Правописание дефиса между частями слова в наречиях. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами и в служебных словах

Тема «Дефис между частями слова в наречиях»

и литературы Рогоза Т.А.

2015 год.

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели :

    познакомить с дефисным написанием наречий;

    формировать навык написания дефиса в наречиях;

    повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

    уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование : карточки, экран, проектор, тетради, учебник.

Ход урока

1. Словарная диктовка.

Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.

2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.

(По вариантам)

1 вариант.

Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.

2 вариант.

Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.

3. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный,

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский и английский русско-английский ,

Лимонный и желтый лимонно-желтый .

Местоимения, образованные с помощью суффиксов: - то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-:

Кое-кто, что-либо, какой-нибудь.

Существительные с пол- :

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

Новый материал.

Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.

«Дефис в наречиях».

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по-

и суффиксом -и-, -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки кое-;

перед суффиксами -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.

Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

    Приставку по- и суффикс - ому (-ему): по -прежн ему , по -мо ему , по -стар ому ;

    приставку по- и суффикс в составе конечных -ьи, -ски,-цки : по -заячь и , по -русск и , по -немецк и ;

    приставку во- ( в)- и суффикс - их в словах, образованных от числительных: во -перв ых , в -треть их ;

    суффиксы - то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда- то , где- либо , откуда- нибудь , кое -как.

    Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V . Работа с учебником.

И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.

Революция поднимала,

обнимала по-пролетарски,

и без слов она понимала

по-латышски и по-мадьярски,

по-французски и по-немецки,

и по-чешски и по-словацки,

чтоб со всеми жить по-соседски.

6.Физкультминутка .

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис: 1) Говорил на русском языке (по-русски) 2) Жить не так, как раньше (по-новому) 3) Очень крепко (крепко-накрепко) 4) Неизвестно куда (куда-то) 5) Небрежно сделанная работа (кое-как) 6) Ехал медленно (еле-еле) 7) Много ягод (видимо-невидимо) 8) Ушел не прощаясь (по-английски) 9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)

Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному. По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом) Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)

3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот. 2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба. 3) В городе было по-праздничному шумно. 4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман. 5) Он сделала работу кое-как. 6) Они уехали давным-давно из этого города. 7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды. 8) Кое-где еще вспыхивали искры костра. 9) Он чуть-чуть смутился. 10) Они где-то это слышали.

7. Рефлексия. Итог урока. 1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?

2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?

3) Назовите условия дефисного написания наречий.

Домашнее задание : п.42, упражнение 253.

Открытый урок по теме

«Дефис между частями слова в наречиях» 7 класс

Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».

Тип урока: урок - объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Базовый учебник:

Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.: Просвещение,2008.

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, дети! Добрый день!

II. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать наречия. Давайте, познакомимся с целями нашего урока.

Цели урока:

    Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.

    Знакомство с условиями написания наречия через дефис.

    Формирование:

    умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях;

    умения отличать наречия от других частей речи.

Задачи урока.

Учебные:

а) закрепить сведения о правописании орфограммы дефис в словах разных частей речи, полученные учащимися ранее;

б) познакомить учащихся с условиями написания наречия через дефис;

в) научить делать выбор в написании наречий.

Развивающая - развитие логического мышле­ния, внимания, орфографической зоркости.

Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культу­ры, трудолюбия, аккуратности.

Учитель: А какую часть речи мы сейчас изучаем?

Ученик: Наречие.

Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Наречие» и сегодня узнаем о дефисном написании этой части речи.

А что мы знаем об этой части речи, кто расскажет нам …….(Ответ ученика: Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др.) Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Например, К уроку русского языка я подготовился основательно.

Подготовился как? Основательно, основательно – это наречие, отвечает на вопрос как?

обозначает признак действия, и в предложении является обстоятельством.) (Учитель оценивает ответ). Молодцы, хорошо знаете правило.

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с правописанием наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов?

Ученик: Изучением правописания слов занимается орфография.

(Число, классная работа, тема «Дефис между частями слова в наречиях» на доске и слайде).

Учитель: Поэтому, Словарная работа. (на местах, у доски)

Выписать данные слова в 2 столбика, рассказать о них, объяснить правописание.

Нежно-голубой, юго-запад, кое-кто нежданный, русско-английский, кто-нибудь, желто-синий, что-либо недосягаемое, кто-либо, горько-соленый огурец. СЛАЙД

Прилагательные Неопределенные местоимения

Нежно-голубой кое-кто нежданный

горько-соленый огурец кто-нибудь

русско-английский что-либо недосягаемое

желто-синий кто-либо

Учитель : У вас есть возможность проверить правильность ваших работ. СЛАЙД

Ученик: (объясняет у доски) Сложные прилагательные и неопределенные местоимения

Учитель: Какие слова мы записали?

Ученик: Прил. и местоимения, которые пишутся через дефис.

Учитель: А тема нашего урока? Дефис между частями слова в наречиях.

3. Подведение учащихся к восприятию нового материала.

Учитель: Ребята, а что же такое дефис в русском языке?

Ученик: Орфограмма.

Учитель: Но на этом уроке перед нами стоит задача – познакомиться с написанием через дефис частей слов в наречиях. И сейчас давайте проведем небольшую исследовательскую работу. Внимание, на экран.

Какая значимая часть слова (морфема) участвует в образовании наречий, которые пишутся через дефис?

Ответы учеников (приставка, суффикс, приставка и суффикс, повтор слов и т.д.)

Определили способы образования слов.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод? Когда наречия пишутся через дефис? (ответы учеников) Сравниваем ответы со слайдом.

4. Закрепление материала .

Учитель: Обратите внимание, на с.117 помещены слова в рамочке. Что это за слова?

Ученик: Словарные. СЛАЙД

Учитель прикрепляет магнитом на доску словарные слова. (раздать каждому ученику).

Словарные слова

давным–давно

волей–неволей

видимо–невидимо

мало–помалу

точь-в-точь

точка в точку

бок о бок

Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо?

Ученик: Правописание большинства объяснимо.

Учитель: Правописание каких наречий можно объяснить?

Ученик: Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу , а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь.

Учитель дает задание классу: по учебнику из упр. 251на стр. 118 выбираете по два примера и выполняете в тетрадях.

Учитель во время работы детей ходит между рядами, обращает особое внимание на работу слабых детей.

Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам слова-наречия, используя которые вы должны будете составить небольшое сочинение на тему «Любите и берегите природу!» ,буквально 4-5 предложений.

Закончили. Слушаем вас, отвечаем, объясняем правописание наречий.

Молодцы! Постарались.

Заготовки таблиц уже есть у каждого. СЛАЙД ПРОВЕРИТЬ РАЗДАТЬ

Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях » (1,2 группы)

    Укажите, какое слово надо писать через дефис:

а) (в)трое; в) (в)троем;

б) (в)третьих; г) (в)третьей.

    В каком предложении выделенное слово – наречие?

а) Солнце светит по-весеннему.

б) По весеннему небу плывут облака.

3. Как пишутся данные наречия?

(едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)

а) слитно; б) раздельно; в) через дефис.

Работу выполнил(а) ___________________________________

Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях» (1,2 группы)

    Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающихся на -ых (-их) , пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу?

а) (в)низу, (в)право, (в)переди, (в)крутую, (в)даль.

б) (в)третьих, (в)шестых, (в)пятых, (во)первых.

2. Наречия, образованные приставкой по и заканчивающиеся на –ому, -ему, -и, пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу.

а) (по)больше, (по)короче, (по)дальше.

б) (по)царски, (по)боевому, (по)нашему.

3. Найдите правильный разбор наречий по составу:

а) по-весеннему; б) по-весеннему;

в) по-весеннему; г) по-весеннему.

4. В каких предложениях выделенное слово – наречие?

а) (По)весеннему шумит лес.

б) (По)зимнему лесу двигались подводы.

в) (По)летнему лесу приятно идти.

г) Настроение было (по)осеннему грустное.

Работу выполнил(а) ____________________

На выполнение теста отводится 3 минуты.

Ученики сами оценивают свои работы.

Учитель: Проверяем себя сами, сверяемся со слайдом.

Следующий этап работы . На доске написан текст (на партах учеников этот текст имеется) РАЗДАТЬ

(Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают (по)зимнему насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.

Учитель: Назвать наречия, объяснить правописание. Ребята работают в тетрадях и выписывают наречия с вновь изученной орфограммой.

Учитель, обращаясь к отвечающему: Почему ты решил, что по зимнему это прилагательное предлогом? (ответ ученика).

Учитель магнитом прикрепляет распечатанные словосочетания по зимнему (насту) и по-зимнему (одет) Ученик объясняет, используя для примера словосочетания, прикрепленные учителем на доску, что наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному.

Учитель: Так зачем же мы все-таки ставим вопрос?

Ученик: Для определения части речи. (Учитель оценивает ответ учащегося)

Ученик: Действительно, важно определить часть речи, прежде чем делать вывод о написании слова.

Учитель: 3, 4 группы начинают работать с упр. 251 с первой парой предложений, а 1,2 группы, внимание на экран.

Учитель заслушивает варианты предложений и показывает на слайде свой вариант предложений.

    Подведение итогов.

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

    С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

    Когда наречия мы пишем через дефис? (ответы учеников и слайд «Дефис между частями слова в наречиях» см. выше и в презентации)

    Что нового вы сегодня на уроке узнали? (Наречия могут являться в предложении вводными словами, и в этом случае они на письме выделяются запятыми и не являются членами предложения).

Учитель: Цели достигнуты? (на все вопросы, предложенные на слайде дети отвечают утвердительно).

Цели урока достигнуты?

    Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?

    Познакомились с условиями написания наречия через дефис?

    Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

    Умеем отличать наречия от других частей речи?

    Домашнее задание. Слайд.

Упр. 253 (5 предложений) – объяснить

Желающим – дополнительные задания-карточки

Учитель объявляет оценки за урок.

    Рефлексия.

Правило № 1

по- , образованные от полных прилагательных и местоимений и оканчивающиеся на -ому, -ему, -и (-ки, -ьи) .

Например: по- новому , по- вашему , по- английски , по- волчьи , по- латыни .

Следует отличать наречия от сочетаний предлога с прилагательным.

наречие прилаг.

Сравните: По- осеннему шепчут листья. - По осеннему небу плывут облака.

Приставка по- пишется слитно с наречиями, образованными от прилагательных с помощью суффикса -у- : по просту, по маленьку , по тихоньку .

Приставка по- пишется слитно, если наречие образовано от сравнительной степени: побольше , почаще , подешевле , попроще .

Правило№ 2

Через дефис пишутся наречия с приставкой в-(во-) , образованные от порядковых числительных и оканчивающиеся на -ых (-их) .

Например: во-первых, во-вторых, в-пятых, в-десятых, а также наречия в-главных, в-последних (они включаются сюда по аналогии).

Правило№ 3

Через дефис пишутся наречия с приставкой кое- или суффиксами -таки, -то, -либо,

-нибудь .

Например: кое- как, кое- где, всё-таки , как-то , куда-либо , как-нибудь .

Правило № 4

Через дефис пишутся наречия, образованные при помощи повтора :

Повторением слова: чуть-чуть, еле-еле, едва-едва, громко-громко .

Повторением основы слова: давным-давно, как-никак, крепко-накрепко, мало-помалу .

Сочетанием синонимичных слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову, тихо-смирно, худо-бедно, с бухты-барахты.

Если в состав наречного сочетания входит предлог, т. е. оно состоит из существительного, предлога и еще одного существительного, то данное сочетание пишется раздельно.

Например: бок о бок, след в след, с глазу на глаз, тютелька в тютельку .

Исключение: точь-в-точь .

Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из двух существительных, одно из которых стоит в форме И.п., а другое - в форме Т.п.: честь честью, чин чином, дурак дураком, чудак чудаком.

Если в середине наречия, образованного при помощи повтора, стоит частица -то , то один дефис опускается. Например: подобру-поздорову , но подобру-то поздорову .

Через дефис пишется технический термин на-гора .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнения № 251, 253, 254. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед - (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г). 1. В городе было не (по) праздничному тихо (М. Г.). 8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи... (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по) трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по) соседски... (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы... (Купр.). 13. На такой плешине, (по) моему, и должен был находиться бекас (Пришв.). 14. Долго (по) пустому ходили охотники и расстреляли весь свой задор (Пришв.). 15. Сначала все было (по) прежнему тихо (Кор.). 16. Одет он был (по) дачному: без воротничка, полотняные туфли (Эр.).

Задание № 2. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест(на)крест, точь(в)точь, бок(о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, расстались (по)приятельски.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с условиями написания наречий с приставками через дефис.
  • Формировать умения писать при определенных условиях наречия через дефис.

