Н а некрасов школьник анализ. Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник». Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова

Которого вы найдете ниже, - жизнь русской глубинки и вера в светлое будущее. Перед нами одна из настоящих жемчужин русской поэзии. Яркий, живой язык, близкие поэту образы простого народа делают стихотворение особенным. Строчки легко запоминаются, перед нами при прочтении будто возникает картинка. Стихотворение входит к обязательным для изучения в школьной программе. Изучают его ученики в шестом классе.

Предлагаем вам краткое содержание стихотворения, описание его тематики и анализ, а также откроем вам небольшой секрет: о ком же в поэзии говорит Некрасов, кто этот загадочный "архангельский мужик", ставший "разумным и великим".

О Некрасове

Н. А. Некрасов - классик, писатель и публицист. Известен своими поэмами "Кому на Руси жить хорошо" и "Русские женщины".

Писатель старался писать наиболее простой и легкой речью, максимально приближенной к народному стилю. Диалектизмы и просторечные выражения придавали его слогу удивительную живость и искренность. Ярким примером служит речь стихотворения Некрасова "Школьник", анализ которого мы предоставим ниже.

Поэт вырос в семье помещика, который был грозой как для своих крепостных, так и для жены и детей. Постоянный террор и деспотизм отца оставили глубокие шрамы на сердце писателя, многие переживания он выплеснул в своих произведениях. Будучи сыном помещика, он всем своим сердцем сочувствовал простому народу, принимая его беды и лишения. В 16 лет юный поэт оказался совершенно без помощи и поддержки отца, но он, как и герой нашего произведения, не оплошал и добился своей цели.

О стихотворении

"Школьник" - одно из самых известных его стихотворений. Написано оно удивительно легким звонким языком, о народе и для народа.

Главным героем становится простой сельский мальчишка-школьник. Он храбро идет еловым лесом, впереди его ждет достойное занятие - учеба. Автор в образе извозчика встречает его и предлагает подвезти. На долгом пути герои разговаривают, и извозчик восхищается школьником, который стыдится порванной изношенной одежды, но гордится книжечкой в котомке. Автор всячески подбадривает мальчика, говоря, что ждет его светлый путь, главное - не робеть, не лениться.

Стихотворение начинается окриком на свою лошадку извозчика. Он видит мальчика, худого, бедного, с грязными от длительной ходьбы ногами и "книжкой в котомке". Мальчик на предложение подвезти быстро забирается в убогую телегу, и герои едут дальше разговаривая.

После прочтения сразу становится ясно, кого подразумевал Некрасов в стихотворении "Школьник". Это собирательный образ всего народа, который беден и голоден, но стремится к знанию, не боится трудностей и тревог. Писатель испытывает гордость за своих сверстников, которые, сбивая в кровь ноги, стремятся стать кем-то.

Упоминается в стихотворении еще один персонаж: «архангельский мужик», который «по своей и Божьей воле стал разумен и велик». Эти строчки - о величайшем ученом, математике, физике, биологе и филологе Михаиле Ломоносове, который родился в маленькой деревушке, но стал академиком, профессором и преподавателем. Вот на такое будущее намекает автор, пророча его маленькому мальчику-школьнику.

Образы стихотворения Некрасова "Школьник". Анализ

Главный центральный образ произведения - бедный оборванный мальчишка-школьник, бредущий лесом, скорее всего, на учебу. Извозчик, посадивший мальчика на свою телегу, и сочувствует ему, и подбадривает ученика, что он на верном пути, знания - путь к выходу из нищенской жизни. При этом рассказчик сквозь грусть и жалость к бедному школьнику говорит о радости и вере в его внутреннюю силу.

Проблематика стихотворения Некрасова "Школьник" (анализ которого сейчас часто выполняют на уроках литературы современные ученики) - это и сопереживание, и страдание сердца поэта от безысходной, нищей жизни в деревнях, и одновременно гимн сильному, целеустремленному народу. Эти простые, искренние люди не грустят о своей горькой судьбе, а борются с невзгодами и тревогами, и даже в бедствии стремятся к знаниям, верят в светлое будущее.

Тема стихотворения "Школьник" Некрасова

Произведение поднимает несколько актуальных и сегодня тем. Это и трудное детство, лишенное многих радостей, и трагическая судьба русской глубинки, и детей родом оттуда. Но не только грусть в произведении. Со стороны мальчика светлые чувства читателей вызывает его характер, достойная борьба с трудностями и бедами. Несмотря на непогоду и обветшалую одежду, он каждый день бредет к школе, и путь его может составлять не один километр. Тяжело представить на его месте современных учеников, приезжающих в школу на комфортных автобусах или машинах родителей. К счастью, эти дети не вынуждены жертвовать своим здоровьем ради учебы, но вопрос немного о другом: а стали бы они делать это, если бы магическим образом вдруг оказались в дальней деревушке двести лет назад? Скорее всего, нет, учеба для них - надоевшее занятие. Для героя стихотворения Некрасова же это благородная цель, ради которой холодный далекий пеший путь совершенно не кажется чем-то трудным. Он - плата за заветную «грамоту».

Н. А. Некрасов ("Школьник" - одно из ярчайших произведений поэта) возносит хвалу целеустремленности будущего ученика.

В образе ямщика выступает сам автор и поддерживает мальчика, гордится знакомством с ним. Он рассказывает, что обязательно нужно хорошо учиться, ведь родители отдали все свои силы и сбережения, чтобы обеспечить будущее сыну. Светлая вера в то, что мальчик достойно себя поведет, справится - еще одна из тем произведения. Она придает стиху возвышенное, светлое настроение.

Выводы

Настоящие художники, поэты, писатели и творцы никогда не были оторванными от своего народа. К таким поэтам относился Н. А. Некрасов. "Школьник" - это гимн русскому народу и крестьянским детям, это преклонение перед светлой мечтой и надежда на светлое будущее.

Маленький школьник воплощает в себе образ всего народа - голодного и холодного, вкрай обнищалого, но не сдавшегося.

В пример ему случайный попутчик ставит великого ученого, славу и гордость русского народа - Михаила Васильевича Ломоносова. Такое же будущее автор желает и смелому, трудолюбивому мальчику. Но не только великого ученого вспоминает рассказчик, он верит во весь народ, которому под силу стать достойными сыновьями своей земли.

  1. В стихотворении Некрасова речь идет о Ломо-носове. Что помогает нам это понять?
  2. Перечитаем шестую строфу стихотворе-ния:

    Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.

    В этой строфе говорится о Ломоносове — архангельском мужике, который «по сво-ей и Божьей воле / Стал разумен и ве-лик». В остальных строфах стихотворе-ния говорится о том, что многие судьбы могут сложиться так же, как судьба Ло-моносова.

  3. В двух последних строфах стихотворения есть несколько эпитетов, которые не имеют поясняющих слов. Какие слова, как вам кажется, имел в виду автор?
  4. Выпишем эпитеты: славных, добрых, благородных, сильных любящей ду-шой.

    С какими словами могут сочетаться эти эпитеты? Наверное, можно говорить так: славных людей; добрых юношей.

    Но какое бы слово мы ни поставили, речь прежде всего идет о будущих ученых из народа.

  5. Какие приметы «невеселой дороги» даны в строках стихотворения?
  6. Приметы этой «невеселой дороги»: «не-бо, ельник да песок».

  7. В стихотворении есть строфа, которая говорит о том, что каждый ученик в свое время знакомится с биографией Ломоносова. Найдите эту строфу. Припомните, когда вы сами узнали об этом славном сыне Русской земли. Что вы сейчас можете расска-зать о знаменитом русском ученом Ломоносове?
  8. Эту строфу мы уже процитировали в от-вете на первый вопрос. Каждый ученик узнает о Ломоносове уже в начальной школе. Но с его трудами по физике, хи-мии, астрономии, русскому языку и лите-ратуре школьники знакомятся в старших классах.

  9. Найдите в стихотворении слова, которые под-черкивают главную мысль — среди русского народа постоянно появляются люди, славные своими де-лами.
  10. Эти слова завершают стихотворение — две последние строфы:

    Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, - Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

  11. В стихотворении много просторечных слов. Попробуйте создать из них словарик.
  12. Сначала выпишем просторечные слова из текста стихотворения: дружок, ко-томка, батька, сынишка, издер-жать, четвертачок, на чаек, не ро-бей, свезет, то и знай, не трусь. Материал с сайта

    Затем расположим их по алфавиту и по-лучим маленький словарик просторечных слов из стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник». При желании его можно превратить в толковый словарь. Для этого нужно рядом с каждым словом поместить его толкование: объяснить очень точно, что значит это слово.

  13. Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?
  14. Н. А. Некрасов назвал стихотворение «Школьник», а не «Ломоносов», тем са-мым подчеркнув, что из народа выходит «много славных» людей. Автор был уве-рен, что каждый школьник может дос-тичь высот науки, если приложит к дости-жению этой задачи все свои силы.

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова

Некрасов прославился своей неустанной заботой о судьбе простого русского народа. Критика поэта была постоянно направлена на обличение позорного крепостного строя. При этом он старался не только показать все отрицательные стороны крестьянской жизни, но и найти в ней положительные моменты. Одним из них поэт считал стремление народа к грамотности. Этому он посвятил стихотворение «Школьник» (1856 г.).

Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор. Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем. Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.

Некрасов вспоминает о непростой судьбе и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты. Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении. Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.

Автор резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, где может появиться человек, которому суждено прославить Россию. Некрасов заявляет, что среди дворян намного больше «тупых, холодных» людей, которые стали такими под влиянием чрезмерной гордыни.

Стихотворение «Школьник» несет в себе самые передовые взгляды эпохи Некрасова. В наше время кажется невероятным, что безграмотные крестьяне не жалели последних средств к существованию ради обучения своих детей. Простой народ, который традиционно считали тупым и темным, сам стремился пробиться к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не будут вечно терпеть свое рабское положение. Во всеобщей грамотности он видел залог к спасению России и ее выходу из положения отсталой страны.

Открытый урок по литературе

Тема: Н.А.Некрасов «Школьник».Тема детства.

Цели урока :1.Кратко ознакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни детей; формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования.2.Способствовать развитию критического мышления, речевого аппарата,вниамательности.3.Воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых людей.

Оборудование:

Слайды: портреты Н.А. Некрасова, М.В. Ломоносова,

Репродукции картин В. Маковского, И. Перова и др. (рассказывающих о трудном крестьянском детстве);

Грамзапись стихотворения Н. Некрасова "Школьник";

Карточки с заданиями;

Толковые словари.

Методические приемы:

Рассказ учителя, выразительное чтение стихотворения мастером художественного слова;

Беседа по вопросам;

Исследование, проводимое учащимися;

Анализ текста.

ХОД УРОКА

1 .Оргмомент

Ребята, скажите мне, что такое детство? А каким оно должно быть?

Давайте заполним кластер. Коллективная работа: кластер «Детство»(желающие выходят и пишут на доске ассоциации со словом Детство) Счастливое детство, трудное детство, весёлая пора, много радости и т. д.

Бывает ли несчастливым детство? (Бывает, конечно). Рассуждайте.

Психологический настрой : Всех вас,ребята, можно назвать счастливыми детьми. Наше государство заботится о вас и делает все, чтобы вы были грамотными детьми: строит школы, дает бесплатно учебники, оснащает школы компьютерами, интерактивными досками. Ваша задача- учиться и вырасти достойными гражданами своей страны. . Я желаю вам, чтобы ваша жизнь была такой же светлой и радостной как ваше детство.

2.Проверка домашнего задания:

Дома вы должны были узнать о детстве Н.А.Некрасова. Кто подготовил сообщение об этом? (2 ученика)

Родился Николай Алексеевич Некрасов 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни - непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств. "Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли", - вспоминал писатель.

2. 1838 - 1841 гг. - годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование. "Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день",- вспоминал Н.А. Некрасов).

Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом - литературой.

Конечно, это отразилось и в его творчестве.

3. Постановка цели и задачи.

1.Сегодня на уроке я познакомлю вас со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова "Школьник",но прежде чем переходить к теме урока, я предлагаю группам поработать над заданиями, для того, чтобы выяснить, как в литературе и живописи XIX века отражена тема крестьянского детства. Какое место эта тема занимает в лирике Н. Некрасова.

3 Коллективная работа:

Прочитайте тексты, из какого произведения отрывки и кто автор? Что объединяет эти тексты? «На барском дворе» М.Салтыков -Щедрин, 2. «Петька на даче» Л.Андреев. О детях./

А) «Петька - десятилетний мальчик, служащий парикмахерской. Мальчику хотелось бы куда-нибудь в другое место, но дни его тянулись однообразно: И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал». П етька часто проливал воду, худел, покрылся «нехорошими струпьями». Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея .Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

"У конюшни, на куче навоза, привязанная локтями к столбу, стояла девочка лет двенадцати и рвалась во все стороны. Был уже час второй дня, солнце так и обливало несчастную своими лучами. Рои мух поднимались из навозной жижи, вились над ее головой и облепляли ее воспаленное, улитое слезами и слюною лицо. По местам образовались уже небольшие раны, из которых сочилась сукровица. Девочка терзалась…

Б)Рассмотрите репродукции картин. Опишите детей, изображённых на картинах/одежду, выражение лиц/

в) Как вы думаете, о каком известном историческом деятеле идёт речь?/ даются фрагменты биографии М.В. Ломоносова/.

Родился Он 8 ноября 1711 года на острове около Холмогор в Архангельской губернии. Место, где прошло все детство будущего ученого, был неприглядным, с суровым климатом. Местные жители занимались не только рыбной ловлей и ведением хозяйства, они много общались с прибывающими моряками и обладали обширным кругозором. Отец его, Василий Дорофеевич, был человеком необразованным, хотя умел читать и писать, но считал, что сыну не нужно учиться, а лишь работать. Учила грамоте его мать, Елена Ивановна, которая была дочерью дьякона. Но мать умерла, когда мальчику было 9 лет. После этого он учился у соседа Ивана Шубина, В детстве он был рослым, сильным и очень любознательным. Когда ему исполнилось 19 лет, он сбежал из дома в Москву. Здесь он поступил в 1-й класс и за один год прошел курс шести классов. Поначалу одноклассники, дети намного младше его и их родители, смеялись и издевались над ним, но потом поняли, что юноша будущий гений.

(иллюстрация детство Ломоносова, Великий ученый)

Словарная работа:

котомка, грош, дьячиха, четвертачок, дворовый, поприще (словарь Н.И.Ожегова)

4. Новая тема:

Знакомство со стихотворением “Школьник». А сейчас прослушайте стихотворение А. Некрасова о трудном детстве подростка

1. Слушание стихотворения –грамзапись.

2.Какое чувство, настроение вызвало у вас это стихотворение? / Сожаления, печали, грусти

5.Проверка понимания:

Анализ стихотворения:

Обратите внимание на следующую строфу:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей, и Божьей воле

Стал разумен и велик.

(Опережающее задание для одного ученика) - Ученик . Одного из голодных,оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова,великого «архангельского мужика», который. желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, сделавшим много научных открытий. Проводя лето в местах, которые хранят память о великом соотечественнике, он создал стихотворение "Школьник".

Откройте учебники на с. 117.

Начинается стихотворение с обращения к мальчику, герою стихотворения. Какой изображена дорога? Обратимся к 1 строфе ("Невеселая дорога")

Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

От какого лица идёт повествование?/от первого –« вижу я в котомке книжку», »знаю…».Как называется речь одного лица? (Монолог- автора)

Да, стихотворение представляет собой монолог. Ребята, согласны ли вы, что это напутствие мальчику?

Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? / «Напутствие/книжное/- слова, пожелания, отправляющемуся в путь./

Найдите напутственные слова, сказанные мальчику/ «..не робей, не стыдись, не пропадёшь,

Знай, работай, да не трусь»…

Обратите внимание, ребята, какие части речи преобладают в напутствии? /Глаголы и частица-НЕ/

О чём всё это говорит?/ О том, что герою предстоит много работать, чтобы проститься с нуждой. Частица НЕ говорит о том, что школьник не должен делать./

Кто помог мальчику собраться в город на учебу?

(батька на сынишку

Издержал последний грош. Знаю, старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

- Помощь уч. 4группы : грош-старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 копеек. Четвертачок - равен 25 копейкам

Обратите внимание на 5 строфу и время написания стихотворения (1856 г.). Скоро вы узнаете из курса истории: в 1855 г. умер Николай I, к власти приходит царь-реформатор Александр II. Крепостное право пока еще не отменено, но уже не столь нерушимы устои крепостного быта. Что говорит автор о семье, о положении этой семьи?

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?...Ну, что ж!

Ребята, кого называли «дворовыми»? Объясняет участник 4 группы . /Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве- домашняя прислуга в помещичьем доме. Отмены крепостного права ещё не было, но были случаи, когда крепостных отпускали/.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь..

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь .

Найдите в тексте синоним к слову «славный» синонимы – Слава- почетная известность, признание заслуг,таланта.("Это многих славных путь").

Подберите к слову путь прилагательные. Может ли путь быть жизненным?

Заметьте, дорога в стихотворении вырастает в жизненный путь человека.

Как вы думаете. Почему в тексте много просторечных слов? Что такое просторечные слова?/ Из словаря: просторечие- слова и грамматические формы разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого оттенка .(Герой стихотворения - крестьянский мальчик, который пошел учиться).Назовите несколько слов: стыдися, котомка, батька и др.

Как вам кажется, как сложится жизнь этого мальчика? (Ему будет нелегко ).

Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?

История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа - именно в 60-е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи: Боткин, Пирогов. Слайды. / Прочитайте эти строки :

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько знатных-то и знай

Какое значение имеют эти строки?

(В них заключена основная мысль стихотворения ).

7. Творческое применение знаний и умений: Чтение стихотворения учащимися (по строфам)

8. Итог урока с оценкой работы учащихся.

Итак, мы можем сделать вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.

В этом и заключена идея стихотворения "Школьник", где образ дороги переходит в образ жизненного пути, "славного пути" и "широкого поприща".

Чтобы не расставаться на грустных нотках о несчастливом детстве подростков того времени, посмотрим слайды о счастливом детстве нашего подрастающего поколения / слайды сопровождаются песней «Как прекрасен этот мир!»/

/Оценки получают все ребята/.

9.Домашнее задание:

Выучите стихотворение А.Некрасова « Школьник» наизусть.

Отзыв о стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник»
Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ. Он считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа. В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который пошел учиться. Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верит в его ум, силу, характер. Он считает, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян. Но у них нет денег на обучение — в этом и проблема:
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь …
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Но учить крестьянскнх детей надо. Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие как Ломоносов или Виноградов. Некрасов не случайно вспоминает М.В. Ломоносова, ведь он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему, и всей стране. Поэту кажется ненормальным, что талантливые люди из народа не имеют возможности учиться. Но он понимает, что таковы порядки в стране. Герою стихотворения можно рассчитывать
только на милосердие других людей:
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь …
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Но все же Некрасов верит, что хороших людей в странс больше. Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему. Для этого он и писал свои стихотворения.