Риторика определение понятия. Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики. Становление русской риторики

Появилась наука о красноречии еще в античные времена. На сегодняшний день вопрос о том, что такое риторика, рассматривают с трех сторон:

3. Учебная дисциплина, которая изучает основы ораторского мастерства.

Предмет риторики - это особые правила построения и произнесения речи, чтобы убедить аудиторию в правоте оратора.

Россия всегда обладала богатыми риторическими традициями. Ораторская практика уже в Древней Руси была очень разнообразна и выделялась своим высоким уровнем мастерства. XII век признан золотым веком в Древней Руси для красноречия. Первые учебники на Руси о том, что такое риторика, появились в XVII веке. Это были «Сказание о семи мудростях» и «Риторика». В них излагались основы риторического учения: что такое риторика, кто такой ритор и его обязанности; как подготавливать речь, какой она бывает. В XVIII веке уже издается целый ряд учебников, среди них и фундаментальный научный труд «Риторика» Ломоносова.

3. Речевой закон.

4. Закон общения.

Речь реализовывается в разных формах, таких как монолог, диалог и полилог. В зависимости от того, какую цель перед собой поставил выступающий, она делится по видам:

1. Информативная - знакомство слушателей с определенной информацией, фактами, что позволит составить впечатление о ее предмете.

2. Убеждающая - убеждение в правильности своей позиции.

3. Аргументирующая - доказательство своей точки зрения.

4. Эмоционально-оценочная - выражает свою отрицательную либо положительную оценку.

5. Побуждающая - через речь слушатели призываются сделать что-либо.

Можно ли стать оратором

?

Когда встает задача выступления перед публикой, в котором нужно убедить аудиторию в чем-то, человек начинает задумываться - что такое риторика? Можно ли стать хорошим оратором? Мнения на этот счет расходятся. Кто-то считает, что талантливый оратор должен иметь природный дар. Другие - что хорошим оратором можно стать, если много тренироваться и самосовершенствоваться. Этот спор ведется уже много лет, практически всю историю ораторского искусства.

Но в любом случае оратор обязан знать основы риторики, ее не только самые распространенные приемы, но и индивидуальные находки, что поможет сделать речь яркой, и в то же время доступной. Как подготовить как ее изложить, как правильно сделать заключение выступления - это те вопросы, которые в первую очередь возникают перед начинающим мастером слова.

греч. rhetorike) – наука об ораторском искусстве (о художественной прозе вообще). Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и новое время, в ХIХ в. влилась в теорию литературы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Риторика

(греч. techne rhetorike - искусство красноречия). Свойств, юж. народам природная общительность и врожд. ораторские способности, а также отсутствие в древности иных средств массовой коммуникации (письм. документы могли размножаться лишь в очень огранич. объеме) явились причинами того, что в античности живое слово имело гораздо большее значение, чем ныне, тем более что владение им было важнейшим и наиболее действ, способом достижения авторитета в обществе и политич. успеха. Политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу - перед войском, частному лицу - перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках и т. п. Поэтому уже в ранний период начались поиски условий действенности речи и стремление к теоретич. обоснованию возможности научить красноречию и овладеть им.

Первым учебником Р. было, вероятно, написанное в 5 в. до н. э. двумя сицилийскими греками из Сиракуз, Кораком и Тисием, несохранившееся сочинение. Первые достижения художеств, красноречия были перенесены из Сицилии в Афины Горгием. В Афинах Р. развивали Горгий и другие софисты, прежде всего Фрасимах из Калхедона и Протагор, сделавшие ее важнейшим предметом высшего образования. Впервые предметом, завершающим курс обучения, Р. сделал Исократ, поставивший ее на службу энциклопедич. общекультурному образованию. В отличие от Исократа и софистов, видевших в красноречии средство достижения власти над людьми, Аристотель рассматривал Р. как необходимое полезное умение защитить себя и помочь справедливости. В дошедшем до нас сочинении «Риторика» в трех книгах Аристотель изложил научные основы красноречия и выдвинул в качестве его задачи достижение правдоподобия. Одновременно с разработкой теоретич. Р. высшего расцвета достигает в Греции во 2-й пол. 5–4 в. до н. э. практич. красноречие в лице Демосфена и других ораторов, впоследствии включ. в канон десяти аттич. ораторов. После битвы при Херонее (338 до н. э.) Греция утратила политич. самостоятельность, и практич. красноречие лишилось важнейшей области приложения - игры политич. сил, - что привело к его быстрому упадку. Стилистич. форма стала цениться выше, чем содержание. В городах М. Азии возник новый стилистич. тип красноречия - азианизм, столь же искусств., как и его стилистич. антипод аттицизм 1 в. до н. э., тяготевший к бесплодному классицизму. Хотя риторич. теория непрерывно совершенствовалась и ее система тщательно разрабатывалась, связь Р. с практикой постепенно терялась. В то же время Р. стала важнейшим предметом обучения, притязавшим, подобно философии, на общеобразовагельное значение. Поэтому Р. стала оказывать определяющее влияние на всю литературу, выдвинув на передний план изящество художеств, формы и стремление к достижению внешних эффектов. Еще один расцвет греч. красноречие пережило во 2 в. н. э., в период т. н. второй софистики.

Римлянам было присуще, как это видно по сохранившимся фрагментам долитературной сакральной поэзии, природное риторич. дарование. Вместе с греч. системой образования римляне переняли во 2 в. до н. э. и греч. Р., которая вследствие практич. полезности для обществ, и политич. жизни вскоре стала важнейшим предметом образования каждого знатного человека. Одновременно в патриотич. настроенных кругах растет сопротивление греч. красноречию как иноземному искусству, предмет которого состоит во внешнем изяществе словесного выражения, а не в глубине конкретного содержания. Главой этого движения был Катон Старший, крупнейший оратор раннереспубликанского времени. Кагон составил для своего сына несохранившееся руководство по Р., гл. идея которого выражена в следующем правиле: «Не упускай дела, а слова найдутся» («Rem tene, verba sequentur,). О том, сколь сильным было это противодействие, говорит тот факт, что в 161 до н. э. из Рима были выдворены все греч. учители красноречия. Однако уже во 2-й пол. 2 в. до н. э. греч. Р. в Риме утвердилась окончательно. Рим. красноречие достигло апогея в лице Цицерона в период политич. смут конца республиканской эпохи. О гениальном риторич. даровании Цицерона свидетельствуют не только более 50 полностью сохранившихся речей, но и его сочинения по теории Р., в которых он стремится к объединению теоретич. положений и предписаний греч. Р. с прочно привязанной к общественно-политич. жизни практикой рим. красноречия. В соответствии с рим. риторич. традицией Цицерон выдвигал идеал всесторонне образованного оратора-философа, сочетающего качества государств, деятеля и политика. Самостоятельную позицию Цицерон занял и во вспыхнувшем в Риме споре между азианистами и аттицистами. Язык Цицерона до сих пор остается классич. нормой лат. прозы. После падения Республики красноречие в Риме претерпевает те же изменения, что и в Греции. Не находившая более в политич. жизни достаточного поля деятельности Р. потеряла связь с практикой и перешла в школу. Школьное красноречие ограничивалось учебными и торжеств, речами (declamatio), в которых ценилась внешняя эффективттость стилистич. формы, а не конкретное содержание. Это видно из сохранившихся образцов школьных декламаций (Сенека Старший, Квинтилиан).

Рим. литература также испытала влияние Р. Борьба азианизма и аттицизма в новой форме выразилась в споре между представит елями «нового» и архаизирующего направлений. Квинтилиан, будучи первым в Риме учителем Р. на государств, содержании, дал в своем сочинении «Наставление оратору» в 12 книгах наиболее полное из известных нам античных руководств но подготовке оратора. В споре во 2-й пол. 1 в. н. э. он занял промежуточную позицию, состоявшую в требовании возврата к цицероновскому красноречию. Во 2 в. появляется архаизирующее направление, первым выдающимся представителем котоpoго был Фронтон, учитель и воспитатель императоров Марка Аврелия и Вера. Цицеронианизм просуществовал в рим. литературе недолгое время. Последующее влияние античной Р., которая была основой не только античного образования, но и античной лит. эстетики и лит. теории, а с течением времени пропитала всю литературу, трудно переоценить. Воздействие Р. простирается от Ср.-век. лаг. школ и университетов, где она была центральным предметом изучения, до совр. преподавания литературы и литературоведения. Система теории Р. в осн. чертах сформировалась в 4 в. до н. э., однако впоследствии все более усложнялась и дифференцировалась. Греч, риторич. терминология имеет соответствия в лат. яз., охватывающие все элементы системы Р., необходимые для оратора: природные способности (natura); обучение искусству красноречия (ars, doctrina), подражание образцам (imitatio) и постоянное упражнение (exercitatio); практич. опыт (usus). Существовали три рода красноречия: судебное (genus iudiciale), совещательное (genus deliberativum) и предназначавшееся для торжеств, случаев - эпидиктическое (genus demonstrativum). Задачами оратора (officia oratoris) считались собирание материала и выбор точки зрения (inventio), распределение материала (dispositio), придание речи необходимой стилистич. формы (elocutio), запоминание речи или выучивание ее наизусть (memoria) и произнесение (actio, pronuntiatio). Речь должна состоять из следующих частей: вступление (exordium), изложение существа дела (narratio), приведение доказательств (argumentatio) и заключение (peroratio). Перед изложением часто помещалось перечисление ключевых моментов речи (divisio, proposition а доказательная часть разделялась на доказательство собств. положений (confirmatio) и опровержение утверждений противника (refutatio). Так как среди задач оратора важнейшее место занимает придание речи стилистически правильной формы, особое значение приобретает учение о стиле (elocutio). Различались три стиля: удобный для поучения (docere) сухой стиль (genus subtile), приспособл. более всего для судебного красноречия; имеющий целью тронуть слушателя (movere) возвыш. стиль (genus grande, sublime), который использовался преим. в совещательном роде красноречия; предназнач. для того, чтобы усладить (delectare) слушателя, средний стиль (genus medium), уместный в торжеств, (эпидиктическом) роде красноречия. В каждом из трех стилей должны быть соблюдены требования языковой правильности (latinitas), ясности (perspicuitas), уместности (aptum) и украшенности (ornatus). Украшения речи образуют ядро учения о стиле и детально излагаются в учебниках Р.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Понятие риторики

Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста (Ведение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003. С. 149-160).

В древности риторика понималась как искусство оратора, искусство устного публичного выступления, т. е. только в прямом значении слова. К пониманию риторики в широком смысле подошли лишь ближе к средневековью. Сегодня при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле для обозначения первой используется термин «оратория».

Традиционная риторика («наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике («науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. В отличие от поэтики в предмет риторики включалась только прозаическая речь и прозаические тексты. Кроме того, риторику отличал существенный интерес к убедительной силе текста и нечетко выраженный интерес к иным компонентам его содержания, которые не влияют на убедительность. Последнее отличает риторику от герменевтики.

Методологические отличия риторики от других филологических наук :

1) ориентация на ценностный аспект в описании предмета;

2) подчиненность этого описания прикладным задачам.

В древнерусской литературе выделялся ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих «владение искусством хорошей речи»: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В указанный период морально-этическая составляющая выступала в качестве ценностного элемента. В этом свете риторика становилась наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи. Морально-этический компонент в современной риторике сохранился лишь в усеченном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение. Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний (такую дефиницию приводит А. К. Авеличев со ссылкой на У. Эко-Дюбуа). Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Задачей филологических наук является полное описание предмета, которое предполагает дальнейшее прикладное использование. Однако описание также ориентируется на потребности речевой практики. Таким образом, важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т. е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.

от греч. rhetorike) ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя часто выступала в форме риторики. Риторика, возникшая, очевидно, на Сицилии, была приведена в стройную систему софистами. Известно о существовании (утерянного) учебника по риторике софиста Горгия, против которого в одноименном диалоге выступает Платон, не соглашаясь с ним и в понимании риторики. Аристотель занимался риторикой с логической, а также с политической точки зрения и оставил соч. на эту тему. Стоики также уделяли внимание риторике, занявшей наконец прочное место в учебных планах высшей школы и существовавшей в качестве специальной дисциплины вплоть до 19 в. Последний расцвет античная риторика пережила в т. н. второй софистике, примерно в нач. 2 в.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РИТОРИКА

греч.: ????? - оратор) - первоначально: теория красноречия, наука о правилах и приемах убеждения. Традиционно считается, что Р. была "изобретена" Кораксом из Сиракуз, который первым стал преподавать красноречие ок. 476 г. до н. э., и "ввезена" в Грецию учеником его ученика Горгием Леонтинским, прибывшим в Афины ок. 427 г. до н. э. Вес красноречия в политической жизни греческих государств V в. до н. э. был исключительно высок, поэтому неудивительно широкое распространение школ красноречия, учителями в которых были т. н. софисты. Хотя на протяжении всей истории античного общества софистика и Р. были тесно связаны, они противостоят друг другу в понимании коммуникации как цели языка: если софистика вообще не считает коммуникацию целью речи, то Р. представляет собой технику достижения успеха в коммуникации. Однако именно тесная связь с софистикой сделала Р. мишенью философской критики Платона, который не склонен был отличать софистику от Р. Называя Р. "сноровкой", "угодничеством низменным страстям", Платон стремился обосновать теорию красноречия диалектикой (логикой). Набросок теории красноречия, основывающейся на диалектической логике, дан в "Федре", где ораторам предлагается, во-первых, "возводить к единой идее то, что повсюду разрознено, чтобы, давая определение каждому сделать явным предмет поучения", и, во-вторых, "разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них". Чрезмерная абстрактность этого наброска принудила Аристотеля, развившего и систематизировавшего логическую теорию красноречия, значительно смягчить отношение к Р., с тем чтобы проложить путь от логических оснований к практическому красноречию.

Трактат Аристотеля "Риторика" открывается утверждением соответствия между диалектикой (логикой) и Р. в том, что касается средств доказательства: как в диалектике есть наведение (индукция), силлогизм и кажущийся силлогизм, так и в Р. есть пример, энтимема и кажущаяся энтимема. Подобно тому, как пример сходен с индукцией, энтимема сходна с силлогизмом, она представляет собой вывод не из необходимых (как силлогизм), но из вероятных положений. В отличие от Платона, Аристотель стремится разделить Р. и софистику и проводит с этой целью исследование отношений, связывающих Р. с диалектикой и политикой. С т. зр. Аристотеля, Р. является одновременно отраслью науки о нравах (политики) и диалектики. По мнению Аристотеля, Р. можно определить как способность к доказыванию, "способность находить возможные способы убеждения относительно данного предмета". Подобно диалектике, Р. остается методологией, наукой о способах доказательства, но не сводится к доказательству того или иного тезиса. Подразделяя все речи на совещательные, хвалебные и судебные, Аристотель посвящает значительную часть своей "Риторики" (кн.1, 3 - 15) перечислению общих положений, на основании которых должны строиться речи каждого вида. Т. о., как в аспекте формы, так и в аспекте содержания Р., как ее понимает Аристотель, тесно связана с философией, что и отличает ее от софистики, якобы не основывающейся на сколько-нибудь последовательной философской теории. В то же время Аристотель рассматривал Р. только как теорию устного красноречия, противопоставляя ее в трактате "Поэтика" теории литературы. Если целью красноречия является убеждение, то целью литературы - подражание, литература изображает события, которые "должны быть явны и без поучения", тогда как красноречие представляет содержащиеся в речи мысли "через говорящего и по ходу его речи". Риторическая теория Аристотеля отличается двумя основными чертами: 1) это - философская Р., Р. как вероятностная логика, используемая политическими ораторами; 2) это - Р. устной речи, радикально отличающаяся от теории литературы.

По смерти Аристотеля его риторическая теория была развита Феофрастом, Деметрием Фалерским и др. перипатетиками; вместе с речами выдающихся афинских ораторов IV в. до н. э. Исократа и Демосфена она стала образцом для многочисленных риторических теорий эпохи эллинизма. Время эллинистических монархий не способствовало развитию политического красноречия, тем интенсивнее развивались школьные исследования Р. В эллинистических теориях Р. находят развитие идеи Аристотеля о членении речи; согласно этим теориям, подготовка речи делится на пять частей: 1) нахождение (инвенция), или обнаружение доказательств, - сводится к выделению предмета обсуждения и установлению тех общих мест, опираясь на которые следует строить доказательство; 2) расположение (диспозиция), или установление правильного порядка доказательства, - сводится к разделению речи на предисловие, рассказ (изложение обстоятельств), доказательство (подразделяющееся, в свою очередь, на определение темы, собственно доказательство своих доводов, опровержение доводов противников и отступление), заключение; 3) словесное выражение (элокуция), или поиски языка, подходящего для найденного предмета речи и доказательств, - заключается в отборе слов, их сочетании, Применении фигур слова и мысли, с тем чтобы достичь четырех качеств речи: правильности, ясности, уместности, пышности (стоики добавляли к ним также и краткость); 4) запоминание - заключается в использовании мнемотехнических средств, с тем чтобы твердо удерживать в памяти предмет речи и подобранные доказательства; 5) произнесение - представляет собой управление голосом и жестами во время речи, с тем чтобы оратор соответствовал своим поведением достоинству предмета речи.

Разные части теории членения речи были развиты неравномерно: в античных риториках наибольшее внимание уделялось инвенции, несколько меньшее - диспозиции и элокуции, причем роль последней становилась все более и более важной от трактата к трактату Временный разрыв между Р. и социально-политической жизнью античных государств был преодолен, когда Р. стала развиваться в Римской республике, т. е. в государстве, в котором во 11-1 вв. до н. э. возрастало значение политического красноречия. Теоретическим обобщением римского красноречия стали анонимный трактат "К Гереннию", работы Марка Туллия Цицерона и Марка Фабия Квинтилиана. Трактат "К Гереннию" представляет собой древнеримский учебник Р., замечательный своей систематичностью, известный также и тем, что в нем дана одна из первых классификаций риторических фигур. Помимо 19 фигур мысли и 35 фигур речи, автор выделяет еще 10 дополнительных фигур речи, в которых язык используется необычным образом (слова употребляются в переносном смысле, имеет место семантическое отклонение) и которые позднее будут названы тропами (?????? - поворот). К этому трактату восходит проблема отличия тропа от фигуры, столь значимая для последующего развития Р.

Р. Цицерона, напротив, примыкает к перипатетической традиции. Хотя в диалоге "Об ораторе" Цицерон и выделяет 49 фигур мысли и 37 фигур речи, но делает это достаточно небрежно, поскольку его занимают совсем другие вопросы. Его, как и Аристотеля, интересует метафора, которая кажется ему прообразом всякого украшения речи, заключенного в отдельном слове, почему Цицерон считает метонимию, синекдоху, катахрезу разновидностями метафоры, а аллегорию - вереницей развернутых метафор. Но более всего его вновь, так же как и Аристотеля, интересуют философские основания красноречия, которые Цицерон описывает, в общем следуя учению о членении речи. Особый трактат Цицерон посвятил нахождению (инвенции). Его Р. (впрочем, как и Р. трактата "К Гереннию") зачастую характеризуют как попытку сочетать эллинистическое учение о нахождении с родившимся в римском судебном красноречии учении о статусах. Статусы позволяют точнее определить предмет речи, в судебной речи - сущность того вопроса, по поводу которого затеяны судебные прения. Р. трактата "К Гереннию" выделяла три статуса: установления ("кто сделал?"), определения ("что сделал?"), законности ("как сделал?"); последний статус Цицерон разделял еще на три: расхождения, двусмысленности, противоречия. Подчеркнутое внимание к предмету речи не случайно; Цицерон считал разбор общего вопроса (тезис) и развертывание заданной тезисом темы (амплификация) главными средствами убеждения. Тем самым вновь подчеркивалась ориентация Р. на философскую логику, причем авторитет Цицерона-оратора подкреплял правильность такой ориентации. Если Р. Аристотеля была образцом для риторических трактатов эпохи эллинизма и для Цицерона, то Р. Цицерона стала образцом для риторических трактатов Римской империи и для риторик средних веков.

Обращая как теоретические взгляды, так и ораторскую практику Цицерона в образец, Квинтилиан создал программу преподавания Р., изложенную в трактате "О воспитании оратора". Согласно этой программе, Р. - искусство говорить красиво - изучалась после грамматики, искусства говорить и писать правильно. Тем самым, Р. оказывалась вне области грамматического контроля. Однако Квинтилиану же принадлежит классификация видов отклонения (от грамматической нормы), которая по сей день используется в Р. Квинтилиан выделял четыре вида отклонения: 1) добавление; 2) сокращение; 3) добавление с сокращением, замена одного элемента на тождественный ему; 4) перестановка, замена одного элемента на нетождественный ему. Осознание того, что украшения речи нарушают правила грамматики, что в основании любого украшения речи лежит отклонение от этих правил, вынуждало пересмотреть вопрос о соотношении грамматики и Р. Творчество Квинтилиана открывало эпоху т. н. "второй софистики" (ок. 50 - 400 гг. н. э.). Знаменитый трактат Элия Доната, названный по своему первому слову "Варваризмы" (ок. 350 г.), завершал эту эпоху и вместе с ней всю историю античной Р. Донат, следуя Квинтилиану, определяет сущность Р. через отклонения, вводя понятие "метаплазм", под которым подразумевается минимальное отклонение, искажение значения слова с целью метрического украшения в поэзии. Донат различает прозу и поэзию (здесь: обыденную речь и литературу); оправданные в последней риторические украшения обращаются в первой в ошибки, метаплазмы превращаются в варваризмы. 17 фигур речи и 13 основных тропов являются усложнениями метаплазм, а потому любой риторический прием, если он применен в обыденной речи, связан с нарушением грамматических правил. Трактат Доната - это первое зафиксированное вторжение грамматики в область, прежде безраздельно принадлежавшую Р., что означает разрыв с античной традицией и начало средневековой Р.

