Просодической стороны речи речевое дыхание. Формирование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами посредством театрализованных игр. Упражнения по развитию

Цель: в игровой форме и повседневно работать над развитием просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии, не затрачивая много времени на проведение.

Задачи:

  • сформировать правильное дыхание;
  • сформировать звонкий, сильный голос;
  • сформировать плавность и слитность произношения;
  • развивать мелодико-интонационную сторону речи;
  • формировать навык владения голосовыми модуляциями;
  • развивать слуховой контроль.

Данные задачи решаются при помощи логопедической ритмики, которая основана на взаимосвязи: слова, музыки, движения. Так как в образовательном процессе не всегда возможно проводить логоритмику в полном объеме, то я решила включать небольшие ее элементы, но повседневно. Некоторые упражнения можно проводить на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, включать во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. При проведении занятий используется игровая мотивация, пантомимы, рассказы и импровизации, элементы психогимнастики. Более эффективный результат развития просодической стороны речи у детей с дизартрией дают индивидуальные занятия, что занимает по 3-5 минут от всего занятия.

План проведения коррекционной работы

Наиболее интересными упражнениями и играми, которые я использую в своей деятельности, считаю:

1. «Певцы» (дети представляют себя оперными певцами и пропивают гласные звуки);

2. «Паровозик» (пение гласного - у -, далеко - близко);

3. «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та - да);

4. «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м` – м` – м` (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)).

6. «Песня ветерка» (произнесение звука - у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы);

7. «Забиваем гвозди» (произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган);

8. «Актёр» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма);

9. «Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу (весёлым, радостным голосом);

10. «Скажи как я» (взрослый произносит одно и тоже предложение с разной интонацией, ребёнок должен в точности повторить эту интонацию);

11. «Ступеньки» (шагая вверх по ступенькам ребенок медленно их считает, спускаясь с них он пересчитывает их быстро);

13. «Поездка на автобусе» (дети рассказывают рассказ или стихотворение, делая остановки на «автобусе», расставляя таким образом паузы).

Это не занимает много времени от занятия, но имеет положительный результат.

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации и автоматизации звуков.

Список использованных источников:

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Развитие просодической стороны речи у детей (игровые упражнения).

Педагоги группы работают с детьми с общим недоразвитием речи, с клиническим проявлением дизартрии. В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза. У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Педагоги группы реализуют следующие задачи по развитию голоса:

Формировать правильное дыхание;
формировать звонкий, сильный голос;
формировать плавность и слитность произношения;
развивать методико-интонационную сторону речи;
формировать навык владения голосовыми модуляциями;
развивать слуховой контроль.

В подготовительный и первый период коррекционная работа по развитию голоса строится на правильно произносимых гласных и согласных звуках. Начинаем с постановки правильного дыхания . Работу по формированию дыхания проводим в определенной последовательности:

Формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию
дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания)
развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Для развития нижнереберного дыхания и нижних резонаторов делаем такие упражнения:

1. Ложимся на живот, руки за голову, на выдохе произносим «ф», животом отталкиваясь от пола.
2. Руки на поясе, произносим «ф» на выдохе и стараемся животом разорвать руки.
3. Правое колено к левому локтю - выдох «ф», и наоборот.
4. Наклоняемся – выдох «ф».

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.

Предлагаем детям следующие упражнения.

«Листья шелестят»
Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».

Развитие мимических мышц строится на использовании естественных движений в игровых ситуациях:

«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Мы удивились»- приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Надуем шарик»- надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Тигренок»- оскаливание зубов;
«Упрямые бараны»- нахмуривание мышц лба;
«Веселый клоун»- улыбнуться и т.д.

«Нашинкуем язык» - покусывая язык, постепенно высовывать его 4-8 раз.
«Лошадки цокает копытцем»- пощелкивание языком, меняя размеры и конфигурацию рта цокает далеко - близко, громко - тихо, маленькая-большая лошадка, грустно-весело, задумчиво, игриво.
«Футбол» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки.
«Иголочка» - протыкать языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки несколько раз.
«Щеточка» - проводить языком между деснами и губами - чистить зубы языком.
«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов. «Обиделись» - вывернуть нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение.

Позднее детям предлагаются задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движением разных частей тела.

Произнесение изолированных гласных звуков (шепотом, тихо, громко);
произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса (используем схемы ↓ ↓ );
произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;
произнесение коротких фраз с разной силой голоса;
воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;
выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;
повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.

Примерные игровые задания, которые мы используем на занятиях.

«Певцы» (пение гласных звуков).
«Паровозик» (пение гласного - у -, далеко - близко).
«Кукла спит» (гласный - а -, укачай куклу).
«Учим мишку петь» (гласные звуки).
«Строим домик» (тук – тук - тук).
«Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та - да).
«Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м" – м" – м" (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)).
«Угадай, чей это голос – мамы или детёныша».
«Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука - у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы).
«Забиваем гвозди» (произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган).
«Эхо» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма).
«Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу (весёлым, радостным голосом).
Проговаривание междометий «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивлённо, сердито, весело и печально).

Формированиюи вокальной артикуляци способствуют чтение двустиший, четверостиший. При чтению в двух регистрах (высоком и низком) необходимо использовать образные сравнения, которые соответствуют фальцетному звучанию и грудному. Например: «говорим как маленький котёнок» или «как кошка – мама», или «как большая добрая корова» и т.д. Двустишия и четверостишия разбиты на группы для различных гласных: о, а, у, и, е. На начальном этапе необходимо вырабатывать навык тянуть округлые гласные – о, а, у. И лишь после того, как появиться навык открывать рот и тянуть эти гласные, можно включать двустишия и четверостишия, содержащие гласные и и е. При проговаривании должны тянуться только гласные, на которые приходиться ударение. Например: «О» Кошка смотрит за окошко.

Для активизации резонаторных зон используем резонаторный массаж. (Постукивание пальцами рук по частям тела)

1. Постукивание по груди – звучим «м».
2. Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».
3. Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри «м – м – м».
4. Постукивать над верхней губой «ви – ви - ви».
5. Постукивать над нижней губой «зи – зи - зи».
6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м – м – м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
7. По спине в области лопаток – звучим «м – м – м».
8. Кончик языка между губами – звучим «м – м – м».

Работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычной разговорной манере;
использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;
сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;
озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;
пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;
пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем все полностью.

Работа над голосом с дошкольниками - один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса у 92% детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребёнка.

Литература.

1. Карелина И.Б. «Коррекция голосовых расстройств у дошкольников» Москва 2005 Айрис-пресс. 2. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. 3. Рычкова Н.А. – «Логопедическая ритмика», « ГНОМ и Д», 2000

Среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением являются минимальные дизартрические расстройства, которые имеют тенденцию к значительному росту. Они часто сочетаются с другими речевыми расстройствами, например с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

Минимальные дизартрические расстройства представляют собой сложную речевую патологию, характеризующуюся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при минимальных дизартрических расстройствах являются нарушения фонетической стороны речи, в том числе и просодической стороны. Нарушения интонационной выразительности, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения являются стабильными. Страдает мелодика – основной компонент интонации, который обеспечивает повышение и понижение тона голоса, оформляет смысловые отношения между частями фразы.

Недостаточная разработанность данной проблемы вызывает необходимость поиска новых путей и методов формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

В систему коррекционной работы с детьми, имеющими минимальные дизартрические расстройства, необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют звуковую культуру, формируют просодические элементы, активизируют и обогащают словарный запас, повышают эмоциональную активность. Все эти условия успешно осуществляются в театрализованных играх. Игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой деятельности. А сформированные таким образом навыки опознавания и дифференциации мелодико-интонационной выразительности в дальнейшей логопедической работе служат базой для формирования просодических компонентов в экспрессивной речи дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами, способствуют становлению коммуникативной компетенции детей в целом.

В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи; совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; развивается эмоционально волевая сфера; стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов (звукопроизношения и просодики) и поскольку у детей с минимальными дизартрическими расстройствами имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия работа проводится по следующим направлениям:

1) формирование ритма и темпа речи;
2) формирование интонационной выразительности;
3) работа над силой, высотой, тембром голоса.

