИЯ) (статическую) лингвистику – описание языка с точки зрения говорящего субъекта. Многие идеи, выдвинутые Балли, разрабатываются в современном языкознании (в частности в социолингвистике (см. СОЦИОЛИНГВИСТИКА) , психолингвистике (см. ПСИХОЛИНГВИСТИКА) и языковой прагматике (см. ПРАГМАТИКА) ).
Основные труды: «Французская стилистика» (Тraite de stylistique francaise, 1909, русский перевод 1961), «Язык и жизнь», «Общая лингвистика и вопросы французского языка» (Linguistique general et la linguistique francaise, первое издание в 1932, в 1955 появился русский превод).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Балли Шарль" в других словарях:

    Шарль Балли (фр. Charles Bally, 4 февраля 1865, Женева 10 апреля 1947, Женева) швейцарский лингвист, один из выдающихся лингвистов XX века. Труды по общему и сравнительно историческому языкознанию, французскому и немецкому языкам … Википедия

    Балли (Bally) Шарль (4.2.1865, Женева, ‒ 10.4.1947, там же), французский лингвист женевской школы. Ученик и последователь Ф. де Соссюра. Специалист по общей и французской лексикологии и стилистике. Занимался также общей теорией языка («Общая… … Большая советская энциклопедия

    Балли, Шарль - (1865 1947) Крупнейший лингвист школы де Соссюра. В 1916 году вместе с Сеше издает лекции Ф. де Соссюра под названием Курс общей лингвистики, сделавшие имя Соссюра всемирно известным. На русский язык курс переведен в 1933 году. Основные работы Ш … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Балли, Шарль - (1865 1947) Крупнейший лингвист школы де Соссюра. В 1916 году вместе с Сеше издает лекции Ф. де Соссюра под названием «Курс общей лингвистики», сделавшие имя Соссюра всемирно известным. На русский язык курс переведен в 1933 году. Основные… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    - … Википедия

    Балли, Шарль Шарль Балли (фр. Charles Bally, 4 февраля 1865, Женева 10 апреля 1947, Женева) швейцарский лингвист, один из выдающихся лингвистов XX века. Труды по общему и сравнительно историческому языкознанию, французскому и… … Википедия

    - (Bally) Шарль (1865 1947) швейц. языковед. Принадлежал к первому поколению т.н. “женевской школы” социол. направления в языкознании. Получил классич. образование филолога, специализировался по греч. языку. В 1889 защитил в Берлине докт.… … Энциклопедия культурологии

    - (фр. Charles Bally, 4 февраля 1865, Женева 10 апреля 1947, Женева) швейцарский лингвист, один из выдающихся лингвистов XX века. Труды по общему и сравнительно историческому языкознанию, французскому и немецкому языкам, стилистике. Почётный… … Википедия

    БАЛЛИ (Байи) (Bally) Шарль (1865 1947) французский языковед, последователь Ф. де Соссюра. Работы по общей и французской лексикологии и стилистике, общей теории языка … Большой Энциклопедический словарь

    Балли Ш. - БАЛЛИ́ (Bally) Шарль (1865–1947), швейц. языковед. Ученик Ф. де Соссюра. Один из основателей Женевской школы. Тр. по общему языкознанию, общей теории языка (функциональный подход к языку и речи, теория высказывания, сопоставит. метод и др.) … Биографический словарь

БАЛЛИ, ШАРЛЬ (Ваllу, Charles) (1865–1947), швейцарский лингвист. Родился в Женеве 4 февраля 1865. Учился в Женеве и Берлине, где в 1889 защитил докторскую диссертацию по античной филологии. Профессор Женевского университета, специалист в области общего и сравнительно-исторического языкознания, французского и немецкого языков. Работал вместе с Ф. де Соссюром, испытал значительное влияние его идей и сыграл выдающуюся роль в их популяризации: после смерти Соссюра совместно с А.Сеше на основании материалов лекций 1907–1911 подготовил к печати и издал в 1916 Курс общей лингвистики , введя в научный обиход одну из самых влиятельных теоретических концепций в истории лингвистической науки (сам Соссюр, блестяще дебютировавший как индоевропеист, к моменту своей смерти особой известностью не пользовался). Один из основателей и ведущих представителей Женевской школы. Умер Балли в Женеве 10 апреля 1947.

В книге Французская стилистика (Тraité de stylistique française , 1909, русский пер. 1961) Балли одним из первых определил цели и задачи стилистики как особой лингвистической дисциплины; в этой книге было также рассмотрено выражение в языке аффективных (связанных с выражением эмоций) категорий и дана одна из первых классификаций фразеологизмов.

Наиболее известный лингвистический труд Балли – Общая лингвистика и вопросы французского языка (Linguistique général et la linguistique française ) был впервые издан в 1932. В 1944 появилось переработанное издание, переведенное в 1955 на русский язык. Книга совмещает в себе исследование по общей лингвистике с работой, выявляющей специфические особенности французского языка (во многом на основе сопоставления его с немецким); синхронный подход к языку объединяется с выявлением тенденций его развития. Балли показывает, что в каждый момент времени каждый язык (в частности, французский) представляет собой продукт временного равновесия между традицией и тенденциями, толкающими язык в определенном направлении.

Широкую популярность, особенно в романском языкознании и в русистике, приобрела предложенная Балли концепция предложения как единства диктума, выражающего суждение о некотором факте, и модуса, выражающего «оттенки чувства или воли». Балли рассматривает разные типы модальных значений, выражаемые лексически или грамматически, а также подробно изучены так называемые актуализаторы – средства, используемые для преобразования языка в речь; в синтетических языках (латинский, отчасти немецкий) актуализаторы (показатели времени, наклонения и др.) выражены в основном внутри слова (аффиксы, чередования в основе), а в аналитических языках типа французского актуализаторы (артикли, безударные местоимения и др.) – выражены вне слова, отдельными словами служебного характера. В связи с этим Балли предложена оригинальная трактовка слова: различаются семантическая единица (семантема) и минимальная синтаксическая единица (синтаксическая молекула), включающая в себя актуализоторы; в синтетических языках слово совпадает с молекулой, а семантему представляет собой основа слова, в аналитических же языках слово – это семантема, а молекуле соответствует сочетание знаменательного слова со служебными. Рассматривая язык как инструмент не просто общения, а социального взаимодействия, Балли во многом предвосхитил более поздние идеи социолингвистики и лингвистической прагматики.

Во французском языке Балли выделял исторические тенденции к аналитизму, к порядку «главный член + зависимый член» и к «сжатию» – использованию простых, немотивированных знаков. В немецком языке тенденция к аналитизму не столь выражена, а две другие тенденции противоположны французским: преобладает порядок «зависимое + главное» и характерно использование сложных знаков с прозрачной структурой, в частности сложных слов.

Швейц. языковед. Принадлежал к первому поколению т.н. "женевской школы" социол. направления в языкознании. Получил классич. образование филолога, специализировался по греч. языку. В 1889 защитил в Берлине докт. дисс. о трагедиях Еврипида, вернулся на родину и с тех пор безвыездно жил в Женеве. С 1900 в течение многих лет преподавал греч. язык в Коллеже Кальвина. Одновременно изучал санскрит в Женев. ун-те под руководством де Соссюра (интерес к санскриту сохранил на всю жизнь, незадолго до кончины предпринял работу над санскритской грамматикой). Сначала учеба, позже - сотрудничество и дружба с де Соссюром способствовали превращению блестящего филолога в не менее блестящего лингвиста. Б. постепенно проникся общелингвистич. идеями своего учителя и освоил его метод исследования языка. С 1906 Б., по поручению де Соссюра, читал вместо него курс санскрита в Женев. ун-те, а с 1913, после смерти учителя, и вплоть до своей отставки в 1939 занимал кафедру сравнит, грамматики и об916, совместно с А. Сеше, издал "Курс общей лингвистики" де Соссюра, составленный на материале студенческих конспектов. До конца жизни возглавлял Женев. линг-вистич. об-во, развивавшее идеи де Соссюра.

В основе лингвистич. взглядов Б. лежало соссюровское учение о знаковой природе языка, о различении языка и речи, синхронии и диахронии. Приверженность к этой теории, а также собственный богатый опыт преподавания совр. франц. и нем. языков помогли Б. преодолеть ограниченность компаративно-истор. лингвистики 19-нач. 20 в. и перейти от анализа сохранившихся письменных источников на мертвых языках к непосредств. исследованию живых языков. Б. категорически исключил диахронию (историю развития языка) из поля зрения лингвиста и задался целью создать синхронную (статич.) лингвистику - описание языка с т. зр. говорящего субъекта, для.к-рого безразлично происхождение употребляемых им средств выражения ("произвольность знака"). Коллективная мысль народа навязывает индивиду абстр. систему условных знаков, включающую словарь и грамматику (эта система и есть язык). Языковая система принадлежит об-ву в целом, а каждый знак этой системы обозначает не конкретный предмет действительности, а общее понятие об этом предмете ("потенциальный", "виртуальный" характер знака). Речь индивидуальна и отражает способ, каким каждый индивид использует лингвистич. знак, делает его реальным фактом коммуникации, актуализирует его. Лингвист может судить о языке, только изучая его функционирование в конкретных речевых актах. Статич. лингвистика Б. - прежде всего лингвистика речи. Он разработал теорию высказывания, ввел в лингвистику логич. понятия диктума (объективной части значения предложения) и модуса (операции, производимой мыслящим субъектом), рассмотрел способы актуализации в речи виртуальных единиц языка. Объект его исследований выходил за рамки чистой лингвистики и затрагивал также психологию и социологию. Речь отражает все аспекты жизни. Выражаемые в ней мысли имеют не только интеллектуальную природу, они включают и побуждения к действию, и эмоции, и желания, и волю. Б. подчеркивал первостепенное значение эмоционально-аффективных компонентов речи - ускользающих и непрерывно меняющихся форм с множеством смысловых оттенков. Его исследования в этой области, сегодня общепринятые, не сразу нашли понимание в научном мире: лингвистам казалось, что анализ явлений, не поддающихся строгой регламентации, противоречит логике научного мышления.

Б. вложил новое содержание в термин "стилистика", отделил лингвистич. стилистику, определенную им как "науку о средствах выражения", от традиц. исследований литературно-худож. стилей. Лингвистич. стилистика Б. изучает не область языка, а весь язык под углом зрения аффективности, так как способы выражения аффективного могут носить и фонетич., и лексич., и синтаксич. характер. Стилистика Б. не отдает предпочтение аффективному перед интеллектуальным, она изучает их во взаимосвязях, а также пропорции, в каких они смешиваются, чтобы породить тот или иной тип выражения.

Сопоставляя системные закономерности франц. и нем. языков, Б. нашел подтверждение лингвистич. антиномии изменчивого/постоянного в языке: чтобы выполнять свою обществ, функцию, язык должен оставаться неизменным, в то же время он находится в состоянии постоянного изменения и развития. По мысли Б., каждый язык в каждый момент времени представляет собой систему в состоянии неустойчивого равновесия, к-рое постоянно нарушается процессом развития языка, чтобы тут же восстановиться уже в новом качестве.

Имеется в виду книга Шарля Балли «Французская стилистика».

Шарль Балли - выдающийся швейцарский лингвист, писавший на французском языке. Балли был учеником Ф. де Соссюра.

Один из основоположников стилистики как науки Ш.Балли говорил о трех стилистиках, но совершенно в ином плане: он выделял - «общую стилистику», которая исследует стилистические проблемы речевой деятельности вообще; - «частную стилистику», занимающуюся вопросами стилистики конкретного национального языка; и - «индивидуальную стилистику», рассматривающую экспрессивные особенности речи отдельных индивидов.

Ш. Балли поставил проблему соотношения интеллектуальной (номинативной, информационной, рациональной, логической) и аффективной сфер языка. Балли считал аффективный фактор обязательным компонентом любого высказывания.

Суть соотношения обеих сфер языка и Балли и другие видные лингвисты видели в том, что аффективное является не проявлением случайных, факультативных наслоений на интеллектуальное (назывное), а обязательным. Из этого положения следует вывод о взаимосвязи обеих сфер и их частом взаимопроникновении. Но акценты при этом делаются различные. Так, Балли полагал, что любое предложение, например Жара или Дважды два - четыре, с общепринятой точки зрения не имеющие никакой аффективной окраски, имеют ее, ибо, порожденные в связи с какой-то ситуацией, они обязательно окрашены чувством говорящего. Так, Жара может обозначать неприятные физические ощущения или то, что от жары погибает урожай.

Балли различал в аффективном факторе две цели: выражение субъективного мира говорящего (чувства, настроения) и использование языковых средств для воздействия на адресата.

Балли пришел к выводу, что языковыми средствами могут быть выражены два вида стилистической окраски языковой единицы: собственно эмоциональная и социальная. «Само собой разумеется, что один и тот же речевой факт может одновременно обладать и той и другой окраской, однако пристальное наблюдение позволяет установить, что чаще всего одна из них преобладает».

Собственно эмоциональная окраска «как будто внутренне присуща самим экспрессивным фактам (хотя на самом деле это иллюзия) - настолько естественно, казалось бы, она излучается самими словами; фактически же она зависит от формы, в которую облечена идея, от того, под каким углом ее «подает» данный речевой факт. Мы говорим, что слово обладает собственной эмоциональной окраской, если, услышав его, мы испытываем приятное или неприятное чувство, и это первое впечатление существенно не меняется в результате логического анализа; собственной окраской обладает и такое слово, которое передает чрезвычайные размеры какого- либо предмета или особую интенсивность какого-либо качества или процесса; наконец, такая окраска наблюдается и в том случае, когда речевой факт вызывает в нас ощущение красоты, изящества, грации.

Социальная окраска . «Обладающий ею речевой факт имеет в основном то же значение, что и любое слово, возможное в данном контексте; разница между ними отнюдь не сводится к каким-нибудь существенным оттенкам смысла - то особое чувство, которое вызывает, однако, социально окрашенный речевой факт, является результатом неосознан ной мысли, которую можно сформулировать следующим образом: «Так сказать может кто-то другой, но не я»; или иначе:

«В одной обстановке я сказал бы так, а в другой - нет». В этом вся суть социальной окраски. Если, например, какой-нибудь научный термин оказывает на меня эмоциональное воздействие, то это, конечно,- не потому, что в самом слове имеются аффективные элементы - само понятие языка науки полностью исключает такое объяснение; все дело в том, что термин вызывает представление о необычной среде и особой форме деятельности, отличной от обыденных житейских дел.

Пример на соц. окраску:

Возьмем еще такую фразу: Оu as-tu fourre ton chapeau? «Куда ты засунул свою шляпу?»; она не может прямо воздействовать на мои чувства - нет ничего волнующего, забавного, грустного, комического или торжественного, приятного или неприятного в том, чтобы спросить у человека, куда он положил свой головной убор. Если же все-таки фраза вызывает какие-то эмоции, то это

лишь потому, что она порождает представление об определенной среде, так как глагол fourrer весьма фамильярен; то есть инстинктивно я понимаю, что он допустим в одних обстоятельствах и недопустим в других. В этом отчетливо проявляется социальный характер речи и обусловленные этим ее качеством эмоциональные реакции.

«Само собой разумеется, что один и тот же речевой факт может одновременно обладать и той и другой окраской, однако пристальное наблюдение позволяет установить, что чаще всего одна из них преобладает».

Серия: "Лингвистическое наследие ХХ века"

Шарль Балли - выдающийся швейцарский лингвист, ученик Ф. де Соссюра, один из основоположников современной функциональной стилистики, заложивший основы изучения разговорной речи. В данной работе, ставшей уже классической, Балли показывает, что основными задачами стилистики является исследование распределения языковых средств по сферам общения и изучение эмоционально окрашенной речи, способной выражать чувства человека.

Издательство: "URSS" (2009)

