Кто такие парки. Женские триады в мифологии: норны, валькирии, эринии. Смотреть значение Парки в других словарях

(лат.) и мойрам (греч.), которые в виде прядущих женщин определяют рождение, жизнь и смерть людей. Вблизи колодца (источника Урд) у мирового древа Иггдрасиль они определяют судьбу только что родившихся людей, подобно феям в сказке о «Золушке», причем первая (Урд, судьба) прядет нить, вторая (Верданди, становление) ее скручивает и третья (Скульд, долг, соответствует индийскому понятию «карма») ее обрезает. Это представление характеризует фаталистическую установку, но одновременно - приятие выпавшей доли; (см. ). Представляется, что символика триад женских сил судьбы связана с символикой античной троичности из Средиземноморья.

ПАРКИ (лат. родительницы). Их греческое наименование мойры (распределительницы), а также латинское фаты (богини судьбы) соответствуют скандинавским . Парок считали или дочерьми ночи (греч. Нике), или, как их сестер (оры, ), дочерьми Зевса и Фемиды. В изобразительном искусстве они представляются как пряхи . Первая, Клото, прядет нить жизни, вторая, Лахесис, сохраняет ее, в то время как третья, Атропос («Неотвратимая»), ее обрезает и этим кладет конец жизни человека. Иногда они изображаются также с , свитком и весами. Римские парки первоначально были богинями рождения с именами Децима и Нона (по девятому месяцу после зачатия), однако под греческим влиянием и на римских парок была распространена тройственность с наделением каждой из них соответствующей функцией при определении судьбы.

ВАЛЬКИРИИ - в германо-скандинавской мифологии персонифицированные символы почетной смерти в войне: щитоносицы бога Одина, который из храбрых воинов, не убоявшихся смерти в земных битвах, собирает себе союзников для последней битвы в конце света. Воины, погибшие на поле боя, посредством помощниц, мчащихся на своих быстрых лошадях сквозь облака, обретают покой в потусторонней воинской обители - вальхалле. Имена некоторых валькирий, упоминаемых в «Эдде»: Скульд (последняя из , которая приносит смерть), Брунхильда (Брюнхильда), Гель (зовущая, кричащая), Гондул (волчица), Христ (буря, потрясающая), Мист (туманная) и Труд (сильная). Собравшихся в вальхалле павших воинов называли эйнхериями, и они проводили дни в воинских турнирах, состязаниях, с тем, чтобы каждый вечер, оставаясь невредимыми, снова праздновать и устраивать пиры. Такое представление символизирует, с одной стороны, высокую ценность смерти, полученной в борьбе с врагами (мексиканские ацтеки также высоко оценивали смерть в бою или на жертвенном камне), с другой стороны, мужество перед лицом пророческого исхода битвы в конце времен, в которой все боги и их помощники должны пасть, прежде чем после «гибели богов» (Рагнарёк) настанет «новый век, жилище радости, своего рода образ рая». В новое время приобрела известность валькирия Брунхильда, которая в «Песне о Нибелунгах» играет трагическую роль, приводя к гибели героя Зигфрида (Сигурда), который незримо сражался за короля Гюнтера. Сильным женщинам приписывают черты Брунхильды. См. Песнь Валькирий


ЭРИНИИ (известны, например, по балладе Шиллера «Ивиковы журавли», кроме того, еще более известны в латинском варианте - фурии) - богини мести, воплощающие яростную страсть людей к возмездию за неискупимые злодеяния. Эти три темные страшные могущественные стражницы порядка порождены от крови оскопленного бога Урана, они носят имена Алекто (никогда не спускающаяся), Тисифона (мстящая за убийство) и Мегера (завистница), изображаются с факелами и бичами в руках, со змеями вместо волос и являются неутомимыми и беспощадными преследовательницами кровавых преступлений и кощунства против родственников, в особенности против родителей. Иногда их истолковывают как персонифицированные проклятья, они охраняют также и нравственный порядок, и законоуклад, посему - умилостивительно или благоговейно - именуются иногда эвменидами (дружественными) или semnai theai (досточтимыми, достойными почтения). В некоторых местностях почитание эринии связано с почитанием трех , как противостоящих им фигур.

ГРАЦИИ (лат. gratiae, греч. charites) - символические женские фигуры, олицетворяющие юную красоту и прелесть: как и многие другие мифосимволические женские персонажи, представлены тремя образами . Принадлежа к кругу бессмертных, грации не обладали рангом богов. Чаще всего их относят к свите Афродиты (Венеры) или Аполлона; их имена разные источники передают по-разному, например: Харита (от греч. chairein - радоваться, здравствовать), Аглая (блеск), Ефросина (Евфросина) (благомыслие), Талия (цветущая). Их функция заключалась в том, чтобы возбуждать в юных девушках любовь и вообще доставлять радость людям. Зачастую они считались дочерьми Зевса и Эвриномы, дочери Посейдона. Часто они составляют общество музам и находятся в связях с (орами).

ГОРЫ (хоры, оры) - мифологические персонажи. В немецкой классической словесности слово использовалось в названии значительных литературных журналов. Несмотря на то, что в переводе с греческого horai означает «часы», они персонифицировали времена года в духе трехчастного его разделения, а именно: Талло (цветение), Ауксо (рост) и Карпо (плодоношение). Они считаются дочерьми Зевса и Фемиды (богини уложений, предназначенных для человека). Представление о горах не ограничивалось тем, что они персонифицировали определенные отрезки времени, они характеризовали также идеальную связь хронологического и законоустановленного порядка, представляемого абстракциями: Ирена (мир), Дике (справедливость) и Эвномия (законность). Как и трех граций, их часто представляли входящими в свиту Афродиты (Венеры), но иногда и Геры (Юноны).

Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»

В мифологии всех народов мира есть свои богини судьбы. Довольно часто их было сразу три. Не могу не рассказать о самых известных, уж простите мне это отступление:

У скандинавов – три норны (их имена Urd, Verdandi и Skuld), которые вырезают на дощечках рунические письмена, определяя продолжительность жизни каждого человека. По другим источникам (они в виде прядущих женщин определяют рождение, жизнь и смерть людей. Вблизи колодца (источника Урд) у мирового древа Иггдрасиль они определяют судьбу только что родившихся людей, причем первая (Урд, судьба) прядет нить, вторая (Верданди, становление) ее скручивает и третья (Скульд, долг, соответствует индийскому понятию «карма») ее обрезает.

В Древней Греции – три мойры. Мойры - в греческих мифах богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды - Клото, Лахесис, Атропос.. Первоначально считалось, что у каждого человека своя судьба - мойра. Позже стали считать, что все три сестры участвовали в жизненной судьбе каждого человека с самого его рождения:

Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами.

У славян сначала были богини-рожаницы. Позже, опять же, появилась богиня пряха-Макошь – Богиня всей Судьбы, старшая из богинь – прях судьбы, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов — добрыми или злыми. Богиня Доля - Небесная Богиня счастливой судьбы, счастья и удачи в жизни и созидательных деяниях. Это вечно красивая, молодая Небесная пряха, которая прядёт чудесную нить жизни человеческой. Богиня Доля - весьма искусная мастерица и рукодельница. С её изумрудного веретена течёт равная и прочная, золотистая нить жизни и судьбы человека, которую она крепко держит в своих ласковых и нежных руках.

Богиня Недоля — Небесная Богиня, которая наделяет различных людей и их детей несчастливой судьбой за нарушение Законов РИТА (Небесных Законов о Чистоте Рода и Крови) и Кровных Заповедей. Она пожилая женщина, которая прядёт особую нить жизни человеческой. С её старого гранитного веретена течёт кривая, неровная и непрочная серая нить жизни и судьбы человека, наказанного уроком Божьим. Когда человек полностью выполняет урок Богов, Недоля обрывает серую нить его жизни и человек, освобождённый от несчастной судьбы, уходит в Мир Предков, или вплетает в судьбу человека золотую нить младшей сестры Доли.

Нас же интересуют парки.

