План работы кружка по географии 9. Рабочая программа кружка по географии "занимательная география". План работы кружка «юный географ»

Рабочая программа

учебного предмета «География»

объединения дополнительного образования

«В мире географии»

для учащихся 9-А класса

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Поликарпова Е.Е., учитель географии

Высшей квалификационной категории.

г. Воскресенск

2017 год

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа дополнительного образования «В мире географии» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, при разработке была использована авторская рабочая программа Арван Е. Ю.

Данная программа предназначена для углубления знаний учащихся 9 класса по географии и повышения интереса к предмету. Она систематизирует и обобщает знания учащихся. Кружок «В мире географии» помогает развивать у учащихся умственные способности, расширять и углублять знания в области географии, формировать коммуникативную культуру. Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Результатом деятельности объединения дополнительного образования является участие в различных олимпиадах, конкурсах по предмету.

Цели программы : повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
  • закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России;
  • углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей Родины;
  • совершенствование языка географической науки у учащихся.

Развивающие:

  • развитие пространственного представления, использовать географические знания на практике, в повседневной жизни;
  • развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к природе;
  • овладение географической культурой, воспитание толерантности;
  • воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
  • включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

  • основные понятия курса;
  • основные методики проведения наблюдений;
  • основные географические понятия и термины;
  • различия плана, глобуса и географических карт;
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
  • географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека.

Должны уметь:

  • проводить самостоятельный поиск информации;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
  • выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;
  • находить в разных источниках географическую информацию;
  • составлять краткую характеристику разных территорий;
  • приводить примеры, используя основные источники географической информации;
  • определять расстояния и направления на местности и по плану;
  • находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • ориентирования на местности;
  • чтения планов местности и географических карт;
  • проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.;
  • повышения собственной географической культуры.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Формы занятий: лекция, эвристическая беседа, практикум, исследование, интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы.

Учебно-тематический план

Название раздела

Часы

Введение.

Основы теории и практики физической географии.

Экономическая география. Население и хозяйство России.

Всего

Основное содержание программы

Введение – 1 ч.

Значение географии в жизни человека Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Раздел I. Основы теории и практики физической географии. – 28 часов

Тема 1. Источники географической информации – 6 часов

Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Картографические проекции. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Решение олимпиадных заданий: «План и карта».

Предпосылки Великих географических открытий. Четыре экспедиции Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию . Открытие Южной Америки соперниками Колумба . Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка» . Магеллан и первое кругосветное плавание . Кортес и завоевание Мексики . Происхождение легенды об Эльдорадо . Открытие Амазонки и бассейна Ла-Платы . Испанские и французские открытия в Северной Америке в 20 - 40 годах XVI века. Голландская экспансия в Азии, открытие Австралии и островов Океании . Этапы и методы изучения территории России. Поход Ермака Тимофеевича и его гибель . Открытие русскими Средней и Восточной Сибири . Интерактивная викторина: «Исследователи России».

Геологическое прошлое планеты. Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.

Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Климатообразующие факторы. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.

Биосфера. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Сообщения учащихся, презентации, составление коллажей.

Путешествие по материкам и океанам. Происхождение материков и впадин океанов. Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Выполнение презентаций: «Рекорды материков».

Тема 5. Природа России - 6 часов

Пространство России. Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.

Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. Байкал – жемчужина России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России.

Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы. Заповедная Россия. Памятники природы.

Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.

Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России. – 5 часов

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.

Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Географические особенности экономических регионов России. Хозяйство регионов, их специализация и крупные центры производства. Проблемы экономических регионов. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. Решение практических задач.

Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. Защита творческих работ.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Для учащихся:

  1. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
  2. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М., 1999 г.
  3. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  5. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва, 2000 г.
  6. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997.
  7. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
  8. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006.

Для учителя:

  1. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005.
  2. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
  3. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя .
  4. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988.
  5. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
  6. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989.
  7. География: Все для учителя географии. Сайт: http://geo.1september.ru
  8. География: Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
  9. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям. Сайт: http://www.danilova.ru
  10. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  11. Клепинина.А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
  12. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000.
  13. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
  14. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
  15. Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  16. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002-302 с.
  17. Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
  18. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000 г.
  19. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
  20. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по географии», Москва, «Глобус», 2008.

Перечень материально-технического обеспечения: географические карты, атласы, коллекции, раздаточный материал, таблицы, дополнительные дидактические материалы, учебные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран. (полный перечень указан в паспорте кабинета).

Календарно-тематический план

кружка «В мире географии»

для 9-А класса

на 2017-2018 учебный год

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема занятия

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение – 1 час

Значение географии в жизни человека Специфика занятий и общие требования.

01.09-08.09

Раздел I. Основы теории и практики физической географии - 28 часов

Тема 1. Источники географической информации - 6 часов

Источники географической информации и методы географических исследований

11.09-15.09

План местности. Масштаб. Решение задач.

18.09-22.09

Географическая карта, глобус. Картографические проекции.

25.09-29.09

Решение задач на определение географических координат.

02.10-06.10

Чтение плана местности и географической карты.

09.10-11.10

Решение олимпиадных заданий: «План и карта».

16.10-20.10

Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов

Предпосылки Великих географических открытий.

23.10-27.10

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

30.10-03.11

Великие географические открытия и расширение их ойкумены.

06.11-10.11

Этапы и методы изучения территории России.

13.11-17.11

Интерактивная викторина: «Исследователи России».

27.11-01.12

Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов

Геологическое прошлое планеты.

04.12-08.12

Атмосфера. Научное объяснение разнообразия климатов Земли.

11.12-15.12

Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

18.12-22.12

Гидросфера и ее части. Составление коллажа: «Мировой океан».

25.12-29.12

Разнообразие природных зон и комплексов Земли.

09.01-12.01

Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов

Происхождение материков и впадин океанов.

15.01-19.01

Население Земли. Численность населения

Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм.

22.01-26.01

Основные черты природы Африки, Австралии. Составление визитной карточки.

29.01-02.02

Основные черты природы Антарктиды, Южной Америки. Составление визитной карточки.

05.02-09.02

Основные черты природы Северной Америки и Евразии. Составление визитной карточки.

12.02-21.02

Конкурс презентаций: «Рекорды материков».

26.02-02.03

Тема 5. Природа России – 6 часов

Пространство России. Границы. Особенности географического положения

России.

05.03-09.03

Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.

12.03-16.03

Рельеф и недра России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

19.03-23.03

Климат. Внутренние воды. Байкал – жемчужина России.

26.03-30.03

Почвы, природные зоны России. Составление коллажей.

02.04-06.04

Заповедная Россия. Памятники природы.

16.04-20.04

Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России - 5 часов

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Особенности населения России.

23.04-27.04

Основные межотраслевые комплексы.

30.04-04.05

Географические особенности экономических регионов России.

07.05-11.05

Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам.

14.05-18.05

Итоговое занятие. Защита творческих работ.

21.05-25.05

Итого

часов

В том числе:

по программе

выпол нено

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР __________/Москотельникова Н.В./

«___» августа 2017 г.

Руководитель ШМО _____________ / Содонова О.А./


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

CРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.АЛАГИРА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ№5

г. Алагира

А.С. Купеева

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

Хацаева Людмила Хаджимуратовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГРАММЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

Изучение географии членами кружка «Юный географ» направлено на

достижение следующих целей:

ознакомление

учащихся

основными

географическими

понятиями,

географическими особенностями природы России и Республики Северная

Осетия-Алания во всем ее географическом разнообразии и целостности; об

окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из

«языков» международного общения – географическую карту, современные

геоинформационные технологии; применять географические знания для

объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

творческих

способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,

географических

самостоятельного

приобретения

воспитание

местности,

взаимопонимания

народами;

экологической

культуры,

бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для

повышение

кругозора

учащихся,

заинтересованности

к предмету

география и подготовка к олимпиаде.

Главная

цель

работы

кружка

формирование

школьников

первоначальных знаний о своем крае и России, создание целостного образа

природы Северной Осетии-Алании и России; воспитание гражданственности

и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своей республики.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный,

разноуровневый,

личностно

ориентированный,

гуманистический,

экологический, культурологический.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

«Юный географ»

работает

в базовом обучении.

посещают учащиеся

5-7 классов. Кружок имеет направления работы по

подготовке к олимпиаде и ВПР. Занятия кружка в основном проходят в

кабинете географии, с использованием мультимедиума. На кружке учащиеся

знакомятся

материалом,

интересными

разрабатывают

тесты, делают олимпиадные задания. В работе кружка широко используются

электронные

проведении

используются

формы занятий как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие,

лекция, творческая мастерская.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РАБОТЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

В результате работы кружка члены кружка должны усвоить следующие

умения и навыки:

о зн а ком и т ь с я

о с н о в н ы м и

ге о г р а ф и ч е с к и м и

п о н я т и я м и,

географическими особенностями природы России и родного края, мира;

применять

географические

объяснения

разнообразных явлений и процессов;

применять географические знания и умения в повседневной жизни для

сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в

повысить свой кругозор и применить полученные знания в олимпиаде по

географии;

применять компьютерные технологии в обучении;

знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических

проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

ПРИРОДА РОССИИ.

Географическое положение. Проявление закономерностей формирования

рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей

местности. Красота гор и равнин России. Рельеф и геологическое строение

своей местности.

Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных

факторов. Смог. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Климат и

климатические

Агроклиматические

Явления, связанные с водами, предупреждение их действий. Внутренние

воды своего региона и своей местности.

компонент

национальное

богатство.

Закономерности в распространении почв. Почвенные ресурсы России, карта

мелиорации

Изменение

процессе

хозяйственного

использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.

Особенности почв

своего региона и своей местности.

Биологические

Растительный

растительности. Животный мир. Биологические ресурсы и их рациональное

использование.

растительного

животного

Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Красота

природы России. Красна книга России и Северной Осетии-Алании.

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ – ОСЕТИЯ АЛАНИЯ .

Положение на Кавказе. Крупные элементы рельефа: Большой Кавказ,

Предкавказье, Закавказье. Речные долины и водораздельные (междуречные)

хозяйства.

Изменение

результате

хозяйственной

деятельности.

Полезные

ископаемые.

Основные

особенности

влияющие

Температура воздуха и осадки. Погода и причины ее изменений. Опасные

погодные явления. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.

Речная сеть республики. Питание и режим рек. Хозяйственное значение

рек. Реки, их происхождение и использование. Подземные воды. Источники.

Основные

растительности.

Распространение

особенности

смешанных,

широколиственных

лесостепи.

Хозяйственное

использование лесов в прошлом и настоящем. Изменение лесов в результате

хозяйственной

деятельности. Значение

Нелесные

растительности

их использование. Растения,

занесенные в Красную книгу. Основные типы почв: серые лесные, черноземы.

Их распространение, плодородие, распаханность. Эрозия почв и борьба с ней.

Фауна смешанных, широколиственных лесов. Животный мир. Объекты

охотничьего промысла. Северо – Осетинский заповедник.

История формирования сети особо охраняемых природных территорий.

Типы охраняемых территорий. Памятники природы: водные, зоологические,

ботанические и другие. Рукотворные объекты: парки, сады, дендрарии, рощи.

Правила поведения в заповедных территориях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Количество часов

Практика

Природа России

Природа РСО -Алании

Решение олимпиадных заданий

П р а кт и ч е с к и е

н а в ы к и

олимпиадных

Работа по карте

Всего: 9 часов

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ».

Природа России

Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые

Климат России.

Внутренние воды России

Почвы России

Природные зоны России

Растительный мир России

Животный мир России

Красная книга России

Охрана природы важнейшая задача современного человека.

Природа РСО –Алании

1.Северная Осетия на карте России.

2. Рельеф и полезные ископаемые республики.

3.Климат республики.

4.Внутренние воды республики

5.Почвы республики

6.Природные зоны

7.Растительный мир

8.Животный мир

9.Красная книга

Олимпиадные задания по географии.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тема

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактически

раздаточный

материал

Технич- ое

оснащение

Географическое

положение, рельеф и

полезные ископаемые

Климат России

Внутренние воды

Почвы России

Природные зоны

Растительный мир

Животный мир

Красная книга

Охрана природы

важнейшая задача

современного

человека

10. РСО-А на карте

России. Рельеф и

полезные ископаемые

11. Климат

12. Внутренние воды

14. Природные зоны

15. Растительный мир

16. Животный мир

17. Красная книга

Комбинир-й

Комбинир-й

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комбинир-й

Практикум

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-но

Иллюстрат-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

География Республики Северная Осетия - Алания, Владикавказ, 2004.

Т.Н. Воробцова. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др.

«География материков и океанов». Волгоград, 2002.

Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.. Учебное электронное издание.

География.

Материки,

электронное

Мультимедиа

«География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр, 2001.

Алексеев

электронное

Мультимедиа

«География России: природа и население». Республиканский мультимедиа

центр, 2001.

Максаковский М.Т.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник

«Экономическая

социальная

география

Республиканский

мультимедиа центр, 2004.

Электронное

третьего

тысячелетия».

Республиканский мультимедиа центр, 2001.

Алексеев

электронное

Мультимедиа

«География

хозяйство

Республиканский

мультимедиа

Пояснительная записка

Настоящая программа кружка разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

Концепция интеллектуально-познавательного воспитания российских школьников

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Программа разработана с соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьнтков. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание географии своей страны и других стран и народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об экологической культуре;

ценностного отношения к окружающей среде и социально-ответственному поведению в ней;

Актуальность программы определяется не только требованиями ФГОС ООО. В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовывать себя в реализации творческой проектной деятельности во внеурочное время.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, приемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Педагогические принципы

1. Любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

Комплексное решение задач обучения и воспитания (учебная деятельность и личностное общение на занятиях раскрепощенное, уважительное; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете), потребность детей в общении реализуется во внеурочной деятельности, при выполнении коллективной работы и посещении различных мероприятий;

Потребности, интересы обучающихся;

Уровень развития коллектива;

Уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

Осознание и признание права личности быть не похожей на других;

Предоставление права на свободу выбора (быть или не быть в творческом объединении);

Оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышление, мотивы, статус в коллективе, активность).

Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения. На занятиях предлагаются работы различной степени сложности. Кульминацией деятельности является разработка творческих проектов направленное на развитие и поддержку детских инициатив, приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми.

Личностный подход требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка – один из значимых принципов, обеспечивающих условия, способствующие самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

Формирование индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

Развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;

Расширение кругозора учащихся в области географии;

Воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;

Подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;

Формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.

Цель программы - Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи

Обучающие:

Расширить знания учащихся о странах;

Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;

Включить учащихся в поисково-исследовательскую деятельность;

Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.

Развивающие:

Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельных путешествий;

Развивать познавательные возможности учащихся;

Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование),навыки систематизации информации;

Развивать логическое и образное мышление .

Воспитательные:

Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;

Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.

Мотивационные:

Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

Социально-педагогические:

Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи.

Отличительные особенности программы кружка состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – проектом по разработке маршрута путешествия в мир географии. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута. В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Возраст детей: программа предусмотрена для детей 12-15 лет учащиеся 6-9 классов.

Сроки реализации программы: 1 год.

Формы и методы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение.

Количество учебных часов в неделю: занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, что составляет 68 часов в год.

Количество обучающихся в группе : наполняемость группы 8 человек, с учетом индивидуального подхода.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности . В процессе учащиеся должны:

Знать:

  1. Вклад Великих учёных в развитие науки;
  2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
  3. Природные рекорды на материках и океанах;
  4. Особенности стран мира и народонаселения;
  5. Приёмы работы с источниками географической информации;
  6. Географическая терминология.

Уметь:

  1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
  2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;
  3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
  4. Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Ориентирования в потоке географической информации;
  2. Умения решать географические задачи
  3. Повышения собственной географической культуры.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- защита презентаций,проектов; участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях.

Учебно - тематический план

№п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Введение

Уникальность планеты Земля.

Путешествие по странам мира.

Итого

Календарно- тематический план работы по программе «Занимательная география» на 2016-2017 учебный год,68 часов

занятия

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

Вводное занятие.

Раздел 1.Уникальность планеты Земля.(42 ч)

Земля – планета Солнечной системы

Земная кора. Минералогия

Свойства минералов.

9-10

«Своя игра»

11-12

В мире падающей воды.

Водопады Анхель и

Йосемитский.

13-14

Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад.

15-16

Водопады Игуасу и Гуагира.

Водопад Виктория.

другие водопады мира

17-18

Водопады России.

Водопад Кивач.

19-21

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.

Культ праздников водопадов.

22-23

Эти удивительные

озёра . Самые большие озёра мира.

24-25

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра

26-27

В мире падающей воды.

28-29

Грозное дыхание

Земли. Вулканы.

31-32

Предвестники подземных бурь.

33-34

Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии.

35-36

Гейзеры Северной Америки.

Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

37-38

Каньоны мира. Большой каньон.

39-41

В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби.

42-43

Этот удивительный ледяной мир . Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги.

Раздел 2 Диковинки растительного и животного мира.(4ч)

44-45

Диковинки растительного мира

46-47

Диковинки животного мира

Раздел 3 Путешествие по странам мира.(21ч)

49-51

Имена на карте мира

52-53

Путешествия по странам Евразии.

54-56

Путешествия по странам Африки.

57-59

Путешествия по странам Северной Америки.

60-62

Путешествия по странам Южной Америки.

63-65

Путешествия по странам Австралии и океании.

66-67

Необычайные памятники мира

Итоговое занятие

Введение.

Вводное занятие. План работы кружка.

Уникальность планеты Земля.

Удивительное разнообразие природы Земли. Уникальность объектов солнечной системы.

Природа самых удивительных водопадов мира: Анхель, Ниагарский водопад, Кивач, Игуасу.

Эти удивительные озера: Байкал, Балхаш, Титикака, Чад. Вулканы Земли: Гекла, Фудзияма, Ключевская сопка.

Диковинки растительного и животного мира.

Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенная фауна южных и северных материков.

Путешествие по странам мира.

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира.

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятия

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа учета

Уникальность планеты Земли.

демонстрация

презентаций,сообщений,

игра с использованием ИКТ.

Индивидуальные; групповая.

Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные

Географические атласы,

контурные карты,

настенные карты,

проектор,

компьютер,

справочники интернет.

Вводный

Рубежный

Защита проектов.

Диковинки растительного и животного мира.

демонстрация

презентаций, сообщений,

видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности;

Индивидуальные; групповые

Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные;

частично-поисковый.

Справочники, проектор, интернет ресурсы.

Вводный

Рубежный

Выставка поделок фотографий необыкновенных растений и животных.

Путешествие

по странам мира

демонстрация

презентаций, сообщений,

видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности

Индивидуальные; групповые; коллективные

Объяснительно-иллюстративные;

Частично-поисковый

Географические атласы,

контурные карты,

настенные карты,

проектор,

компьютер,

справочники интернет.

Вводный

Рубежный

Защита проекта. Разработка презентации.

Список литературы

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2014 г

6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г

7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2013г.

8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2012 г.

11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000.

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru

Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

3 . http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

4. http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm .

5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).

Сайты:

Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

Природа России priroda.ru

Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

Все о геологии. www.geo.web.ru

Каталог минералов www. catalogmineralov,ru

Цифровые образовательные ресурсы:

библиотека электронных наглядных пособий;

школьная геоинформационная система;

цифровые карты и космические снимки.


Программа поможет учителю интересно организовать внеклассную работу по географии. Так как программой предусмотрено вовлечение в работу кружка учащихся разных возрастов с 5 по 11 классы, она может быть с успехом реализована, прежде всего, в сельской малокомплектной школе. Важно также. что работая в таком неоднородном коллективе, учащиеся приобретают коммуникативные черты характера общения в разновозрастном сообществе. Широкое использование ИКТ позволяет приобщать школьников к современному информационному пространству. Выполнение индивидуальных и групповых проектных работ активизирует познавательные интересы обучающихся к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жарынская средняя (полная) общеобразовательная школа

«Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …»

Составил: учитель географии В.Ф.Симаков,

д. Красная Горка

2013/2014 учебный год

Путешествия помогают понять красоту пространства

и бесценность времени.

  1. Пояснительная записка

Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах. Возраст членов кружка: учащиеся, изучающие географию 5-11 классы.
Целями реализации программы являются:

Формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;

Получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

Более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

Ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

Знакомство с народами и странами мира;

Умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов .

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:

Повышение качества географических знаний и умений школьников;

Повышение успеваемости по предмету;

Повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;

Активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

Рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;

Повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;

- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.

В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.

Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Русские путешественники, прославившие Россию.
  2. Современные российские географические средства массовой информации.
  3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
  4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
  5. Я – туристический гид по родной Смоленщине.
  6. Страна, в которой я мечтаю побывать.
  7. Мировые экологические проблемы человечества.
  8. Этот континент меня удивил.
  9. Эти уникальные животные требуют защиты человека.
  10. Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
  11. Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
  12. Мои кроссворды и викторины по географии.
  13. В этих местах я был(а).
  14. «Семь чудес света» моей Родины.
  15. Моя презентация (тема определяется учащимся).

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Кружок рассчитан на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.

  1. Содержание программы
  1. Введение (1 час)

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. (1 час).

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

Видео путешествие: Природные зоны мира.

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)

География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.

Видео путешествия: Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часа)

Видео путешествия: Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Видео путешествия: Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,

Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии, Самые опасные животные африканского континента.

Тема 5. Туристические маршруты по России (10 часов)

Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия): Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные русские города Центральной России. В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.

  1. Тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятия

Дата

Введение – 1 час.

Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка

Круглый стол

Сентябрь/ 1

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

Сентябрь/ 2

Природные зоны мира.

Видео путешествие.

Сентябрь/ 3

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5 часов

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

Занятие-викторина знатоков океанологов.

Сентябрь/ 4

5-6.

Путешествие в глубины Тихого океана

Видео путешествие.

Октябрь/ 1-2

Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/ 3

Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/4

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6 часов

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Занятие-презентация учащихся.

Ноябрь/ 2

10-11.

Амазонка – великая река мира

Видео путешествие.

Ноябрь/ 3-4

Путешествие по Меконгу

Видео путешествие.

Декабрь/1

13 .

Окаванго – загадочная река Африки

Видео путешествие.

Декабрь/2

Колорадо – река застывшего камня

Видео путешествие.

Декабрь/3

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 9 часов

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.

Занятие-практикум (работа с картой, к/к)

Декабрь/4

Величайшие вулканы и горы мира

Видео путешествие

Январь/3

Путешествие в Центральную Америку

Видео путешествие

Январь/4

Ступени цивилизации: Великая Индия

Видео путешествие

Февраль/1

Современный Китай

Занятие-деловая игра, презентация

Февраль/2

Жемчужины Австралии

Видео путешествие

Февраль/3

Самые опасные животные африканского континента.

Видео путешествие

Февраль/4

Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Занятие-политическая информация «Сообщают наши корреспонденты …» Деловая игра

Март/1

Как я знаю и умею работать с географической картой

Занятие-практикум.

Март/2

Тема 5. Туристические маршруты по России – 9 часов

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

Занятие-практикум

Март/ 3

Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер.

Презентация, сообщения членов кружка

Март/ 4

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ

Презентация.

Март/ 1

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы.

Видео путешествие,

презентация

Март/ 2

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

Видео путешествие

Март/ 3

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири

Видео путешествие,

презентация

Март/ 4

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

Видео путешествие

Апрель/ 1

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.

Видео путешествие

Апрель/ 2

Старинные русские города Центральной России. Смоленск .

Видео путешествие,

презентация

Апрель/ 3

В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Видео концерт

Апрель/4

Как я знаю свою Родину

Практикум, викторина

Май/1

Заключительные занятия – 2 часа

34-35.

Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

Конференция

Май/ 2-3

Итого – 35 занятий

  1. Методическое обеспечение работы кружка

Оборудование:

1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фото-альбомы:

5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.

6. Телевизор

- Литература для учителя:

1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.

3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.

4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.

5.Интернет ресурсы.

Литература для учащихся:

1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974

2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.

3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999.

4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель

А.А.Шибанова, М.: Просвещение, 1986.

6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.

Программа кружка по географии

«Вокруг света»

Программу составила

учитель географии

МБОУ ООШ № 34 VII вида

г. Озерска

Челябинской области

Горяйнова Я.О

2. Перечень нормативных документов

    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993)

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

    Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»

    Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к образовательным программам для учреждений дополнительного образования детей»

    Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области»

    Постановление администрации Озерского городского округа от 29.05.2014 № 1554 Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации Озерского городского округа».

    Пояснительная записка

3.1. Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами.

3.2. Целями реализации программы являются:

Формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии

Получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

Ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

Более глубокое изучение отдельных вопросов физической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

Изучение своего края, уникальных объектов, городов, народов, составление туристических маршрутов;

Умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;

Побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видеопутешествия, презентации, деловые игры, практикумы.

Кружок рассчитан на 68 занятий, проводится 2 занятия в неделю.

      Возраст учащихся 13-14 лет (7 класс).

Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи.

Среди коррекционных задач выделены следующие:

Развивать познавательную активность учащихся;

Развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

Осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки планирования деятельности, самоконтроля, самооценки;

Развивать словарь, устную монологическую речь учащихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности.

На каждом занятии предусмотрена коррекция и развитие функций обучающихся по следующим направлениям:

Формирование мыслительной деятельности (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления, развитие конкретно-понятийного мышления);

Развитие памяти, внимания;

Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и (или) наглядного моделирования в различных видах деятельности;

Формирование мотивационных, ориентировочно-мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

Развитие предметно-практической деятельности;

Формирование пространственно-временных представлений;

Развитие речи;

Развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков);

Обогащение сенсорного опыта;

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

      Сроки реализации программы – 2015-16 уч. год

4. Общая характеристика (краткое обоснование ценностных ориентиров содержания курса, организация образовательного процесса, воспитательная работа)

Данная программа предусматривает получение следующих воспитательных результатов в ходе изучения курса:

Повышение качества географических знаний и умений школьников;

Повышение интереса к предмету;

Повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественнополезной работе;

Активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

Рост самостоятельности школьников;

Приобретение умений работы с различными источниками информации;

Повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;

Повышение общего уровня культуры школьников;

В течение учебного года учащиеся выполняют индивидуальную творческую работу.

Темы индивидуальных и групповых творческих работ

    Русские путешественники, прославившие Россию.

    Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).

    Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».

    Я – туристический гид по родному Уралу.

    Страна, в которой я мечтаю побывать.

    Этот континент меня удивил.

    Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».

    Мои кроссворды и викторины по географии.

    Моя презентация (тема определяется учащимся).

5. Примерный учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Введение

Великие путешественники

Семь чудес света Древнего мира

Семь новых чудес света

Чудеса природного мира

Чудеса России

Путешествие по природным зонам

Путешествие по Уралу

Раздел 1. Введение

Экскурсия на берег озера Иртяш. Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка

Знакомство с великими путешественниками из разнообразных источников, просмотр видеофильмов, презентаций, обозначение маршрутов путешествий по контурным картам.

Знакомство с чудесами света Древнего мира. Пирамиды Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды Эфесской. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Знакомство с новыми чудесами света: Колизей (Италия), Великая китайская стена (Китай), Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания), Мачу-Пикчу (Перу), Статуя Христа-Искупителя (Бразилия), Чичен-Ица (Юкатан, Мексика). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Знакомство с чудесами природного мира:Амазонка и амазонские джунгли (Юж. Америка), Игуасу (водопад) (Юж. Америка), бухта Халонг (Вьетнам), остров Чеджу (Республика Корея), национальный парк Комодо (Индонезия)), подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) (Филиппины), национальный парк «Столовая гора» (ЮАР). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

Знакомство с чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

(14 ч.)

Зона арктических пустынь («От Арктики до Антарктики), зона тундры («Суровая жизнь в тундре»), зона тайги («Бескрайнее море тайги…»), зона степей («Степь широкая, степь безлюдная...»), зона пустынь («Пройти пустыню – не пустяк…»),зона саванн («Где-то там, на просторе зеленых саванн…»), зона тропических лесов («Тропический лес полон чудес…»). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Изготовление коллажей.

Все чудеса Урала. Озера Челябинской области Рельеф Челябинской области. Заповедники Челябинской области. Туристские маршруты. Города Челябинской области. Народы Урала. Город Озерск. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

7. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Раздел 1. Введение (2 ч.)

Экскурсия на берег озера Иртяш

Раздел 2. Великие путешественники (12 ч.)

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря»

Христофор Колумб. Открытие Америки

Фернан Магеллан. Кругосветное путешествие.

Исследователи полярных широт

Тур Хейердал. Путешествие на Кон-тики

Подводная одиссея Ж. И. Кусто

Раздел 3. Семь чудес света Древнего мира (4 ч.)

Пирамиды Хеопса (Гиза, 2550 г. до н.э.)

Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.)

Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г.до н. э.)

Храм Артемиды Эфесской (Эфес, 550 г. до н.э.);

Галикарнасский мавзолей (Галикарнас, 351 г. до н. э.);

Колосс Родосский (Родос, III век до н.э.)

Александрийский маяк (Александрия, III век до н.э.)

Раздел 4. Семь новых чудес света (4 ч.)

Колизей (Италия)

Великая китайская стена (Китай)

Тадж-Махал (Индия)

Петра (Иордания)

Мачу-Пикчу (Перу)

Статуя Христа-Искупителя (Бразилия)

Чичен-Ица (Юкатан, Мексика)

Раздел 5. Чудеса природного мира (6 часов)

Амазонка и амазонские джунгли (Юж. Америка)

Игуасу (водопад) (Юж. Америка)

Бухта Халонг (Вьетнам)

Остров Чеджу (Республика Корея)

Комодо (национальный парк) (Индонезия)

Подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) Филиппины

Национальный парк «Столовая гора» (ЮАР)

Раздел 6. Чудеса России (6 ч.)

Озеро Байкал

Долина гейзеров (Камчатка)

Столбы выветривания (Коми)

Эльбрус (Кавказ)

Петергоф (Санкт-Петербург)

Собор Василия Блаженного (Москва)

Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград)

Раздел 7. Путешествие по природным зонам (14 ч.)

От Арктики до Антарктики

Суровая жизнь в тундре

«Бескрайнее море тайги…»

«Степь широкая, степь безлюдная...»

«Пройти пустыню – не пустяк…»

«Где-то там, на просторе зеленых саванн…»

«Тропический лес полон чудес…»

Раздел 8. Путешествие по Уралу (20 ч.)

Скалы «Семь братьев»

Чертово городище

Парк «Оленьи ручьи»

Порог Ревун и Смоленская пещера

Скала «Каменные ворота»

Озерный край. Топонимика

Горы, горы, горы… Топонимика

Заповедники Урала

Туристические маршруты Урала

Города Урала

Народы Урала

Любимый город

Игра «Вокруг света»

Защита творческих работ

8. Планируемые результаты освоения программы

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

Обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

Гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

Осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Метапредметные результаты

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

Умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Регулятивные УУД:

Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

Умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. 5–6-й классы;

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7-е классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

9.Ожидаемые воспитательные результаты

10. Материально-техническое обеспечение занятий

11. Список литературы для педагога и для обучающихся, другие источники информации

12. Учебно-методическое обеспечение