«Наука-это кладбище гипотез» - высказывание принадлежит А. Пуанкаре. (ЕГЭ обществознание)

Views: 2200

Как известно, наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, об обществе и о самом познании, имеющая своей непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. В свою очередь, гипотеза – это предположение, основанное на интуиции, научных законах, косвенно затрагивающих проблему исследования, фактах, известных науке. Но что происходит с гипотезой, когда она оказывается опровергнута?

Позиция автора высказывания по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. А. Пуанкаре убеждён: когда научную гипотезу опровергают, она, становясь ложным утверждением, умирает, и, поскольку таких «умерших» гипотез в процессе развития науки оказывается очень много, науку вполне можно назвать их «кладбищем».

Так, из школьного курса биологии известно, что раньше существовала гипотеза о самопроизвольном зарождении жизни. Например, считалось, что черви могут образоваться из тухлого мяса. Но она была опровергнута итальянским биологом Ф. Реди, который установил, что появляющиеся на мясе белые червячки – это на самом деле личинки мух. Так гипотеза о самопроизвольном зарождении жизни была признана ложным утверждением и умерла. Другим примером умершей гипотезы в биологии является предположение Шлейдена и Шванна о том, что новые клетки могут возникнуть из межклеточного вещества. Это было опровергнуто немецким учёным Р. Вирховым, который доказал, что все клетки создаются из других клеток благодаря клеточному делению. Таким образом, в процессе развития науки различные гипотезы оказываются ложными утверждениями и умирают, занимая дополнительное место на «кладбище гипотез».

Сходную картину можно наблюдать, обратившись к учебнику по физике. Например, механика Ньютона на протяжении двух веков замечательно описывала поведение макроскопических тел. Предполагалось, что теория Ньютона является верной. Но потом выяснилось, что она не в состоянии объяснить движение тел со скоростью, близкой к скорости света. Тогда на смену ей пришла специальная теория относительности Эйнштейна, которая смогла объяснить вышеуказанное явление. Вот так была похоронена гипотеза о том, что механика Ньютона окончательна. Другой пример похороненной гипотезы в физике – концепция светоносного эфира Р. Декарта, которая потерпела крах, когда в ней возникли непреодолимые трудности. Физики вынуждены были признать, что электромагнитное поле – самодостаточный физический объект, который не нуждается в дополнительном носителе. Следовательно, развиваясь, наука как бы убивает значительное число гипотез.

Часто в преступную деятельность несовершеннолетние вовлекаются через дружеское общение со сверстникамии старшими приятелями, уже ступившими на

уголовную стезю. Определительную роль здесь играет боязнь подростка прослыть - предателем, трусом. К счастью не все ребята поддаются на такую агитацию
Порой подростки идут на преступление под влиянием взрослых. Руками несовершеннолетних взрослые совершают иногда опасные преступления, оставаясь втени, чтобы избежать ответсвенности. А сами подростки идут навсречу таким покровителям, получая от них вознаграждения.
Вопрос:Что вы посоветовали молодому человеку,который попал подвлиянием преступной группы
Сформулируйте правила поведения, которых следуетпридерживаться, чтобы предохранить себя от вовлечения в преступную деятельность.
Вопрос по обществоведению

Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению

большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

Автор хотел сказать, что наука и гипотезы связаны друг с другом, так как наука не может существовать без гипотез. Гипотеза как прародитель истинного знания, гипотеза, подтвержденная на практике опытами и экспериментами становится научным знанием. Соответственно, другие гипотезы, которые не удалось подтвердить на практике умирали, то есть становились не нужными обществу. Именно поэтому науку прозвали кладбищем гипотез.

Как мы знаем из курса обществознания, под понятием наука принято понимать сферу деятельности людей, направленную на получение и систематизацию знаний о мире. В свою очередь, под гипотезой понимается предположение или догадка относительно истинности того или иного знания.

Вспомним курс школьной дисциплины обществознание. Там есть раздел "Познание". Так вот, в этом разделе, раскрываются методы научного познания, одним из которых является выдвижение гипотез. Что в свою очередь характеризует связь, обозначенную автором, на научном уровне.

В качестве аргументации свей позиции хочу привести в пример времена Х. Колумба. Тогда считалось, что Земля плоская и стоит на трех слонах, которые стоят на трех китах, а те находятся в море. Но со временем эта гипотеза была опровергнута наукой, а именно экспериментами, Когда Х. Колумб открыл Америку, это было первым весомым аргументом против такой версии, относительно формы Земли. Точку в этой истории поставил Фернан Магеллан, совершивший впервые кругосветное путешествие и окончательно развеявший миф о плоскости Земли.