Семья соляриев в городе солнца. "город солнца" томмазо кампанеллы. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобретают всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами.

Томас Мор

Предисловие

Эти два сочинения, «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, просятся под одну книжную обложку. Хотя сочинение Кампанеллы было написано почти столетие спустя после сочинения Мора («Утопия» написана в 1516 г., а «Город Солнца» в итальянской версии – в 1602 г., в латинской – в 1614 г.), но оба они принадлежат одной культурной эпохе – эпохе Возрождения. Эпоха пронизала эти сочинения единым духом гуманизма и социальности (см.: Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.: Наука. 1978. С. 43–63).

Особенно важно подчеркнуть следующий момент. Своеобразие эпохи Возрождения состоит в том, что она мыслит себя возрождением античной культуры, прежде всего – философии. Если говорить конкретно об авторах «Утопии» и «Города Солнца», то они осознают себя продолжателями философского дела Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.) – дела создания проекта идеального общества и государства. Нельзя не согласиться, что выступивший позже Кампанелла находится, несмотря на фигуру умолчания по этому поводу, в зависимости от Мора, но и при всем том видит совершенное общество все-таки иначе, чем Мор (см.: Панченко Д.В. Кампанелла и «Утопия» Томаса Мора // История социалистических учений. Сб. ст. М.: Наука. С. 241–251), Существенней, однако, то, что объединяет образы «наилучшего государства» (выражение Мора) в сочинениях Мора и Кампанеллы не просто зависимость взглядов второго от взглядов первого из них, но гораздо большее, а именно то, что перекрывает различия, делает их различиями внутри единства. Речь идет о единстве, проистекающем из принадлежности образов совершенного государства у Мора и Кампанеллы к общему типу с тем идеальным государством, образ которого представил Платон в своем диалоге-трактате «Государство». Этот общий для Мора и Кампанеллы как продолжателей дела Платона тип представлений об идеальном обществе и государстве суть коммунистическая утопия.

При этом Т. Мор и Т. Кампанелла, стремясь быть более последовательными коммунистами, чем Платон, действие принципа общественной собственности, призванной заменить частную собственность, распространяют из высших социальных слоев, в качестве каковых у Платона выступают правители (философы) и стражи (воины), на все общество. Тем самым вместе с всецелым проведением принципа общественной собственности в «наилучшем государстве» они предполагают и всеобщность действия в нем принципа социального равенства.

Надо сказать, что объединяет «Утопию» и «Город Солнца» еще то, что значительность идей каждого из этих произведений оплачена высокой ценой: трагической судьбой их творцов. Т. Мор был казнен за верность своим убеждениям, разошедшимся с интересами королевской власти (Мор, будучи авторитетным политиком, опасным для короля, не отказался от мнения о предпочтительности сохранения в Англии католицизма в противоположность принятию англиканства, так как с католицизмом он связывал возможность более благоприятной для страны и народа социальной политики). Кампанелла за подготовку восстания против испанского владычества в Калабрии, с которым он связывал перспективу не только национального освобождения, но и установления социального строя в духе строя «Города Солнца», почти тридцать лет подряд, а в общей сложности около тридцати трех лет, провел в тюремных застенках испанских властей, страдая от жестоких пыток и ужасных условий заключения. Одновременно с испанцами Кампанеллу преследовала папская инквизиция, расценившая его творчество как ересь и приговорившая его к пожизненному заточению. Только чудом, благодаря случайному стечению обстоятельств, Кампанелла избежал казни и вышел на волю в конце жизни. В «Городе Солнца» он говорит, имея в виду самого себя, о Философе, способном доказывать верность своим взглядам, а значит, и верность их самих, даже путем испытания пыткой. Солярии, т. е. граждане Города Солнца, – пишет Кампанелла, – «неоспоримо доказывают, что человек свободен, и говорят, что если в течение сорокачасовой жесточайшей пытки, какою мучили одного почитаемого ими философа враги, невозможно было добиться от него на допросе ни единого словечка признания в том, чего от него добивались, потому что он решил в душе молчать, то, следовательно, и звезды, которые воздействуют издалека и мягко, не могут заставить нас поступать против нашего решения» (Кампанелла Т. Город Солнца. М.Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1947. С. 114). Впрочем, и в этом отношении – в отношении высокой, до готовности к пожертвованию жизнью, меры верности коммунистической идее и убежденности в ее истинности, Мор и Кампанелла наследовали Платону, который тоже буквально рисковал жизнью, пытаясь убедить тирана Дионисия, а затем – и Дионисия младшего в необходимости осуществить на Сицилии учение об идеальном государстве.

Именно идущая от Платона через Мора и Кампанеллу литературная и философская традиция коммунистической утопии ближе, чем какие-либо иного рода представления о совершенном и желательном устройстве общества, подводит к философски и научно обоснованному К. Марксом и Ф. Энгельсом проекту будущего общества. Ближе, потому что марксистский проект, как и проекты названных утопистов, является тоже коммунистическим проектом. В той форме, какую коммунистическому проекту будущего общества придали классики марксизма, это уже не утопия, не «место, которого нет», а практически воплощаемый и воплощающийся, вопреки всем преградам, тип общества.

Сейчас, когда после поражения реального социализма в СССР и восточно-европейских странах процесс становления коммунистической формации переживает кризис, когда нащупываются новые пути и обновленные формы воплощения коммунистического идеала в реальность, интерес к утопиям Мора и Кампанеллы будет обостряться, Если еще совсем недавно они вызывали едва ли не исключительно академический интерес, рассматривались только в качестве примеров истории утопической мысли, то сейчас они будут интересны многим читателям и за пределами академической сферы, поскольку стимулируют попытки поиска ответов на злободневные вопросы о дальнейших судьбах реального социализма/ коммунизма и в нашей стране, и в мире.

Думается, что нет непроходимой границы между утопией и наукой. По-настоящему значительные произведения утопической мысли, к которым, безусловно, относятся «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы, сохраняют свою актуальность в плане значения для научной социальной футурологии. Особенно в такой переломный момент истории, как нынешний, они способны и удовлетворять интерес широкого читателя, и, вместе с тем, питать научную мысль о перспективах социального развития. Осмысление содержания утопий, соотнесение их с нынешней реальностью дают импульсы, с одной стороны, для подтверждения истинности определенных положений научно-философской теории становления общества социальной справедливости, а, с другой стороны, истинность иных положений теории ставят под вопрос.

С этой точки зрения мы бы обратили внимание на центральную идею коммунистических утопий Мора и Кампанеллы – идею о необходимости замены частной собственности общественной, а также еще на две остро звучащие в современной действительности темы: тему судьбы религии (шире – веры) и тему гендерных (социально-половых) отношений в будущем обществе.

Город Солнца

Tommaso Campanella

Stilo 1568 - Parigi 1639

Собеседники

Главный Гостинник и Мореход из Генуи.

Гостинник

Поведай мне, пожалуйста, о всех своих приключениях во время последнего плавания.


Мореход

Я уже рассказывал тебе о своем кругосветном путешествии, во время которого попал я в конце концов на Тапробану, где был вынужден сойти на берег. Там, опасаясь туземцев, укрылся я в лесу; когда же я наконец из него выбрался, очутился я на широкой равнине, лежащей как раз на экваторе.


Гостинник

Ну, а там что с тобой приключилось?


Мореход

Я неожиданно столкнулся с большим отрядом вооруженных мужчин и женщин, многие из которых понимали наш язык. Они сейчас же повели меня в Город Солнца.


Гостинник

Скажи мне, как же устроен этот город и какой в нем образ правления?


Мореход

На обширной равнине возвышается высокий холм, на котором и расположена большая часть города; многочисленные же его окраины выходят далеко за подошву горы, размеры которой таковы, что город имеет в поперечнике свыше двух миль, а окружность его равна семи. Благодаря тому, что лежит он по горбу холма, площадь его больше, чем если бы он находился на равнине. Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам. Из одного круга в другой попадают по четырем мощеным улицам сквозь четверо ворот, обращенных на четыре стороны света. И город так, право, выстроен, что если бы взят был приступом первый круг, то для взятия второго понадобилось бы употребить вдвое больше усилий; а для овладения третьим - еще того больше. Итак, чтобы захватить каждый следующий, надо было бы постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда. Таким образом, если бы кто задумал взять этот город приступом, ему пришлось бы брать его семь раз. Но, по-моему, невозможно взять и первый круг: настолько широк окружающий его земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями, бомбардами и рвами.

Итак, войдя северными воротами (которые окованы железом и так сделаны, что могут легко подыматься и опускаться и накрепко запираться благодаря удивительно ловкому устройству своих выступов, прилаженных для движения в выемках прочных косяков), увидел я ровное пространство шириною в семьдесят шагов между первым и вторым рядом стен. Оттуда можно видеть обширные палаты, соединенные со стеною второго круга так, что они, можно сказать, составляют как бы одно целое здание. На половине высоты этих палат идут сплошные арки, на которых находятся галереи для прогулок и которые поддерживаются снизу прекрасными толстыми столбами, опоясывающими аркады наподобие колоннад или монастырских переходов. Снизу входы в эти здания имеются лишь с внутренней, вогнутой стороны стены; в нижние этажи входят прямо с улицы, а в верхние - по мраморным лестницам, ведущим в подобные же внутренние галереи, а из них - в прекрасные верхние покои с окнами как на внутреннюю, так и на наружную сторону стены и разделенные легкими перегородками. Толщина выпуклой, то есть внешней, стены - восемь пядей, вогнутой - три, а промежуточных - от одной до полутора пядей.

Отсюда можно пройти к следующему проходу между стенами, шага на три уже первого, с которого видна первая стена следующего круга с подобными же галереями вверху и внизу; а с внутренней стороны идет другая стена, опоясывающая палаты, с такими же выступами и переходами, опирающимися снизу на колонны; вверху же, там, где находятся двери в верхние покои, она расписана великолепною живописью. Таким образом, по подобным же кругам и через двойные стены, внутри которых находятся палаты с выступающими наружу галереями на колоннах, доходишь до самого последнего круга, идя все время по ровному месту; однако же при проходе сквозь двойные ворота (во внешних и внутренних стенах) приходится подниматься по ступеням, но устроенным так, что подъем почти не заметен: идешь по ним наискось, и высота лестниц поэтому едва ощутима. На вершине горы находится открытая и просторная площадь, посередине которой возвышается храм, воздвигнутый с изумительным искусством.

Гостинник

Продолжай же, продолжай, говори, заклинаю тебя жизнью!


Мореход

Храм прекрасен своей совершенно круглою формой. Он не обнесен стенами, а покоится на толстых и соразмерных колоннах. Огромный, с изумительным искусством воздвигнутый купол храма завершается посередине, или в зените, малым куполом с отверстием над самым алтарем. Этот единственный алтарь находится в центре храма и обнесен колоннами. Храм имеет в окружности свыше трехсот пятидесяти шагов. На капители колонн снаружи опираются арки, выступающие приблизительно на восемь шагов и поддерживаемые другим рядом колонн, покоящихся на широком и прочном парапете вышиною в три шага; между ним и первым рядом колонн идут нижние галереи, вымощенные красивыми камнями; а на вогнутой стороне парапета, разделенного частыми и широкими проходами, устроены неподвижные скамьи; да и между внутренними колоннами, поддерживающими самый храм, нет недостатка в прекрасных переносных креслах.

На алтаре виден только один большой глобус с изображением всего неба и другой - с изображением земли. Затем на своде главного купола нанесены все звезды неба от первой до шестой величины, и под каждой из них указаны в трех стихах ее название и силы, которыми влияет она на земные явления. Имеются там и полюсы, и большие и малые круги, нанесенные в храме перпендикулярно к горизонту, однако не полностью, так как внизу нет стены; но их можно дополнить по тем кругам, которые нанесены на глобусах алтаря. Пол храма блистает ценными камнями. Семь золотых лампад, именующихся по семи планетам, висят, горя неугасимым огнем. Малый купол над храмом окружают несколько небольших красивых келий, а за открытым проходом над галереями, или арками, между внутренними и внешними колоннами расположено много других просторных келий, где живут до сорока девяти священников и подвижников. Над меньшим куполом возвышается только своего рода флюгер, указывающий направление ветров, которых они насчитывают до тридцати шести. Они знают и какой год предвещают какие ветры, и какие перемены на суше и на море, но лишь в отношении своего климата. Там же, под флюгером, хранится написанный золотыми буквами свиток.


Гостинник

Прошу тебя, доблестный муж, разъясни мне подробно всю их систему управления. Это меня особенно интересует.

Министерство общего и профессионального образования РФ

Тверской государственный университет

Факультет прикладной математики и кибернетики

Кафедра теоретической и прикладной экономики

Реферат

по курсу «История экономических учений»

на тему: «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы»

Выполнил: Скоробогатова Н.М.,

Проверил:

Введение…………………………………………………………

Эпоха Томмазо Кампанеллы……………………………………

Биография ученого………………………………………………

«Город Солнца» Кампанеллы…………………………………..

Экономические взгляды Кампанеллы в «Городе Солнца»:…..

Отношение к труду…………………………………………

Организация производства…………………………………

Принципы распределения………………………………….

Заключение……………………………………………………….

Литература………………………………………………………..


Введение.

Греческий термин ou topos обозначает «место, которого нет». От этого слова сэр Томас Мор произвел слово «утопия» для обозначения идеального гуманистического общества. Его книга «Утопия» была напечатана на латинском языке в 1516 году, и в английском переводе в 1551. Мор писал в то время, когда социальные институты, сохранявшие общество Средних веков, начинали разрушаться.

«Утопия» Мора была не первой книгой такого типа, но и не последней. В древней Греции Гесиод в «Трудах и днях», располагает свою утопию в далеком прошлом, в Золотом веке. Библия также располагает ее в прошлом – в садах Эдема. Греческий автор Эвхемер тоже писал об утопическом острове в своей «Священной истории».

В средние века под влиянием христианства утопическая литература в Европе исчезает. Внимание уделялось жизни после смерти, царству Божьему.

Утопия Мора, написанная как раз в конце Средних Веков, стала популярной, что вызвало различные имитации. Антонио Франческо Дони, редактировавший итальянское издание «Утопии» в 1548 году, в 1588 году выпускает книгу «Миры», книгу о совершенном городе, где отменен институт брака. Далее последовало издание книги Франческо Патрици «Счастливый город».

В 1602 году Кампанелла печатает «Город Солнца». Хотя в какой-то мере его можно назвать имитацией «Утопии», надо сказать, что Город Солнца Кампанеллы совершенно отличен от Утопии, там действуют иные законы, он и построен по-другому.

Жизнь и деятельность Кампанеллы, ученого и философа, вызывает большой интерес у исследователей.

Эпоха Томмазо Кампанеллы.

Конец 15в. знаменовал собой наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. В Англии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественные отношения – капиталистические, появляются новые классы, складываются нации, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особенной силой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится той первой ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия.

В Италии уже в 14-15вв., а в других странах Европы с конца 15 – начала 16 века наступает эпоха Возрождения – развертывается движение, шедшее под знаменем «ренессанса» античной культуры. Приблизительно в то же время появляются идеологические течения гуманизма и реформации церкви. Каждое из них обладало своей формой проявления и гаммой общественно-политических идей.

Среди исследователей нет единодушия, можно ли считать «Город Солнца» частью ренессансной культуры или относить его к последующему периоду. С.Д.Сказкин причислял Кампанеллу к гуманистам Возрождения. В.П.Волгин говорил о «Городе Солнца» как о замечательном произведении, сочетающем принципы гуманизма с принципами общности – с социализмом.

Л.Фирпо считает, что рассматривать «Город Солнца» в ряду предшествующих ренессансных утопий – значит видеть в проекте Кампанеллы безнадежный анахронизм. Только поставив его в круг духовных искателей деятелей Контрреформации, можно правильно понять смысл «Города Солнца».

Если отношение «Города Солнца» к «христианскому гуманизму» представляется достаточно ясным (вспомним хотя бы калек, живущих за границами града Солнца), то вопрос об отношении его к так называемому «гражданскому гуманизму» требует очень серьезного исследования. Не вызывает сомнений, что ряд черт «гражданского гуманизма» получил дальнейшее развитие в утопии Кампанеллы, тем важнее подчеркнуть существующее различие. «Гражданские гуманисты» были, как правило, озабочены лишь одним: как реформировать существующее общество и добиться его улучшения, не прибегая к коренной ломке сложившихся общественных отношений. Даже те из них, кто видел слабость государства в резком социальном расслоении его граждан, предлагая сгладить имущественное неравенство, не покушались на святую святых – на сам принцип частной собственности.

Таким образом, Кампанеллу трудно отнести прямо к какому-либо течению. Обычно исследователи называют работы Мора и Кампанеллы принадлежащими к утопическому социализму, причем некоторые исследователи считают авторов родоначальниками социализма вообще.

Биография ученого.

Джованни Доменико Кампанелла, принявший в монашестве имя Thommaso (Фома), родился в сентябре 1568 года в селении Стеньяно, около города Стило, в Калабрии, находившейся в то время под властью испанцев. С самого детства Кампанелла проявлял большие способности; в 13 лет он писал стихи. Первоначальное образование Кампанелла получил под руководством монаха-доминиканца, у которого учился логике; под его влиянием он, пятнадцати лет, пошел в монастырь. Решение идти в монастырь противоречило желанию его отца, который хотел отправить сына в Неаполь к родственнику-юристу для изучения права.

Кампанелла стал доминиканцем в 1583 году, частично из-за того, что только пойдя по этому пути он мог получить образование. Он был послан в монастырь Сан-Джорджио, где изучал философию три года, затем в 1586 году в монастырь в Никастро, где учился еще 2 года.

После изучения философии, основанной на Аристотеле, в 1588 Кампанелла уехал в доминиканский монастырь в Козенце изучать теологию. Там он открывает для себя философию Телезия. К концу 1598 года он заканчивает большую работу в защиту Телезия «Philosophia sensibus demonstrata». С этой своей первой ученой работой Кампанелла появляется в Неаполе и издает ее там в 1591 году. Он проводит здесь два года и пишет новое сочинение («De sensu rerum»), в котором уже отклоняется от учения Телезия, увлекшись изучением так называемой «натуральной магии» и астрологии, противником которой был Телезий. Это сочинение написано под влиянием ученого неаполитанца делла Порта, автора книги о натуральной магии и основателя академии для изучения природы (Academia secretorum naturae). Но в другой своей, написанной в Неаполе же, работе Кампанелла опять идет по стопам своего учителя, доказывая этим, что его сложное миросозерцание обнимало весьма противоречивые идеи.

Свое свободомыслие Кампанелла проявлял и в поступках: для своих занятий он пользовался книгами монастырской библиотеки, не испрашивая разрешения у папы и пренебрегая грозившим за это отлучением от церкви. Результатом был донос: Кампанеллы бал арестован и отправлен в Рим, где ему впервые пришлось познакомиться с инквизицией. На первый раз он дешево отделался и хотя был оставлен под сильным подозрением, но все-таки выпущен на свободу.

Следующие за заключением годы Кампанелла проводит в скитаниях по Италии. Через Флоренцию и Болонью он отправляется в Венецию и Падую, где поселяется в монастыре св.Августина и деятельно принимается за ученые занятия, восстанавливая свои рукописные сочинения, которые были у него отобраны и отправлены в инквизицию настоятелем доминиканского монастыря в Болонье. Но и тут враги Кампанеллы не оставляют своих преследований: против него возбуждаются два новых процесса. Если первый (по обвинения в оскорблении генерала ордена) сошел легко, то второй был гораздо серьезнее и грозил суровыми последствиями: на Кампанеллу было возведено обвинение в авторстве сочинения «О трех обманщиках» («De tribus impostoribus») и в том, что он не донес на какого-то отрицателя Христа как спасителя. К этим обвинениям прибавили еще донос, приписывающий Кампанелле сочинения стихотворной сатиры на Христа, указывавший на его приверженность к Демокриту и т.д. Быть может, нелепость первого из этих обвинений – в авторстве книги, написанной задолго до рождения Кампанеллы, - помогла ему опять выпутаться, но вероятнее то, что освобождению способствовали влиятельные покровители. Благоприятное впечатление на судей должны были произвести и два новых сочинения Кампанеллы: «О христианской монархии» и «О правлении церкви», в которых он выступил как ярый противник реформационного движения и приверженец папской власти, доказывая, что папа должен объединить под своей властью всех христиан и стать главой не только церкви, но и государства. «К этому религиозному и политическому единству, -- говорит Лафарг, - Кампанелла стремился лишь для того, чтобы прекратить раздоры и установить мир и благоденствие на земле». Эти стремления Кампанеллы, в соответствии с условиями его времени, выражались им зачастую в теологических формах, так что приверженцам католической церкви он мог порою казаться правоверным католиком.

Вернувшись к работе, Кампанелла не только принялся за философские сочинения, но выступил и как автор политических «Речей к итальянским князям», в которых он убеждает подчиниться власти испанцев и таким путем прийти к созданию мировой монархии, в которой Италия под владычеством папы будет играть первенствующую роль. Как в этих «Речах», так и в написанной позднее книге «Об испанской монархии» Кампанелла высказывает свои заветные идеи о создании единого мирового государства, которые в конечном итоге были направлены против всех существующих правительств и, в частности, против Испании, несмотря на то, что ей предвещалось мировое главенство как самой христианской стране в мире.

И основания городов. Новую популярность «Город Солнца» обрёл с середины XIX века в контексте социал-демократических и коммунистических движений, с точки зрения Карла Каутского , Кампанелла был одним из «предшественников научного социализма». Эта идея была использована в советской историографии. В. И. Ленин считал некоторые идеи, высказанные в «Городе Солнца», применимыми для монументальной пропаганды . В историографии XX века сосуществуют полярно несхожие интерпретации идеала «Города Солнца» - сциентистский и теологический .

