Самые сложные литературные произведения мира: а вам слабо? Самые сложные для восприятия книги Тяжелая литература

Для многих из нас прочтение литературных произведений благополучно закончилась на уровне школьной программы. Для других книги являются чуть ли не главной радостью в жизни. Это удивительно – наблюдать, как причудливо плетется канва из букв, складываясь в ирреальные жизни с такими реальными переживаниями. Но есть ведь не только женские романы и детективы, которые «проглатываются» за один присест, но не оставляют никакого следа. Серьезная литература требует особого подхода, а в некотором роду – упорства. Пробраться сквозь дебри экзистенциализма Сартра или полифонию Достоевского не так-то просто. Играет роль и то, насколько качественно воспроизведен технический перевод с немецкого на русский, к примеру. Поэтому недавно был создан рейтинг самых трудных для понимания и прочтения книг. Согласитесь, на это можно взглянуть с другой стороны: «вызов принят, уважаемые писатели»!

ТОП сложных книг для самых смелых

Чтобы осилить нижеприведенные тексты, нужна недюжинная сила воли. Читать данные произведения может быть не просто трудно, а даже неприятно! Но сила мысли, конечно, поражает.

  1. Джуна Барнс написала роман «Найтвуд», который неоднократно был признан одной из величайших книг, когда-либо написанных женщиной. Этот роман наполнен монологами, описаниями, идеями и размышлениями. Готический стиль под силу не каждому, поэтому мужайтесь.
  2. »Сказка бочки», написанная Джонатаном Свифтом, демонстрирует то, что большинство книголюбов ненавидят: огромное количество непонятных слов. Устаревшие понятия и явления провоцируют ситуацию, когда текста ссылок, кажется, больше, чем самого произведения.
  3. Если вы настоящий интеллектуал, раздумывающий над смыслом бытия, то философская битва Канта и Гегеля для вас – мед чистый. Идеалистическая позиция последнего, продемонстрированная им в фолианте «Феноменология духа», заставит вас о многом задуматься.
  4. Удивительная Гертруда Стайн, автор известного термина «потерянное поколение», и сама писала неплохие произведения. «Становление американцев» – один из них. Текст покажется скучным и тягостным, но это как выдержанное вино – проверено временем.

Эти книги – всего лишь маленькая часть большой истории. Каждая из них обязательно оставит свой след в вашей душе и повлияет на мировоззрение. А хотите сделать свои переводы или редактуру, чтоб упростить восприятие текста, так можно обратиться в специальные службы. Учитесь новому!

02 февраля 1882 года родился маэстро модернизма – ирландский писатель и поэт Джеймс Джойс , перу которого принадлежат такие культовые вещи как «Улисс», «Дублинцы» и «Портрет художника в юности». Как и любой неоднозначный автор, он имеет и море поклонников, и такое же море противников. Кто-то читает его книги взахлеб (насколько это возможно) и уверяет, что образованный человек, не читавший «Улисс» - это нонсенс. Кто-то бросает роман, не дочитав и ста страниц, и утверждается во мнении: ерунда полная.

В любом случае, в честь именинника – пять книг, которые также трудно покорить, как Эверест.

Без него любой подобные список не имеет смысла по умолчанию. Хотя некоторые читатели считают, что и вся эта огромная, практически неподъемная книга также не блещет смыслами. Это, конечно, не так. Но сложно поспорить с тем фактом, что далеко не каждый способен осилить «Улисс», не говоря уж про «Поминки по Финнегану». Да, это литература не для всех. Да, это звучит так, словно мы тут все снобы, но с фактами не поспоришь. Блумсдэй – именно так можно вкратце охарактеризовать сюжет романа «Улисс». Хотя, конечно, один день из жизни Блума все-таки не самое главное в книге. А что действительно важно, это каждый должен решить для себя сам. В крайнем случае, всегда можно обратиться к подробным комментариям, сопровождающим многие издания.

