Метод 5s на производстве. Японская система управления производством "5S"

Всем известно так называемое «японское качество». А Вы не задумывались, почему столь маленькая страна опережает своих конкурентов? Прежде всего, это отношение к работе. У японцев нет мелочей. К каждой операции, к каждой детали у них особое, серьезное отношение. Даже поддержание порядка на рабочем месте ведется по особой системе 5S. Сейчас эту систему внедряют на производстве передовые предприятия разных стран. У вас, наверно, возникнет вопрос, почему о производственной системе 5S рассказывается на сайте о домоводстве. В этом нет ничего удивительного. настолько универсальна, что ее можно применять и в домашнем хозяйстве (конечно, немного адаптировав под себя).

Что такое система 5S

Система 5S является одной из звеньев бережливого производства. Это система организации, оборудования, оснащения рабочего места и методы поддержания его в рабочем состоянии.

Когда я изучала эту методику, у меня постоянно возникали мысли о некой ее схожести с системами Флайледи и Анонимные неряхи. Но система 5S оказалась более лаконичной и понятной. Оказалось, что эту методику можно применять к любой участку, помещению с определенной функцией – приготовление пищи, работа за компьютером, выполнение уроков, отдых или игра с игрушками. Дальше будем называть эти различные места просто зонами.

Этапы системы 5S

Система 5S названа так, потому что состоит из 5 этапов, названия которых в японском языке начинаются с буквы S. В русском и английском языках тоже можно найти аналогичные названия.

  • Seiri – Сортируй – Sorting
  • Seiton – Соблюдай порядок – Set in Order
  • Seisō – Содержи в чистоте – Sweeping
  • Seiketsu – Стандартизируй – Standardizing
  • Shitsuke – Совершенствуй – Sustaining the discipline

Я постараюсь сразу адаптировать этапы для домашнего хозяйства.

Этап 1 – Сортировка и избавление от лишнего

На первом этапе необходимо удалить из зоны все, что считается лишним и ненужным именно в этой зоне. Например, на кухне не обязательно иметь десяток кастрюль. Выберите те, которыми вы чаще всего пользуетесь, и которые оптимально подходят по размеру для вашей семьи. Художественной литературе тоже не место на кухне, в ванной комнате не нужно хранить пылесос, а в детской тазик для белья(если только это не специально спроектированное вами место хранение для этих предметов).





Оставшиеся предметы, инструменты и оборудование необходимо разделить на постоянно используемые и те, которые используются периодически.

Этот этап очень похож на Разхламление из систем и (почитайте статьи и ).

Этап 2 – Соблюдение порядка

На этом этапе необходимо для всех нужных вещей и предметов, которые мы определили, как используемые постоянно, выделить определенное место хранение. Чтобы эти предметы было:

  1. легко найти;
  2. они были легкодоступны;
  3. их без проблем возвращались на место.

Остальные, редко используемые вещи надо убрать в этой же зоне, но подальше: в верхние или дальние шкафчики, на антресоли.

На производстве этап создания порядка доводится до совершенства. Там с первого взгляда можно определить, какого инструмента не хватает или он находится не на своем месте.



Принцип этого этапа – место для всего и все на своем месте.

Этап 3 – Соблюдение чистоты

Третий этап подразумевает, что сама зона и вещи находящиеся в ней должны быть чистыми, исправными и готовыми к применению в любой момент.

Необходимо продумать периодичность наведения чистоты и проверки работоспособности оборудования.

Убедитесь, что зона оборудована емкостями для мусора и отходов.

Этап 4 – Стандартизация

Под стандартизацией понимают составление планов, инструкций для соблюдения предыдущих этапов. Это делается для того, чтобы все члены семьи понимали и соблюдали принципы 5S.

Приведу примеры.

Для ребенка (и не только) можно составить схематический план действий во время уборки.

Можно сделать надписи на полках, ящиках, емкостях. Чтобы было понятно, что в них должно храниться. Тогда ваш муж перестанет спрашивать, где его носки и трусы (не все, конечно, мужья такие), а дети не будут бегать с вопросами, куда положить тот или иной предмет.

Повесьте инструкцию по использованию стиральной машины рядом с ней. И любой член семьи без труда сможет воспользоваться стиралкой и выбрать правильный режим стирки.

Вы можете сфотографировать убранную комнату, полку, шкафчик или определенную зону, распечатать это фото и расположить его в нужном месте. И если действительность отличается от образца, то будет наглядно видно, что необходимо изменить, убрать или поправить. Вопросов о том, что надо еще убрать, возникать не будет.

Составить правила «работы» в зоне. Не обязательно письменной форме. Главное, чтобы все члены семьи знали о них и соблюдали. Но бывает правило вроде самое элементарное, но почему-то его все игнорируют. Тогда имеет смысл распечатать его и повесить в нужном месте. Например: «Поел – убери за собой», « Пришел с улицы – почисть обувь».

Этап 5 – Совершенствование или самодисциплина

На последнем этапе вы уже можете проверять систему в действии, изменять ее под ваши нужды и потребности. Возможно, первоначальные наработки были не совсем удобны для вас и в процессе работы и жизни у вас есть возможность корректировать их.

Хорошо действует на этом этапе метод «Анализ неполадок», с помощью которого вы сможете выявить слабые места системы и места, где необходимо систему внедрить. Возможно, вы часто ищете ключи от дома, машины или пульт управления. Тогда вам необходимо продумать место хранения ключей и пультов от техники (можете почитать , ).



Еще один небольшой метод «Мониторинг перемещений». Следите за своими домашними. Кто-то из них, выполняя работу, пользуется определенными предметами, принося их каждый раз из другого места. Фиксируйте (в памяти или на бумаге) такие моменты, чтобы потом, анализируя систему, переместить предметы непосредственно в нужную зону или поблизости.

Необходимо добиваться от членов семьи соблюдения всех принципов системы 5S, чтобы это вошло в привычку.

Для большей мотивации придумайте награды за содержание своей комнаты в порядке, за соблюдение принципов 5S. Особенно такие поощрения подействуют на детей.

Заключение

Если вы внедрите, и будете соблюдать японскую систему 5S у себя дома, вы значительно упростите себе и своим близким жизнь. Вы избежите ненужных ссор и обид. Ваш дом будет всегда чист и убран.

5S – инструмент бережливого производства. 5S система организации и рационализации рабочего места.рационализации Была разработана в послевоенной Японии. Инструмент 5S – это пять этапов наведения порядка в организации и эффективной организации рабочих мест (неважно, производственных или офисных). - технология создания эффективного рабочего места




5S это пять японских слов Сэири () «сортировка» чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних. Сэитон () «соблюдение порядка» (аккуратность) организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать. Сэисо () «содержание в чистоте» (уборка) соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности. Сэикэцу () «стандартизация» (поддержание порядка) необходимое условие для выполнения первых трёх правил.стандартизация Сицукэ () «совершенствование» (формирование привычки) воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций. - технология создания эффективного рабочего места


Способствует более эффективному выполнению операций Улучшение стандартов и организации рабочего места Увеличение удовлетворенности персонала от выполняемых операций Повышение безопасности окружающей среды Способствует непрерывному совершенствованию и устранению потерь Цели внедрения 5S:


Избавиться от лишнего Разместить предметы там, где они необходимы Сделать рабочее место таким, как будто оно новое Поддерживать рабочее место в состоянии «новое», сделать эту операцию частью рабочей процедуры Развивать эту практику во всей организации. Следить за тем чтобы этот процесс был управляем, проверяем, улучшаем. - технология создания эффективного рабочего места


Если сомневаешься, выбрасывай! Сортировка Цель: На рабочем месте оставить только нужные для деятельности предметы Сортировка всегда первый шаг, основной принцип хорошей организации рабочего места. Примите решение что необходимо, а что нет. Переместите вещи необходимость которых неочевидна в карантинную зону, пока не выясните их назначение. Ненужные вещи немедленно удалите. Мусор нет необходимости анализировать! !




–Лишние предметы требуют дополнительного места хранения и внимания –Чем больше количество лишних предметов, тем сложнее отсортировать их по критерию необходимости –Длительное хранение изделий приводит к их порче и устареванию –Лишние предметы мешают текущей деятельности! Примеры потерь, возникающих из-за лишних предметов в рабочей зоне


Свое место для каждого предмета и каждый предмет на своем месте! Создание порядка Цель: расположение предметов таким образом, чтобы любому работнику было легко их находить, использовать и возвращать на место. Порядок в рабочей зоне исключает: Затраты времени на поиск информации, материалов, инструмента. Излишки запасов, благодаря тому, что все материалы на своих местах и правильно маркированы Возможность перепутать различные детали/информацию путем их хранения в четко определенных местах.


! –Если предметы используются в комплексе, то хранить их следует вместе, и в последовательности использования. –Необходимо тщательно продумать правильное и удобное расположение предметов –Хранить предметы нужно с учетом частоты их использования: Часто используемые предметы - в рабочей зоне (неделя, месяц) Редко используемые предметы – в отдаленности от рабочей зоны – 1 раз в полгода (на складе, в хранилище) –Места для хранения должно быть достаточно, чтобы легко брать предметы и класть обратно –Хранить предметы следует по принципу функциональности или предназначения: Принцип функциональности – совместное хранение предметов со схожими функциями Принцип предназначения – совместное хранение предметов, предназначенных для обработки одного и того же объекта. Принципы хранения предметов


Информирование о местонахождении предметов Для акцентирования внимания на местонахождении различных предметов используют три основных метода: Маркировка краской: Выделение местонахождения предметов определенным цветом. В основном данный метод используется для указания мест на полу и в проходах. Метод дорожных знаков: Использует принцип указания на предметы (что, где и в каком количестве). Оконтуривание: Способ показать, где и какие предметы хранятся. Для этого на месте хранения предмета обводят его контур, который при возвращении предмета укажет куда именно его класть.




Содержание в порядке Лучшая уборка, когда не надо убирать! Цель: содержание рабочей зоны в полной чистоте и исправности Чистое рабочее пространство – безопасное пространство Создайте чистое, комфортное место работы, где бы вы и студенты желали работать. Решайте проблему в источнике ее появления Проблемы могут быть выявлены в самом начале как только они появились и не повлекли более существенные последствия


Стандартизация Содержани е в порядке Создание порядка Сортировк а Решайте проблемы не за минуты, а за часы, но решайте навсегда! Стандартизация Цель: Добиться стабильности результатов первых трех шагов. Убедиться, что стандарт поддерживается и развивается. Создайте стандарт, описывающий обязанности и основные типы деятельности, связанные с организацией рабочего места для всех типов рабочих



Совершенству нет предела Совершенствование Цель: Добиться, чтобы выполнение процедур методологии превратилась в привычку. Для повышения эффективности внедрения данного шага следует: Визуализировать достигнутый результат от внедрения 5S. Показать всем, что это работает! Контролировать соблюдение правил методологии 5S путем проведения периодических аудитов Обучение работников принципам 5S Мотивируйте и поощряйте сотрудников на постоянное улучшение Рассчитайте экономию от внедрения 5S


Руководитель подразделения Аудитор Фамилия руководителя Фамилия аудитора Дата: ОценкаКомментарии Шаг 1 – SEIRI 1. Все ненужные вещи удалены или обозначены 2. Все ненужные вещи перемещены на новое место или утилизированы 3. Определены места для нахождения материалов, штабелеров и др. 4. Разработан список отсутствующих предметов. Шаг 2 – SEITON 1. Все пути и проходы доступны и свободны 2. Все средства производства чисты и функциональны 3. Рабочие места содержаться в чистоте 4. Рабочие места для производственных отходов и их переработки в наличие и функциональны Пример документа 5S аудита


Шаг 3 - SEISO 1. Графики уборки и обслуживания существуют и соблюдаются 2. Рабочие зоны для рабочих мест разграничены и обозначены 3. Порядок поддерживается через визуализацию Шаг 4 – SEIKETSU 1. Все ненужные вещи регулярно удаляются 2. Места складирования установлены для минимальной потребности и используются в нужных целях 3. Все маркировки и обозначения актуальны 4.Сотрудники следуют предписаниям и инструкциям по охране и безопасности труда Шаг 5 – SHITSUKE 1. Результаты предыдущего аудита вывешены для ознакомления 2. Планы мероприятий вывешены и реализуются 3. Корректирующие действия по последнему аудиту выполнены 4. Проводится внутренний аудит Общая оценка в баллах Установленный целевой показатель Пример документа 5S аудита

Система 5с – это система рационализации труда на производстве, которая пришла к нам из Японии. Читайте об основных принципах системы и о том, можно ли ее внедрить в России и стоит ли это делать.

В этой статье вы узнаете:

В послевоенный период, когда японский автопром жестко конкурировал с американским, инженер завода по производству «Тойот» Тайити Оно сумел внедрить принципы порядка, дисциплины и рационализации на предприятии, которые позволили резко увеличить производительность без существенных затрат.

Концепция 5S является продолжением научных трудов и экспериментов Фредерика Тейлора по внедрению нормирования и рационализации труда на производстве, которые он проводил в США в конце 19-ого века. Однако 5S основана на Японских традициях и культуре бережливого производства .

В России научной организацией труда начал заниматься революционер, писатель-фантаст А. А. Богданов. Но в России, где русский крестьянин полгода вынужден бездействовать во время морозов, а потом за несколько теплых месяцев все быстро, быстро делать («битва за урожай») система 5s так и осталась научной фантастикой. Внедрение «бережливого производства» в России происходит с крайним трудом и сопротивлением.

Система 5с на производстве: что это такое

Рассмотрим все принципы системы 5s в офисе.

Сэири (整理) – Сортировка

Сортировка предполагает, что все вещи и предметы, лежащие на рабочем месте, разделяются на 4 вида по частоте использования: постоянно, часто, редко и никогда. Соответственно, те которые не используются убираются на склад, те которые постоянно – лежат «прямо под рукой», часто используемые – поблизости в ящике и редко нужные – где-нибудь подальше в тумбе.

Вроде все просто и понятно. Наверное, каждый по себе знает, как сложно найти нужную вещь, когда все свалено в одну кучу. Или когда, скажем, кухня на первом этаже, а накрывают на третьем - бегать туда-сюда очень утомительно. Поэтому принцип, чтобы «все нужное лежало под рукой» очень сильно экономит время и производительность ().

Сэитон (整頓) – Соблюдение порядка

Это метод 5S, согласно которому «все имеет свое место», то есть это прямое продолжение Сэири. Когда вещи отсортированы, каждому предмету должно быть назначено конкретное место. Это место должно быть подписано и обозначено, а сам предмет маркируется красной биркой с соответствующей записью. По-японски такие бирки называются «Канбан» (). Иногда, предметы обводят, чтобы точно знать их расположение.

Пометить каждый предмет, да еще и обвести его – это уже в наш российский менталитет слабо вписывается. Хотя теоретически очевидно, что тогда сразу все легко найти и потом положить на место.

Как внедрить систему 5s: опыт российской компании

5S – это один из методов бережливого производства. Российской компании удалось преодолеть сопротивление персонала и внедрить у себя систему бережливого производства. Ее уникальный опыт может пригодиться тем предприятиям, которые тоже планируют перейти на бережливые рейсы.

Сэисо (清掃) – Содержание в чистоте рабочего места

Здесь, по-моему, все понятно. В чистоте приятно работать и т. д. Вот только я вспоминаю, как на производственной практике мастер заставлял буквально «вылизывать» станки в цеху и не отпускал домой по 1–2 часа сверх рабочего дня.

При использовании принципов бережливого производства 5s зачастую возникают вопросы, кто должен убирать: сам работник или уборщица. Представьте себе, что уборщица начинает влажной тряпкой протирать открытый компьютер у сотрудников IT-отдела, которые могут находиться в спящем режиме. Короткое замыкание гарантировано. Поэтому правило Сэисо гласит, что сотрудник сам должен убирать за собой рабочее место.

Сэикэцу (清潔) – Стандартизация

Стандартизация включает в себя правила, инструкции по выполнению тех или иных работ, нормативы по их выполнению, используемые средства и т. д. Суть состоит в том, что нормировщики, например, уже высчитали, сколько деталей на определенном станке за определенный период должен изготовить рабочий. Если он будет работать по-своему, то:

  • либо сделает быстрее, чем нужно (в Японии система «Точно в срок» этого не поощряет), и будет «прохлаждаться», мешая остальным
  • либо сделает быстрее за счет качества (ведь качество и скорость взаимопротивоположные понятия),
  • либо сделает медленнее и затормозит работу остальных, либо с большими издержками и т. д.

Система организации и рационализации рабочего места 5S предполагает описание и контроль за исполнением первых трех пунктов: сортировка, порядок и чистота. Периодически начальство делает контрольный обход, и все данные по рабочим местам заносит в контрольный лист:

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОВЕРКИ (фргагмент)

(наименование подразделения)

за м-ц 20 г.

Критерий

Дата проведения проверки

1. Сортировка и удаление лишнего (определить, что есть, что из этого необходимо, от остального избавиться)

На рабочем месте имеется ненужный и не в требуемом количестве инвентарь, инструмент, тара. пр.

Итого проблем по 1C

2. Соблюдение порядка, создание места для того, что необходимо (определить места для того, что осталось)

Постоянные места для вещей не очевидны с первого раза (нет или не просматривается разметка)

Общее количество проблем выявленных предыдущей проверкой

% текущих проблем к предыдущим

ФИО проверяющего

Подпись проверяющего

Сицукэ (躾) – Самодисциплина и совершенствование

Совершенно очевидно, что вся система из пяти S не будет работать на производстве и где бы то ни было, если сами сотрудники предприятия не желают ею пользоваться. Для убеждения сотрудников в Японии, прежде всего, используются доски почета персонала, сравнительные фотографии и другая наглядная агитация.

Кроме того использование системы 5s для организации и рационализации рабочего места, также процессов необходим творческий подход. Сотрудники должны предлагать соответствующие улучшения. И руководство в целом должны постоянно оптимизировать процесс. Поэтому Японцы часто собираются после работы и обсуждают, как им что-нибудь улучшить.

Например, для оптимизации рабочего пространства часто используют диаграмму «Спагетти» (название из-за схожести с макаронами). На рисунке отмечают маршруты, которые «прохаживают» сотрудники или клиенты, или инструменты, или документы и т.д. и видят, как можно по другому расположить рабочие места, чтобы сократить рабочее время на ненужную беготню.

Рисунок . Диаграмма «Спагетти»

На диаграмме видно, что до изменений товар проходил гораздо более длинный путь, чем после расположения отделов и склада по пути следования товара из цеха. Соответственно, это сокращает время на логистику.

Проблемы внедрения стандартов 5s в России

Однажды директор издательства, где я работал руководителем отдела продаж, предупредил, что завтра у всех сотрудников все ненужные вещи будут изъяты и складированы до особого распоряжения. Никто не придал этому особого значения, так как под словом «ненужные» каждый понимал что-то свое.

Назавтра директор с двумя помощниками из отдела охраны стал проходить по отделам и забирать у сотрудников все, что находилось на столах, в ящиках и на полках. Народ возмущался, но бойцы из службы безопасности были непреклонны. После этого директор объявил, что если кому действительно что-то очень нужно, то он должен написать письменную заявку, пойти на склад и там поискать свои вещи. Больше всех не повезло сотрудникам «back office». Если бухгалтерию директор обошел стороной, то «делопроизводители» были вынуждены несколько дней ковыряться в мешках и папках на складе с книгами, чтобы найти свои рабочие документы. Что касается канцелярии, то народ не пошел за ней на склад, а заказал все по новой секретарю. Несколько человек не выдержали и уволились.

Результат очень простой? Несколько месяцев сотрудники все старательно прятали от глаз директора, а он радовался чистым столам. С точки зрения производительности труда – она не выросла никак.

В чем же сложность внедрения 5s на производстве и в офисах у нас в России?

1) Это российский менталитет. В учебниках по международному менеджменту различают три типа культуры свойственные разным народам: моноактивные, полиактивные и реактивные. Моноактивные и реактивные культуры, к которым относятся японцы, немцы, американцы и другие, живут строго по планам, правилам и инструкциям, четко соблюдая все сроки и графики работ. В один промежуток времени они, как правило, делают только одно дело.

Носители полиактивной культуры делают множество дел одновременно, не придерживаясь четких правил, планов и графиков, адаптируя их под текущий момент. Делают не то, что должно, а то, что нравится. К этим культурам относятся: итальянцы, арабы, мексиканцы, африканцы, русские и т. д.

Для представителей этих культур понятия порядок, дисциплина, инструкция, технология и т. д. являются весьма относительными. Они могут поддерживаться на высоком уровне только в авторитарной иерархической структуре, например, армии.

Поскольку для представителей западных культур главным стимулом является вознаграждение, для восточных – наслаждение процессом, а для русских – зуботычина и грозный окрик начальства, то система внедрения «порядка и дисциплины» на рабочем месте на российском предприятии возможно только через силовое давление начальства: ругань, штрафы и т. д.

2) Отсутствие мотивации у руководителей. Рыба, как известно, ….. Причина, по которой начальство вдруг решает внедрять 5s, заключается не в желании увеличить производительность труда, а в необходимости что-либо делать по развитию фирмы в принципе. Или собственник прочитал очередную умную статью про западный менеджмент и говорит директору: «давай, внедряй». В общем ни четкого понимания, зачем все это, ни особой мотивации у руководства нет, а потому проводится внедрение чисто формально. Все делают вид, что почистили пару раз рабочие места и на этом все заканчивается.

3) Даже если руководство поставило себе цель: во чтобы то ни стало, то подчиненным все это не понятно. Для них это «лишний геморрой и тараканы в голове у начальства». Менеджеры не могут толком объяснить: зачем это нужно самим сотрудникам. Например, вот лежал всю жизнь гаечный ключ на «17» у механика под рукой, а теперь он должен висеть на стенде с красным флажком и обведенный по контуру! Механику что, больше заняться нечем?!

Здесь можно задаться вопросом: а что ж тогда делать? А во-первых, НЕ НЕАДО внедрять то, что вы и сами себе не можете толком объяснить зачем это и что это даст. 5S – «это не догма, а руководство к действию».

4) Отсутствие стимулов. Да, матом и штрафами можно добиться определенных результатов. Будет идеально чистое место, но только производительность упадет, так как за недостающими деталями рабочему нужно будет постоянно ходить на склад, например. Руководство не хочет признавать тот факт, что сортировка, «разложение по полочкам», уборка рабочего места, стандартизация и самодисциплина – это тяжкий труд для российского работника. И он должен быть оплачен! Иными словами, на время внедрения 5s должны быть предусмотрены соответствующие премии сотрудникам!

Система 5S представляет собой метод упорядочения рабочего места, который значительно повышает эффективность и управляемость любого процесса, функционирования цеха, отдела, службы, склада, повышает безопасность работы, улучшает производственную культуру, укрепляет трудовую дисциплину, и сохраняет время.

Система 5S обычно используется как первый этап построения бережливого производства и внедрения инструментов Производственной Системы (стандартизации рабочих мест, визуального контроля, автономного обслуживания оборудования, переналадки и т.п.). Она помогает быстро избавиться от хлама, накопившегося на производстве, в отделах, складах, лабораториях, и исключить его появление в дальнейшем.

Название происходит от японских терминов, начинающих на «S», и в переводе обозначает последовательные шаги внедрения системы на рабочем месте:

Шаг 1. Сортировка, четкое разделение на нужное и ненужное, избавление от ненужного. Критерий – частота применения предмета на рабочем месте.

Шаг 2. Соблюдение порядка: определите для каждого предмета своё легкодоступное место, чтобы любой человек смог найти нужное.

Шаг 4. Стандартизация процедуры поддержания чистоты и порядка.

Шаг 5. Совершенствование порядка, воспитание привычки всегда точно выполнять установленные правила, стимулирование тех, кто выполняет установленные требования.

Но сама по себе чистота и порядок не дают какой-либо результативности, так в чем же собственно говоря заключается эффект применения системы 5S? Если мы глубоко задумываемся над этим вопросом то поймем, что эффект долго себя не заставит ждать и проявится в:

  • снижение товарно-материальных запасов,
  • эффективном использование пространства,
  • исключение потерь вещей,
  • исключение утечек масла и воздуха,
  • исключение потерь времени, которые связаны с поиском нужного,
  • исключение небезопасного состояния,
  • поддержание и повышение эксплуатационных качеств оборудования,
  • улучшение атмосферы на рабочем месте,
  • исключение причин возникновения пожаров,
  • сокращение невнимательности,
  • улучшение человеческих взаимоотношений и т.д.

Заключается в «соблюдение правил, установленных всеми сотрудниками». Однако во многих случаях границы таких правил достаточно четко не определены. Для соблюдения установленных правил необходимо четко установить их границы, а также создать механизмы и инструменты их исполнения.

Данная система позволяет, практически без капитальных затрат, не только наводить порядок на производстве – повышать производительность, сокращать потери, снижать уровень брака и травматизма, но и создавать необходимые стартовые условия для реализации сложных и дорогостоящих производственных и организационных инноваций, обеспечивать их высокую эффективность — в первую очередь за счет радикального изменения сознания работников, их отношения к своему делу, при этом данная система не требует каких-либо серьезных затрат.

Большинство сотрудников офисов, предпринимателей, бизнесменов и огромное количество других специалистов сегодня проводят большую часть дня за рабочим столом. Его организация очень важна для продуктивности сотрудника, потому что беспорядок или неправильная расстановка канцелярского оборудования помогает повысить функционал и эффективность работы. В этом вам поможет японская система организации рабочего места 5S.

Что такое система 5S и как ее используют?

Япония сегодня считается одной из самых развитых стран, которая имеет уникальную систему управления внутри компании, а также высокоэффективные производства. Но только по окончанию Второй мировой войны экономика Японии была в ужасном состоянии, потому что множество государств перестали с ней сотрудничать, промышленное производство было уничтожено, рабочих кадров очень мало, а сама страна была в долгах. Кроме того, существовали проблемы безработицы и дефицита товаров, поэтому жители страны начали требовать реформ и перемен.

Одним из таких предприятий, который уже находились на грани разорения, была компания Toyota. В этот период объемы сборки товаров упали до минимума, а количество сотрудников сократилось почти вдвое. И все изменилось практически за несколько лет, когда фирма начала зарабатывать несколько миллионов в год. Сегодня историю успеха Toyota ставят в пример другим корпорациям, которые начинают терять прибыль.

Первое, что сделали руководители и владельцы Toyota – изменили систему работы и разработали совершенно новые принципы. Именно благодаря им предприятие стало одним из самых успешных и крупных производителей автотехники в мире.

Один из новых механизмов, которые используются в Toyota, является методика организации рабочего процесса – это философия бережливого производства. Менеджеры этой компании выдали несколько книг и провели крупное исследование, после чего огромное количество других компаний тоже начали запускать такую же систему на своей фирме. В Toyota даже открыли специальный отдел, который занимался консалтинговыми услугами, чтобы помочь правильно организовать работу в других предприятиях. Кроме того, руководители отделов могут самостоятельно ознакомится с функционалом прямо в Toyota.

Владельцы компании утверждают, что они не создавали намеренно определенные принципы. Просто тогдашние руководители пытались срочно поменять систему производства, в результате чего появилась такая система. Из-за этого многие фирмы, которые пытаются наследовать механизм, не достигают таких успехов.

5 правил организации рабочего пространства

Основной сутью японской системы 5S является пять правил, которые используются владельцами рабочего стола. Весь механизм работы бережливого производства зависит от того, что каждый сотрудник прикладывает усилия для работы, при этом он реализует свои способности на полную и может сосредоточится именно на рабочем процессе.

5S состоит из пяти этапов.

Сортировка.

На рабочем столе размещается огромное количество предметов. Часто они могут быть незначительными или слишком маленькими и владельцу может казаться, что на самом деле со столом все в порядке. По сути предметы можно разделить на три категории:

  • Необходимые – это те предметы, которые обязательно должны быть на вашем столе. Их нужно размещать под руками, чтобы быстро дотянуться.
  • Нужны периодически – время от времени они могут понадобиться, но большую часть дня вам не нужно пользоваться этими вещами.
  • Ненужные предметы – это те вещи, которыми вы вообще не пользуетесь, и они неизвестно как попали на ваш стол. Естественно, эту категорию нужно убрать из рабочего стола.

Соблюдение порядка.

После того, как вы убрали лишнее, нужно рассортировать то, что осталось. Более важные предметы должны располагаться так, чтобы вы не тратили время на поиск и могли на уровне рефлексов достать изделие.

Можете воспользоваться такими правилами, которые предлагают в Японии:

  1. Необходимые предметы лежат на видном месте.
  2. Нужные вещи лежат так, чтобы вы могли достать их рукой, при этом не поднимаясь с места.
  3. Предметы, которые используются постоянно, не берутся в руки тоже должны быть размещены так, чтобы в естественном положении их можно применять. Имеется в виду, например, клавиатура и мышка компьютера. Вы садитесь за стол и ложите руки так, чтобы они сразу легли на мышку и клавиатуру.
  4. В течение дня после использования нужные предметы должны ставиться обратно на свое место.

Содержание в чистоте.

Японцы советуют разбить рабочее место на несколько зон, каждая из которых будет отвечать за определенные изделия. Например, центр стола – для ноутбука или компьютера; левая часть – для канцелярии; правая – для документов.

Стандартизация.

Чтобы такие принципы производства были действительно полезными и эффективными для всего предприятия, нужно ввести их как стандарт. Абсолютно все сотрудники должны этого придерживаться, как и того, что на работу нужно приходить в 9 часов утра.

Лучшим вариантом будет сделать специальный документ, с которым ознакомятся все сотрудники. После этого периодически можно проверять результаты. Кроме того, нужно прояснить причину такого строгого контроля.

Совершенствование.

Любое действие и особенности поведения человека можно сделать привычкой. Конечным этапом 5S является доведение всех правил до того, чтобы они выполнялись на автоматизме.

Если раздумывать над правилами поведения и организации рабочего места, то по сути Toyota не придумала ничего нового. Но если их придерживаться, то можно заметить этот результат. Кроме того, самодисциплина на рабочем столе повышает производительность и в обычной работе.