Работа по формированию ритма и темпа речи

Предполагает обучение ребёнка определению и воспроизведению количества изолированных ударов, серии простых и акцентированных ударов, подготавливающих детей к усвоению мелодико-интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

Для реализации данной цели можно использовать следующие игровые приёмы на логопедических занятиях с использованием игр-драматизаций. Для постановки сказок используются различные виды театров, такие как: кукольный на палочках, пальчиковые, картонажные, бибабо и др.

«Ритмическое путешествие»

Цель: Формирование ритмического рисунка в серии слогов. Оборудование: картина с изображением пруда, картонная фигурка лягушки.

В одном болоте жила-была маленькая лягушка по имени Квакша. Квакша очень любила петь, но напевала одну и туже песенку: ква_ква_ква_. Скучно стало Квакше, ведь была она непоседа и очень любила прыгать по листам кувшинок – это у неё хорошо получалось. Стала Квакша прыгать и одновременно напевать свою песенку. А кувшинки на болоте росли по разному и если листочки расположены подряд, то и квакать получалось подряд (ква_ква), а когда они располагались на расстоянии, нужно было выдержать паузу (ква_______ква). Квакше очень понравилось это занятие, ведь песенки получались разные. Ребята, а вы хотите попеть вместе с квакшей? (Дети по очереди выполняют задание)

Аналогичным образом можно проводить следующие игровые упражнения: «Полёт шмеля», «Дождик пошёл», «Зайка – барабанщик» и др.

Работа по формированию интонационной выразительности речи

1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

  • показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;
  • познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

1.Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи

Формирование восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности.

Детям предлагается посмотреть настольный театр, сказку «Капризка». Первый раз сказка показывается без интонационного оформления, а второй раз эмоционально и выразительно. Затем, у детей выясняется, какая сказка им больше понравилась и почему, потом разъясняется, что голос

можно изменять, с его помощью можно передать радость, удивление, испуг, печаль, радость, злость, а так же просьбу и приказ и т.д. После второго просмотра сказки с детьми обсуждается, какими голосами говорили Алёнка, пёс Барбос и кот. Затем детям предлагается поиграть в игру «Чей голос?» (взрослый меняет громкость и тон голоса, произносит фразы из сказки, а дети определяют, какому персонажу принадлежит голос).

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщает о чём-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком. После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Затем детям предлагаются различные тексты и даётся задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

3.Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чём-то спросить. Логопед задаёт вопрос. Затем предлагает сделать этот детям. Дале логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки вверх.

Для обозначения вопроса предлагается знак ? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком. После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

4.Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа « Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т.п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и даётся задание: назвать слово соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующими движениями руки вверх, а затем горизонтально.

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания даётся соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать только таким знаком ! » После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком. Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встречается в речевом материале.

5.Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, какие мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание. Затем детям даётся задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

С целью формирования умений различать эмоциональные оттенки в речи проводится ряд театрализованных игр.

«Какое настроение у котёнка?»

Педагог произносит предложения, рассказывает небольшие истории от лица котёнка с различными интонациями (грусти, веселья, испуга, злости, удивления). Ребята внимательно слушают и определяют, какое у него настроение. В дальнейшем эта игра использовалась с усложнением, дети с помощью ручной куклы изображали мяуканье котёнка, с разной интонацией в зависимости от ситуации.

«Какая маска говорит?»

Детям показывается настольный театр, сказка «Семеро козлят». После сказки на доску вывешивается пять масок (пиктограмм), которые демонстрируют определённые эмоциональные состояния: радости, грусти, испуга, удивления, злости. Педагог произносит различные реплики героев, а ребята должны определить, какая маска подходит. Испуг – козлята, грусть – мама коза, злость – волк и т.д.

На этом этапе также проводятся игры с использованием кукол бибабо, в которых детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, но произнесённую с различными интонационными оттенками. При этом описываются разнообразные ситуации, предшествующие данной фразе, например:

«Алёнка одна дома»

  • Алёнка целый день была одна дома. Ей не с кем было играть, и она очень скучала. Но вдруг раздался звонок в дверь, она очень обрадовалась и воскликнула: «Мама пришла!»
  • Алёнка с подружкой увлеклись играми. Они играли в кубики, в прятки, а потом решили поиграть в королеву. Девочки разрисовались маминой помадой, взяли из шкафа её наряды. Вдруг раздался звонок, и Алёнка с испугом сказала: «Мама пришла».
  • Алёнка осталась одна дома. У неё было много игрушек. Сначала она играла в куклы, потом решила порисовать, затем стала лепить из пластилина и не заметила, как пролетело время. Вдруг раздался звонок, и она с удивлением сказала: «Мама пришла?».

