Летоисчисление - последовательный отсчет времени. Виды летоисчисления (эры) и точки отсчета

История под знаком вопроса Габович Евгений Яковлевич

Вопрос эры или точки отсчета исторических дат

С точки зрения исторической или технической хронологии точная длина года и его начало представляют определенный интерес. Если их не учитывать, то возможны ошибки в много месяцев или даже в несколько лет. Но историческая аналитика вскрывает ошибки в хронологии, которые исчисляются сотнями и тысячами лет. При этом, основной потенциал хронологических ошибок - наряду с неверными данными в используемых историками текстах и в неоднозначном прочтении написания цифр, запрятан в многообразии хронологических эр, т. е. дат, от которых ведется хронологический отчет, каким бы годом при этом не пользовались.

Выше я уже сослался на книгу «Какой сейчас век?», в которой Фоменко и Носовский рассказали о двух сотнях различных эр «от сотворения мира»: от 3491 года до н. э. (по Иерониму) до 5969 года до н. э. (по Феофилу). А [Фон ден Бринкен] упоминает в начале своей хронологической таблицы еще и год 6024 до н. э. как год сотворения мира по представлению грузинской религиозной общины Иерусалима. В [Романова] эти границы раздвинуты аж до чисел от 3483 до 6984 лет. Разброс дат начала летоисчисления от сотворения мира составляет таким образом более трех с половиной тысяч лет!

Стоит только историку при чтении источника неверно определить, по какой именно эре от сотворения все одного и того же мира выдавал свои даты автор изучаемого текста, и новоиспеченный хронолог начнет походить на снайпера, сменившего винтовку с оптическим прицелом на орудие главного калибра ушедшего на десяток миль от берега крейсера. Конечно, пальнув из такой пушечки в бумажную мишень для пулевой стрельбы, установленную в находящемся недалеко от берега тире, можно случайно и попасть в эту бумажку, но можно и разнести в пух и прах не только весь тир, но и его солидную эпсилон - окрестность (надеюсь, это широко используемое математиками для обозначения ближайшей окрестности неопределенного радиуса выражение, не напугает моих гуманитарно настроенных читателей).

А ведь дело не ограничивается эрами от сотворения мира. Эр, правда, несколько меньше, чем собак нерезаных, но все-таки их развелось столько, что обозреть их все не решился еще ни один учебник по хронологии. Энциклопедия Майера уделяет этому вопросу отдельную статью, в которой предпринята попытка классификации всего необозримого множества эр. Безымянный автор этой энциклопедической статьи ввел девять классов эр и посвятил описанию этих классов и перечню самых главных примеров из арсенала ТИ набранные мелким шрифтом полторы страницы (т. е. в несколько раз больше объема, чем БСЭ2 и БСЭЗ вместе взятые понятию хронологии). Приведем только названия классов:

1. Хронографические эры (по великим завоевателям международного масштаба: Александру, Диоклетиану, Набоннасару и т. д. Сюда же отнесена и эра по греческим олимпиадам).

2. Династические эры (по основателю династии, например, эра Селевкидов с момента утверждения первого из них в качестве сатрапа).

3. Мемориальные (в честь некоего знаменательного события, например, посещения императором Андрианом Афин!).

4. Освободительные эры (например, эра Помпея, якобы освободившего сирийские провинции от ига Маккавеев).

5. Провинциальные эры (эпохальные для провинции даты якобы служили началом локальных эр в Римской империи).

6. Революционные эры (например, от провозглашения французской республики).

7. Сакральные эры (от знаменательных дат, воспринимаемых как священные: сотворение мира, от рождения Христа или сожжения храма).

8. Победные эры (победа Октавиана над Антонием и Клеопатрой, Цезаря над Помпеем и т. п.).

9. Городские эры (например, от основания Рима).

Наверняка, если поднатужиться, можно и еще классик - другой придумать. Например, счет времени от выигрыша в лотерее или от всемирной катастрофы. Вот и переливающие из пустого в порожнее на темы о времени Савельева и Полетаев придумали два больших класса ex ante и ex post при помощи переводимых практически одинаково латинских выражений (нечто вроде «от бывшего раньше»), не продвинувшись ни на йоту к пониманию сущности хронологии.

С другой стороны, многие из эр могут вполне обоснованно быть помещены в два разных класса. Так что и эта псевдонаучная систематизация, в которой проявилась общенемецкая (и китайская) любовь к порядку, опять же хороша лишь для того, чтобы отвлечь нас от главного. А главное это то, что если спутать эру от рождения Ким Ир Сена с эрой создания мира грузинской общиной Иерусалима, то расхождение выдуманных дат в восемь тысяч лет можно будет считать научно обоснованным. Вот список некоторых эр согласно книге [Прокштейн2], стр. 82:

Китайская циклическая эра - 2637 год до н. э.

Буддийская эра (Китай, Япония, Монголия) - 950 год до н. э.

Эра олимпиад - лето 776 года до н. э.

Японская эра Нино - 660 год до н. э.

Буддийская эра Нирваны (Индия) - 543 год до н. э.

Индийская эра Махавиры - 527 год до н. э.

Парфянская эра Аршакидов - весна 247 года до н. э.

Индийская эра Викрамы - март 57 года до н. э.

Эра постконсулата - 541 года н. э.

Японская эра Ненго - 645 года н. э.

Мексиканская эра - 1089 года н. э. (начало 1–го цикла)

Обилием рассмотренных эр отмечалась уже книга Скалигера «Исправление хронологии». Здесь более 50 страниц посвящено описанию самых главных эр.

Главную проблему, связанную с обилием эр - только что названную возможность хронологических ошибок из-за неверного понимания того, какой именно эрой пользовался тот или иной автор, тот или иной источник, - историки предпочитают не артикулировать слишком настойчиво. Рассмотрим простой пример: Л. В. Черепнин в брошюре русская хронология (учебном пособии по вспомогательным историческим дисциплинам), изданной главным архивным управлением НКВД СССР через Историко-архивный институт, Москва в победоносном 1944 г. пишет на стр. 40 «В самом деле, современное летосчисление началось в 5508 году от „сотворения мира“». Стоит нам поверить этому заявлению и при чтении «Всемирной хроники» Шеделя мы будем все даты сдвигать на 310 лет: в этой хронике на самом деле «рождение Христа» (в плане рождения нового летоисчисления, т. е. как точка отсчета лет нашего летоисчисления, а не жизни принимаемого за историческую личность человека Иисуса) приходится на 5198 год.

На стр. 68 в разделе «Ошибочные даты в древнерусских актах» Черепнин признает:

«Задача перевода дат с византийского летосчисления на современное сильно осложняется тем, что в древнерусских документах мы часто находим неверные цифровые обозначения годов. Мы оставим пока в стороне вопрос о применении заведомо неправильных принципов датировки древними летописцами. Этого вопроса мы коснемся ниже. А пока остановимся на хронологии актового материала и отметим возможные и часто встречающиеся на практике искажения действительных дат, в результате случайных причин, при механической или недостаточно точной переписке. Цифры пропускались, заменялись одна другой, принимались одна за другую и т. д. От времени документы портились, поэтому в некоторых датах стирались отдельные цифры. Позднейшие копиисты не обращали на это внимания и воспроизводили цифровое указание источника в неполном виде, искажая тем самым его смысл».

В разделе «Неточности хронологических данных древнерусских летописей и их проверка» он уточняет (стр. 71–72):

«Говоря о привлечении летописей для проверки актовой хронологии, надо в то же время учитывать, что и летописные хронологические данные часто грешат неточностями. Это относится в особенности к Начальной летописи, - наиболее раннему дошедшему до нас памятнику летописного типа. Исследованиями ряда специалистов (главным образом, акад. Шахматова) доказано, что первоначальный древнейший текст Начальной летописи (или же не дошедших до нас предшествовавших ей летописных сводов), в основном, представлял собой оплошное сплошное литературное изложение, лишенное хронологической сетки. Основные даты для наиболее раннего периода вставлены уже позднейшей рукой, причем большинство дат не имеет под собой твердой почвы. Они появились в результате различных домыслов и соображений летописного сводчика, сопоставлявшего события русской истории с известными ему из греческих источников хронологическими данными, относящимися к истории Византии».

В условиях Великой Отечественной войны, да еще и под эгидой НКВД, автор мог себе позволить такие стилистические перлы как

«Грузинской эрой является так называемое «сотворение мира» - От «сотворения мира» до «Рождества Христова» грузинская хронология считает 5604 года».

А две следующие его фразы:

«Нам известно, что мусульманское летосчисление началось на 622 года после нашей эры»

«Монгольское летосчисление началось на 1027 лет после нашего (христианского)».

нужно, очевидно, понимать так, что после введения нашего (христианского) исчисления в 1582 году должны были пройти 622 года и соответственно 1027 лет для того, чтобы в разгар третьего нашего (христианского) тысячелетия можно было ввести мусульманское, а затем еще и монгольское летосчисление! Или историк - традиционалист не знал, что в хлеву в Бетлехеме в день собственного появления на этом свете Христос ни Вселенского собора не созывал, ни указа о новом летосчислении не подписывал, а как и все младенцы выражал отчаянным криком свой протест против всех тех безобразий, которые в этом мире происходили до него и будут происходить как в течение его недолгой земной жизни, так и довольно долго после ее трагического завершения. Но это уже следующая наша тема.

автора Гумилев Лев Николаевич

Две системы отсчета Первое, что приходит в голову, самое простое и доступное объяснение наблюденного факта - это попытка сопоставить его с той или иной формацией, основанной на том или ином способе производства. По этому пути пошел Н. И. Конрад, дефинировавший следующие

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Система отсчета Если мы примем за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения (1), индивидуального и видимого, то импульс пассионарности (Р) будет иметь обратный знак. Величина импульса пассионарности, соответственно, может быть либо больше, либо меньше, либо

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Принцип отсчета В основу возрастной классификации любого этноса целесообразно положить момент, без которого не может обойтись ни одна система: отношение коллектива к индивиду. Любой коллектив ограничивает свободу каждого из своих членов необходимостью считаться с

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

5.11. Точки примерного расположения планет на египетском зодиаке («лучшие точки») и учет порядка планет Кроме границ по долготе, для каждой планеты мы будем каждый раз определять также примерное положение этой планеты на небе. То есть – то положение на реальном небе,

автора Шевякин Александр Петрович

Точка отсчета - 1: чужие на нашем поле Просто удивительно, как некоторые наши безответственные болтуны не желают замечать многие вполне очевидные вещи: влияние внешних воздействий на события внутри других стран, хорошо рассчитанное и поэтапное проникновение в центры,

Из книги Как убили СССР. «Величайшая геополитическая катастрофа» автора Шевякин Александр Петрович

Точка отсчета - 2: диалектика внутри диалектики Тема настоящей главы - это некоторые вопросы, касающиеся науки, теории, методологии и отдельных методов образования и сознания. Причем мы обращаем внимание на диалектическую составляющую того, что происходит в сфере

Из книги Как убили СССР. «Величайшая геополитическая катастрофа» автора Шевякин Александр Петрович

Точка отсчета - 3: организация. Что это такое? Организации - активные члены общества. Р. Холл (Hall). Тема нынешней главы - структуры, организации и функции. Люди и события в ней будут занимать место самое что ни на есть подчиненное. Речь пойдет о перестройках,

Из книги За Веру, Царя и Отечество автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

3. ВОПРОС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Наверное, стоит сделать отступление и остановиться на той системе двойных стандартов, которая, как нетрудно заметить, во все времена проявлялась в отношении России. Взять, скажем, упоминавшийся "польский вопрос". Отметим, что сами по себе

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк шестой Основы внутренней и внешней политики Англии XVII в. Английская Ост-Индская торговая компания. Начало науки международного права и англо-голландская полемика. Абсолютизм против парламента. Развитие армии и флота с точки зрения королевской власти и с точки

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Русско-иранская (1804–1813 гг.) и русско-турецкая (1806–1812 гг.) войны и вопрос присоединения исторических территорий Грузии. С начала XIX века русско-иранские и русско-турецкие противоречия вступили в новую фазу. Западноевропейские страны не были заинтересованы в выходе России