«Город Солнца» в контексте творчества Кампанеллы

Литературные качества произведения Кампанеллы были высоко оценены первопубликатором - Тобиасом Адами, но в дальнейшем эта точка зрения не разделялась исследователями. Академик В. Волгин в предисловии к лучшему русскому изданию «Города Солнца» 1954 года , так характеризовал текст:

«„Город Солнца“ написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, … Кампанелла не сумел использовать её должным образом. В сущности мы имеем не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены в угоду литературной традиции часто бессодержательные реплики собеседника, оправдывающие, и то не во всех случаях, необходимость перехода к новой теме рассказа, не внося в него ничего нового» .

Л. Воробьёв отмечал, что, по существу, исследования «Города Солнца» именно как литературного произведения не производилось, художественная оценка ограничивалась стилистикой. Текст Кампанеллы уже несколько веков считается примером «грубой» латыни, однако Л. Воробьёв настаивал, что автор был прав, именуя своё сочинение «поэтическим диалогом». Эмоционально-эстетическая сторона «Города Солнца» подчинена идейному содержанию, демонстрируя единство изображения и мысли. В тексте нет важнейшей приметы романического жанра - индивидуальных человеческих характеров: собеседники «лишены зримых человеческих качеств, они почти не видимы». Истинным эстетическим феноменом текста Кампанеллы является человеческая мысль, «рвущаяся за рамки действительности»

Видео по теме

Общность Города Солнца

Несмотря на то, что диалог в «Городе Солнца» является формальным, герои несут определённую символическую нагрузку. По Л. Фирпо и С. Риччи, генуэзский моряк, сообщающий о Городе Солнца, служил на эскадре Христофора Колумба . Его собеседник («гостинник» русского перевода), который является пассивным слушателем, - рыцарь Ордена госпитальеров . Повествование вводится описанием Города Солнца, который построен вокруг высокого холма, возвышающегося над окружающей равниной . Основан он был философами Индии, ушедшими на остров Тапробану ; Л. Фирпо, основываясь на словах «остров лежит под экватором», отождествлял его с Суматрой . Город выстроен геометрически, и с четырёх сторон рассечён центральными улицами - по сторонам света. «Семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам», окружающие весь город, сразу же вводят в круг астрологических идей Кампанеллы, связывающего разумное общественное устройство с изучением законов природы, воплощением которых является движение небесных светил. Аркады и галереи для прогулок, а также внешние стены укреплений и зданий украшены великолепной живописью, всё венчается храмом, воздвигнутым на самой вершине холма. На алтаре этого храма помещены земной и небесный глобусы, а купол вмещает изображения всех звёзд вплоть до шестой величины , и с внешней стороны увенчан флюгером .

Основу утопии Кампанеллы составляло упразднение причины неравенства - то есть частной собственности, поэтому все солярии (жители Города Солнца) являются «одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми - потому, что у них есть всё, бедными - потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им» . Практически все современники и исследователи последующих поколений обращали внимание на тезис Кампанеллы об упразднении моногамной семьи, поскольку из существования семьи монах-доминиканец выводил возникновение частной собственности и социального неравенства, ибо наличие отдельного жилища и собственной жены и детей воспитывает себялюбие . Здесь явно прослеживается влияние «Государства » Платона и собственного монастырского опыта Кампанеллы, но имеются и несомненные инновации. Важнейшая из них - устройство общества соляриев на «научной» основе. Поскольку семья ликвидирована, то и производство и воспитание потомства переходит в руки государства в соответствии с биологическими и астрологическими показаниями . Кампанелла писал в своей утопии, что мужчины и женщины сызмальства воспитывались так, что верили в могущество науки и её творцов, работали и жили радостно, ощущая сопричастность всем деяниям государства, созданного ради общего блага. Государство вмешивается в деторождение, поскольку личные чувства у соляриев отделены от производства потомства. Кампанелла был искренне убеждён, что его евгенические устремления могут быть реализованы лишь в случае, если люди последуют им по собственной воле. Как и многие другие пророки и утописты, он полагал, что открытый им «новый закон» сведёт на нет отрицательные стороны человеческой натуры и постепенно весь мир станет жить по обычаям Города Солнца. Чтобы этого добиться, Кампанелла разработал рациональные принципы воспитания и обучения детей, которые впоследствии оказали огромное влияние на доктрину Яна Амоса Коменского .

Общественное воспитание и разделение труда

Младенцы сразу после вскармливания передаются в руки назначенных государством воспитателей и воспитательниц, до семи лет обучаясь в форме игры . Обучение совершается и во время прогулок, поскольку все стены города покрыты изображениями камней, минералов и металлов, морей и рек, озёр и источников, снега, грозы и всех воздушных явлений. На стенах изображены «все виды деревьев и трав, а иные из них растут там в горшках на выступах наружной стены строений»; «всевозможные породы рыб», птиц, животных «и все достойное изучения представлено там в изумительных изображениях и снабжено пояснительными надписями» . Специальный круг стен выделен для математических фигур и карт всех областей земли, а другой круг стен - для ремёсел и их применения. При этом государством выделены специальные наставники, которые способны подробно разъяснить смысл каждого изображения. Солярии - жители Города Солнца - заботятся и о физическом развитии будущих поколений; естественные склонности выявляются при посещении мастерских разных специальностей. Кампанелла отлично понимал, что труд является проклятьем человечества и потому положил в основу своей утопии всеобщее участие в труде. У соляриев почётом пользуются те, «кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Рабочий день не превышает 4-х часов (речь идёт о физическом труде), всё остальное время можно посвящать наукам, развитию умственных и телесных способностей. Высвобождение свободного времени возможно благодаря применению технических новшеств . Также применяются некие эзотерические средства для ускорения всходов и созревания и сохранения урожая. Имеется и разделение труда, но оно имеет в основе биологические показатели: хотя женщины во всём равны мужчинам, но освобождены от особенно тяжёлых видов работ. Кампанелла полемизировал с Аристотелем , который утверждал, что женская природа несовместима с военным делом: у соляриев женщины получают физическое воспитание и учатся обращению с оружием. В случае надобности, они могут постоять за себя и свою родину . «Никакой телесный недостаток не принуждает их к праздности» - старики привлекаются к совещаниям, хромые, слепые служат там, где могут работать; самый же неспособный «служит соглядатаем, донося государству обо всем, что услышит» .

Теократическая государственность

Утопия Кампанеллы была теократической. Мировое государство, за которое он ратовал, было необходимо для глобальной магической реформы, в результате которой каста священников-магов будет поддерживать в Городе вечное счастье, благополучие и добродетель, а религия Города будет в полном согласии с научной картиной мира - под которой фра Томмазо понимал естественную магию . Подавляющее большинство соляриев занимаются физическим трудом, в то время как организация производства, научное и политическое руководство целиком принадлежит касте жрецов. По Ф. Йейтс , к римскому идеалу всемирной империи, возвращающейся вместе с новым золотым веком и платоновскому идеалу государства , управляемого философами, Кампанелла добавил третий - вечное и неуязвимое египетское государство священнической магии. Правитель Города Солнца именуется «Солнцем» или Метафизиком, и обозначается астрологическим символом (). Это одновременно священник, царь, высшая духовная и светская власть . При Метафизике имеются соправители - Мощь, Мудрость и Любовь, соответствующие мировым первостихиям, которые ведают основными отраслями жизни солярийцев. Эти четверо назначают правителей всех остальных уровней. Политическая власть неотделима от священнослужения, поскольку Метафизик и остальные проводят богослужения и исповедуют граждан. При храме, венчающем идеальный город, имеется коллегия из 12 жрецов-астрологов, которые специально рассчитывают воздействие звёзд на дела человеческие . Эти 12 занимаются и регулированием небесных влияний и всех сторон человеческой жизни, включая оплодотворение растений, животных и людей. Даже высокоразвитая наука и техника соляриев создана и управляется священством . Это далеко не случайно: Кампанелла исходил из представления о первичности духовного единства в жизни общества. В «Политических афоризмах» он писал, что общность душ может быть создана и сохранена благодаря «основанной на науке религии, которая есть душа политики и защита естественного закона» .

Управление утопической общиной

Город Солнца не является демократией. В общине существует Большой Совет, включающий всех граждан от 20 лет и старше, он собирается дважды в лунный месяц, но его функции весьма ограничены: он лишь обсуждает порядок выполнения обязанностей должностными лицами, и гражданам предоставляется на нём возможность высказаться об имеющихся недочетах. Подлинное же обсуждение государственных дел и выбор должностных лиц осуществляются не Большим советом: он только намечает кандидатуры. Каждый восьмой день собираются все должностные лица - от верховного правителя до начальников отрядов - десятников, полусотников и сотников. Они и выбирают правителей, ведающих основными отраслями хозяйства и управления. Высшие правители бессменны, а должностные лица, хотя и заменяются, но Кампанелла никак не обозначил процедуру этой замены .

Кампанелла подчёркивал, что не только высшие правители государства, но и все чиновники Города Солнца являются просвещенными специалистами и именно в силу своих специальных познаний занимают соответствующие должности: в ведении правителя Мудрости находятся Астролог, Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист, Экономист, Астроном, Музыкант, Перспективист, Арифметик, Живописец, Скульптор. Под началом правителя Любви находятся: Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик, Заведующий одеждой, Агроном, Скотовод, Стадовод, Заведующий приручением животных, Главный кухмистр, Откормщик. Правителю Мощи подчинены Стратег, Начальник единоборцев, Кузнечных дел мастер, Начальник арсенала, Казначей, Заведующий чеканкой монеты, Инженер, Начальник разведки, Начальник конницы, Начальник пехоты, Конюший, Главный гладиатор, Начальник артиллерии, Начальник пращников и Юстициарий, - «а этим всем подчинены особые специалисты» .

Институтов суда и принуждения Город Солнца не знает. Смертная казнь существует, «против свободы государства, или против Бога, или против высших властей», а также за чинимое насилие, если оно совершено сознательно и умышленно . В «Городе Солнца» текст немногочисленных законов вырезан на колоннах у дверей храма, где и осуществляется правосудие. Судьями служат непосредственные начальники подсудимого, приговор может быть обжалован перед тремя правителями - заместителями Метафизика. При этом разбирательство переносится на другой день. На третий день дело может быть рассмотрено Метафизиком, в противном случае приговор вступает в силу. Пытки не применяются. Для уличения необходимы пятеро свидетелей: солярии всегда работают и даже передвигаются отрядами. Кампанелла выдвинул требование соразмерности преступления и наказания, в ветхозаветном духе . Теоретическим обоснованием этих взглядов является естественное право , «которое не добавляет сверх природных законов ничего, кроме таинств, способствующих их соблюдению» . Естественное право является божественным и влечёт мир к гармонии и порядку, ибо каждая вещь имеет свою цель. Юрист, по Кампанелле, - тот же маг, который не ограничивается познанием, как философ, но действует, основываясь на знании глубочайших взаимосвязей вещей. Однако Кампанелла не одобрял адептов юдициарной астрологии, поскольку она противоречила свободе воли .

По Кампанелле, только частной собственностью и наличием семьи объясняются разбой, коварные убийства, изнасилование, кровосмешение и блуд. Сам образ жизни Города Солнца устраняет мятежи подданных, поскольку к ним приводит произвол должностных лиц, их своеволие либо бедность и чрезмерное унижение народа. После создания справедливого общества исчезнут низкопоклонство, ложь, воровство, неопрятность, надменность, гордость, похвальба, праздность, распутство, убийство детей во чреве матери и проч. Идеальные солярии Кампанеллы самым гнусным из пороков считали гордость, а также преследовали неблагодарность и злобу, неуважение, леность, уныние, гневливость и шутовство, а также ложь. Он проявил себя безусловным сторонником смертной казни (путём побивания камнями или самосожжением на костре из пороха). Помимо смертной казни Кампанелла полагал необходимыми такие меры воздействия как изгнание, бичевание, выговор, отлучение от церкви и запрет общаться с женщиной. Наказание рассматривалось как средство искупления греха, проступка против общего блага .

Интерпретация

XIX-XX века

Иллюстрация из книги Civitas veri sive morvm 1609 года, ошибочно используемая как наглядное изображение «Города Солнца»

Практически все исследователи, независимо от их теоретических и общественных взглядов, именовали идеал Кампанеллы коммунистическим . А. Х. Горфункель категорически утверждал, что в отличие от Т. Мора, Кампанелла рассматривал свою утопию как реальную политическую программу, которая должна была быть реализована в Италии после победы восстания 1599 года. «Город Солнца» - это беллетризированная идея Кампанеллы, которую он надеялся реализовать до конца своей жизни, пытаясь последовательно использовать для этой цели испанскую монархию, католическую церковь и французскую монархию . Равным образом, «Город Солнца» неразрывно связан со всей совокупностью философских и политических сочинений Кампанеллы. Характерно, что утопия Томмазо Кампанеллы раздражала именно католических исследователей его творчества: так Р. Амелио полагал, что солнечный миф есть иллюстрация несоответствия между велениями разума и Евангельским учением, а Дж. Ди Наполи считал, что это - метафора дохристианского состояния общества, причём ликвидацию частной собственности и семьи считал издержками идеального государства, построенного на чисто философских основаниях .

С иной позиции идеал Кампанеллы критиковали позитивисты: А. Фогт в курсе своих лекций 1906 года утверждал, что утопия Кампанеллы была прямым подражанием платоновскому идеалу государства, но всё философское у Платона было заменено иерархией . Фогт полагал, что утопия Кампанеллы крайне примитивна, что объяснялось тюремным заключением её автора, малым житейским опытом: «он побеждает все препятствия полётом своих фантазий» . Исследователь настаивал, что идеал Кампанеллы и ход его мыслей был сугубо светским, а те, кто утверждали религиозный базис Города Солнца, путали религию с иерархией .

XXI век

Современная исследовательница творчества Кампанеллы Джермана Эрнст утверждала, что несмотря на явную связь идей восстания 1599 года и «Города Солнца», откровенно неортодоксальных идей в утопии доминиканца нет . Кампанелла очень тонко подошёл к рассмотрению связи между естественной религией и христианством. Христианство, будучи выражением Божественной рациональности, не может не совпадать с естественной религией. При этом солярии, будучи потомками древнего населения Индии, придерживаясь чистой религии законов природы, и не ведая Откровения, без труда смогут перейти в христианство. Этот тезис - послание Кампанеллы христианскому миру. По Дж. Эрнст, объединяющая сила христианства заключалась в примирении людей и гармонии с природой. В трактате «О наилучшем государстве», опубликованном Кампанеллой в Париже, и перекликающемся содержательно с «Городом Солнца», рассматривались в том числе и спорные с точки зрения вероучения вопросы, особенно общность жён и отделение романтической любви от деторождения . Кампанелла повторил свой тезис о том, что естественным природным состоянием человека является общность имущества, тогда как социальное разделение и частная собственность являются следствием исторического развития человечества. Общность жён, настаивал Кампанелла, есть также следствие заботы об общественном благе, ибо хорошее потомство избавляет человечество от страданий и ущерба от незаконных отпрысков и прочего. Общность жён соответствует законам природы, ибо единственным предназначением жизни является её продолжение. Отсюда следует, что половая сфера начинает восприниматься как греховная только тогда, когда она становится запретной, чего нет при прагматическом к ней отношении в русле естественных законов .

Джермана Эрнст заново поставила вопрос о происхождении названия «Города Солнца». В книге пророка Исаии (Ис. ) сказано: «В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца». Однако и в сочинениях авторов, оказавших большое влияние на Кампанеллу - особенно Марсилио Фичино , встречается возвеличивание Солнца, дарующего жизнь и движение всем вещам, что было близко собственной философии Калабрийца. По Дж. Эрнст, на Кампанеллу действительно могли оказать некоторое влияние образы империи инков - в сочинении Джироламо Бенцони «История Нового света» (Венеция, 1565) приводилась история крещения «Атабалибы , последнего царя Перуанского», который поначалу отвергал Христа потому, что Он умер на кресте, тогда как Солнце не умирает никогда .

План Города Солнца из книги: Гутнов А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры: Лицо города. М., 1990

Современная исследовательница Сильвия Риччи отмечала, что «Город Солнца» является одной большой метафорой , позволяющей через географические и архитектурные схемы представить город как средоточие смыслов, выражающих религиозные и политические взгляды автора. С. Риччи начинала анализ утопии Города Солнца с констатации одного противоречия: с одной стороны, утопическая община замкнута и самодостаточна, и не поощряет контакты своих подданных с внешним миром, с другой, - солярии поддерживают культурные и торговые связи с иностранными государствами. Такое разграничение существует и внутри Города Солнца, который явно противостоит сельской периферии, рассматриваемой как нечто низменное и отрицательное по отношению к городской среде. В деревню ссылают неспособных горожан или детей, которые не смогли подняться в интеллектуальном отношении . В архитектурном отношении Город строится по вертикали, имея круговую форму в плане. Вертикаль Города заставляет всех его жителей и каждого из них в отдельности, ежедневно физически совершать восхождение к Божественному единству и совершенству. В социальном плане этим подчёркивается всемогущество Метафизика, который соединяет духовную и светскую власть. С. Риччи характеризовала политические взгляды самого Кампанеллы как «нео-гвельфские » .

Сильвия Риччи полагала также, что в символическом пространстве «Города Солнца» зашифровано противостояние прошедшего и будущего. Само название Города несёт как экзотический оттенок, так и обетование обновления. По этой причине в самом начале повествования упоминается Колумб - первооткрыватель Нового Света. Новое географическое пространство характеризуется новым образом жизни и социальным укладом. Одним из лейтмотивов «Города Солнца» является периодическое сопоставление Города и собственной реальности Кампанеллы, и не в пользу последней. В результате, почти бесконечное пространство, окружающее идеальный Город, основано на обычаях, которые не должны более поддерживаться, несправедливых законах и ложных верованиях. Они должны уступить новому образу жизни, миру всеобщей гармонии. Городская среда соляриев полностью отражает потребности человека, как культурные, так и социальные. Создав гармоничную семью, солярийцы отвергли остальной мир и отгородились от его пороков и несправедливостей. Общество соляриев самодостаточно и потому крайне осторожно относится к иностранцам и препятствует соляриям покидать свою общину. Дополнительной деталью в этом контексте является то, что в помещениях соляриев окна направлены в сторону храмовой горы; по С. Риччи, эта деталь - не второстепенная. В то же время, солярии в равной степени отрицают военную, социальную и идеологическую экспансию. Немногие избранные, однако, путешествуют по странам внешнего мира, чтобы собирать новое знание, некоторые достижения могут использоваться и соляриями. Кампанелла явно демонстрировал, что знание является единственным методом изменения существующего общества. Первичным, однако, является изменение человеческой природы, то есть реконструкция психики, интеллекта и морали, что и создаст новую модель отношений между обществом и индивидом .

«Город Солнца» и техника

Водоподъёмное устройство. Гравюра Георга Бёклера из книги «Theatrum Machinarum Novum» (1661)

Филлис Холл (США) в своём исследовании 1993 года поставила вопрос о том, что «Город Солнца», во-первых, являлся одной из первых утопий, в которой техника была положена в основу общественного благосостояния; во-вторых, это важный источник по собственным представлениям Кампанеллы о будущем техническом развитии . Кампанелла был только одним из социальных критиков Позднего Возрождения, наравне с Ортензио Ландо, Никколо Франко и Антон Франческо Дони . Ландо в 1548 году осуществил итальянский перевод «Утопии» Томаса Мора; Дони, начав комментирование перевода Ландо, в 1552 году опубликовал собственную утопию - «Новый мир». Между ними и «Городом Солнца» существует известная параллель, хотя точное влияние Дони на Кампанеллу пока не установлено. Энтузиазм Кампанеллы в отношении техники, по Ф. Холл, отражал и социальные преобразования в раннее Новое время. Моряки эпохи Великих Географических открытий, издатели, подобные Альду , Эльзевиру или Плантену , и художники Ренессанса являются примерами специалистов по технике и технологии, которые получили высокий социальный статус и уважение за свои открытия .

Вероятно, именно в силу этой тенденции, техника имеет в Городе Солнца высокий социальный престиж, а одним из составляющих статуса солярийца являются его практические навыки и знание возможно большего числа ремёсел. Это же было отображением популярной в тогдашних диспутах темы, о том, что составляет природу истинной знатности . В этом плане концепция благородства Кампанеллы была для своего времени революционной . Современники Кампанеллы не выходили за пределы «дворянства духа», приобретаемого личной добродетелью, тогда как калабрийский доминиканец вообще отказался от добродетели (вернее, сделал её общественным фоном), а благородством наделил людей через практические достоинства. Эту тенденцию не следует абсолютизировать: высшие должности в Городе занимают философы, неспособные к физическому труду. Однако образование в Городе Солнца включало множество технических дисциплин, что было инверсией гуманистического образования Ренессанса. Кроме того, Кампанелла считал добродетель результатом правильного скрещивания людских особей, простым научением её обрести нельзя . Однако дети обучаются, играя, но уже с семи лет их водят по разным мастерским, примечая, где у кого появляется интерес к той или иной практической специальности. Равным образом, и для великого правителя - Метафизика - «постыдным было бы не обладать и механическими искусствами», помимо всеобъемлющих познаний во всех остальных областях . Более того: соляриец только тогда получает фамилию, когда обретает славу в соответствующем ремесле, подобно тому, как древние римляне награждали почётными прозвищами полководцев. Ремесленные объединения играют большую роль и в судопроизводстве: своих работников судят непосредственные начальники .

