Liberal Arts: Многопрофильный бакалавриат ИОН. Что такое образование по модели "Liberal Arts"

МОСКВА, 11 июня 2014 г. /Пресс-служба РАНХиГС/ -- Для российского образования это новый формат в отличие от традиционной модели, в которой студент на момент поступления обязан четко знать, кем он хочет быть после окончания вуза. На это работают школы, которые занимаются профориентированием, и этим же гордятся факультеты, максимально фокусируя профессиональную подготовку с самого начала обучения. В этом, безусловно, есть свои плюсы, но программа Liberal Arts (LA) идет в несколько ином направлении и ориентирована на то, что студент имеет право на подготовку к осознанному выбору, базирующемуся на серьезной гуманитарной подготовке. В этом незаменимо междисциплинарное образование, в котором хороший менеджмент связан с литературой, а хороший PR - с историей.

Основная идея состоит в том, что студент имеет время и возможность для самоопределения с помощью преподавателей и опытных тьюторов. Это представляется актуальным в глобальном смысле, поскольку рынок труда сегодня чрезвычайно изменчив и само понятие "работы по специальности" в общем-то отмирающее. Чем более активен и амбициозен сегодняшний выпускник вуза, тем скорее ему придется работать в таких областях, о которых мы сегодня даже не подозреваем. Профориентация в этой ситуации не вполне актуальна, здесь "работает" что-то другое.

Каким образом LA "отвечает" на изменяющуюся ситуацию на рынке труда? В первые полтора года все студенты РАНХиГС, обучающиеся по данной программе, изучают один и тот же набор дисциплин, вне зависимости от того, с какими ЕГЭ они поступили на программу. На 70% это гуманитарные и социальные дисциплины, и это важно, поскольку в основе LA – сильная гуманитарная база. С первого курса все без исключения изучают два иностранных языка в одинаковом объеме (английский – основной, плюс второй язык по выбору студента). Есть в программе уникальные курсы, которых нет ни в одной другой программе высшего образования в России. Например, курс "Введение в критическое мышление" или курс "Great books", который идет все четыре года и не зависит от выбранного основного направления подготовки в программе LA. "Great books" – очень важная составляющая программы, т.к. студенты учатся читать классические тексты и включаться в мировые интеллектуальные традиции.

Другим важным принципом образования в LA является междисциплинарность. Например, в конце первого года студенты программы пишут междисциплинарное переводное эссе. В этой работе оценивается способность осмысленно "объединять" знания по истории, русскому языку и критическому мышлению, делать аргументированные выводы. В учебном плане второкурсников – междисциплинарная курсовая работа, где студенты осваивают навыки работы с несколькими аспектами избранной темы: например, показать понимание связи экономической проблемы с социальными и политическими факторами или изучить зависимость социологических процессов от экономических тенденций развития общества.
В середине второго курса студенты выбирают основной профиль подготовки – major. К этому моменту студенты повзрослели, они уже понимают, что значит учиться в вузе, и могут делать осознанный выбор. К моменту выбора дополнительного профиля (minor) на третьем курсе студент понимает, какие компетенции ему необходимо "добрать", чтобы быть успешным по окончании вуза. Здесь принцип такой: если major предлагается прикладной (управление или PR), то minor – гуманитарный (политология, социология или право). Или наоборот: студент берет фундаментальный major (например, по истории или востоковедению), а minor предлагается прикладной (журналистика или урбанистика). Таким образом, образование становится сбалансированным.

Формально при поступлении студент должен записаться на какой-то major, выбрать какое-то направление подготовки, но с точки зрения содержания образования до разделения по профилям это практически не имеет значения и не является окончательным выбором профессии. Зато это позволяет абитуриенту выбрать тот комплект ЕГЭ, который ему удобен для сдачи. Например, кому-то может быть удобно поступить с высокими баллами в комплекте ЕГЭ для PR, а через полтора года поменять свои предпочтения и выбрать востоковедение. В этот момент РАНХиГС ориентируется на рейтинг успеваемости, а не на ЕГЭ при поступлении. Таким способом – абсолютно законным – абитуриенты получают некоторую вариативность в поступлении и немного снимается жесткость выбора.

Система образования Liberal Arts, широко распространенная в США и хорошо известная в Европе, в России представлена всего двумя факультетами - в РАНХиГС и СПбГУ. Недавно, правда, была предпринята попытка организовать подобные занятия для педагогов, но приживется ли новый способ образования в МПГУ пока непонятно.

Современные Liberal Arts берут свое начало из античности - цикла дисциплин (Septem Artes Liberales), которые составляли основу не только греко-римской системы образования, но и средневековой. Изучались эти дисциплины (грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия) в общеобразовательных школах, и более глубоко - в университетах. Предполагалось, что круг этих знаний поможет человеку справиться с любыми жизненными трудностями.

В современной системе российского образования практика Liberal Arts продвигается медленно - пятнадцать лет назад при поддержке Бард-Колледжа заработал Смольный институт, который теперь в качестве факультета свободных искусств и наук вошел в СпбГУ, и три года назад подобный факультет открылся в РАНХиГС.

Между тем, программы Liberal Arts для России актуальны не меньше, чем во всем остальном быстро меняющемся мире. Поскольку система образования здесь продолжает традиции советского прошлого, и выпускникам школ приходится достаточно рано выбирать специальность, они часто обманываются в своих ожиданиях. На старших курсах, как показало недавно исследование рекрутингового портала Superjob, каждый пятый российский студент уже разочарован в той специальности, которую выбрал. Вполне вероятно, что система Liberal Arts могла бы значительно улучшить ситуацию, однако сам принцип этого образования, похоже, входит в противоречие со сложившейся практикой обучения в российской высшей школе.

Как устроено либеральное образование на постсоветском пространстве и какие трудности его идеологам приходится преодолевать, Радио Свобода рассказали президент Американского университета в Центральной Азии Эндрю Вахтель , доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук СПбГУ Марина Калашникова и директор программы Liberal Arts РАНХиГС Евгений Миронов .

Евгений Миронов , директор программы Liberal Arts РАНХиГС:

В РАНХиГС создан отдельный факультет, он называется Liberal Arts колледж, но мы используем слово "колледж" не в российском смысле, а в американском. Устроено это следующим образом. В течение первого года все наши студенты учатся вместе, в смешанных группах, независимо от того, кем кто собирается быть. И только в конце первого курса студент выбирает основной профиль, то, что в американских колледжах называется "мейджер". Многие студенты делают выбор с нуля, очень многие выбирают не то, куда они планировали идти, поступая в Академию.

Помимо основного профиля, студенты могут брать мини-пакет из 10-11 курсов, дополняя свое образование тем, что им интересно, что им кажется важным для их будущего профессионального пути. Это возможность чуть-чуть отсроченного выбора, с одной стороны, а с другой – широкого и разнообразного образования, то есть то, чем Liberal Arts как раз отличается от других подходов.

Дополнительные курсы появляются именно в тот момент, когда студенты уже много чего попробовали, на третьем курсе возникает нормальная усталость – и появляется еще некий разворот, новый выбор. У нас есть два блока "мейджеров", одни мы в шутки называем тяжелыми, они и по количеству часов побольше, гуманитарные, научно ориентированные: история, востоковедение, психология. Вторая линия – это более прикладные: пиар, журналистика, урбанистика. И обычно мы ребятам, которые выбирают совсем гуманитарные "мейджеры", рекомендуем прикладные "майнеры", чтобы сбалансировать, и наоборот, скажем, пиарщику как раз стоит пойти и послушать серьезные фундаментальные курсы по политическим наукам, например, социологии или психологии.

свободный человек интересуется многим, он междисциплинарен по своей сути

Liberal Arts – это не только структура программы, это и то, чем она наполнена, и то, как работают преподаватели в аудитории. У нас минимальное количество лекций, потому что на лекции студент пассивен. В основном практикуются интерактивные занятия, где студент – соучастник процесса. Если взять, например, курс "Великие книги", чтобы посмотреть, какова роль преподавателя – вместе со студентами он движется через текст, часто артикулируя собственное непонимание того, что есть в тексте, и предлагая студентам вместе поразмышлять. Поэтому Liberal Arts – это еще подход, атмосфера и некоторое, если угодно, изначальное уважение к студенту как субъекту образовательного процесса.

И если студент прошел через четыре года, изучая "мейджеры" и "майнеры" абсолютно по разным темам, где говорили на разных языках, он фактически одновременно погружался в две картины мира, часто друг другу противоречащие или вообще не согласованные. И с нашей точки зрения, если он успешно через это прошел, уже любую третью область, картину мира, профессию он легко освоит без нас.

Существуют исследования программы Liberal Arts, сделанные прежде всего на американском материале, хотя сейчас эта программа становится чрезвычайно популярной и в Европе, и в постсоветском пространтсве, пробуют ее и в Китае. Поэтому известно, что карьеры выпускников программы Liberal Arts во всем мире чрезвычайно успешны. Именно этот немножко отсроченный старт, по сравнению со студентами узких профессиональных программ, дает в долгосрочной перспективе больший разбег и горизонт планирования.

По-моему, это совершенно нормально, поскольку человек как раз успешен там, где ему интересно, но наши студенты еще выбирают, как правило, преподавателя, с которым они хотят «прожить» основной курс. Мы стараемся организовать все наши "мейджеры" таким образом, чтобы это был мастер-класс конкретного специалиста, профессионала в этой области. И в этом смысле это профессиональная подготовка высокого класса, стратегически более ориентированная, нежели традиционная узкая, монопрофильная подготовка.

Дело в том, что подход Liberal Arts делает акцент на некоторых универсальных навыках, требующихся образованному, свободному человеку. Человеку нужны навыки коммуникации в разных социальных ситуациях, нужны навыки работы со сложными текстами, даже если он не профессиональный гуманитарий, навыки создания собственных текстов, критического мышления, то есть некоторая универсальная интеллектуальная оснастка.

Вообще, хорошо образованный человек, он всегда Liberal Arts, и в этом смысле Liberal Arts – это традиция образования, которая идет из античности, где она возникла как образование для свободных людей. В этом смысле слово "Liberal" имеет отношение не к либерализму политическому, а просто к образованию свободных людей. В противоположность к чисто ремесленной подготовке, которая оставалась для населения не свободного. Свободный человек свободен выбирать, меняться или сочетать, ему часто интересно очень многое. В этом смысле сказать ему: выбирай, ты математик или музыкант, - это значит уже произвести некое насилие над ним. Свободный человек интересуется многим, он междисциплинарен по своей сути.

Эндрю Вахтель , президент Американского университета в Центральной Азии:

Подход Liberal Arts был в университете с самого начала, просто он так не называлось. Министерство образования – консервативная вещь, и убедить их открыть такую программу стоило достаточно много энергии и крови. В Киргизии довольно хорошие требования по общеобразовательной части, и мы смогли взять эти требования, как-то перекроить и создать скелет Liberal Arts программы. Потом мы добавили, когда стали официально давать Liberal Arts, новые курсы, немножко необычные для Liberal Arts, потому что они больше по науке, истории, литературе и искусству.

как убедить людей, что самое важное – не найти ответ на какой-то конкретный вопрос, а открыть ряд вопросов

Главная проблема советской системы, которая в вузах до сих пор сохраняется, находится не на уровне гуманитарного блока, как мне кажется, а больше связана с требованиями по главной программе. Этих требований значительно больше, чем надо, и это сужает пространство для других вещей. Вопрос в том, чем наполнен общеобразовательный блок: если потратить много времени на чепуху, ничего хорошего не получится. Но когда есть обязательный курс, скажем, по философии, то вопрос только в том, как ты будешь преподавать этот курс – скучно или интересно. То есть курс уже существует, а что ты там будешь делать – открытый вопрос.

Конечно, проблемы с менталитетом студентов возникали, но есть еще менталитет преподавателей - как убедить людей, что самое важное – не найти ответ на какой-то конкретный вопрос, а открыть целый ряд вопросов. Люди привыкли думать, даже если они читают литературу, что есть тема и есть правильный ответ. И убедить студентов и преподавателей, что нет правильного ответа на вопрос, а есть целый ряд возможных ответов, некоторые лучше, некоторые хуже, и объяснить тот ответ, который ты хочешь найти - это самое сложное, безусловно.

Марина Калашникова , доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук СПбГУ:

Наша программа, конечно, имеет свою специфику, но устроено все примерно так же, как в США. Студенты выбирают "мейджеры" после второго курса посредством процедуры так называемой модерации, когда они пишут специальную работу. Каждый профиль подготовки, каждая программа, имеет свои требования к модерации, и каждый студент, ориентируясь на свое будущее, должен прослушать определенный набор курсов и убедить коллег, преподавателей с той или иной программы, что он способен профессионально этим предметом заниматься. В целом все равно у студента получается широкая междисциплинарная подготовка, за это отвечает так называемый блок общего учебного плана.

Существуют требования учебного плана профильной подготовки и требования общего учебного плана, где студент, независимо от его будущего профиля, обязан взять один курс по музыке, один курс по филологии, один - по визуальным искусствам, по социальным наукам и так далее, плюс обязательный курс по математике. Всего таких дисциплинарных областей 8, и, независимо от того, кем ты на самом деле хочешь стать, куда ты собираешься модерироваться, эти курсы надо взять обязательно, за весь период обучения хотя бы по одному.

Очень важный пункт Liberal Arts, что эта система позволяет студенту заниматься какой-то одной дисциплинарной областью и при этом не терять из вида другие. Вы любите музыку, вы хотите знать про нее чуть больше, чем знают простые выпускники школы, но при этом не собираетесь заниматься ею профессионально. Система Liberal Arts позволит вам поддерживать и свои компетенции в области музыкальной, теории музыки или практической музыке, и одновременно профессионализироваться в области, скажем, исследования литературы.

знания не могут не быть индивидуальными, это – не коллективная вещь

Мы прослеживаем судьбы наших выпускников, хотя здесь надо понимать, что за те годы, что мы существуем, а это довольно длительный период, 15 лет, поменялись конъюнктура рынка труда, отношение работодателя, и вообще отношение самих студентов к тому, что называется «быть успешным». Скажем, наши внутренние исследования 2008 года показывали, что студенты боятся идти на рынок труда, они не знают, кем будут, и чего рынок труда ждет от них в конкретных специальностях. Современные выпускники к этому относятся гораздо проще, они, скорее, готовы отстаивать свои какие-то важные компетенции, такие, как мобильность, умение ориентироваться, самостоятельно учиться, делать выбор и так далее, то есть не связанные напрямую, узко с какой-то профессиональной областью.

Абитуриенты приходят очень разные, на сегодняшний день представлено 60 регионов Российской Федерации. В этом году процент выпускников санкт-петербургских школ был самый низкий, наверное, за всю историю Смольного института. Наверное потому, что мы берем только по результатам ЕГЭ, и у иногородних студентов есть возможность подавать документы по почте.

Традиционно популярными у нас являются направления, связанные с искусством, кино и видео. Международные отношения и политические науки, права человека тоже привлекают многих. На самом деле, из года в год показатели разные, но профиль по литературе, скажем, всегда довольно популярен.

Помимо строго гуманитарных направлений, на нашем факультете есть такие профили, как "Сложные системы", "Искусственный интеллект", “Компьютерные науки”, "Когнитивные исследования". На самом деле, наука в системе Liberal Arts в последние годы развивается чрезвычайно активно, и пример этому наш партнер – Бард-Колледж, который в последнее время очень много внимания уделяет как раз развитию науки в системе Liberal Arts. Просто в силу российской специфики, консервативности, развитие таких профилей внутри Liberal Arts идет сложнее, медленнее, труднее договариваться с коллегами с такой подготовкой.

По нашему опыту не каждый преподаватель, даже если он великий профессионал, может себя в этой системе найти. Мы предъявляем к преподавателям довольно суровые требования: они обязаны больше времени проводить со студентами, все занятия проводятся в интерактивной форме. Это означает, что преподаватель должен готовиться к каждому своему семинарскому занятию, продумывать систему, дать студентам заранее "ридер", который он будет с них спрашивать, обязан не просто проверять письменные работы студентов, которых должно быть много, а еще и писать развернутые рецензии на каждую из этих работ. В результате мы имеем дело с коллегами, которые понимают, что методика преподавания в высшей школе – это не второстепенная вещь, а очень важный инструмент достижения наилучшего результата.

И вторая важная вещь – это индивидуализация обучения. Работа в маленькой группе, когда ты знаешь каждого студента, позволяет делать знания индивидуальными. Потому что знания не могут не быть индивидуальными, это – не коллективная вещь.

"Классный час Свободы"

Современное зарубежное образование включает в себя малознакомую для российской аудитории, но широко распространённую в других странах модель обучения, именуемую Liberal Arts - "cвободные искусства". Зародившись в Европе, во времена античности, как совокупность семи наук, составляющих базу для дальнейшего получения философского знания о мире, эта модель стала прототипом либерального образования и получила признание во всем мире. Сейчас вузов, предлагающих университетское образование по модели Liberal Arts нет разве что в Антарктиде, а их число продолжает расти. Больше всего распространена эта модель образования в США, где порядка 600 университетов, практически во всех штатах, строят свой учебный процесс в соответствии с принципами Liberal arts.

Либеральное образование фокусируется на преподавании гуманитарных и общественных наук, но так же, включает в себя и изучение точных наук - например, математики. Оно представляет собой фундаментальную базу из ряда дисциплин, которые можно выбирать и комбинировать по своему желанию, позволяющую получить уникальное образование, и подготовиться к поступлению в магистратуру. Особенность образования по модели Свободных искусств в отличие от традиционного университетского образования в возможности комбинировать несколько профилей образования. Выбирая основное направление обучения (major), можно подобрать дополнительное (minor), которое не связаны с основным направлением напрямую, но представляет интерес для самого студента. Предоставляется возможность самостоятельно выстраивать учебный процесс, в соответствии с внутренним выбором. Так, например, выбрав базовым предметом экономику, можно дополнить её психологией, журналистикой или PR.

Ещё одна особенность модели в её гибкости: студенту не нужно определяться с выбором направления до поступления в ВУЗ, это можно сделать позже, уже в процессе обучения, когда возможностей сделать осознанный выбор будет больше. Само обучение проходит в малочисленных группах, что дает возможность личного контакта преподавателя и студента, получения моментальной обратной связи. Такой подход способствует глубокой вовлеченности в процесс, придает новый импульс, пробуждает интерес к занятиям.

Термин «свободные искусства» появился в эллинистическую эпоху для обозначения семи дисциплин, определенных ещё в античности как занятий свободнорожденных людей и полноправных членов общества. Эти искусства, или науки, делились на две части: тривиум - грамматику, риторику и диалектику, которые изучались первыми (отсюда и термин «тривиальные науки») и квадривиум - геометрия, арифметика, музыка и астрономия, следующий этап подготовки для постижения мира.

Сейчас список преподаваемых дисциплин значительно расширился и адаптировался к изменяющимся экономическим условиям. Такое образование отвечает многим задачам, которое ставит современное общество перед специалистами. Например, таким образом можно готовить специалистов в нескольких областях одновременно, что и является принципиальным отличием от традиционного узкоспециализированного подхода, где учащиеся развивают профессиональные навыки для конкретной работы.

Такие специалисты высоко востребованы на рынке труда. Работодатели отдают предпочтение выпускникам колледжей с либеральным образованием, потому что у них есть навыки, необходимые для адаптации при изменяющейся деятельности. К наиболее востребованным навыкам гуманитарного образования, во все времена, относятся письменные и устные навыки общения, способность решать сложные задачи, хорошо ладить с другими людьми.

Как и во времена античности, либеральное образование обеспечивает отличную основу для дальнейшего обучения в области здравоохранения, права, бизнеса и других областях. Студентов, прошедших обучение по модели Liberal Arts, охотно принимают на профессиональные программы по различным специальностям.

Выпускники обладают необходимыми навыками, чтобы стать ценными членами общества. Значение либерального образования выходит далеко за пределы его экономической ценности. Умение общаться и критически мыслить, излагать свои мысли устно и письменно представляют собой наиболее ценные качества для жизни в современном обществе. Оно готовит выпускников, которые могут адаптироваться и процветать в постоянно меняющемся мире.

Согласно исследованиям Ассоциации американских колледжей и университетов (AAC & U), которая является ведущей национальной ассоциацией, занимающейся качеством, жизнеспособностью и общественным статусом высшего гуманитарного образования, такие студенты высоко востребованы среди работодателей и имеют больший доход, чем выпускники университетов с традиционной системой обучения. Больше среди них и Нобелевских лауреатов.

В США существует целая категория вузов, специализирующихся на бакалаврском образовании по вышеописанной модели: так называемые Liberal Arts колледжи. Обычно эти учебные заведения очень престижны, а попасть туда зачастую не легче, чем в ведущие университеты. Отличие в том, что в подобных колледжах обращают меньше внимания на научную работу преподавателей и больше - на сам процесс обучения: в таких колледжах вы найдете меньше выдающихся ученых, но, вполне возможно, больше блестящих преподавателей. В России модель образования Liberal Arts представлена в двух вузах: СПбГУ и РАНХиГС.

Светлана Баталина

Особое внимание уделяется курсу вдумчивого чтения: студенты разных специальностей и профилей за четыре года должны прочитать и проанализировать около двух десятков произведений - романов, философских сочинений и документальных книг. «Теории и практики» поговорили с создателями уникального курса Great Books, разработанного специально для РАНХиГС, и публикуют список книг, которые нужно прочитать полностью, чтобы считаться образованным человеком.

О мощной гуманитарной базе, мировой культуре и общении с бывшими одноклассниками

Леонид Клейн старший преподаватель, заместитель зав. кафедрой общественных и политических коммуникаций в ИОН РАНХиГС

Главная проблема школьного образования в том, что оно принципиально фрагментарно. Учеников заставляют бездумно готовиться к ЕГЭ или к написанию сочинения. У них нет времени просто поговорить о тексте. Мы же на один роман тратим от шести до восьми пар. Конечно, это не много для филфака, этого недостаточно для написания научной работы, но это дает возможность использовать текст в качестве источника аргументов.

Вообще, образование в рамках Liberal Arts - это мощная гуманитарная база для студентов, а академическое чтение - это часть идеологии. Вы можете быть управленцем, журналистом, политологом и так далее, но у вас в любом случае должна быть гуманитарная подушка. Курс помогает убедиться, что студенты могут читать большие тексты в полном объеме. Иначе возникает вопрос: готовы ли они вообще получать высшее образование, если они не состоянии осилить 400 страниц?

В нашем списке есть как фикшн, так и нон-фикшн. На первых курсах мы даем художественные произведения, потому что они в любом случае легче философии. Например, первокурсникам мы предлагаем два художественных романа: «Ярмарка тщеславия» и «Бесы» либо «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо». Дальше планка повышается и появляются более серьезные произведения: «Государь» Макиавелли, «Государство» Платона, «Об общественном договоре» Руссо. Если студент честно прочтет эти пять книг, то он уже будет на голову выше тех, кто не прочел. Даже если после прочтения он ничего не поймет, этот опыт все равно будет ему на руку. После первого года академического чтения некоторые наши студенты признаются, что им тяжело общаться с одноклассниками, которые таких книг не читали.

Книги, которые мы называем Great Books, дают понимание мировой культуры. Еще Пастернак писал: «Он управлял теченьем мысли, и только потому - страной». Это теченье мысли как раз можно найти только в текстах, именно на нем будут строиться все размышления. Не так давно мы запустили лекторий , который базируется на трех китах: тексты, эпохи, институты. Мы рассказываем и дискутируем о важных произведениях, стараясь показать, что любая культура выстраивается вокруг текстов.

Об интеллектуальном вкусе, качественном чтении и ущербности любого такого списка


Евгений Миронов заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, кандидат исторических наук

Мы пытаемся воспитать у наших студентов интеллектуальный вкус к чтению качественных текстов, чтобы они сами понимали, какие книги заслуживают внимания. Важно, чтобы студенты не заучивали основные идеи автора, а анализировали их. Мы ведь читаем конкретных авторов не потому, что они правы, а потому, что они задали вопросы, ответы на которые до сих пор не найдены. Но это, конечно, и прикладные навыки: умение сопоставлять разные концепции, систематизировать знания, вырабатывать свою точку зрения.

Курс устроен следующим образом: мы читаем примерно по одной книге в месяц. В итоге получается около 20 книг за весь период обучения. Внутри курса возможна вариативность: студенты в начале обучения самостоятельно выбирают, какие книги им хотелось бы изучить. Мы сделали курс на четыре года, чтобы для студентов академическое чтение стало постоянным процессом, своего рода интеллектуальным спортом. Чтобы они привыкли, что у них в руках всегда должна быть такая умная книга. Практически рефлекс: нет с собой книги - это неправильно. Тут дело даже не в количестве чтения, а в его качестве: такой опыт формирует масштабность и системность мышления. Хотя регулярность также влияет на формирование такой привычки.

Список, конечно, разрастается - и благодаря студентам, и благодаря новым преподавателям. Ведь у любого хорошего вузовского преподавателя есть список книг, которые, по его мнению, необходимо прочитать, чтобы лучше понимать тот или иной предмет. Наш список сформировался еще пять лет назад. Этому, естественно, предшествовала большая дискуссия. Путем диалога и экспертного обмена мы выбрали тот минимум, который, на наш взгляд, должен быть знаком образованному человеку. Конечно, любой такой список ущербен: можно добавлять туда произведения бесконечно.

После первого курса мы опрашиваем студентов, чтобы узнать, что им нравится больше всего. Как правило, им нравится, что обучение совсем не похоже на то, что было в школе. Мне кажется, этот эффект во многом вызван курсом Great Books, потому что это, действительно, для них новый опыт и они больше не чувствуют себя школьниками.

Великие романы

«Дон Кихот»

Испанский роман эпохи Возрождения о приключениях идальго Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы. Находясь под впечатлением героических баллад, главный герой решает возродить рыцарство. На страницах сатирического произведения Сервантеса можно найти отголоски различных течений европейской гуманистической мысли: от неоплатонизма до христианского гуманизма.

«Робинзон Крузо»

Классический английский роман о путешественнике и плантаторе Робинзоне Крузо, который в результате кораблекрушения попадает на необитаемый остров и проводит 28 лет в дикой природе. Дефо рассказывает историю о нравственном возрождении, бесконечном потенциале человека и его борьбе с враждебным миром. В романе находит отражение идеология раннего капитализма и Просвещения.

«Ярмарка тщеславия»

Классическое произведение о нравах британской аристократии в эпоху Наполеоновских войн. Роман с оригинальными иллюстрациями автора публиковался в сатирическом журнале Punch - он занял 20 номеров. Как писал сам Теккерей, «Ярмарка тщеславия» - это роман без героя»: писатель создал портрет английского высшего общества со всеми его грехами и пороками.

«Бесы»

Один из самых мрачных романов Достоевского. Писатель рассказывает о рождении и развитии революционных террористических кружков в России. Прообразом сюжета послужило реальное событие - убийство студента Ивана Иванова группировкой Сергея Нечаева «Народная расправа». Одно из немногих произведений, в котором Достоевский не симпатизирует ни одному из героев: он резко критикует революционные и атеистические идеи, изображая нравственное разложение террористов.

Политика

«Государство»

Диалог Платона об идеальном государстве, которое по описанию напоминает классическое коммунистическое общество. Платон предлагает классификацию совершенных и несовершенных форм государства (демократию он считает несовершенной), рассуждает о справедливости и воспитании граждан. Помимо прочего, в «Государстве» впервые дается определение деятельности философов. Один из самых значимых отрывков - миф о пещере: пояснение учения Платона об идеях.

«Государь»

Произведение флорентийского философа и государственного деятеля стало руководством умелого правителя. Макиавелли рассказывает о типах государств, способах захвата и удержания власти, методах ведения войны, а также о качествах и поведении успешного правителя. Вместо идеалистических представлений о власти философ дает достаточно прагматичные инструкции.

«Общественный договор»

Трактат французского мыслителя эпохи Просвещения о происхождении государства. Руссо развивает идею общественного договора в качестве отправной точки государства и предлагает концепцию народовластия (народного суверенитета). Мыслитель невольно стал идеологом Великой французской революции, а идеи его трактата воплотились в Конституции Франции 1791 года.

Психология

«Человек в поисках смысла»

Книга австрийского психиатра, написанная им во время заключения в нацистских концентрационных лагерях Освенцим и Дахау. Франкл не только описывает опыт жизни в концлагерях, но также анализирует увиденное и пережитое с точки зрения психиатрии. В книге он впервые описывает разработанный им психиатрический метод работы с больными (логотерапию) и поднимает вечные вопросы о смысле жизни, свободе, ответственности, страдании и смерти.

«Маленькая книжка о большой памяти»

Работа советского психолога о человеке с феноменальной наглядной и чувственной памятью. Ученый долгое время наблюдал за ним, чтобы понять природу его особенностей. В книге описаны все данные, полученные в ходе общения с этим «экспериментом природы».

«Дизайн привычных вещей»

Основатель Nielsen Norman Group и бывший вице-президент Apple рассказывает о классических просчетах дизайнеров и требованиях пользователей. Норман предлагает альтернативные решения, не забывая о нуждах потребителей и основах когнитивной психологии.

Социум

«Демократия в Америке»

Трактат французского политического деятеля об американском государстве и обществе. «Демократия в Америке» стала первым глубоким анализом политической жизни США: Токвиль девять месяцев путешествовал по Америке и общался с представителями ее интеллектуальной элиты. Особое внимание автор уделил описанию идеологии народовластия, преимуществам федерализма и изучению влияния демократии на разные сферы жизни общества.

«Восстание масс»

Испанский философ и социолог Ортега-и-Гассет создал портрет типичного жителя европейских стран первой половины XX века - «человека массы». По его мнению, именно «восстание масс» стало причиной политического кризиса Европы. Работа социолога стала одним из первых исследований массового общества и опасностей, которые оно несет миру.

«Глобализация. Последствия для человека и общества»

Британский социолог исследовал глобализацию и ее влияние на состояние современного мира. Бауман заостряет внимание читателей на угрозах, которые влекут за собой глобальные процессы. Но книга не только о политической, экономической, социальной, культурной и религиозной интеграции и унификации - Бауман также рассказывает о жизни обычного гражданина современного индивидуализированного западного общества.

Экономика

«Исследование о природе и причинах богатства народов»

Трактат шотландского экономиста стал основополагающим трудом политической экономии. Смит обобщил все идеи ученых за прошлое столетие, а также выработал методы и терминологию экономической науки. Помимо прочего, его концепция роли власти в экономических процессах («государство - ночной сторож») впоследствии стала классической политэкономической теорией.

«Капитал»

«Капитал» - самая известная книга в области политической экономии. В ее основе - критический анализ капитализма. Маркс впервые описал и объяснил процесс образования прибавочной стоимости, показал ее роль в историческом развитии капиталистического производства и изучил отношение товара и денег.

«Общая теория занятости, процента и денег»

Одна из главных работ в области экономики прошлого столетия. В результате анализа экономических процессов начала XX века (в частности, Великой депрессии 30-х в США) Кейнс заложил основы и терминологию макроэкономики. «Кейнсианство» доминировало в академических и правительственных кругах индустриальных стран Запада вплоть до начала 70-х.

Идеи и идеологии

«Протестантская этика и дух капитализма»

Трактат немецкого экономиста и социолога о том, как религия коррелирует с экономической системой. В частности, Вебер рассматривал Реформацию и протестантизм как предпосылки возникновения капиталистической системы.

«Идеология и утопия»

Исследование одного из самых влиятельных социологов XX века и отца-основателя социологии знания. Манхейм дал определение утопическому сознанию и изучил, как люди воспринимают реальность через призму идеологии, а также как сами идеологии влияют на общество, историю и философию.

«Структура научных революций»

Книга американского историка о развитии научного знания стала одной из самых цитируемых в области философии науки. Кун ввел понятия «парадигма», «смена парадигм» и «научная революция». Согласно его концепции, научное знание развивается скачкообразно посредством научных революций, в ходе которых происходит смена объясняющих парадигм.

(Пост)современность

«Понимание медиа»

Книга канадского философа и филолога стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. Маклюэн предложил изучать медиа вне зависимости от их контента. Проанализировав историю развития средств коммуникации, он приходит к выводу, что медиа сами по себе всегда оказывали влияние на человека и общество («The medium is the message»).

«Состояние постмодерна»

Трактат французского теоретика литературы и философа-постмодерниста о состоянии научного знания в эпоху постмодерна. По мнению Лиотара, модернистский подход к науке уже не актуален, поэтому информационное общество требует нового теоретического подхода к его описанию. Ученый разработал функционалистский подход к изучению общества, а в качестве эффективной системы высшего образования предложил двухступенчатую модель (в которой легко узнать бакалавриат и магистратуру).

«Текучая современность»

Текучая современность - это переход от структурированного мира к более текучему и свободному от условий и границ состоянию. Зигмунт Бауман описал это переходное состояние мира постмодерна, создал портрет современного индивида и объяснил, как эта трансформация влияет на жизнь общества и человека.

Превью: Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167-1185).