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Изменение отсчета лет В православном календаре обыкновенно отмечались воскресные, праздничные (неприсутственные) дни, а также указывались и периоды постов. Часто календари имели алфавитные указатели имен святых с днями их празднований, с разделением на мужские и

Из книги Стратегии гениальных женщин автора Бадрак Валентин Владимирович

Точка отсчета Ключевыми моментами раннего детства Марины Цветаевой оказались ощущения разочарования и обмана ожиданий. Мать, витающая в облаках романтическая натура, мечтала о сыне и даже выбрала ему имя, но неожиданно родилась дочь. Мир не ждал ее, и появившееся на свет

Из книги Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана автора Оловинцов Анатолий Григорьевич

Глава Икс, или Точка отсчета Государственный язык Великой Монгольской империи – тюркский Смысл отдельных явлений иногда раскрывается только по прошествии веков и тысячелетий. Э. Хара-Даван, профессор Белградского университета, 1929 г. Определение официального

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Точка отсчета: каковы были условия существования человека в эпоху франков Представим себе государство франков в начале IX века - им мы временно и ограничимся, - и кого-либо из тех, кто, имея дело с большим количеством людей, захотел бы определить их юридические права,

Из книги Запомните нас живыми автора Подопригора Борис Александрович

ТОЧКА ОТСЧЕТА. Вместо предисловия 15 февраля 1989 года мне, в то время офицеру взаимодействия с военными наблюдателями ООН в Афганистане, довелось участвовать в эвакуации их наблюдательного поста из примыкающего к советской Кушке афганского местечка Турагунди: пост

Из книги Этот новый старый трамвай автора Годес Яков

Новая точка отсчета В наследство от старого строя Советская власть получила чрезвычайно запущенное, доведенное до развала хозяйство.В Петрограде предстояло наладить бесперебойную работу коммунальных предприятий, обеспечивающих нормальную жизнь горожан, и в том числе

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн


ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за

ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников

события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково.

Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно,

руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели

свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от

нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную

точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До

византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было

упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова.

Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая

точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего

мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало

малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя,

соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою

культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900 и

13542 новый год соответственно... В 6984 г.до н.э. (по наиболее

частоцитируемым источникам), якобы, сотворили наш бренный мир (вообще же

"дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то

скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год... Византийская

эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в

1700 году н.э., а в Греции в 1821, в двухтысячном году по этому календарю

был бы 7509 год!.. Древнееврейский календарь начался в 3761 г.до н.э., на

юбилей будет 5761 год... Еще одно "сотворение мира" было якобы в 3483 году,

так что нам - уже 5483 года... Китайцы в это же время встретят "всего лишь"

4698 год своего календаря... Фараон Рамзес-2 ввел новый календарь в 1300

г.до н.э., и на "юбилей" у него также будет кругля дата - 3300 год!..

Римский календарь, начавшийся в 753 году до н.э., если бы не потерял силу в

45 г.до н.э., то показал бы 2753 год!.. Японский календарь начался в 660

г.до н.э., но летоисчисление обновляется при смерти каждого императора...

Буддисткая эра идет с 484 г.до н.э. и скоро покажет год 2484... Эра

селевкидов (сирийских христиан в Ливане) началась в 312 г.до н.э., в

двухтысячном для этой немногочисленной группы населения пойдет 2312 год...

Календарь хинди отметит 2080 год... Испанская эра идет с 38 г.до н.э., и

вскоре некоторые португальцы (не испанцы) отметят 2038 год... Исламский

календарь - самый молодой из религиозных календарей, он ведет свое

летоисчисление с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину с

622 г., в юбилейном году мусульмане отметят лишь 1378 год... Ацтеки

обновили летоисчисление в 1454 (после смерти и возрождения Солнца), если бы

их цивилизация не деградировала, для них был бы всего-то 546 год ИХ Новой

эры...

Вводили новый календарь после Великой французкой революции,.. думали об

этом и после Великой октябрьской революции в России, во всяком случае

текущий год новой Социалистической эры печатался почти на всех

календарях...

Одна из древнейших эр относится к дате - среда 26 февраля 747 г. до н. э. В этот день вступил на престол вавилонский царь Набонассар. Его имя давно бы забыли, если бы вавилонские жрецы не отмечали свои астрономические наблюдения по эре Набонассара. Позже эту эру использовал ученый Клавдий Птолемей (II в. н. э.) для составления своего «канона царей». Этот хронологический список охватил около 900 лет: от воцарения Набонассара до современника Птолемея - римского императора Антония Пия (138-161). Птолемеев канон продолжали римские историки до 29 августа 284 г., когда римским императором был провозглашен Диоклетиан.
С этого дня началась новая эра - Диоклетианова , которая сохранилась до нашего времени лишь у коптов - потомков древних египтян.

В IV в. господствующей религией в Римской империи стало христианство. Руководители церкви в 325 г. решили, что главный христианский праздник - пасху - следует начинать в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Это полнолуние приходится каждый год на другую дату. Поэтому расписание пасхальных дней составляли на много лет вперед.
При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. Так продолжалось до 247 г. по эре Диоклетиана, когда ученого монаха Дионисия осенила мысль: почему христиане ведут счет годам от воцарения Диоклетиана? Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа? Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии. Древние персы верили, что их бог Солнца - Митра родился 25 декабря. В этот день (по юлианскому календарю) наступало зимнее солнцестояние, после которого дни начинают увеличиваться, - значит, светлый Митра побеждает темные силы мрака. Позже христиане приурочили к 25 декабря день рождения Христа, а в каком году он родился, никто не интересовался.
Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. - «от рождения Христа». Дионисий выбрал это число потому, что начало пасхи, в отличие от рождества, может наступить в любой день от 4 апреля до 8 мая. Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 - как во втором году, и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления; он придумал ее только для пасхальных расписаний. И прошло более 1000 лет, прежде чем Дионисиева (как ее следовало бы называть) эра была принята всеми европейскими государствами. Это так называемая новая эра (н. э.), которой пользуемся мы в настоящее время.

Хиджра

На сто лет позже Дионисиевой была создана мусульманская эра - хиджра , получившая признание у арабских народов. Счет лет мусульманская эра начала с 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В этот день основатель мусульманской религии - Мухаммед (Магомет) покинул Мекку, чтобы переселиться в Медину. Верующие мусульмане пользуются лунным календарем, который на 10-11 дней короче нашего. По этому календарю за 32 наших года проходит 33 лунных. 1394 год мусульманской эры начался 21 января 1974 г. по нашему календарю. Мусульмане Афганистана, Ирана, Турции пользуются и солнечным календарем. Новый год у них начинается в день весеннего равноденствия, так 21 марта 1973 г. наступил 1352 год по мусульманскому солнечному календарю.
БДЭЭ-История человечества

Календарем обычно называется некоторая система, с помощью которой становится возможным дифференцировать поток времени на определенные промежутки, что помогает упорядочить течение жизни. За всю историю человечества календарей было огромное множество, и основывались они на разных принципах. В этой статье мы обсудим календарей, а также поговорим о том, какую форму может принимать наша современная система отсчета времени.

Происхождение слова «календарь»

Прежде чем перейти к описанию непосредственно самих типов систем счисления, выясним, откуда происходит слово, их обозначающее. Термин «календарь» этимологически восходит к латинскому глаголу caleo, которое переводится как «провозглашать». Еще один вариант, ставший источником слова «календарь», это calendarium. Последним в Древнем Риме называлась долговая книга. Caleo сохраняет для нас память о том, что в Риме начало каждого месяца особенным образом торжественно провозглашалось. А что касается долговой книги, то ее значение обусловлено тем, что все проценты по долгам и ссудам в Риме выплачивались первого числа.

Происхождение календарной системы

О том, что время течет по определенному кругу, человечество осознало давно на основании циклически повторяющихся событий и явлений, которых довольно много. Это, к примеру, смена дня и ночи, времен года, вращение небесных сфер и так далее. На основании их со временем развились различные виды календарей. Основная единица времени любого из них - это сутки, которые включают в себя один оборот Земли вокруг собственной оси. Затем немаловажную роль в истории сыграла луна, смена фаз которой образует так называемый синодический месяц. Именуется он так по греческому слову «синодос», которое переводится как «сближение». Речь идет о сближении в небе солнца и луны. Ну и, наконец, смена четырех времен года составляет тропический год. Название его происходит от греческого «тропос», то есть «поворот».

Почему у разных народов, живущих на одной и той же планете, имеются различные виды календарей? Ответ заключается в том, что продолжительность суточного круга, синодического месяца и тропического года не коррелируют между собой, что предоставляет широкие возможности выбора при составлении календаря.

Три вида календаря

На основании описанных значений в разное время предпринимались попытки составить пригодный для жизни общества календарь. Некоторые из них руководствовались только лунными циклами. Таким образом, появились лунные календари. Как правило, они насчитывали по двенадцать месяцев, ориентированных только на движение ночного светила, и не соотносились со сменой времен года. Другие, напротив, свои расчеты делали только на основании круга времен года, не считаясь с луной и ее ритмом. Такой подход дал начало солнечным календарям. Третьи принимали во внимание оба цикла - солнечный и лунный. И, отталкиваясь от последнего, пытались, так или иначе, примирить оба между собой. Они дали начало смешанным солнечно-лунным календарям.

Лунный календарь

Теперь обсудим нюансы времени, основанные исключительно на движении луны. Лунный календарь, как уже было сказано, основывается на синодическом месяце - цикле смены лунных фаз от новолуния к полнолунию. Средняя продолжительность такого месяца равна 29,53 суток. Поэтому в большинстве лунных календарей месяц длится 29 или 30 суток. При этом год чаще всего состоит из двенадцати месяцев. Таким образом, получается, что длина года составляет около 354,36 суток. Как правило, его округляют до 354, вводя при этом периодически високосный год в 355 дней. Делают это везде по-разному. К примеру, известен турецкий цикл, где на восемь лет приходится три високосных года. Другой вариант, с соотношением 30/11, предлагает арабская система, на основе которой составляется традиционный мусульманский календарь.

Поскольку лунные календари никак не связаны с движением солнца, они постепенно расходятся с ним из-за разницы в десять с лишним суток в году. Так, циклу солнечного календаря в 34 года соответствует 35 лет лунного. Несмотря на такую неточность, эта система удовлетворяла многие народы, особенно на ранней стадии развития, когда для них был характерен кочевой образ жизни. Луна легко наблюдаема на небе, и этот календарь не требует значительных сложных расчетов. Со временем, однако, когда возросла роль сельского хозяйства, его возможности оказались недостаточны - потребовалась более жесткая привязка месяцев ко временам года и кругу сельскохозяйственных работ. Это стимулировало процесс развития солнечного календаря.

Недостаток лунного календаря

Помимо того что календарь, основанный целиком на лунном цикле, значительно расходится с тропическим годом, он имеет и другой значительный недостаток. Заключается он в том, что из-за очень сложной орбиты продолжительность синодического месяца непрерывно меняется. Разница при этом может достигать шести часов. Следует сказать, что точкой отсчета нового месяца в лунном календаре является не новолуние, которое труднонаблюдаемо, а так называемая неомения - первое появление молодой луны на закате. Это событие следует за новолунием через 2 или 3 дня. При этом время неомении зависит от времени года, продолжительности текущего месяца и местоположения наблюдателя. Это значит, что календарь, рассчитанный в одном месте, окажется совершенно неточным для другой области. Да и в целом никакая система, основанная на лунных циклах, не способна точно отражать реальное движение ночного светила.

Солнечный календарь

История календаря не может быть полной без упоминания солнечного цикла. Надо сказать, что на сегодняшний день это основная форма счисления времени. Основывается она на тропическом году, состоящем из 365,24 суток. Чтобы сделать расчеты более точными, периодически вводятся високосные годы, которые собирают накопившиеся «излишки» в один «лишний» день. Имеются различные системы високосов, благодаря чему известны многие виды календарей, основанных на движении солнца. Точкой отсчета традиционно считается Поэтому одно из требований солнечного календаря состоит в том, чтобы каждый год это событие приходилось на одну и ту же дату.

Первой системой високосов обладал Его слабым местом было то, что за 128 лет он набирал один лишний день, а точка равноденствия смещалась, соответственно, назад. Эту неточность пытались исправить различными способами. К примеру, Омар Хайям предложил особый 33-летний цикл, который затем был положен в основу персидского календаря. Позже, по инициативе Папы Римского Григория, был введен григорианский календарь, являющийся основным гражданским календарем современного общества. Он также постепенно набирает один лишний день, но этот период растягивается со 128 лет до 3300.

Еще одна попытка улучшить юлианскую систему была сделана Милутином Миланковичем. Он разработал так называемый новоюлианский календарь, который ошибку в сутки набирал уже в 50 000 лет. Сделано это благодаря особому правилу в отношении вековых годов (они могут считаться високосными, только если при делении на 900 в остатке значится 2 или 6). Недостатком григорианского и новоюлианского календарей при их точности является тот факт, что дата равноденствия становится плавающей, и приходится каждый год на разные дни.

Солнечно-лунный календарь

Наконец, коснемся солнечно-лунного календаря. Суть его состоит в том, чтобы примирить в одном цикле движение солнца с движением луны. Для этого необходимо было периодически продлять год на один месяц. Назывался такой год эмболисмическим. В Древней Греции и Вавилоне три дополнительных месяца вводились на протяжении восьми лет. Его погрешность составляет полтора суток за весь восьмилетний период. Более длинный цикл, как сообщает история календаря, был принят в Китае, хотя о нем знали и в Вавилоне, и в Греции. Его погрешность составляет один день на 219 лет.

Разновидности календарей

Теперь поговорим о том, какие разновидности календаря существуют сегодня. Речь пойдет о конструктивных, а не об астрономических особенностях. Так, наиболее востребованы сегодня перекидные, настенные, карманные и отрывные календари.

Перекидные календари

Другое название этого типа типографного издания - «домик». Хотя некоторые варианты могут иметь и иную конструкцию, включающую в себя подставку из пластика. Последние нередко составляют одно целое с подставкой для карандашей и отделами для скрепок. Суть в том, что перекидной календарь конструируется так, чтобы таблицы месяцев были расположены на разных страницах, которые своевременно нужно перелистывать. Вместе с календарем на них очень удобно располагается различная информация или просто красивые изображения, включающиеся в общий дизайн помещения. Применяются такие изделия чаще всего в офисах, удобно располагаясь в углу рабочего стола. Перекидной календарь также часто служит в качестве подарка или сувенира.

Настенный календарь

У многих на кухне имеется такой календарь, прикрепленный к стене, дверце холодильника или двери. Настенные календари очень популярны, потому что удобны в использовании, а их эстетическая ценность в наше время делает их прекрасным украшением для дома. Иногда они объединяются с технологией «домиков». В таком случае настенные календари, как правило, представляют собой настоящие альбомы, посвященные той или иной теме. А функция, собственно, исчисления времени отходит в них на второй план.

Карманный календарь

Этот тип, наверное, наиболее распространенный в наше время. Карманные календари представляют собой небольшие карточки, с одной стороны которых располагается, собственно, календарная табличка, а с другой - какой-нибудь рисунок. Очень часто такие изделия служат закладками, визитными карточками. Нередко их используют и в рекламных целях. Карманные календари - это своего рода открытки, которые несут в себе дополнительную функцию. Их легко можно положить в бумажник и носить при себе, доставая по мере надобности.

Отрывные календари

Советский отрывной календарь знаком каждому. Когда-то они встречались почти в каждом доме, но сегодня их популярность несколько упала, хотя они все еще часто встречаются. Эти изделия представляют собой настоящие книжки, где каждая страница выделена под один день года. Когда настает новый день, прежняя страница отрывается. Поэтому он и называется отрывным. На оборотной стороне страницы содержится какой-либо текст. Как правило, каждый такой календарик посвящен какой-либо теме и представляет в ее рамках довольно информативный источник.

Церковные календари

Несколько слов нужно также сказать о том, что такое церковный календарь, поскольку многие, приходя в храм или читая церковную литературу, сталкиваются с системой двойной датировки. На самом деле под церковным православным календарем подразумевается обычный юлианский календарь. Просто за две тысячи лет он стал отставать от реального астрономического хода времени почти на две недели. Католическая церковь исправила это, результатом чего стало появление григорианского календаря. А вот православные этой реформы не приняли. Русская Православная Церковь и еще несколько независимых юрисдикций, например, до сих пор придерживаются юлианского летосчисления. Но большинство православных церквей мира все-таки перешли на новоюлианский календарь, который в настоящее время совпадает с григорианским.

Церковный календарь, таким образом, имеет как минимум три разновидности. В некоторых странах, кроме того, в церквях применяются свои национальные календари. К примеру, в Египте распространена коптская система летосчисления. Имеются свои календари и у других религиозных организаций. Известны, например, ведический, буддийский, исламский, бахаистский и другие системы организации времени.

Календарь майя

В заключение скажем несколько слов о том, что такое древний календарь майя. На самом деле это не один, а целая система разных летоисчислений. Гражданский календарь на год у индейцев майя был солнечным и состоял из 365 дней. Основное его назначение состояло в том, чтобы упорядочивать сельскохозяйственную жизнь. Был также ритуальный календарь, который назывался Цолькином. Переводится это как «счет дней». Он несколько необычен по своей структуре. Так, календарь на год по Цолькину содержал не 365, а 260 дней. Последние были разделены на два цикла - двадцатидневный и тринадцатидневный. Дни первого из них имели собственное название, а вторые содержали только порядковый номер. Майянская система счета времени включала в себя и такие периоды, как туны (360 дней), катуны (20 тунов), бактуны (20 катунов). Самой большой считалась эпоха в 260 катунов. В пересчете на привычную нам систему счета это составляет 5125 лет. 2012 года завершилась одна такая эпоха, называемая пятым солнцем, и началась новая эра шестого.


ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково. Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно, руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До указа Петра I (от 20 декабря 1699) на территории России имело хождение византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова. Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя, соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900 и 13542 новый год соответственно... В 6984 г.до н.э. (по наиболее частоцитируемым источникам), якобы, сотворили наш бренный мир (вообще же "дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год... Византийская эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в 1700 году н.э., а в Греции в 1821, в двухтысячном году по этому календарю был бы 7509 год!.. Древнееврейский календарь начался в 3761 г.до н.э., на юбилей будет 5761 год... Еще одно "сотворение мира" было якобы в 3483 году, так что нам - уже 5483 года... Китайцы в это же время встретят "всего лишь" 4698 год своего календаря... Фараон Рамзес-2 ввел новый календарь в 1300 г.до н.э., и на "юбилей" у него также будет кругля дата - 3300 год!.. Римский календарь, начавшийся в 753 году до н.э., если бы не потерял силу в 45 г.до н.э., то показал бы 2753 год!.. Японский календарь начался в 660 г.до н.э., но летоисчисление обновляется при смерти каждого императора... Буддисткая эра идет с 484 г.до н.э. и скоро покажет год 2484... Эра селевкидов (сирийских христиан в Ливане) началась в 312 г.до н.э., в двухтысячном для этой немногочисленной группы населения пойдет 2312 год... Календарь хинди отметит 2080 год... Испанская эра идет с 38 г.до н.э., и вскоре некоторые португальцы (не испанцы) отметят 2038 год... Исламский календарь - самый молодой из религиозных календарей, он ведет свое летоисчисление с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину с 622 г., в юбилейном году мусульмане отметят лишь 1378 год... Ацтеки обновили летоисчисление в 1454 (после смерти и возрождения Солнца), если бы их цивилизация не деградировала, для них был бы всего-то 546 год ИХ Новой эры... Вводили новый календарь после Великой французкой революции,.. думали об этом и после Великой октябрьской революции в России, во всяком случае текущий год новой Социалистической эры печатался почти на всех календарях... (ВЧ) -