Проблемы обеспечения преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность дошкольного и начального школьного образования. Доклад. Преемственность дошкольного и начального образования
Преемственность дошкольного и начального образования.
Кокотун Марина Владимировна,
учитель начальных классов школы №10
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования.
В развитие идей преемственности значительный вклад внесли известные педагоги прошлого. К.Д. Ушинский считал преемственность важной частью педагогической деятельности, направленной на формирование личности человека.
А.С. Макаренко придавал особое значение вопросам преемственности в воспитании и разработал такие формы, как создание перспективы завтрашней радости, передача традиций старших младшим.
Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка:
развитию его компетентности (коммуникативной, физической), самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:
развитие любознательности;
развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
развитие коммуникативности (умения общаться со взрослыми и сверстниками).
Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы – 5- м классам.
Содержание обучения младших школьников в значительной степени определяется перспективностью работы воспитателя дошкольного учреждения по отношению к начальной школе. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Очень важно, чтобы воспитатели и учителя стояли на единых позициях в понимании исходных принципов, признавали их и придерживались в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.
Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен знать те требования, которые будут предъявляться к будущему первокласснику в школе. В то же время каждый учитель начальных классов обязан владеть содержанием программы воспитания дошкольного учреждения и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их увеличения. Преемственность требует плавной «стыковки» между дошкольным воспитанием и начальными классами. Необходимо ясное понимание того, что появляется нового на каждом этапе развития ребенка. Воспитатели детских садов должны четко предусматривать, что ожидает их сегодняшних воспитанников через год – два, учителя начальных классов – знать, какие важнейшие изменения происходили в жизни их учеников за прошедшие годы.
Задача преемственности должна решаться одновременно и «снизу» и «сверху», а для этого нужны постоянные и прочные контакты между воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов.
Понимая основные задачи своего звена, воспитатель не должен забегать вперед, стараясь дать детям больше учебного материала, больше знаний, умений, навыков, ссылаясь на то, что его воспитанникам интересно, и они легко усваивают новый материал.
Важно, чтобы дети в детском саду овладели основными понятиями, умениями и навыками. Важно, чтобы они были окрепшими и здоровыми. Это и будет наилучшая подготовка к обучению в школе, наилучший вариант перспективности.
Сама я изучала специальную литературу (методические рекомендации работникам детских учреждений), посещала занятия в детском саду, наблюдала за детьми на занятиях и в свободном общении. Мне было важно узнать, какие приемы использует воспитатель на занятиях, как он организует ребят, на чем основывается контакт воспитателя с детьми.
Коллектив нашего образовательного учреждения эту проблему решает так, чтобы это было приемлемо для детей, воспитателей, учителей начальных классов и, конечно же, родителей.
Сегодня существенно улучшилась материально-техническая база образовательных учреждений. В классах начального звена стало уютно, комфортно. Условия пребывания детей приближены к условиям детского сада.
Педагоги в своей работе широко используют игровые приемы, ситуации, моделирование и экспериментирование. На сегодня дети в начальной школе стали больше петь, танцевать, рисовать, конструировать, участвовать в школьных концертах, театрах и спортивных секциях.
Привычные и традиционные уроки превращаются в экскурсии, походы, сказки, приключения.
Что касается здоровья детей, то забота о здоровье детей в детском саду всегда была задачей первостепенной.
В результате совместной работы внедрение здоровьесберегающих технологий также стало главной задачей и в школе, а это уже дает положительные результаты в сохранении и укреплении физического и психического здоровья первоклассников.
При поступлении в школу, ребенка буквально «приковывают» к парте, не учитывая, что этот период движения приобретает важную роль в жизни детей.
Педагоги-дошкольники, в свою очередь, внимательно прислушиваются к советам учителей по подготовке детей к школе.
А как быть в ситуации, когда третья часть учеников-первоклассников приходит в школу не из детского сада? Какие общие требования можно предъявить к таким детям? Решение этого вопроса также требует совместных усилий школы и родителей. . Мы должны свести к минимуму «неравный старт» детей при поступлении в школу. Для этого у нас в школе организован спецкурс по подготовке детей не посещающих детский сад к школе.
И еще, нас тревожит адаптация ребенка в школе. Первый год обучения особенно труден для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – педагогическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (обычно 50 – 60 %)адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
И наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. 4.
В первый класс с согласия родителей и по заключению психолого – медико -педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось шесть лет.
В целях успешного развития детей и их скорейшей адаптации к условиям школьного образования мы проводим работу с детьми и родителями в насколько этапов.
1- й этап – конец сентября – начало октября. Организационное собрание родителей, желающих отдать своих детей в нашу школу. Цель – дать общее представление о системе работы с детьми, определить порядок набора детей в первый класс . Родители должны четко себе представлять, куда они собираются отдать своего ребенка, особенно это важно в системах развивающего обучения. Данное собрание проводит администрация детского сада, школы совместно с учителями будущих первых классов и их родителями.
2-й этап – октябрь. Встреча учителей с детьми. Цель – взаимное знакомство. Деление детей на классы. Задача встречи – выявить общий эмоциональный фон каждого ребенка, способность общаться со взрослыми и сверстниками. В течение 30 минут мы организуем коллективную игру и принимаем в ней участие. Родители в это время в другом помещении заняты оформлением документов.
