Произведения о войне 1812

Национальный исследовательский университет

Кафедра Истории и культурологи

Институт Тепловой и Атомной Энергетики

«Гроза двенадцатого года…». Отечественная война 1812 года в литературе, изобразительном искусстве и мемориальных памятниках.

Выполнил:

Студент группы № Тф-11-15

Кудрявцев Максим Владимирович

Старший преподаватель

Быкова Наталья Павловна.

Москва 2015 г.

План реферата

Введение.

Глава 1. Литература.

      Отечественная война 1812 года в творчестве А.С. Пушкина

      И.А. Крылов и народные настроения 1812 года.

      В.А. Жуковский – «певец во стане русских воинов»

Глава 2. Изобразительное искусство.

2.1. В.В. Верещагин и его цикл полотен «1812 год»

2.2. Ф.А. Рубо – панорама «Бородинская битва»

2.3. Военная галерея Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Глава 3. Мемориальные памятники.

3.1. Памятник «Благодарная Россия героям 1812 года» (г. Смоленск)

3.2. Мемориальная Кутузовская изба (г. Москва)

3.3. Памятник князю Петру Ивановичу Багратиону (г. Москва)

Список литературы.

Введение.

Люди часто обращаются к своему прошлому. Прошлое России богато и уникально. Обращение к истории Отечественной войны 1812 года сейчас особенно актуально, т.к. в 2012 году отмечался 200-летний юбилей тех исторических событий.

Двенадцатый год!... У кого из русских не забьётся трепетно сердце от этих двух слов. «Гроза двенадцатого года» - вот в памяти народа образ нависшей над нацией огромной тучи, угрожавшей лишить её самостоятельности и своего будущего в истории. События Отечественной войны 1812 года внесли немаловажный вклад в историю развития человечества, затронув не только экономическую и политическую стороны жизни, но и духовную её часть, а именно искусство. 1812 год оставил глубочайший след в сознании и, без сомнения, породил исполинский творческий импульс, давший миру великую русскую литературу, созданию грандиозных батальных произведений живописи, графики и скульптуры, а также архитектурных и мемориальных памятников.

Глава 1. Литература

1.1. Отечественная война 1812 года в творчестве а.С. Пушкина

Отечественная война 1812 года и А.С. Пушкин - два крупнейших явления великой истории России, навеки ос­танутся в благодарной памяти народной. Они в определен­ной мере взаимосвязаны.

Нашествие на Россию Наполеона и разгром его разбу­дили у юного лицеиста, ставшего поэтическим гением, ве­ликие патриотические и гражданские чувства, его само­сознание, умонастроение в значительной мере повлияли на его становление как великого певца русской героики.

Вспоминая позже события того военного времени, в 1829 г. А.С. Пушкин писал:

На юных ратников взирали,

Ловили брани дальний звук,

И детские лета и... проклинали

И узы строгие наук.

И многих не пришло. При звуке песней новых

Почили славные в полях Бородина,

На кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,

Вблизи Монмартра...

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас...

Эти события были особенно близки юному Пушкину, так как проходили невдалеке от д. Захарово, где до поступления в лицей в 1811 г. он жил в летнее время в почти шесть детских лет. Ему была памятна старая Смоленская доро­га, по которой двигался Наполеон в Москву и обратно, а также усадьба Голицыных, в которой много раз бывал Пушкин и потом останавливался Наполеон. С раннего дет­ства памятна и Москва, занятая врагом. Все это усилива­ло впечатления Саши Пушкина от нашествия французов.

Всю жизнь не покидали Пушкина чувства гордости за Россию, за ее мужественных ратников, зародившиеся и крепнувшие у впечатлительного и любознательного 13-летнего юноши в суровую военную годину 1812 года.

А.С. Пушкин своим гениальным поэтическим словом воспел величайшие свершения героев Бородина, народный подвиг защитников Отечества в 1812 году, воздвиг поэти­ческий немеркнущий памятник народу, его рядовым вои­нам и полководцам, отстоявшим Россию от наполеоновс­ких захватчиков. Все новые и новые поколения людей уже более 200 лет, читая Пушкина, соприкасаются чувства­ми и умом с гениальными поэтическими ощущениями поэта войны 1812 года. Многие дети впервые узнают о Бородино, о Кутузове, Багратионе, Давыдове из поэтичес­ких уст Пушкина.

Поэт обращается к Отечественной войне 1812 года более чем в 90 своих стихотворений, поэм, прозе и пись­мах. Отечественная война 1812 года, заграничные похо­ды русской армии 1813-1814 гг. занимают одно из самых значительных мест в творчестве поэта на героико-патриотические темы. Гениальные пушкинские строки о двенад­цатом годе, Бородино, нашествии на Москву, отдельных событиях и особенно о многих участниках войны, с кото­рыми Пушкин лично общался, помогают лучше понять, оценить это крупнейшее историческое событие в русской и мировой истории. Его оценки Александра I, Наполеона, Кутузова и других крупных личностей того времени мет­ки, характерны, интересны. Это оценки гениального со­временника тех событий.

Через два года после войны, 8 января 1815 г., на пуб­личном чтении в лицее, при переходе с младшего на стар­ший курс, в присутствии Г.Р. Державина, Пушкин читает свое знаменитое стихотворение, написанное в октябре-ноябре 1814 г., «Воспоминаний в Царском Селе». В этом стихотворении, покорившем Державина, Пушкин выра­зил свое отношение к Отечественной войне, в которой ярко проявились ратные традиции Руси. Поэт весомо заявил о себе как гениальном певце русской героики, певце бран­ного поля.

Бессмертны вы во век, о росски исполины,

В боях воспитаны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдет молва из рода в род.

О громкий век военных споров,

Свидетель славных россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

В пушкинских строках наяву чувствуется бранное Поле Бородина, суровость и напряжение жестокого боя.

Ретивы кони бранью пышут,

Усеян ратниками дол,

За строем строй течет, все местью, славой дышат,

Восторг во грудь их перешел.

Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,

И се - пылает брань; на холмах гром гремит,

В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,

И брызжет кровь на щит.

Сразились. Русский - победитель!

И вспять бежит надменный галл;

Но сильного в боях небесный вседержитель

Лучом последним увенчал,

Не здесь его сразил воитель поседелый;

О бородинские кровавые поля!

Не вы неистовству и гордости пределы!

Увы! на башнях галл кремля!..

Любопытно заметить, что юный Пушкин в стихотво­рении отметил важную черту русских храбрецов. Враг изгнан из России. Русские войска в Париже. Но русские не мстители.

Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья

Грядет с оливою златой.

Еще военный гром грохочет в отдаленье,

Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,

А он - несет врагу не гибель, но спасенье

И благотворный мир земле.

Русский воин, защищая Отечество, храбр, бесстра­шен, вступив же на землю неприятеля, благороден, не мстителен.

Юношеское стихотворение Пушкина, написанное 190 лет тому назад, и поныне современно, хотя не перевелись некоторые деятели, стремящиеся принизить роль Пуш­кина и его творчества. Автор правдиво показал образ рос­сийского воина, героику и патриотизм русского и всех на­родов России, предупредив возможных неприятелей от посягательств на Россию. Стихотворение звучит как при­зыв гениального поэта, великого гражданина России к нынешним поколениям, призывающим на подвиг во имя независимости своего государства.

В 1815 г. Пушкин еще дважды возвращается к теме Отечественной войны 1812 года. Вскоре после появления в русской печати сообщения о бегстве Наполеона с о-ва Эльба и возвращении его в Париж поэт пишет «Наполеон на Эльбе», а затем по поручению директора департамента народного просвещения И.И. Мартынова на ожидавшую­ся торжественную встречу Александра I после взятия рус­скими войсками Парижа, - стихотворение «Александ­ру».

Но туча грозная нависла над Москвою,

И грянул мести гром!..

Полнощи царь младой! ты двигнул ополченья,

И гибель вслед пошла кровавым знаменам,

Отозвалось могущего паденье,

И мир земле, и радость небесам,

А мне - позор и заточенье!

И раздроблен мой звонкий щит,

Не блещет шлем на поле браней;

В прибрежном злаке меч забыт

И тускнет на тумане.

В последующих сочинениях А.С. Пушкин многократ­но обращается к героической теме Отечественной войны1812 года. В 1831 г. им написано стихотворение «Перед гробницею святой». Автор посвящает его великому пол­ководцу, герою Отечественной войны М.И. Кутузову.

В Петербурге в Казанском соборе, в святой гробнице, под громадами гранитных столбов и нависшими знаменами.

«...спит сей властелин,

Сей идол северных дружин,

Маститый страж страны державной,

Смиритель всех ее врагов,

Сей остальной из стаи славной

Екатерининских орлов.

Пушкин напоминает о двенадцатом годе и роли в ис­ходе войны Кутузова.

В твоем гробу восторг живет!

Он русский глас нам издает;

Он нам твердит о той године,

Когда народной веры глас

Возвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал - и спас...

В 1835 г. Пушкин пишет стихотворение «Полково­дец». Оно посвящено памяти М.Б. Барклая де Толли -военному министру и главнокомандующему 1-й Западной армией в начальный период Отечественной войны 1812 года.

В этом стихотворении поэт рассказал, как он часто посещал Военную Галерею в Зимнем Дворце и восхищался помещенными здесь портретами свыше 300 генералов - участников войны. Эти портреты были написаны англий­ским художником Доу, жившим в России почти 10 лет.

Талантливой кистью Доу и пушкинскими поэтичес­кими строками увековечены имена и лица тех, «чей высо­кий лик в грядущем поколенье» приводит «в восторг и в умиленье» не только поэта, но и всех патриотов России. Пушкин отдавал должное заслуженному полководцу Бар­клаю де Толли и, как он считал, отнюдь не принизил роль М.И. Кутузова. Поэтому в своем пространном «Объясне­нии», опубликованном в 4-м номере «Современника» за 1936 г., Пушкин называет причину замены Барклая де Толли и дает яркую оценку М.И. Кутузову, называя его спасателем России. Вот пушкинские слова: «Слава Куту­зова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории». И далее: «Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы радо­ваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?»

Пушкин пишет: «Один Кутузов мог предложить Бо­родинское сраженье; один Кутузов мог отдать Москву не­приятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром, деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожари­ще Москвы и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чуд­но он оправдал».

Вся короткая жизнь гениального Пушкина наполне­на светлой памятью о войне двенадцатого года, ее героях, народе, одержавшем нелегкую победу.

Со многими героями войны Пушкин был лично зна­ком, гордился этим знакомством, постоянно с ними об­щался, вел обширную переписку.

В работе Пушкина «Рославль» мужественная патри­отка Полина сумела высоко оценить героический подвиг в войне 1812 года. Любящая свою родину и готовая от­дать за нее свою жизнь, она восклицает: «Стыдись, разве женщины не имеют своего Отечества? Разве нет у них сво­их отцов, братьев, мужей? Разве кровь русская для нас чужда?» Здесь Пушкин в художественной форме переда­ет переживания героев произведения о событиях, проис­ходивших в 1812 году, о Бородинском сражении, о пожа­ре Москвы, о настроениях людей, участии отдельных лиц в формировании полков, о патриотизме, охватившем население, о французских пленных. Один из них, некто Сеникур, узнав о пожаре в Москве воскликнул: «Боже мой! Он погиб, как, разве вы не видите, что пожар Москвы есть гибель всему французско­му войску, что Наполеону негде, нечем будет держаться, что он принужден будет скорее отступить сквозь разорен­ную опустелую сторону при приближении зимы с войском расстроенным и недовольным».

Пушкин и в других своих повестях («Метель», «Гро­бовщик» и др.) обращался к событиям Отечественной вой­ны 1812 года.

Своим отношением к Отечественной войне 1812 года Пушкин проявил себя как великий патриот России, ак­тивно выступающий за ее могущество, ее величие и цело­стность. Он восхищался теми, кто не щадя своей жизни посвящал себя полностью России, ее защите и процвета­нию. В своем творчестве он остро выступал против тех, кто пытался принизить Россию, очернить русский народ, предать свою Родину.

Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увечен ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и сейчас волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением – «не ходи на Москву!». Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем исторической науки. «Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием 1000-летней истории дореволюционной России. Специально о войне 1812 года написано более 10000 книг и статей, не считая великого множества разделов мировой литературы о Наполеоне.

Я выбрал тему «Отечественная война 1812 года, так как хотел побольше узнать об этом важном историческом времени. 1812 год имел огромное значение для России и для всей Европы.

Победа 1812 года вызвала порыв справедливой гордости, справедливой уверенности в себе, потрясла сердца, вызвала лихорадочное возбуждение во всем российском обществе.

Актуальность исследования:

Повышенный интерес к событиям Отечественной войны 1812 года.

Низкий уровень патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.

Предмет исследования

Основные исторические вехи войны 1812 года в поэтическом отражении Лермонтова, Жуковского и некоторых других наших прославленных русских стихотворцев.

Гипотеза исследования

Считается возможным предположить, что благодаря работе, проводимой с литературой периода Отечественной войны 1812 г, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма учащихся.

Цель:

Рассмотреть литературные труды известных поэтов о Великой Отечественной войне 1812 года как воспитательное явление, показать их отношение к исторической и социальной действительности.

Задачи:

Собрать справочный материал об Отечественной войне 1812 года;

Привести примеры произведений из биографий поэтов;

Проанализировать полученные результаты и сделать вывод о значении исследуемых событий;

Воспитать любви к Родине;

Провести диагностику.

Источники исследования:

1. литература по вопросам теории и методики проблемы;

2. хрестоматии, справочники

3. библиотеки, виртуальные музеи

А теперь я представляю упорядоченные в хронологической последовательности исследования, касающиеся выбранной мною темы «Война 1812 года в русской поэзии».

Тема войны 1812 года в поэзии Ф.Глинки

Так, например, Ф. Глинка после войны создает целую «сюиту», в которой отражает наиболее значительные события Отечественной войны - битву под Смоленском («Прощальная песнь русского воина»), Бородинское сражение («Песнь сторожевого воина»), пожар Москвы («Песнь русского воина при виде горящей Москвы»), наступление под Тарутином («Авангардная песнь»). Как и вся поэзия той поры, эти произведения лишены исторической конкретности - события угадываются лишь по именам действующих в них лиц и по географическим наименованиям. Некоторое исключение составляют только стихотворения, посвященные Д. Давыдову, А. Сеславину и А. Фигнеру.

Примечательной особенностью этих стихотворений является и достаточно оригинальное обращение Ф. Глинки к народной поэзии, к стилю солдатских песен, о чем он говорит в послесловии к сборнику «Подарок русскому солдату». Исследователь творчества Глинки В. Г. Базанов справедливо замечает «народность военных песен Глинки условна, они не идут прямым образом от фольклора. Рассчитанные в конечном итоге не столько на песенное исполнение, сколько на декламационное произношение, военные песни звучат местами необыкновенно торжественно, как гражданские оды и „думы"».

Глинка участвовал в Бородинском сражении, в Тарутинском, проделал весь заграничный поход. Закончил войну он в чине капитана, с множеством боевых наград, среди которых были золотая шпага с надписью "За храбрость", ордена Владимира с мечами, Анны и специальная награда короля Пруссии бриллиантовая звезда за солдатские песни, которые были переведены на немецкий язык и воодушевляли немцев в борьбе против Наполеона.

От гнетущих впечатлений настоящего мысль охотно уходит в прошлое, чтобы там, в славных воспоминаниях, черпать живые силы бодрости и надежды, Полтава - вот наиболее частые и близкие исторические аналогии: Наполеону грозит участь Карла XII, которого «гордость завела к Полтаве, и гордый с колесницы пал»; поэтому

«Умрем, как прежде умирали,

С Донским, Пожарским злых карали,

С Екатериной иль Петром...

Греми отмщенья страшный гром»

Федор Глинка, сидя у полевых огней под Смоленском, пишет солдатскую песню, которая распевается в полках:

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем - и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

В стихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залог этой победы - вся история России, великие деяния ее «героев славы».

Тема войны 1812 года в поэзии Жуковского

В тематике Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812-1814 гг. Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма “Певец во стане русских воинов”, в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками. Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого “мертвые срама не имут”; Дмитрия Донского, который “летит погибельной грозой на рать иноплеменных”. Здесь и Петр I с его победой под Полтавой, и “грозный наш Суворов”. Вспоминая о славных предках, Жуковский заканчивает поэму замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине:

За них, друзья, всю нашу кровь!

На вражьи грянем силы;

Да в чадах к родине любовь

Зажгут отцов могилы.

Жуковский поёт славу героям, отличившимся в борьбе с Наполеоном, вспоминая подвиги каждого. “Хвала тебе, наш бодрый вождь, герой под сединами!” Это о Кутузове, благодаря которому “не предана Москва на расхищенье”. Дальше - “хвала сподвижникам-вождям!” Жуковский вспоминал Ермолова, “витязя юного”; Раевского, вышедшего “против мечей с отважными сынами”. Очень тепло пишет Жуковский об известном герое войны 12-го года Василии Давыдове, который в мирной жизни слыл “певцом, вина, любви и славы”, на поле боя был “ пламенным бойцом”. С горечью говорит о любимом всеми Багратионе, ставшем “добычей лютой битвы”.

Тема войны 1812 года в баснях Крылова

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю.» Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: «Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть.»

В своих произведениях И.А.Крылов откликнулся на важные события военной эпопеи. Это такие басни как: «Раздел», «Кот и Повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот».

Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях все без труда узнавали события и действующих лиц, например, Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова. И. А. Крылов шаг за шагом следовал за русской армией. Когда Наполеон перешел с войсками через Неман и вступил на русскую землю, Александр I послал Наполеону письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон продолжал действовать. В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали кота ― Наполеона, повара ― Александра I.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по пустому,
Где нужно власть употребить…

В басне «Волк на псарне»Крылов изобразил тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения. В стихах говорится о мирных переговорах, в которые вступил Волк – Наполеон с ловчим – Кутузовым. В речах Волка близко к оригиналу передаются фразы Наполеона из его послания, переданного Лористоном («Пора положить предел кровопролитию. Нам с вами легко поладить…»). Ловчий не поверил Волку и выпустил на него гончих стаю. Эти события легли в основу пословицы: «Поджал хвост, что волк на псарне», записанной В. Далем. Известно, что эту басню Кутузов читал солдатам и при словах: «Ты сер, а я приятель сед» – снимал фуражку и показывал свою седую голову.

Басня «Обоз» оправдывала мудрую тактику Кутузова: оставляли Москву французам ради спасения своей армии и ослабления неприятельской. Кутузов не изменил своего плана, несмотря на приказ царя действовать решительно, и, подобно крыловскому коню, вывез на себе воз целым и невредимым. В басне «Щука и Кот» изображена неудача адмирала Чичагова, который должен был не допустить переправы войск Наполеона через Березину. Адмирал сбился с правильного направления и при столкновении с французами потерял часть обоза и свою канцелярию. Об этом аллегорически говорится в стихе: «И крысы хвост у ней отъели». Словом, Щука взялась не за свое дело. Это определило знаменитую мораль:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник

События Отечественной войны отразились и в басне «Ворона и Курица». Толкование ее допустимо двоякое: можно думать, что Ворона, оставшаяся в Москве при вступлении французов,- это Наполеон. Император, мечтавший о большой славе и добыче, «попался, как Ворона в суп». С другой стороны, речь может идти и о дворянах, считавших, что оккупанты их не тронут. Кутузов назван Смоленским (этот титул он получил за победу под Красным 6 ноября 1812 г.)

Во всех баснях этого цикла Крыловым отражены народные взгляды на Отечественную войну , резкое осуждение Наполеона и его грабительской армии.

Тема войны 1812 года в поэзии Н.М. Карамзина

Заметным явлением поэзии той поры стала ода Н. Карамзина «Освобождение Европы и слава Александра I » (1814). Он поставил перед собой утопическую, но великую в своем гуманизме цель - воссоздать прошлое ради исцеления пороков настоящего, на опыте принесенных жертв, испытанных заблуждений, помочь людям стать людьми, просветить их разум, объяснить, в чем состоит их долг, указать им путь ко благу и справедливости. Именно поэтому Пушкин говорил, что труд Карамзина «есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека».

Минувших зол воспоминанье

Уже есть благо для сердец, -

Забудем зло, но рассуждая,

Нас опыт к Мудрости ведет...

Мудрость просвещает умы царей и народов, убеждает их в необходимости беречь главное благо - мир. Прошли времена торжества Аттил и Чингисханов. Наш век - век просвещения. И не может восторжествовать тот, кто

  1. Воссел на трон - людей карать

И землю претворять в могилу…

Оставаясь в пределах традиционного изложения «истории Наполеона» и традиционных его характеристик («злодей», «тиран», «лютый тигр, не человек» и т. п.), Карамзин, однако, последовательно проводит весьма знаменательную мысль о том, что фигуры, подобные Наполеону, находятся в вопиющем противоречии с духом времени, что

Сей лютый тигр, не человек,

Явился в просвещенный век.

Он явился в то время, когда

Уже гордились мы Наукой,

Ума плодом, добра порукой

И славились искусством жить…

Преступление Наполеона, таким образом, тем тяжелее, что оно направлено против абсолютных завоеваний человечества, на которые не имеет права покушаться никакое самовластье. Самая суть мысли Карамзина заключалась в предостережении всем царям, в том числе и Александру I, хотя как раз он и представлен здесь как орудие Провидения, просвещенный властитель, способный оградить незыблемые права человека. Утверждая должное как уже достигнутое, поэт обязывает царя блюсти эти права.

Пусть судьба Наполеона послужит грозным предостережением тем, кто пойдет «путем насилия, обмана», кто будет стремиться к «умножению областей», а не к «мирному счастию людей».

Не для войны живет властитель:

Он мира, целости хранитель...

В спокойных строфах Карамзина слышатся поучения, предостережения, прозрения, звучащие актуально и в наши дни. Они сохранят это звучание, пока на земле будут появляться «властители», которых не привел к мудрости опыт ни Наполеона, ни его неудачливых последователей.

Тема войны 1812 года в поэзии Лермонтова

«Два великана» - стихотворение М.Ю. Лермонтова (1832 г.), где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г.
Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню; это сказывается и в лексике («за горами, за долами», «хвать за вражеский венец»), и в особой «простоте» стиховой (4-стопный хорей) и синтаксической организации поэтической речи.
Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение Лермонтова. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” - “старый русский великан” - спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” - воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” - проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
Обратившись к патриотической теме, Лермонтов противопоставил спокойную уверенность «старого русского великана» самонадеянной дерзости «трехнедельного удальца» из «чуждых стран».

еще в 1830-1831 гг. Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина», в котором не без основания видят первый вариант будущего «Бородина». И как это ни парадоксально, но, пожалуй, именно на примере этих двух вариантов легче всего уяснить то новое, что принесло в тему Отечественной войны поколение Лермонтова.

По своему «жанру» «Поле Бородина», как и классическое «Бородино», представляет рассказ старого воина о Бородинском сражении.

Общий образный строй несет на себе явственные следы старой условно-романтической палитры. Например:

Шумела буря до рассвета;

Я, голову подняв с лафета,

Товарищу сказал:

«Брат, слушай песню непогоды:

Она дика, как песнь свободы».

Шестнадцатилетний поэт правдиво описывал картину боя:

Марш, марш! пошли вперед, и боле

Уж я не помню ничего.

Шесть раз мы уступали поле

Врагу и брали у него.

Да, так и было. И Багратионовы флеши, и батарея Раевского, и сама деревня Бородино неоднократно переходили из рук в руки. «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении, - вспоминали очевидцы. - Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, упитанную кровью... »

«Бородино́» - стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова . Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале « Современник » в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска .

Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1830-1831 годы, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы М. Ю. Лермонтов решил создать совершенно новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием и иной идейной направленностью. Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории; о нерушимой взаимосвязанности прошлого и настоящего России, о роли конкретного события в истории народа и страны. В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».

Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях с поэтом. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что рассказывает не офицер, а безымянный солдат, мудрый и проницательный участник освободительной войны. Это придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться личность Петра Багратиона , раненного на поле боя, а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова , который заменил первого в сражении.

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального повествования, которое получает органичное звучание . Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу. Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя, / Богатыри - не вы!».

Риторические восклицания « Ну ж был денек!» и «Вам не видать таких сражений!» ярко передают воспоминания старого солдата о тяжести Бородинского сражения, о силе врага, о том, каким усилием была завоевана победа. Риторическое восклицание «Наш рукопашный бой!» говорит о гордости старого солдата русской богатырской силой.

Солдат, ведущий повествование, выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой...

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.

Заключение

Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике. Иные обратились к этой теме в одном-двух произведениях, но по этим произведениям восстанавливается самое существенное, что было в художественном миросозерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в литературе. Вот он, мудрый, всегда близкий Крылов, непримиримый, бескомпромиссный, несгибаемый Глинка, страстный и в торжестве и в злости неуемный Востоков и провидец Державин.

Лермонтов в количественном отношении написал о 1812 годе немного, но место, принадлежащее этим стихам и в его творчестве, и в литературе об Отечественной войне, трудно переоценить. Если Державин был первым, кто ощутил роль, сыгранную в дни Отечественной войны русским народом, то Лермонтов сумел взглянуть на эти события глазами народа, глазами простого человека. Одного этого было достаточно, чтобы сделать эти стихи уникальным явлением для своего времени и для потомков. Не случайно именно «Бородино» вошло в историю русской литературы как самое значительное стихотворение, связанное с темой 1812 года. Не случайно и то, что ни одно стихотворение, написанное в XIX веке, не звучало с такой силой и так актуально в годы Великой Отечественной войны, как «Бородино». Публицистика военных лет пестрела цитатами из этого произведения. Оно постоянно звучало по радио и в исполнении чтецов, и положенное на музыку. Фронтовая газета «Уничтожим врага!» вышла зимой 1941 года с аншлагом: «Ребята, не Москва ль за нами!» Со строками из «Бородина» обратился к 28 героям-панфиловцам политрук Клочков накануне легендарного боя у станции Дубосеково. 27 июля 1941 года, в день, когда страна узнала о подвиге капитана Гастелло, «Правда» писала: «Бородино» - величайшая ценность русской литературы. Нет русского человека, любящего свою родину, который не знал бы этого стихотворения, который бы не был обязан Лермонтову своим патриотическим воспитанием».

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Отечественная война 1812г. нашла самое широкое отражение в русской литературе 19 века.
  2. Литературные произведения об Отечественной войне стали художественной летописью 1812 года.
  3. Отечественная война 1812 года нашла отражение в таком жанре народного поэтического творчества, как историческая песня.
  4. Литература об Отечественной войне 1812 года проникнута высоким патриотизмом, непоколебимой верой в победу русского народа

В заключение хотелось добавить, что рассмотренные в данной исследовательской работе поэтические произведения являются для нас такими же живыми «документами эпохи», такими же незаменимыми источниками знаний, как и непосредственно-документальные свидетельства Давыдова и Орлова, того же Ф. Глинки и Дуровой, Лажечникова и Батюшкова.

1812 год явился важнейшей страницей истории России, а также истории русской литературы и поэзии. Хочется верить, что нынешнее поколение будет больше интересоваться историей нашего Отечества и обращаться к страницам русской поэзии.

Список использованной литературы

  1. Белинский В.Г. Стихотворения М.Лермонтова. М., Художественная литература, 1984, 196 стр
  2. Глинка Ф.Н.Избранные произведения. М., Художественная литература, 1975, 504 стр
  3. Державин Г. Р. Собрание сочинений. М., Художественная литература, 1973, 738 стр
  4. Крылов И.А. Басни, М., Художественная литература, 1982, 268 стр
  5. М. Ю. Лермонтов «Сочинения в двух томах», том 2, М.; Правда, 1990, 702 стр

Есть мнение, что об Россию Бонапарт сломал зубы. Эта война лишила его последних сил и остатков амбиций. После бесславного отступления поражение было неизбежным. Действительно ли именно кампания против России стала решающим ударом для империи Наполеона? Книги про войну 1812 года прольют свет на те события, расскажут о подробностях боевых действий, полководцах, партизанском движении и прочих факторах нашей победы.

Немецкий военный историк, который служил в Российской империи в течение всех военных событий. Это дало ему возможность изучить изнутри действия отечественных полководцев и создать свою собственную теорию о том, что «война – это продолжение политики»

Официальное освещение военных действий, изданное в 1840х годах по императорскому указу. Автор книги воевал под началом Кутузова, был тяжело ранен, прошел многие сражения. Это произведение по сути является первым взглядом на совершившиеся события изнутри.

Автор О. Михайлов – литературовед XX века, известный своими биографическими исследованиями многих ключевых для нашей страны личностей. В частности, историко-художественное произведение «Кутузов» целиком посвящается жизни и работе великого полководца.

Это произведение отличается от большого количества исторических книг о войне 1812 года тем, что содержит множество противоречивых документов, фактов, писем, взаимоотношений и интриг. Автор рисует портреты основных ключевых лиц, оценивает причины и последствия их действий.

Этот труд выделяется своей фундаментальностью и необычной глубиной исследования, поскольку, помимо исторического взгляда, автор освещает социально-экономическое положение обеих стран, оснащение армий, их подход к планированию и общей военной политике.

Дневниковые записи генерала Коленкура, прошедшего всю войну рука об руку с Наполеоном, будучи его главным советником и собеседником проливает свет на личность французского императора, его планы и мотивы, надежды и устремления во время похода на Россию.

Главный герой данного произведения – народ, его величайший подвиг, его единство и победа. Также важное место в книге занимает описание партизанской войны. Книга проникнута уважением и восхищением всенародным героическим подвигом, обеспечившим России победу.

Отчаянная героиня, офицер, под началом Кутузова принимала участие в битве при Бородино, была ранена, а впоследствии награждена многократно, и, помимо всего этого, оказалось невероятно талантливым литератором, написавшим о своих воспоминаниях.

Это произведение рассказывает о серьезных аспектах в манере, доступной детям, и вместе с тем чрезвычайно увлекательно. Книга способствует изучению истории, отвечает на интересующие ребят вопросы, воспитывает в них уважение к отечественному подвигу.

События 1812 года сделали известными множество великих имен, эта книга рассказывает лишь о ста наиболее значительных. Приведены основные факты и интересные детали о жизни и работе ста героях, мысли, решения и действия которых оказались наиболее значимыми для России.

Автор книги — американский историк, рассмотревший феномен войны 1812 с разных сторон, включив в работу много ранее неизвестного материала. Помимо достоверных фактов он не обошел вниманием и человеческие мотивы, и всю глубину страданий, принесенных войной.

Максимально полное собрание стихотворений и поэм о войне 1812 года, включающее также военные песни. Издание, в основном адресовано школьникам, однако может заинтересовать и прочих любителей поэзии, не безразличных к жизни государства и его жителей в тот период.

Автор — ключевая фигура событий 1812 года, незаслуженно критикуемая, недооцененная. Это произведение – рассказ полководца о своих мотивах, о впервые принятых решениях отступать, о его стратегии, в конечном счете приведшей страну к бесценной победе.

Самое знаменитое и значительное военное событие не оставляет умы и сердца множества деятелей искусства. Борис Юлин исследовал этот феномен с новой стороны и пришел к ранее невысказанным выводам, порою шокирующим, но всегда свежим и заслуживающим внимания.

Невозможно переоценить значимость документов, воспоминаний и мемуаров, оставленных после себя великим полководцем. В книге ясно раскрывается характер героя, приведены множество личных писем и деталей, а также военные дипломатических документов.

Данный труд интересен не столько историческими фактами или хронологическим изложением битв и ключевых вех войны, в первую очередь, оно посвящено военным и написано с большой любовью к людям, благодаря которым и была одержана победа в войне.


Произведение посвящено великому полководцу Петру Багратиону, погибшему в бою. Оно красочно раскрывает его выдающуюся личность, приводит много достоверных и документально подтвержденных фактов, проникнуто уважением к человеческому подвигу.

Этот обширный труд изучает в деталях все значимые события, упоминает множество важных имен, освещает по-новому забытые факты, бросает на события глубокий научно-исторический взгляд. Тем не менее, исключительная манера повествования делает ее интересной всем читателям.

Труд освещает зарождение движения партизан в войне 1812 года, интересно повествуя о событиях, которые порой опускаются при изучении этого выдающегося феномена героизма. Ярко представлены факты о казни подполковника, который впоследствии был объявлен героем.


Классическое, самое значимое и известное художественное произведение об Отечественной войне, изобилующее как описаниями боевых действий, так и мирной жизни. Глубоко раскрываются характеры героев и судьбы и становление взглядов самого автора на мировые события и войну.

Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях – лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют Узолотым векомФ русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, – это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского УРевизораФ, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки УЖизнь за царяФ. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки УРуслан и ЛюдмилаФ публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют УЗолотым векомФ русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин – гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, – это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: УГордиться славою своих предков не только можно, но и должно… Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…Ф

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли УВечера на хуторе близ ДеканькиФ. Первая печатная форма УРевизораФ появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение УСмерть ПоэтаФ, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.