Кампанелла предельно чётко разделял науку и технику. Наука - это знание законов природы, техника - методы контроля над природой. Однако среди изображений законоучителей, помещённых на внешней стороне шестого круга стен Города, включая Моисея , Иисуса и Магомета , не упоминаются основатели наук или изобретатели орудий. Тем не менее, Кампанелла не уставал повторять, что за столетие, предшествующее его рождению, в мире было совершено изобретений больше, чем за предыдущие 4000 лет. Важнейшими он считал компас , книгопечатание и огнестрельное оружие . Солярийцы пошли ещё дальше и изобрели воздухоплавание , телескопы для поиска невидимых звёзд и устройства для слушания музыки сфер . Последнее было добавлено в печатное издание «Города Солнца» после участия Кампанеллы в защите Галилея и прочтении «Звёздного вестника» . Кампанелла много писал и о военной технике, в том числе «греческом огне », который также использовали солярии .

Практически одновременно с «Городом Солнца» были опубликованы «Христианополис» Иоганна Андреэ (1619) и «Новая Атлантида» Бэкона (1626). И в этих утопиях техника играла важную роль, в том числе роль прикладной науки. Из-за этого, а также спиритуалистской настроенности Кампанеллы, роль техники в его утопии часто недооценивалась, хотя она сыграла свою роль в повышении статуса науки в современном обществе .

История создания. Вопросы текстологии

Томмазо Кампанелла приступил к написанию «Города Солнца» в начале 1602 года - через три года после неудачного восстания 1599 года в Калабрии, которое должно было свергнуть власть испанцев и установить идеальный общественный порядок. В 1600-1601 годах доминиканец находился под следствием, причём ему угрожала смертная казнь как за попытку мятежа, так и по обвинениям в преступлениях против веры. Летом 1601 года глава восстания был подвергнут 40-часовой пытке, после которой был официально признан безумцем и ему более не грозила смертная казнь. Однако излечение от последствий пыток потребовало почти шести месяцев .

В печатном виде «Город Солнца» опубликовал Тобиас Адами во Франкфурте в 1623 году как приложение к третьей части «Реальной философии» . Он был поражён образами трактата и сравнил его «чистым и ярким драгоценным камнем» . Кампанелла лично переиздал «Реальную философию» с «Городом Солнца» в Париже в 1637 году; третье издание было посмертным и увидело свет в 1643 году в Утрехте . Первое издание 1623 года было снабжено маргиналиями , сделанными, по-видимому, Т. Адами; они были воспроизведены и в русском переводе . Трактат издавался исключительно на латинском языке; со второго издания был сделан итальянский перевод, который оказал существенное влияние на французский, английский и немецкий переводы. Он был опубликован в Лугано в 1836 году. Данный перевод был анонимным, причём его автор никак не оговаривая удалил все трудные для понимания пассажи оригинала, особенно касающиеся астрологии. Тем не менее, перевод пользовался популярностью и в 1854 году был включён в собрание сочинений Кампанеллы под редакцией Алессандро д’Анкона . Тот факт, что до XIX века воспроизводились только латинские издания трактата, привёл к тому, что даже специалисты по литературе и философии полагали, что Кампанелла написал оригинал на латинском языке, тогда как хранившиеся в Италии рукописи на итальянском языке считались ранними переводами . Между тем, в «Рассказе о собственных книгах» Кампанеллы (1635) прямо говорилось, что Тобиас Адами издал трактат на интернациональном языке образованных людей, а Калабриец написал его по-итальянски .

Систематическими поисками рукописей «Города Солнца» занялся в 1880-е годы первый биограф Кампанеллы - Луиджи Амабиле. В Неаполе ему удалось отыскать два списка и узнать о существовании ещё четырёх. Автограф Кампанеллы не дошёл до наших дней, все существующие рукописи - лишь списки с него. Амабиле пришёл к выводу, что текст утопии прошёл три этапа редактирования: первоначальная итальянская версия была самим Кампанеллой не ранее 1613 года переведена на латынь, а далее Кампанелла редактировал латинский текст для переиздания в Париже . А. Э. Штекли последовательно придерживался версии, что перевод был сделан кем-то другим, вдобавок, иностранцем, не вполне усвоившим итальянский язык . Исследователям сразу стало очевидно, что латинский и итальянский тексты отличались друг от друга, причём в важных деталях: в латинских изданиях Кампанелла признавался, что симулировал безумие в тюрьме и наделил соляриев множеством изобретений, включая воздухоплавание . Итальянский текст был опубликован лишь в 1904 году Эдмондо Сольми в Модене; он был основан на шести рукописях . Примерно в это же время систематическими поисками рукописей Кампанеллы занимался профессор Юрьевского университета И. И. Квачала, который обнаружил ещё две ранее неизвестных рукописи - в Вене и Риме . В 1940-е годы вышли образцовые с текстологической точки зрения издания Норберто Боббио и Луиджи Фирпо, основанные на латинском тексте 1637 года, как единственном, с которым работал непосредственно автор. Современное научное издание итальянского текста было выпущено в 1996 и 1997 годах Джерманой Эрнст, причём второе было основано на редакции Фирпо . Новейшая библиография изданий 1623-2002 годов была опубликована Маргеритой Палумбо в Пизе в 2004 году .

На русский язык «Город Солнца» впервые был переведён А. Г. Генкелем в 1906 году и вышел в свет как бесплатное приложение к журналу «Всемирный вестник». Отдельное издание последовало в следующем году, этот перевод неоднократно воспроизводился. В 1934 году издательство «Academia » впервые выпустило перевод Ф. А. Петровского , выполненный с первого латинского издания; все изменения в вариантах 1637 и 1643 годов были вынесены в примечания . Итальянский текст Кампанеллы не переводился на русский язык. Перевод Ф. Петровского неоднократно воспроизводился, в том числе в сериях «Предшественники научного социализма » (1947 и 1954), «Библиотека всемирной литературы » (Серия первая, т. 34, 1971) и «Библиотека фантастики » (Т. 15, 1989).

Первоиздание 1623 года

  • F. Thomae Campanellae Calabri o.p. Realis philosophiae epilogisticae partes quatuor, hoc est De rerum natura, Hominum moribus, Politica, cui Ciuita solis iuncta est & Oeconomica, cum adnotationibus physiologicis. A Thobia Adami nunc primum editae . - Francforti: impensis Godefridi Tampachii, 1623.

Примечания

  1. , p. 613.
  2. , с. 395.
  3. , с. 8-9.
  4. , с. 184-185.
  5. , с. 64.
  6. , с. 10.
  7. Воробьёв Л. Утопии и действительность // Утопический роман XVI-XVII веков. - М. : Худож. лит, 1971. - С. 34-35. - 495 с. - (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 34).
  8. , с. 34.
  9. , с. 376.
  10. , с. 186.
  11. , с. 45,71.
  12. , с. 45,72.
  13. , с. 324.
  14. , с. 89-91.
  15. , с. 64-65.
  16. , с. 41-42.
  17. , с. 190.
  18. , с. 325.
  19. , p. 102-103.
  20. , с. 73.
  21. , с. 87.
  22. , с. 340.
  23. , с. 341.
  24. , с. 326.
  25. , с. 327.
  26. , с. 193-194.
  27. , с. 96-97.
  28. , с. 195-196.
  29. , с. 196-197.
  30. , с. 64-65.
  31. , с. 279.
  32. , с. 280.
  33. , с. 66.
  34. , с. 321.
  35. , с. 322.
  36. , с. 75.
  37. , с. 78.

Два года философ провел под следствием, ему угрожала смертная казнь, но в результате пытки, которая продолжалась почти двое суток, его признали невменяемым. Чтобы вылечиться от последствий пыток, автору понадобилось полгода.

Сам Кампанелла до 34-х лет был монахом-доминиканцем. Отсидев в тюрьме, уехал во Францию, где и провел остаток жизни.

Это был известный религиозный мыслитель и философ, поэт. Он выступал за эмпирический характер науки, защищал идеи Галилея, даже когда находился в тюрьме инквизиции, отстаивал независимость науки от церкви.

О чем книга?

Пересказывать краткое содержание "Города Солнца" Кампанеллы непросто, так как это все-таки нет художественное, а философское произведение. Его название является прямой отсылкой к произведению "Град Божий" блаженного Августина. Текст написан в "суровом" стиле.

По своей форме утопия Кампанеллы "Город Солнца" - это диалог между собеседниками, имена которых не приведены. Один из них Мореход (о нем известно только то, что он из Генуи), второго называют Главным Гостинником, по всей видимости, подразумевается гроссмейстер Ордена госпитальеров.

Если пересказывать краткое содержание "Города Солнца" Кампанеллы с самого начала, то произведение без всяких предисловий начинается просьбой Главного Гостинника о том, чтобы Мореход рассказал о своих последних приключениях.

Оказывается, что Мореход вернулся с острова в Индийском океане, где он оказался в Городе Солнца. Далее он описывает, как устроена жизнь в этом городе.

Государственное устройство

Проводя анализ "Города Солнца" Кампанеллы, можно прийти к выводу, что в своем произведении автор изложил свои представления об идеальном государстве. Скорее всего, именно такое он хотел построить после восстания в Калабрии, в котором принимал участие.

Государственное устройство в Городе Солнца напоминает теократию. Верховным правителем является священник. При этом в книге его называют Метафизиком, что не случайно. У Кампанеллы этот пост должен был достаться самому ученому жителю города. Как только находится кто-то мудрее него, он уступает свой пост.

При нем есть три соправителя, чьи имена можно перевести как Мудрость, Мощь и Любовь. Между ними поделены основные стороны жизни. Метафизик совещается с ними, но по всем принципиальным вопросам решение выносит самостоятельно.

Помогает им достаточно много должностных лиц, также существует Совет, в состав которого входят все граждане старше 20 лет.

Вспоминая сюжет "Города Солнца" Томмазо Кампанелла, краткое содержание поможет вам быстро освежить в памяти основные детали произведения. Основной социального уклада в Городе является общность всей жизни. Ее осуществление контролируется администрацией. Практически все у жителей общее, кроме жен, детей и жилища. Даже едят все жители Города вместе.

При этом производство основано на рабовладение отсутствует. Каждый гражданин обязан работать четыре часа в день. Причем имеется в виду только физический труд, так как далее указано, что все остальное время жители проводят за чтением и занимаясь наукой.

Тотальная унификация

При анализе "Города Солнца" Томмазо Кампанеллы можно обратить внимание, что многое в этом обществе унифицировано. Например, женщины и мужчины носят практически одинаковую одежду, существует предписанная форма, что носить в самом городе, а что за его пределами. Указывается даже, как часто следует ее стирать и менять.

Детально описано, как проходят праздники, в городе регламентировано даже искусство. Под контролем государства находятся отношения между мужчинами и женщинами. Производство потомства называется государственным интересом. При этом рождение детей сравнивается с выведением скота.

Какой мужчина, с какой женщиной должен заниматься сексом, а также как часто решают начальники трудовых отрядов, врач и астролог. Сам половой акт проходит под контролем особого чиновника. Считается, что помимо продолжения рода, отношения между полами имеют важную функцию удовлетворения физиологической потребности.

Воспитание и образование

Воспитание детей в этом обществе на себя полностью берет государство. Во время обучения детей разделяют на отряды, как и взрослых во время работы.

С восьми лет они начинают изучать естественные науки, затем переходят к ремеслам. Менее способные отправляются в деревню, при этом у них есть шанс вернуться в город, если они все-таки себя проявят.

После окончания обучения гражданин считается готовым к получению должности. В какой отрасли он лучше себя проявил, решают наставники.

Система наказаний

В этом обществе, в котором упразднены семья, свобода творчества и труда, собственность, находится место нарушениям закона. Кампанелла подробно описывает систему наказаний. Преступлением считается злоба, неблагодарность, отказ в должном уважении, уныние, лень, шутовство, ложь. В наказание виновные лишаются общения с женщинами или общей трапезы.

Содомия наказывается обязанностью носить постыдную одежду, а при повторном преступлении нарушителя ждет смертная казнь. Судебная власть в городе при этом объединена с административной.

В идеальном государстве Кампанеллы отсутствуют палачи и надзиратели. Смертная казнь осуществляется народными руками, то есть виновного побивают камнями. Вообще, наказания считаются одним из элементов воспитания жителей.

Религия

В Городе исповедуется религия Солнца. В этом веровании можно выделить два аспекта. В основе государственная религия, так как управление Городом совпадает со священным служением.

Священниками из должностных лиц являются только высшие чиновники, на которых лежит обязанность очищать совесть граждан. В результате в одних и тех же руках объединяется административная, судебная и религиозная власть.

В то же время религия Солнца в изложении Кампанеллы предстает как поклонение Вселенной. Ее воспринимают как самый идеальный и рациональный механизм, который только может существовать. По сути, это соединение рационалистической науки и религии с уклоном в астрологию.

Центральное место в Городе занимает храм Солнца. Он больше напоминает не церковь, а естественнонаучный музей. На алтаре стоит глобус с изображением неба и земли, на своде главного купола - звезды.

Похороны

Примечательно, что в идеальном обществе Кампанеллы тела умерших не хоронят. Во избежание моровых болезней и эпидемий их сжигают.

При этом именно огонь сравнивается с живой и благородной стихией, которая "к солнцу исходит и к нему возвращается". Таким образом, как отмечает автор, исключается культ идолопоклонства.

В данной ситуации Кампанелла явно намекает на культ поклонения мощам святых. В его произведениях часто можно было встретить выпады против католической церкви. Однако прямо критиковать церковь он не мог, поэтому идеологические возражения подкреплял утилитарными санитарными аргументами.

Анализ

Основные идеи Кампанеллы в "Городе Солнца" изложены вполне ясно. Это его представление об идеальном мире, идеальном обществе, которое он стремился построить. При этом некоторые моменты вызывали неприятие у современников.

Например, отсутствие частной собственности он оправдывал, приводя в пример общину апостолов, а, говоря об общности жен, ссылался на различных отцов церкви. Более того, он утверждал, что возможность существования такого государства подтверждена опытным путем. В качестве примера он приводит анабаптистов. В XVII веке это была одна из самых безжалостных и жестоких религиозных сект. Выходцем из нее был предводитель крестьянской войны в Германии Томас Мюнцер.

В утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца" ощущается влияние на автора трудов Томаса Мора и Платона, при этом произведение выделяется своим астрологическим контекстом. Интересно, что среди коммунистов и социал-демократов произведение снова стало популярным в середине XIX века.