3-й этап – октябрь, ноябрь, декабрь. Проводятся 10 занятий с детьми 6 –летнего возраста по подготовке детей к школе. В ходе этих занятий я выясняю умение детей мыслить, уровень развития их речи, внимания, памяти. После каждого занятия проводится консультация с родителями. Обращаем внимание родителей на важность развития внимания, памяти, мышления детей при подготовке их к школе.
4-й этап – март, апрель. Проводятся еще 5 дополнительных занятий с детьми и консультации с родителями будущих первоклассников. На этом этапе родители знакомятся с педагогами, которые будут работать в данном классе, с учебными дисциплинами, по которым будут учиться дети. Определяется план действий по подготовке классов к началу учебного года. 5.
Работа на всех этапах ведется по трем направлениям: математика, обучение грамоте, развитие творческих способностей.
Главной целью курса математики для дошкольников является всестороннее развитие ребенка: его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.
В ходе обучения грамоте происходит развитие фонематического слуха, обучение слоговому чтению, активизация словаря и речи в целом, обеспечение общего развития детей и воспитание положительного отношения к учебной деятельности.
Целью развития творческих способностей - подготовить ребенка-дошкольника к успешному восприятию школьной программы начального обучения, развитие словесно-логического мышления, воображения, дать стимул к познанию окружающего мира.
Данная система работы с дошкольниками даёт ощутимые результаты, т.к. помогает ребенку избежать стресса при переходе в школу, формирует положительное отношение к обучению.
При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребенка с учетом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Перечислю задачи, которые с нашей точки зрения являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.
Задачи дошкольного звена:
1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. 6.
2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
3.Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками)
5.Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена.
1. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
2. Развитие готовности ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).
3.Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.
4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Т. о. организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:
Создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
Создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;
Разработке учебных программ для дошкольного возраста;
Создании комплекса учебно-методической документации;
Создании новых творческих мастерских и проектов.
""Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений"" - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением. В своей работе мы старались следовать этим идеям.
Сегодня процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
Школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.
В течение года были проведены:
Малый педсовет ""Преемственность в работе ДОУ и начальной школы"";
Родительское собрание в ДОУ ""Как подготовить ребенка к школе"";
Проводится шефская работа
Анкетирование «Мой режим дня»
Выводы:
Совместная работа школы и детского сада способствует снятию стресса у будущих первоклассников;
Сокращается адаптационный период ребенка в школе;
У воспитателей есть возможность следить за учебой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;
Учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.
Таким образом, решение проблемы преемственности, мы видим, лишь при условии тесного сотрудничества школы и детского сада. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
В Белгороде и Белгородской области активно решается проблема нехватки мест в детских садах . В связи с этим в последнее время стали активно открывать дошкольные группы при школах. Я работаю в дошкольной группе такого типа, которая существует уже давно . Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 51» г. Белгорода открыта на основании решения Городского Совета депутатов города Белгорода в 1996 году как гимназия I ступени начального общего образования на базе дошкольного образовательного учреждения детский сад №3. И поэтому проблема преемственности в нашем и учреждениях такого стоит не так остро.
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит, действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.
Такими основаниями преемственности являются следующие.
Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика.
Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной.
Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития.
Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.
Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности. Чтобы сформировывать у детей представления о повседневной жизни в школе, разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:
Беседы с детьми о Дне знаний;
Праздник День знаний;
Экскурсии в школу;
Встречи с первоклассниками;
Игры в школу;
Чтение художественной литературы о школе;
Интеллектуальные викторины и др.
Для педагогов был составлен следующий план действий для решения данной проблемы:
Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;
Проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;
Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
Методическая работа.
Работа с родителями.
Работа с детьми.
Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные проблемы и скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность совершенствовать методы обучения детей.
Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Для родителей мы разработали темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.
Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№92
города Барабинска Новосибирской области
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Брит Ольга Александровна-
Учитель начальных классов,
Руководитель кафедры учителей начальной школы
« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.
Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада. Но ведь ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса – в детском саду и школе – не сводится, к психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к обучению, и поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия. Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым. В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д. Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.
Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.
Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы: адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом, индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учителей и воспитателей; интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нём только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребёнка на новый этап общественного воспитания – в школу.
Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.
Преемственность образовательного процесса:
1. Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.
Цель дошкольного образования:
Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.
Цель начального образования
Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения)
2. Содержательная – обеспечение “сквозных” линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения “сквозных” линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.
Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению.
Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.
Взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.
4. Психологическая -
Совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:
учет возрастных особенностей
снятие психологических трудностей,
адаптация переходных периодов,
обеспечение их достаточной двигательной активностью;
общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.
снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.
Какие мероприятия проводятся для плавного перехода из детского сада в школу?
Педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе,заполнение диагностических карт на каждого ребенка,заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.
На основании этого составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.
Ожидаемые результаты:
целостный педагогический процесс
реализация единой линии развития ребенка
Работа по преемственности ведется в трех традиционных направлениях:
Методическая работа с кадрами.
Работа с детьми.
Работа с родителями.
По традиции каждый год на праздник первого сентября на линейку к нам приходят воспитанники подготовительных групп с поздравлениями. Они превый раз знакомятся со школой.
В сентябре - октября каждого учебного года ведётся работа учителей, психолога по адаптации первоклассников. Воспитатели посещают уроки в 1 классе, внеклассные мероприятия. Эти уроки позволяют педагогам дошкольных учреждений увидеть своих воспитанников уже учениками, увидеть и результаты своей работы. Учителя же показывают результаты привыкания детей к обучению в школе. В ноябре на первых каникулах мы проводим первое заседание: «Преемственность - ведущий принцип работы детского сада и школы». Здесь мы обсуждаем следующие проблемы:
Анализ адаптационного периода. Результаты мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Социально-психологические аспекты профилактической работы с учащимися школы и воспитанниками ДОУ;
В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который и учитывается при переходе в начальную школу. В конце каждого учебного года педагоги-психологи и логопеды школы и ДУ заполняют диагностическую карту выпускника « Предшкольная пора» Это позволяет избежать возможных проблем: затянувшуюся адаптацию, потерю любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми. Педагоги ДУ лучше узнают требования школы к выпускникам, что позволяет планировать образовательный процесс по подготовке детей к школе. Учителя в результате таких встреч лучше узнают своих учеников, что позволяет успешнее применять индивидуальный подход в обучении. Методическую работу нашего объединения координируют совместные педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские работники, учитель-логопед. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, серьезное внимание уделяется таким направлениям работы, как готовность руки дошкольника к обучению письму, готовность дошкольников к обучению чтению, проблемы обучения безошибочному чтению школьников и т.д.
Одно из главных направлений в нашей работе - обеспечение охраны и укрепление здоровья детей. Как в ДУ, так и в школе действует программа
« Здоровье», которая позволяет предотвратить переутомление и перегрузки детей при помощи разработанной модели двигательной активности детей разного возраста в течение дня. В рамках программы «Здоровье» в 1-м классе учителем и медработником осуществляется контроль над процессом адаптации ребенка к школьному обучению, с опорой на шкалу определения эмоционального профиля первоклассника. Проводим совместные спортивные и оздоровительные мероприятия: « Малые олимпийские игры»,спортивные праздник посвящённый Дню защитника Отечества « Масленица».
Другое направление нашей работы нацелено на развитие у воспитанников любознательности, инициативности, способности к творческому самовыражению, коммуникативности, на формирование воображения, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности.(Логопедический досуг, конкурс рисунков и стихов, творческие выставки, интеллектуальные игры.
И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников старших групп в школу. Всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года.
Затем проходит родительское собрание, где основными вопросами являются: подготовка ребёнка в школу, развитие познавательных и творческих способностей, выбор школ для будущих учеников.
Родительское собрание с участием педагогов школы проходит в марте. Администрация школы, учителя будущих первоклассников и психолог школы знакомят родителей с уставом школы, требованиями к родителям и ученикам, отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.
В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии общего развития ребенка.
Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду. Педагоги посещают родительские собрания в детских садах, участвуют в презентации школы, для выборы родителями. Ведь для того, чтобы у родителей был выбор, им надо дать возможность познакомиться и с другими школами.
Перспективы преемственности нашего дошкольного учреждения и школы.
Основными направлениями развития преемственности остаются:
работа по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
здоровьесбережение,
Обеспечение охраны и укрепление здоровья детей.
контроль над процессом адаптации ребенка к школьному обучению.
В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДУ в начальную школу безболезненным и успешным.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Литература:
Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1993.
Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1.
Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. – 2001.
Виноградова, Н. Ф. Современные подходы реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф.Виноградова // Начальная школа. - 2000. - №1.
Кувашова, Н.Г. Методика подготовки детей к школе./ сост. Н.Г. Кувашова.-Волгоград: Учитель,2002г.
Харкевич , О.Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения / О.Г. Харкевич // Начальная школа. -2006. - №8.
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Миханкова,
М.А. Поденако,
ГАДОУ Детский сад №53 Фрунзенского района
г. Санкт-Петербург
Аннотация : В статье поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, авторы рассматривают различные подходы к решению данного вопроса.
Ключевые слова: Преемственность, общая и специальная готовность к школе, школьная дезадаптация.
Вопрос преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой является наиболее актуальным в современном образовательном процессе. Разрешением данной проблемы занимаются педагоги на протяжении многих лет. Дошкольной образовательное учреждение и школа ставят перед собой задачу смоделировать педагогический процесс таким образом, чтобы переход ребенка старшего дошкольного возраста с одной образовательной ступени на другую проходил безболезненно, с легкой степенью адаптации.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Преемственность можно понимать как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития на основе сохранения достигнутых успехов из уже пройденных ребенком этапов образования и на добавлении новых компонентов развития.
Необходимо отметить, что преемственность между двумя ступенями образования является процессом двусторонним, в котором должны участвовать и начальная школа и дошкольное образовательное учреждение. Часто именно этот аспект является наиболее проблемным в вопросах координации действий воспитателей и педагогов ДОУ и учителей начальных классов. Педагоги и специалисты предъявляют различные требования к ребенку старшего дошкольного возраста при поступлении в школу.
В дошкольных образовательных учреждениях, начиная со старшей группы, довольно часто вводятся занятия с детьми, очень напоминающие школьно-урочную систему. Основное внимание уделяется специальной подготовке к школе, которая подразумевает под собой готовность к освоению специфических видов учебной деятельности (письмо, чтение, развитие элементарных математических представлений). Этому же способствует социальный заказ родителей воспитанников, которые часто не понимают значения общей готовности к школе (физическая и психологическая готовность). Учителя начальной школы хотят видеть готового школьника – самостоятельного, умеющего слушать и слышать педагога, желающего учиться, любознательного, с высоким уровнем развитости коммуникативных качеств.
В современном образовательном процессе можно выделить несколько ключевых вопросов в решении проблемы преемственности между ДОУ и начальной школы:
– различие целей обучения;
– несогласованность программ;
– резкая смена ведущей деятельности ребенка;
– неготовность родителей к смене социального статуса ребенка.
Решить данные противоречия возможно лишь при условии выработки и реализации единой линии развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Известно, что дошкольное и начальное школьное образование имеют ряд существенных различий, которые осложняют адаптационный период младшего школьника в первом классе. Это, прежде всего, отличия в использовании доминирующих форм педагогической работы с детьми и характера личностных отношений. Так, например, в дошкольном учреждении чаще всего используются игровые методы работы с детьми, с педагогом у воспитанников складываются более тесные личностные отношения, воспитатель проводит с детьми больше времени, лучше знает их. В школе такая система отношений резко меняется: используется урочная система занятий, личностные отношения носят более формальный характер. Часто такая резкая смена окружающей обстановки при переходе ребенка в первый класс может привести к школьной дезадаптации. Именно для профилактики данной проблемы необходимо разработать единую стратегию поведения педагогов ДОУ и начальной школы.
На практике многих дошкольных образовательных учреждений и школ используется следующая система взаимодействия между двумя ступенями образования:
- Продуктивные формы сотрудничества между ДОУ и начальной школой (посещение занятий, обмен опытом, изучение педагогами образовательных программ, совместное участие в педагогических советах и семинарах; экскурсии для старших дошкольников в школу)
- Посещение старшими дошкольниками курсов подготовки к школе
- Работа с родителями воспитанников в рамках подготовки детей к школе (создание родительского клуба, консультации специалистов и психологов)
- Тесное сотрудничество ДОУ со школой (создание единого комплекса «Детский сад – школа»)
Наиболее важным в решении проблемы преемственности между ДОУ и школой является тесное сотрудничество педагогов. Так, например, посещение воспитателем уроков в школе, а учителем - занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, обогатить свою работу новыми методами, формами, приемами.
Анализ действующих образовательных программ в школе и ДОУ позволяет педагогам выработать единые цели развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также минимизировать различия между дошкольной и школьной системами образования.
Последние несколько лет начальная школа предлагает родителям старших дошкольников перед поступлением в первый класс пройти курсы подготовки к школе. Главная цель данной формы работы – развитие специальной готовности к школе, также такие курсы дают возможность детям дошкольного возраста привыкнуть к новой модели обучения. Некоторые школы отдают приоритет детям, прошедшим такие курсы, при поступлении в первый класс. С одной стороны данный вид практики помогает детям более успешно адаптироваться в новых условиях, но с другой стороны, во многих детских садах уровень специальной подготовки к школе довольно высок и не требует дополнительных занятий. К тому же, курсы проводятся в вечернее время, что может негативно отразиться на уровне утомляемости ребенка. Родителям и педагогам важно помнить, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, перенасыщение жизни ребенка школьными занятиями может привести к снижению мотивационной готовности к школе.
Во многих ДОУ осуществляется работа с семьями будущих школьников с целью создания адекватного отношения к учебной деятельности ребенка. Работа с родителями воспитанников в рамках подготовки детей к школе подразумевает под собой использование различных форм педагогической работы: создание родительского клуба, на собраниях которого родители могут получить исчерпывающую информацию о специфике готовности к школе, о том какие колоссальные изменения в жизни претерпит их будущий первоклассник. Родители должны понимать, как правильно вести себя с ребенком, чего ожидать от начальной школы, какие требования будут предъявляться учителями.
Наиболее оптимальным вариантом для решения проблемы преемственности между ДОУ и школой, на наш взгляд, является создание единого комплекса «Детский сад – школа». Такая модель обучения используется во многих частных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. В одном и том же здании располагаются и детский сад, и начальная школа. В подготовительной группе некоторые занятия проводят учителя начальной школы, знакомятся с индивидуальными особенностями будущих первоклассников. Старшие школьники активно принимают участие в жизни малышей, планируются и проводятся совместные мероприятия (праздники, совместные экскурсии, выставки творческих работ и т.д.). При такой подготовительной работе переход в первый класс будет безболезненным для ребенка, поможет предотвратить проблему школьной дезадаптации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно т акое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Литература:
- Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.
- Бабаева Т.И.У школьного порога. М., 1993
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001.
Постановка проблемы. Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе определено в Федеральной целевой программе развития образования как одно из направлений деятельности по решению стратегической задачи приведения содержания образования в соответствие с требованиями современного общества . Векторы развития образования, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», направленность ФГОС дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования на расширение возможности построения индивидуальных образовательных траекторий; обучение по индивидуальным учебным планам, освоение универсальных учебных действий, достижение учащимися метапредметных результатов актуализируют проблему преемственности всех звеньев образовательной системы РФ [ , , , , ]. Значительно возрастает роль преемственной пропедевтической работы с детьми на самых ранних этапах их развития, являющейся предметом особого внимания отечественной педагогики.
Содержание и направления совместной деятельности вуза и общеобразовательной школы по оптимизации процесса преемственности дошкольного, начального и среднего (полного) общего образования на примере полифункционального многопрофильного комплекса «Детский сад - школа» являются предметом рассмотрения в данной статье. Значимость такой деятельности объясняется рядом причин. Современная модель общего образования, предусмотренная в концепции «Наша новая школа» и стандартах образования нового поколения, предполагает изменение позиции и сознания субъектов образовательного процесса, целевых установок и образовательных ориентаций. В дошкольные годы у детей впервые появляется деятельность со сложной системой целей и социальной мотивации, происходит становление сознания, начинает формироваться личность. Каждое из этих масштабных новообразований имеет сложный состав и строение, а их основные составляющие возникают в определенной последовательности и взаимосвязи. Они обеспечивают условия и предпосылки появления более поздних элементов основных психических структур и тем самым влияют на последующее развитие человека. Именно в это время происходит формирование многих психических и личностных качеств ребенка, первых ценностных ориентаций в социальном мире, развитие интересов и способностей, что требует мудрого и своевременного педагогического сопровождения. К сожалению, эти широко известные в психологии и педагогике положения до сих пор не нашли должного преломления в практической педагогической деятельности. Однако очевидно, что квалифицированное содействие раннему развитию ребенка со стороны не только воспитателя детского сада, но и учителя школы эффективнее и менее энергозатратно, чем запоздалые попытки наверстать упущенное.
Вместе с тем пропедевтическая работа на этапе дошкольного детства призвана выявить особенности познавательного и личностного развития детей и создать условия для их полноценного своевременного развития как основу дальнейшей индивидуализации обучения и социализации; обеспечить самопознание ребенком соответствующих возможностей, способностей, интересов, умение их реализовать в различных видах деятельности; формировать познавательный интерес детей, стремление к самостоятельному поиску знаний средствами активных форм и методов познания; выявить и развить творческие способности в интеллектуальной и коммуникативных сферах жизнедеятельности детей. Решение таких задач способствует развитию внутренней готовности детей к школьному обучению, овладению ими средствами и эталонами познавательной деятельности, переходу от эгоцентризма к децентрации, способности видеть мир с точки зрения другого человека. Как следствие - понимание ребенком себя, своих возможностей и интересов, желание быть успешным в поощряемых обществом видах деятельности, прежде всего учебной. В основном завершающееся развитие у детей дошкольного возраста таких психических процессов, как восприятие и память, служит основой для развития воображения и мышления, особенно важных для начального образования.
В современной отечественной педагогике вопросы взаимосвязи теории и практики в дошкольном и школьном образовании, имеющие непосредственное отношение к проблеме преемственности между детским садом и начальной школой, начальной и основной школой, нашли отражение в работах Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, В. Т. Кудрявцева, Л. А. Парамоновой, С. Л. Новоселовой; исследовались сотрудниками Центра образования № 109 (научный руководитель Е. А. Ямбург).
Преемственность мы рассматриваем как одно из условий непрерывного образования ребенка. В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования. Во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации (Н. Ф. Виноградова). Такое понимание преемственности, по мнению специалистов, обеспечивает на дошкольной ступени:
Сохранение самоценности данного возрастного периода;
Познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром;
Развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода.
На ступени начального образования:
Опору на наличный уровень достижений дошкольного детства;
Индивидуальную работу в случаях интенсивного развития;
Специальную помощь по корректировке не сформированных в дошкольном детстве качеств;
Развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования младшего школьного возраста;
Перспективное развитие экс-ведущей деятельности и форм взаимодействия с окружающим миром (Н. Ф. Виноградова, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев и др.).
В качестве оснований преемственности мы рассматриваем те из них, которые необходимы для обучения как дошкольника, так и младшего школьника. Прежде всего, это - развитие любознательности как основы познавательной активности, являющейся не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивающей интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка. Важно, чтобы все дела, которыми занят ребенок, были осмысленными, интересными не только за счет привлекательности работы с материалами (красками, клеем и др.), но и способствовали бы развитию целеполагания. Конечно, интерес к предметам и способам действия на определенной стадии развития ребенка занимает главное место. Но важно, чтобы эта стадия со временем уступила место следующей, когда ребенку делать что-либо интересно потому, что необходимо для реализации его замысла. Не менее важным является прослеживаемое в этих возрастных периодах развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формированию способностей помогает обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей. Далее - это формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования. И наконец, развитие коммуникативности как важнейшего направления социально-личностного развития. Умение общаться со взрослыми и сверстниками является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых: партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного − начального общего) образования, учитывающие обозначенные выше основания. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для него видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых к 6−7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.
Обучение детей младшего школьного возраста происходит на основе все более развитой учебной деятельности. Вместе с тем получают свое дальнейшее развитие и специфичные виды деятельности дошкольника, так как они все еще играют важную роль в его развитии. В данном случае развитие мы понимаем не столько как само знание, сколько умение его добывать и использовать, как знание своего незнания и стремление это восполнить. Развитие есть совокупность новообразований, которые принципиально отличают данного ребенка от его же самого до начала обучения.
На практике сложность реализации идеи преемственности заключается в ее многоаспектности, что подтверждается рядом исследований. Преемственность рассматривается как дидактический принцип (Г. Г. Гранатов, Б. П. Есепов, Т. А. Плотникова, М. Х. Хайбулаева), как составная часть принципа систематичности и связи его с практикой (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин), условие научности (Г. И. Щукина) и как компонент принципа доступности обучения (И. Т. Огородников). По мнению В. Н. Просвиркина, «идеальной преемственности быть не может, а вот определить сходства и различия, создать педагогические, медико-физиологические и социально-психологические условия, найти пути и осуществить деятельность, направленную на снятие или снижение этих различий с учетом общности, и при этом сформировать, сохранить мотивацию и успешность в обучении - это реально» .
Уникальная система дошкольного образования, созданная в России, значительно более декларируема, чем реализуема на практике [ , ]. Повышенное внимание к теоретическим аспектам этой проблемы на протяжении длительного времени не привело к ощутимым позитивным изменениям на практике. Результаты проведенных нами исследований в образовательных учреждениях Смоленской области в течение 2006-2015 гг. подтверждают выводы специалистов о том, что педагоги-практики дошкольного и школьного образования нередко осуществляют свою деятельность параллельно, вне заинтересованного диалога. По-прежнему дошкольное звено и начальная школа представляют собой две стороны, которые разделяет полоса отчуждения. Каждая сторона в одиночку, самостоятельно решает свои проблемы, предъявляя время от времени те или иные претензии другой стороне. Все чаще в многообразии этих претензий выделяется голос родительской общественности. Самыми главными проблемами, появляющимися у первоклассников в первые месяцы обучения, родители называют отсутствие умения самостоятельно выполнять домашние задания, навыка самоорганизации и, как следствие, общую усталость, снижение мотивации к обучению. Такая точка зрения подтверждается и выводами школьных психологов. Неизменным в течение последних десяти лет остается убеждение родителей в том, что детский сад не готовит должным образом детей к школе. Согласно результатам анкетирования, в 97 семьях из 100, проживающих в городах областного подчинения и принявших участие в нашем исследовании, пользуются услугами репетиторов, готовящих детей к школе. В сельских поселениях процент таких семей ниже, но в среднем достигает 47 %. Анализ ситуации показал, что такое положение дел связанно, во-первых, с проявляющейся непоследовательностью в требованиях ФГОС ДО, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., к результатам образования дошкольников и ФГОС НОО. Во-вторых, с явно завышенными требованиями к уровню готовности к школе в городских образовательных учреждениях, особенно в так называемых «элитных» школах. В-третьих, с низким уровнем готовности педагогических коллективов детских садов и учителей начальных классов к деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Последнее, несомненно, связано с существующими проблемами в подготовке выпускников педагогических вузов, а также с нередко встречающейся разобщенностью и несогласованностью действий специалистов высшей школы и областных институтов развития образования, что в конечном счете ведет и к сдерживанию развития региональной образовательной среды.
Вместе с тем переход на двухуровневое высшее образование и связанные с ним особенности подготовки учителей на уровне бакалавриата и магистратуры в классическом университете делает проблему развития сущностного взаимодействия высшей школы и институтов развития образования еще более актуальной. Важнейшим направлением такой деятельности, с нашей точки зрения, должна быть разработка и реализация инновационных стратегий конструирования образовательных программ повышения квалификации и переподготовки учителей, обеспечивающих сочетание научно-педагогической деятельности с реальной педагогической практикой, а также учитывающих и/или базирующихся на результатах исследований, в том числе диссертационных. Важно, чтобы темы диссертационных исследований были не только и не столько диссертабельными, но, главным образом, практико-ориентированными.
С нашей точки зрения, многоаспектность рассматриваемой проблемы делает необходимым для ее решения объединение усилий специалистов высшей школы, педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ. Система образования старших дошкольников как первого звена непрерывного образования в условиях образовательного учреждения «Детский сад−школа» являлась предметом проектирования временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) Смоленского государственного университета, обеспечивающего научно-педагогическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений региона. Отметим, что отправной точкой для создания ВНИК стали результаты проводившегося нами в 2006−2010 гг. эксперимента по переходу школ ряда муниципальных образований региона на обучение по индивидуальным учебным планам.
Оставляя за рамками статьи общее содержание и результаты эксперимента, проведенного ВНИК, представленные нами в ранних публикациях, отметим выявленные у дошкольников на диагностическом этапе проблемы [ , ]. Среди них низкий уровень:
Внимания (34 % детей средней и 27 % старшей группы детского сада);
Мыслительных операций (36 % и 23 % соответственно);
Умения работать по образцу (28 % и 20 %);
Развития воображения (39 % и 30 %).
Обратим внимание также на то, что, как правило, прослеживалась явная связь обозначенных проблем со значительными затруднениями первоклассников в освоении универсальных учебных действий, прежде всего регулятивных и познавательных. У школьников 5−8-х классов − в адекватной оценке своих знаний по учебным дисциплинам; низким уровнем готовности девятиклассников к самостоятельной учебной деятельности и самостоятельному выбору профиля обучения; несоответствием уровня образовательных запросов учащихся старших классов и их родителей.
Концептуальной основой деятельности ВНИКа явились подходы к преемственности как к одному из условий непрерывного образования детей (Н. Ф. Виноградов, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В своем исследовании мы также опирались на концепцию предшкольного образования, базирующуюся на основных положениях образовательной системы «Школа 2100» (А. А. Леонтьев и др.). Предложенные нами, прошедшие апробацию и представленные в ранних публикациях подходы к определению содержания и организации личностно-ориентированного обучения в условиях взаимодействия традиционной и инновационной (основанной на учете психоло-педагогических особенностей, способностей и образовательного заказа обучающихся) образовательных систем согласуются с концепцией личностно-развивающего образования В. В. Серикова.
Остановимся на особенностях проектирования преемственного образовательного процесса в комплексе «Детский сад - школа». Целью данного проекта было повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в обеспечении преемственного образовательного процесса полифункционального многопрофильного учреждения «Детский сад − школа». В рамках проекта реализовывались следующие направления деятельности:
1. Диагностическое:
Подбор, разработка пакета диагностических материалов для опре-деления состояния уровня профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности, ценностных ориентаций детей и их родителей в вопросах современного воспитания и образования;
Анализ результатов диагностики для определения направлений работы с каждой категорией пользователей образовательных услуг;
Выявление проблем и потенциальных возможностей образовательного учреждения в обеспечении преемственного образовательного процесса в условиях многопрофильного учреждения «Детский сад - школа», с учетом образовательных запросов родителей и интересов детей.
