Правила повторения пройденного. Сколько раз повторять или почему дети нас не слышат. Какая информация запоминается легче всего

Вам знакома следующая ситуация?

Вы изучили новый материал. Все показалось вам простым и понятным. Но через некоторое время вам сложно вспомнить правило, вы начинаете путаться, и вам приходится разбираться в нем еще раз. Из-за этого ваше обучение двигается медленно.

Как этого избежать?

В обучении английскому языку очень важную роль играет повторение материала. Ведь именно повторение позволяет закрепить материал и надолго запомнить его.

В статье я дам вам 6 советов, как не растерять то, что изучено. Это позволит вам быстрее освоить язык.

Для начала давайте подробнее остановимся на том, зачем нужно повторение.

Зачем повторять материал при изучении английского языка?


Почему при изучении языка так важно повторять пройденный материал?

Для этого есть 2 весомые причины:

1. Повторяя материал, вы сразу выявляете все непонятые моменты

Иногда материал сложно понять с первого раза. Поэтому бывает так, что вам кажется, вы полностью поняли правило. Но потом вы все равно путаетесь в его использовании.

Это значит, что в материале остались какие-то непонятые моменты. И если вы с ними не разберетесь, то очень скоро забудете все, что прошли.

Повторяя материал, вы сразу выясните, что вы недостаточно поняли, и сможете разобрать это еще раз.

2. Повторяя материал, вы тренируете его использование и запоминаете его

Например, почему мы можем легко и быстро построить одно предложение, но нам нужно очень долго думать прежде, чем использовать другую конструкцию?

Просто потому, что мы легко можем использовать тот материал, который не один раз повторили и проговорили в собственной речи.

Давайте рассмотрим пример.

Прямо сейчас ответьте на вопрос:

На этот вопрос вы на автомате ответите:

I am from…Russia/Moscow.
Я из…России/Москвы.

Почему вы не задумаетесь над этим ответом?

Вы слышали этот вопрос миллион раз и столько же отвечали на него. То есть вы уже повторили его очень много раз. Поэтому ваш ответ был быстрым и уверенным.

Правильно и регулярно повторяя материал, вы сможете добиться такого со всеми английскими конструкциями.

Итак, как же эффективно повторять материал?

Совет №1: Закрепляйте изученный материал письменно

После прохождения материала обязательно закрепите его использование на следующий день. Делать это лучше всего письменно.

Если вы изучали правило, то составьте предложения, используя его. Если же вы изучали слова, то составьте предложения с этими словами.

Лучше всего, если у вас есть человек (например, ваш преподаватель), который проверит вашу работу и скорректирует ошибки.

Важно: Если вы не делаете домашние задания (закрепление материала), то вы попусту тратите своё время. Нельзя выучить английский, не делая его.

Ведь именно домашняя работа позволяет закрепить материал и выявить непонятые вами моменты.

Совет №2: Повторите новый материал на следующем занятии

Начните новое занятие с повторения материала, который вы изучили в прошлый раз.

При этом не нужно заново повторять правила. Конечно, если ваша письменная работа не выявила каких-то пробелов и недопонимания.

Самый лучший способ - это повторить материал, используя его. Для этого можно составить небольшой рассказ или диалог.

Например, на прошлом занятии вы прошли время Present Simple (настоящее простое) и список слов «Домашние обязанности».

Расскажите о том, что обычно вы делаете по дому, а с чем помогают другие члены семьи. Что из домашних обязанностей вам нравится, а что нет. Как часто вы делаете что-то по дому. Используйте как можно больше новых слов и конструкций.

Такой рассказ не займет более 15 минут, но зато вы не только повторите материал, но и научитесь рассказывать с помощью него о своей жизни.

Совет №3: Устраивайте отдельные дни для повторения


Новый материал сложно запомнить с первого раза. Поэтому обязательно устраивайте дни повторения. Например, раз в неделю повторяйте материал, который прошли за это время.

Также как и в предыдущем пункте, старайтесь повторять материал, используя его в речи.

Если вы чувствуете, что при этом какое-то правило вам использовать сложно, то обязательно отметьте эту конструкцию, и потом разберите ее еще раз.

Важно: Если разбираясь заново с этим правилом, вы чувствуете, что запутались и вам все равно тяжело его использовать, то вернитесь на шаг назад.

Значит пробелы находятся в том правиле, которое вы изучали до этого.

Например, если вы не можете составить специальный вопрос со словами (what, where, who, when, how), то вернитесь к обычным вопросам.

Совет № 4: Занимайтесь регулярно, не делайте больших перерывов

Чем чаще вы занимаетесь, тем легче вам будет запомнить пройденный материал. Если вы занимаетесь два раза в неделю, значительную часть следующего занятия вам придется потратить на повторение, так как вы будете забывать материал.

Лучше всего заниматься каждый день: разбираете новый материал, закрепляете на следующий день. Тогда вы сможете двигаться намного быстрее.

Важно: Не делайте больших перерывов в занятиях. Особенно критично это для людей, которые только начали изучение языка.

Представьте, что после месяца обучения вы решили сделать перерыв, например, на 4-6 недель.

В итоге вам придется начинать учить язык практически с нуля, так как после такого перерыва многое из пройденного материала вы даже и не вспомните. А значит потраченные время и труд будут напрасными.

Так вы сможете постоянно практиковаться и повторять материал. Например, пока едете на работу, мысленно описывайте людей рядом с вами: как они выглядят, во что одеты, чем занимаются. Описывайте улицы, по которым вы идете. При этом используйте тот материал, который вы недавно изучили.

Совет №6: Впишите английский в повседневную жизнь

Чтобы повторять материал, вам не обязательно выделять отдельное время. Вы можете это делать в перерывах между делами. Например, пока едете на работу, готовите еду, ходите по магазинам и т.д.

А если вы возьмете в привычку делать на английском то, что вы делали на русском, то вам вообще не придется искать время на отдельные занятия языком.

Например:

  • Ищите на английском информацию в поисковике
  • Смотрите фильмы и сериалы на английском
  • Читайте статьи и книги на английском
  • Смотрите и читайте новости на английском

Так вы будете практиковать и повторять свой английский язык без затраты времени.

Итог

Итак, повторение материала - неотъемлемая часть в обучении. При этом очень важно правильно и вовремя повторять пройденные темы.

Чтобы эффективно повторять материал, вам нужно:

1. Письменно закреплять отработанный материал (в виде домашних заданий)

2. Уделить 10-15 минут на следующем занятии, чтобы использовать пройденный материал

3. Устраивать отдельные дни для повторения

4. Заниматься регулярно, не делать больших перерывов

5. Приучать себя думать на английском языке

6. Вписать английский язык в свою жизнь и использовать его

Эти советы помогут вам, как следует закрепить материал, и вы сможете легко и быстро использовать его в жизни.

    Подготовку начинайте с поиска источников, в которых содержатся ответы на вопросы экзаменационного списка: конспектов, учебных и методических пособий и др.

    В списке напротив каждого вопроса отмечайте номер страницы литературного источника, в котором содержится ответ на вопрос.

    Рядом с выученным вопросом ставьте «+», если вопрос вызывает затруднения-«?» .Так вам будет легче ориентироваться.

    Выбирайте в первую очередь самые трудные для себя вопросы, т.к. потом у вас не будет времени их подготовить. То, что знаете хорошо, повторите в самом конце подготовки.

    Если любите писать шпаргалки - ПИШИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ, есть вероятность, что в голове что-нибудь осядет

    Для устного экзамена полезно проговорить ВСЛУХ все билеты. Убьете таким образом кучу зайцев: запомните лучше материал, научитесь формулировать свои мысли и почувствуете себя гораздо увереннее.

    Не игнорируйте консультации по предмету накануне экзамена, т.к. сложные билеты всегда можно обсудить с преподавателем.

    Повторять материал по второму кругу лучше не одному, а с одногруппниками - выше вероятность, что лучше усвоите трудные вопросы.

4. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи – саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.

5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, ибо в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.

6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения.

Правила повторения материала:

    про себя или вслух рассказывать материал;

    ставить самому себе различные вопросы (и почаще) и отвечать на них, руководствуясь программой (применять самоконтроль);

    делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;

    рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;

    повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.

Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал „ отстоялся” в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения.

7. В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся гигиенического режима, чередуй труд и отдых.

Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает надежного запоминания. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти. Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее.

Перечислим следующие основные закономерности запоминания:

  • После процесса запоминания длинного ряда в общей сложности по памяти хорошо воспроизводятся его начало и конец. Специалисты называют это явление «эффектом края».
  • Ассоциативная связь впечатлений и их последующее воспроизводство зависят от того, насколько эти впечатления представляют собой логически связанное целое или разрозненные части.
  • Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Лучше распределять такие повторения во времени (например, в течение нескольких часов или дней).
  • Новое повторение лучше всего содействует запоминанию выученного раньше.
  • С углублением внимания к запоминаемой информации число повторений, нужных для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, но недостаток внимания не может быть компенсирован ростом количества повторений.
  • Без особого труда прекрасно запомнится то, что интересует человека. Особенно явственно эта закономерность обнаруживается в зрелом возрасте.
  • Лучше запоминаются исключительные, удивительные впечатления, чем обыкновенные события, с которыми мы часто сталкиваемся.
  • Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Со временем оно может видоизмениться. Вступая в связь с прочими впечатлениями и оказывая на них воздействие, первичное впечатление претерпевает определенные изменения.

При запоминании материала необходимо помнить следующее:

  • Люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.
  • Запоминать нужно осознанно.
  • Интересуйтесь только тем, что хотите запомнить, не стараясь удержать в памяти как можно больше.
  • Всю информацию для запоминания классифицируйте и располагайте в логическом порядке.
  • Не стоит заучивать незнакомый материал сразу полностью. Заучивая по частям, вы сэкономите время.
  • Нерешенные задачи и незавершенные дела запоминаются проще, так как незавершенные действия создают в подсознании определенное напряжение и мешают сосредоточиться на чем-то другом.
  • Совершенствованию памяти и мышления способствует хорошо развитая речь.
  • Запоминаемый материал не только читайте, но и пересказывайте.
  • Работайте в таком порядке: один раз прочитать, затем три раза пересказать. Чтение без пересказа с целью запоминания информации - часто пустая трата времени.
  • Пересказ - это и развитие речи, и тренировка памяти. При пересказе мозг активно обрабатывает информацию, а при повторном чтении сил требуется немного. Мозг «узнает» знакомый материал.
  • Хороший эффект достигается при обратном пересказе, когда клетки головного мозга работают еще активнее.
  • Сочетание визуальных и вербальных образов с записями облегчит вам процесс запоминания.
  • Услышанное вспоминается быстрее, чем увиденное, но последнее более устойчиво. А вот конкретные данные лучше фиксировать.
  • Сухие понятия отягощают процесс запоминания.
  • Превратите процесс запоминания в забавную и познавательную игру. Тогда запоминание будет прочным, а воспроизведение - несложным.
  • Беспокойное состояние человека может мешать припоминанию.
  • В идеале источник информации должен находиться со стороны правого уха, которое передает слуховые импульсы в речевые центры быстрее левого.
  • Утром (с 6 до 8 ч.) хорошо запоминаются незначительные факты, а после полудня (с 12 до 15 ч.) - не только мелкие, но и существенные.
  • Периоды отдыха при запоминании снимают усталость, повышают интерес к предмету.

Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает гарантии того, что образованные ассоциации в последующем будут активизированы. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти.

Усвоенную информацию можно повторять по-разному: пересказать ее кому-либо, перечитать или прослушать повторно. Но если вы однажды осмыслили содержание полученной информации и проговорили его, то можете быть уверены: информация осталась в памяти.

С течением времени нервные образования, в которых хранится вся информация, не исчезают, не уменьшаются, но ухудшается пропускная способность нервных волокон, по которым проходит сигнал во время припоминания. Это приводит к тому, что вы с трудом будете «доставать» информацию из нервных образований.

Бороться с этим можно следующим образом:

  • повторять содержание текста;
  • обновлять взаимосвязи между отдельными мыслями и фактами текста.

Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее:

  • чем больше времени проходит после чтения (или последнего повторения), тем меньше становится объем информации в памяти. Быстрее информация уходит из памяти именно в первые минуты после усвоения;
  • медленнее информация забывается после очередных повторений;
  • чем проще и интереснее информация, тем легче она усваивается, тем меньше времени и усилий затрачивается на повторение и восстановление информации в памяти;
  • ранее усвоенная информация быстрее восстанавливается в памяти после каждого последующего повторения;
  • с каждым повторением информация откладывается в памяти все в большем объеме;
  • чем меньше времени пройдет после последнего повторения, тем быстрее и легче восстанавливается информация.

Оптимальными перерывами между повторениями можно назвать следующие:

  • первое повторение - через 15-20 мин после окончания работы с текстом. Причем трудный материал лучше повторить через 10-12 мин., а легкий или интересный - через 25-30 мин.;
  • второе повторение - через 6-10 ч. после первого повторения (сложный материал - через 4-5 ч., легкий - через 11-14 ч.);
  • третье повторение - через 20-30 ч. после второго (интересный материал - через 36 ч., а трудный - через 16-18 ч.).

Если материал для запоминания большой, разбейте его на два неравных раздела и работайте с каждым из них отдельно, выбрав один из вариантов:

  • В течение двух дней : первый день - изучение и повторение частей первого раздела, второй день - изучение и повторение второго раздела.
  • В течение трех дней : первый день - изучение и повторение первого раздела, второй день - изучение и повторение второго раздела, третий день - повторение всего материала.
  • В течение пяти дней : первый день - изучение и повторение первого раздела, второй день - одно повторение первого раздела, третий день - изучение и повторение второго раздела, четвертый день - одно повторение второго раздела, пятый день - повторение всего материала.

Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо ее периодически повторять :

  1. Повторить сразу же после ее восприятия , так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие за восприятием. После запечатления информации припомните ее и сравните с первоисточником. Этот процесс называется контрольным припоминанием . Прежде чем закреплять определенные сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Если при запоминании обнаружились пропуски или неточности, поработайте лишь над той информацией, которая припомнилась с ошибками или вообще исчезла из памяти. Только при полной уверенности, что вся информация находится в памяти, можно приступать к ее закреплению.
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо удлинять . Если первое повторение делают сразу после запоминания, то второе - примерно через 40-60 мин., третье - в этот же день (примерно через 3-4 ч.), четвертое - на следующий день.

Не пугайтесь большого количества повторений. Извлекать из памяти намного интереснее, чем пытаться запомнить что-то обычным методом. Мысленное повторение можно осуществлять где угодно: за обедом, на прогулке, при поездке в любом транспорте. На каждое новое повторение времени затрачивается меньше. Чтобы восстановить в памяти изученное, достаточно бывает лишь беглого взгляда.

Принятое в средней бесконечное повторение отупляет: слишком часто и однообразно повторяется одно и то же. Каждое повторение должно отличаться друг от друга.

Оптимального временного ритма повторения для всех не существует. Для того чтобы найти свой ритм, необходимо делать повторения достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы энергия не тратилась впустую. Когда вы начинаете забывать материал, наступает идеальный момент для повторения.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй - три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей - два чтения и два пересказа, в четвертой - один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение материала - пустая трата времени. Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.» Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Повторение является важнейшим этапом закрепления запоминаемого текстового или речевого материала и его прочного сохранения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Исследования психологов позволили выявить некоторые закономерности процесса повторения . Перечислим их.

  • Во-первых, установили, что заучивание протекает неравномерно : вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое снижение. При этом это снижение носит временный характер, т.к. с новыми повторениями увеличивается способность к припоминанию.
  • Во-вторых, заучивание идет скачками . Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании. А потом при последующих повторениях происходит резкое увеличение объема запоминаемого материала. Это можно объяснить тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии, сначала бывают недостаточными для припоминания. Потом же, после нескольких повторений, влияние этих следов сказывается сразу. И, как следствие, человек припоминает большое количество информации.
  • В-третьих, если материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть, запоминается быстро. А оставшаяся, более трудная часть, требует большего количества повторений.
  • В-четвертых, если материал сложный, то процесс запоминания протекает сначала медленно, а потом быстро. Это можно объяснить тем, что эффект от первых повторений недостаточен, и объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных повторениях.
  • В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала прочность и длительность его сохранения многократно возрастают.

Кроме указанных выше закономерностей процесса повторения существуют еще условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Прежде всего, очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным . Для этого перед обучающимися ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Следует отметить, что при активном повторении активизируются сформировавшиеся связи. В результате процесс запоминания протекает более качественно. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста.

Пересказ - это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй - три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей - два чтения и два пересказа, в четвертой - один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение учебного материала - пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.»

Следует отметить разницу между мнемотехническим повторением и повторением в привычном значении этого слова.

Обычно мы повторяем, чтобы запомнить, а мнемонисты повторяют, чтобы сохранить уже запомненное. Они запоминают материал без ошибок еще до повторения и повторяют для того, чтобы сохранить его в памяти. Точную информацию можно повторить по-разному. Выделяют два уровня мысленного повторения.

  • Первый уровень. Мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций («ключи») . Так, например, на последовательность предметов («метод Цицерона») может быть закреплена любая последовательность, к примеру, список дел. Вспомнив последовательность предметов, мы вспомним и список дел. На такое мысленное повторение уходит обычно всего несколько секунд.
  • Второй уровень. Повторение с припоминанием всей информации. При этом вспоминаются не только вертикальные последовательности, но и горизонтальные. Весь материал повторяется мысленно от начала до конца. В том случае, если вы запоминали большой объем точной информации и на его воспроизведение понадобится много времени, то вам нужно разбить его на части. Сначала повторите первую часть, потом сделайте перерыв. Затем вторую часть и сделайте перерыв, и т.д. Довольно часто у обучающихся не хватает терпения или сил повторить весь большой материал, они быстро устают и начинают очередное повторение с самого начала. Поэтому мы рекомендуем повторять с того места, где вы остановились, т.е. прекратили повторение.

Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени . В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени.

Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и силы, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа - концентрированным, вторая - распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе - только 10, т.е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года. А для того, чтобы не снизилась активность обучающихся, они используют разные приемы повторения, включая материал в новые связи.

Заучивать материал сразу, до конца и полностью мы бы не советовали. Куда полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все. А лишь спустя некоторое (пусть и небольшое) время можно обратиться к нему уже с целью заучивания. Такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества повторений, необходимых для полного овладения материалом. С чем же это связано?

В психологии существует такое понятие, как реминисценция . Суть этого явления состоит в том, что в процессе отсроченного воспроизведения появляются элементы, которые не были воспроизведены тотчас после предъявления материала. Другими словами, через некоторое время вспоминается больше, чем вспомнилось сразу. Таким образом, продуктивность отсроченного воспроизведения (через некоторое время) гораздо выше непосредственного после запоминания. В промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.

Чем более полно и жестко запоминается материал, тем меньше вероятность возникновения реминисценции, улучшения отсроченного воспроизведения. Это, впрочем, и естественно: если вы «задолбите текст намертво», дословно, то улучшаться отсроченному воспроизведению уже некуда, а вот ухудшаться - это, пожалуйста, что оно исправно и делает. Именно с этим обстоятельством и связано требование - не сразу, по строчке, по абзацу или как вы привыкли работать, заучивая какой-либо текст, доводя воспроизведение до абсолютного результата. Это во всех отношениях вредно.

Эксперимент. Попробуйте испытать себя сами. Один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите процентов на 60-70 и устройте перерыв, дайте памяти возможность в этой специально вами устроенной паузе в череде утомительных повторений без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

Теперь о временных аспектах повторения . Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия, если их не закрепить повторением. Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания. Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье - через 6 - 8 часов (в день запоминания), четвертое - на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье - через 3 - 4 часа (в день запоминания) и четвертое - в течение следующего дня. Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день «крутить ее в голове». Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения - обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.

Принципы рационального повторения

Основные приемы запоминания могут быть разделены на две большие группы: методы, связанные с интеллектуальной работой над запоминаемым материалом, и методы, представляющие собой чисто мнемотехнические приемы, применяемые там, где материал не подлежит смысловому анализу или где требуется специальное заучивание терминов, фактов и т.п. Познакомьтесь с принципами рационального повторения информации.

1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. В первый день не обязательно «вгрызаться» в каждую запятую. Достаточно беглого, быстрого прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще нам предстоит заучить. И главное, если вспомнить все, что ранее говорилось на тему повторения, то становится ясно, что дни, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, может быть, даже важнее для его запоминания, чем «рабочие дни». В эти дни якобы безделья, хотите вы этого или нет, вы думаете о том, над чем работаете, у вас формируется отношение к заучиваемому материалу, а это и есть самое главное в заучивании.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом , при этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации буквально «пропитаться» установкой на определенную длительность хранения информации в доступном виде, чтобы экзамен не прошел по схеме «прокукарекал, а там хоть и не рассветай».

Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки информация заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним. Практический опыт показывает, что время, отведенное на подготовку к экзамену, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного, да еще в стрессовой ситуации выучивания предмета. Чтобы повысить продуктивность этого процесса, в таких обстоятельствах учащиеся нередко беспощадно эксплуатируют свою память, не считаясь с возможностями и особенностями своего организма. Самое печальное, что кажущиеся успехи в усвоении знаний при этом - иллюзия, которая существует только при наличии особого эмоционального состояния в связи со сдачей экзаменов. Исчезает эта часть программы воспроизведения - исчезают и знания, то есть становятся недоступными воспроизведению. Исчезают, потому что о ключе к их воспроизведению не позаботились. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее воспроизведения рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз на следующий день, через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.

4. Советуем применять комплексный учебный метод. Большие количества информации можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п., обрекая, таким образом, заучиваемый материал на интерференцию с самим собой. Кроме того, в ситуации «шинковки» материала на самостоятельные, не связанные между собой по смыслу куски, то есть при использовании частичного учебного метода, информация дробится и вырывается из общего контекста, из, как правило, все-таки существующей общей логики заучиваемого рассказа, теоремы и чего угодно. Это формальное деление только по признаку объема (размера) того или иного запоминаемого фрагмента, лишь затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений.

При комплексном учебном методе вся информация, например текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, - и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается. И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько «пробежать» весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором - повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей.

  • Лидерство и Менеджмент

Ключевые слова:

1 -1

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

Вас это заинтересует: