«нет дня, чтобы душа не ныла» (цикл рассказов и. а. бунина «темные аллеи»)

Овстуг - родовое имение Тютчевых. Литография Г. Бодмера с портрета работы Й. Штилера. Эрнестина Федоровна Тютчева с дочерью Марией Федоровной. Элеонора сумела создать уютный и гостеприимный дом. Ф.И. Тютчев в детстве. Из первого стихотворения Ф. И. Тютчева «На новый 1816 год». Тютчев переводит на русский язык стихотворение Гейне «С чужой стороны».

«Поэзия Тютчева» - Отсюда интерес поэта к «текучим» состояниям жизни человека и природы. Но точнее все-таки считать любовную лирику Тютчева философско-любовной. Постоянными являются осознание и переживание «двойного бытия» лирическим героем Тютчева. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. «Летний вечер» «Видение» «Сон на море» «День и ночь» и другие.

«Лирика Тютчев» - Тютчев о любви. В последнее десятилетие жизни Тютчев писал немного. Детство и ранняя юность прошли в родном селе и в Москве. Как нас не угнетай разлука, Но покоряемся мы ей… Правила пользования проектом. Словарь терминов. Лирика-род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания.

«Тютчев о любви» - Элеонора Тютчева, первая жена поэта. Эрнестина Дернберг. ...И самого себя, краснея сознаю, души твоей кумиром... Я встретил Вас... Лирика любви в произведениях Ф.И. Тютчева. Фёдор Тютчев, 20 лет. Амалия Лерхенфельд. Не стою я любви твоей... Ф. И. Тютчев, 1850-е годы. Е. А. Денисьева. Времена года.

«Анализ стихотворения Тютчева» - Олицетворения. Части речи. "Весна идет! Выводы. Весна идет!". Сравнительный анализ стихотворений. Вывод: В стихотворении Ф.И. Тютчева глаголы более динамичные, чем в стихотворении А.А. Фета. Действие стихотворения Ф.И. Тютчева более динамичное, подвижное. Глаголы, которые характеризуют изменения, происходящие в природе.

«Природа в лирике Тютчева» - Природа в лирике И. Ф. Тютчева. Заключение. Отец поэта. Строфа- группа стихов, объединённых повторяющимся размером, способом рифмовки. Весенние воды. Осень. Весна в окно стучится И гонит со двора. И. И. Шишкин « Ручей в берёзовом лесу». Цели урока: Тренинг. Цели урока О Тютчеве. Словарная работа. Эрнестина Фёдоровна Тютчева (Пфеффель) вторая жена поэта.

Всего в теме 32 презентации

Пошли, господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной
Как бедный нищий мимо саду
Бредет по жесткой мостовой –

Кто смотрит вскользь через ограду
На тень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись,
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана,
Напрасно взор его манит,
И пыль росистая фонтана
Главы его не осенит.

Пошли, господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой
Как бедный нищий мимо саду
Бредет по знойной мостовой.

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн.

И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне.

Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?

Ты, разлитая как море,
Пышноструйная волна,
Приюти в твоем просторе
Тайну скромного челна!

Как ни дышит полдень знойный
В растворенное окно,
В этой храмине спокойной,
Где всё тихо и темно,

Где живые благовонья
Бродят в сумрачной тени,
В сладкий сумрак полусонья
Погрузись и отдохни.

Здесь фонтан неутомимый
День и ночь поет в углу
И кропит росой незримой
Очарованную мглу.

И в мерцанье полусвета,
Тайной страстью занята,
Здесь влюбленного поэта
Веет легкая мечта.

Под дыханьем непогоды,1
Вздувшись, потемнели воды
И подернулись свинцом –
И сквозь глянец их суровый
Вечер пасмурно-багровый
Светит радужным лучом,

Сыплет искры золотые,
Сеет розы огневые,
И – уносит их поток.
Над волной темно-лазурной
Вечер пламенный и бурный
Обрывает свой венок.

Не говори: меня он, как и прежде, любит,2
Мной, как и прежде, дорожит.
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу. им, им одним живу я –
Но эта жизнь. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно.
Не мерят так и лютому врагу.
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Между июлем 1850 и серединой 1851

Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье –
Но как я беден перед ней.

Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе.

Когда порой так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,

Где спит она – твое рожденье –
Твой безымянный херувим, –
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.

О, как убийственно мы любим,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя.
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья.
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло.
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей.

О вещая душа моя!3
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов.

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу.

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
"О, как все это я любила!"
.

Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи. и это пережить.
И сердце на клочки не разорвалось.

Когда на то нет божьего согласья,4
Как ни страдай она, любя, –
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя.

Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!

Он, милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло 5
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

И вот уж год, без жалоб, без упреку,
Утратив всё, приветствую судьбу.
Быть до конца так страшно одиноку,
Как буду одинок в своем гробу.

Нет дня, чтобы душа не ныла,6
Не изнывала б о былом,
Искала слов, не находила,
И сохла, сохла с каждым днем, –

Как тот, кто жгучею тоскою
Томился по краю родном
И вдруг узнал бы, что волною
Он схоронен на дне морском.

* В июле 1850 года Тютчев, когда ему было 47 лет, познакомился с Еленой Александровной Денисьевой (1826-1864), воспитанницей Смольного Института благородных девиц. Отношения их продолжались 14 лет вплоть до самой смерти Денисьевой от туберкулёза в 1864 году.
В эти годы он создаёт цикл стихотворений – шедевры любовной лирики – обращённый к Денисьевой, своеобразный "роман в стихах", в котором поэт рассказал о гордой молодой женщине, бросившей вызов светскому обществу.

1 "Под дыханьем непогоды. " – Написано во время поездки в Преображенский монастырь (на о. Валаам в Ладожском озере), совершенной вместе с Е.А.Денисьевой и А.Ф.Тютчевой, старшей дочерью поэта.

2 "Не говори: меня он, как и прежде, любит. " – Написано от лица Е.А.Денисьевой.

3 "О вещая душа моя. " – Здесь, по-видимому, поэт сравнивает себя с Е.А.Денисьевой, которая с ее противоречивым характером была живым олицетворением мятежной души поэта, его раздвоенного внутреннего мира.

4 " Когда на то нет божьего согласья" – Стихотворение было подарено поэтом дочери Дарье со следующей припиской в автографе: "Моя милая дочь, храни это на память о нашей вчерашней прогулке и разговоре, но не показывай никому. Пусть это будет иметь значение лишь для нас двоих. Обнимаю и благословляю тебя от всего сердца. Ф. Т.". Из содержания стихотворения явствует, что темой разговора поэта с дочерью были переживания его в связи со смертью Е.А.Денисьевой.

5 "Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло. " – Обращено, по всей вероятности, к близкому другу поэта А.И.Георгиевскому (1829–1911), мужу сестры Е.А.Денисьевой Марии.

6 "Нет дня, чтобы душа не ныла. " – Написано поэтом в день своего рождения и связано с воспоминанием о Е.А.Денисьевой.

Под дыханьем непогоды…

Под дыханьем непогоды,
Вздувшись, потемнели воды
И подернулись свинцом -
И сквозь глянец их суровый
Вечер пасмурно-багровый
Светит радужным лучом,
Сыплет искры золотые,
Сеет розы огневые,
И - уносит их поток…
Над волной темно-лазурной
Вечер пламенный и бурный
Обрывает свой венок…
12 августа 1850

"Обвеян вещею дремотой…"*
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз.
15 сентября 1850

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или "читалке".

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

"Под дыханьем непогоды. "

  • Иван Саввич Никитин - Вечер ясен и тих…
  • Андрей Белый - В полях ("Я забыл. Я бежал. Я на воле. ")
  • Эдуард Асадов - Маленькие герои
  • Сергей Есенин - "Закружилась листва золотая.."
  • Афанасий Афанасьевич Фет - Степь вечером
  • Алексей Васильевич Кольцов - Осень
  • Семён Яковлевич Надсон - «Вечерело… Солнце в блеске лучезарном…»
  • Зинаида Гиппиус - Вечер
  • Пётр Филиппович Якубович - Тишина
  • Иван Саввич Никитин - "В синем небе плывут над полями…"

По тематикам

Тютчев Ф.И.

Замечательный поэт-лирик, оставивший яркий след в истории русской и мировой поэзии, был Федор Иванович Тютчев (1801-1873) побывал на Валааме в 1850 году вместе с дочерью Анной и Еленой Денисьевой. В музее - усадьбе Мураново им. Тютчева хранится письмо Анны Федоровны Тютчевой к сестре поэта Дарье Ивановне Сушковой от 10 августа 1850 года. "Наше небольшое путешествие удалось очень хорошо, хотя оно и не прошло без целого ряда треволнений… Мы отправились в путешествие в пятницу (4 августа). В понедельник утром (7 августа) мы прибыли на Коневец… Потом мы тронулись снова в путь и вечером были на Валааме… Монахи нас приняли с большим гостеприимством. Нам предоставили две кельи, весьма опрятные. Мы поели, как схимники, ухи и, так как чувствовали себя смертельно усталыми, легли спать… На следующий день во вторник прослушали обедню и гуляли по острову, очень живописному. Мы познакомились с настоятелем монастыря (игумен Дамаскин - Н.К.) очень праведным человеком… Он подарил нам четки и снабдил папу просвирами для передачи их великой княгине Марии. Мы, Лелинька, и я, ходили смотреть юродивого… Вечером того же дня возвратились на Коневец и простояли на якоре у монастыря всю ночь. Это была еще одна чудесная ночь…" На обратном пути с Коневца их застала буря на Ладожском озере. По-видимому, впечатления этой поездки отразились в стихотворении "Под дыханьем непогоды…", которое в первой публикации ("Современник", т.XLV, 1854, с. 31) имеет авторскую дату "Август 1850 года":

Под дыханьем непогоды. Вздувшись, потемнели воды И подернулись свинцом - И сквозь глянец их суровый Вечер пасмурно-багровый Светит радужным лучом.

Сыплет искры золотые, Сеет розы огневые И уносит их поток. Над волной темно-лазурной Вечер пламенный и бурный Обрывает свой венок…

Валаамский монастырь 2001 г.

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь...

Ф. И. Тютчев

Иван Алексеевич Бунин ... Он прожил сложную, полную испытаний жизнь, которая вся до последних дней была отдана скитаниям и творчеству.

Несмотря на то что он покинул Россию, писатель был неотделим от страны, давшей ему жизнь. Как личность, как творец Бунин был рожден отечественной культурой. Где бы он ни находился, он продолжал ее святые традиции. И сам чувствовал себя частью той духовной атмосферы, которая была создана и выражена гением Пушкина и Лермонтова, Л. Толстого и Чехова, Бородина и Рахманинова, Поленова и Нестерова. Именно так мы воспринимаем И. А. Бунина. Наиболее, пожалуй, ёмко и кратко влечение к Бунину определил Ю. Бондарев, который увидел в его произведениях соединение «дыхания земли» с «напряженным дыханием мысли», углубление в «душевную тайну» личности. Точно сказано, не правда ли?

Я очень люблю творчество И. А. Бунина, особенно его « ». Из этого цикла наиболее привлек меня рассказ с таким же названием. Эпиграфом я взяла строки из стихотворения Ф. И. Тютчева. Это не случайно, ведь в рассказе тема любви, мотив воспоминания перекликается с основной темой поэзии Тютчева. Вспомним:

Нет дня, чтобы душа не ныла.

Не изнывала б о былом...

А знаменитое «Я встретил вас, и все былое...»!

Память дает радость свидания с тем, что дорого человеку. Память сохраняет очарование былого. Вот как сам Бунин писал об этом в одном из своих стихотворений:

Как, господи, благодарить

Тебя за все, что в мире этом

Ты дал мне видеть и любить...

Любовь... Она была темой многих произведений И. А. Бунина, Мотив загадочной и необыкновенной любви мы встречаем и в его рассказе «Темные аллеи».

Сюжет, на первый взгляд, очень прост. Через тридцать лет Николай Алексеевич, «стройный старик военный», встречает свою «первую любовь» - Надежду. В горницу вошла темноволосая, чернобровая, красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Из их разговора мы узнали, что Надежда «все одним жила»: любила она все тридцать лет только Николая Алексеевича («как я вас любила»), не была замужем («при такой красоте») и о прошлом вспоминает, как о самом добром, чистом и красивом, говоря: «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело». Сколько раз она «хотела руки на себя наложить», но именно любовь останавливала ее это сделать. А для Николая Алексеевича любовь осталась в прошлом, он говорит: «Все проходит... Любовь, молодость». Неожиданно Николай Алексеевич понимает, что «потерял самое дорогое, что имел в жизни». И лишился самых «лучших минут... И не лучших, а истинно волшебных». Он вспоминает, «как она была прекрасна, горяча!»

Но и успокаивается Николай Алексеевич так же быстро. Да, он восхищается, восхищается красотой Надежды, но в то же время представляет ее лишь «содержательницей постоянной горницы», а не «женой, матерью, хозяйкой своего петербургского дома».

И тем не менее воспоминания об этой любви из его сердца все равно не исчезнут никогда.

Бунин писал, что происхождение «Темных аллей» пошло от стихотворения Н. П. Огарева «Необыкновенная ». Но у Огарева все заканчивается печальными строками о свидании молодых людей:

Осталось для людей закрыто,

Что было там говорено

И сколько было позабыто...

Бунин же решил показать, какой глубокий след оставляет любовь в человеческой душе. Не случайно я выбрала рассказ «Темные аллеи». Я убеждена и уверена в том, что были, есть и, я надеюсь, будут люди, преданные, верные своим чувствам, своей любви, как Надежда. «Не могла же ты любить меня весь век!» - «Значит, могла!» - отвечает она.

Бунин воспринимал любовь как часть большого, гармоничного мира, и если любовь была, то она останется и в душе, и в памяти навсегда.

Как и многие произведения Бунина, этот рассказ написан удивительным, неповторимым языком. Он прост, почти скуп, но разве можно рассказать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью. «Это все так же бесполезно, как поверять сухой алгеброй гармонии Моцарта», - писал К. Паустовский.

Что еще мне показалось удивительным в этом рассказе, так это то, насколько выразительно Бунин сумел передать встречу героев, их переживания, показать все так, что кажется, будто автор нам рассказал историю знакомых или близких ему людей. Он и сам признавался, что ему свойственно небывалое воображение: свободно видел он живыми картины, о которых писал. Поэтому мы так зримо, до мельчайших подробностей представляем облик героев, и не только в момент их встречи. Разве мы не видим необыкновенную красоту Надежды в пору ее молодости («Какой стан, какие глаза!»)?! Память Николая Алексеевича сохранила все это, ведь это особенная память - память о любимом человеке., и «тут не одно воспоминанье, тут жизнь заговорила вновь...»

Если домашнее задание на тему: » «НЕТ ДНЯ, ЧТОБЫ ДУША НЕ НЫЛА» (Цикл рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи») оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Не случайно книга рассказов, написанных во время второй мировой войны, в изгнании, в окупированной Франции, названа «Темные аллеи» (1937-1945 г). Сочинение по произведению на тему: Женские образы в рассказах И. А. Бунина. Тема любви в рассказе И. А.Бунина Темные аллеи. Писательская Сочинение по произведению на тему: "Незабываемое" в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи" Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина - судьба Сочинение по произведению на тему: Любовь в произведениях И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин - тонкий лирик, способный передать любые оттенки Сочинение по произведению на тему: Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина? Что волнует меня в рассказах о

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое