Потери люфтваффе на восточном фронте и западном. Потери люфтваффе на восточном фронте

Воздушные победы

Как уже отмечалось в 1-й части, количество воздушных побед, одержанных боевыми частями одноместных истребителей на Советско-Германском фронте было подсчитано по многотомнику "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" авторского коллектива, возглавляемого Йоханом Прином. Составление максимально полного и достоверного перечня воздушных побед немецких истребителей в ВМВ является одной из главных задач, которые поставили перед собой авторы этого исследования. И им действительно удалось добиться больших успехов в ее решении, существенно уточнив и дополнив публиковавшиеся ранее данные. Однако, для того, чтобы заполнить все белые пятна в этом вопросе, доступного авторам массива документов оказалось недостаточно.

Эксперты 6./JG 5 у самолета Bf 109F-4 "желтая 12" командира отряда лейтенанта Генриха Эрлера, аэродром Петсамо(советское название - Луостари), конец августа - начало сентября 1942 г.
Слева направо - фельдфебель Альберт Бруннер (53 воздушные победы, сбит и погиб в воздушном бою под Мурманском 7.05.1943); неизвестный; вероятно, фельдфебель Рудольф Мюллер (94 воздушные победы, сбит в воздушном бою под Мурманском 19.04.1943 и взят в плен, погиб в плену 21.10.1943); лейтенант Генрих Эрлер (208 воздушных побед, погиб в воздушном бою под Штендалем 4.04.1945 при отражении дневного налета американских тяжелых бомбардировщиков); унтер-офицер Ганс-Генрих Дёбрих (65 воздушных побед, сбит и тяжело ранен в воздушном бою к западу от полуострова Рыбачий 16.07.1943, после излечения в боевых действиях не участвовал).
Из всех частей немецкой истребительной авиации, действовавших на Советско-Германском фронте в период 1941-1943 гг., меньше всего известно о победах, одержанных летчиками JG 5. В сохранившихся перечнях воздушных побед, составленных отделом личного состава Верховного командования Люфтваффе, можно найти только небольшую часть побед этой эскадры, а большинство документов действовавших на Советско-Германском фронте Stab/JG 5, II./JG 5 и III./JG 5 было уничтожено в конце войны. Важнейшим источником информации о победах этих частей являются ежедневные донесения офицера связи Люфтваффе при штабе 20-й горной армии (до июня 1942 г - армия "Лапландия"). К сожалению, эти донесения сообщают только об общем количестве побед, одержанных за день, фамилии одержавших победы летчиков в них отсутствуют.


Процесс официального подтверждения воздушных побед в Люфтваффе был многоступенчатым и занимал довольно много времени. После того, как на основе заявки летчика составлялся рапорт об уничтожении вражеского самолета (Abschussmeldung), его должен был подписать непосредственный командир одержавшего победу летчика (в случае рядового летчика - командир отряда) и отправить на утверждение в вышестоящий штаб. Если рапорт утверждали во всех вышестоящих штабах, то он в конце концов оказывался в отделе личного состава Верховного командования Люфтваффе(OKL), где принималось окончательное решение и, если оно оказывалось положительным, выпускалось официальное уведомление о подтверждении победы. Вполне естественно, что на каждом уровне командования велись свои перечни, в которые включали все победы, утвержденные на этом уровне и переданные на рассмотрение в вышестоящий штаб. В случае, если вышестоящая инстанция принимала решение об отказе в подтверждении победы, информация об этом передавалась по цепочке подчиненным штабам, и соответствующая победа исключалась из их перечней. Весь процесс мог занимать от нескольких недель до года и более. Известны случаи, когда отказ в подтверждении победы приходил из Берлина спустя год после даты, когда она была заявлена.

К сожалению, далеко не все перечни воздушных побед OKL сохранились после войны и доступны для изучения. Поэтому для получения недостающих данных авторы исследования использовали большое количество сохранившихся документов различных частей, соединений и объединений Люфтваффе - перечни побед истребительных эскадр, авиационных дивизий, корпусов и воздушных флотов, их ЖБД и ежедневные донесения и т.п. Составленные по результатам этой работы перечни включают следующее количество побед, одержанных боевыми частями одноместных истребителей Люфтваффе на Советско-Германском фронте:




В эти перечни включены только те заявки, донесения о которых были направлены в OKL. Заявки, которые не были подтверждены на уровне штаба группы, эскадры, соединения или объединения в перечнях присутствовать не должны (но могут там быть в связи с неполнотой информации имеющейся у авторов исследования и вызванными этим ошибками). Минимально-необходимая информация о воздушной победе, которая должна быть известна для включения ее в перечень - это дата, когда она была одержана и часть, которая ее заявила. К сожалению, о некоторых победах неизвестно и этого. Количество таких, отсутствующих в перечнях побед, заявленных боевыми частями одноместных истребителей на Советско-Германском фронте в рассматриваемый нами период времени можно оценить в несколько сотен - или не более чем 1-2% от общего количества заявленных побед (в частности, в исследовании приводятся данные о известных авторам 212 победах, одержанных в 1941-1942 гг., которые не вошли в перечни). В дальнейшем в данной работе эти не вошедшие в перечни победы мною нигде не учитываются.

Общее количество воздушных побед (вторая колонка) включает все известные авторам исследования и включенные в перечни заявки немецких истребителей, за исключением указанных в четвертой колонке заявок, которым было отказано в утверждении. Третья колонка - победы подтвержденные OKL - включает только те победы информация о подтверждении которых содержится в доступных авторам исследования документах. Разница между числами во второй и третьей колонке состоит из:

Заявок, которые были подтверждены OKL, но информация о подтверждении которых у авторов отсутствует;

Заявок, решение по которым не было принято на момент составления доступных авторам документов. Как уже отмечалось, процесс подтверждения воздушной победы мог занимать более года. Так, в перечнях воздушных побед OKL, датируемых концом 1944 - началом 1945 года, встречаются победы, заявленные еще в 1942 г. и все еще находящиеся на рассмотрении. Именно этим объясняется большая разница между цифрами во второй и третьей колонками для 1943 г. По большому количеству побед, заявленных в течение этого года окончательное решение так и не было принято;

Заявок, по которым было принято решение об отказе в утверждении, но информация об этом отсутствует в доступных авторам документах либо ее недостаточно для того, чтобы идентифицировать заявку по которой было принято это решение и исключить ее из общего количества побед.

В колонке с заявками, которым было отказано в подтверждении учтены только те отказанные заявки, по которым у авторов было достаточно информации для их идентификации. Здесь же учтены заявки по которым, по мнению авторов, OKL должно было принять отрицательное решение, но прямого указания на это в доступных им документах нет. Из таблицы видно, что количество заявок, по которым в OKL принималось решение об отказе было невелико - 1-2% от количества подтвержденных.

В качестве примера, поясняющего значение указанных в таблице цифр рассмотрим несколько заявок, поданных Гансом Филиппом, который в описываемый период являлся командиром I./JG 54:

В январе-феврале 1943 г. в OKL было принято решение отказать в подтверждении трех заявок, сделанных Филиппом в первой половине 1942 г. Поскольку авторам исследования неизвестно, какие именно из заявок Филиппа были отказаны, то в перечне эти заявки входят в общее количество побед (вторая колонка таблицы) и, соответственно, не учтены в числе отказанных заявок (четвертая колонка таблицы);

11.02.1943 Филипп заявил одну воздушную победу, однако штаб эскадры отказался ее подтвердить. То же самое произошло с еще одной его заявкой, сделанной между 15 и 18 февраля 1943 г. Поскольку обе эти заявки были отказаны на уровне штаба эскадры и донесения о них в OKL не направлялись, то в перечнях воздушных побед они отсутствуют, и, соответственно, не учтены ни в одной колонке.

Динамика изменения количества побед, заявленных немецкими истребителями, является прекрасным индикатором интенсивности воздушных боев на Советско-Германском фронте, а следовательно - уровня активности как немецкой истребительной авиации, так и советской авиации, с которой она боролась. Степень достоверности воздушных побед немецких истребителей, другими словами - насколько заявленные победы соответствуют потерям советской авиации, в рамках данной работы не рассматривается.

Потери

Как известно, основным источником информации о потерях боевых частей Люфтваффе являются перечни потерь боевых частей (Flugzeugunfälle und Verluste bei den Fliegende Verbänden), составленные 6-м отделом управления Генерала-квартирмейстера Генерального Штаба Люфтваффе. Огромный объем содержащийся в них информации позволяет получить достаточно полное и детальное представление о потерях понесенных боевыми частями Люфтваффе на протяжение всей Второй Мировой войны. Но, как и в большинстве других сводных документов, составленных на высшем уровне командования на основе данных предоставленных множеством нижестоящих штабов, информация, приведенная в этих перечнях не является на 100% полной, достоверной, и единообразной. Для того, чтобы выявить и заполнить имеющиеся в перечнях Генерала-квартирмейстера Люфтваффе пробелы, авторы многотомника "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" обработали большое количество других документов, что позволило им несколько расширить список потерь, понесенных частями одноместных истребителей. В приведенных далее таблицах цифры потерь были подсчитаны по перечням из этого исследования. Сплошной проверки информации, представленной в исследовании, по перечням Генерала-квартирмейстера Люфтваффе и другим источникам мною не проводилось, исправлялись только отдельные случайно обнаруженные ошибки, кроме того, перепроверялись эпизоды потерь, по которым в исследовании была указана неполная информация.




Messerschmitt Bf 109F-2 "белая 1", предположительно WrNr. 9619, командира 7./JG 54 обер-лейтенанта Гюнтера Шольца после вынужденной посадки 1 августа 1941 г., район Луги.
Вечером 1.08.1941 истребители из 7./JG 54 перехватили шестерку советских бомбардировщиков и заявили об уничтожении трех из них. Ответным огнем стрелков у самолета Шольца был поврежден двигатель, и ему пришлось совершить посадку на первую же подходящую площадку среди сплошного леса. В результате самолет был разбит, а сам Шольц получил компрессионный перелом позвоночника. В этом же бою советские истребители сопровождения подожгли Мессершмитт лейтенанта Макса-Гельмута Остерманна. К счастью для немецкого летчика, после того, как протектор пробитого бензобака затянул пробоину, пожар прекратился, и ему удалось вернуться на свой аэродром, успешно посадив самолет. Интересно, что в перечнях потерь Генерал-квартирмейстера Люфтваффе отсутствуют записи о потерях III./JG 54 за 1.08.1941. В то же время в них есть два Bf 109F-2 из состава 3./JG 54: WrNr. 9619, потерянный в бою с истребителями в р-не Луги (уровень повреждения 95%) и WrNr. 5697, поврежденный вражеским огнем и совершивший посадку на аэродроме Веретени(уровень повреждения 20%). Учитывая описанные выше обстоятельства потерь 7./JG 54, а так же то, что III./JG 54 в это время базировалась на аэродроме Веретени, можно предположить, что потери из перечня Генерал-квартирмейстера и есть искомые потери 7./JG 54 - просто на каком-то этапе 3-я группа (III./JG 54) по ошибке превратилась в 3-й отряд (3./JG 54). Правда, согласно дневнику Остерманна, после боя он совершил посадку на аэродром около Луги, на который 7./JG 54 перебазировалась утром 1-го августа. Что касается I./JG 54, то она в тот день базировалась на аэродроме Овсище в 70 км к северо-западу от Луги, так что в бою в районе Луги ее самолеты вполне могли участвовать. Но зачем было бы поврежденному самолету из 3./JG 54 вместо того, чтобы вернуться на свой аэродром, лететь более 100 км на юг до Веретеней? В исследовании "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" вопрос с этими двумя потерями решен следующим образом: WrNr. 9619 указан как самолет Шольца, разбитый на посадке в р-не Луги после воздушного боя, степень повреждения не указана; WrNr. 5697(в исследовании - 9697) указан как самолет 3./JG 54, поврежденный вражеским огнем и совершивший вынужденную посадку в р-не Веретени, получив 20% повреждения; дополнительно в потерях III./JG 54 указан Bf 109F-2 Остерманна, севший на живот в р-не Луги после воздушного боя, заводской номер и степень повреждения не указаны. В моих расчетах обе потери из перечней Генерал-квартирмейстера отнесены на счет III./JG 54, а дополнительная потеря введенная в исследовании Прина не учитывается.
Боевой путь Гюнтера Шольца заслуживает того, чтобы уделить ему несколько строк. Свое боевое крещение Шольц получил в Испании в составе 3.J/88 под командованием Адольфа Галланда, а затем Вернера Мёльдерса. Там же он одержал первую победу, сбив 19.08.1938 республиканский И-16. К началу Второй Мировой войны Шольц был командиром 1./JG 21 и уже 1-го сентября выполнил свой первый боевой вылет в Польской кампании. До вторжения в Советский Союз он участвовал в разгроме Франции, битве за Британию, Балканской кампании, одержав 8 воздушных побед. Все это время он оставался командиром того же отряда, который летом 1940 г. был переименован в 7./JG 54. 1.08.1941, после своей 21-й победы в ВМВ и неудачной вынужденной посадки, Шольц получил компрессионный перелом позвоночника и следующие 6 недель провел на излечении в Германии. 18.09.1941 он вернулся в часть и уже на следующий день пополнил свой боевой счет еще одной победой. В феврале 1942 гауптман Шольц был назначен командиром IV./JG 1, вскоре после этого переименованной в III./JG 5, которая весной 1942 была переброшена в северную Норвегию, на самый северный участок Советско-Германского фронта. 18.08.1943 Шольц одержал свою последнюю воздушную победу - 34-ю в ВМВ, 35-ю с учетом победы в Испании, а в сентябре был назначен командиром JG 5. В конце войны оберстлейтенант Шольц совмещал должности командующего истребительного командования Норвегия (Jafü Norwegen) и командира JG 5. После войны жил в ГДР. Умер осенью 2014 года на 103-м году жизни.

В рамках данной работы я не ставил перед собой задачу разделить потери на категории в зависимости от вызвавших их причин и обстоятельств в которых они были понесены (боевые/не боевые, потерянные в воздушных боях/сбитые зенитным огнем/потерянные в авариях и т.п.), поскольку корректно сделать такое распределение только на основе информации, представленной в перечнях Генерала-квартирмейстера невозможно. Попытаться это сделать можно только по результатам полноценного анализа каждого эпизода с поиском всей необходимой для этого информации. Сколько времени и усилий требуется для выполнение такой работы, думаю, понятно и без моих пояснений. Поэтому в таблицах приведены только общие цифры потерь, в которые включены все потери боевых самолетов, понесенные боевыми частями одноместных истребителей на Советско-Германском фронте - в воздухе, на земле, брошенные и уничтоженные при отступлении и т.д. Единственным исключением являются достоверно известные случаи перелета (дезертирства) экипажей хорватского и словацкого отрядов на сторону советских войск. Потерянные в результате этого самолеты в общие цифры потерь не включены, а вместо этого указаны в примечаниях.

Указанные в таблицах цифры потерь подсчитаны с использованием тех же критериев, что использовались при подсчете численности боевых частей одноместных истребителей, действовавших на Советско-Германском фронте, которые были описаны в разделе "Условности и исключения" 2-й части данной работы. При этом в тех случаях, когда самолет был потерян при перелете на ТВД с аэродромов, находящихся за его пределами, или наоборот при перебазировании за пределы ТВД, вопрос об их учете решался в зависимости от того, где произошло данное происшествие - в число потерь на Советско-Германском фронте включались только те происшествия, которые произошли на территории указанной в пунктах 2-4 вышеупомянутого раздела.

Используемая в перечнях потерь Генерала-квартирмейстера Люфтваффе методика представления тяжести полученных самолетом повреждений в виде процентов повреждения широко известна и останавливаться на ней подробно нет необходимости. Единственный момент на который хотелось бы обратить внимание - это то, что прямой зависимости между процентами повреждения присвоенными поврежденной машине и ее дальнейшей судьбой не было. Известны случаи, когда самолеты получившие 60-70 и более процентов повреждения проходили заводской ремонт и продолжали летать, а при других обстоятельствах могли списать самолет, которому был присвоен гораздо меньший процент повреждения. Это же касается и возможности ремонта силами части - в некоторых случаях в части/полевых мастерских могли отремонтировать машину, получившую 30% повреждения, при этом самолеты с 20% повреждений нередко отправляли в заводской ремонт. При этом отправленный в ремонт самолет мог получить дополнительные повреждения/уничтожен в процессе транспортировки или разобран на запчасти для ремонта других машин на заводе, о чем ни штаб боевой части, ни работники 6-го отдела управления Генерала-квартирмейстера, составляющие свои перечни потерь на основе донесений этих частей, узнать в принципе не могли. Тем не менее, сами составители перечней потерь Генерала-квартирмейстера Люфтваффе, в целях учета, использовали уровень повреждения в 60% в качестве условной границы между уничтоженным и поврежденным самолетом. Мы будем придерживаться того же правила. Во всех следующих далее таблицах и диаграммах под термином "уничтоженный" понимается самолет, уровень повреждения которого лежит в диапазоне 100-60%, а под термином "поврежденный" - самолет, уровень повреждения которого лежит в диапазоне 59-10%. Сведения о самолетах, получивших менее 10% повреждения в управление Генерала-квартирмейстера Люфтваффе как правило не подавались. Тем не менее в составленные этим управлением перечни потерь входит небольшое количество записей с уровнем повреждения самолетов менее 10%. Большая их часть связана с подачей сведений о случаях гибели или ранения членов экипажа при которых самолет получил лишь незначительные повреждения. Информация об этих учтенных случаях с уровнем повреждений менее 10% приведена в таблице с помесячными данными о победах и потерях боевых частей одноместных истребителей, однако ни в расчетах, ни в других таблицах и диаграммах они не учитываются.