2. Психолого-педагогическое сопровождение инновационной педагогической деятельности:
Разработка и внедрение программы повышения профессионального и личностного уровня педагогов, реализующих инновационную педагогическую деятельность, проведение семинаров, практикумов, тренингов по вопросам обучения и воспитания детей с учетом современных требований психолого-педагогической науки и регионального содержания профильного обучения;
Разработка пакета дидактических материалов по обучению детей 5−7 лет в условиях многопрофильного образовательного учреждения «Детский сад − школа» (с учетом специфики региона и программы начальной школы);
Определение необходимых и достаточных условий для качественного предшкольного образования;
Обеспечение активного участия родительской общественности в управлении развитием образовательного учреждения;
Определение содержания и направлений совместной деятельности педагогических коллективов детского сада и школы.
3. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста в образовательном учреждении «Детский сад − школа».
Изучение образовательной деятельности в учреждении «Детский сад − школа» проводилось на основе таких методов, как беседа и анке¬тирование учителей, воспитателей, психолога, изучение социального статуса отдельных семей, наблюдения за детьми. Исследование показало, что одной из проблем, снижающих успешность перехода из дошкольного учреждения в школу, является уровень социально-личностного развития ребенка (знание своих возможностей, умение их реализовывать в той или иной сфере деятельности, адекватно оценивать себя и других, желание и умение взаимодействовать со сверстниками и учителем в процессе познания). Трудности в обучении связаны с недостаточным развитием у большинства детей адекватного восприятия себя, своей деятельности и ее результатов, а также способности к коммуникации как ведущему основанию преемственности.
В итоге возникают трудности в выстраивании содержательного общения с другими детьми и учителем. Дети могут работать только в том случае, если учитель обращается непосредственно к ним, в остальное время они внутренне отсутствуют на уроке, не могут включиться в общий процесс обучения. Недостаточен уровень ориентировки детей в социальном мире − как ближайшем окружении, так и мире района, области, страны. Мир близких ребенку людей оказывается закрытым в силу того, что семейное воспитание или сведено к минимуму, или строится по типу делового общения. Почти нет совместной деятельности, где ребенок получал бы опыт социального поведения и нравственной устойчивости. Многие родители психологически не готовы быть родителями: не владеют знаниями о развитии ребенка, методами обучения и воспитания, во многих семьях встречаются асоциальные проявления: сквернословие, пьянство, что, естественно, не способствует правильной и успешной социализации ребенка.
Все это требует большего внимания к социально-личностному воспита-нию со стороны педагогического коллектива детского сада, продолжения этой работы на следующей ступени образования − в начальной школе, целе-направленного руководства этим направлением воспитания со стороны ад-министрации образовательного учреждения. Нерешенность этой проблемы негативно сказывается на личностном становлении детей, эффективности обучения в среднем и старшем звеньях школы.
4. Создание благоприятной эмоционально-психологической обстановки в детском саду:
Знакомство с семьей до поступления ребенка в детский сад (жилищные условия, воспитательные ориентиры семьи; здоровье ребенка, его привычки, режим дня);
Заключение с родителями договора, в котором прописываются права ребенка и семьи в получении образовательных услуг, их обязанности по соблюдению норм и правил жизни детского сада, программа, по которой работает детский сад;
Обучение родителей активной помощи своему ребенку в период адаптации (по схеме: сначала вместе с мамой, потом − ребенок играет, мама − недалеко в группе, и лишь когда ребенок начинает интересоваться окружающим, мама оставляет его на несколько часов);
Гибкий режим дня детей;
Удовлетворение потребности детей в положительных эмоциональных контактах с окружающими взрослыми;
Обогащение образовательной среды (создание детских уголков по интересам, соответствующее материальное оснащение).
5. Педагогическое сопровождение социально-¬личностного развития детей в начальной школе:
Формирование положительной мотивации к учению: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; доброжелательное отношение к учителю, школе; формирование положительной самооценки; готовности к активному взаимодействию с окружающим миром; инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
Развитие навыков общественного поведения;
Развитие мыслительной деятельности;
Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная персонифицированная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения;
Проектирование педагогического взаимодействия воспитателей и учителей.
6. Проектирование взаимодействия традиционной и личностно ориентированной систем обучения в условиях полифункционального многопрофильного комплекса «Детский сад - школа».
7. Проектирование ускоренного и углубленного обучения в малых личностно-ориентированных группах по отдельным предметам.
8. Проектирование педагогического взаимодействие с семьей:
Диагностическая работа (изучение семьи, выявление индивидуальных особенностей детей; мониторинг мотивации учения; коммуникативных отношений);
Знакомство со школой, режимом функционирования; проведение коллективных тематических праздников; знакомство с содержанием обучения в среднем звене школы и т. д.;
Создание и реализация программы повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и образования.
9. Корректировка образовательной программы и учебного плана дошкольного отделения психолого-педагогического факультета СмолГУ, проектирование программы учебной дисциплины «Преемственность в дошкольном и начальном общем образовании».
Обратим внимание на то, что сущностными характеристиками системы личностно ориентированного образования, призванного обеспечить преемственность и непрерывность в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, являются гибкость, открытость и адаптивность и, как следствие, значительная доля неопределенности в ее развитии. Такая особенность является одним из оснований для проектирования самой системы, ее компонентов и процесса управления ею. Основной проблемой в проектной деятельности образовательной организации по созданию системы образования старших дошкольников как первого звена непрерывного образования становится определение содержания проектной деятельности и ее основных направлений. Здесь мы выделяем проектирование целого ряда систем:
Формирования готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;
Формирования готовности педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений и школ к деятельности в условиях полифункциональных многофункциональных образовательных учреждений;
Обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией;
Деятельности по психолого-педагогической поддержке детей и их родителей в условиях полифункционального многопрофильного образовательного учреждения «Детский сад - школа»;
Взаимодействия традиционной (классно-предметно-урочной) и личностно ориентированной систем обучения образовательной среды, обеспечивающей преемственность и непрерывность образования детей в условиях комплекса «Детский сад - школа»;
Совместной деятельности педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений, школ и ученых-педагогов базового вуза в рамках обозначаемой проблемы.
Первые результаты реализации проекта показывают, что создаваемая модель взаимодействия вуза и педагогических коллективов образовательных учреждений создает условия:
Для формирования единого образовательного пространства в системе «детский сад - школа - вуз»;
Определения структуры и содержания деятельности центра постдипломного образования педагогических кадров на базе вуза по проблеме обеспечения качественного образования детей старшего дошкольного возраста как первого звена единой системы непрерывного образования, а также научно-педагогического сопровождения данного направления инновационной деятельности педагогических коллективов школ;
Создания системы образования старших дошкольников в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией и учетом социального заказа, ресурсов муниципалитета посредством разработки и апробации различных моделей образования детей 5−6,5 лет;
Улучшения социально-демографической ситуации в муниципальном образовании путем обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе детям из разных социальных групп и слоев населения.
Вместе с тем становится очевидным необходимость подготовки педагогов комплекса «Детский сад - школа» нового уровня, необходимой составляющей деятельности которого является диагностическая проектировочная и исследовательская функция.
Представим схематично методы и содержание методической работы по диагностике способностей и особенностей познавательной деятельности младших школьников, разработанной учителями начальной школы - участниками проекта, которая используется ими в деятельности по формированию универсальных учебных действий и обеспечению достижения учащимися метапредметных результатов (см. рис.).
Система диагностики в деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий младших школьников
Система проектирования исследовательской деятельности учителей представлена нами в ранних публикациях [ ; ].
Таким образом,содержание и направления деятельности по реализации совместного проекта вуза и общеобразовательной школы, находясь в контексте решения стратегических задач Федеральной целевой программы развития образования, обеспечивают условия для создания и развития системы непрерывного образования в конкретных социально-экономических условиях муниципального образования. Проектирование такой деятельности расширяет границы социального партнерства в сфере образования и образовательных услуг высшей школы как условия развития ее инновационного потенциала.
Список литературы
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016−2020 годы [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/ 5930/file/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обращения 1.11.2015).
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/1450 (дата обращения 15.10.2015).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения 14.11.2015).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки (дата обращения 15.10.2015).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения 15.11.2015).
- Хуторской А. В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. Персональный сайт - Хроника бытия. URL: http//khutorskoy/ru/be/2012/1127/index.htm (дата обращения 16.12.2015).
- Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 40 с.
- Преемственность в образовании. URL: http://preemstvennost.ru (дата обращения 12.08.2015).
- Сайт-программа «Детский сад - школа - семья: ФГОС» [Электронный ресурс] Информационный портал. URL: http://ds-fst.ucoz.ru (дата обращения 18.05.2015).
- Глебова Г. Ф. Проектирование обучения по индивидуальным учебным планам в условиях общеобразовательной школы // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 2. С. 346−360.
- Глебова Г. Ф. Формирование готовности учителя к проектированию исследовательской деятельности как направление образовательного менеджмента школы // Учитель и время: Десятые педагогические чтения, посвященные памяти А. Е. Кондратенкова / Смол. гос. ун-т. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. С. 44−60.
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016−2020 годы [Офици-альный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/ 5930/file/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обра-щения 1.11.2015).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/1450 (дата обращения 15.10.2015).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образова-ния [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения 14.11.2015).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего об-разования [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федера-ции]. URL: http://минобрнауки (дата обращения 15.10.2015).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) об-щего образования [Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения 15.11.2015).
6. Хуторской А. В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия. URL: http//khutorskoy/ru/be/2012/1127/index.htm (дата обращения 16.12.2015).
7. Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образова-ния: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 40 с.
8. Преемственность в образовании. URL: http://preemstvennost.ru (дата обращения 12.08.2015).
9. Сайт-программа «Детский сад – школа – семья: ФГОС» [Электронный ресурс] Ин-формационный портал. URL: http://ds-fst.ucoz.ru (дата обращения 18.05.2015).
10. Глебова Г. Ф. Проектирование обучения по индивидуальным учебным планам в условиях общеобразовательной школы // Известия Смоленского государственного универси-тета. 2013. № 2. С. 346−360.
11. Глебова Г. Ф. Формирование готовности учителя к проектированию исследова-тельской деятельности как направление образовательного менеджмента школы // Учитель и время: Десятые педагогические чтения, посвященные памяти А. Е. Кондратенкова / Смол. гос. ун-т. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. С. 44−60.