От европейской к мировой войне. Подготовка Германии к войне. Основные направления внешней политики США

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1925

Методическая разработка:

Конспект урока по всеобщей истории

.

Учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №1925 – Ивакин М.В.

Москва 2015

Методическая разработка урока по всеобщей истории

«На путях ко Второй мировой войне» . ( 11кл.)

проблемно-диалогическая технология (как доминирующая)

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях .

*Раскрыть процесс разрушения Версальско-Вашингтонской системы и роль в этом государств- агрессоров (Германия, Италия, Япония), Франции и Англии.

*Выявить неспособность Лиги Наций в предотвращении новой войны и создании системы коллективной безопасности.

*Закрепление понятий: пацифисты, милитаристы, Антикоминтерновский пакт, Версальская система международных отношений, система коллективной безопасности.

Линия 3ЛР. Историческое мышление.

Выявить причины и последствия разрушения Версальской системы международных отношений

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность определить свою позицию по отношению к действиям политических лидеров того времени.

(1-3 линии направлены на формирование познавательных УУД 4-5 линии – личностные УУД)

Учебная проблема:

Краткий конспект урока

Этапы поиска решения учебной проблемы

Пункта плана

Факты (ранее изученные и содержащиеся в тексте §), которые можно использовать для решения проблемы

1 Война или мир?

Факты, свидетельствующие о возможности мирного развития:

1.Страшные последствия Первой мировой войны

2.Тысячи сторонников мира

3. Деятельность Лиги Наций

4. Договор об отказе от войны как способа ведения политики.

Международные противоречия, которые стали причинами Второй мировой войны:

1.Милитаристы – сторонники войн.

2.Разработка новых видов танков, самолетов, автоматов….

3.Противоречивая Версальская система.

4.Борьба колоний за независимость.

5. Агрессивные планы

2. Разрушение Версальской системы

1. Япония выходит из Лиги Наций, чтобы проводить политику «железа и крови»

2. Мечты коммунистов о мировом Союзе социалистических республик

3.Попытки СССР, Англии, Франции создать в Европе систему коллективной безопасности.

4. Политика «умиротворения» Германии

5. Захват Италией Эфиопии.

Несогласованность действий Англии, Франции и СССР и агрессивная внешняя политика фашистских стран приводит к распаду Версальской системы

3.Скрытое начало войны

Фашистские страны

1. Заключение Германией, Италией и Японией Антикоминтерновского пакта.

2. Мятеж генерала Франко в Испании. Гражданская война (военная помощь Германии и

Италии) Фашисты одержали победу.

3. Аншлюс Австрии.

4. Мюнхенское соглашение (раздел Чехословакии)

5. Италия захватывает Албанию.

7.Япония напала на Монголию.

8. Требования Гитлера отдать Германии часть Польши.

Антифашистские силы

1. Продолжение политики «умиротворения» Англией и Францией.

2. После долгого затягивания Англией и Францией создание системы коллективной безопасности,

СССР подписывает

Договор о ненападении с

Германией.

Подробный конспект

Создание проблемной ситуации.

Работа с источниками.

Что представляла собой Лига Наций? В связи, с чем она была создана?

Какую главную цель, судя по отрывку из Устава, преследовали ведущие страны мира, создавая Лигу Наций?

Предполагаемые ответы учеников (далее – « Ученики »):

Лига Наций – первая международная организация, созданная участниками Версальской мирной конференции 1919г.

Оградить мир от всякой войны или угрозы войны.

Учитель : В чём состоит суть вывода, сделанного в конце параграфа?

Ученики : Мир скатывается ко Второй мировой войне.

Формулирование проблемы

Учитель: Какой возникает проблемный вопрос, который мы должны выяснить на уроке?

Ученики : Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?

Выдвижение гипотез:

Учитель : Какие у вас есть предположения решения проблемы? Какими могли быть причины по которым не удалось предотвратить войну?

Ученики: Выдвигают гипотезы.

Актуализация знаний

Учитель : Установить главные смысловые отличия внутри каждой группы слов.

Задание выполняется письменно. Правила выполнения задания:

    Подвести каждую группу слов под общее понятие (родовое)

    Указать главные смысловые признаки (видовые)

    1. коммунизм – фашизм

Ученики :

Политический режим основанный на:

участии народа в управлении государством

сосредоточении власти в руках одного человека или узкого слоя

сферами общественной и личной жизни

Демократия

тоталитаризм

Идеология, в основе, которой лежит идея

о социалистической революции и диктатуре пролетариата как главных средствах перехода к справедливому обществу

о превосходстве «высшей расы» над другими народами. Подлежащими порабощению или уничтожению

Коммунизм

Фашизм

Учитель : Из чего складывалась Версальская система международных отношений?

Ученики:

    переход от Германии к Франции, Бельгии, Чехословакии, Польше, Дании части территории, потеря заморских колоний

    запрещение иметь Германии армию свыше 100 тыс. человек, подводные лодки, военную авиацию, тяжёлую артиллерию, танки

    запрещение Германии размещать вооружённые силы в Рейнской области

репарации с Германии

Учитель: Каким образом будем искать ответ на поставленный проблемный вопрос? Что мы должны выяснить? (составляется план урока, который учитель фиксирует на доске

Ученики при необходимой педагогической поддержки учителя:

1. В чём заключалась противоречивость международных отношений после Первой мировой войны?

2. Какие три центра силы складывались в мире в 1930-е годы?

3. Почему одному из центров (Германия, Италия, Япония) удалось разрушить Версальскую систему?

4. Почему не смогли объединиться два других центра для предотвращения войны?

Открытие нового знания

Учитель: На основе текста учебника, иллюстраций, выявим всю сложность международных отношений после Первой мировой войны.

Ученики:

    В странах Запада были как сторонники мира (пацифисты, Лига Наций), так и сторонники войн (милитаристы)

    Разработка и создание новых видов вооружения

    Противоречивость самой Версальской системы (недовольство ею Германии и другими побежденными странами, многими европейцами, оказавшимися национальными меньшинствами, народами колоний и зависимых стран).

Учитель: Какие три центра силы складываются в мире в 1930-е годы?

Ученики: 1. Западные демократии (Англия, Франция, США)

2.СССР

3.Тоталитарные диктатуры (Германия, Италия, Япония)

Учитель: Дальнейшая работа будет заключаться в развёрнутой беседе с классом по анализу текста учебника, иллюстраций презентации и карты.

Учитель: Какие очаги будущей мировой войны были созданы странами-агрессорами?

Ученики: Нападение Японии на Китай, приход фашистов к власти в Германии, перевооружение немецкой армии, нападение Италии на Эфиопию.

Учитель: При каком условии можно было остановить стран-агрессоров и сберечь Версальскую систему?

Ученики : Активное противодействие стран, входящих в Лигу Наций странам-агрессорам, создание системы коллективной безопасности.

Учитель : Почему же не была создана система коллективной безопасности, хотя были сделаны в этом направлении определённые шаги – заключены договоры между Францией и СССР, СССР и Чехословакией, часть английских и французских политиков предлагали договориться с СССР о совместном противостоянии германской агрессии?

Ученики : Лидеры Англии и Франции надеялись направить Гитлера против СССР и мирового коммунизма, т.е. врагом №1 для них был не Гитлер, а СССР.

Сталин в 1939г. сместил наркома иностранных дел Литвинова – сторонника коллективной безопасности.

Переговоры между Англией, Францией, СССР в Москве затягивались.

23 августа 1939г. заключен Договор о ненападении между СССР и Германией.

2. Учитель: Во втором варианте логика работы учащихся такая же, как и при составлении таблицы, только эта работа проводится в устной форме при помощи вопросов учителя.

Так, можно поставить задание: По иллюстрациям (презентация) объясните смысл фразы: «В первой половине 1930-х годов возникли очаги войны на Дальнем Востоке, в Европе и в Африке». Используйте как сами иллюстрации, так и подписи к ним.

По тексту учебника по всеобщей истории и учебника «Российская история» определите, как реагировали (отнеслись) к агрессивным действиям Германии, Италии, Японии Англия, Франция, Советский Союз. Чем объяснялась занятая Англией и Францией позиция компромисса по отношению к действиям стран-агрессоров? Как меняется характер внешней политики СССР после прихода в Германии фашистов к власти?

Какую позицию в отношении этих действий стран-агрессоров в 1936 – 1938гг заняли Англия, Франция, Советский Союз?

Ученики : Чемберлен – глава правительства в Англии, Черчилль – лидер партии консерваторов.

Учитель : Какое соглашение с Гитлером имеется в виду, найдите ответ в тексте учебника в чём его суть? На карте найдите территорию Чехословакии, отторгнутую у неё Германией по Мюнхенскому соглашению.

Ученики : Мюнхенское соглашение о передаче пограничных земель Чехословакии Германии

Учитель : Объясните фразу Чемберлена, произнесённую им по возвращении его из Мюнхена: «Я привёз вам мир!» Какую позицию в отношении Мюнхенского соглашения занял Черчилль?

Ученики: Сделана последняя уступка Гитлеру, он не тронет страны Запада (Англию, Францию.

Учитель : По тексту учебника выясните, почему СССР не мог оказать помощь Чехословакии? Почему в 1939г. Англия и Франция пошли на переговоры с СССР? Ответ дайте на основе текста учебника и карты. Почему эти переговоры не дали положительных результатов?

Ученики : Германия, Италия, Япония предпринимают дальнейшие агрессивные действия (оккупация Германией всей Чехословакии, захват Италией Албании, нападение Японии на Монголию – союзника СССР).

Часть английских и французских политиков требует договориться с СССР о совместном противостоянии германской агрессии.

Учитель : Почему Риббентроп – министр иностранных дел Германии - так торопился заключить договор с СССР, что не обратил внимания на обстрел его самолёта советскими пограничниками?

Ученики: Гитлер приготовился к войне против Польши, а Польша – союзник Англии и Франции, следовательно, в случае войны Германии с Польшей, в войну втянутся Англия, Франция. Значит, Гитлеру надо было с помощью договора с СССР обезопасить тыл на Востоке, пока будет идти война против Запада.

Применение нового знания

Учитель: Какой мы можем сделать общий вывод по проблеме, которую мы поставили? Кто является непосредственными инициаторами крушения Версальской системы и развязывания новой мировой войны?

Ученики: Германия, Италия, Япония.

Учитель: Какую роль сыграли Англия и Франция, являющиеся главными участниками Лиги Наций?

Ученики: Своей политикой компромисса, невмешательства они способствовали крушению Версальской системы.

Домашнее задание :

Начавшаяся вторая мировая война принесла много горя мирному населению Европы. Многим в первые годы войны казалось, что фашизм непобедим. О том, почему это происходило, вы прочитаете дома в параграфе, устно подготовьте ответы на вопросы к параграфу. (В зависимости от учебников, он может быть разным)

Конспект урока всеобщей истории в 9 классе.

Тема: Причины второй мировой войны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с причинами второй мировой войны.

Задачи урока:

  1. Воспитательная - воспитание нравственной личности; воспитание неприятия войны, жестокости, уважение к человеческой личности как к высшей ценности.
  2. Образовательная - познакомить учащихся с основными аспектами международных отношений; на основе материала урока выявить причины второй мировой войны.
  3. Развивающая - развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей; формирование навыков работы с опорным конспектом.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, учебная презентация, карточки с заданиями, карта «Европа в 1933-1939гг.»

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся на работу.
  2. Постановка целей урока.
  3. Активизация и актуализация знаний учащихся на основе изученного ранее материала.
  4. Объяснение нового материала (с привлечением учащихся), работа по составлению опорного конспекта.
  5. Закрепление пройденного материала (контрольные вопросы).
  6. Подведение итог урока (задание на дом, выставление оценок).

Урок включает в себя использование различных педагогических технологий (или их элементов):

Информационно-коммуникативной технологии (учебная презентация);

Технологии проблемного обучения;

Технологии развития критического мышления;

Классно-урочной технологии;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Представление учителя.

Вступительное слово учителя:

1 сентября 2011 года человечество отметило 72 годовщину начало второй мировой войны. Всё дальше и дальше от нас те трагические дни, те страшные военные годы. Всё меньше и меньше остаётся в живых участников и очевидцев тех событий. Современное поколение знает о войне только из книг и кинофильмов.

(Демонстрируются кадры нападения Германии на Польшу)

А может, не было войны?

И людям всё это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы.

А может, не было войны?

1Слайд «Вторая мировая»

1сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась вторая мировая война - крупнейший конфликт в истории человечества. Конфликт, который разделил 20 век на 2 эпохи. Позже люди будут говорить о своём прошлом, это было не в 20 или 30-е годы. Они будут говорить: «Это было ещё до ВОЙНЫ».

Вторая мирровая - стала переломным моментом во всей мировой истории. Это самая страшная и самая кровопролитная война.

2 Слайд « Театры боевых действий».

Во время второй мировой военные действии велись на территории 3-х континентов и водах 4 океанов (назвать). Перед вами основные театры боевых действий (комментарии к слайду).

3 Слайд «Статистика».

Великая Отечественная война, которую вёл СССР против фашистской Германии - это часть Второй мировой. Наша страна потеряла в годы войны 27 млн. человек.

Вторая мировая война - единственный конфликт в истории человечества, в ходе которого было применено ядерное оружие.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, почему началась эта страшная война, какие события привели к самому кровавому конфликту в истории.

Тема нашего урока: «Причины второй мировой войны». (Запись темы в тетрадях).

3.Актуализация и активизация знаний учащихся.

Вопросы учащимся.

1.На предыдущих уроках вы познакомились с основными событиями начала 20 века. Скажите, какие события, изученные вами ранее, оказали, на ваш взгляд, большое влияние на дальнейшую мировую историю?(Ответы учащихся. Должны выделить Первую мировую войну и мировой экономический кризис.)

2. Когда произошли эти события? (Ответы учащихся. 1913-1918гг., 1929-1933гг.)

Вы абсолютно правы, называя эти события. Они действительно стали переломными моментами мировой истории. Первым событием, которое вы назвали, является 1 мировая война.

1.Объясните, что значит мировая война? Чем она отличается от войн локальных? (Ответы учащихся. Локальные - местные, в них как правило принимают участие 2 страны, военные действия проходят на небольшой территории, в мировых войнах участвуют большинство государств мира, масштабы и охват территории значительно больше)

2. Назовите основную причину 1 мировой. (Ответы учащихся. Борьба за передел мира)

3.Как вы считаете, все ли страны были удовлетворены её результатами? (Ответы учащихся. Результатами первой мировой войны были недовольны побеждённые страны и, прежде всего, Германия.)

Действительно, 1 мировая война не только не разрешила противоречия между ведущими странами мира, а напротив ещё больше обострила их. Как вы знаете, международные отношения после 1 мировой войны регулировались на основе Версальско - Вашингтонской системы

(международные договоры, заключённые после войны ведущими странами мира).

4. Вспомните решения Версальской конференции, которые непосредственно касались главной виновницы войны-Германии. (Ответы учащихся. Германия потеряла 1/8 своих территорий, была отменена всеобщая воинская повинность, ей запрещалось иметь армию более 100 тысяч человек, подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную авиацию, тяжёлую артиллерию. Германия должна была выплатить огромные репарации (132 млрд. золотых марок). Однако, Версальский мир носили скорее унижающий Германию характер, но имели весьма слабую сдерживающую функцию. Немцам были сохранены государственное единство, промышленный, финансовый и научный потенциал, контроль над основными территориями и коммуникациями. Немцам удалось обойти ограничения союзников и создать внушительную теневую армию (под видом спортивных и оздоровительных обществ).

Германия была унижена, но не побеждена.)

Германия, которая стремилась захватить новые территории, теряет 1/8 собственных земель! Немецкие газеты писали, что немцы начали мечтать о реванше в тот же день, когда подписали перемирие.

5.Скажите, ребята, как вы понимаете слово «реванш»? (Ответы учащихся. Стремление проигравшей страны отплатить за поражение, изменить результаты войны в новом противостоянии .)

Германия была вынуждена соблюдать условия Версальского договора. ПОКА вынуждена…

А теперь остановимся на втором событии, которое вы отметили - это экономический кризис 1929-1933 гг. Экономический кризис, как мы знаем, привёл к резкому спаду производства в ведущих мировых странах, к росту безработицы, к падению уровня жизни.

6. Какие серьёзные политические изменения произошли в Европе в годы кризиса?

(Ответы учащихся. В годы кризиса, в январе 1933 года, к власти в германии пришла фашистская национал-социалистическая рабочая партия во главе с А.Гитлером. Гитлер и его единомышленники использовали национализм в качестве важнейшего средства добиться влияния на широкие слои немецкого населения. Они утверждали, что немцы представляют собой «избранную арийскую расу», которой судьба предначертала создать «новый мировой порядок». Они обещали, что все социально-экономические проблемы в стране будут решены после устранения «внутреннего врага» - коммунистов, демократов, евреев и цыган и после того как экономика страны будет поставлена под полный контроль государства. Немцам были обещаны земли (прежде всего на Востоке), которые следует отнять у «неполноценных» народов.

Из всего выше сказанного становится ясно, что к власти в Германии в 1933 году пришла партия реванша и войны.)

Придя к власти, Гитлер не только стал нарушать условия Версальского договора (отказ от выплаты контрибуций, введение всеобщей воинской повинности), но и открыто заявлять о своих притязаниях на новые территории и даже на мировое господство. Версальско- Вашингтонская система оказалась непрочной. Она не смогла предотвратить новой войны.

4. Изучение нового материала.

Для того, чтобы понять почему стала возможной эта война нам необходимо разобраться в особенностях международных отношений в 30-е годы 20 века.

По ходу нашей работы в тетрадях появится опорный конспект, который поможет вам правильно понять основные хитросплетения международных отношений в данный период.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА .

Международные отношения в 30-е годы 20 века.

Мир после 1 мировой войны был направлен на наказание побеждённых. Он не ликвидировал, а обострил противоречия. К середине 30-х гг. на международной арене обозначились 3 группы государств с различными идеалами и целями в области внешней политики.

1) Право - тоталитарные (Германия, Италия и милитаристская Япония).

2)Буржуазные демократии (США, Англия, Франция).

3)Лево-тоталитарные (СССР)

Основные направления внешней политики ведущих государств мира.

3.Концепция коллективной безопасности.

2.Умиротворение агрессора

Недовольство результатами 1 м.в.

Экономические трудности, неготовность к современной войне.

Нежелание воевать, желание избавиться от коммунизма.

Пересмотр результатов 1 м. в. Завоевание мирового господства.

Максимально отсрочить войну.

Столкновение Германии с СССР (направить агрессию на Восток)

Практические действия.

Восстановление германской армии и флота. Аншлюс Австрии1938г. Захват Чехословакии1939г..

Система международных договоров (1935-с Францией и Чехословакией)

Мюнхенский сговор.

Срыв англо-советских переговоров в 1939г.

О том, как Гитлер начал осуществление своих планов расскажет нам (опережающее задание учащемуся)

(Выступление ученика, работа с картой. Гитлер не скрывал своих захватнических планов. Фашисты считали, что все немцы должны жить в едином государстве. В марте 1938 года был проведён аншлюс (присоединение) Австрии к Германии. После этого Гитлер стал готовиться к захвату Чехословакии. В качестве предлога фашисты использовали положение в Судетской области Чехословакии, где большинство населения составляли немцы. Гитлер требовал отторжения этой области от Чехословакии и присоединения её к Германии. Чехословакия пыталась сопротивляться этим требованиям, рассчитывая на поддержку Англии и Франции. Однако, западные державы отказали Чехословакии в помощи. 29 сентября 1938 года в Мюнхене главы правительств Англии, Франции, Германии и Италии, решили судьбу Чехословакии. Согласно принятому соглашению она была обязана в десятидневный срок передать Германии Судетскую область, что составляло 1/5 её территории. Чехословацкого представителя на совещании не было. Это событие вошло в историю под названием «Мюнхенский сговор». Чехословацкое правительство вынуждено было принять германские требования.

Германия обещала Англии и Франции, что отныне все спорные вопросы будут решаться путём переговоров. Но эти обещания были грубо нарушены. В марте 1939 года Германия захватила территорию всей Чехословакии. Потребовала у Польши г.Гданьск оккупировала в Литве Клайпедскую область. )

Срыв англо-советских переговоров в 1939 году.

Вынужденная мера.

10 лет.

Раздел сфер влияния.

Через неделю после заключения этого договора началась 2 м. в.

Мы рассмотрели наиболее важные аспекты международных отношений, попытались проследить, как мир постепенно приближался к новой войне.

В начале урока была обозначена главная задача нашего урока - выяснить основные причины 2 м.в.

Давайте попробуем сформулировать ответ на главный вопрос урока и назовём основные причины войны. (Ответы учащихся.)

Запись в тетрадях.

Слайд. Причины второй мировой войны.

1.Непрочность Версальско-Вашингтонской системы.

2.Мировой экономический кризис.

3. Реваншистские устремления ряда государств.

4. Противоречия между государствами с различными политическими системами.

5. Закрепление пройденного материала.

На экран по очереди выводятся вопросы, на которые устно отвечают учащиеся.

  1. Каковы были внешнеполитические планы Гитлера?
  2. Каково содержание политики умиротворения и каковы её результаты?
  3. Почему не удалось создать систему коллективной безопасности?
  4. В чём причины советско-германского сближения в 1939 году?
  5. Перечислите основные причины второй мировой войны.
  6. Можно ли было предотвратить вторую мировую войну? (Ответ обоснуйте)

Вывод: Вторая мировая война стала итогом целенаправленной деятельности небольшой

группы государств-агрессоров, которую мировое сообщество не смогло обуздать.

6. Подведение итогов урока.

Агрессия Японии, Италии и Германии в 1931-1939гг.

Вводное слово учителя.
Четыре года продолжалась Первая мировая война. Вот её основные характеристики
(данные записаны на доске):





продолжительность – 1554 дня;
число стран­участниц – 38;
состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия,
Австро­Венгрия, Турция, Болгария;
число государств, на территории которого походили военные действия –14;
численность населения стран­участниц войны­ 1050 млн. человек (62% населения
планеты).
Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как
проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее
вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые
использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала
тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4
года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен
относительно благополучный европейский мир.
Наша цель – работая с алгоритмом характеристики войн мы должны будем дать оценку
Первой мировой войне, показать ее несправедливый характер (алгоритмы лежат на
каждой парте).

(Текст раздаточного материала)
Характеристика войн.
1. Международная обстановка в регионе накануне войны.
2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
3. Воюющие страны или группировки стран.
4. Цели сторон.
5. Соотношение сил воюющих сторон.
6. Ход военных действий (по этапам):



7. Характер войны.

8. Герои и полководцы.
9. 9. Условия мирного договора (капитуляции).
10. 10. Военные и политические итоги.
План объяснения нового материала.
I. Первый пункт алгоритма: "международная обстановка в регионе накануне войны"
Вопрос разбирается в форме беседы.
II. Причины войны. Повод победы к началу военных действий. Хронологические
рамки.
Через проектор смотрим схему «Причины войны ». Далее заслушивается сообщение
учащихся об убийстве в Сараево, включается СД­диск «повод к войне». (СД­диск пар. 9,
альбом, схемы).
III. Воюющие страны или группировки стран.
Вопрос разбирается по схеме, проецируемой с СД ­ диска на экран.
IV. Цели сторон.
На экран проецируем «Цели воюющих государств».
Далее учащимся даётся задание почитать текст учебника с 70–71, сравнить цели
государств с написанными на экране и определить какие ещё цели, не отмеченные на схеме,
преследовала Германия?
V. Соотношение сил воюющих сторон.
Работа с таблицей, написанной на доске.

Страны Атланты
Германия и её союзники
Население
260 млн.
120 млн.
Вооружённые силы в
начале войны
5800 тыс.
военнослужащих, 221 пехотная и 4
1 кавалерийская дивизия.
3800 тыс, военнослужащих,
1 48 пехотных и 22
кавалерийских дивизий.

Орудия
12294
Самолёты
Крейсеры
597
316
VI. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) основные сражения и события;
в) военные и политические итоги этапа.
9383
311
62
Перед учащимися лежат карты­планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и
Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое
внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.
Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.
Далее рассматриваются основные этапы войны.
1914 г, на карте показывают основные направления военных действий. Через проектор
показываю кадры кинохроники.
1915 г. по карте следим за ходом военных действий. Через проектор читаем воспоминания
Д.И. Деникина. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.
1916 г. события 1916 г. показываются на карте, показ сопровождается кадрами
кинохроники «наступление немцев на Верден».
1917–1918 гг. События показываются на карте.
VII. Характер войны.
Вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы. Освободительный для кого?
Захватнический для кого?
VIII. Герои и полководцы,
Заслушиваются сообщения учащихся о героях войны.
IX. Условия мирного договора (капитуляции).
Работая с учебником с 79, с 81 учащиеся выписывают основные условия Брестского мира и
Компьенского перемирия.

X. Итоги войны.
Учащиеся делают выводы об итогах войны.
По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны:
 Использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых;
 Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь;
 Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских
ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война
становится тотальной;
 Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.
Первая мировая война повлияла на психологию и привычки людей, не случайно
поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более
терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования
экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не
разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.
«Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной
цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)
Цель: ­ определить причины войны и цели воюющих государств.
­ Объяснить, каким был повод к войне и как произошло вступление в войну крупных
государств;
­ Охарактеризовать развертывание военных действий в 1914 году; объяснить понятие и
термины: « шовинизм», « Июльский кризис», « план Шлиффена», « блицкриг», «геноцид»;
­ Развивать умение учащихся анализировать и обобщать исторический материал;
­ Воспитательный аспект урока реализуется на основе осознания учащимися трагичности
такого исторического явления, как война, для населения воюющих государств.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, настенная карта « Первая мировая война», атлас,
иллюстративный и дидактический материал.
Основные даты:
1 августа 1914­11 ноября 1914 года ­ Первая мировая война;
18 августа ­ 21 сентября 1914 г. – Галицкая битва;
5­12 сентября 1914 года ­ Битва на Марне.

Ход урока:
1. 1. Организационный момент.
2. 2. Проверка домашнего задания
3.
Актуализация опорных знаний.
4. 4. Изучение нового материала.
5.
6.
Причины Первой Мировой войны и цели воюющих сторон.
Июльский кризис 1914 года и начало войны.
7. 3. Вступление в войну крупных государств.
8. 4. План Шлиффена
9.
Что такое шовинизм
10. Какие события стали поводом Первой мировой войны?
11. когда началась Первая мировая война?
12. Что такое план Шлиффена?
1. Когда образовались Тройственный союз и Антанта. Назовите страны которые
входили в блоки.
2. Какие международные конфликты и кризисы происходили в начале XX века?
3. Приведите факты, свидетельствующие о развертывании гонки вооружений в начале
XX века.

Первая мировая война началась 1 августа 1914 года и продолжалась до 11 ноября 1918
года. По размаху боевых действий эта война стала крупнейшей из всех предыдущих.
ПМВ была вызвана обострением разногласий между крупнейшими державами мира в
начале XX века. С каждым годом увеличивались расходы на вооружение.ю
шовинистическая пропаганда раздувала национальную вражду, правящие круги все больше
склонялись к осуществлению захватнических планов силой оружия, постоянно возникали
новые международные конфликты.
Работа с терминами

Шовинизм – одна из агрессивных форм, для которой характерно провозглашение
непобедимости и исключительности одной нации, её превосходства над всеми другими.
Причины войны
­ Обострение противоречий между ведущими государствами из­за неравномерности их
экономического и социально­политического развития.
­ завоевание новых территорий, контроль над рынками сбыла и источниками сырья.
­ гонка вооружений
­ наличие двух враждующих блоков – Тройственного союза и Антанты. Желание
правительств воюющих стран отвлечь внимание народов от внутренних проблем.
Основные цели ведущих стран – участниц войны
Германия.
Завоевание новых колоний за счет Англии и Франции. Ослабление Франции и России.
Господство в Европе.
Англия.
Сохранение своих колонийи господства на море. Ослабление Германии. Завоевание Турции
Месопотамии и части Аравийского полуострова.
Франция.
Ослабление Германии. Возвращение Эльзаса и Лотарингии. Присоединение Саарского
угольного бассейна и левого берега Рейна.
Австро­Венгрия.
Расширение сферы влияния на Балканах. Покорение независимых государств Сербии,
Болгарии и Черногории. Господство на Черном, Адриатическом и Эгейском морях.
Россия.
Ослабление немецкого и австрийского влияния в Турции и на Балканах. Захват
черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Стремление присоединить Восточную
Галицию, Северную Буковину и Закарпатье.
Поводом к началу Первой мировой войны стал австро­сербский конфликт. 28 июня 1914 г.
в боснийском городе Сараево гавриила Принцип, член тайной организации « Млада Босна»,
боровшейся за объединение всех южнославянских народов, убил приемника австро­
венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Как главнокомандующего армии
Австро­Венгрии он прибыл сюда для участия в военных маневрах, которые должны были
состояться на границе с Сербией именно 28 июня. У сербов это был день национального
траура – чествование погибших в битве с турками на Косовом Поле в 1389 г. Сербские

националистические круги расценили визит эрцгерцога как оскорбление. В Вене
результатов расследования дожидаться не стали. Германский император Вильгельм II,
лаконично высказавшись « теперь или никогда», предложил австро­венгерскому
императору Францу Иосифу « покончить с сербами», использовав сараевское убийство в
качестве повода к объявлению войны. Для того чтобы начать войну против Сербии, австро­
венгерское правительство выдвинуло требования, заранее понимая, что она их отклонит. 23
июля сербское правительство получило ультиматум Австро­Венгрии.
Для ответа на ультиматум сербскому правительству давалось 48 часов. В Случае
непринятия его условий полностью Австро­Венгрия угрожала разрывом дипломатических
отношений. Ведущие Государства заняли выжидательную позицию, чтобы не быть
обвиненными во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из его сторон. За десять
минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает условия
ультиматума за исключением участия австрийской полиции в проведении следствия на
территории Сербии. Это стало для Австро­Венгрии поводом к разрыву дипломатических
отношение с Сербией и объявления ей войны. В ночь с 28­29 июля состоялась
артиллерийская бомбардировка Белграда. После этого события развивались стремительно.

Коллективная работа по учебнику + таблица.
Театры боевых действий Первой мировой войны.

Противники
Название, период
существования.
Западный фронт
(1914­1918 гг)
Антанта и её союзники
Тройственный(Четверной)
союз и его союзники
Великобритания, Франция,
Бельгия, США и др.
Германия
Восточный фронт
Россия
Германия, Австро­Венгрия
1914­1917 гг.
Итальянский фронт
(1915­1918 гг)
Италия, Великобритания,
Франция
Австро­Венгрия
Румынский фронт
Румыния, Россия
Германия, Австро­Венгрия,

(1916­1918 гг.)
Болгария, Турция
Кавказский фронт
Россия
Турция
(1914­1917 гг)
Салоникский фронт
Сербия, Черногория
Германия, Австро­Венгрия,
Болгария.
(1915 год)
Балканский фронт
(1917­1918 гг)
Франция, Греция, Сербия,
Черногория
Германия, Австро­Венгрия,
Болгария.
Месопотамский и
Палестинский фронты (1914­
1918 гг)
Великобритания и её
доминионы
Германия, Турция
Африканский фронт
Войска государств Антанты
(1914­1918 гг)
Германские колониальные
войска
Дальневосточный фронт (1914
г)
Япония, британские
доминионы
Германия
В начале войны государства Антанты имели преимущество в человеческих и материальных
ресурсах над государствами Тройственного союза. Однако Германия была подготовлена к
войне намного лучше своих противников. Её армия имела большой боевой опыт, лучшее
качество вооружений и преимущество в тяжелой артиллерии. К тому же у немцев была
возможность быстро перебрасывать войска с одного фронта на другой благодаря развитой
сети железных дорог. В государствах Тройственного союза германское верховное
командование обладало решающим голосом, а в Антанте координация действий между
государствами была слабой.

Работа с терминами и понятиями.

Блицкриг – теория ведения агрессивной войны, рассчитанная на капитуляцию противника
в кратчайшие сроки в результате внезапного нападения на него и быстрого продвижения в
глубь страны.
Почти за весь год войны начальник генерального штаба Германии Г. фон Мольтке подал
императору военно­оперативный план нападения на Францию и Россию, разработанный на
основе плана блицкрига его предшественником генералом А.фон Шлиффеном. План
предусматривал ведение войны на два фронта – против Франции и России. При этом его
главная идея заключалась в том, чтобы как можно скорее ликвидировать один из фронтов и
избежать затяжной войны. Продолжительная война грозила поражением Германии,
уступавшей противникам по человеческим и материальным ресурсам.
Согласно плану Шлиффена следовало направить 85% всех сил германской армии на
первый удар по Франции, осуществив вторжение на её территорию через слабую
нейтральную Бельгию севернее Парижа в обход основных сил французской армии.
Предпологалось, что в результате этого « непрямого удара» французская армия будет
окружена и уничтожена до того, как Россия завершит мобилизацию своей армии. Против
России до победы над Францией выставлялся лишь слабый заслон. После разгрома в
течении четырех –шести недель французской армии Германия должна была направить свои
войска на Восточный фронт и вместе с Австро­Венгрией в ходе молниеносной войны
нанести сокрушительное поражение России.
Мольтке, не меняя основы плана Шлиффена, усилил левый фланг Западного фронта и
заслон против России и Восточной Пруссии. Однако это несколько ослабило основную
германскую группировку, наносившую удар по Франции через Бельгию.
5 . Военные действия 1914 году.
Дата
Западный фронт
Восточный фронт
август
Вторжение германских войск в
Бельгию и Францию по плану
Шлиффена, который предусматривал
«молниеносную войну» ­ разгром
сначала Франции, а потом России.
Наступление русских войск на
восточную Пруссию
(командующий великий князь
Николай) и Галицию
(командующий генерал А.
Брусилов). Начало Галицкой
битвы, в результате которой
русские войска захватили Львов.
Сентябрь
Битва на Марне, в которой англо­
французские войска остановили
наступление немцев. Провал плана «
молниеносной войны»
Отступление русских войск из
восточной Пруссии.
Ожесточенные бои на
территории Польши.
Октябрь

Вступление в войну Турции на

стороне Тройственного союза.
Ноябрь­декабрь Переход к «позиционной войне»,
когда не велись масштабные боевые
действия.
Вторжение турецкой армии на
Кавказ, который принадлежал
России, и, как следствие этого,
поражение турок.

Корпачёв В.В., учитель истории ГБОУ СОШ № 1987 высшая категория Открытый урок по истории в 11 классе Всеобщая история XX века Тема: «Европа и мир накануне Второй мировой войны» 1. Начало. Представление. История. Зачем нужна история? Нужно ли её изучать и знать? Можно ли знать историю? Есть ли в истории смысл? Куда идёт история? (См. анекдот: «Доктор, я жить буду?» - «А смысл?»). Может быть, история придаёт некоторый смысл человеческой жизни. связь времён, поколений, прошлое определяет будущее, а в настоящем строится будущее. История учит тому, что никого ничему не учит, но хотя бы учит этому – и это уже немало. В истории нет рецепта счастья, но есть предостережение. Ч. Бэрд: «История – это кот, которого упрямо тянут за хвост именно туда, куда он сам никак не хочет идти». К. Ясперс: «История имеет глубокий смысл, но он недоступен человеческому познанию». В.О. Ключевский: «История учит даже тех, кто у неё не учится, – она их проучивает за невежество и пренебрежение». 2. Учебник: Загладин Н.В. Всемирная история. XX век. 11 класс. М., 2010. Параграф 16 – «На путях ко Второй мировой войне», стр. 140 – 149. Вопросы к учебнику: 1) Причины Второй мировой войны? Их отличия от причин Первой мировой войны; 2) Смысл политики умиротворения; 3) Значение советско-германского договора о ненападении – для СССР и Германии, для мировой обстановки (Халхин-Гол). Документы: 1) Договор СССР и Германии о ненападении – стр. 148; 2) Секретные протоколы к Договору о ненападении – стр. 149. Причины подписания Секретных протоколов и их значение. Почему они были секретными? Тема урока: «Европа и мир накануне Второй мировой войны: расстановка сил, цели и планы сторон». Цель урока: Выявить военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, в 1938 – 1939 годах, выявить основные 1 движущие силы, толкавшие мир к войне и противодействующие ей, выявить причины 2 мировой войны. Форма урока: Собеседование с учащимися на базе уже имеющихся знаний, формирование на этой базе умений формулировать новые выводы и делать обобщения. Задачи урока: 1) Обрисовать расстановку сил в мире в 1938 – 1939 годах: основные державы и геополитическая расстановка, их возможности (потенциалы), их политический курс к концу 1930-х годов – союзы, противники, перспективы; 2) Выявить антагонистов среди великих держав в 1938 – 1939 годах, причины антагонизма; 3) Выявить страны, наиболее склонные к агрессивности в то время – почему они были агрессивны, их намерения и цели, возможности для реализации этих целей; 4) Выявить страны, противодействовавшие агрессивным державам (если таковые были), их планы и намерения (как противодействовать); 5) Обрисовать перспективу военно-политической ситуации в мире на 1939 год – главное: была ли война неизбежна, можно ли было (и как, если можно) её было избежать, предотвратить? Причины 2 мировой войны – главная и боковые. По ходу урока учитель направляет беседу в нужное русло, помогая ученикам формулировать выводы и напоминая им (или вводя новый по необходимости) фактический материал. Схема ввода фактического материала: 1. Великие державы в 1938 году – их режимы, лидеры, цели. 2. Аншлюс Австрии: реакция на него в мире и Европе. 3. Судетский кризис. Мюнхен, его причины и следствия. 4. Позиция СССР в 1938 – первой половине 1939 года. Поворот к Германии. Речь И.В. Сталина на XVIII съезде ВКП(б). Смещение Литвинова. 5. Захват Гитлером Чехословакии. Гарантии Англии Польше. 1апреля 1939 года – план «Вайс». 6. Европейская политика летом 1939 года – закулисные манёвры и переговоры: Москва – Берлин, Москва – Лондон – Париж. 7. Август 1939 года – дорога к пакту Молотова – Риббентропа: почему? Намерения Сталина и Гитлера, реакция Запада. Сегодняшняя оценка пакта. 8. Последние дни августа 1939 года – бесплодные метания англичан. План урока (40 минут) 1. Знакомство. Есть ли смысл в изучении истории, в самой истории? 2 2. 5- 7 минут в начале урока – вспомнить политическую ситуацию в мире в 1930-е годы. 3. 30 минут – основная часть урока – прохождение темы урока в форме беседы-лекции. 4. 5 минут в конце урока – закрепление сделанных выводов с «мостиком» к начальному этапу Второй мировой войны – 1 сентября 1939 – 10 мая 1940 года. Три дидактических цели урока: 1) Образовательная – выявить и закрепить на понятийно-фактологическом и теоретическом уровне военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, что является необходимой предпосылкой для понимания глубинных причин и движущих сил 2 мировой войны. 2) Развивающая – активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, активизация памяти и аналитических и синтетических способностей, умений анализировать фактический материал. 3) Воспитательная – развитие чувства историзма, неразрывной связи исторического прошлого с современностью («современный мир – мир после Второй мировой войны»), воспитание неприятия милитаризма, расизма, фашизма – истинных виновников Второй мировой войны, неприятие фальсификации истории Второй мировой войны. Самоанализ урока: 1) Достигнута ли цель урока? 2) Соответствовала ли форма урока поставленной цели? 3) Методические приёмы и оборудование: а) устная беседа; б) работа с учебником; в) диалог, дискуссия; г) работа с хронологическим и фактологическим материалом – даты, конкретные события, имена политиков; д) возможно, работа с документом – Мюнхенское соглашение или пакт Молотова-Риббентропа; е) карта - Европа и мир накануне 2 мировой войны. Геополитическое положение сторон; ж) слайды и проектор. Общая цель урока: Положение в Европе накануне Второй мировой войны и причины 2 мировой войны. 1. Цель на первом этапе урока – выяснить расстановку главных сил в Европе в 1938 году, положение, сложившееся в результате прихода Гитлера к власти – кто задавал тон, а кто – реагировал? Раздаточный материал: документ «Антикоминтерновский пакт». 3 2. Цель на втором этапе урока – политика Германии в 1938 году и реакция на неё Англии, Франции и СССР. Значение и последствия Мюнхенского договора. Материал: видеофильм по предвоенному времени. 3. Цель на третьем этапе урока – политика Германии в 1939 году, политика СССР в 1939 году. Значение и последствия пакта Риббентропа- Молотова. Раздаточный материал: карты Европы 1939 года, пакт Риббентропа-Молотова, карикатуры на Сталина и Гитлера. 4. Цель на заключительном этапе урока – причины (и виновники) Второй мировой войны. Карикатура (Сталин и Гитлер): Их смысл? Какие события они отражают? Оценка этих событий карикатуристом и стоящим за ним общественным мнением. Ваше согласие или несогласие с этой оценкой. 1. Вопрос по карте: Какие территории стали объектами агрессии Германии в 1938 – начале 1939 годах и почему? 2. Вопрос к Анитикоминтерновскому пакту: против кого он был направлен и почему? 3. Вопрос к Пакту о ненападении: а) что получила Германия? б) что получил СССР? в) кто больше выиграл от этого пакта и почему? г) оправданным ли было заключение этого пакта со стороны СССР? 4. Вопросы к фрагменту видеофильма «Мюнхенский договор» (2 минуты): а) о каких событиях говорится в этом видеофильме? б) согласны ли вы с оценкой этих событий, прозвучавшей в фильме (оценка политики Англии и Франции, Мюнхенского договора, пакта о ненападении)? Тема урока: «На путях ко Второй мировой войне» (Н.В. Загладин. Всемирная история. Век XX. 11 класс, параграф 16). Основные понятия: 1) очаги войны; 2) страны-агрессоры; 3) политика умиротворения; 4) пакт Риббентропа-Молотова; 5) Антикоминтерновский пакт; 6) Мюнхенский договор. Цель: Рассмотреть и определить расстановку сил в Европе в 1938 – 1939 годах, движущие силы войны, причины войны. Задачи: 1) политика гитлеровской Германии в 1938 – 1939 годах; 2) политика Англии и Франции в 1938 – 1939 годах. Мюнхенская встреча. Крах политики умиротворения; 2) политика СССР. Поворот к Германии в 1939 году. Пакт о ненападении; 3) мир перед Второй мировой войной. Движущие силы и причины войны. Материалы: 1) учебник; 2) документы – пакт о ненападении и секретные протоколы к нему; 3) карты – Европа в 1938 – 1939 годах; 4) видеофильм – отрывок «Мюнхен». 4 Ход урока 1. Вступление. Разминка. «История – это кот…» . 2. Вспомнить (опрос) итоги Первой мировой войны и расстановку сил в 1920- е – 1930-е годы. 3. Объяснение. Обрисовать политическую обстановку в 1938 – 1939 годах. Выявить страны-агрессоры и страны-умиротворители (см. по карте). 4. Причины и цели действий Германии с одной стороны и Англии и Франции с другой стороны. 5. Мотивы и цели действий СССР. суть, значение и последствия Пакта Риббентропа-Молотова. Документ: Пакт Риббентропа-Молотова, секретные протоколы. 6. Совместная формулировка – причины войны, важность этой проблемы в истории XX века. Важно осознать, что перед нами встают две проблемы: 1) дискуссионность исторической проблемы о причинах, виновниках и движущих силах Второй мировой войны, о позициях сторон. 2) актуальность проблематики предвоенной и военной ситуации в современных общественно-политических (внутри России и на международном уровне) дискуссиях. «История – это политика, обращённая в прошлое» (М.Н. Покровский). Ожидаемый конечный результат. По результатам урока учащиеся должны знать и уметь излагать: 1) Положение великих держав в Европе в 1938 – 1939 годах. Мотивы действий и цели великих держав. 2) Политика Германии в 1938 – 1939 годах. Политика Англии и Франции. 3) Политика СССР и мотивы действий и цели Сталина. 4) Пакт о ненападении – причины, основное содержание, следствия. 5) Причины Второй мировой войны (дискуссионны). План проведения урока. Объяснение темы. 1. Европа к 1938 году. Основные великие державы – какие? Почему они – великие державы? Почему именно положение в Европе определяло мировое положение? 2. Германия к 1938 году. Устремления правительства Гитлера во внешней политике. Цели внешней политики Гитлера. Действия Гитлера в 1938 – 1939 годах. Результат этих действий. Восприятие этих действий другими странами. 5 3. Союзник Германии – Италия. Италия к 1938 году. Цели правительства Муссолини – с помощью карты – Mare nostrum – господство в Средиземном море. Почему Италия подпала под каблук Гитлера? 4. Англия и Франция в 1938 – 1939 годах. Их отношение к действиям Гитлера. Их цели в Мюнхене и после него. Смысл политики умиротворения. Результат политики умиротворения. 1. Тип урока – Урок объяснения нового материала. 2. Форма урока – Урок-дискуссия с закреплением сделанных выводов по последовательным блокам. 3. Текущий контроль усвоения нового материала – За счёт поставленных вопросов по блокам и отслеживания правильности и полноты ответов. 4. Выделение главного по пройденному материалу: 1) позиции великих держав в 1938 – 1939 годах; 2) цели Германии, СССР, Англии и Франции; 3) причины Второй мировой войны и виновники войны; 4) проблема неизбежности войны. Основные исторические факты: а) Мюнхенский договор; б) политика умиротворения; в) пакт Молотова-Риббентропа. Даты: сентябрь 1938 года; 23 августа 1939 года. Формы обучения: 1) рассказ учителя с составлением опорного конспекта – формулировки с помощью учеников; 2) мини-дискуссии по блокам: а) позиция и цели Германии; б) обоснованность политики умиротворения; в) политика СССР и пакт Риббентропа-Молотова – его обоснованность; г) причины Второй мировой войны и её неизбежность, виновность в развязывании войны; 3) работа с картой – Европа в 1930-е годы. Стратегическое положение великих держав; 4) работа с учебником. Документ: пакт Риббентропа-Молотова и Секретные протоколы к нему. Форма урока может быть: 1 ряд – позиция Германии защищают («адвокаты дьявола»); 2 ряд – защищают позиции Англии и Франции («чемберлены», «умиротворители»); 3 ряд – отстаивают позицию СССР; четвёртая группа – независимые арбитры. Постановка задачи: 1) реальная оценка положения в Европе в 1938 – 1939 годах с позиций каждой из трёх сторон; 2) цели каждой стороны, изменение этих целей в процессе разворачивания событий; 3) мотивы и причины действий каждой из трёх сторон; 4) защиты каждой из трёх сторон своей позиции, даже позиции Гитлера, рационализация (объяснение) её; 5) отношение каждой из сторон к двум другим сторонам, оценка подлинных намерений и реальных действий сторон. Оценка альтернативы: 1) если бы Англия и Франция не согласились на Мюнхен; 2) если бы не был подписан пакт Риббентропа-Молотова; 3) если 6 бы переговоры СССР, Англии и Франции в августе 1939 года завершились успехом. Формулировка общих выводов по целям урока: 1) общая оценка политики и целей Германии; 2) общая оценка политики и целей Англии и Франции; 3) оценки политики Сталина в свете пакта о ненападении; 4) причины Второй мировой войны. Была ли альтернатива развязыванию 2 мировой войны? 5) в чём актуальность этих событий для нашего времени? (1. Нельзя уступать агрессору. 2. Надо верно оценивать намерения других сторон. 3. Не переоценивать себя, но – не недооценивать потенциального противника). Самоанализ урока 1. Данный урок – отражение моего педагогического кредо. Данный урок среди других уроков – предшествующих и последующих имеет узловое значение. Он обобщает развитие Европы 1920-х – 1930-х годов и обусловливает историю Европы далее, вплоть до Второй мировой войны. 2. Актуальность данной темы – актуальность образовательная и воспитательная. Тема фашизма, милитаризма, потворства агрессору, национальной ненависти. Эта тема очень актуальна в современной России и в международных отношениях. 3. Технология проведения урока в форме беседы, дискуссии – определяется дискуссионным характером данной проблемы (истоки и причины Второй мировой войны), её исторической актуальностью. 4. Средства и приёмы: 1) столкновение позиций; 2) выяснение истинных намерений сторон; 3) работа с картами; 4) вживание в роли исторических персонажей. 5. Объект прочного усвоения – причины Второй мировой войны, была ли альтернатива Второй мировой войне, возможно ли было её предотвратить? 6. Формы обучения. 7. Контроль усвоения знаний – в конце урока. Обобщающие выводы. 8. Использование учебного кабинета и средств обучения – карты, видеомагнитофон. 9. Работоспособность учащихся – сочетание моментов напряжённого вдумывания с расслаблением. 10. Психологическая атмосфера. С одной стороны – доверие, с другой – авторитет. Учитель, режиссируя урок, помогает ученикам методом «майевтики». 11. Реализация поставленных целей. 12. Характеристика реальных возможностей учащихся – класс имеет базовый уровень, ниже или выше, отметить отдельных учеников. 13. Цели: 1) образовательная – ознакомление с материалом по истории Европы; 2) развивающая – развить навыки аналитического мышления, участие в дискуссии, развитие предметной речи; 3) воспитательная – привитие гражданственности, патриотизма, неприятие идей национальной ненависти, привитие толерантности. 7 Методика проведения урока: 1) Знакомство – привлечение внимания; 2) Общая цель урока; 3) Цели на каждом этапе урока; 4) Единая цель – в начале урока – «Сегодня мы обсудим…». Оценки – после каждого выступления. Побуждать к самостоятельному мышлению и развитию предметной речи. «Я на своём уроке применил методику ролевой игры, методику работы в группах, использование ТСО, методику фронтального опроса с использованием опорной наглядности – карты, конспекты». Дифференцированный подход. Проверочные вопросы. Высокая работоспособность обеспечивается за счёт знания материала, использования разных средств обучения, видеофильм, раздаточный материал, за счёт высокого уровня знания. Дети работоспособны благодаря учителю. Психологическая атмосфера – за счёт интересного материала. Влияние преподавателя – высокая подготовленность самого учителя, компетенция, коммуникация, эмоциональная сторона. 8

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

История России

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Эта война - самоубийство Европы

М. Горький

Тема предложена обучающимся 11-го класса в качестве размышления над одной из трагических страниц в истории мировой цивилизации. В историко-культурном стандарте указано: «Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории». Кроме того, эта война кардинально изменила геополитическую карту Европы и ввергла европейскую цивилизацию «в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением».

Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.

В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы - пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

В разделе V Историко-культурного стандарта (Россия в годы «Великих потрясений». 1914–1921 гг.) предлагается указывать место России в Первой Мировой войне, в т. ч. и смену общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается урок-размышление.

При постановке целей урока нужно учитывать:

  • необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
  • сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
  • умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
  • необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
  • умение старшеклассников участвовать в дискуссии.

План урока:

  1. Война и общество. На пути к Мировой войне
  2. Человек и война

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:

  • учебную карту (возможно на слайде),
  • выставку литературы по теме,
  • по желанию учителя - кинофрагменты из фильмов по Первой Мировой войне (в т. ч. заключительный фильм «Письма прапорщика Герасимова» из документального сериала «На разломе эпох»).

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:

1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:

  • Николай II
  • Отто фон Бисмарк
  • Вильгельм II Гогенцолерн
  • Брусилов А.А.

2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:

  • Барбюс А. Огонь
  • Горький М. Несвоевременные мысли
  • Пикуль В. Честь имею
  • Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
  • Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
  • Толстой А. Хождение по мукам
  • Федин К. Города и годы
  • Шолохов М. Тихий Дон

3. Проанализировать письма солдат Первой Мировой войны (рекомендуемая статья Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны»)

Вступление учителя. «Над полями носится запах серы, черного пороха, паленых тряпок, испепеленной земли. Как будто разъярились дикие звери: странное свирепое рычание, мычание, завывание, мяуканье жестоко разрывают наши барабанные перепонки, и отдаются в животе, и порой кажется, что протяжно ревет сирена погибающего парохода. Иногда даже раздается нечто похожее на возгласы, и странные изменения тона придают им человеческий звук. Кое-где поля приподнимаются и опять опускаются: от горизонта до горизонта свирепствует небывалая буря».

Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?

Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?

Перед учащимися ставится задача:

  • через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.

1. Война и общество. На пути к Мировой войне

Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…

«Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных оторваны от великого дела жизни – развития производительных сил земли – посланы убивать друг друга… Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты, в прахе и пепле сокровища земли. Эта война – самоубийство Европы!» - пишет М. Горький.

Предлагается задание в группах:

1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:

  • Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
  • Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
  • Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.

2) Можно ли было избежать войны?

  • Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
  • Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.

Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?

3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?

  • Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).

Информация для учителя. Во времена активной деятельности Отто фон Бисмарка русская дипломатическая миссия во главе с А.М. Горчаковым делала все, чтобы не ввязаться в войну. Вильгельм II же, сменив своего предшественника Вильгельма I, настойчиво стремился к мировому господству. Будучи в родственных отношениях с русским императором Николаем II , Вильгельм старался оторвать его от всех возможных союзников, старался доказать, что хочет иметь с ним дружеские связи. Николай II, не рассчитывая особенно на дружбу, заявлял в конце 1913 г.: «…Я вижу ясно, что мы ненадолго сохраним мир… Что же будет, если мы опять будем не готовы к войне?..» Немецкие генералы активно готовились к войне и, например, фельдмаршал Х. Мольтке заявлял: «Вечный мир – это мечта и даже далеко не прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». А вот русский генерал А. Брусило в выполнял приказ: «Я не о себе забочусь, ничего не ищу для себя, никогда ничего не просил и не прошу, но мне горестно, что … компрометируется выигрыш войны, что весьма чревато последствиями, и жаль воинов, которые самоотверженно дерутся; да и жаль… возможности проигрыша операции, которая была хорошо продумана и выполнена, но не докончена…ни за что, ни про что…»

Вывод. «Этому отвратительному самоистреблению нет оправдания. Сколько бы ни лгали лицемеры о «великих» целях войны, их ложь не скроет страшной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся «реальные политики», убийцы, торгующие жизнью народа» (М. Горький)

2. Человек и война

Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.

Как изменился человек, его душа к концу войны?

«Это не солдаты, это люди! Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы или рабочие, их узнаешь даже в форменной одежде. Это штатские, оторванные от своего дела. Они готовы. Они ждут сигнала действий и убийства, но, вглядываясь в их лица, между вертикальными полосами штыков, видишь, что это простые люди» (А. Барбюс)

Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:

1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?

3) Как правило, литературные произведения предполагают вымысел автора и его субъективную оценку. Как сами участники событий своими «глазами и сердцем» увидели эту войну?

Информация для учителя.

«Дорогая мамаша, лучше бы ты меня на свет не родила, лучше бы маленьким в воде утопила, так я сейчас мучаюсь!»

В статье Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны» предложены выдержки из перлюстрированных военной цензурой писем. Эти свидетельства позволяют увидеть, «в каких тяжелых, порою невыносимых условиях, приходилось воевать русскому солдату из-за преступных действий, а точнее бездействия интендантов и командиров всех уровней». Отсутствие обмундирование, голод, холод, болезни и вражеские пули уносили огромное количество жизней, и бесконечное множество людей оказались просто никому не нужными: ни армии и командирам, ни государству… Но все-таки несмотря ни на что «именно простой русский солдат проявлял чудеса мужества и стойкости»!

4) Как изменилось сознание людей в ходе войны? Изменились ли понятия «храбрость», «героизм», «патриот»?

5) В чем проявился трагизм войны?

Подведение итогов

Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…

«Бедные ближние, бедные незнакомцы! Теперь ваш черед принести себя в жертву! Потом наступит наш. Может быть, завтра и нам придется почувствовать, как над нами раскалывается небо и под ногами разверзается земля, нас сметет дыхание урагана в тысячу раз более мощного, чем обычный ураган».

Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!