2 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

  • формирование различных интонационных структур;
  • последующая их дифференциация.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Для этого могут быть использованы различные виды игр и упражнений:

«Эхо», «Игра на пианино», «Ступенька», «Вопрос – ответ» и др.

формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определёнными видами их интонационных структур и их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырём направлениям:

  1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения;
  2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения;
  3. Работа над интонацией восклицательного предложения;
  4. Дифференциация интонационных структур предложений.

Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосом, интонациями героев. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мелодика, мимика, пантомимика, движения).

Проводится с целью формирования у детей умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз, а также формирования умения изменять громкость голоса.

Для достижения поставленных целей можно использовать комплекс упражнений с использованием куклы бибабо «Алёнка», под названием «Алёнкины уроки», на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

АЛЁНКИНЫ УРОКИ

Цель: Дать детям представление о громкости речи, о ситуациях, когда необходимо говорить громко, тихо, обычным голосом.

– Итак, начнём наш урок. Послушайте стихотворение:

Гром гремучий!
Тресни тучей,
Дай дождя
С небесной кручи!

– Ребята, как я прочитала это стихотворение тихо или громко? (Громко.)
– А почему это стихотворение нужно читать громким голосом?
– А теперь послушайте, о чём разговаривают мама-мышь и сынок мышонок:

Мышонку шепчет мышь:
«Ты чего не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

– Как вы думаете, почему я говорила тихо?
– Вот видите, громкость голоса зависит от ситуации, от тех чувств, которые мы хотим передать.

Цель: Формирование интонационной выразительности; развитие силы и высоты голоса (в звуковых и слоговых упражнениях).

Ребята, сегодня я пришла к вам не одна, со своей подружкой пчёлкой. Пчёлка на полянке собирает нектар, перелетая с одного цветка на другой, и поёт необычную песенку (дз-дз-дз). Давайте кто-нибудь из вас будет управлять пчёлкой и петь её песенку. Воздух будем набирать через нос, выдыхать через рот. Сначала песенка поётся тихо – пчёлка летит по цветкам вниз. Затем песенка становится громче – пчёлка летит вверх к большим цветочкам. И у пчёлки и у нас получилась замечательная песенка!

Ребята, сегодня я снова пришла ни одна, а с моим другом Капитошкой: «Тучка роняет капельки. По ним, как по лесенке, любит прыгать наш Капитошка и петь свою песенку кап-кап.» Упражнение проводится аналогично предыдущему).

Цель: .

Алёнка приносит детям волшебные картинки (символические изображения типа воспроизведения речи: тихо, громко, шёпотом, обычным голосом).

Ребята, сейчас я буду произносить фразу, и показывать картинку, а вы должны её повторить согласно показанному знаку-символу.

Цель: Продолжать учить владеть своим голосовым аппаратом как основным инструментом речевой коммуникации.

Алёнка предлагает всем ребятам разделиться на две команды. Одна команда получает картинку-символ и задание произнести что-то в соответствии с ним. Задача другой команды – произнести ту же фразу, четверостишие или слово, но с противоположным значением.

Например, если первая команда произносит слово шёпотом, то вторая во весь голос, если первая высоко, то вторая низко.

Все вышеописанные игры и игровые упражнения можно проводить с детьми, как на индивидуальных занятиях по постановке и автоматизации звуков, так и на подгрупповых по формированию фонетико-фонематических представлений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артёмова Л.В . Театрализованные игры дошкольников. – М.: Посвящение, 1991.
  2. Артёмова Е. Э . Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2005
  3. Дедюхина Г.В . Работа над ритмом в логопедической практике: Методическое пособие. – М., 2006.
  4. Есаулова Н.А . Конспекты занятий по красноречию (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  5. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  6. Лопатина Л.В . Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.Н. Серебрякова. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во «Союз», 2001.