Недоброжелатели частенько утверждают, будто бы Умберто Эко не дает покоя слава Джеймса Джойса. Мол, именно этим вызвано желание использовать в своих произведениях богатейшие метафоры, сложные конструкции, нелинейные формы и оригинальную стилистику. Право же, это нелепость. Хотя книги Эко действительно обладают всем вышеперечисленным. «Маятник Фуко» имеет в своей основе подробную исследовательскую работу по таким темам, как теории заговора, эзотерика, религия и прочее, прочее, прочее. Чтобы достойно разобраться со всем этим, нужно либо обладать интеллектом сеньора Эко, либо постоянно держать под рукой Гугл, чтобы наводить справки о незнакомых понятиях и гипотезах.

Елинек – весьма своеобразная писательница. За свое своеобразие она даже получила Нобелевскую премию по литературе. Но если большая часть её книг все-таки вполне успешно читаема, то «Дети мертвых» - это что-то с чем-то. Ни «Пианистка», ни «Похоть» не отличаются настолько плотным и сложным текстом, как этот концептуальный роман. Сюжет в нем всегда мелькает где-то на периферии, не более того. А на передний план неизменно выходит смысловое полотно а-ля очень большое и политематичное эссе. Именно здесь Эльфрида Елинек нещадно жонглирует новаторскими стилистическими находками, создавая кружевное полотно без диалогов, пауз и плавных сюжетных переходов. Магический язык, который не так-то легко осилить.

Один из лучших романов своего времени нещадно нарушает границы жанра, за что и попадает в этот список. Конечно, его все-таки не так трудно читать, как «Улисс» или «Детей мертвых». Роман имеет внятный и даже захватывающий сюжет, несколько вполне прозрачных идей, доступных даже неопытным читателям, которые решили сразу взяться за что-то мощное и масштабное. Погоня за Белым Китом – это уже нарицательное для мира литературы. Знакомо даже тем, кто роман никогда не читал. Сложность же его состоит в том, что книга имеет множество ответвлений от основного сюжета – и «китовая энциклопедия», и рассуждения, и полуфантастические факты дезориентируют читателя. Но если настроиться на вдумчивую мыслительную работу – удовольствие от чтения не заставит себя ждать.

Говорим: «постмодернизм» - думаем о Гессе. Говорим: «Игра в бисер» - думаем о постмодернизме. Времена в романе смешались, но если вкратце, то речь идет о некоем будущем и некоем же ордене интеллектуалов из вымышленной провинции, которая затем становится страной. Суть той самой «игры в бисер», которой заняты герои и которая вынесена в заглавие романа – универсальное искусство. Создание метатекста, синтезирующего все ответвления арт-мира в одно цельное колдовское варево. Объяснить в нескольких словах идею и сюжет романа также нелегко, как и прочесть его, не имея достаточного читательского опыта за спиной. Безусловно, это не та книга, за которую стоит браться в игривом настроении или от нечего делать. Но сама по себе она из разряда must read.

Если вы читали одну или несколько книг из этого списка – делитесь впечатлениями в комментариях!

Мы собрали список из 25 глубоких книг о мире, обществе, политике, фантастике, истории и человеческих возможностях, которые выдержали испытание временем.

В следующий раз, когда захотите захватывающего чтения, загляните в этот список.

«1984», Джордж Оруэлл

Роман Джорджа Оруэлла о жутком будущем, впервые опубликованный в 1949 году, превратился в неподвластную времени классику антиутопического жанра.

В этой книге впервые появляется идея существования «Большого Брата» и тоталитарного режима, сохраняющая актуальность сегодня, как и в момент написания произведения.

Оруэлл представляет читателям своё видение мира, увлекающее от начала до самого конца.

«О дивный новый мир», Олдос Хаксли

В этом мощном фантастическом шедевре Хаксли «мировые контролеры» создают идеальное общество.

Большинство людей довольствуются миром, основанном на генной инженерии, промывании мозгов и строгом разделении на касты. Но всегда есть тот, кто жаждет вырваться на свободу.

Увлекательная история Хаксли уносит читателей сквозь пугающий и наводящий на размышления вымышленный мир, наделённый признаками современного общества.

«Франкенштейн, или Современный Прометей», Мэри Шелли

Это роман английской писательницы об учёном Викторе Франкенштейне, который достигает своей цели и создаёт живое существо из неживой материи, но оно получатся настолько ужасающим, что врач пугается и с отвращением бежит из лаборатории.

Измученное и изолированное невинное творение возненавидит своего создателя. Далее сюжет разворачивается в духе готического триллера, который трогает сердца читателей и вызывает размышления об опасностях научных исследований и человеческих суждений.

«Процесс», Франц Кафка

Кафка написал роман «Процесс» с 1914 по 1915 год, но в свет он вышел лишь в 1925 году, после смерти писателя. Это уникальная история о сотруднике банка Йозефе К., которого арестовали по непонятной причине и он изо всех сил пытается разузнать, в чём его обвиняют.

Кафка хотел сжечь роман, но друг писателя Макс Брод подготовил рукопись к публикации, упорядочив разрозненные главы произведения после смерти автора.

«Нейромант», Уильям Гибсон

Фантастический роман в стиле киберпанка «Нейромант» стал первым произведением в своём жанре, который удостоился трёх престижнейших премий – «Небьюла» (1984), «Хьюго» (1985) и Приза Филипа Дика.

В этой книге встречается определение матрица, а также идеи киберпространства, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и всемирной компьютерной сети, которые впоследствии привлекли пристальное внимание и писателей, и читателей.

«Вещи, которые они несли с собой», Тим О"Брайен

«Вещи, которые они несли с собой» – это новаторское размышление и мощное повествование о войне, памяти и воображении.

Тим О"Брайен использует много метафор, чтобы соткать глубокое исследование состояния мужчин на войне, основываясь на собственных впечатлениях, полученных во Вьетнамской войне с 1969 по 1970.

Своими «полуавтобиографическими» персонажами О"Брайен создаёт стиль, который размывает границы между художественной и научной литературой.

«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут

«Бойня номер пять» – одна из величайших антивоенных книг в мире. Это история о бомбардировке Дрездена, увиденная глазами Билли Пилигрима, человека, похищенного инопланетянами.

Повествование сплетено из разных фаз жизни паломника, показывая душераздирающие события, увиденные героем и основанные на собственных впечатлениях писателя, который будучи американским военнопленным, находился в Дрездене в момент бомбардировки авиацией союзнических войск.

«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери

«451 градус по Фаренгейту» – пугающе пророческий роман о мрачном будущем, где нет книг.

Главному герою, Гаю Монтэгу, всё это кажется нормальным, пока он не получает представление о прошлом и присоединяется к подпольной группе маргиналов.

Книга удивительным образом затягивает читателей в свой вымышленный мир с захватывающим сюжетом и убедительными персонажами.

«Сговор остолопов», Джон Кеннеди Тул

Ключевой персонаж книги – Игнатиус Дж. Рейли, 30-летний мужчина, проживающий с матерью в Новом Орлеане. Это герой, не имеющий аналогов в мировой литературе. Он интеллектуал и идеолог, обжора и лодырь. Тул прекрасно сочетал в характере Рейли комичность с глубокой меланхолией.

«Хладнокровное убийство» («Обыкновенное убийство»), Трумен Капоте

«Хладнокровное убийство – роман, основанный на реальном событии, произошедшем в 1959 году, когда убили четырёх членов семьи Клаттеров в посёлке Холкомб, штат Канзас.

Мотивы преступления и улики практически отсутствовали. Капоте, опросив местных жителей и следователей, собрал огромное количество информации и написал свою историю в стиле «новой журналистики».

Эта работа Трумена Капоте заслужила многие положительные отзывы за красноречие, высокую степень детализации и слоистое повествование.

