План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: НОД " Вода - какая она?". Воспитатель читает письмо

МАДОУ «Центр развития – детский сад № 162»

Конспект открытого показа

НОД

ВОДА - источник жизни

Цель:

Формировать знания детей о значении воды в жизни всех живых существ.

Задачи:

1. Закрепить знания о свойствах воды, о животных, обитающих в водной среде.

2. Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

4. Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

5. Прививать детям бережное отношение к воде.

Словарная работа

Водопроводные, пресная, испарились.

Материалы

«Волшебная палочка», сундучок, конверты с заданиями, шапочки волшебников, карточки – символы, обозначающие свойства воды, дидактическая игра «Кому нужна вода» с набором картинок, набор животных (животные обитающие в водной среде, насекомые, птицы, дикие и домашние животные, стаканчики с грязной и чистой водой, воронки, вата.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. Игровая мотивация

Дети под тихую мелодичную музыку входят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. А поможет нам в этом Знайка, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму волшебную палочку, буду говорить слова, а вы выполняйте то, о чем я говорю.

Чики – чики – чикалочка,

Помоги мне волшебная палочка,

Вокруг себя повернись,

В волшебников превратись.

Дети выполняют

Педагог дотрагивается палочкой до каждого ребенка и одевает ему шапочку волшебника. Теперь вы волшебники!

2. Основная часть. Постановка проблемы совместный поиск решений

Дети вместе с педагогом переходят к столу, на котором стоит сундучок с заданиями.

Выполняют первое задание Знайки. Педагог из сундучка вынимает конверт и читает письмо.

«Дорогие ребята, прошу вас отгадать эту загадку и дать правильный ответ»

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять (Вода)

Педагог: А почему Знайка вам загадал эту загадку?

Дети выдвигают версии… (Мы будем говорить о воде)

Ребята, в конверте остались ещё вот такие интересные картинки - это «заколдованные» капельки воды и нам необходимо их расколдовать. Педагог показывает детям карточки –символы. Мы с вами уже проводили опыты с водой и знаем её свойства. Сейчас я вам буду показывать карточку, а вам нужно назвать свойство воды и рассказать, как это проверить. Педагог показывает детям карточки по одной, дети называют свойства воды.

Вода – бесцветная. Если в стакан с водой положить камешек, то мы его увидим. Значит вода прозрачная.

Вода – безвкусная. Если воду попробовать, то она не соленая, не горькая, ни кислая, ни сладкая. Значит, у неё нет вкуса.

Вода не имеет запаха. Если её понюхать, то она ничем не пахнет.

Вода не имеет формы. Если её налить в стакан - она примет форму стакана, если перелить в тарелку – примет форму тарелки. Значит, у неё нет своей формы.

А Знайка приготовил нам ещё интересное задание.

Дети с педагогом возвращаются к сундучку с заданиями

Педагог достает конверт, читает задание.

«Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно отгадали загадку и «расколдовали» капельки воды. Сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить»

Педагог просит пройти детей к наглядному пособию «Кому нужна вода». На мольберте закреплен лист ватмана с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На столе картинки, необходимо выбрать нужную и прикрепить к стрелке.

Дети рассматривают картинки, выбирают нужную, объясняют кому нужна вода и для чего (человеку, птицам, животным, растениям).

Педагог задает наводящие вопросы.

Зачем вода растениям? Как они ее получают?

Смогут ли животные прожить без воды?

Для чего людям вода?

Предложить детям подумать: откуда берется вода в кране?

Педагог: В кране - вода из реки. Её фильтруют через специальные, большие фильтры и вода уже чистая поступает к нам по трубам, которые называются водопроводные трубы. Дети повторяют название труб.

А как попадает вода в реку (в виде дождя) ? Давайте поиграем в игру «Капельки»

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Педагог: А сейчас ребята, вы превратитесь в маленькие капельки дождя одевают на голову ободок с капелькой. Педагог говорит, что она – мама Тучка одевает на голову ободок с тучкой, а ребята - ее детки капельки, им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая дождь. Капельки полетели на землю. Разбегаются, прыгают, танцуют. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Капельки составляют ручей, взявшись за руки. Встретились ручейки и стали большой рекой дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу. Плавали – плавали капельки в реке, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Пригрело солнышко. Стали капельки легкими, потянулись вверх присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Педагог: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.