В перечнях потерь, составленных авторами "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945", есть небольшое количество записей, в которых вместо процента повреждения указана буква b (сокращение от немецкого bruch - разбит), означающая, что уровень повреждения данного самолета авторам исследования неизвестен. В некоторых случаях это объясняется отсутствием соответствующей информации в перечнях потерь Генерала-квартирмейстера Люфтваффе, но чаще это вызвано тем, что информацию о данной потере авторы взяли из какого-то альтернативного источника (например, летной книжки), по которому степень повреждения нельзя определить даже приблизительно. В целях данной работы все такие записи условно отнесены к категории поврежденные, т.е. считается что их уровень повреждения лежит в диапазоне 59-10%.

Поскольку перечни потерь Генерала-квартирмейстера Люфтваффе составлялись на основе донесений о потерях поступивших из штабов авиационных частей, вполне очевидно, что их полнота и достоверность, в первую очередь, зависела от добросовестности и квалификации соответствующих работников этих штабов. Внимательное изучение этих перечней показывает, что подходы к составлению донесений различались от части к части. Так, например, если одни части сообщали о каждом случае даже незначительных повреждений, то в других предпочитали не включать в донесения большинство повреждений, которые могли быть отремонтированы силами части. В качестве наглядного подтверждения этого утверждения ниже приведены диаграммы распределения уровней повреждения, полученных самолетами некоторых частей одноместных истребителей за 1943 г. Для построения диаграмм все их известные потери были разбиты на десять групп в зависимости от степени полученного повреждения: 100%; 99-90%; 89-80% и далее вплоть до 19-10%. Случаи повреждения менее 10% и те, у которых уровень повреждения неизвестен, не учитывались. Наиболее яркую картину можно наблюдать на диаграмме, иллюстрирующей распределение уровней повреждения для трех групп JG 52. Если распределение уровней повреждения у I./JG 52 и II./JG 52 очень близко к среднему для всех боевых частей одноместных истребителей, действовавших на Советско-Германском фронте в 1943 г., то у III./JG 52 наблюдается аномально низкое количество повреждений в группе 19-10% и заметно более высокая доля 100% повреждений. Если же к потерям III./JG 52 условно добавить 20 самолетов поврежденных на 19-10%, то мы получим кривую(III./JG 52 скорр.), гораздо лучше соответствующую как графикам двух других групп эскадры, так и среднему по ТВД. К сказанному стоит добавить, что в перечнях, составленных авторами "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" присутствуют 9 потерь самолетов III./JG 52 за 1943 г., для которых уровень повреждения неизвестен (в перечнях потерь Генерала-квартирмейстера Люфтваффе большинство из них отсутствует) - вполне вероятно, что большинство из них были повреждены на 19-10%. Впрочем, у двух других групп эскадры количество потерь с неизвестным уровнем повреждения ненамного меньше (3 у I./JG 52 и 8 у II./JG 52). На диаграмме распределения уровней повреждения построенной для двух групп JG 54 тоже хорошо заметен недостаток случаев с уровнем повреждения в диапазоне 29-10% у II./JG 54.






Из вышеописанной особенности перечней потерь Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе следует важный вывод о том, что сравнение количества/уровня потерь, понесенных разными частями и/или в разные периоды времени лучше делать по количеству уничтоженных самолетов, поскольку сравнение по сумме уничтоженных и поврежденных самолетов будет давать искаженный результат.

В некоторых частях существовали и куда более серьезные проблемы с отчетностью о потерях. Самый вопиющий пример в этом отношении это 15.(span.)/JG 51. За период начиная с последних месяцев 1942-го и до самого конца 1943 г. в перечнях Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе можно найти потери этого отряда только с уровнем повреждения 100%! Авторам "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" удалось увеличить перечень потерь отряда на несколько самолетов с неустановленным уровнем повреждения, но, по-видимому, значительное количество потерь отряда так до сих пор остается неизвестным. Другой неоспоримый пример - заведомо неполные данные о потерях III./JG 52 за ноябрь-декабрь 1943 г.

Впрочем, в перечнях потерь Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе можно найти ошибки и в другую сторону. Наиболее характерные из них связаны с проблемой 100% повреждений. Обычно такой уровень повреждений присваивался самолетам, упавшим или совершившим вынужденную посадку на вражеской территории, в море или в недоступной местности, а также пропавшим самолетам, установить судьбу и местонахождение которых было невозможно. Проблема с учетом этих, казалось бы безвозвратно потерянных самолетов, заключается в том, что иногда их находили и эвакуировали, при этом исправления в перечни потерь вносились далеко не всегда. В качестве характерного примера можно привести самолет командира II./JG 53 гауптмана Гейнца Бретнютца, сбитого в воздушном бою утром 22.06.1941 и совершившего вынужденную посадку на советской территории. Раненый Бертнютц умер от гангрены 27.06.1941, а его самолет, вошедший в перечень потерь Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе как 100% уничтоженный, был вскоре найден, эвакуирован и отремонтирован (впоследствии разбит в аварии 23.10.1942 в составе Erg. JGr Süd). В перечнях потерь исследования "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" степень повреждения этого самолета не указана. В приведенных далее таблицах он учтен как поврежденный (уровень повреждения 59-10%).

Не смотря на все отмеченные выше недостатки, перечни потерь боевых частей Генерала-квартирмейстера Люфтваффе, исправленные и дополненные авторами "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945", дают достаточно полную картину потерь боевых частей одноместных истребителей Люфтваффе на Советско-Германском фронте в рассматриваемый нами период времени. По моей оценке, погрешность общих цифр потерь по всем боевым частям одноместных истребителей составляет не более нескольких процентов и мало изменяется на протяжении рассматриваемого периода, что позволяет использовать их для анализа изменения интенсивности и эффективности боевой работы немецкой истребительной авиации. Что касается цифр потерь по отдельным частям, то для них величина погрешности может быть значительно больше, а полнота данных о потерях заметно изменяться от части к части.

Необходимая оговорка

Одним из важнейших показателей для оценки эффективности истребительной авиации при выполнении основной для нее задачи - завоевании господства в воздухе - является отношение количества сбитых самолетов противника к собственным потерям, понесенным в воздушных боях. К сожалению, данные приведенные в этой работе позволяют рассчитать только отношение количества воздушных побед к общим потерям, которое, как по численному значению, так и по смыслу существенно отличается от соотношения потерь сторон в воздушных боях.

Количество воздушных побед, как известно, редко соответствует действительным потерям понесенным противоборствующей стороной. Отношение заявленных побед к действительным потерям противника в воздушных боях обычно называют коэффициентом завышения побед. И этот коэффициент не является постоянным. Он может заметно изменяться в зависимости от периода времени, части, характера выполняемых задач, количественного и качественного состава противоборствующей авиации, масштаба воздушных боев и т.д. Так, к примеру, средний коэффициент завышения для побед, заявленных истребителями Люфтваффе на Советско-Германском фронте в 1943 г. был заметно больше, чем в 1941-м.

С другой стороны, отношение потерь немецких истребителей в воздушных боях к их общим потерям так же не было одинаковым для разных частей и периодов времени. Вполне естественно, что в периоды низкой боевой активности доля боевых потерь в целом и потерь в воздушных боях в частности будет заметно ниже, чем в периоды интенсивных воздушных боев. Именно этим обстоятельством объясняется заметное снижение отношения количества воздушных побед к общим потерям в периоды низкой активности истребительных частей Люфтваффе на Советско-Германском фронте.

Тем не менее, при правильном понимании смысла отношения количества воздушных побед к общим потерям и грамотном учете описанных выше обстоятельств и ограничений, его вполне допустимо использовать для анализа эффективности боевых действий истребительной авиации.



















Барбаросса и Цитадель

Из представленных выше таблиц и диаграмм хорошо видно, что интенсивность боевых действий авиации обеих сторон на Советско-Германском фронте очень сильно изменялась от месяца к месяцу. При этом, вполне предсказуемо, максимальная активность авиации приходится на периоды наиболее интенсивных боевых действий на сухопутном фронте. За рассматриваемый промежуток времени можно выделить три ярко выраженных пика активности - июнь-июль 1941-го (вторжение), август 1942-го ("Ни шагу назад") и июль 1943-го ("Цитадель"). При этом наибольшие потери (как абсолютные, так и относительные, приведенные к среднемесячной численности) части немецких истребителей понесли течение первого месяца вторжения в Советский Союз в 1941 г. и в период Курской битвы летом 1943 г. В приведенной ниже таблице представлено сравнение обобщенных результатов боевых действий частей одноместных истребителей Люфтваффе, достигнутых за первые 30 дней вторжения в Советский Союз летом 1941 г. и за соответствующий промежуток времени лета 1943 г., начиная с первого дня операции "Цитадель". Далее представлены диаграммы иллюстрирующие результаты подневного сравнения. Среднемесячная численность одноместных истребителей в составе боевых частей Люфтваффе на Советско-Германском за период 22.06 - 21.07.1941 подсчитана на основе еженедельных докладов Einsatzbereitschaft der Fliegende Verbände способом, описанным в разделе "Метод подсчета" 2-й части данной работы. Для периода 5.07 - 3.07.1943 в качестве среднемесячной численности принято среднее арифметическое значений численности на 1.07.1943 и 1.08.1943.











Bf 109 vs Fw 190

Первой истребительной группой на Советско-Германском фронте получившей на вооружение Fw 190A стала I./JG 51. В августе 1942 г. она была выведена в Йесау для получения новых самолетов и переучивания, а уже в начале сентября вернулась на фронт и приступила к боевой работе. Еще несколько действовавших на Востоке истребительных частей получили Fw 190A в ноябре-декабре и до конца года едва успели начать их боевое использование. За последние месяцы 1942 г. летчиками Фокке-Вульфов на Советско-Германском фронте было одержано всего 97 воздушных побед, при этом собственные потери по всем причинам составили 8 уничиженных и 17 поврежденных самолетов. По-настоящему широкое распространение на Советско-Германском фронте эти истребители получили только в 1943 г. Ниже приведено сравнение основных результатов боевой работы частей, вооруженных истребителями Мессершмитт Bf 109 и Фокке-Вульф Fw 190A, за 1943 г.




Все воздушные победы разделены на три группы - победы, одержанные на Bf 109, победы, одержанные на Fw 190 и победы для которых невозможно точно установить на каком именно типе самолета они одержаны. В третью группу включены победы, одержанные летчиками I./JG 54 в январе-феврале и II./JG 54 в период с мая по август 1943 г. В указанные периоды времени эти группы перевооружались с Bf 109G на Fw 190A и вели боевую работу на истребителях обоих типов. При этом, как в случае с I./JG 54, так и в случае с II./JG 54, основная часть боевой работы выполнялась на Fw 190, на них же была одержана и большая часть воздушных побед. Косвенным подтверждением этого могут служить и приведенные в таблице потери, понесенные этими группами в указанные периоды времени.
В январе-феврале 1943 г. значительную часть потерь истребительных частей, действовавших на южном участке Советско-Германского фронта, составили самолеты уничтоженные или брошенные на оставленных при отступлении аэродромах. Поскольку все, действовавшие на юге истребительные части были вооружены Мессершмиттами, учет этих потерь ставит сравниваемые типы самолетов в неравные условия. Для того, чтобы исключить влияние этого фактора, общие потери были разделены на две части - потери, понесенные в воздухе и потери на земле. При этом к потерям воздухе отнесены все случаи потерь и повреждений самолетов, которые произошли с ними в промежуток времени от начала разбега при взлете до окончания пробега после посадки. Все остальные потери самолетов, включая разбившиеся/поврежденные при рулении по аэродрому, уничтоженные в результате воздушных ударов противника, потерянные в результате чрезвычайных происшествий на земле, брошенные и уничтоженные при отступлении - отнесены к потерям на земле.
На приведенных ниже диаграммах сравниваются помесячные результаты боевой работы частей одноместных истребителей, вооруженных самолетами Bf 109 и Fw 190 - общее количество воздушных побед и отношение воздушных побед к потерям (общим и в воздухе). Дополнительно приведены диаграммы с результатами, показанными некоторыми наиболее результативными группами.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что перевооружение на Fw 190 привело к качественному усилению действовавших на Советско-Германском фронте частей одноместных истребителей, которое позволило в течение 1943 г. сохранить соотношение между воздушными победами и понесенными потерями практически на том же уровне, который был достигнут в 1942 г.











Последняя редакция 12.12.2011 17:06

Материал читали 25156 человек

В 1943 году на советско-германском фронте ВВС рейха потеряли 3 874 самолета непосредственно от «воздействия противника» , 3 021 самолет «вне воздействия противника» и 3 159 самолетов поврежденными. Итого: 6 895 боевых машин уничтоженными и 3 159 поврежденными, всего 10 054 самолета. Несмотря на более высокие абсолютные потери на восточном фронте, в процентном соотношении эти потери составили более низкую цифру – 40,7% по отношению ко всем остальным ТВД. За тот же 1943 год на других ТВД было потеряно 5 354 самолета по боевым причинам, 4 706 самолетов по не боевым причинам и 3 817 машин было повреждено. Итого 13 877 самолетов. К тому же еще 1 106 самолетов было потеряно и 1 033 повреждено немцами в учебных частях.

По 1944 году привожу данные полностью:

Таблица 2. Потери люфтваффе по данным BA-MA 2 III\874-882 на советско-германском фронте за 1944 год
Месяц Наличие Боевые безвозвратные потери Небоевые безвозвратные потери Всего Ремонт Наличие % к ост. ТВД Потери в % к ост. ТВД
1.44 2543 257 258 515 197 35.1% 33.5%
2.44 2544 211 193 404 154 34.5% 28.1%
3.44 2545 222 255 477 254 34.9% 27.7%
4.44 2481 374 326 700 202 34.5% 29.3%
5.44 2377 218 296 514 182 33.4% 23.1%
6.44 2493 199 218 417 101 33.8% 17.2%
7.44 2778 515 434 949 228 39.1% 33.7%
8.44 2560 417 290 707 190 34.4% 28.7%
9.44 2602 231 171 402 100 38% 21.2%
10.44 2575 344 243 587 179 36.1% 39.6%
11.44 2140 74 132 206 86 28.7% 14.5%
12.44 2238 134 224 358 92 28.7% 13.9%
Итого за 1944 г. 2490 сред. по мес. 3196 3040 6236 1965 34.3% сред. по мес. 25.6% сред. по мес.

За 1944 год ВВС рейха потеряли на других ТВД 11 233 самолета по боевым причинам, 6 907 самолетов по не боевым причинам, и 6 379 самолетов поврежденными. Кроме того, в этом же году в учебных частях было потеряно 2150 самолетов, из них 248 «от воздействия противника» и еще 1508 учебных самолетов поврежденными.

Сразу надо оговориться, что это далеко не полные данные. Так, отсутствуют полностью или частично документы примерно по 50 частям и соединениям. Также нет данных по 1945 году. Однако, общей картины соотношения потерь по ТВД это, видимо, не поменяет.

Исходя из вышеизложенного безвозвратные потери люфтваффе на восточном фронте составляют:
1941 год – 4 600 самолетов уничтоженных в воздушных боях и «вне воздействия противника», что в процентном соотношении составляет 73% от всех потерь немецких ВВС с 22 июня по 31 декабря 1941 года.

1942 год – 6 600 уничтоженных самолетов, и около 2 000 поврежденных, в процентном соотношении: 58-60% всех потерь немецких ВВС на всех ТВД.

1943 год – 7 100 уничтоженных самолетов и около 3 200 поврежденных, что составило 41-43% по отношению ко всем потерям люфтваффе на всех фронтах.

1944 год – 7 400 уничтоженных самолетов и 2 000 поврежденных, в процентном соотношении 25-27% от всех потерь Люфтваффе на всех ТВД.

За 1945 год ВВС рейха потерли 7 000 самолетов, из них примерно 1/3 на советско-германском фронте (исходя из данных 1944 г) , что дает нам еще 2 300 уничтоженных нашими войсками самолетов.

Опять же все данные весьма неполные по причинам:

1. полного или частичного отсутствия документов о потерях по многим частям и соединениям Люфтваффе.

2. Попавшие в ремонт самолеты как правило возвращались в строй исходя из примерного соотношения 3:1 в 1941-1943 гг, и 1:1 в 1944-1945гг. Таким образом, еще 25% потерь приходящихся на 1941-1943 год по факту являются безвозвратными, и 50% потерь периода 1944-1945 годов попадают в эту же категорию.

3. В данной статистике совсем не учтены потери реактивных германских самолетов, легкомоторных самолетов, морской, почтовой авиации, ночных штурмовиков, и резервных групп участвовавших/не участвовавших в боях.

Однако, даже по этим неполным цифрам мы имеем довольно точные данные о потерянных безвозвратно в войне против СССР 25 700 самолетах в 1941-1944 годах, еще 2 300 машин было уничтожено в 1945 году (к сожалению, более точных данных по 1945 году автору найти не удалось).

В общем, люфтваффе потеряли на советско-германском фронте 28 000 самолетов безвозвратно, и это минимально возможные достоверные данные, основанные на немецких документах. В процентном соотношении потери ВВС Германии на советско-германском фронте составили в общем около 50-56% по отношению к известным безвозвратным потерям на всех ТВД. Эта цифра верна для периода с 22 июня 1941 года по май 1945 года.

Однако начиная с конца 1943 года вектор усилий люфтваффе резко сместился на запад, где истребители ПВО Германии отчаянно противостояли массированным авиарейдам союзной авиации. 2/3 всех потерь германской авиации 1944-1945 гг. пришлось на западный ТВД.

В канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне все больше людей задаются вопросами как о цене, которую нам пришлось заплатить в той войне, так и об ущербе, который был нанесен нами противнику. Не обошло это и авиационные интернет-форумы, на которых, в последнее время, стала часто обсуждаться тема потерь Люфтваффе на Восточном фронте. Все бы ничего, но складывается впечатление, что люди, сидящие за современными ╚Пентиумами╩ 5-го поколения, пользуются в дискуссии данными о потерях, вычитанными в книгах 60-х годов издания или, это в лучшем случае, скачанными с какого-нибудь зарубежного сайта. Надеемся, что эта реплика никем не будет воспринята на личный счет. Впрочем, если такое все же случится, то ни что не мешает ответить нам той же монетой. Мы же хотим, в меру своих знаний, дать обзор современных источников по потерям Люфтваффе, которые доступны рядовым российским историкам - любителям, к каковым мы относим и себя. Правда, с сожалением нужно отметить, что профессионалов сегодня как-то и не наблюдается.

Перейдем, однако, к существу вопроса. Итак, какими надежными массовыми источниками, охватывающими потери всей германской фронтовой авиации, мы сегодня располагаем? Следует признать, что в настоящее время такой источник только один. Это ежедневные сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе (дела Военного архива ФРГ RL 2 III/1177-1196). Указанные материалы полностью сохранились по декабрь 1943 плюс отрывочные данные за декабрь 1944 и первым месяцам 1945 года. Принимая во внимание специфику оригинала (точнее то, что документы составлялись в одно и тоже время с упомянутыми в них событиями), можно с большой долей уверенности утверждать, что документы 1944 и 1945 годов не полны. С известной долей допущения это же можно сказать и о сводках последних месяцев 1943. Что имеется в виду? Дело в том, что в данных документах соответствующие записи делались по мере поступлений сведений из фронтовых частей. Иногда, по не очень ясным для нас причинам, такие записи могли запаздывать относительно самого события на весьма длительный период (иногда даже с полугодовым опозданием!). Т.е. сводки 1944 и 1945 годов неполны по определению.

Насколько полно отображают реальное положение дел документы 6-го отдела за остальные года? Дать какой-то количественный критерий мы не решаемся, но можем с уверенностью констатировать: простор для дальнейших исследований (и соответственно новых находок) есть. В этом убеждает ряд случаев, когда данные сводок можно проверить иными материалами (в частности, документами, которые имеются в наличии у авторов).

Пример первый. Нами были получены из Военного архива ФРГ Дневники боевых действий аэродромной комендатуры авиабазы Госткино (северо-западный участок Восточного фронта), относящиеся к периоду февраля-мая 1942 года. Сравнение результатов налетов советской авиации на Госткино по сводкам 6-го отдела и ╚Дневника╩ однозначно свидетельствует, что в ряде случаев фактические потери были выше, чем это отражено в сводках. Правда, исключительно за счет поврежденных самолетов.

Пример второй. Аналогичная картина наблюдается и по результатам очень успешного налета советской авиации на заполярный аэродром Банак 30 июня 1942 года. По сводкам 6-го отдела, там было потеряно пять бомбардировщиков Юнкерс-88╩ (один сгорел и четыре повреждено). По данным же ╚Дневника руководства войной на море╩ число поврежденных составило 14 машин. Т.е. можно считать, что сводки службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе довольно полно отражают безвозвратные потери в материальной части ВВС Германии, но лишь частично - ситуацию с поврежденными машинами.

Следует также отметить, что в сводках 6-го отдела содержится информация не только о потерях и повреждениях материальной части (т.е. самолетов), но и приводятся обширные данные по потерям личного состава подразделений Люфтваффе. Надо сказать, что ведомство Геринга имело очень разветвленную структуру, и далеко не все носившие форму Люфтваффе действительно были летчиками. И вот вся эта махина нашла отражение в сводках, начиная от потерь авиаполевых дивизий и зенитных частей, и заканчивая потерями личного состава строительных, охранных и прочих обслуживающих подразделений. Сводки за какой-нибудь месяц 1942 года представляют увесистый ╚кирпич╩ толщиной в пятьсот листов.

Однако вернемся к потерям собственно авиации. Проводил ли кто-то массовую выборку по указанным документам, нам не известно. Тем не менее, общие цифры потерь Люфтваффе на советско-германском фронте введены в оборот в нашей стране уже довольно давно. Имеется в виду публикация 1972 года в третьем номере восточногерманского журнала ╚Militaergeschichte╩. Известный историк авиации О. Гройлер представил в нем выборки из документов все того же Военного архива ФРГ. На тот период это была единственная публикация на интересующую нас тему (в доступной нам литературе), основанная на архивных источниках. Бытовавшая на тот момент в советской исторической литературе цифра в 77 тысяч уничтоженных ╚немецко-фашистских╩ самолетов не имела под собой никаких реальных оснований. Тот, кто интересуется её происхождением, может насладиться изящной логикой автора расчетов, прочитав соответствующий номер ╚Военно-исторического журнала╩. Ни коим образом наш пассаж не следует понимать, как насмешку. Каждому времени свои песни!

Данные о потерях на советско-германском фронте с 22 июня 1941 года по 14 марта 1942 года (см. выборку в таблице 1);

Потери в технике и личном составе там же с 1 января по 31 августа 1942 года (см. таблицу 2);

Потери в технике на советско-германском фронте с сентября 1943 по октябрь 1944 года (см. таблицу 3).

Все таблицы базируются на данных Военного архива ФРГ.

Потери ВВС Германии на советско-германском фронте

с 22.06.1941 по 14.03.1942 года

П ериод

Безвозвратно

П овреждено

% ко всем фронтам

Всего

Безвозвратно

П овреждено

22-28.06. 1941

85,5

29.06-05.07. 1941

85,7

06-12.07. 1941

63,5

13-19.06. 1941

80,0

20-26.06. 1941

74,7

27.06-02.08. 1941

80,7

03-09.08. 1941

67,9

1063

10-16.08. 1941

74,0

1148

17-23.08. 1941

66,4

1211

24-30.08. 1941

78,8

1283

31.08-06.09. 1941

67,9

1356

07-13.09. 1941

71,9

1445

14-20.09. 1941

74,1

1510

21-27.09. 1941

87,7

1578

28.09-04.10. 1941

77,9

1640

1026

05-11.10. 1941

83,3

1713

1076

12-18.10. 1941

69,7

1783

1118

19-25.10. 1941

59,7

1826

1155

26.10-01.11. 1941

67,3

1880

1198

02-08.11. 1941

62,3

1948

1242

09-15.11. 1941

72,7

1979

1280

16-22.11. 1941

64,0

2026

1305

23-29.11. 1941

67,8

2055

1330

30.11√06.12. 1941

53,3

2081

1344

7-13.12. 1941

65,6

2110

1366

14-20.12. 1941

58,2

2151

1379

21-27.12. 1941

58,3

2178

1406

28.12.1941-03.01.1942

65,5

2213

1435

04-10.01. 1942

69,6

2259

1475

11-17.01. 1942

60,0

2300

1493

18-24.01. 1942

79,7

2350

1522

25-31.01. 1942

58,7

2381

1539

01-07.02. 1942

68,6

2428

1567

08-14.02. 1942

52,6

2482

1606

15-21.02. 1942

77,9

2525

1634

22-28.02. 1942

69,9

2547

1691

01-07.03. 1942

80,5

2650

1768

08-14.03. 1942

53,6

2687

1810

Потери авиационных соединений Люфтваффе в личном составе и технике с 1 января по 31 августа 1942 года

Личный состав

Самолеты

Убито

Ранено

Пропало без вести

Безвозвратно

Повреждено

Советско-германский фронт

При боевых вылетах

1168

2196

2087

1624

При не боевых вылетах

Всего

1095

1379

2215

2459

2201

На всех фронтах

При боевых вылетах

1656

1690

4017

3541

2315

При не боевых вылетах

1020

1425

Всего

2555

2243

4072

4561

3740

Потери Люфтваффе в технике на советско-германском фронте

с сентября 1943 года по октябрь 1944 года

Безвозвратно

Повреждено

Всего

% ко всем фронтам

Сентябрь1943 г.

27,2

Октябрь 1943 г.

27,8

Ноябрь 1943 г.

22,7

Декабрь 1943 г.

21,4

Январь 1944 г.

22,4

Февраль 1944 г.

21,0

Март 1944 г.

24,4

Апрель 1944 г.

26,6

Май 1944 г.

19,9

Июнь 1944 г.

17,0

Июль 1944 г.

1130

29,9

Август 1944 г.

25,8

Сентябрь1944 г.

17,5

Октябрь 1944 г.

43,5

Потери Люфтваффе на советско-германском фронте в 1944 году

Объединение

Истребители

Бомбардировщики, штурмовики

Разведчики

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Авиакоман-дование

╚Финляндия╩

5212

3956

2258

1-й ВФ

12579

57491

10735

4-й ВФ

21937

61599

23678

6-й ВФ

30047

103456

20961

Итого:

69775

839

226502

1342

57632

376

Вопросы непредвзятого анализа и сравнения эффективности использования истребительной авиации воюющих сторон, прежде всего на советско-германском фронте, в последние годы неоднократно поднимались на страницах отечественных печатных изданий, в том числе и «Авиамастера ».

Однако зачастую проблема рассматривается только через призму личных счетов лётчиков – асов, при этом рассуждения идут на уровне выяснения, кто «хуже», а кто «лучше» подсчитывал свои победы, совершенно обходя вопрос о наличии документальной базы и её качестве. Ведя дискуссию подобным образом, мы обрекаем себя на своеобразный «полёт по кругу», на использование одной и той же много раз повторенной аргументации.

Есть предложение всё-таки сойти с «протоптанной дороги» и, наконец, отвлечься от бесконечных сравнений Кожедуба с Хартманом , а сначала разобраться с цифрами общих потерь авиации противоборствующих сторон и их соотношениями, затем, если это возможно, определить структуру потерь. И, наконец, перейти к самому сложному – идентификации каждой заявленной победы или выяснению причины гибели каждого конкретного самолёта.

Небольшое отступление. Авторы не считают себя истиной в последней инстанции, поэтому всегда открыты для критики, исправлений и дополнений. Особенно мы были бы благодарны за корректировку приведённых ниже таблиц по материалам российских военных архивов.

Однако вернёмся к обсуждаемому вопросу. Начнём с общих потерь. Наверное, логично предположить, что общие потери советской авиации известны более-менее точно. Фонды центральных военных архивов должны быть в полной сохранности, и размеры общей убыли в людях и технике должны быть известны. Другой вопрос, насколько эти цифры соответствуют опубликованным в отечественной печати данным.

Однако сомневаться можно сколько угодно, но пользы от этого не будет никакой, если нет серьёзных аргументов. Аргументов, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности этих цифр, у авторов нет. Поэтому сведения из ставшего почти классическим труда «Гриф секретности снят» будем считать примерно истинными. Почему же всё-таки «примерно»? Да потому, что при существовавшей в годы войны сложной системе распределения и подчинённости авиационного парка (ВВС Красной Армии и ВМФ, ГВФ, ПВО, АДД, ВДВ) избежать ошибок было, по всей видимости, невозможно. Но вряд ли это могло серьёзно повлиять на общий итог.

Теперь перейдём к противоположной стороне и посмотрим, насколько полно учтены потери Люфтваффе. Из современной зарубежной литературы можно понять, что сейчас историкам доступны материалы 6 отдела службы Генерал-квартирмейстера Люфтваффе, ведавшего учётом потерь.

Опять же на основании этих публикаций можно сделать вывод, что если документы за 1941-1943 годы сохранились хорошо, то за 1944 год их сохранность несколько хуже, а за 1945 год сведения просто отрывочны. Копии с соответствующих материалов за 1943 год, с которыми удалось ознакомиться одному из авторов, позволяют судить об их достаточной полноте, в то же время не исключающей отдельные ошибки. Но, вероятно, доля этих ошибок весьма невелика.

Изучая данные о немецких потерях и сравнивая их с отечественными, необходимо учитывать разницу в подходе к самому определению этого термина в советских и германских ВВС. У нас, по документам, как потери проходили погибшие или списанные по тем или иным причинам машины. В Люфтваффе же потерей считалось любое повреждение, требующее ремонта. Даже то, устранить которое был в состоянии за несколько часов авиатехник. Поэтому при анализе немецких потерь, в ряде случаев возникают трудности в разделении безвозвратно потерянных машин и тех которые впоследствии были возвращены в строй.

Сделав эти вводные замечания, перейдём непосредственно к цифрам. Первая таблица, основанная на материалах из «Грифа секретности…» содержит данные о потерях ВВС СССР (в тыс. самолётов).

Потери ВВС СССР с 22.06.1941 по 09.05.1945 г.

1941

1942

1943

1944

1945

итого

Общие потери

21,2

14,7

26,7

30,5

13,3

106,4

В т.ч. боевые

10,6

11,7

10,4

46,1

Вторая таблица даёт представление о потерях Люфтваффе (так же в тыс. самолётов ) за отдельные периоды, для которых удалось обнаружить эти сведения.

Потери ВВС Германии на Восточном фронте (за отдельные периоды)

22.06.1941

03.01.42

01.01.1942

31.10.1942

1943

01.01.1944

31.10.1944

Общие потери

2213

3623

3940

3771

В т.ч. боевые

1173

1908

2185

2280

В число потерь включены как самолёты, не вернувшиеся с боевого задания, так и повреждённые (не подлежащие ремонту).

Учитывая отсутствие точных данных по соотношению боевых и небоевых потерь на Восточном фронте, размер боевых потерь нами установлен, исходя из доли в общей убыли за соответствующий период на всех фронтах. Такая доля, рассчитанная по опубликованным данным, составляет для 1942 года – 53%, для 1943 года – 55%, для 1944 года – 60%. Для 1941 года процент боевых потерь принят равным аналогичному показателю для 1942 года.

Так как известные нам данные по немецким потерям за 1942 и 1944 годы неполны, условно определим окончательную цифру потерь за эти года как сумму потерь за января-октябрь плюс одна пятая от этой суммы. Таким образом, таблица потерь Люфтваффе на Востоке примет следующий вид (в тыс. самолётов).

Потери ВВС Германии на Восточном фронте

1941

1942

1943

1944

Общие потери

2213

4348

3940

4525

В т.ч. боевые

1173

2304

2185

2715

Учёт потерь союзников Германии даст прибавку примерно в 10%, но для нас это не очень существенно.

Разумеется, эти цифры можно и нужно уточнять и дополнять, но как исходные данные для работы они, по нашему убеждению, вполне пригодны. Поэтому, приблизительное соотношение потерь представить можно (данные в таблице, в тыс. самолётов).

Соотношение потерь ВВС СССР и Германии

1941

1942

1943

1944

Общие потери ВВС СССР

21,2

14,7

26,7

30,5

Общие потери ВВС Германии

4,35

3,94

Соотношение

9,6:1

3,4:1

6,8:1

6,7:1

Боевые потери ВВС СССР

10,6

11,7

10,4

Боевые потери ВВС Германии

1,17

Соотношение

3,9:1

5,3:1

3,8:1

Как видно из таблицы, если исключить трагический 1941 год, то соотношение советских и немецких боевых потерь колеблется в пределах 4-5 к одному. Что самое интересное, это соотношение не очень изменяется на протяжении 1942-1944 годов.

Теперь посмотрим, можно ли имея под рукой эти общие данные, выявить структуру потерь. Можно, но только достаточно приблизительно. Используем опубликованные в журнале «Авиация и космонавтика» за март 2000 года цифры потерь ВВС Красной Армии в 1944 году. Однако в приведённых данных большая часть потерь отнесена к разряду не вернувшихся с боевого задания. Поэтому эту часть условно отнесём на счёт тех или иных боевых средств пр отивника в пропорции, аналогичной известным случаям.

В результате получается, что из числа боевых потерь 40% приходится на истребительную авиацию, 58% - на средства наземной ПВО, а остальные уничтожены на аэродромах. С учётом одинаковых условий ведения боевых действий распространим данное соотношение и на 1945 год.

Чтобы установить аналогичные соотношения для остальных лет войны, сделаем ряд допущений. Во-первых, логично предположить, что число потерь от воздействия средств наземной ПВО должно расти. Это являлось следствием роста наступательной активности советской авиации, всё чаще осуществлявшей свои полёты за линией фронта, в зоне действия ПВО противника.

Во-вторых, данное явление должно было ускориться со второй половины 1943 года, когда немцам пришлось перебросить с Восточного фронта значительную часть истребительной авиации на другие ТВД. Поэтому считаем возможным установить для 1943 года практически равное распределение потерь между истребительной авиацией и наземной ПВО, а для 1942 года – зеркальное отображение ситуации 1944 года.

Для первого года войны установим соотношение между успехами немецких истребителей и зенитчиков в пропорции 50 к 30, но при этом отведём 20% на самолёты, уничтоженные на аэродромах. Для остальных лет войны число советских машин, потерянных на земле, невелико и принято аналогично 1944 году, то есть – 2%. Результаты подсчётов приведены в таблице, помещённой ниже.

Общая структура потерь ВВС СССР

Потеряно

1941

1942

1943

1944

1945

Итого

В воздушных боях

22,4

От наземной ПВО

22,4

Потеряно на земле

Итого

10,6

11,7

10,4

46,1

При всей своей приблизительности таблица позволяет совершить один нехитрый расчёт: прикинуть, сколько мог сбить средний немецкий истребитель (не пилот, а машина) советских самолётов до собственной гибели.

В распоряжении авторов имеются данные о безвозвратных потерях, в том числе и небоевых , немецких истребителей за январь-ноябрь 1943 года. Эта цифра составляет 1084 машины. Законно предположить потери за год равными 1100 истребителей.

Несложный подсчёт показывает, что до своей гибели немецкий истребитель мог уничтожить 5-6 советских машин. После этого его сбивали или пилот сам разбивал свой самолёт.

Можно проверить это соотношение и для 1944 года, тем более что для него имеются наиболее надёжные данные по советским потерям. За январь-октябрь 1944 года на советско-германском фронте было сбито, разбилось при авариях и повреждено 1824 немецких одномоторных истребителя плюс 25 Ме-110, не считая 112 ночных истребителей. Безвозвратные потери от их числа составляют, вероятно, около половины, т.е. примерно 900 машин. При этом мы не учитываем штурмовые эскадры, вооружённые самолётами FW -190, но для наших рассуждений это не так и важно.

На 900 потерянных истребителей приходится 4200 сбитых советских самолётов, то есть опять тот же максимум – 5 побед. Следовательно, в воздушной войне на Восточном фронте действовала простая арифметика. Чтобы сбить в течение года 50 советских машин, средний немецкий лётчик должен был десять раз выпрыгнуть с парашютом из сбитого самолёта или сесть из-за боевых повреждений «на брюхо», или же после воздушного боя «разложить» истребитель при посадке на свой аэродром. Так что немцы, конечно, были сильными противниками и воевали очень хорошо, но и им самим изрядно доставалось…

Советские лётчики сбивали хвалёных немецких асов, одержавших от 70 до 30 побед в европейском небе. Среди сбитых в 1941 году пилотов люфтваффе значится как минимум 60 асов, погибших, попавших в плен или списанных после сбития по ранению, в том числе 13 немецких лётчиков, одержавших 25 побед и более: это – Х.-Ф. Йоппен (70 побед, сбит 25 августа, на момент гибели был 4-м асом люфтваффе после В. Мёльдерса, А. Галланда и В. Оэзау), Х. Хофман (63 победы, сбит 3 октября), Э. Вагнер (57 побед, сбит 13 ноября), Эю Шмидт (47 побед, сбит 31 августа), Х. Мютерих (43 победы, сбит 9 сентября), К. Сохацы (38 побед, сбит 3 августа), X. Бретнюц (37, сбит 22 июня), Й. Хакер (32 победы, сбит 13 октября), А.-В. Шуман (30 побед, сбит 6 сентября), Ф. Блазытко (29 побед, сбит 25 сентября), X. Колбов (27 побед, сбит 16 июля), В. Шельман (26 побед, сбит 22 июня), А. Лигниц (25 побед, сбит 30 сентября).

В советской историографии войны 1941-1945 годов был распространён миф о том, что люфтваффе, захватив внезапным ударом господство в воздухе, удерживало его в первый период войны (хотя на отдельных направлениях советская авиация могла временно завоевать оперативное господство в воздухе), однако после воздушных битв «коренного перелома» над Сталинградом, Кубанью и Курском, специальных воздушных операций 1943 года «стратегическое господство в воздухе окончательно перешло на сторону советских ВВС». Отсутствие господства в воздухе в 1941-1942 годах объяснялось совокупностью разных причин: больших потерь в начале войны, нехваткой современных самолётов («Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия». М., 1985. С. 147).

Считалось, что в 1941 году советские «соколы» летали на устаревших «ишаках» и «чайках», тяжелых МиГах, «лакированных гарантированных гробах» ЛаГГах; в 1942 году - на более или менее конкурентоспособных Як-7 и Ла-5; с 1943 года - на Як-3 и Як-9, Ла-5ФН и Ла-7, превзошедших «фоккеры» и «мессеры». Однако в последние десятилетия после исчезновения диктата идеологии над наукой, получения доступа к ряду архивных фондов, в том числе зарубежных, утверждения о завоевании господства в воздухе в битвах над Сталинградом, Кубанью, Курском и Орлом, успешности крупных воздушных операций 1943 г., о превосходстве Як-3 и Ла-5 над последними модификациями Bf. 109 и FW.190 оказались подвергнуты сомнению или опровергнуты.

Возникли сомнения и по вопросу господства люфтваффе в 1941 году. Например, заявленное немцами уничтожение 1200 самолетов советских ВВС 22 июня нанесло заметный, но не критичный урон нашей авиации, поскольку в составе ВВС пяти приграничных округов и трех флотов должно было остаться более 9,5 тыс. машин без учета пополнения (как минимум еще 3 тыс. боевых машин к 1 августа). У немцев же на Восточном фронте было 3909 самолетов (с учётом учебно-боевых групп, частей, приданных группам армий, управлениям воздушных флотов): 1417 бомбардировщиков, 1067 истребителей, 786 разведчиков, 313 транспортных, 326 самолетов связи (включая небоеготовые). Ещё 1020 самолетов выделили союзники (считая финнов, венгров, итальянцев и хорватов, 22 июня в боях не участвовавших).


В первый день немцы потеряли 78 самолетов безвозвратно (включая 15 списанных из-за повреждений) и 89 - поврежденными, в том числе 24 Bf. 109 (еще 24- повреждены), 23 Ju.88 (17) и 11 Не.111 (8).

Поданным историка Р. Ларинцева, все сбитые Не.111 были из KG55 «Гриф», 17 сбитых Ju.88 - из KG51 «Эдельвейс» (3-я группа потеряла сбитыми и поврежденными половину машин), 7 сбитых Bf.l09 - из II(Sch.)/LG2, 6 Bf.109 - из JG3 (будущей «Удет»), 5 Bf.109 - из JG51 (будущей «Мёльдерс»). Потери 22 июня 1941 г. оказались самыми высокими суточными потерями люфтваффе в войне с СССР.


В последующие дни уровень суточных потерь немецкой авиации хотя и сокращался, но оставался высоким. По данным Олафа Грёлера, опиравшегося на сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера люфтваффе, за первую неделю боёв немцы потеряли 280 самолетов безвозвратно и 165 - поврежденными; за две недели - 429 и 247 машин соответственно (с учетом уточнений по потерям первой недели). В последующем уровень недельных потерь немецких ВВС на Восточном фронте просел до двухзначных цифр и до 1944 года до трёхзначных показателей не возрастал.

К концу четвёртой недели (с учётом уточнений по предыдущим дням) потери люфтваффе составили 719 безвозвратно потерянных и 452 поврежденных самолета, а к концу 1941 года - 2213 и 1435 машин соответственно.

Сравнение сведений о потерях люфтваффе на Восточном фронте по сводкам 6-го отдела за разные периоды приведено в таблице.

Период Уничтожено Повреждено
22.06.1941-03.01.1942 2213 1435
04.01.1942-14.03.1942 474 375
01.01.1942-31.08.1942 2459 2201
01.09.1943-31.03.1944 1871 1520
01.04.1944-31.10.1944 2898 2311

Как видно, в 1941-1943 годах самые высокие среднесуточные потери люфтваффе на Восточном фронте были как раз в 1941 году. И, хотя в указанной таблице отсутствует период с сентября 1942 года по август 1943 года, включающий в себя Сталинградскую битву, сражения на Кубани, удары воздушных армий 1943 года и Курскую дугу, имеющиеся на данный момент сведения о потерях в тех операциях позволяют предположить, что среднесуточные потери за эти 12 месяцев (по крайней мере, по боевым самолетам) окажутся ниже показателей 1941 года.

Некоторые историки считают сводки 6-го отдела неполными. Например, сумма потерь по ежедневным сводкам за третью и четвертую недели войны составляет 138 уничтоженных и 89 поврежденных машин, но разница между итогами первых четырех и двух недель войны равна 290 и 205 самолетам соответственно, то есть за две недели «уточнились» потери еще 154 и 116 машин соответственно, и нет гарантий, что эти «уточнения» окончательные.

Поэтому специалисты перепроверяют эти цифры сведениями из других источников. Например, по данным подполковника- генштабиста Греффрата: «За первые 14 дней боев было потеряно самолетов даже больше, чем в любой из последующих аналогичных промежутков времени. За период с 22 июня по 5 июля 1941 года немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля - 477».

По данным Клауса Рейнгардта, ссылающегося на начальника технического управления люфтваффе фельдмаршала Э. Мильха, с 22 июня по 31 октября 1941 года люфтваффе потеряло на Восточном фронте 5180 самолетов, в том числе 2966 машин сбитыми и уничтоженными на аэродромах. Для восполнения потерь промышленность поставила на фронт к 10 ноября 1941 года 5124 самолета, при этом в резерве осталось только 40 разведчиков.

Наиболее тяжелые потери понесли истребители: 1527 самолетов (на 31 октября), при этом промышленность поставила всего 1079 машин, что означало сокращение их численности на 452 единицы. К концу ноября итоговые потери люфтваффе на Восточном фронте составили 5585 машин, из которых 3189 являлись безвозвратными.

Таким образом, советские пилоты на устаревших «ишаках» и тяжелых МиГах за полгода истребили почти половину истребительной авиации врага и все её резервы и пополнения. Если к началу войны люфтваффе имело на Восточном фронте (без учёта 5-го флота) 27 ягд-групп Bf.109, то к началу ноября осталось 16 ягд-групп, а к концу 1941 года – 13 ягд-групп.

Кроме учебно-боевых групп, направленных на пополнение своих эскадр, немцам пришлось вывести с фронта в 1941 году управления четырёх эскадр и девяти ягд-групп: в июле – II./JG27, 5 августа –I./JG53 (со штабом эскадры), 14 сентября – I./JG27 и другие. Взамен лишь была введена в октябре I./JG52. Ввод в тыл ягд-групп был вызван в первую очередь их потерями. Например, JG53 за три с половиной месяца боёв из 170 Bf.109 (с учётом пополнений) потеряла 55 самолётов сбитыми, 41 – списанными, 23 – повреждёнными (данные на начало октября не учитывают восстановленные к тому времени машины), что составляет 70 процентов потерь.

Среди истребителей, убитых, попавших в плен или списанных по ранению в 1941 году мы видим как минимум два коммодоров эскадр, восемь командиров групп, 25 командиров эскадрилий. И это не считая офицеров, вернувшихся после сбития к лётной работе (как, например, майор Карл-Хайнц Грайзерт, командир III/JG3, сбит 22.07.1941 года).

Всё это в целом опровергает тезис о захвате люфтваффе господства в воздухе в 1941 года Действительно, советские ВВС понесли на начальном этапе войны тяжелейшие потери, связанные не только с внезапностью нападения, но и потерей аэродромов с большим количеством поврежденных или небоеготовых машин.

Значительное влияние на потери оказали системные проблемы с управлением и связью, тактикой боевого применения, неподготовленностью авиационного тыла. Советские истребители были устаревшими или уступали противнику по боевым показателям, но, с другой стороны, советские пилоты до войны хорошо освоили эту технику и знали все ее преимущества и недостатки. Именно в «освоенности», в хорошей степени владения техникой и оружием и видится корень успехов наших «соколов» в 1941 году.


В свете этого понятно, почему наша авиация в 1942-1943 годах, перевооружившись современными машинами, не смогла захватить господство в воздухе. На смену ветеранам с довоенной выучкой, частично выбитым в 1941 году, пришли выпускники ускоренных курсов, имеющих минимальный налет часов и обученных по системе «взлёт-посадка». В этих условиях реализовать все возможности, заложенные в новой технике, советским ВВС не удавалось вплоть до 1944 года.

Не случаен тот факт, что в 1942-1944 годах для борьбы с советскими ВВС немцам вполне хватало полутора десятков ягд-групп (примерно половины от истребительных сил люфтваффе 22 июня), а ведущие «эксперты» (имеющие 200 и более сбитых) наибольшее количество побед на Восточном фронте одержали в 1942 году (X. Граф, X. Филипп), 1943 году (Г. Баркхорн, В. Новотны, Э. Рудорфер, X. Эрлер, Т. Вайсенбергер) или 1944 году (Э. Хартман, Г. Ралль, В. Киттель, В. Бац, В. Шук, А. Хафнер, X. Липферт).

При исследовании данной темы встает закономерный вопрос о результативности наших асов 1941 года, которые в тяжелейших условиях, летая на машинах, уступающих противнику по многим показателям, сумели противостоять давлению самых опытных экспертов врага, уничтожить половину его истребительной авиации, все его резервы и пополнения. Ранее изучение этого феномена казалось почти невозможным: боевые счета большинства из асов 1941 года не были высокими, а их биографии остались «в тени» более прославленных товарищей и были неизвестны даже специалистам. Однако в последнее время, благодаря активному вводу в оборот архивных источников как традиционным путем (через выписки), так и путем их оцифровки (например, наградные листы ОБД «Подвиг народа»), решение данной проблемы стало возможным.

Большим подспорьем в работе историков авиации стал справочник М.Ю. Быкова - результат многолетнего титанического труда, в котором выведены боевые счета более чем 3,5 тысяч советских асов. Однако следует учесть, что данный справочник содержит ценнейшую информацию, но не является окончательно завершенным исследованием и непререкаемой истиной. Значительного количества побед, засчитанных командованием нашим летчикам, в этом справочнике не оказалось.

Особенно это характерно для 1941 года, когда при отступлении и в окружении были утеряны документы ряда частей ВВС Красной армии. Например, у А.И. Покрышкина в справочнике указаны лишь 43 личные + 3 групповые победы (в том числе за 1941 год 2+1), а итоговый счет в 52 победы подвергнут сомнению. Между тем в ряде наградных и характеристиках четко указано, что Покрышкин в 1941-1942 годах одержал 6+6 побед.


Несмотря на то, что документы 55-го истребительного авиационного полка за 1941 год большей частью оказались утеряны, историку А.В. Марчукову удалось разыскать недостающие победы по документам вышестоящих соединений и довести счёт побед Покрышкина в 1941 году до 4+3.

Интересно отметить, что другому лётчику 55-го истребительного авиационного полка, Г.А. Речкалову, в справочнике засчитаны дополнительно 3 победы за 1941 год как раз на основании документов 20-й смешанной авиационной дивизии. Счёт А.В. Алелюхина в справочнике указан как 28+6, однако по наградным листам хорошо видно, что командование засчитало асу 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 33+6 побед. С другой стороны, ряду асов в справочнике победы включались только на основании наградных, без подтверждения оперативными документами. В справочнике есть пилоты, счет которых составлен исключительно по наградному листу, без разбивки по датам и типам сбитых самолетов, например, И.П. Суворов.

В ходе исследования из справочника было выписано более 300 имён пилотов советских ВВС, победы которых потом проверялись по наградным листам. В итоге в базе данных осталось 130 советских летчиков, которым в 1941 году командование записало пять и более личных воздушных побед. Следует учесть, что победы, имевшие место до 22 июня (Испания, Китай, Халхин-Гол, «финская») и после 1941 года, здесь не учитываются. Групповые воздушные победы в базе данных указываются, но в личные победы не пересчитываются.
В некоторых работах встречались утверждения, что первым асом 1941 года уже 22 июня стал И.Н. Калабушкин. Однако согласно наградным документам пятый самолет врага он сбил лишь 31 июля.

Первым советским асом Великой Отечественной стал лётчик В.Ф. Сиротин, одержавший 25 июня пятую и шестую личные победы.

В июле асами стали уже 20 советских летчиков, в том числе М.Е. Чуносов, сбивший 7 самолетов за 8 дней (и ставший на несколько дней лидером), и Н.В. Терёхин, сбивший в одной атаке 3 Не-111.

Однако лидером среди советских асов стал В.А. Фигичев, одержавший в июле девять побед за 22 дня.

Уже 27 августа аса 55-го истребительного авиационного полка обошел Б.Ф. Сафонов, записавший десятую победу.

Через два дня В.Г. Лазарев поставил новый рекорд, сбив 5 Ju.87 в одном бою. Всего в августе асами стали ещё 22 советских пилота.