Московский государственный университет печати. Классы глагола

Формы одного и того же глагола в русском языке образуются от двух разных глагольных основ .

Первая основа глагола – это основа инфинитива . Основы инфинитивов выделяются путём отбрасывания суффиксов -ть , -ти и -чь :

нарисова (ть), нес (ти). бере (чь).

От первой основы глагола (например, нарисова -) образуются:

1) формы прошедшего времени изъявительного наклонения:

нарисова-л(-0, -а, -о, -и) ;

2) формы сослагательного наклонения: нарисова-л(-0, -а,-о, -и) бы ;

3) формы причастий прошедшего времени: нарисова-вш(-ий, -ая, -ее, -ие), нарисова-нн(-ый, -ая, -ое, -ые) ;

4) форма деепричастия у глаголов совершенного вида: нарисова-в .

Вторая основа глагола – это основа настоящего (у глаголов несовершенного вида) или будущего (у глаголов совершенного вида) времени .

Вторая основа глаголов определяется путём отбрасывания окончаний -ут (если глагол первого спряжения) или -am (если глагол второго спряжения) у форм третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения .

Это значит, что если в инфинитиве глагол отвечает на вопрос что делать? , то вторая основа этого глагола определяется по форме, которая отвечает на вопрос чтоделают? Если же инфинитив отвечает на вопрос что сделать? , то вторая основа глагола определяется по той его форме, которая отвечает на вопрос что сделают?, например:

принести (что сделать?) – (что сделают?) принес -(ут ),

дышать (что делать?) – (что делают?) дыш -(am ),

От второй глагольной основы (например, чита[j] -) образуются:

1) формы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) и будущего времени (у глаголов совершенного вида): чита[j] (-у, -ешь, -ет, -ем. -ете, -ут );

2) формы второго лица повелительного наклонения: читай (-0, -те );

3) у глаголов несовершенного вида формы причастий настоящего времени: чита[j]-ущ (-ий, -ая, -ее, -ие ), чита[j]-ем (-ый, -ая, -ое, -ые );

4) у глаголов несовершенного вида форма деепричастия: чита[j]-а .

Виды звуковых отличий между двумя основами одного глагола

У большинства русских глаголов основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени разные :

бра -ть бер -ут ,

зна -ть зна[j] ут ,

бере -чь берег -ут .

Чаще всего в русском языке встречаются такие типы звуковых соотношений между двумя глагольными основами:

1) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива плюс согласный (как правило, [j], реже – другой звук): сдела -ть – сдела[ j] -ут, зелене -ть – зелене[ j] -ут, жи -ть – жив -ут .

Если инфинитив имеет суффикс -чь , то во второй основе появляется -г – или -к -: бере -чь берег -ут , пе -чь пек -ут ;

2) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива минус конечный гласный: бели -ть – бел’ -ат, прыгну -ть – прыгн -ут . При этом заднеязычные и свистящие согласные часто чередуются с шипящими: плака -ть – плач -ут, писа -ть – пиш -ут ;

3) основы инфинитива и настоящего (будущего) времени различаются суффиксами: торгова -ть – торгу [j] -ym, организова -ть – организу[ j] -ут ;

4) две основы одного глагола различаются чередующимися звуками:

[и ]/[ej ] (бри ть брею т ), [ы ]/[oj ] (вы ть вою т ), [е ]/[oj ] (пе ть пою т ),

[и ]/[j ] (пи ть пью т ), [а ]/[м ] (жа ть -жм ут ), [а ]/[н ] (мя ть -мн ут ).

Продуктивные и непродуктивные классы русских глаголов

По особенностям звуковых соотношений двух основ глаголы делятся на грамматические классы . В разных грамматиках и учебниках выделяется разное количество таких классов, но среди них насчитывают всего пять продуктивных , то есть таких , по образцу которых в современном русском языке образуются новые глаголы .

Соотношение основ в продуктивных классах глаголов

Глаголы первых четырех продуктивных классов относятся к первому спряжению , а глаголы пятого продуктивного класса ко второму спряжению . Это значит, что в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов и глаголы 5-го класса имеют разные лично-числовые окончания , например:

бегать – бегают – глагол первого продуктивного класса, следовательно, он относится к первому спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

любить – любят – глагол пятого продуктивного класса, поэтому он относится ко второму спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

Те глаголы , у которых наблюдается другое соотношение основ инфинитива и настоящего (будущего) времени, относятся к непродуктивным классам . По образцу непродуктивных классов в современном русском языке новых глаголов не образуется . Например, основа инфинитива у глагола плакать такая же, как у глаголов первого продуктивного класса, но основа настоящего времени у этого глагола имеет другую форму (она не оканчивается на -a[j] ): плака (ть ) – плач (ут ). Это глагол непродуктивного класса.

Из-за сходства с основами инфинитивов продуктивных классов некоторые глаголы непродуктивных классов имеют вариантные формы настоящего (будущего) времени :

Мяукать мяукают и мяучат ; полоскать полоскают и полощут ; брызгать брызгают и брызжут и нек. др.

Следовательно, недостаточно знать только форму инфинитива для того, чтобы правильно образовать все формы глагола: нужно всегда учитывать соотношение двух глагольных основ .

Основные термины

Вопросы

1. Как определить основу инфинитива?

2. Какие формы глагола образуются от основы инфинитива?

3. Как определяется вторая основа глагола?

4. Какие формы образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида?

5. Какие глагольные формы образуются от основ будущего времени глаголов совершенного вида?

6. Как называются группы глаголов, которые выделяются по соотношению двух глагольных основ?

7. Какие классы глаголов относятся к продуктивным?

8. Сколько продуктивных классов имеют русские глаголы?

9. Какие глаголы относятся к первому продуктивному классу?

10. Какое соотношение основ наблюдается у глаголов второго продуктивного класса?

11. Какие глаголы относятся к третьему продуктивному классу?

12. Какие глаголы относятся к четвёртому продуктивному классу?

13. Какое соотношение двух основ имеют глаголы пятого продуктивного класса?

14. К какому типу спряжения относятся глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го продуктивных классов?

15. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы первого спряжения в формах настоящего и будущего времени?

16. К какому спряжению относятся глаголы 5-го продуктивного класса?

17. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы второго спряжения?

18. Чем отличаются глаголы непродуктивных классов от глаголов продуктивных классов?

19. Почему некоторые глаголы имеют вариантные формы настоящего или будущего времени?

II. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ

2. Семантические отличия между однокоренными глаголами совершенного и несовершенного вида.

3. Понятие видовой пары. Видовые пары многозначных глаголов.

4. Способы образования видовых пар в современном русском языке.

5. Одновидовые глаголы и их группы.

6. Двувидовые глаголы, их особенности.

Основы и классы глагола

Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).
От основы настоящего времени образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида, например: держ (ат) (основа настоящего времени глагола держать ) → держи (те ), держ-ащ-ий, держ-а ; направля[j]** () (основа глагола направлять )→направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя ) и т д.
Эту основу находят "отсечением" окончания 3-го лица множественного числа: держать держат → держ-; вести ведут - вед- и т. д.
Буквы е, я, ю, стоящие после гласных букв, передают два звука: j (на конце слова или слога передается буквой й ) и соответственно [э], [а], [у]. Поэтому ю в форме 3-го лица множественного числа направляют - это обозначение звуков [j] и [у] и окончание в этой форме -ут, a j - это последний звук основы.
От основы инфинитива образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа (ть ) → державш-ий ;направи (ть ) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.
Основу инфинитива находят "отсечением" суффикса инфинитива: держать → держа-; направить → направи-; оцепенеть → оцепене- и т. д.
У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на-чь ,-сти -сть ) и на-ну (если суффикс-ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени: беречь берёг берёг-ш-ий ;нести нёс нёс-ши-й ;класть кла (л ) →клав-ш-ий ;высохнуть высох высох-ш-ий ) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").

Соотношение основ настоящего (простого будущего) времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу. Класс глагола - это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам). Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ.
Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл. ) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться - Ч.; вымечтать - Цвет.; недолауреатить - Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"- П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного. Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу ), рыскать (рыскаю и рыщу ) и др. (подробнее о них иразличии между их синонимическими формами см. "Категория лица").
Состав продуктивных глаголов подвижен и в том отношении, что глаголы иногда перемещаются из одного продуктивного класса в другой (тоже продуктивный). Об этом свидетельствуют такие употребляющиеся в современном языке, в современной литературе формы, свойственные глаголам 3-го продуктивного класса, как наказуемый (наказывать - 1-й класс), связующий (связывать - 1-й класс), указующий (указывать - 1-й класс), обязуюсь обязуешься и т.д. (обязываться 1-й класс) и т.д., ср.

Основы глагола

Две основы, от которых посредством формообрааующих суффиксов и окончаний образуются все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения:

1) основа настоящего времени, которая определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги-ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм’-am (кормят);

2) основа инфинитива (или прошедшего времени), которая определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср. : бере-чъ - берег, берег-ла, грес-ти - греб, греб-ла, сохну-ть - сох, сох-ла,


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "основы глагола" в других словарях:

    основы глагола - 1) Основа инфинитива, при выделении которой необходимо отбросить конечный суффикс ть или ти; 2) основа настоящего или будущего времени, при выделении которой отбрасываются личные окончания глаголов; данная основа проявляется при спряжении… …

    - (эспер. Fundamento de Esperanto; и в эсперанто, и в других языках часто употребляется укороченная форма (la) Fundamento) небольшое сочинение, фиксирующее основные грамматические и лексические характеристики языка эсперанто. «Основы… … Википедия

    схема анализа глагола - 1) выделить словоформу в тексте; 2) часть речи; категориальное значение глагола; 3) начальная форма глагола; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте; 4) форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая); 5) основы глагола: основа… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    § 207-218. ОСНОВЫ СТАРОЙ ОРФОГРАФИИ - § 207. Пишутся твёрдые знаки после всех конечных согласных, кроме «й» и «ь». Например: «плащъ», «врачъ», но: «вещь», «печь». § 208. Пишется буква «и десятеричное» («i») вместо «и» во всех случаях, когда после «и» следует гласная буква: «Россiя»,… … Правила русского правописания

    Глагол в немецком языке это часть речи, обозначающая действие во времени или состояние и играющая синтаксическую роль сказуемого и реже других членов предложения. По грамматическим функциям немецкие глаголы можно разделить на полнозначные… … Википедия

    Запрос «немецкий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Немецкий язык Самоназвание: Deutsch, deutsche Sprache Страны … Википедия

    Русский язык является флективным. Основным средством словоизменения являются окончания, словообразования приставки и суффиксы. Содержание 1 Части речи 2 Имя существительное … Википедия

    В настоящей статье рассматривается грамматика немецкого языка, а также основные характеристики морфологического строя. Немецкое словообразование, фонетика и лексика в рамках грамматики не рассматриваются. (См. соответствующие статьи: Фонетика… … Википедия

    Герундий одна из имеющихся во многих языках (английский, испанский, французский, латинский и др.) нефинитных (безличных) форм глагола. Отглагольная часть речи (наряду с причастием и деепричастием), выражающая действие как предмет. Отвечает… … Википедия

    Нахская Таксон: ветвь Статус: общепризнана Ареал: центр Северного Кавказа Число носителей: 1 663 573 (по … Википедия

Книги

  • , Кияткина Инна Германовна. Учебное пособие `English: the Basics of Grammar / Английский язык. Основы грамматики` предназначается для детей от 7 лет и взрослых для занятий с ними в качестве познавательно-занимательной…
  • Английский язык. Основы грамматики. Для занятий взрослыми с детьми. Учебное пособие , Кияткина Инна Германовна. Учебное пособие "English: the Basics of Grammar /Английский язык: основы грамматики" предназначается для детей от 7 лет и взрослых для занятий с ними в качестве познавательно-занимательной…

У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, гово­ри - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все триосновы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения:несу, напиш-у, говорю, 4umaj-y (орфографически - читаю),pucyj-y (рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени:несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj-ущ-ий (читающий), pucyj-ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени:унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj-эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита"jа (читая), pucyj-a(рисуя).

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.


Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными , например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) -aj : читать - читаj-ут (читают) .

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej : жалетъ - жалеj-ут (жалеют) .

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj : советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют) .

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н- : прыгнуть - прыгн-ут .

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят : молить - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например,есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут , мурлыкают вместомурлычут , полоскают вместо полощут , махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении) .

Спряжение глаголов. Понятие парадигмы. Глаголы «изобилующие» и глаголы «недостаточные».

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение . К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: не­сёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат


I спряжение

II спряжение


В отличие от имен существительныx и прилагательных, имеющих одну основу, глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, от которых образуются все глагольные формы: это основа инфинитива и основа настоящего времени . Основу инфинитива получают путём отсечения инфинитивного суффикса -ть. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, причастий прошедшего времени и деепричастий сов. вида: решить, реши + л, решил бы, реши + вш + ий, реши + в.

Основа настоящего времени устанавливается путём отделения окончаний у формы 3 лица мн. числа настоящего или будущего простого времени: решают, берегyт .

В остальных формах лица характер основы может затемняться чередованием конечного согласного: вижу - видят, бережешь - берегут .

И это затрудняет образование форм настоящего времени, повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастий несов. вида, которые от этой основы образуются: решай, решаj + ущ + ий, решаj + эм + ый, решаj + а.

Основа инфинитива обычно совпадает с основой прош. времени: чита ть- чита л .

Однако в отдельных группах глаголов они различаются, и в таких случаях глагол имеет не две, а три формообразующих основы: это глаголы с полногласным сочетанием -ере : тере ть - тр ут - тер ; запере ть - запр ут - запер ; ряд глаголов на - нуть : окнуть - мокн ут - мок ; оглохну ть- оглохн ут- оглох и др.

Основа инфинитива оканчивается обычно на гласный, поэтому её называют вокалической , а основа наст. времени - на согласный, и eё называют консонантной.

Спряжение глаголов

Все формы глагола делятся на две группы: спрягаемые (личные) и неспрягаемые (инфинитив, причастие и деепричастие).

В русском языкознании термин «спряжение» понимается по-разному. В узком смысле спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и простом будущем времени). Такое определение даётся обычно в вузовских и школьных учебниках. В широком понимании спряжением называют изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени и сослагательном наклонении - не по лицам, а по родам).

Выделяют два основных типа спряжения, которые отличаются друг от друга гласными окончаний форм 2-го и 3-его лица ед. числа и 1, 2, 3 лица мн. числа под ударением. В 1-ом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения совпадают.

Ко 2 спряжению относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве (валить, клеить ), кроме брить, зиждиться ; а также следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, терпеть, гнать, дышать, держать, слышать и производные от них.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями (кроме разноспрягаемых и особо спрягаемых) относятся к 1 спряжению (сказать, колоть и др.).

Глагол стелить употребляется только в инфинитиве, а иные формы образуются от глагола 1 спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем и т. д.

Разноспрягаемыми (имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть , бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтить образует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут (и тогда глагол относится к разноспрягаемым). Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: есть и дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.

Типы спряжения 1 л. ед.ч. 2 л. ед.ч. 3 л. ед.ч. 1 л. мн.ч. 2 л. мн.ч. 3 л. мн.ч.
1 спряжение -у (ю) иду -ешь идешь -ет идет -ем идем -ете идете -ут- (ют) идут
2 спряжение -у (ю) шумлю -ишь шумишь -ит шумит -им шумим -ите шумите -ат- (ят) шумят
Разноспрягаемые бегу хочу бежишь хочешь бежит хочет бежим хотим бежите хотите бегут хотят
Особо спрягаемые ем дам ешь дашь ест даст едим дадим едите дадите едят дадут