Сведенные Марцианом Капеллой (V в. н. э.) в тривиум грамматика. Р., логика (диалектика) оказываются в заведомо неравных условиях. Способные к отвлечению от конкретного языка логика и грамматика образуют противопоставленное Р. единство, применяющее к Р. не приложимые к ней критерии, вследствие чего область Р. постоянно уменьшается. Уже в трактатах Аниция Манлия Северина Боэция и Исидора Севильского ставится не проблема взаимных отношений логики и Р., но проблема отношения грамматики к Р., проблема отличия разных искусств речи друг от друга. Грамматика в средние века превращается из описывающей в поучающую, грамматика такого рода близка к логике и противоположна Р., вследствие чего содержание риторических трактатов меняется: риторы средних веков переходят от исследования инвенции и диспозиции к исследованию элокуции и, в первую очередь, вопроса о классификации тропов и фигур. Три основных направления, в которых развивается средневековая Р., - это Р. проповеди, Р. написания писем и Р. стихосложения. Представление о Р. как об искусстве устного красноречия постепенно заменяется теорией литературной Р. Р. проповеди, близкая классической античной Р., исследовала соотношение таких необходимых частей проповеди, как Св. Писание, примеры, библиографические справочники, сборники проповедей и искусство самого проповедника. Р. написания писем была сравнительно высоко развита только в Италии и только в XI - XIV вв.; здесь и именно в это время появляются известнейшие письмовники Альберика из Монте-Кассино (1087 г.) и Лаврентия Аквилейского (1300 г.). Зато Р. стихосложения была сравнительно широко распространена. Она представляла собой, по сути дела, новый раздел Р. - Р. письменного текста; в античности такое понимание Р. не было принято, впрочем, и история литературной теории в античности сводится к нескольким блестящим эпизодам ("Поэтика" Аристотеля, "Наука поэзии" Горация и т. д.), не образуя традиции. Тем более замечательно появление риторических трактатов, в которых классификация риторических приемов основывалась на материале стихосложения; отчасти распространение подобных трактатов объясняется тем, что в них область Р. ограничивается поэзией (литературой), тогда как попытки выйти за пределы этой области пресекаются грамматикой. Вершиной развития Р. стихосложения в средние века становятся трактаты "Doctrinale" Александра из Вилдье и "Грецизмы" Эврарда Бетюньского; в них были представлены разные системы метаплазмов, схем (фигур), тропов и "цветов Р.", применяемых поэтами.

Средневековая Р. опиралась на латинскую Р., известнейшими авторами были Донат и Цицерон (которому приписывался и трактат "К Гереннию"), в XII в. был вновь открыт Аристотель, а в XV в. - Квинтилиан, но сущность средневековой Р. от этого мало изменилась. Ограничиваемая логикой и грамматикой литературная Р., появившаяся в средние века, получила дальнейшее развитие в эпоху Возрождения и в новое время. Несмотря на то, что декламация, популярная в эпоху "второй софистики", вновь широко распространилась в эпоху Возрождения, основным направлением развития Р. в XV - XVI вв. оставалась литературная Р. Работы, посвященные Р. или просто затрагивающие некоторые ее проблемы, даже если они написаны такими выдающимися мыслителями, как Ф. Меланхтон, Э. Роттердамский, Л. Балла, X. Л. Вилес, Ф. Бэкон, обнаруживают влияние античных образцов, воспринятых, однако, сквозь призму идей о Р., сложившихся в средние века, и отсутствие новых подходов к Р. Произведенная в XVI в. Пьером де ла Раме реформа логики, развитая в области Р. О.Талоном, ограничила Р. исследованием стиля и исполнения и свела стиль к совокупности тропов и фигур. В рамках этой узкой области, отделенная от философии и подчиненная грамматическому контролю, Р. вновь пережила подъем в XVII - XVIII вв. В это время классические образцы были восстановлены в своем значении и освобождены от неправомерных интерпретаций, но авторы риторических трактатов сознательно отказывались от философского обоснования Р., каким оно было у Аристотеля и Цицерона. Этот подъем Р. имел место прежде всего во Франции и в Англии и был связан с культурой классицизма. Создание французской Академии (1635 г.) приводит, помимо всего прочего, к появлению первых французских Р. - Бари и Ле Граса, за которыми последовали Р. Б. Лами, Ж.-Б. Кревье, Л.Домерона; особым же авторитетом пользовалась Р. одного из авторов "Энциклопедии" С.-Ш. Дюмарсе. Одновременно Р. использовалась в работах Ф. Фенелона и Н. Буало, обосновавших классицистскую поэтику. Философы же, в частности Р. Декарт и Б. Паскаль, критиковали Р. как таковую, не находя особого смысла в сохранении этой дисциплины. То же самое повторяется и в Англии, где учреждение Королевского общества (1662 г.) приводит к появлению английских Р. Дж. Уорда, Дж. Лоусона, Дж. Кемпбелла, Дж. Монбоддо и самой авторитетной Р. "английского Квинтилиана" - X. Блэра, к образованию Движения Ораторов во главе с Т. Шериданом, стремившимся создать школу правильной английской речи, к резкой критике Р. как таковой Дж. Локком. Однако печальная судьба Р. была определена не этой критикой со стороны философов, которая (как то уже имело место во время Платона и Аристотеля) могла лишь породить Р. нового типа, восстановив связь логики и Р., но разделением Р. и поэтики.

Литературная Р. воспринималась в конце XVIII - начале XIX в. как воспроизведение шаблонов, нетворческое следование традиционным образцам, тогда как новая дисциплина - стилистика - обещала рассмотрение литературы с т. зр. творческой свободы и полноты раскрытия индивидуальности автора. Однако представления о Р. как о царстве, в котором господствуют шаблоны, неверны. Р. последнего великого французского ритора П. Фонтанье свидетельствует, что в начале XIX в. Р. развивалась творчески и стояла перед созданием новой философской теории языка. Фонтанье, в общем достаточно осторожно критикуя Р. Дюмарсе, резко расходился с ним в понимании теории тропов. Дюмарсе следует традиции, в соответствии с которой фигура - это вообще всякое риторическое отклонение, а троп - только семантическое (употребление слова в переносном смысле). Р. Фонтанье ставит под сомнение правомерность самого различения прямого и переносного смысла, когда речь идет об одной из групп тропов. Традиционно троп определяется, как замечает Фонтанье, через понятие перевода· каждое употребленное в переносном смысле слово может быть переведено словом с тем же значением, употребленным в прямом смысле. Если область тропов ограничивается только употребленными в переносном смысле словами, которые Фонтанье назвал фигурами обозначения, тогда Р. как система тропов и фигур действительно представляет собой царство шаблонов. Однако, выделяя среди тропов такие, которые заключаются в использовании слова в новом смысле (по традиции такой троп называется катахрезой), Фонтанье переходит к Р., ищущей причины появления новых значений и не ограничивающейся описанием функций риторических приемов. Если к этому добавить, что Фонтанье стремился показать авторский, неклишированный характер фигур, то становится очевидной предвзятость отрицательного отношения к Р., которое предопределило ее замену стилистикой. Достойную оценку Р. Фонтанье получила только во второй половине XX в. в работах Ж. Женетта, а в XIX в. обстоятельства складывались не в пользу Р.

Для того чтобы заниматься Р. в XIX в., нужно было быть или историком культуры, как Г. Гербер или Р. Фолькман, или эксцентричным мыслителем-одиночкой, как Ч. С. Пирс или Ф. Ницше. Философские основания "неориторики" XX в. были в основном созданы двумя последними. Предпринимая ревизию всего тривиума, Ч. С. Пирс разработал теорию спекулятивной Р., или методевтики, которая должна была исследовать знаки в их семиотическом измерении третичности, как интерпретанты в сознании интерпретаторов, т. е. исследовать перенос значения от сознания к сознанию, социально-символизирующую функцию знака. Другим философским источником современной Р. являются риторические идеи Ницше, наиболее концентрированно выраженные в ранней работе "Об истине и лжи во внеморальном смысле", где Ницше доказывает, что истины метафизики, морали, науки носят антропоморфный, метафорический и метонимический (тропологический) характер: истины - это метафоры, про которые забыли, что они собою представляют. Наброски философии Р., созданные Пирсом, Ницше и некоторыми другими, существовали где-то на периферии наук о языке, место Р. среди которых на протяжении всего XIX в. прочно занимала стилистика. Такое положение начало медленно меняться только в 20-е гг. XX в.

Сегодня можно выделить несколько независимо друг от друга возникших течений современной Р. 1. Разрабатываемая английскими и американскими литературоведами, принадлежащими к т. н. "новой критике", и восходящая к деятельности Чикагской школы неоаристотелизма. В рамках этого подхода Р. определяется как наука о социально-символизирующей деятельности, целью которой является установление социальной идентичности, а исходным условием - непонимание. 2. "Неориторика" X. Перельмана и Л. Олбрехт-Тытека, основывающаяся на ориентированной на аудиторию теории аргументации. В рамках этого подхода Р. отводится задача исследования тех средств аргументации (пример, иллюстрация, аналогия, метафора и т. д.), которыми обычно не занимается логика. 3. Критико-герменевтическая Р. Гадамера и его последователей. В рамках этого подхода считается, что Р. в наше время уступает место герменевтике, древняя наука об истолковании устной речи сменяется современной наукой об истолковании письменных источников. Свидетельства возрастающего интереса к Р. используются Гадамером как аргументы в пользу герменевтики. 4. Семиотика риторических фигур восходит к спекулятивной Р. Пирса. Однако в силу того, что теория Пирса была сравнительно мало известна, действительным источником различных вариантов семиотики риторических фигур была теория метафоры и метонимии Р. Якобсона. В ряде своих работ, самая ранняя из которых восходит к 1921 г., О. Якобсон рассматривает метафору и метонимию как фигуры-прототипы, полагая, что метафора представляет собой перенос по сходству, а метонимия - по смежности. Предложенная Якобсоном теория истолковывается двояко: а) эту теорию можно воспринять как набросок таксономии риторических фигур и, следуя примеру древних, восстановить эту таксономию. Одной из самых разработанных систем риторических фигур является Р. льежских логиков, объединившихся в т. н. "группу М." Исходя из концепции идеального нулевого уровня языка, группа M рассматривает риторические фигуры как отклонения от нулевого знака, причем минимальное отклонение называется метаболой. Вся совокупность метабол делится на несколько групп. Следуя глоссематике Л. Ельмслева, группа M выделяет фигуры плана выражения и фигуры плана содержания; первые из них подразделяются на морфологические и синтаксические фигуры, а вторые - на семантические и логические. Т. о., выделяются четыре группы метабол: метаплазмы (фонетические или графические отклонения на уровне слова, например, каламбур), метатаксис (фонетические или графические отклонения на уровне предложения, например, эллипсис), метасемемы (семантические отклонения на уровне слова, например, метафора), относящиеся к системе языка, и металогизмы (семантические отклонения на уровне предложения, например, ирония), метаболы референциального содержания. Используя введенные еще Квинтилианом виды отклонения, группа M вносит дальнейшие уточнения в эту классификацию метабол. В основании анализа риторических фигур лежат два разных вида семантической декомпозиции, предложенных группой М: декомпозиция по типу логического умножения (дерево - это ветви, и листья, и ствол, и корни...) и декомпозиция по типу логического суммирования (дерево - это тополь, или дуб, или ива, или береза...). На сегодняшний день Р. группы M - это наиболее совершенная классификация риторических фигур, использующая методы структурной семантики. Поскольку группа M рассматривает Р. как дисциплину, характеризующую литературный дискурс лишь как один среди множества других, Р. группы M близка к разрабатывавшейся структуралистами лингвистике текста. Характерна в этом отношении лингвистика текста Р. Барта. Еще в ранних работах, посвященных мифологемам общественного сознания, Барт ввел понятие коннотативной знаковой системы, т. е. системы, использующей в качестве означающих знаки другой системы. Позднее Барт показал, что для определенного общества на определенном этапе его развития область коннотативных означаемых всегда одна и та же; эта область называется идеологией. Область же коннотативных означающих (коннотаторов) меняется в зависимости от субстанции коннотаторов; эта область зовется Р. Отношение между идеологией и Р. можно уподобить отношению между функционирующим как знак произведением и работающим в сфере означающего уклончивым текстом; тогда Р. становится древним аналогом современной лингвистики текста, как ее понимал Барт, или даже отраслью этой лингвистики. К сходным же заключениям приводят и варианты семиотики риторических фигур, разрабатываемые К. Бремоном, А.-Ж. Греймасом, Ж. Женеттом, Э. Косериу, Ж. Лаканом, Н. Рюветом, Ц. Тодоровым, У. Эко; б) теория метафоры и метонимии Якобсона может быть также истолкована в духе риторических идей Ницше как описание механизма текстопорождений. Впервые такого рода Р. развивалась В. Беньямином, но лишь в деконструктивизме она была развернута и последовательно применена на практике. В знаменитой статье "Белая мифология" Ж. Деррида приходит к выводу о принципиальной невозможности сведения метафизики к метафорике или метафорики к метафизике, рассматривает определяемое способом использования Р., различие между литературой и философией как обоснование всякого начинания как в той, так и в другой области. В развитие идей Деррида П. де Ман предложил развернутую модель механизма текстопорождения, основывающуюся на деконструктивистской Р. П. Де Ман полагает, что всякое повествование представляет собой заполнение разрыва, порожденного иронической аллегорией, которая и является текстопорождающим механизмом. Сочетание аллегорического уровня дискурса, обусловливающего неуспех всякого повествования и прочтения, с метафорическим уровнем, обусловливающим неуспех всякого наименования, позволяет Ману создать модель текста. Основанием этой теории служит очевидное уже из истории противостояние Р. как искусства убеждения Р. как системе тропов: обнаружение приема приводит к разрушению убеждения, достигнутого при помощи этого приема. В этом отношении Р., сама себя опровергающая, и может служить моделью вечно незавершенного самопротиворечивого текста, по отношению к которому литература и философия выступают как две противоположные стратегии истолкования, обусловленные Р.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Определение риторики

Срок "риторика" происходит от древнегреческого слова "оратор" и означает теорию ораторского искусства, науки красноречия. Близким по значению к нему есть латинское слово "oratoria". Эти сроки связывают с публичными выступлениями, живым словом. Еще в древности люди, которые мастерски владели искусством красноречия (риторы, ораторы), играли значительную роль в общественной жизни.

В течение исторического развития значение термина "риторика" несколько расширился. На сегодняшний день среди ученых не существует единодушия относительно толкования этого термина, даже в определении риторики как науки. Более того, в некоторых специалистов вызывает сомнение даже то, можно риторику вообще считать наукой. В Древней Греции, где именно и окончательно сформировалась эта сфера деятельности, риторика считалась скорее искусством.

Среди разнообразия определений риторики можно выделить две главные традиции, имеют очень давнюю историю.

o Первая традиция наиболее ярко представлена в творчестве древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.). В ее рамках риторика определяется как "искусство убеждения". Согласно этой традиции главная задача оратора - убеждение аудитории.

o Вторая традиция наиболее ярко представлена в творчестве древнеримского ритора Квинтилиана (I в. н. э.). В ее рамках риторика определяется как "искусство говорить изящно". Согласно этой традиции задача оратора - красота, изысканность, утонченность выражения мысли. Убеждение же выступает не только возможна, но далеко не главная цель оратора.

Каждая из этих традиций, несомненно, содержит в себе рациональное зерно. Вместе с тем, упор только на одном аспекте ораторского деятельности приводит к потере целостности в понимании предмета и задач риторики.

С одной стороны, категория убеждению, действительно, одной из главных в риторике. Сферы, в которых один человек пытается убедить других людей, весьма разнообразны: наука, политика, искусство, реклама, повседневное общение и тому подобное. Мы стараемся сделать так, чтобы другие люди приняли наши идеи, товары или услуги, наши представления о жизни, наконец - нас самих.

Убеждение может быть направлено не только на других людей, но и на самого человека. Когда мы задумываемся над определенными поступками, планируем свое будущее, мы взвешиваем различные варианты и стараемся принять наиболее оптимальный. Этот выбор зависит от тех обоснований, человек приводит в себя (или может привести) в пользу той или иной позиции. Наиболее ярко указанные моменты проявляются тогда, когда человек отвечает на вопросы, например: "Стоит ли идти сегодня на лекции?", "Надо изучать математику, может ли она не понадобится мне в жизни?", "Пора вставать можно еще немножко полежать? "," Есть ли надеть сегодня эту яркое платье? "," Есть ли взять с собой зонтик? " и тому подобное.

Во всех вышеупомянутых случаях ведущую роль играет убеждению, на чем собственно и настаивал Аристотель, когда определял риторику.

С другой стороны, в тех же сферах не менее важные позиции иногда занимает сообщения информирования других о чем-то. И тогда на первое место выходит изящество в выражении мысли, на чем настаивал в свое время Квинтилиан. Имеются в виду случаи, когда задача оратора заключается в том, чтобы привлечь внимание слушателей к чему-то новому, интересному; сделать так, чтобы другие люди запомнили ораторское речь.

Таким образом, можно зафиксировать две главные цели оратора, между которыми простирается поле риторики. Это убеждение и информирование в процессе публичного выступления.

На сегодняшний день очевидно, что сферой интереса риторики является общение, коммуникация. Иногда ее даже определяют как теорию и мастерство эффективного (целенаправленного, влиятельного, гармоничного) вещания. Однако следует отметить, что общение - это очень сложный и многогранный феномен, который изучает много наук, в частности лингвистика, психология, философия и др. Поэтому таким образом специфика риторики не проясняется.

Задача дисциплины имеют узкий характер. Попробуем определить особенности риторики через установление ее предмета.

Предмет риторики - это публичное выступление в процессе коммуникации.

Многие люди могут привести примеры не только успешных выступлений, но и таких выступлений, завершались полным провалом. Возникают закономерные вопросы: возможно ли предсказать результат публичного выступления? Может ли обычный человек научиться произносить речи? Или подобное умение - это исключительно природное дарование?

Для ответа на эти и другие вопросы, связанные с искусством публичных выступлений, нужно обратиться к достижениям риторики, которые были накоплены в течение почти 3 тыс. Лет. Именно освещению приемов успешного выступления оратора перед аудиторией посвящено данное руководство.

Таким образом, риторика - это наука о способах подготовки и произнесения ораторской речи с целью определенного воздействия на аудиторию.

Отличительной чертой публичного выступления оратора является одностороннее воздействие на слушателей. Оратор, конечно, должен учитывать «фактор» аудитории. Однако активное противодействие слушателей не предвидится, в отличие, например, от спора. Успех ораторской речи определяется тем, удалось ли ему достичь своей цели при воздействии на аудиторию.

Влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и поступки другого человека с помощью вербальных и невербальных средств, в результате которой происходят изменения во взглядах или поведении.

Психологическое воздействие имеет много различных форм: манипулирование, внушение, убеждение, принуждение и т. Относительно ораторского деятельности целесообразно говорить об убеждениях, поэтому другие виды оставим без внимания.

В современной литературе достаточно популярным термином для обозначения подобных процессов является также термин "презентация". Во многих моментах его определения совпадает с тем, что в риторике подразумевается под публичным выступлением. Например: "публичная презентация - это персональное или опосредованное через СМИ представление проектов, товаров, программ с целью осуществить на слушателей убеждающий влияние и побудить их к действиям, прямо или косвенно выгодны тому, кто выступает, или тем, от кого он выступает ".

Такое определение презентации свидетельствует об определенной тождество терминов "публичное выступление", "презентация", "ораторская речь". Любое выступление перед аудиторией не лишен каких информативных частей, однако успешность презентаций, как подчеркивается в определении, во многом зависит не столько от информирования слушателей, сколько от направленности на вызов желаемой для оратора реакции.

Однако ограничения риторики исключительно категорией убеждения приводит к ее сужению, не является оправданным в анализе современных коммуникативных ситуаций. Поэтому более целесообразно пользоваться термином "успех публичного выступления", который далее может конкретизироваться в зависимости от цели оратора (убедить или информировать).

Факторы, от которых зависит успех публичного выступления, представляют в виде так называемого риторического треугольника:

Оратор - это человек, который влияет на других людей таким образом, чтобы они приняли определенные утверждения или выполнили определенные действия.

Аудитория - это группа людей, в мыслях или поведении которых должны произойти изменения, к которым стремится оратор. Речь - это речевое сообщение, с которым оратор обращается к аудитории.