В римской мифологии богини судьбы. Этимология слова «парки» от partior, «наделять», современными филологами отвергается. Видимо, первоначальным было представление об одной парке - богине рождения. Затем возникли три парки, носившие имена Нона, Децима (покровительствующие рождению ребёнка на девятом или десятом месяце), Морта (от mors, «смерть») Утроение парок обусловило их отождествление с мойрами, прядущими и обрезающими нить жизни. Считалось, что это произошло под греческим влиянием. Часто они изображаются с веретеном, свитком и весами. Роль каждой из парок такова:

Нона– тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни (то же что мойра Клото). Децима- наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу (то же что мойра Лахезис), Морта (лат. Morta) - перерезает нить, заканчивая жизнь человека (то же что мойра Атропос).

Это сопоставление парок и мойр часто приводит к энциклопедической путанице. Во многих словарях, и в книжке прилагаемой к таро Теней, парок называют именами греческих мойр.Приведу одну из таких справок, может она покажется вам все-таки логичной:

ПАРКИ (лат. родительницы). Их греческое наименование мойры (распределительницы), а также латинское фаты (богини судьбы) соответствуют скандинавским норнам. Парок считали или дочерьми ночи (греч. Нике), или, как их сестер (оры,горы), дочерьми Зевса и Фемиды. В изобразительном искусстве они представляются как пряхи. Первая, Клото, прядет нить жизни, вторая, Лахесис, сохраняет ее, в то время как третья, Атропос («Неотвратимая»), ее обрезает и этим кладет конец жизни человека. Иногда они изображаются также с веретеном, свитком и весами. Римские парки первоначально были богинями рождения с именами Децима и Нона (по девятому месяцу после зачатия), однако под греческим влиянием и на римских парок была распространена тройственность с наделением каждой из них соответствующей функцией при определении судьбы.

Будь что будет — все равно.
Парки дряхлые, прядите
Жизни спутанные нити,
Ты шуми, веретено.
Всё наскучило давно
Трем богиням, вещим пряхам:
Было прахом, будет прахом,
Ты шуми, веретено.
Нити вечные судьбы
Тянут парки из кудели,
Без начала и без цели.
Не склоняют их мольбы,
Не пленяет красота:
Головой они качают,
Правду горькую вещают
Их поблекшие уста.
Мы же лгать обречены:
Роковым узлом от века
В слабом сердце человека
Правда с ложью сплетены.
Лишь уста открою — лгу,
Я рассечь узлов не смею,
А распутать не умею,
Покориться не могу.
Лгу, чтоб верить, чтобы жить,
И во лжи моей тоскую.
Пусть же петлю роковую,
Жизни спутанную нить,
Цепи рабства и любви,
Все, пред чем я полон страхом,
Рассекут единым взмахом,
Парка, ножницы твои!

(Дм.Мережковский)

(Parcae) - у римлян собственно богини рождения, как карменты, на что указывает связь их имени со словом partus (рождение). Имена их были первоначально Parca (богиня рождения), Nona и Decuma: последние 2 имени указывали на месяцы, в которые происходят роды после зачатия. Позднее это значение П. слилось со значением мойр, причем к богиням Nona и Decuma присоединили божество смерти - Morta, создав, таким образом, троицу, олицетворявшую жизненную судьбу от часа рождения до часа смерти. П. представлялись в образе трех прядущих сестер - представление, заимствованное из греческой мифологии (ср. Мойры).

"Парки, богини рождения" в книгах

212. Парки

автора Шестаков Дмитрий Петрович

212. Парки

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

212. Парки Как широко звучат и тают Ночные длинные часы, И Парки вечные сжимают Над ними вечные весы, Чтобы, когда уж нечем верить, И рада б боль без утра спать, - Измерить раз и вновь измерить И разом с болью жизнь прервать. 1 марта

1. Кариатиды и парки

Из книги Книга 1. На рубеже двух столетий автора Белый Андрей

1. Кариатиды и парки Среда подалась с первым мигом сознания; я, наблюдательный, скрытный и тихий ребенок, не видящий вовсе детей, изучающий мужей науки, я рос одиноким «подпольщиком»; квартирочка - маленькая; детская и гостиная, полная взрослых, так сближены были, что я из

Сады и парки

Из книги Заметки о русском (сборник) автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Сады и парки Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всегда длится столетиями и тысячелетиями и не всегда носит «природно-бессознательный» характер. След в природе остается не только от сельского труда человека, и труд его не только формируется природой:

Народные парки

автора Грицак Елена

Народные парки Стоит только удивляться тому, что своим умением красиво отдыхать жители германской столицы обязаны непосильному труду. Оборотная сторона техногенного комфорта заставила берлинцев задуматься о здоровье, ведь именно она повлекла за собой резкое ускорение

Парки Ленне

Из книги Парки и дворцы Берлина и Потсдама автора Грицак Елена

Парки Ленне Некоторые части парка Сан-Суси рассчитаны исключительно на взгляд издалека. Так, из окон Старого дворца открывается превосходный вид на «античные» руины, но при ближайшем рассмотрении древности оказываются всего лишь крупными кусками известняка. Если

Парки

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Парки В поздней римской мифологии парки отождествлялись с греческими мойрами, тремя сестрами, владеющими нитью жизни человека. У каждой мойры была своя функция: Клото, Пряха, пряла нить человеческой жизни, Атропос, Судьба, определяла длину этой нити, а Лахесис,

Гатчинские парки

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Гатчинские парки В блестящем ряду ближних петербургских пригородов, одни названия которых, давно утратившие связь с изначальным смыслом, вызывают светлые, словно в детстве, предощущения праздника, пожалуй, только Гатчина, ни в малой степени не выпадая из этого

ПАРКИ АТТРАКЦИОНОВ

Из книги 100 великих заповедников и парков автора Юдина Наталья Алексеевна

ПАРКИ АТТРАКЦИОНОВ

Тематические парки

Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Парки развлечений

Из книги 112 страниц про Париж автора Стамбулян Е Р

автора Обнорский В.

Парки В древнеримской мифологии Парки (Parcae) – собственно богини рождения, как карменты, на что указывает связь их имени со словом partus (рождение). Имена их были первоначально Рагса (богиня рождения), Nona и Decuma: последние 2 имени указывали на месяцы, в которые происходят роды

145 0

(Раrcae), см. Мойры. Римляне, как и греки, считали, что парок три, а в более древнее время имели, вероятно, одну парку. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)


Значения в других словарях

Парки

по греч. мифол. 3 сестры, дочери Зевеса и Фемиды, богини судьбы. Старшая прядет нить жизни, младшая, вооруженная большими ножницами, пересекает ее, когда наступает пора, определяемая средней.(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)римские богини судьбы, соответств. греческ. Мойрам; три сестры, дочери Зевса и Фемиды; старшая - Клото пряла нить жиз...

Парки

обществ. места проведения массовых мероприятий, активного и пассивного отдыха. Принципиальная схема парков почти всегда одинакова: за гл. входом площадка (или пл.) - «вестибюль» парка. От него - гл. аллея в Ц. парка и доп. дорожки в обход Ц. В Екат. существуют 15 парков. Один из самых старых - парк Дворца творчества уч-ся (см. Харитоновский сад). В г. расположены два парка к-ры и отдыха: Центр. им...

Парки

с XVIII в. традиционные места прогулок и отдыха населения Москвы. При Петре I широкое распространение получила пришедшая из Франции классическая регулярная планировка парковых ансамблей, где главное место занимал дворец; перед ним на открытой и ровной местности простирался обширный партер с трёхлучевой радиальной системой аллей из подстриженных деревьев и кустарников; творчески использовались рель...

Парки

В Ленинграде и его пригородах 69 П. (площадь 4769 га); в городе 35 П. (2100 га), среди них 3 ПКиО, 3 детских, зоологический парк, спортивные и прогулочные П. Некоторые старейшие ленинградские П. (Городской детский парк. (см. Таврический сад), Парк имени 30 летия ВЛКСМ), а также П. гг. Пушкин, Павловск, Петродворец, Ломоносов, Гатчина - уникальные памятники ландшафтного искусства, образцы регуля...