Походы по кавказу, кавказский заповедник. Как приготовить поход - распределение обязанностей

Светлана Воронюк
Туристический поход «По Сосыке по реке»

. Программные задачи :-Расширить знания детей о родной реке Сосыке . Научить детей видеть, слышать,

наблюдать и понимать красоту родной реки, бережно относиться к ней, любить и сохранять.

Сформировать понимание того, что заботиться о природе – значит помогать Родине.

Развивать фантазию детей, речь, эмоциональную сферу, учить ориентироваться на местности.

Побуждать использовать в своих ответах доказательства. Воспитывать любознательность.

Оздоровлять дошкольников в процессе пребывания на свежем воздухе.

Предварительная работа.

Прогулки к реке .

Беседы с детьми о водной среде.

Чтение познавательной литературы о жизни рек. Рассмотрение фотографий с видами

нашей реки Сосыки .

Оборудование :-. Карта – схема, компас, синий фломастер, мяч для игры.

Накануне воспитатель объявляет детям, что завтра они отправятся в туристический

поход . Воспитатель объясняет, что необходимо взять с собой в поход (рюкзак, питьевую воду, еду, какая должна быть форма одежды.

Воспитатель предлагает вниманию детей загадку –

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

Я летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

Правильно это вода. А где мы можем встретить воду?

А у нас в станице?

Сегодня мы отправляемся в поход , чтобы познакомиться поближе с нашей рекой

Дети вспоминают правила «Юных туристят » :

Никто не говорит «не могу» , «не хочу» , «не буду» (правило трех «не» );

В гости к реке идем без палки и камня;

Никого не обижаем : ни муравья, ни лягушку, ни цветок;

В походе семеро одного не ждут (идем по силам слабейшего) ;

Учимся слушать тишину и музыку природы, плеск воды у реки;

Помогаем природе (собираем мусор и уносим в контейнеры, складываем в кучи сухие ветки, собираем для поделок камешки, листья, ветки);

Место привала после нас должно быть чище, чем было до нас;

«Ты – настоящий знаток» - скажем мы тому, кто увидел и запомнил много интересного и рассказал об этом.

Карта – схема маршрута.

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправляемся в туристический поход вдоль нашей реки .

Мы должны разделиться на две подгруппы, у каждой из которой будет свое особое задание :

«Штурманы» будут определять, и вычерчивать наш маршрут на схеме, а «Знатоки»

определять направление течения нашей реки, берега левый и правый, растения на воде и у воды.

Дети штурманы рассматривают, определяют направление движения, определяют курс по компасу, отмечают на кате- схеме пройденный путь.

Воспитатель предлагает полюбоваться красотой окружающей природы :

Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит

В камышах, вздыхая.

Вопросы к детям :

Где мы с вами находимся?

На берегу какой реки расположена наша станица?

Откуда течет река?

Воспитатель. Что вы знаете о нашей реке ?

Воспитатель рассказывает :- Сосыка - степная река , левый и крупнейший приток реки Еи. Длина 159 км На реке расположено три крупных станицы : Павловская, Ленинградская и Староминская.

Наиболее значительные притоки река принимает справа : Попова, Бичевая, Добренькая

Ширина Сосыки разная от 8 до 400 м. На реке есть мелководья и глубины до 6 м.

Название реки происходит от тюркского сасыкъ - «вонючий» . Связано это с наличием в грунтовых водах, питающих реку,сероводорода, имеющего неприятный запах. Сосыка имеет самую большую минерализацию воды среди всех рек края. Вода в реке горько-соленоватая . Раньше наша река была судоходной и по ней корабли перевозили грузы в Азовские и Чёрное моря. Но сейчас состояние реки Сосыки вызывает беспокойство. Река заросла водорослями, которые преграждают доступ кислорода. В результате может погибнуть рыба.

Дно реки забито отложениями ила и гнилых водорослей. Причина тому - русло реки на всем протяжении перегорожено многочисленными дамбами, плотинами. Толщина донных отложений достигает более 5 метров. Река загрязнена. По берегам зарастает тростником.

Следующим нашим пунктом будет такая дамба, которая расположена неподалёку, вниз по течению.

«Знатокам» воспитатель предлагает рассказать, как река выбирает путь для себя, а

«Штурманы» определяют направление течения реки и нашего маршрута, показывают куда нам идти (Туда, куда река течет)

1. остановка «Мост»

Воспитатель обращает внимание детей на мост.

Воспитатель. Для чего люди строят мосты? Какие они бывают?

В этом месте русло реки сужено людьми, это и есть дамба. Она заканчивается узким горлышком через которое проложен мост. Под ним с шумом и грохотом вырывается на свободу задержанная дамбой река.

Проходим на мост и с него осматриваем берега Сосыки , отмечаем, что течение реки тихое и спокойное,а в узком месте становится быстрым и бурным, что река в некоторых местах широкая, а в некоторых не очень. Далее определяем левый и правый берега реки.

Воспитатель. На каком берегу находится наша станица? (На левом)

берегу реки.

2 остановка «Низинка»

Спускаемся с моста вниз и по левому берегу мимо садов и продолжаем свой путь.

Воспитатель обращает внимание на размытые берега. Даже корни у деревьев все оказались наружу, и в скором времени эти деревья могут упасть.

Вопрос для «Знатоков» : -Когда же, в какое время года вода свершила эту свою коварную работу? (Ответы детей.)

Штурманы отмечают на карте крутой берег, и помечают маршрут.

3. остановка.. Рассматриваем растения на реке , передвижение

водомерок по глади воды, деревья растущие рядом с водой и в дали от неё.

Воспитатель. Почему деревья так растут?

4. остановка.

Воспитатель. Стоп! Препятствие! Небольшая канавка преградило путь. Можно обойти, можно перепрыгнуть через неё, можно по бревну перейти

Проведем тренировку – и перепрыгнем, и по стволу пройдем.

«Знатоки» обследуют положенное через канавку дерево и определяют его.

«Штурманы» на карте отмечают препятствие.

5. остановка «Лужайка»

Воспитатель. Привал! Можно расположиться на отдых и перекусить.

Во время привала проводятся наблюдения за растениями луга, обитателями. Рассказ воспитателя о Сосыке . После отдыха дети со взрослыми обследуют место привала, не оставили ли после себя мусор.

Переходим через мост и отправляемся в обратный путь

Воспитатель предлагает детям дома зарисовать самые интересные моменты похода и

принести рисунки в садик, чтобы показать младшим детям и рассказать им об увлекательном походе .

Памятка для родителей по воспитанию любви к природе родной станицы.

1. Совершайте всей семьей прогулки по станице и её окрестностях, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного края.

2. Рассказывайте о своем районе, посетите с ребенком музей.

3. Гуляя по улицам родной станицы и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.

4. Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации.

6. Поощряйте любознательность ребенка.


Вопрос о цели турпохода можно сформулировать и иначе: зачем? То есть какую практическую цель вы собираетесь преследовать, отправляясь в дорогу? Мы уже поговорили вскользь о самой распространенной и даже непременной цели каждого похода — накопить сил и здоровья, а заодно отвлечься от надоевшей однообразной городской жизни. А какие еще могут быть цели? Опытные туристы-специалисты их даже систематизировали. Вот посмотрите на этот список наиболее часто встречающихся целей:

  • спортивно-туристские (пройти категорийный маршрут, получить спортивный разряд, преодолеть определенные, еще не испытанные, препятствия — перевалы, пороги, таежные пространства и т. д,);
  • учебно-туристские (научиться ставить палатки, разжигать костры, ориентироваться на местности);
  • краеведческие (ознакомиться с новым районом, неизвестной местностью, их природой, историей, памятниками культуры и т. д.);
  • исследовательские (изучить новый маршрут, составить описание и собрать коллекцию, например, минералов);
  • экскурсионные (посетить памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей истории, культуры);
  • военно-патриотические (пройти по местам боевой, исторической славы своей страны);
  • общественно-полезные (очистить лес от мусора, собрать лекарственные растения, выяснить места промышленных стоков, пройдя по берегам реки).

Этим перечнем, надо вам сказать, список полезных целей турпохода не ограничивается. К примеру, некоторые возвращаются из пешего странствования с десятками метров фотопленки и сотнями метров кинопленки — с запечатленными неповторимыми пейзажами и достопримечательностями, встреченными в пути. Иные в обратный путь отправляются с зарисовками к художественным работам, другие — с заметками к новой книге. Встречаются и такие, кто тащит домой рюкзак с банками варенья — из земляники, дикой малины и прочих природных витаминов.

А еще можно пойти в поход просто так. А «просто так» — значит без определенной цели, без обязательной практической задачи. С семьей, друзьями — просто отдохнуть от суеты наедине с природой, неторопливо бредя по тропинке, ведущей, к примеру, на юг или восток. Понравился пригорок на фоне ландшафта — разбили лагерь, надоело через день-другой быть на одном месте — пошли дальше..! А что? Неплохая и вполне приемлемая идея. Не исключено, она привлечет многих, тем более, что позволяет взять с собой и удочки (тем, кто любит рыбалку), и фотоаппарат (тем, кто считает себя украшением любого пейзажа), и лукошко для ягод (ягоды на десерт любят все).

Один из важных элементов подготовки маршрута похода – это четко сформулированные цели и задачи похода. Однозначно обозначенная идея путешествия помогает подобрать участников похода, объединить их интересы. Единство целей и интересов объединяет участников в дружный коллектив, а реализация идеи похода приносит всем участникам, большое моральное удовлетворение.

Цели и задачи похода могут быть очень разнообразные , но важно определиться и согласовать с участниками основные и второстепенные задачи, которые будет решать группа в походе. Одни участники ценят в походах спортивность, другие идут в поход "отдохнуть, а не напрягаться", третьи любят походы из-за трав, грибов, ягод и рыбалки. Главная гарантия успеха совместного путешествия в том, чтобы цели каждого участника похода совпадали с общими целями группы.

Лучше, если перед походом будет поставлена только одна цель. Если все же намеченных целей две или больше, то надо совершенно четко выделить среди них основную. Все остальные цели считаются второстепенными и выполняются только если есть время и возможность.

Ниже мы постарались сформулировать основные цели и задачи часто встречаемые в походах:

Фотографирование, Видеосъемка – фото и видеосъемка неотъемлемый атрибут любого путешествия, а так же «зерном раздора» в группе. Фотограф часто останавливается для съемки, тем самым задерживает группу. На этой почве возникает множество недовольств и конфликтов. Поэтому стоит четко сформулировать приоритет фото и видео съемки в походе. Существуют специальные походы, где основной приоритет съемка. Для большинства же походов, съемка имеет второстепенный приоритет, и любителям фотографировать стоит это учитывать. Это совсем не означает, что если вы хотите много фотографировать, то стоит искать походы для фотографов. Просто постарайтесь понять других участников и их основную цель, и не задерживать группу. Помните, что на обзорных площадках и в красивых местах всегда привалы, и вы можете спокойно поснимать. А для съемки по ходу движения, мы вам откроем вам секрет походного фотографа : идите во главе группы, увидев интересный кадр спокойно его отснимите, закончив съемку вы окажетесь в хвосте группы, остается только увеличить шаг что бы опять оказаться во главе группы.

Прохождение маршрута – прохождение заданного маршрута из точки начала маршрута в конечную точку. Является основной целью в спортивных походах. В других походах обычно носит второстепенный характер.

Радиальные выходы – однодневные выходы налегке, с обязательным возвращением в базовый лагерь. Это основная цель радиальных походов, в которой группа разбивает базовый лагерь с палатками и основным снаряжением, и ежедневно совершает однодневные прогулки по ближайшим достопримечательностям и природным объектам налегке.

Отдых на природе – понятие отдыха у каждого человека свое. Мы подразумеваем под этой целью времяпровождение на свежем воздухе в дали от цивилизации. Это второстепенная цель всех походов на природе. Главной, основной целью похода, отдых на природе может быть в случае матрасничества (пикник, отдых на пляже) – когда вам главное просто побывать на природе вне зависимости от посещения каких либо достопримечательностей. Так же основной целью отдых на природе может быть в радиальных походах. В этом случае если у вас нет желания совершать радиальные выходы, вы можете просто отдохнуть в базовом лагере.

Отдых с детьми – поход с участием детей. Хотя детей можно брать в любые походы для начинающих, стоит обратить внимание на специальные походы с участием детей. В специализированных походах для детей, разрабатываются облегченные маршруты, с акцентом на локальные достопримечательности, которые дети лучше воспринимают в отличие от обзорных площадок и панорамм. Так же намного удобнее когда дети находят в походе сверстников и новых друзей.

Экстремальные ощущения – для любителей экстрима, разработаны маршруты в которых участник получает множество экстремальных ощущений. К таким походам мы относим походы с веревками или Экстрим походы. Такие маршруты включают элементы пешеходной и горной техники: веревочные переправы над реками и обрывами, спуски в пещеры, троллеи, дюльферы (спуски по веревки с обрывов), спас работы, каньонинг и др.

Каньонинг – подъем или спуск по руслу каньона или ущелья. Популярный, развивающийся вид активного экстремального отдыха, с использованием специального снаряжения. Каньонинг, как основная цель похода, обычно проходит в один день, хотя может быть и целью многодневного похода, очень удобно в это случае радиальные походы.

Скалолазание – восхождение по скалолазным маршрутам, используя специальное скалолазное снаряжение. Так как участники лезут на гору налегке, то в многодневных маршрутах подразумевается разбитие базового лагеря и радиальное восхождение.

Навыки работы со скалолазным и горным снаряжением – в «Экстрим походах» вам понадобиться использовать специальное снаряжение для работы с веревками. Поэтому в таких походах обязательно второстепенно будет присутствовать данная цель. Если же данная цель стоит в походе как основная, значит поход носит тренировочный характер, что бы участники научились самостоятельной работе со всем комплексом снаряжения. Тогда получение экстремальных ощущений становиться второстепенной задачей.

Пещеры, подземный мир – посещение пещер украшает любой поход. Есть множество пещер в которые можно спуститься без веревок. И разрабатывая маршрут, популярно включать в него пару таких пешеходных пещер. Для тех кто хочет побывать настоящим спелеологом, стоит рассмотреть экстрим походы в которых «пещеры, подземный мир» являются основной целью.

Места боевой славы – посещение мест боевой славы: места значительных вооруженных столкновений, партизанских стоянок, памятников героям войны. Походы с целью – пройтись по местам боевой славы, довольно популярны, для них разработаны специальные маршруты по военно-патриотической тематике.

Исторические объекты – посещение мест исторического значения: пещерных городов, замков, развалин монастырей, древних укреплений. Посещение исторических объектов украсит любой поход. Специализированные походы (на байдарках) по историческим объектам и Замкам очень популярны в западной Украине.

Природные объекты – посещение уникальных природных объектов: водопадов, вершин, горных озер, перевалов и дт. Дополнительная цель во всех походах. Так же может быть и основной целью похода, когда четко обозначена определенная достопримечательность, в посещении которой заинтересованы все участники похода.

Объекты религиозного значения – посещение объектов религиозного значения, таких как церкви, храмы, монастыри, места паломничества, посещение культовых мест. Походы с основной целью: «посещение объектов религиозного значения» или «мест силы» обычно называют паломничество.

Море – отдых на море, на пляже, купание. Обычно входит во многие летние походы как второстепенная цель. Поэтому многие маршруты специально разработаны с окончанием путешествия на побережье. Хотя может быть и основной целью путешествия.

Баня – походная баня, оставляет очень яркие впечатления и может являться основной целью похода. Так же часто бывает второстепенной целью в многих многодневных походах на дневках.

Травы, грибы, ягоды – сбор разнообразных даров природы. В качестве основной цели обычно выступает в однодневных походах. Хотя может являться и целью многодневного радиального похода. В остальных же походах обычно выступает второстепенной задачей.

Живи активно, ходи в походы, путешествуй с нами!


День 4.
День 5.
День 6.
День 7.
День 8.

Поход начинается с трассы на поселок Гузерипль, выходим из автобуса в районе впадения реки Киша в Белую (между Хамышками и Гузериплем). Белую переходим по старому мосту и выходим на тропу, ведущую к кордону Кавказского заповедника Киша. Где-то через километр тропа проходит по мосту через Черную балку. В этом же месте можно спуститься к реке.

Тропа идет по буко-пихтарному лесу вверх по реке Киша. Сама река по большей части протекает в каньоне, течение бурное, много порогов. В очередной раз спускаемся к воде в районе впадения в Кишу реки Безымянка.


По пути встречается множество ручьев, впадающих в реку. На некоторых ручьях красивые водопады. Ближе к кордону несколько полян с ароматом подвяленых на солнце трав.


Итог первого ходового дня - выход к кордону Киша. Протяженность пути составила 17 км. На кордоне остановились на ночлег.

Во второй день надо дойти до реки Шиша, тропа проходит по лесу. На Шише разбиваем лагерь недалеко от русла реки, ставим палатку. Кострище оборудуем прямо возле речки. Более подробно смотрите видео.

На третий день планируем выйти к лагерю на Порт-Артуре. Переход осложнен существенным набором высоты, хотя протяженность не очень большая. Так как на Порт-Артуре есть домик, то палатку оставляем у Шиши, скинув в нее часть ненужных вещей.

По пути организовали небольшой обеденный отдых.


Вторую половину маршрута шли под сильным дождем и в тумане. В итоге вышли к домику. Домик выглядит не очень, внутри частично поломан. Сбросили рюкзаки, и я отправился в поисках дров.


Пройдя метров 300 дальше по тропе обнаружил еще один домик - новый, в лучшем состоянии. Это был реальный облом, особенно учитывая, что моя спутница успела переодеться в сухую одежду. Пришлось снова надевать на себя мокрые вещи и переходить к новому домику.


Вид от домика просто замечательный. Поляна с цветами, мокрая после грозы трава и горы несколькими цепями хребтов, каждый из которых выше предыдущего.


С дровами оказалось весьма туго. Основу леса составляют березы, которые толком не горят. Нашел пару поваленных сосен, они и стали источником дров на все время пребывания в этом лагере. Растопили буржуйку и заварили витаминный чай: черничные листья, молодая сосновая хвоя, цветы манжетки и немного чабреца. На этом третий походный день подошел к концу.

На следующий день небо накрыло тучами, пошел ливень. В итоге весь день просидели в домике. В промежутках между дождем удавалось выскочить за новой партией дров. Вода в ручье, из которого мы брали воду, стала мутной.


На пятый день погода наладилась. Собрались рано утром, позавтракали и начали подъем на Солонцовый хребет. На хребте нас ждало крупное стадо зубров. Зубры лежали в траве и грелись на солнышке. Однако заметив нас начали уходить в лес, создавая мощный гул. Вес зубра может доходить до тонны.


С Солонцового хребта открывается вид на Тхач с его характерными скальными обрывами.


Тем временем зубры окончательно скрылись в лесу.


А мы продолжили движение в сторону вершины хребта. По пути нам встретился одинокий бык, отбившийся от стада. Удалось подойти к нему на очень близкое расстояние.


Внизу в долине рыскали медведица с медвежонком. Нас они не замечали, копаясь в земле в поисках чего поесть.


На другой стороне долины возвышалась гора Ачешбок (Чертовы ворота).


Вершина Солонцового хребта - 2475 м. На вершине стоит старая геодезическая вышка.


С вершины хорошо видны Бамбаки.


А под ногами альпийское разнотравье. В частности, встречается альпийская астра.


Так как вчерашний день из-за грозы просидели в лагере на Порт-Артуре, то на сегодня в планах было не только посетить альпийский пояс высокогорья, но и спуститься к реке Шиша. Поэтому времени на прогулки было совсем не много. Пошли вниз с хребта посмотреть на озеро.

Тхач уже немного с другого ракурса.


И вид на перевал Чертовы ворота.


Встретили пасущуюся серну, уже вторую за этот день.


Озеро особого впечатления не производит, вода грязная. Рядом на склоне до сих пор лежит снег, хотя уже август месяц.


Ближе к Бамбакам просматривается вагончик, который можно использовать, чтобы укрыться от непогоды. До вагончика достаточно далеко, делаю фотографию с зумом.


С этого места двинулись назад к домику на Порт-Артуре, но другим путем, не по хребту, а по низу через лес. Тропа оказалась тяжелой, постоянно терялась в траве, периодически уходили в сторону по звериным тропам. Все это усложнялось высотой травы выше человеческого роста и глубокими крутыми балками. Вышли к домику уставшие и вымотавшиеся. Пообедали, собрали рюкзаки и начали спуск в сторону Шиши.

Прошли поляны, по которым плутали в тумане и под дождем, когда шли вперед. Сквозь сосны проглядывается скала Афонка.


Далее в лесу наткнулись еще на одно стадо зубров. Никогда раньше не встречал зубров в лесу, так как это достаточно редкое явление. Фотографий лесных зубров нет, просто не успел их сделать. Зато заснял животных на видео - .

Ближе к вечеру вышли к палатке возле Шиши.


На шестой день похода надо вернуться в кордон Киша, а это не так далеко - полдня пути. Первую половину дня провели возле Шиши, искупались в реке, посидели у костра, отдохнули.

Вышли после обеда, к этому времени небо начали затягивать тучи и периодически слышались раскаты грома. И дождь нас таки накрыл, причем очень сильный ливень. На Кишу пришли полностью вымокшие. Обустроились в доме на кордоне, занялись сушкой вещей и готовкой ужина.

На следующий день сходили к реке Киша и на другой берег.


Спешить особо некуда, на этот день по планам выйти на четвертый километр, то есть на тропу, где до трассы остается 4 км. Но после обеда погода снова начала портиться. До места стоянки успели дойти до дождя, установили палатку, после чего зарядил ливень. Вода в реке стала очень грязной, светло-коричневого цвета. Однако неподалеку был неплохой родник с чистой прозрачной водой.

В последний походный день собрали палатку, вещи и пошли к трассе. В районе Черной балки спустились к реке, позавтракали. Затем вышли на трассу, где дождались автобуса и отправились обратно в цивилизацию.

Конспект туристического похода «Войти в природу другом»
Цель: дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных, приспособившихся к жизни в воде.
Задачи:
- формировать у детей представление о реке, как о сообществе водных и наземных растений и животных.
-рассказать о типичных представителях фауны реки.
- развивать связную речь, активизировать словарный запас
- пробуждение познавательной активности детей – состояния их внутренней готовности к познавательной деятельности, проявления поисковых действий, их желания получить новое впечатление об окружающем мире.
-воспитывать доброжелательное отношение к природе, учить видеть красоту природы.
Билингвальный компонент: балык- рыба
Оборудование: рюкзаки,фото рыб, бумажные кораблики, баночка для воды
Предварительная работа: Используя технические средства, видео показывается фильм о важности воды в природе (5-7 минут) .
Составить с детьми карту маршрута.
Беседа:
Воспитатель: Какая река протекает в нашем городе?
Дети: Иртыш
-Кто из вас бывал летом на реке?
Дети называют, кто был.
- Как она тогда выглядела?
Дети: она была тёплая,все купались.
- Как водоём может выглядеть сейчас? Почему?
Дети: сейчас вода холодная, никто не купается
Воспитатель: А теперь вспомните правила поведения в походе. Как надо вести себя на водоёме?
Дети: не шуметь, не толкаться, не рвать растения, не ловить насекомых, не подходить близко к воде и т.д.
Воспитатель: Вспомните наш туристический поход к Дню туризма, сегодня мы тоже с вами отправимся в поход к реке.
Дети строятся парами и вместе с воспитателем и родителями отправляются к реке.
Ход:
По дороге к реке воспитатель обращает внимание детей на состояние деревьев, кустарников; просит их назвать знакомые растения.
Подходя к водоёму, педагог говорит:
Смотришь на воду, кажется в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Вода ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живёт!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво, интересно. Давайте полюбуемся, как блестит вода.(Возле реки дети в течение 10-12 минут осматриваются самостоятельно.)
Сейчас каждый из вас походит по берегу, рассмотрит растения и всё, что находится на берегу. Когда вы услышите сигнал бубна – вернётесь ко мне.
(Дети исследуют берег реки под присмотром родителей, по сигналу возвращаются к педагогу)
Воспитатель: Расскажите, что интересного вы увидели?
Рассказы детей
Настя:« Когда я шла вдоль берега, я увидела рыбаков, у них в руках удочки, они ловили рыбу. »
Гоша: «Я нашёл интересные камни, один похож на голову собаки, другой на облако»
Даша: « А я увидела у самого берега маленьких- маленьких рыбок, это –мальки (мама сказала)»
Исследовательская деятельность:
«Камни бывают разные»
Дается детям задание исследовать камни по форме, по цвету, по размеру.
(Ожидаемые ответы: камни разные по форме, по цвету, по размеру).
« Тонет, не тонет»
Проведение опыта с речной галькой с целью подведения детей к выводу, что “камень тонет в воде”.
Первым кладем в воду кусочек дерева, потом берем камушек и опускаем в воду.
Вывод. Легкий предмет не тонет, а тяжелый тонет.
«Бумажные кораблики».
Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Дети пускают кораблики в реку и наблюдают, как они намокают.
Воспитатель: Почему кораблики намокают?
Дети: потому что кораблики бумажные,а бумага в воде намокает.
Воспитатель: Ребята, а давайте зачерпнем немного воды, чтобы потом сравнить ее с водопроводной. (зачерпывает воду в баночку и закрывает крышкой)

Воспитатель перечисляет рыб, обитающих в Иртыше: В нашей реке водится очень много разных рыб, таких как лещ, стерлядь и осётр, ряпушка, нельма, муксун, лещ, плотва, елец, язь, и семейство карасей, и еще можно выловить щуку, налима и в большом наличии окуни, судаки, ерши.
(воспитатель показывает фото рыб)
Воспитатель: А вы знаете, как звучит рыба на казахском языке?
Рыба – балык.
Рассказ ребёнка совместно с родителями о щуке:
Щука - хищная рыба. Ее расцветка является отличным примером природного камуфляжа, потому что делает рыбу практически незаметной в камышовых зарослях и среди водорослей, где щука часами может сидеть в засаде, подстерегая добычу. В зависимости от места обитания крапчатая расцветка спины щуки варьируется от темно-оливкового цвета до сложных оттенков серого, зеленого и желтого цветов, вплоть до мраморного. Спинной плавник у щуки расположен на теле сзади, напротив анального плавника, и вместе с сильным хвостом образует мощный двигатель,позволяющий этой рыбе уже при старте развивать невероятную скорость.
Голову щуки невозможно перепутать с чьей-либо другой. Ее голова длинная, плоская, с хищной зубастой пастью.
В верхней челюсти у рыбы помещается несколько рядов мелких, острых как иголки зубов, в нижней челюсти с каждой стороны имеется по пять-шесть больших зубов, и между ними - ряды мелких. Мелкие зубы расположены у щуки даже на языке и небе, поэтому эта рыба способна схватить и удержать в своей пасти добычу, составляющую 10-25% от ее собственного веса.
Воспитатель: вспомните, какие рыбы занесены в Красную книгу?
Дети:осётр, нельма
Воспитатель:Чем отличается река летом и зимой?
Дети: зимой река покрыта льдом, и нет людей, летом вода тёплая и люди купаются
Воспитатель:Предлагаю поиграть в игру «Цапли и лягушки».
Выбрать 2 цапли, начертить большой пруд. Цапли занимают места на противоположных сторонах пруда (передвигаются, высоко поднимая ноги). Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах и говорят:
Мы зелёные лягушки. Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд – цапли в нём нас не найдут.
После этих слов лягушки прыгают в пруд, а цапли стараются их запятнать. Пойманные лягушки остаются на берегу. Молодцы, а сейчас предлагаю отдохнуть.
Конструктивная деятельность: выкладывание из природного материала силуэтов на песке.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!
Глаза на рогах,
А домик на спине
Дети: улитка
Плещет в пруду чистом
Спинкой серебристой
Дети: рыбка
Вопросы:
Воспитатель: А кто ещё живет в воде и на берегу?
Дети перечисляют насекомых и животных
Воспитатель: Кто живёт в воде и на суше, но своё потомство выращивает в воде? Дети:лягушка.
Воспитатель: Река для человека - это очень хорошо. Почему?
Дети: эта вода поступает к нам в дома, очищенная, мы поливаем ею огород, ловим рыбу
Воспитатель: Река для человека – это плохо. Почему?
Дети: можно утонуть
Воспитатель: Должен ли человек заботиться о чистоте водоёмов? Как?
Дети: не бросать ничего в реку
Воспитатель: Вы и ваши родители должны быть настоящими защитниками природы и относиться к ней бережно.
Воспитатель: Ребята, запомните всё, что вы здесь увидели, а когда придёте домой и расскажите родителям, как много интересного и необычного вы увидели сегодня на водоёме и вместе с ними нарисуете рисунок.
По возвращении в детский сад проводим опыт:
Воспитатель: Я в воронку положу кусочек ватки, затем перелью через нее воду из «речки». Посмотрите, что стало с ваткой?
Дети: Она стала грязной, на ней остался речной песок.
Воспитатель: А теперь тоже самое сделаем с водопроводной водой. Какая ватка, посмотрите?
Дети: Вата осталась чистой
Воспитатель:Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода из реки грязная, ее пить нельзя.