Учащимися изучаемой орфограммы.

  • Учить анализировать ошибки.
  • Развивать внимание, зрительную память
  • Учить ответу по предложенной схеме
  • Воспитывать интерес к русскому языку
  • Учить наблюдательности, аккуратности при работе в тетрадях

Оборудование: презентация «Дефисное написание в наречиях»

Ход урока

  • Организационное начало урока

1. Проверка домашнего задания

Проверить составленные словосочетания с предложенными словами: (железно)дорожный, (пусто)головый, (юго)восточный, (пол)литровый, (кое)кто, (светло) синий, (художественно)литературный, (кто)то. Объяснить написание.

а) Словарная работа по повторению изученного материала

Записать словосочетания. Объяснить правописание суффикса на конце наречий.(слайд 3)

  • Накормить досыт…, посмотреть искос…, расположить справ…, снов… начать, изредк… прикасаться.
  • Вырастить занов…, возвращаться затемн…, вытереть насух…, запереть наглух…, взглянуть искос…

Объяснить доходчив…, глядеть испуганн…, вскрикнуть сдержанн…

II.Работа по теме: Записать предложения на доске и в тетрадях.

По-прежнему шел сильный дождь. С другом по-братски, с врагом по-солдатски. (Пословица).

Ребята, при написании каких слов вы встретили сложности? (По-прежнему, по-братски, по-солдатски).
Верно, поэтому тема нашего урока … «Дефис между частями слова в наречиях».

1.Работа с таблицей «Наблюдаем вместе» (слайд 4)

Приставка

Суффикс

Наречие

По -

Ому, -ему, -цки,

Ски, -ьи

По -мо ему , по -рыба цки , по -лис ьи

В – (во-)

Ых, -их

Во -втор ых

В -треть их

Кое-

То, -либо,

Нибудь

Кое -где, куда- либо , как- то , сколько- нибудь

Повтор

Мало-помалу

Исключения

Бок о бок

Точь-в-точь

  • Первичная проверка знаний. (Под диктовку) Словарно-объяснительная работа: (на доске и в тетрадях)

Тепло по-весеннему; сделать по-своему; плакать по-ребячьи; по-осеннему хмурые дни; встретить по-дружески; устроиться по-походному; выть по-волчьи; по-настоящему отдохнуть; чуть-чуть шевелится; уйти далеко-далеко; сделать точь-в-точь; едва-едва колышется; мало-помалу; сделать кое-как; видимо-невидимо; пристроиться где-нибудь.

  • Творческая работа . Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу:

Гл.+ наречие. (устно) (слайд 5)

  • Поступил, как товарищ. (Поступил по-товарищески)
  • Поступил, как друг.(Поступил по-дружески)
  • Решил подстричься, как прежде.(Подстричься по-прежнему)
  • Решил одеться, как в старые времена(Одеться по-старому)
  • Получилось, как ты предполагал.(Получилось по -твоему)
  • Выборочно-распределительная работа

(повторение написания неопределенных местоимений и сложных прилагательных) (слайд 6)

Задание: распределить в 2 столбца

1-дефисное написание наречий

2-дефисное написание неопределенных местоимений и прилагательных

Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во–первых.

  • Закрепление. Самостоятельная работа с учебником, упр.251. Предварительно разобрать написание выделенных слов.

III. Подведение итогов.(Слайд 7)

Написание синквейна. (Слайд 8). Выставление оценок.

Домашнее задание. Упр.253 (Слайд 9)

Предварительный просмотр:

Дефис между частями слова в наречиях Приставка Суффикс Наречие По- -ому, -ему, -цки, -ски, -ьи По -моему, по -рыбацки, по -лисьи В-(во-) -ых, -их Во -втор ых В -треть их Кое- -то, -либо, -нибудь Кое -где, как- то, куда- либо, сколько- нибудь Повтор - Мало-помалу Исключения - Бок о бок, точь-в-точь

Замени предложения словосочетаниями Поступил, как товарищ. Поступил, как друг. Решил подстричься, как прежде. Решил одеться, как в старые времена. Получилось, как ты предполагал.

Распределите в 2 столбца: 1. Наречия 2. Местоимения и прилагательные Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во –первых.

Подведение итогов Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы поставленных целей?

Синквейн (франц.) – нерифмованное стихотворение 1 . Тема, предмет (одно существительное) 2. Описание предмета (два прилагательных или причастия) 3. Характеризуется действие предмета (три глагола) 4. Отношение автора во фразе 5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Домашнее задание П.42, упр.253


Не так часто, но все-таки иногда приходится ставить дефис между частями слова в наречиях. Именно этому и будет посвящен предлагаемый вашему вниманию материал.

Определение

В некоторых ситуациях приходится ставить дефис между частями слова в наречиях. Русский язык имеет определенные правила, которые подобные случаи регламентируют. Рассмотрим подробней примеры, когда появляется такая необходимость. Первое, на что обратим внимание, это дефис. Данным термином называют орфографический знак, который на письме обозначают небольшой горизонтальной черточкой, предназначенной для разделения частей в составе сложного слова. В предлагаемой статье рассмотрим случаи, когда ставим дефис между частями слова в наречиях.

Основные правила

Итак, дефис между частями слова в наречиях ставится тогда, когда они образованы от прилагательного и местоимения с приставкой по- и имеют в составе слова суффикс -ему, -ому, -ьи, -и, -ск. Приведем возможные примеры такого написания: по-твоему, по-вашему, по-летнему, по-боевому, по-змеиному . В приведенных случаях видно, что присутствует приставка по- и суффиксы, описанные выше по тексту.

Во вторую группу можно отнести наречия, которые образованы от порядковых числительных с приставкой в- (во-). Приведем несколько примеров: в-десятых, во-вторых, в-пятых, во-первых. Пример: Во-первых, будьте внимательней, во-вторых, смотрите по сторонам, в-третьих, пристёгивайте ремень безопасности.

В условно обозначенную нами третью группу относят наречия неопределенной формы, которые включают постфиксы -то, -нибудь, -либо или же приставку кой-/кое-. Основные примеры правописания с дефисом между частями слова в наречиях: где-то, когда-то, где-либо, когда-нибудь, где-нибудь, отчего-то, отчего-нибудь. Например: Откуда-то сверху капала вода .

В-четвертых, дефис ставится в наречиях с частицей -таки и в слове все-таки. Приведем такие примеры: наконец-таки, все-таки, совсем-таки, так-таки .

В-пятых, дефис ставится в наречиях, которые образованы путем повторения одного слова с однородной основой. Рассмотрим следующие примеры написания с дефисом между частями слова в наречиях: тихо-тихо (очень тихо - смысловое значение), давным-давно (очень давно), сильно-сильно (очень сильно). Например: жили давным-давно старик со старухой.

В эту же группу относят наречия с одной общей основой, но осложненные разнообразными приставками и суффиксами, а именно: чисто-начисто, крепко-накрепко, худо-бедно, подобру-поздорову. Например: Убирайся ты подобру-поздорову ; Запомни этот стих крепко-накрепко . На этом примере можно видеть дефис. Кстати, тире между частями слова в наречиях не применяется. в виде более длинной горизонтальной чёрточки, который отделяет слова или части предложения.

Исключения из правил

В данном случае следует обратить внимание на такой момент: описываемую часть речи с приставкой по- следует писать слитно, если они были образованы от кратких прилагательных. Приведем примеры: поровну, помаленьку. Буханку хлеба мы делили поровну .

Также слитно пишутся слова данной части речи, которые образованы от степени сравнительной имен прилагательных: побольше, поновее. Дайте мне порцию побольше. Хотелось бы получить книги поновее .

И по- с некоторыми местоимениями: поэтому (образованное от местоимения этот), потому (образованное от местоимения тот), посему (от местоимения сей).

Сходства и различия

Обратите особое внимание на следующий факт: необходимо уметь отличать наречия, которые в обязательном порядке пишутся через дефис, от наречных сочетаний, которые, в свою очередь, состоят из форм творительного и именительного падежей имени существительного. Такие сочетания следует писать раздельно. Приведем такие примеры: змея змеей, честь честью, туча тучей, волк волком, клин клином, чин чином .

Сравните следующие виды данной части речи, составленные путем повторения одного и того же слова, которые необходимо писать через дефис. Данные слова не образованы от имен существительных: белым-бело, светлым-светло, черным-черно . В этом случае необходимо ставить дефис между частями слова в наречиях.