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Степанов Ю.С. В данной книге рассматривается французская стилистика в сравнении с русской. Сравнение помогает понять как ту, так и другую. Книга охватывает стилистику практической речи (обыденного языка) и… - URSS, (формат: 60x90/16, 370 стр.) Языки народов мира 2014
    606 бумажная книга
    Степанов Ю.С. В данной книге рассматривается французская стилистика в сравнении с русской. Сравнение помогает понять как ту, так и другую. Книга охватывает стилистику практической речи (обыденного языка) и… - ЛЕНАНД, (формат: 60x90/16, 370 стр.) Языки народов мира 2014
    760 бумажная книга
    Ш. Балли Шарль Балли - выдающийся швейцарский лингвист, ученик Ф. де Соссюра, один из основоположников современной функциональной стилистики, заложивший основы изучения разговорной речи. В данной работе… - Либроком, (формат: 60x90/16, 398 стр.) 2009
    779 бумажная книга
    Балли Ш. Шарль Балли - выдающийся швейцарский лингвист, ученик Ф. де Соссюра, один из основоположников современной функциональной стилистики, заложивший основы изучения разговорной речи. В данной работе… - URSS, (формат: 60x90/16, 370 стр.) 2009
    568 бумажная книга
    Ш. Балли Шарль Балли - выдающийся швейцарский лингвист, ученик Ф. де Соссюра, один из основоположников современной функциональной стилистики, заложивший основы изучения разговорной речи. В данной работе… - Либроком, (формат: 60x90/16, 370 стр.) Wilton Classics How to Book 2009
    712 бумажная книга
    Ю. С. Степанов Французская стилистика (в сравнении с русской). Учебное пособие В данной книге рассматривается французская стилистика в сравнении с русской. Сравнение помогает понять как ту, так и другую. Книга охватывает стилистику практической речи (обыденного языка) и… - Ленанд, (формат: 60x90/16, 370 стр.) Языки народов мира 2014
    1212 бумажная книга
    Томас Карлейль Французская революция. История. Часть 2. Конституция 2011
    189 аудиокнига
    Томас Карлейль Французская революция. История. Часть 3. Гильотина Выдающийся британский мыслитель, яркий представитель викторианской эпохи, Томас Карлейль создал произведение, ставшее классическим. В нем соединились историческая точность описания и живой… - МедиаКнига, аудиокнига можно скачать 2011
    189 аудиокнига
    Ш. Балли Настоящая книга Шарля Балли представляет собой второй том "Французской стилистики", который до 2003 г. в России не издавался. Между тем, он содержит интереснейший материал по стилистике французского… - Либроком, (формат: 60x90/16, 272 стр.) Лингвистическое наследие XX века 2009
    513 бумажная книга
    Степанов Ю.С. Языки народов мира 2018
    416 бумажная книга
    Степанов Ю.С. Структура французского языка. Морфология, словообразование, основы синтаксиса в норме французской речи В настоящей книге, написанной доктором филологических наук, академиком РАН Ю. С. Степановым, дается структурное изложение семантической (обычной, "традиционной", классической) грамматики французского… - URSS, (формат: 60x90/16, 370 стр.) Языки народов мира 2018
    757 бумажная книга
    Степанов Ю.С. Структура французского языка. Морфология, словообразование, основы синтаксиса в норме французской речи В настоящей книге, написанной доктором филологических наук, академиком РАН Ю. С. Степановым, дается структурное изложение семантической (обычной,`традиционной`, классической) грамматики французского… - URSS, (формат: 60x90/16, 370 стр.) Языки народов мира 2018
    522 бумажная книга
    Степанов Ю. Структура французского языка. Морфология, словообразование, основы синтаксиса в норме французской речи В настоящей книге, написанной доктором филологических наук, академиком РАН Ю. С. Степановым, дается структурное изложение семантической (обычной, «традиционной», классической) грамматики французского… - Либроком, (формат: Мягкая глянцевая, 184 стр.) 2018
    427 бумажная книга
    Балли Ш. Упражнения по французской стилистике Лингвистическое наследие ХХ века 2019
    455 бумажная книга
    Балли Ш. Упражнения по французской стилистике Настоящая книга Шарля Балли - выдающегося швейцарского лингвиста, ученика Ф. де Соссюра, - представляет собой второй том "Французской стилистики", который до 2003 г. в России не издавался. Между тем… - URSS, (формат: Мягкая глянцевая, 184 стр.) Лингвистическое наследие ХХ века 2019
    757 бумажная книга
    - У этого термина существуют и другие значения, см. Стилистика (значения). … Википедия

    Раздел языкознания (См. Языкознание), в котором изучается система стилей (См. Стиль) того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка (См. Литературный язык) в различных условиях… …

    Стилистика декодирования - (С. восприятия, С. читателя) – направление стилистики (стилистики худож. речи), изучающее те стороны высказывания, которые передают лицу, принимающему (декодирующему) сообщение, мысли и чувства лица, отправляющего сообщение, а также факторы,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка - I (Stál) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении… … Большая советская энциклопедия

    Стиль - (от лат. stilus, stylus – остроконечная палочка для письма, затем –манера письма, своеобразие слога, склад речи). В языкознании нет единого определения понятия С., что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка