Паспорт проекта о творчестве абая. Абай Кунанбаев: биография, личная жизнь, книги. Абай Кунанбаев: философские взгляды

Жизнь и творчество Абая Кунанбева (1845 -1904гг)

Выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы Абай оставил своим потомкам небольшое по количеству, но могучее по своему смыслу и содержанию наследие. Влияние этого наследия на развитие человеческого духа определяется не количеством строк его поэзии и прозы, а всей мощью того пламени, которое обжигает душу человека каждым своим словом.

Об Абае мир узнал благодаря трудам выдающегося казахского писателя Мухтара Ауэзов М.О. «Неопубликованные материалы по абаеведению» Алма-Ата 1980 с 17Ауэзова, который, по существу, всю свою творческую жизнь посвятил исследованию и обоснованию великой роли Абая в истории человеческой культуры.

Абай (Ибрагим) Кунанбаев, согласно вполне достоверным сведениям, «родился в 1845г. в Чингизских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты- Кунанбая».

Как утверждает М.Ауэзов:»Имя его Ибрагим мать заменила ласкательным Абай», Там же что происходит от казахского слова «абайла», т.е. «будь осторожным», осматривайся, прежде чем что-то решать и действовать. Но, вопреки воле своей матери, он не стал осторожным и мужественно бросился в бой со всей сворой степных аристократов, безжалостно обиравших собственный народ. С самого начало он был предрасположен к обобщениям, не к регистрации, а к осмыслению фактов, он был философски мыслящим человеком. Сегизбаев О. «История казахской филиософии» с 295

Получив первоначальное образование дома, у муллы, Абай был направлен в медресе Семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной деятельности и будущей административной деятельности главы рода. Абай постигает приемы ведения словесных состязаний, где оружием служило отточенной красноречие, остроумие и находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками существовавшего обычного права казахов. Втянутый в дела родовых распрей, Абай не мог примириться несправедливостью и жестокостью и часто шел вразрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные решения по многим делам. Кунанбаю часто было не по душе стремление сына решать распри по справедливости, а не в родовых интересах.

Между отцом и сыном назревает неприязнь и происходит разрыв. В течении десяти - двадцати лет Абай, уже зрелый и культурный человек, изучает народное поэтическое творчество, восточных поэтов и русскую классическую литературу. В 1886 году, История Казахстанат3 с 536когда ему минуло 40 лет, Абай написал прекрасное стихотворение «Лето», все остальные двадцать лет его жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности.

Абай написал стихотворения, назидания в прозе, поэмы: «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме».

Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. По его мнению, каждый мыслящий человек, должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности: «Не нужно забывать,- писал он,- что кроме двух видов веры - сознательной и несознательной,- никакой третьей веры нет». Там же с 536Просветитель хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек, отдельно взятый, должен вносить в это свою посильную ленту. Поэтому он призывал всех людей, желающих быть в ряду разумных, «раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц давать себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». История Казахстана т 3 с 536 Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышает,»разум, наука, воля», является одним из главных направление всего творчества Абая.

Он признавал движение и развитие всего окружающего, в том числе и человеческого общества. «Мир не стоит на мете»,- утверждал он,- поэтому жизнь и сила человека также не остаются в неизменном состоянии». Там же

Человек, полный сил, вооруженный знаниями, должен стремиться использовать их для благо всего общества, стремиться принести всем пользу. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел прежде всего в труде. Труд - это не тяжелая повинность, а средство достижения и расцвета материальных и духовных благ общества. «труд развивает чувство познания,- писал он, - труд закрепляет в сознание услышанное. Человек приводит познание в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным». Там же Он ценил всякий труд и ставил его в один ряд с такими добродетелями человеческого общества, как разум и доброта, упорство и скромность. Просветитель стремился привить любовь и уважение к труду, в первую очередь, молодому поколению, и очень сокрушался, видя, как часть молодежи проводила время в праздности и безделий. Расценивания труд как единственный путь к богатству и изобилию общества, Абай считал, что «трудности побеждать учит нас жизнь сама». Там же с 537

В результате колониальной политики царизма и усилие гнета во второй половине XIX века шло очень быстрое ухудшение положение народных масс и разорение казахского шаруа. Все больше казахов лишалось скота и пополняло толпы людей без определенных занятий. Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай указывал им путь к существованию, призывая не нуждаться наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к безделью и ложному стыду. Человеческий характер- по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в преодоление этих трудностей.

Абай глубоко верил в творческие силы народных масс и понимал, что при современных ему условиях общественной жизни народные массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда. У баев, биев, старшин и правителей всех рангов одно лицо по отношению к простому народу». История Казахстана т 3 с 537

Абай не скрывает причины своей неприязни и ненависти к тем, кто не был с народом. Баев он ненавидит за то, что они вымогают взятки, чинят раздоры и «бай торопится сам обмануть закон». Барское отношение баев к простолюдию возмущало Абая, но это качество с детства прививалось баям, удел бедняка был плачевен, ему не на кого было опереться, потому что

Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть?

А если дает кусок - гляди, длинна у бая пасть. Там же

Эти обличительные полные справедливого гнева строки были написаны просветителем демократом в период, когда царизм проводил свою колониальную политику. Абай вскрывал антагонистические противоречия между большинством трудящихся и господствующим меньшинством - владельцами богатства и власти.

Демократические позиции Абая определяют и его отношение к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезывались царизмом, в их руках еще сосредотачивались значительная судебная власть, и казахское население, в большинстве своем, имело дело с ними. Решения тогдашних биев по многим вопросам полностью соответствовали интересам царских колонизаторов. Абай писал:

Перед начальством русским бий

Юлит и гнется, как лоза…

В своем подавляющем большинстве бий во времена Абая не могли себя вести иначе, потому что зачастую приобретали свое место благодаря взяткам и подкупам. «А биям и старшинам, купившим свои места, нет основания требовать к себе уважения»,- уточняет Абай. Пользуясь темнотой населения, его забитостью и невежеством, Бии всячески стремились извлечь пользу. Они, говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы. Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих близких и учениках, он больше всего ценил бескорыстную преданность родному народу и защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне Абдрахмане, Абай, перечисляя достоинства его (смелость, искренность, благородство, и жажду знаний), отличает, что он «был защитником бедняков, был за честь и правду борцом» История Казахстана т 3 с 538

Противоречия современного Абаю общества выразились в отношении его к духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присуще справедливость и любовь».

Абай в то же время видел, что служители этой веры в Казахстане - назначенные муллы - были людьми далекими от справедливости и чести. Большинство из них, как и Бии, покупали свое звание и рассматривали его как источник наживы. «Вот мурза, дающих взятки и подкупающих свое звание за взятки, очень много»,- сокрушался он. Отношение к ярым поборникам мусульманской религии у Абая явно пренебрежительное. Видя, что среди них многие не знают даже намаз, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами». История Казахстана т 3 с 538 Его отношение к мусульманскому духовенству созвучно с высказываниями Чокана Валиханова, который называл ярых поборников религии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай не ограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий, направленных на исправление этой несправедливости. Обращаясь к обществу, он вопрошал: «Почему злодеи сильны? Почему бедняки недовольны?» Там же

Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел прежде всего в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три отрасли развития экономики являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по его мнению, и должны ориентироваться народные массы.

Хотя большинство населения в Казахстане продолжало заниматься скотоводством, Абай связывал дальнейшее экономическое развитие с расширением и улучшением земледелия. Именно земледелие могло обеспечить надежную основу благополучия казахского шаруа и сторицей возвратить затраченный труд. Абай правильно считал, что земледелие было меньше подвержено случайностям, зависящим от климатических условий казахской степи. Он писал:

Тяжел труд земледельческий - вспашка, посев,

Но земля все же сторицей воздаст под конец.

Определяя значение и место ремесла в экономическом развитии общества, Абай прямо заявляет: «Необходимо учиться ремеслу», потому что «ремесло всегда остается в руках, и ремесленник, продающий без обмана то, что он сделал своими руками,- лучший из казахов». В то же время он не мог не видеть, сколько препятствий стояло на пути честных ремесленников при сбыте изготовленных ими товаров. Большим злом являлись алыпсатары, эти скупщики и перекупщики, имеющие возможность разъезжать по степи и подешевле скупать у непосредственных производителей продукты их труда. Алыпсатары являлись порождением XIX века и распространились в Казахстане с развитием товарно- денежных отношений. История Казахстана т 3 с 538

Неотъемлемой частью процветания экономики Казахстана, по мнении. Абая, является дальнейшее расширение торговли. Он с глубоким уважением говорил об узбекских торговцах, которые бывали и торговали во многих странах. Много товаров покупали у них и казахи, в обмен, главным образом, на скот. Абай рассматривал торговлю как средство общения между народами, стимул развития производительных сил общества, поэтому был активным пропагандистом дальнейшего ее развития в Казахстане. Там же с 539

Усиление колониального гнета и все еще крепкие устои патриархальных отношений в Казахстане отразились во взглядах Абая на вопросы управления. Он нигде не говорит о народных восстаниях. Но с демократических позиций защищая интересы народных масс, Абай постоянно искал пути прогрессивного развития общества. Абай считал, что на должность правителей должны избираться люди честные, заинтересованные в деятельности на благо народа.

Эти люди не должны нарушать законы, на должны злоупотреблять своим служебным положением. Особенно много бедствий терпели народные массы от волостных управителей. Обычно на эту должность избирались представители байства. Затратившие значительные средства на подкуп, подарки и обман. Стремясь восполнить свои затраты, они забывали данные народу обещания. По мнению Абая, выборные должности получали обычно люди совершенно недостойные. Народ обманывали обещаниями, почти всегда невыполнимыми. В свою очередь и трудящиеся массы утрачивали веру в возможность изменить что- либо руками правителей.

Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс Абай не сумел. Отсюда Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности. Исследуя отношение Абая к закону, мы приходим к убеждению, что он верил в его справедливость. Нарушение закона влекло несправедливость. Он, главным образом, обрушивается на тех, что нарушал закон, а до рассмотрения вопроса, кто, в чьих интересах издавал законы. Абай не дошел. История Казахстана т 3 с 539

Абай ненавидел и разоблачал правителей - взяточников, корыстолюбивых судей, невежественных мул, считал их злом на пути ко всенародному благоденствию. Основную силу, способную преодолеть зло, как многие, он видел в науке и просвещении, Раскрывая значение науки и просвещения для общества, он был убежден в их несовместимости со «злом, ложью, хвастовством, бездельем, мотовством». Эти черты казахского общества были ненавистны выдающемуся мыслителю, борьбу с ними он воспринимал как свой первостепенный долг. Расцвета науки, он считал, можно достичь, только постоянно трудясь и приобретая знания. Труд, затраченный на приобретение знаний, всегда благороден и плодотворен. Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям выражалось в постоянном обнажении пороков казахского общества, связанных, в первую очередь, с невежеством и темнотой. Изучив все стороны жизни казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить эти пороки можно всем казахским обществом сообща. И хоть каждый человек - сам хозяин своей судьбы- но есть судьба всего народа в целом. Жить вне общества или быть лучше его невозможно. У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. «Человеку человечество друг», - заявил гуманист. История Казахстана т 3 с 539 Политическая по своей глубокой сущности идея международной солидарности угнетенных масс и их единения на основе передовых достижений мировой культуры всегда находила свое философское осмысление и обоснование.

Умер Абай в 1904 г., Там же с 298 не успев достигнуть полных шестидесяти лет. Весь казахский народ переживал это событие как свою собственную трагедию. Он был великим человеком, наследие которого еще долго будет служить кристально чистым и живительным родником духовного очищения не одного поколения людей. Там же с 328

Интересные факты об Абае Кунанбаеве – это прекрасная возможность узнать больше о творчестве казахского писателя. Он считается родоначальником казахской письменной литературы. За годы своей жизни ему удалось достичь больших высот в разных областях и стать национальным героем у себя на родине.

Итак, перед вами самые интересные факты из жизни Абая Кунанбаева.

  1. Абай Кунанбаев (1845-1904) – поэт, композитор, лингвист, переводчик, мыслитель и общественный деятель.
  2. Кунанбаев ставил перед собой цель объединить казахскую, русскую и европейскую культуры на основе просвещенного Ислама.
  3. Абай является талантливым переводчиком. Благодаря ему казахи смогли ознакомиться с творчеством , и других писателей (см. ).
  4. Кунанбаев является одним из самых выдающихся реформаторов литературы и культуры в истории .
  5. Знаете ли вы, что подлинное имя поэта Ибрагим, тогда как «Абай» считается его прозвищем?
  6. В переводе с казахского «Абай» означает «внимательный» или «осторожный».
  7. У отца Кунанбаева было 4 жены, одной из которых была его мать по имени Улжан Асанова.
  8. Интересен факт, что у самого Абая было 3 супруги, родивших ему 20 детей.
  9. Племянник Абая Кунанбаева, Шакарим Кударбериев, также относится к числу знаменитых казахских поэтов.
  10. В своих произведениях Абай неоднократно иронизировал в отношении традиций родового аула. К примеру, он был «против рабского положения женщин», а также против любого социального унижения и зла.
  11. Любопытно, что свои первые серьезные стихи Кунанбаев написал, когда ему было уже примерно 40 лет.
  12. Кроме писательской деятельности Абай Кунанбаев сочинял музыку, часто перекладывая ее на свои стихотворения.
  13. В Лондоне (см. ) находится музей, посвященный жизни и творчеству казахского классика.
  14. Кунанбаев начал работать, когда ему едва исполнилось 13 лет. Отец приобщал сына к административной работе.
  15. Абай был одним из основателей первого нормативно-правового документа, написанного на казахском языке.
  16. Кунанбаев неоднократно подвергался травле со стороны российских властей за то, что поддерживал множество диссидентов и опальных писателей.
  17. Интересен факт, что за свою жизнь Абай Кунанбаев сочинил порядка 170 стихотворений и перевел более 50 иностранных произведений на казахский язык.
  18. Поэт ввел в казахское стихосложение инновационные формы рифм и стихосложений, в частности 8-стишных и 6-стишных.
  19. Памятники Абаю Кунанбаеву можно увидеть в , Тегеране, Стамбуле и многих городах Казахстана (см. ).
  20. Кроме стихотворений, перу Кунанбаева принадлежит несколько поэм.
  21. Абая нельзя было назвать бедным человеком. Он имел большие стада

абай кунанбаев - поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической.

время абая – сложное и неспокойное. вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и вла-ствуй» был в разгаре. и все же местн ая и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и ху-дожественной. это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической, осно-воположником которой явился абай кунанбаев.две замечательные женщины – бабушка зере и мать улжан - воспи-тывали ибрагима. он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – абай (что значит внимательный, проница-тельный).

начальное образование абай получил в родном ауле, затем девяти-летним был отдан в медресе – мусульманскую духовную школу в г. семи-палатинске. религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую приходскую школу. подобный поступок был своеобразным проявлением поисков само-стоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юно-го абая. к сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней абая не осталось.ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу - все эти замечатель-ные качества абая сделали его необычайно популярным человеком. к не-му обращались за, за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и по-учиться поэтическому мастерству.

такая популярность абая не нравилась противникам нового, чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим абая за его демократи-ческие убеждения и просветительскую деятельность. на него сочиняли до-носы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле абая, полиция запретила ему встречаться с политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.

все это причиняло абаю душевную боль. к тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социаль-ным и нравственным угнетением.

абая преследовали и личные несчастья. в 1896 году умер его та-лантливый, образованный сын абдрахман, который учился в петербурге и на которого абай возлагал большие надежды. смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.

затем на него обрушился еще один удар судьбы - смерть другого сына, талантливого поэта - магауи. этого абай пережить не смог. через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.

отношение к окружающей действительности и внутренний мир по-эта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его ли-рике. поэзия абая богата по содержанию: это стихотворения на социаль-но-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пей-зажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. лирика абая знако-мит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нрав-ственным идеалом.

поэзия абая - это громадный шаг казахской к реали-стическому изображению жизни. в поэзии абая нашли отражение разно-образные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.

в пору своего творческого расцвета абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свиде-тельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. в них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. примерами могут слу-жить стихи о временах года: «весна», «лето», «осень», «ноябрь - пред-дверие », «зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реа-листической поэзии.

цикл стихов абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. впервые в казахской степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных проти-воречий жизни казахского народа.

выбери из этого текста,все что тебе нужно,потому что маленько я писать не умею)

Абай Кунанбаев — выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической литературы.

Время Абая – сложное и неспокойное. Вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; упразднение ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и вла-ствуй» был в разгаре. И все же местн ая и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и ху-дожественной литературы. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической литературы, основоположником которой явился Абай Кунанбаев. Две замечательные женщины – бабушка Зере и мать Улжан — воспитывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит внимательный, проницательный).

Начальное образование Абай получил в родном ауле, затем девяти-летним был отдан в медресе – мусульманскую духовную школу в г. Семипалатинске. Религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую русскую приходскую школу. Подобный поступок был своеобразным проявлением поисков само-стоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юного Абая. К сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней Абая не осталось.ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу - все эти замечательные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком. К нему обращались за помощью, за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и по-учиться поэтическому мастерству.

Такая популярность Абая не нравилась противникам нового, русским чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим Абая за его демократические убеждения и просветительскую деятельность. На него сочиняли до-носы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». Дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле Абая, полиция запретила ему встречаться с русскими политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.

Все это причиняло Абаю душевную боль. К тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социальным и нравственным угнетением.

Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его талантливый, образованный сын Абдрахман, который учился в Петербурге и на которого Абай возлагал большие надежды. Смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.

Затем на него обрушился еще один удар судьбы - смерть другого сына, талантливого поэта - Магауи. Этого Абай пережить не смог. Через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.

Отношение к окружающей действительности и внутренний мир по-эта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его ли-рике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социаль-но-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пей-зажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знако-мит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом.

Поэзия Абая - это громадный шаг казахской литературы к реалистическому изображению жизни. В поэзии Абая нашли отражение разно-образные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.

В пору своего творческого расцвета Абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свиде-тельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. В них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. Примерами могут слу-жить стихи о временах года: «Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь — пред-дверие зимы…», «Зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реалистической поэзии.

Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа.