Причины диссонанса. Когнитивный диссонанс – теория Фестингера. Когнитивный диссонанс Фестингера

Несмотря на такое замудренное название «когнитивный диссонанс», многие люди сталкиваются с ним в повседневной жизни. Когнитивный означает мыслительный процесс, а диссонанс – разногласие между чем-то. Основоположником когнитивного диссонанса является Фестингер, который выдвигал свои теории, концепции. На примерах становится видно, что такое когнитивный диссонанс.

В жизни каждого человека возникают ситуации, когда нужно принять решение. Если человек не может быстро принять какое-то решение, зачастую это указывает на когнитивный диссонанс, то есть неспособность выбрать между двумя и даже больших количеством вариантов решения ситуации. В зависимости от того, как быстро человек выберет, чем он поступится и чему будет следовать, принятие решения займет то или иное время.

Обычно когнитивный диссонанс возникает в ситуациях, когда человек встает перед выбором: следовать собственным желаниям и побуждениям или обращать внимание на общественное мнение, нормы закона, мораль? Так, например, когнитивный диссонанс возникнет в ситуации, когда человек узнает об измене своей второй половинки. С одной стороны хочется набить всем лицо, с другой стороны нужно помнить, что подобные действия приведут к несению ответственности перед законом.

Когнитивный диссонанс проявляется в том, что человек вынужден в чем-то себя ограничивать, поскольку не всегда желаемое совпадает с возможным. К примеру, девушка хочет жить роскошно и беззаботно, отчего начинает искать себе богатого мужчину. А обществу, которое возмущается по поводу ее желаний, она начинает рассказывать различные оправдания своему поведению: «жила бедно», «желаю лучшей жизни своим детям» и т. д.

Когнитивный диссонанс – это когда человек сталкивается с различными вариантами решения одной проблемы, причем все они равнозначны и одинаково важны. И человеку приходится выбирать не между своими желаниями, а между целями и общественным мнением, эмоциональными порывами и нормами закона, то есть между «хочу» и «надо». Ярким примером такого диссонанса может выступать нежелание ребенка учиться. С одной стороны ему надо учиться, с другой – он не хочет тратить время на изучение неинтересных тем.


И поскольку не всегда человеку удается идти на поводу у общественного мнения, он вынужден искать различные оправдания. Люди ведь начнут спрашивать, почему он их не послушался! И у него должны иметься веские причины неповиновения.

То же самое происходит в ситуации, когда человек идет на поводу у общества, что противоречит его личным желаниям. К примеру, парень, вместо того чтобы наказать своего обидчика кулаками, просто разворачивается и уходит, как его учили родители. Чтобы самого себя успокоить и оправдать свой поступок, который парню может казаться слабостью, он начинает искать веские причины, мол, «так учили родители», «я проявил интеллигентность» и пр.

Когнитивный диссонанс проявляется еще и тогда, когда нужно принять важное решение, но человека одолевают сильные сомнения. Даже когда он принял решение, человек продолжает сомневаться и перебирать в своей голове другие варианты решения ситуации. К примеру, женщина решила простить мужа за его проступок, однако в последующие дни продолжает сомневаться в том, нужно было ли это делать и насколько это соответствует ее желаниям.

Что такое когнитивный диссонанс?

Когнитивный диссонанс относится сайтом психологической помощи сайт к негативным состояниям, при котором ощущает дискомфорт из-за противоречивых знаний, мировоззрений, учений, идей, ценностей, целей, поведенческих установок и верований. В противоречие вступают зачастую опыт и то, что человек должен сделать, привычки и необходимое, личное и общественное.

Когнитивный диссонанс – это конфронтация двух когниций, которые не одинаково значимы для самого человека, однако одинаково возможны при решении определенного вопроса. И человек встает перед выбором, к примеру, между удовлетворением физических желаний или моральных ценностей.

Для того чтобы преодолеть когнитивный диссонанс человек делает выбор между опытом и действиями, а затем начинает находить рациональное зерно в том, что он выбрал, чтобы объяснить себе и окружающим людям свой выбор, который может кому-то показаться неправильным. Таким образом человек достигает внутреннего баланса, сглаженности. Такую теорию выдвигает основоположник Леон Фестингер, который отмечал, что наиболее комфортным состоянием для человека является когнитивная слаженность. И если индивид выбирает что-то одно, то для достижения внутренней гармонии он начинает искать оправдания собственному выбору.

Причины когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс возникает по следующим причинам:

  1. Расхождение личных убеждений с установками общества или группы, в которой человек находится.
  2. Несоответствие понятий и идей, которыми оперирует человек.
  3. Противоречие общественным нормам и этническим правилам, особенно если они не соответствуют закону или личным желаниям.
  4. Несоответствие опыта, который имеется у человека, с той информацией, которую он получает в новых условиях. Другими словами, прежний опыт не помогает в решении новой ситуации, которая похожа на предыдущую.

У каждого человека появляются знания и опыт, который он получает по мере своей жизни. Однако новые ситуации могут указывать на то, что его имеющиеся убеждения вовсе не соответствуют действительности либо не всегда срабатывают. Поскольку человек вынужден решать проблемы, он начинает выбирать лучшее из худшего. А чтобы достичь внутреннего баланса, находит различные оправдания своему выбору.


Фестингер пытался объяснить природу возникновения когнитивного диссонанса, а также пути его устранения. И здесь выделяется мотивация, которая и диктует человеку, какой выбор им будет сделан. Сильнейшая мотивация говорит человеку, от какой идеи следует отказаться ради реализации другой. А затем, чтобы сохранить равновесие в новом пути, человек должен оправдать свой поступок.

Теория когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс известен с давних времен, поскольку всегда человек сталкивался с необходимостью выбирать между личными желаниями и нормами общественной жизни. Либо человек будет стараться быть хорошим гражданином, либо будет достигать успеха, который предполагает наличие эгоизма и упертости – качеств, которые не приемлемы в обществе.

Когнитивный диссонанс естественен для любого человека, который не может все знать про окружающий мир. Свойством головного мозга является запоминание, какие ситуации происходили и какие решения принимались, поступки совершались, что в итоге было получено. Если человек достигал неудачи, тогда он делает определенные выводы, мол, «так не нужно поступать, чтобы снова не попасть впросак». Однако в типичной ситуации человек поступает по-другому и снова сталкивается с неудачей, а в результате анализа выясняется, что следовало поступить так, как он сделал это в прошлой ситуации.

Когнитивный диссонанс – это необходимость находить решение одной ситуации среди множества вариантов, которые есть у человека на основе его опыта, а также которые предлагаются обществом, отдельными лицами и даже законом. Здесь человек должен выбирать порой среди вариантов, которые не соответствуют его желаниям, привычным действиям.

Поскольку когнитивный диссонанс вынуждает человека от чего-то отказаться, он находит оправдания. И здесь может быть использовано все что угодно: «Я правильно поступил, несмотря ни на что!», «Это моя жизнь. Как хочу, так и живу!», «В прошлый раз я поступил неправильно», «Я имею право на ошибку» и пр. Психологи выделяют такие способы уменьшения диссонанса:

  1. Трансформация одной когниции, то есть уверение себя в обратном.
  2. Изменение собственного поведения.
  3. Отфильтровывание информации, которая поступает.
  4. Увидеть ошибки и изменить решение, действовать согласно нему.

Способ уменьшения когнитивного диссонанса уже после принятия решения может заключаться в том, что человек начнет превозносить значимость принятого им решения и преуменьшения всех остальных вариантов, которые предлагались при устранении проблемы.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Леон Фестингер выдвигал такие теории когнитивного диссонанса:

  • Индивид будет пытаться избавиться от когнитивного диссонанса, когда он будет возникать.
  • Человек будет избегать всех ситуаций, которые будут вводить его в когнитивный диссонанс.

В процессе когнитивного диссонанса, когда теряется связь между идеями или отсутствует согласованность между действиями и мыслями, участвуют интеллект и – реакция человека на те раздражители, которые присутствуют в ситуации.


Когнитивный диссонанс может проявляться в том, что человек начинает раскаиваться или сомневаться в принятом решении. Это может произойти со временем. Действие уже совершено. Результат достигнут, однако он не удовлетворяет желаниям самого человека. И со временем он начинает раскаиваться, испытывать угрызения совести, в последующем в подобных ситуациях принимая другие решения.

Примеры когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс случается со многими людьми, и ситуаций возникает очень много. Примерами могут быть:

  1. Поступление отличника и двоечника. Поскольку от каждого студента требуется определенное поведение (отличник должен учиться хорошо, а двоечник – плохо), то когнитивный диссонанс наступает, когда отличник начинает учиться на двойки, а двоечник — на пятерки.
  2. Вредные привычки. Рано или поздно каждый начинает понимать, что привычки вредят здоровью. И здесь человек становится перед выбором: продолжать дальше вредить себе или избавляться от привычки.
  3. Подать ли милостынь? Если вы видите бомжа на улице, то встаете перед выбором: дать или не дать? Все зависит от ваших внутренних убеждений и общественных принципов.
  4. Стремление похудеть. С одной стороны девушка хочет похудеть. Однако с другой стороны она может испытывать острое желание съесть что-нибудь вкусненькое.

Поскольку когнитивный диссонанс возникал и будет возникать в жизни любого человека, предлагаются различные способы его избегания:

  • Смирение с ситуацией, то есть начать относиться к ней как к приемлемой.
  • Положительный настрой, то есть видеть в ситуации положительные моменты.
  • Избегание информации, которая противоречит вашим взглядам и опыту.

Итог

Человек живет в разнообразном мире, который невозможно объяснить лишь с одной стороны. Чтобы избежать когнитивного диссонанса, нужно научиться видеть все многообразие и понимать, что в ситуациях можно поступать и плохо, и эгоистично, и неправильно, что тоже нормально, если это дает положительные результаты.

Эти два слова достаточно распространены, их употребляют на телевидении, в прессе, на просторах интернета, но до сих пор не все знают, что же они означают. Когнитивный диссонанс.

Попробуем разобраться во всем, что связано с этим выражением. Произошло оно от латинских аналогов, означающих несозвучность.

Внутренняя несостыковка, противоречие вызывают дискомфортное психическое состояние. Оно возникает при столкновении с какими-либо противоречащими в сознании человека идеями, воспоминаниями, убеждениями.

Не просто состояние, а реакция в ответ на возникшее противоречие. Чтобы было понятней, рассмотрим ситуацию, которая может вызвать когнитивный диссонанс.

Вы довольно давно знаете какого-либо человека, но не в курсе, что у него есть сестра-близнец. И вот он предстает перед вами вместе с ней. От неожиданности такого варианта развития событий у вас возникает состояние, описываемое как когнитивный диссонанс, представляющее из себя яркое впечатление, сопровождающееся существенным противоречием.

В такой момент в сознании возникает резкий конфликт сложившихся представлений.

Происхождение понятия

Когда возникло это выражение? Кто ввел его в обиход? Случилось это не так уж давно. В пятидесятых годах психолог Леон Фестингер выдвинул теорию, которая объясняет различные внутренние противоречия в сознании человека, провоцирующие возникновение такого состояния.

Вызывать такую острую реакцию может все что угодно, ситуация, действия одного человека, общества. Теория дает объяснение самого явления, влияния на человека, последствия, разновидности, методы противостояния.

Автор теории сформулировал два основных постулата. Первый заключается в том, что при возникновении когнитивного диссонанса, организм предпринимает попытки разрешить противоречие, чтобы устранить состояние дискомфорта, достигнуть консонанса (согласованности).

Другой особенностью является то, что человек старается избегать таких ситуаций. Причин появления было названо несколько:

  • логическое несоответствие; «культурные особенности»;
  • личное мнение не соответствует распространенному;
  • несоответствия имеющихся представлений и возникшей ситуации.

В итоге происходит корректировка некоторых убеждений (по причине «запрограммированности» человека на поддержание согласованности). Именно поэтому люди всячески пытаются оправдать свои поступки, мнения (происходит калибровка мнения, убеждений, впечатлений, таким образом, чтобы несоответствие было устранено).

Человек, поступивший нехорошо, пытается оправдать себя, утешить: «так должно было случиться», «виноваты обстоятельства».

Когнитивный диссонанс имеет степень (поддается измерению с помощью голограммы Фурье), может появиться и тогда, когда человек стоит перед выбором, при этом его степень будет зависеть значимости. Появление диссонанса (независимо от степени) побуждает организм всевозможными способами разрешить противоречие или хотя бы добиться меньшей степени.

Для этого есть четыре неосознанные четыре стратегии. Первая заключается в изменении поведения, вторая в корректировке одной или нескольких когниций (убедить себя в противоположном), третья предполагает фильтрацию поступающей информации, касающейся этого вопроса. Четвертый способ является усовершенствованным первым: взять за истинное не свои предыдущие убеждения по этому поводу, а новые, и на их основе делать выводы.

Например, человек имеет вредную привычку, и однажды из авторитетного источника узнает о чрезвычайном ее вреде для здоровья. Вариантов развития дальнейших событий несколько:

  • поменяет свое поведение на основе услышанного;
  • будет отрицать очевидное, все время пытаясь доказать обратное;
  • попытается найти независимые доказательства своей правоты;
  • будет избегать любой информации, касающейся неприятных последствий этой вредной привычки. Это минимизирует конфликт между знаниями и поведением.

Примеры диссонанса

Чтобы запомнить выражение, вот несколько примеров. Вы знаете человека, как доброго, тихого, спокойного и случайно становитесь свидетелем того, как он, находясь в ярости, кричит на жену, обзывает ее. Зная его много лет, вы не можете поверить, что это тот же человек. Его нынешнее поведение радикально не совпадает со сложившейся характеристикой, настолько, что вводит в то самое состояние когнитивного диссонанса.

Другой пример. Вы работаете в компании, где штат трудящихся превышает тысячу человек. И вдруг видите, как ее владелец, имеющий дело с огромными деньгами, подметает пол в офисе.

Еще один пример. Идя по улице, вы замечаете попрошайку «на работе» и невольно становитесь свидетелем того, как он садится в дорогое авто, припаркованное рядом. Неожиданное несоответствие вызовет когнитивный диссонанс.

Для обычного человека термин «когнитивный диссонанс» вызывает ступор. В данном обзоре мы представим это понятие в более доступном смысле.

С научной точки зрения когнитивный диссонанс – психическое состояние, при котором человек, сталкиваясь со стрессовой ситуацией, испытывает внутренний дисбаланс, возникают противоречия с привычным восприятием действительности. «Когнитио» — познание, «диссонантиа» — нет созвучия.

Примером когнитивного диссонанса в жизни можно считать ситуацию, когда однажды вы встречаете своего знакомого и точной его копии – близнеца, о котором понятия не имели. У вас происходит чувство противоречия от неожиданности. Состояние психики в данный момент и является диссонансом. Проще говоря, он возникает в ответ на непривычные проявления прежних ситуаций, отличные от ваших взгляды, поведение другого, не вписывающееся в установленные нормы и так далее. Чаще всего процесс никак не контролируется, человек не в состоянии предвидеть подобную реакцию.

История термина

Термин был предложен американским психологом Фрицем Хайдером, он разработал теорию когнитивного диссонанса. А в широкое употребление понятие вошло, благодаря его соотечественнику, Леону Фестингеру. Фестингер в полной мере описал этот феномен, в 1957 году основал целое направление – когнитивную психологию.

Исследователи опирались на слухи, появившиеся после случая землетрясения, произошедшего в Индии в 1934 году. Граждане соседних регионов, до которых бедствие не дошло, принялись передавать неверную информацию о том, что подземные толчки повторятся и будут усилены, на сей раз затронут все близлежащие районы. Эти слухи, не имеющие под собой реальных оснований, заполонили всю Индию.

Фестингер изучил и попытался дать логическое объяснение тому, что жители массово поверили в плохое известие, причин для которого не имелось. Ученый пришел к выводу о том, что человеку свойственно искать для себя внутреннюю гармонию, установить баланс между тем, что побуждает вести себя определенным образом, и тем, какая подается информация извне. То есть граждане раздавали ложные сообщения, неосознанно пытаясь заглушить и оправдать собственный страх угрозы перед возможным землетрясением. Они ненамеренно объясняли, тем самым, самим себе свое иррациональное состояние.

Основы теории

Леон Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса, что во многом продвинуло психологию вперед. Позволило науке дать объяснение некоторым конфликтным ситуациям, возникающим как между людьми, так и внутри личности. Согласно Фестингеру, когнитивный диссонанс – расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации.

Его теория раскрывает аспекты того, как возникший дисбаланс влияет на индивида . Имеются разные виды диссонанса, методы избавления от психологического напряжения. Леон Фестингер сформулировал 2 основные гипотезы:

  • Как только субъект ощущает внутреннее противоречие, то начинает прикладывать усилия, направленные на его преодоление, так как оно порождает сильнейшее внутреннее напряжение.
  • Второе предположение прямо происходит из первого. Индивид прилагает все усилия, чтобы не попадать больше в стрессовые ситуации, когда когнитивный диссонанс проявляется в полной мере.

Леон Фестингер, формируя свое направление, исходил из постулатов гештальтпсихологии. Согласно его теории, появившееся противоречие личность воспринимать как неприятное событие, требующее исправления. Субъект, столкнувшийся с внутренним дисбалансом, получает определенный стимул к переменам в его мышлении:

  • личность абсолютно меняет прежние установки и взгляды;
  • либо подменяет понятие на то, которое наиболее близко к травмирующей ситуации, вызвавшей когнитивный диссонанс.

В России понятие было введено Виктором Пелевиным. Известный писатель применял термин в своих художественных произведениях, используя простые слова для его объяснения, доступные любому человеку.

В повседневности некоторые люди так и называют озадачивающие их события. Чаще всего такие внутренние противоречия, характерные для когнитивного диссонанса, проявляются из-за религиозных расхождений, морально-этических или на фоне ярких эмоций в ответ на любое другое неожиданное действие.

Причины когнитивного диссонанса

Внутренний конфликт, рассогласование происходит по ряду причин:

  • Несовпадение по общественным правилам поведения и личным убеждениям;
  • Противоречие между принятым человеком образом мысли и поведением, которое он выбирает, и тем, что он видит у другого субъекта;
  • Если человек из упрямства, протеста вступает в конфликт с установленными этическими, культурными нормами, имеет радикальные идеи, то он неизбежно сталкивается с непониманием окружающих, что вызывает диссонанс в его личности.

Когнитивный диссонанс на практике

Проанализируем несколько примеров.

А) Ваш знакомый был добр, тих и спокоен с вами. Не повышал голоса на других, с каждым кроток, безобиден. Вызывает полнейшее ощущение порядочного человека, симпатичен вам, благодаря своей доброте и праведности.

Но однажды вы видите его на прогулке с женой. Знакомый пока не замечает вас, потому поведение его естественное, реальное. Вы в шоке слышите, как он оскорбляет супругу, покрывая ее матом, с агрессией. Машет кулаками, выражая истовый гнев. Для вас наступает момент расхождения вашего сложившегося образа, мнения об этом человеке и его реального поведения.

Б) Устраиваетесь вы на работу в престижную, большую организацию, где трудится более тысячи служащих, у каждого из которых отличная заработная плата. А гендиректор предприятия – миллионер, человек с высоким достатком, статусный. И вот в один из рабочих дней приходите вы на общую кухню, где питаются все сотрудники, и наблюдаете, как ваш начальник, обладатель крупнейшей компании и средств, моет пол. Он лишь навел порядок за подчиненными, что не прибрались после обеда. А у вас возникает когнитивный диссонанс – рассогласование между представлениями о поведении человека высокого положения и тем, что наблюдали в реальности.

В) Прогуливаетесь вы по тротуару и замечаете, как некий грязный человек без определенного места жительства просит подать ему мелочи. При этом стоите за укрытием, то есть нищий не видит вас. Спустя минут пять этот субъект вдруг встает, берет свои вещи и отправляется в припаркованный неподалеку автомобиль. И представить сложно, что у бомжа может быть авто! Что и вызывает у вас когнитивный диссонанс.

Способы избавления от внутреннего дискомфорта

Сперва рассмотрим еще один пример. Допустим, человек – курильщик со стажем. Все вокруг говорят ему о вреде данной привычки: доктора, близкие, коллеги на работе, пресса. Рано или поздно, он может испытать когнитивный диссонанс, поскольку не понимает, чем опасно курение, и почему все так активно выступают против. Преодолеть напряжение можно:

  • Изменив свое поведение – избавиться от вредной привычки;
  • Переубедить себя, поменять отношение. Внушить себе, что никакой опасности от курения нет, а все окружающие лишь преувеличивают и не обладают достоверными знаниями
  • Никак не реагировать, игнорировать поступающие сведения

Последние две стратегии едва ли принесут эффективные результаты. Поскольку ситуация с диссонансом может повториться и усугубиться.

Итак, методы преодоления внутреннего конфликта можно описать так:

  • Изменение своих поступков. Если вы понимаете, что делаете что-то не так, не соответствуете ожиданиям своих или близких, то смените тактику поведения. Возможен и полный отказ от всяких действий
  • Изменение своего отношения. Для того, чтобы не ощущать вину или стыд, убедите себя, что поступаете правильно, идете нужной дорогой. Переоцените отношение к ситуации.
  • Дозировка информации. Не принимайте критику на свой счет, вообще не реагируйте на нее, а старайтесь улавливать только положительные мнения. Берегите себя от возможного наплыва негативных эмоций
  • Осмотрите ситуацию с разных углов. Осветите ее во всех деталях, подробностях, чтобы обладать полным набором данных, что позволят выбрать приемлемую стратегию поведения, если прежняя не работает. Ее и придерживаться.
  • Добавьте других элементов. Можно привнести еще какой-нибудь фактор в ситуацию, что разбавит последствия ее восприятия. Задача – выкроить из стрессового явления позитивную сторону. Создать более выгодное для личности положение.

Заключение

Когнитивный диссонанс – это, безусловно, некое испытание для личности, ее выносливости. Но не следует зацикливаться на пережитых стрессах, негативных явлениях. Он способен и приносить пользу. Для этого следует научиться не оправдываться перед самим собой в безуспешных попытках снизить эффект внутренней дисгармонии. Вместо панической реакции к вам придет хладнокровие, которое поможет извлечь из тревожной ситуации урок и стать сильнее.

Чувство психологического дискомфорта, неуверенности, растерянности знакомо в разной степени каждому человеку. Одной из распространенных причин такого состояния является, по мнению современных психологов, когнитивный диссонанс. Что же скрывается под этим научным термином? Узнаем в этой статье.

Немного истории

Создатель теории когнитивного диссонанса – Леон Фестингер, ученый из Америки. В конце пятидесятых годов прошлого века сформулировал основные положения этой темы. За сложными словами кроется вполне знакомое обычному человеку явление. Слово «когнитивный» от латинского слова «познание». Понятие «диссонанс», в переводе с латинского означающее «не созвучие», пришло в психологию из области музыки, где оно означает «не гармонично». Когнитивный диссонанс – это несоответствие имеющихся у человека знаний, убеждений, наблюдений и новой информации.

Механизм процесса

В процессе развития человека в его сознании формируется общее представление об окружающей действительности, которое называется «картиной мира». Она объединяет все знания, убеждения, веру, представления личности в связанную систему. У каждого она своя, зависит от уровня образования, воспитания, личных качеств. Человек ощущает себя частью мира.

Мы стремимся всему найти логические объяснения. Любые противоречия, несоответствия, нарушения закономерностей окружающего мира вызывают чувство растерянности, страха, незащищенности. Даже для маленького ребенка важна стабильность, закономерность.

Современная реальность настолько непредсказуема, разнообразна, что такие несоответствия и противоречия возникают в сознании довольно часто. Это нормальное явление, которое даже полезно, так как заставляет реагировать на окружающую действительность. Это один из механизмов выживания.

Стратегии поведения

Леон Фестингер заметил, что люди неодинаково ведут себя, испытывая когнитивный диссонанс. Он выделил несколько стратегий поведения:

  • Человек, увидев, что его убеждения и поведение противоречат новой информации, меняет себя. Это сложный вариант поведения, который требует проявления большой воли. Приведем конкретный пример. Любитель пива узнает, что оно также вредно и опасно для здоровья, как и любой другой алкоголь. Он находит в себе силы отказаться от этой привычки.
  • Вторая стратегия поведения: игнорирование новой информации. Наш любитель пива, столкнувшись с неудобной для него информацией, предпочитает ее не замечать. Вариантом стратегии является фильтрование поступающей информации: факты о вреде пива он не замечает, но тут же цепляется за любое упоминание о полезности алкоголя.
  • Отрицание новой информации: наш герой начинает спорить с новой информацией. Если ему удается найти сведения о полезности пива, то он делает их для себя единственно правильными. Он сам будет в это искренне верить. Для мозга человека психологический комфорт важнее чем объективность.
  • Когнитивный диссонанс приводит человека в неприятное для последнего состояние неопределенности, неуверенности. Возникает потребность выйти из него как можно скорее.

Какой способ изберет человек, зависит от его личностных и волевых качеств.

Примеры из жизни

Наиболее яркие примеры когнитивного диссонанса возникают тогда, когда в мире происходят серьезные изменения, или появляются крупные научные открытия, меняющие общепринятые представления о мире. Вспомним историю:

  • Открытия Коперника, Джордано Бруно кардинально вызвали революцию в сознании людей.
  • Теория Дарвина перевернула представления о божественном возникновении человека.
  • Всем известная теория относительности Эйнштейна изменила научную картину мира.

Все эти открытия меняли принятую обществом картину мира, поэтому реакция на них была самой разнообразной – от враждебного отрицания до принятия.

Мучительны для человека явления, противоречащие его моральным ценностям и этическим нормам. Вспомним недавнее прошлое нашей страны в переходный постсоветский период: то, что осуждалось: спекуляция, любовь к деньгам, стало управлять жизнью. Многие так и не смогли приспособиться к новым реалиям.

Человек с детства сталкивается с состоянием когнитивного диссонанса. Реакция в такие критические моменты может быть разной. Окружающим взрослым необходимо бережно относится к неокрепшему сознанию ребенка и подготовить его к встрече с непредсказуемой реальностью. Например, если в семье следуют религиозному воспитанию, родителям стоит подумать о том, как совместить противоречащие друг другу картины мира – веры и науки.

Наиболее опасен подростковый возраст. Ребенок, живший в атмосфере семьи, где были представления о морали, добре и зле, сталкивается с суровой действительностью. Не стоит отгораживать его от реальности, лучше подготовить к встрече с ней.

Для того, чтобы быть успешным человеку важно уметь реагировать на изменения окружающего мира. Единственно правильной стратегии не существует. Муки выбора — это проявление когнитивного диссонанса, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

(англ. cognitive dissonance ) - переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами ). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию ситуации. См. , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Когнитивный диссонанс

   КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (с. 303) - негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает двумя противоположными представлениями, суждениями, намерениями и т.п., относящимися к одному объекту; центральное понятие социально-психологической теории, разработанной американским психологом Леоном Фестингером.

Фестингер в своих изысканиях опирался на принцип равновесия, используя его и при анализе мироощущения человека. Сам он начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает , и тем, что он делает , то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Далее Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку эта последняя пара терминов кажется ему более нейтральной, и теперь сформулировать основные положения теории. Она может быть изложена в трех основных пунктах: а) между когнитивными элементами может возникнуть Диссонанс; б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления включает: или , или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации. В качестве иллюстрации приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями: а) изменить поведение, то есть бросить курить; б) изменить знание, в данном случае - убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны; в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать ее.

Главный практический вывод, вытекающий из теории Фестингера, состоит в том, что любой психологический элемент субъекта может быть изменен: подвергая сомнению то, что человек думает о самом себе, можно вызвать изменения в его поведении, а меняя поведение, человек изменяет и мнение о себе. Подвергая себя самоконтролю и самоанализу, работая над самооценкой, человек развивается, растет личностно. В противном случае он отдает свою душевную работу другим, становясь жертвой (или орудием) чужого влияния. Именно об этом говорят результаты великолепно выстроенных экспериментов и его коллег.

Один из первых экспериментов по проверке теории когнитивного диссонанса был проведен Дж.Бремом. Он предлагал испытуемым сначала оценить несколько бытовых электроприборов - тостер, фен и т.п. Затем Брем показывал испытуемым два предмета из тех, что они внимательно осмотрели, и говорил, что им разрешается взять любой из них на выбор. Позднее, когда от испытуемых требовалось дать повторную оценку тем же предметам, они с большей похвалой отзывались о выбранном ими изделии и с меньшей - об отклоненном. В свете теории Фестингера причина подобного поведения ясна. Осуществив трудный выбор, люди испытывают диссонанс: знание негативных характеристик выбранного предмета диссонирует с фактом его выбора; знание позитивных характеристик отвергнутого предмета диссонирует с тем, что предмет не был выбран. Для уменьшения диссонанса люди подчеркивают позитивные аспекты и преуменьшают значение негативных аспектов выбранных предметов и, напротив, - подчеркивают негативные стороны и преуменьшают значение позитивных сторон невыбранного предмета.

Э.Аронсон и Дж.Миллс предположили, что если люди затратят много усилий, а тем более пойдут на какие-то жертвы для того, чтобы получить доступ в группу, которая окажется потом скучной и неинтересной, то они будут испытывать диссонанс. Знание о том, что им пришлось выдержать, будет диссонировать со знанием о негативных сторонах группы. Людям неприятно затрачивать усилия попусту и идти на неокупающиеся жертвы. Для снятия диссонанса они пытаются изменить восприятие группы в положительную сторону. В эксперименте Аронсона и Миллса студентки колледжа должны были пройти вступительное испытание для того, чтобы стать членами дискуссионного клуба по обсуждению психологии секса. Для части девушек эти испытания были очень неприятны - от них требовалось откровенно продемонстрировать свою сексуальную раскрепощенность в присутствии экспериментатора-мужчины. Даже те, кто на это согласился (а согласились не все), испытывали смущение и , то есть вынуждены были себя пересиливать. Для других испытание было легче - им разрешалось по своему усмотрению выполнить процедуру не полностью и остаться в рамках традиционных приличий. Третьи и вовсе были избавлены от вступительного испытания. Затем все испытуемые прослушали магнитофонную запись одной из дискуссий, проведенной в клубе, в который они оказались приняты. Как и предполагалось, девушки, прошедшие через самое трудное и унизительное испытание, оценили прослушанный материал как очень интересный и содержательный, причем эта оценка была намного выше той, что дали две другие группы испытуемых.

Еще один эксперимент, который был проведен Аронсоном с сотрудниками несколько лет спустя, основывался на предположении: если используется угроза для того, чтобы помешать людям заниматься любимым делом, то чем меньше будет угроза, тем больше у этих людей будет появляться тенденция умалять в своих глазах это дело. Если человек воздерживается от любимого занятия, он испытывает диссонанс. Знание о том, что он любит это занятие, диссонирует со знанием, что он принужден им не заниматься. Один из способов уменьшить диссонанс заключается в том, чтобы умалить в своих глазах значение этого занятия. Таким образом, появляется оправдание, почему человек не занимается любимым делом. Причем слабая угроза вызывает меньшее самооправдание. Это приводит к тому, чтобы добавлять свои собственные доводы для самоубеждения в том, что человеку вовсе не нравится заниматься любимым делом. В эксперименте Аронсона было обнаружено, что дети, которых подвергали символическому наказанию за пользование любимой игрушкой, уменьшили свою любовь к этой игрушке гораздо в большей степени, чем те, кто подвергался нешуточному наказанию.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Когнитивный диссонанс

Неприятное чувство, возникающее из-за непоследовательности ряда установок или убеждений относительно одного объекта. Различают следующие причины когнитивного диссонанса:

Когда две установки так или иначе не согласуются друг с другом, например «мне нравится этот человек» и «мне не нравятся политические взгляды этого человека».

Когда люди совершают поступки, которые они не намеревались совершать, либо ведут себя в противовес высказываемым установкам. Например, человек пропагандирует выгоды от

Чем меньше оснований для подобного поведения имеет человек, тем сильнее будет ощущение диссонанса и мотивации на изменение базовой установки ради восстановлсния соответствия между установкой и поведением. К примеру. наш всгетарианец мог иметь богатый выбор продуктов, но выбрал бифштекс (слабый довод). или был вынужден съесть бифштекс под дулом пистолета (сильный довод). В первом случае возникновение когнитивного диссонанса гораздо более вероятно, чем во втором. Тсория когнитивного диссонанса подразумевает, что поведение, не соответствующее нашим установкам, заставляет нас изменить их, чтобы избавиться от негативных ощущений.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС" в других словарях:

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - (лат. dissonans нестройно звучащий, cognitio знание, познание) концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных… … Новейший философский словарь

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - (сognitive dissonance) Состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления. Человек стремится преодолеть когнитивный диссонанс путем… … Словарь бизнес-терминов

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид… … Философская энциклопедия

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - англ. dissonance, cognitive; нем. kognitive Dissonanz. По Л. Фестингеру состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно к. л. объекта или явления, вызывающих у… … Энциклопедия социологии

    когнитивный диссонанс - сущ., кол во синонимов: 1 неадекватное состояние (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Когнитивный диссонанс - (от англ. слов: cognitive «познавательный» и dissonance «отсутствие гармонии») состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого… … Википедия

    когнитивный диссонанс - pažinimo disonansas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Asmenybės būsena, atsirandanti dėl žinojimo, įsitikinimų ir veiklos bei elgesio prieštaravimų. Esant pažinimo disonanso būsenai, išgyvenamas vidinis nepatogumas (diskomfortas) arba… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - (cognitive dissonance) случай несовпадения, противопоставления или противоречия мыслей, отношений или действий, ведущий к ощущению напряженности я потребности в достижении согласия. Термин внедрен Фестингером (1957). Согласно его определению,… … Большой толковый социологический словарь