«Повелитель мух», Уильям Голдинг

Аллегорический роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» стал бестселлером и вошёл в обязательную программу чтения некоторых колледжей и университетов в 60-ых годах. Это история о группе мальчишек, оказавшихся на необитаемом острове. С возникновением проблем тут же начинают проявляться жестокие черты человеческой природы.

Эта книга всегда воспринималась неоднозначно. В 2005 году журнал «Time» включил её в 100 лучших романов на английском языке с 1923 года. Хотя Американская библиотечная ассоциация внесла её в список из 100 самых спорных книг.

«Алхимик», Пауло Коэльо

История самопознания и вдохновляющий рассказ об андалузском пастухе, который хочет найти мирские сокровища. Но его желание приводит его к богатству, о котором он никогда не помышлял.

Мотивационный, наполненный мудростью рассказ о том, как следуя своей мечте, можно прийти к открытию великих чудес.

«Вторники с Морри», Митч Элбом

«Вторники с Морри» – трогательная история о Митче Элбоме и его наставнике Морри Шварце.

Многие из нас расстаются со своими наставниками и их идеи медленно стираются из нашей памяти. Но у Митча появляется второй шанс встретиться со своим профессором социологии, жить которому осталось всего несколько месяцев. И он начинает посещать его каждый вторник.

Эта документальная книга вошла в число самых читаемых мемуаров всех времён. Она составлена из основных жизненных уроков, которые становились темой еженедельных встреч.

«Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд

Философский роман Уайльда первоначально вышел в виде рассказа в «Ежемесячном журнале Липпинкотта» в июле 1890 года. Причём редакторы, опасаясь «ненадлежащей» реакции читателей, удалили часть текста до публикации.

В ответ писатель переработал, дополнил и опубликовал своё произведение как интеллектуальный роман в декадентском стиле.

Это история о человеке, который продаёт свою душу за вечную молодость и красоту. Книга спровоцировала скандал в обществе и острую критику, но не перестаёт вызывать интерес публики и экранизировалась более 30 раз.

«Заводной апельсин», Энтони Бёрджесс

«Заводной апельсин» – это классический кошмар, в котором будущее наполнено преступниками, бродящими по улицам с наступлением темноты. Пугающий рассказ о добре и зле и о том, что значит быть свободным.

Центральный персонаж романа, Алекс, стал 10-ым величайшим кино-злодеем по версии Американского кино-института (AFI).

Культовый одноимённый фильм-антиутопия Стэнли Кубрика, выпущенный в 1971 году, снят на основе этого романа Энтони Бёрджесса.

«Думай медленно...решай быстро», Даниэль Канеман

Десятилетия исследований в области психологии привели Даниэля Канемана к тому, что в 2002 году он стал лауреатом Нобелевской премии по экономике «за применение психологической методики в экономической науке».

Он углубился в две системы, которые управляют нашим мышлением: система №1 или быстрое и эмоциональное мышление; система №2 или медленное и логическое мышление. Канеман обнажил недостатки и предвзятость некоторых мыслительных процессов.

Книга бросает вызов читателям, рассматривая наши способности контролировать свои реакции, суждения и выбор.

«Имя Розы», Умберто Эко

Первый роман Умберто Эко быстро стал международной сенсацией. Во всём мире продали 50 миллионов экземпляров книги «Имя Розы».

Это и исторический роман, и детектив, и философско-культурологическое размышление, где действие происходит в 1327 году. В центре сюжета персонаж по имени Вильгельм Баскервильский, который расследует убийство. Он использует логику Аристотеля, теологию Фомы Аквинского и идеи Роджера Бэкона, чтобы расшифровать тайные символы и рукописи.

«Посторонний» (или «Незнакомец»), Альбер Камю

«Посторонний» исследует то, что Камю назвал «наготой человека перед лицом абсурда», через историю человека, обвиняемого в убийстве.

Эта повесть Альбера Камю занимает первое место в списке «100 книг века по версии Le Monde». Писатель поднимает в ней сложные вопросы, которые перекликаются в экзистенциальной философии; исследует темы отчуждения, страха, духовного сомнения и те качества, которые лежат в основе характера человека.

«Гении и аутсайдеры» («Outliers»), Малкольм Гладуэлл

В книге «Гении и аутсайдеры: Почему одним всё, а другим ничего?» Малкольм Гладуэлл исследует мир самых ярких, успешных и известных людей планеты, а также отвечает на вопрос, чем они отличаются от других.

Мы уделяем слишком мало внимания успешному воспитанию. Автор обнаруживает определённые закономерности, которые объясняют секреты успеха миллиардеров в области программного обеспечения; раскрывает, что необходимо для того, чтобы стать великим футболистом; почему азиатские школьники преуспевают в математике; что позволило Битлз стать величайшей рок-группой.

«Игра Эндера», Орсон Скотт Кард

В военизированной действительности научно-фантастической вселенной Орсона Скотта Карда группа детей проходит обучение по специальной программе, готовясь к схватке с насекомообразными инопланетянами. Один из будущих командиров, Эндрю Виггин, страдает от изоляции, соперничества, давления и страха, которые присутствуют в этом сообществе молодых солдат. Но именно в нём сочетаются качества, позволившие стать тактическим гением группы.

«Поправка-22», (Уловка-22), Джозеф Хеллер

Классическая история Джозефа Хеллера о потере веры и здравомыслия по мере роста бюрократической власти.

Ключевой герой капитан Йоссариан служит в Италии в бомбардировочном полку во время Второй мировой войны. Но его главный враг – не нацисты, а армия, в которой он служит. Бомбардир оказывается в безвыходном положении из-за «Уловки-22», не позволяющей ему покинуть службу.

Роман «Поправка-22» занимает 11-ое место в списке «200 лучших книг по версии BBC» и 7-ое место в списке «100 лучших романов Новейшей библиотеки».

«Скотный двор», Джордж Оруэлл

«Скотный двор» – ещё одна книга Джорджа Оруэлла, ставшая блестящей политической сатирой на тему прогнивших идеалов, классовых конфликтов, на революцию 1917 года и последующие события в России.

Сельскохозяйственные животные поднимаются на восстание, чтобы свергнуть власть людей и взять всё в свои руки, но со временем понимают, что дела идут не так, как они ожидали.

Эта сатирическая повесть-притча на самом деле наделена глубоким смыслом.

«Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания», Джошуа Фоер

«Эйнштейн гуляет по Луне» – это история о попытках Джошуа Фоера улучшить свою память. Его эксперименты продолжались в течение года. Автор обращался к передовым исследованиям, к истории методов запоминания и мнемотехникам.

Он изучил древние методы, используемые средневековыми учёными для запоминания целых книг, и другие методики, чтобы раскрыть потенциал и значительно улучшить свою память.

Эта увлекательная книга не только поможет улучшить память, но и напомнит, насколько наши воспоминания на нас влияют.

«Хранители» («Часовые»), Алан Мур и Дэйв Гиббонс (иллюстратор)

Многие критики называют «Хранителей» величайшим графическим романом в истории. Он получил ряд наград, в том числе премию «Хьюго».

Публикации раздела Музыка

«Самое сложное - заслужить доверие музыкантов»

«Культура.РФ» публикует эксклюзивное интервью с шестью дирижерами - Петром Гладышем и Дмитрием Матвиенко, Арифом Дадашевым и Арсентием Ткаченко, Александром Хумалой и Сергеем Акимовым. Они рассказали читателям портала о своем призвании, о качествах, которыми должен обладать руководитель оркестра, и о сложностях профессии.

Петр Гладыш

Как виолончелист я работал в разных оркестрах со многими дирижерами разного уровня, разных возрастов и национальностей. Но было одно дирижерское качество, которое всегда сразу располагало к себе. При его проявлении всегда хотелось пойти навстречу, выложиться на сто процентов. Это качество - солидарность. Это когда дирижер ощущает себя частью коллектива, понимает специфику инструментов и технические сложности, которые могут быть с ними связаны, сопереживает музыкантам, беспокоится об их физическом состоянии, не доводит на репетициях оркестр до изнеможения и в нужный момент дает музыкантам возможность поберечь себя, чтобы сохранить силы для выступления. Когда он не формально, а искренне сочувствует, что у кого-то болит зуб, а у кого-то ребенок заболел, и понимает, что все мы живые люди и все «в одной лодке». Вот такого дирижера примут в любом коллективе. Подобное отношение нельзя изобразить или попытаться скопировать: музыканты очень хорошо чувствуют лицемерие и сразу это раскусят.

Я счастлив, мне действительно повезло в жизни: я работаю с таким дирижером, который не делит оркестр на начальников и подчиненных и с искренним уважением и интересом относится к каждому оркестранту. А поддержка, которую дает оркестр в свою очередь, - это действительно дорогого стоит. Такое чувство локтя - большая редкость как в музыкальном коллективе, так и в любом другом.

В те приятные моменты, когда дирижируешь такие жемчужины классической музыки, как, например, Адажиетто из пятой симфонии Малера, или третью часть струнной серенады Чайковского , или третью часть из «Шехерезады» Римского-Корсакова , ты начинаешь ощущать этот невыразимо красивый звук. Он осязаем, ты чувствуешь, как мягкое и теплое звучание оркестра струится под пальцами, и физически ощущаешь его плотность. В такие моменты палочка автоматически отправляется на пульт.

Третья часть Четвертой симфонии Малера.

Сложность для начинающего дирижера, на мой взгляд, состоит в следующем. Обучение в учебном заведении - это домашние занятия с партитурой перед зеркалом и дирижирование в классе с двумя концертмейстерами. И вот, значит, ты так долго занимался, добился «идеального жеста» и наконец-то впервые в жизни с нетерпением вышел к оркестру! И... понимаешь, что пиццикато у струнных по твоему показу были сыграны не вместе, вступления духовых получаются вместе не всегда, а блестящие аччелерандо, которые были так убедительны в воображении дома перед зеркалом, - здесь вообще исполняются очень неохотно и стоят тебе больших усилий. То есть для более слаженных действий в большом коллективе дирижеру нужны какие-то иные средства.

Как сказал один великий дирижер, «дирижирование - это опыт» . Обучение - это и бессонные ночи с партитурами перед зеркалом, и занятия в классе с профессором и концертмейстерами, и дирижирование струнным оркестром, и, наконец, работа с большим симфоническим оркестром. Сложность в том, что между этими ступенями пролегает целая пропасть - и начинающий дирижер должен быть готов туда шагнуть.

Через этот этап, конечно, проходят все. Главное - в нужный момент не поддаваться излишней рефлексии и шаг за шагом приближаться к высотам в этой очень непростой, но безумно интересной профессии.

Дмитрий Матвиенко

- Какими качествами должен обладать дирижер?

Есть очевидные качества, которыми должен обладать любой человек, ведущий за собой группу людей, - воля, харизма, дипломатия. В случае с дирижерской профессией сложно перечислить все.

Чтобы лучше понимать музыку, дирижер должен быть фанатиком своего дела, иметь широкий кругозор, знать иностранные языки. А еще обязательный компонент - удачливость. За последнее десятилетие конкуренция значительно выросла, о чем можно судить хотя бы по количеству заявок на дирижерские конкурсы. Очень важно попасть в нужное место в нужное время и проявить себя по максимуму.

- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?

Я думаю, что нет особой разницы между управлением палочкой и без нее. Не принципиально, каким именно образом и с помощью чего ты воздействуешь на музыкантов. Важно, чтобы они тебя чувствовали, дышали вместе с тобой, тогда можно и вовсе не дирижировать. Должна возникнуть особая взаимосвязь, тот незримый контакт, который бывает у самых близких людей, когда не нужно ничего говорить, а все понятно.

- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

Нет в этой профессии деления на простые произведения и сложные. Однако многие дирижеры считают самым сложным произведением то, которое у них сейчас в работе. И я их понимаю. Заниматься симфониями венских классиков можно так же бесконечно долго, как и работами композиторов любого стиля, будь то Брукнер, Дебюсси или Штокхаузен.

Если же мы говорим о технической стороне вопроса, то здесь тоже не будет как такового деления: начало Пятой симфонии Бетховена ничуть не проще начала Шестой симфонии Чайковского или военного Реквиема Бриттена.

- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

В профессии любого музыканта, а дирижера в особенности, самая сложная задача - реализация своих амбиций и идей.

Сейчас такое время, когда крайне трудно идти по пути истинного художника. Из оркестров стараются выжать как можно больше концертов и спектаклей в сезоне, поэтому даже дирижерам первой величины редко дают больше трех-четырех репетиций на программу. Хотя оркестранты и могут быстро выучить нотный материал, для глубокого погружения в музыку этого недостаточно. И часто приходится задавать себе вопрос, который профессор Московской консерватории Геннадий Рождественский задает абитуриентам: «А зачем ты хочешь этим заниматься?»

Ариф Дадашев

- Какими качествами должен обладать дирижер?

Музыкальный вкус, порядочность, воля, объективность, чувство юмора.

- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?

Мне кажется, руки в целом более выразительный инструмент для контакта с оркестром.

- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

На этот вопрос не могу ответить однозначно. Каждое музыкальное произведение сложно по-своему. Исполнение любого сочинения - это совместный творческий поиск дирижера и музыкантов оркестра.

- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

Самое сложное - заслужить профессиональное доверие музыкантов, ведь в процессе исполнения дирижер и оркестр должны быть единым целым. Именно в этот момент совершается чудо - рождение музыки.

Арсентий Ткаченко

- Какими качествами должен обладать дирижер?

Безусловно, нужно быть лидером и обладать харизмой, чтобы заинтересовать артистов оркестра. И конечно, нужно очень много знать - ведь очень важно завоевать уважение и профессиональное доверие музыкантов.

- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?

В любом случае палочка является продолжением руки - они, можно сказать, одно целое. Однако дирижирование палочкой делает жесты более разнообразными и четкими, особенно в подвижных темпах.

- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

Все зависит от класса оркестра и дирижера. Думаю, что с Национальным филармоническим оркестром России самое сложное произведение превратится в интереснейшую подготовку к концерту. И результат будет блестящим.

- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

Мое кредо - это донести до публики наши с оркестром музыкальные идеи и эмоции, связанные с произведением. Слушатели в зале не должны остаться равнодушными. В этом случае происходит чудо по имени Музыка - когда без слов мы можем испытать самые глубокие чувства.

Александр Хумала

Терпение, трудолюбие, твердость характера.

- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?

Думаю, что наличие или отсутствие палочки у дирижера не принципиально для музыкантов оркестра. А вот если он дирижирует без головы - без понятия о том, что делает, - для музыкантов это довольно трудно. Так что я выбираю голову.

- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

Для меня самое сложное для дирижирования - это музыка Моцарта. И «Весна священная» Стравинского - технически непростое произведение.

- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

Наверное, самое сложное в профессии дирижера - это понимать, что невозможно исполнить произведение именно так, как задумал его композитор. И при этом стремиться к этому идеалу ценой всей своей жизни.

Сергей Акимов

- Какими личностными качествами должен обладать дирижер?

Умением любить и безупречным чувством ритма.

- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?

Прекрасно понимаю людей, которые предпочитают дирижировать без палочки. Однако для меня палочка является не только продолжением руки, но и «волшебным пером», которым я иллюстрирую произведения.

- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

Оно еще не написано.

- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

Быть самим собой.

Фотографии предоставлены Московской государственной академической филармонией.