Дети с педагогом проходят к столу. Педагог достает конверт, читает:

«Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. Сейчас предлагаю вам следующее задание. Водные животные заблудились и никак не могут найти свой водоем, вам нужно им помочь»

Для выполнения этого задания педагог приглашает детей к следующей специально спроектированной зоне «Водоем». Дети становятся вокруг экспериментального стола, в нем находятся емкости с водой, песком, набор животных (животные обитающие в водной среде, домашние и дикие животные, насекомые, птицы). Из предложенного набора выбирают водных животных, объясняют свой выбор и помещают их в «водоем».

Педагог задает детям вопросы:

Что умеют делать все водные животные?

Почему водные животные не могут жить на суше?

Зачем рыбам плавники?

Зачем рыбам хвост?

Зачем рыбам жабры?

Педагог: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. Достает конверт, читает:

«Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо».

Дети переходят в зону для просмотра видеописьма.

На экране сюжет, река просит детей о помощи: «Помогите, мне тяжело стало нести свои воды. Я очень люблю, когда ко мне приходят добрые люди, но не все такие, есть те, которые не знают, как вести себя, все бросают в меня: пакеты, бутылки, банки, моют машины. Я погибаю»

Педагог: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду, вылечить реку. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники.

Дети проходят в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы: один – с грязной водой, другой – с чистой водой, вата, воронка, пустой стакан на каждого ребенка

Педагог: Ребята, у вас на столах вода из реки. В одном стаканчике – из чистой реки, до того, как там побывали люди, а во втором из грязной реки, после того, как люди загрязнили реку. Сравните воду в двух стаканах. Чем она отличается.

Дети: В одном стакане вода чистая, а в другом грязная.

Педагог: В какой воде могут жить водные животные и растения, а в какой нет?

Дети: Водные животные и растения могут жить в чистой воде, а в грязной не могут.

Педагог: Правильно ребята, всем нужна чистая вода, от загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека потому, что мы с вами пьем пресную воду, которую берут в основном из рек. Какую воду мы пьем? Пресную. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров. Мы сейчас с вами будем очищать грязную воду, чтобы река опять стала чистой.

Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан.

Педагог: Посмотрите, очистилась ли у вас вода? Какая она?

Дети: Чистая, прозрачная.

Дети сравнивают её с водой «из чистой реки».

За листом картона с изображением реки, стоит бокал - аквариум. В процессе очистки воды, дети по очереди приносят стаканчики с очищенной водой, которую она «отдают» речке - сливает в бокал.

Педагог обращает внимание детей на экран. На экране сюжет, обращение реки к детям:«Спасибо, ребята! Я думала, мне придется погибнуть, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, вас я не боюсь, ведь вы не будете загрязнять меня».

Педагог: Ребята, всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, что вы будете правильно себя вести в природе и научите этому других.

А какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?

Дети: Не бросать мусор, при умывании не открывать сильно кран и закрывать после умывания, не лить зря воду.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог: Теперь, ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники. Все задания Знайки выполнили. А на память вам от нашего героя волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Вот и закончилась игра, возвращаться нам пора и вновь поможет нам в этом волшебная палочка. Педагог берет волшебную палочку и говорит:

Чики – чики – чикалочка.

Помоги мне, волшебная палочка.

Вокруг себя повернитесь.

В ребят снова превратитесь.

Вот мы и превратились снова в ребят.

Закрепление полученных знаний детьми, подведение итога образовательной деятельности.

Педагог:

Чем сегодня занимались?

Что делают капельки воды в природе?

Как помогли речке?

Как нужно относиться к воде?

Что вам понравилось больше всего?

Какие чувства вы испытали, когда помогли реке?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка

Первомайского района Алтайского края

Конспект НОД

в старшей группе «Волшебница вода»

2018 г.

Программные задачи:

Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.

Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.

Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».

Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность

по теме «Волшебница вода»

- углубит знания детей о свойствах воды;

Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.

Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.

Ход работы:

Звучит мелодия «От улыбки»

В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.

Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.

В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).

В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)

Давайте поговорим о воде.

Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)

Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)

Имеет ли вода запах? (Без запаха).

Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).

В: - Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду? (готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.

Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)

Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .

Физкультминутка
Тихо плещется вода (Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (Руки вверх)
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем, (Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох. (Делаем вдох)
И присядем на песок. (Дети садятся.)

В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.

Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)

1. Не кричать!

2. Не трогать без разрешения!

3. Не пробовать на вкус!

4. Соблюдать осторожность!

В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.

Какая получилась вода? (солёная).

А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.

В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.

В: Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).

Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.

Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).

А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)

А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!

Полоса - к полоске, линия - к линии:

Жёлтая, зелёная, красная, синяя…

В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.

Вам понравилось быть исследователями?

Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)

(звонок телефона)

В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)

Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.

Вы такие, молодцы!

Все старались, не ленились

И, играючи учились!

От меня за труд такой

Вам подарок небольшой!

Вы меня не подводите,

А скорей его найдите:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

Не в шкафу он, не в руке,

А в волшебном сундучке!

(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Вода. Свойства воды»

Цель : совершенствование представления детей о разнообразных свойствах

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»

Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;

Закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе.

«Социально-коммуникативное развитие»

Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

«Речевое развитие»

Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;

Обогащать словарный запас детей (гейзеры);

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;

Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов;

Материалы и оборудование:

пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, тарелочки пластиковые, ложечки, камешки, термос с теплой водой, трубочки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды.

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

Чтение сказки «Путешествие Капельки».

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

Знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход НОД:

Организационный момент.

Стук в дверь, почтальон приносит письмо.

Воспитатель читает письмо:

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».

Ребята, а что вы знаете о воде?

(Показ слайдов)

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности - только вода.

Жизнь без воды невозможна!

I часть: Вводная.

Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - Да.

Воспитатель - А как?

Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.

Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке.

Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети - Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.

Воспитатель : Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Дети - Не шуметь - этим мы мешаем другим.

Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Нужно слушаться воспитателя.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт 1.Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети - Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети - Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети - Нет.

Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?

Дети - Да.

(подводим детей к правильному ответу- какой цвет у воды?)

Воспитател ь - А что можем сказать о цвете воды?

Дети - Вода без цвета.

Воспитатель - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети - Вода - бесцветная.

Первое свойство - вода без цвета (схема).

Опыт2. Вода прозрачная.

Воспитатель - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети - В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком - нет.

Воспитатель - Какой делаем вывод?

Дети - Вода - прозрачная.

Второе свойство - вода прозрачная (схема).

Опыт 3. Вода меняет цвет.

Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети - Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети - Вода изменила свой цвет.

Воспитатель - Какой вывод из этого следует?

Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Третье свойство - вода меняет цвет (схема).

Опыт 4.Вода без вкуса.

Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель - Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?

Дети - Сладкий, соленый.

Вывод : Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Четвертое свойство - воде можно придать вкус (схема).

Опыт 4.Вода без запаха.

Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.

Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети - Вода ничем не пахнет.

Воспитатель - Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Пятое свойство - воде можно придать запах (картинка).

Физминутка.

Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)

Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются».

Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).

Дети - В воде сахарный песок растворился.

Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?

Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети - Песок не растворяется, вода становится мутной.

Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Дети - Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.

Шестое свойство - вода растворитель (схема).

Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Воспитатель - Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

Дети - Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

Вывод : Воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).

Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие - только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали - тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных - в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры (показ слайда ). От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Воспитатель - А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети : В жидком, твердом и в газообразном виде.

Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.

(слайд «Круговорот воды в природе»)

Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт 7 « Облако в банке».

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.

Воспитатель - Во что превратилось наше облако?

Дети - Облако превратилось в дождь (Схема).

Вывод : Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).

III часть. Подведение итога.

- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке эту книжку? Спасибо ребята, вы все большие молодцы!

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Интеграция областей: Познавательное развитие / здоровье и безопасность.
Тема: «Удивительная вода».

Программные задачи:
Образовательные:
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:
воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- колба
- круговорот воды в природе
- жидкость

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, послушайте теперь стихотворение (стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.
Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит?(лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. Берем листок и выбираем подходящую картинку. Наклейте ее в следующую клеточку.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №3 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран. (рассказ «Круговорот воды в природе»)
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я вручаю вам эмблемы.
Список литературы:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.
2.Нуждина Т. Д. "Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду". Я.,1998.
3. Рыжова Н. А. "Волшебница-вода".М., 1997.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад №2 г.Балаково Саратовская область - Цымбарева Елена Олеговна

Аннотация : данная работа является

Тема: «Свойства воды. Вода - растворитель»

Образовательные области

Приоритетная : Познание

В интеграции : Коммуникация, Безопасность, Здоровье, Чтение художественной литературы

Цели и задачи :

1. Познакомить детей со свойством воды: вода - растворитель

2. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, с незнакомыми веществами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме

5. Воспитывать у детей желание сохранять природное наследие нашей страны

Оборудование :

Компьютер, проектор и экран; кроссворд; глобус; карточки-символы последовательности проведения опыта; стаканчики с водой; воронки и палочки; вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, сахарный песок, растительное масло, речной песок; фильтр-кувшин и сменная кассета для очистки воды типа «Барьер»

Интерактивный кроссворд (приложение №1)

Фото - фильм «Родники» (приложение №2)

1. - Ребята, сегодня я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если вы отгадаете правильно все слова, то в красных клетках кроссворда мы увидим слово, которое будет являться нашей сегодняшней темой.

см. Приложение №1

1. По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут же пропадет (волна).

2. Шириною широко, глубиною глубоко, день и ночь о берег бьется, из него вода не пьется, потому что невкусна и горька и солона (море).

3. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог. Он нас летом, в самый зной, ледяной поит водой (родник).

4. Я - как лента голубая. В ясный солнечный денек детвору, резвясь, купаю и качаю поплавок (река).

При наличии специального оборудования, можно воспользоваться интерактивным кроссвордом. Кроссворд выполнен в программе PowerPoint (приложение №1). Показ и переключение слайдов по щелчку, после того как дети назовут слово-отгадку, по щелчку это слово появляется в кроссворде.

2. - Итак, сегодня мы поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни. Ребята, скажите, для кого необходима вода?

Ответы детей (людям, животным, растениям, насекомым, рыбам).

Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что вода занимает большую часть поверхности нашей планеты. Она содержится во многих водоемах. Назовите, где содержится вода на нашей планете.

Ответы детей: (вода содержится в морях, океанах, озерах, реках, прудах, родниках, болотах, ручьях).

Ребята, чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озерах?

При какой температуре вода замерзает? Что с ней происходит?

А во что еще может превратиться вода? При какой температуре она превращается в пар?

(ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная палочка».

Игра «Волшебная палочка»- каждый, у кого оказывается волшебная палочка, должен ответить на вопрос: «Какая бывает вода?» - подбор прилагательных (например: соленая, пресная, озерная, речная, прозрачная, грязная, чистая, вкусная, бесцветная и т.д.)

3. - Ребята, вы уже многое знаете о свойствах воды, а сегодня мы познакомимся с еще одним свойством воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом, но сначала вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело!

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук - друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

(дети выполняют соответствующие движения, фартуки можно одеть до начала НОД, и показать имитацию движений)

У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (соль, сахар, песок, подсолнечное масло). Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, а нюхать их нужно очень осторожно.

Совместными усилиями определяем, что в стакане под №1 находится сахар, №2 -мука, №3 - подсолнечное масло, №4 - речной песок.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Сахар будем растворять в горячей и холодной воде.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- сахар быстрее растворяется в горячей воде, вода остается прозрачной;

- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как раствор немного постоит мука оседает на дно;

- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;

- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.

4. Физминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем туками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

5. - А теперь попробуем нашу воду очистить. Для этого сделаем самый простой фильтр. Возьмем пустой стакан и поставим в него воронку. В воронку положим ватный диск и наш фильтр готов. Затем по очереди фильтруем растворы с мукой, с маслом, с песком (меняем фильтр после каждого раствора).

По окончанию процесса фильтрования делаются следующие выводы:

- после фильтрования раствора с мукой в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на фильтре;

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, на фильтре хорошо видны следы масла;

- при фильтровании раствора с песком, отфильтрованная вода стала чистой, а песок остался на фильтре.

6. - Сегодня мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. А сейчас перед вами фильтр-кувшин со сменной кассетой. В стакане у меня раствор перманганата калия или марганцовки. Пропустим этот раствор через наш самодельный фильтр и через фильтр созданный учеными (данный опыт проводит педагог )

После прохождения через самодельный фильтр вода по-прежнему имеет яркий характерный цвет, а после прохождения через промышленный фильтр вода очистилась полностью.

7. Итог (закрепление проводимого опыта).

Ребята, давайте вспомним, как мы проводили опыты по фильтрованию воды. Возьмите карточки, на которых схематично изображена последовательность проводимого нами опыта и разложите их по порядку.

(Объяснения 3-4 детей. 1 ребенок выставляет карточки на доске).

Ребята, с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки. Но можно ли такую воду пить? Нет, в ней встречаются частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на те, что мы изготовили сами, и только потом она попадает в водопровод. Такой водой можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую, отфильтрованную воду нельзя пить прямо из-под крана. В ней еще могли остаться микробы. Уничтожать такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду нужно нагреть, прокипятить. И только тогда ее можно пить.

То, что вода в водоемах такая грязная - результат отношения к природе человека. Заводы и фабрики загрязняют воздух, сбрасывают отходы производства в реки и озера.

Качество воды в водоемах ухудшается с каждым годом.

Чистая, прозрачная и даже целебная вода сохранилась в природе в специальных источниках- родниках. И наша задача сохранить их чистыми и пригодными для использования людям.

Показ фото - фильма «Родники» (см.приложение №2)