Ксеркс — персидский царь. Царь Персии Дарий I

Этот шахиншах, «царь царей», ликовал, когда перечислял материалы, использованные при строительстве и украшении дворца, возведенного в его столице Сузы. Ливанский кедр, эбеновое дерево и серебро из Египта, слоновую кость из Эфиопии доставили из его владений на крайнем западе. Бирюзу привезли из Хорезма, его самой северной провинции на побережье Аральского моря. Согдиана (современный Узбекистан) дала ляпис-лазурь, а две другие восточные окраины империи дали золото: Бактрия, лежавшая между рекой Амударья и горами Гиндукуш, и Гандхара в Пешаварской долине.

Рабочих, которые строили дворец, тоже набирали с имперским размахом. Каменотесами служили ионийские греки из прибрежных городов-государств Малой Азии и лидийцы из Западной Анатолии, а кирпич для дворца обжигали вавилоняне. Египтяне занимались работами по дереву, а золотых дел мастерами, украшавшими внутренние помещения, были и египтяне, и мидяне, царствовавшие в Иране до династии Ахеменидов, к которой принадлежал и сам Дарий.

И мидяне, и персы были индоевропейскими народами, появившимися в Иране в начале I тыс. до н. э., а рост могущества Мидийского царства на северо-западе Ирана пришелся на VII в. до н. э. К середине VII в. до н. э. Мидия избавилась от угрозы со стороны воинственных кочевников, в том числе скифов, вторгавшихся в Иран с севера, через Кавказ. Мидяне заключили союз с Вавилонией, и индийские военные отряды копьеносцев, лучников и всадников разрушили лежавшую на западе Ассирию, чья столица Ниневия пала в августе 612 г. до н. э. Земли, находившиеся под контролем Ассирии и тянувшиеся от Месопотамии через Ассирию и горы Загрос до Сирии и Палестины, теперь стали вавилонскими, а Мидия завладела нагорными областями, в том числе Восточной Анатолией. Мирный договор 585 г. до н. э. положил конец конфликту между Мидией и анатолийской Лидией, доминировавшей в то время в Малой Азии. Мидийское иранское царство теперь простиралось от Восточной Анатолии до Западного Ирана, где располагалась провинция Парс (современное название Фарс) со столицей в городе Сузы.

Возвышение Дария и персидская империя

Династия, правившая Парсом, индийским вассальным государством, происходила от Ахеменидов VII в. до н. э. Кир II был ахеменидским правителем, и союз с Вавилонией помог ему нанести поражение Мидии в 550 г. до н. э. и с поразительной быстротой утвердить Персидскую империю. Завоевание Лидии в 546 г. до н. э. дало ему контроль над греческими ионийскими городами-государствами. Обернувшись против недавнего союзника, в 539 г. до н. э. Кир захватил Вавилон. Теперь Персия владела всеми вавилонскими землями, отвоеванными у Ассирии, и ее власть распространилась до границы с Египтом. Камбиз I, сын и преемник Кира и вероятный убийца своего брата Бардии, во время военного похода на Египет в 525 г. до н. э. захватил Мемфис. Он умер в пути, направляясь в Персию для подавления восстания под предводительством самозванца, объявившего себя Бардией. Дарий в то время возглавлял особую регулярную часть Ахеменидской армии, «Десять тысяч бессмертных», привилегированный статус которых подчеркивался ювелирными украшениями и расшитыми одеждами. Внутри этой части выделялась элитная группа из тысячи воинов - личная гвардия царя, копья которой были украшены золотыми плодами граната. Этот десятитысячный корпус был надежным оплотом государя, и Дарий, наследник Ахеменидов, поспешил из Египта в Персию, чтобы воспользоваться моментом.

Надпись на склоне скалы Бехистун в горах Загрос к западу от Иранского плоскогорья, высеченная по приказу Дария, провозглашает его династическую легитимность и рассказывает о том, как шестеро ахеменидских аристократов убили лже-Бардию. Восстание, однако, перекинулось на большинство имперских провинций. Особенный размах приобрели волнения в Мидии, на северо-западе, и в 522-521 гг. до н. э. потребовалось немало времени и сил, чтобы подавить мятежи, после чего захватническая политика Дария помогла ему упрочить свою власть. Восточные походы принесли империи Дария обширные индийские земли на северо-западе, а в 516 г. до н. э. царь начал наступление на греков. Оборудовав плацдарм на другом берегу Геллеспонта (современного пролива Дарданеллы), Дарий смог напасть на скифов, живших на западном и южном побережье Черного моря. Скифская кампания была важна, поскольку именно эти области служили главными поставщиками зерна в греческие города-государства. В 500 г. до н. э. возникла серьезная проблема - восстание ионийских городов-государств, но в 494 г. до н. э. персидский военный флот одержал у Милета победу над греческим флотом. Специальным уполномоченным в Ионии был назначен зять царя Мардоний 492 г. до н. э. он подавил ионийское восстание, возглавляемое местными тиранами, восстановил в этих городах демократию по греческому образцу и снова захватил Фракию и Македонию - земли, приобретенные в ходе прежней антискифской кампании, но утраченные персами во время ионийского восстания.

Афины и Эритрея отправили малочисленный военный флот на помощь ионийским повстанцам, что дало Дарию повод начать в 492 г. до н. э. крупномасштабную войну против греков. Главными ее событиями было поражение персов на суше в битве при Марафоне в 490 г. до н. э. и морская победа греков при Саламине десятью годами позже. В конце концов в 449 г. до н. э. был заключен мир, однако главная цель греков - освобождение ионийских городов - не была достигнута в полной мере.

Имперский Персеполь

Новый город Пасаргада, построенный в Персии Киром II, олицетворял новое величие династии, воплощением которого должны были стать залы с множеством колонн, ставших характерными для персидской архитектуры того времени. Персеполь с его симметричной планировкой и богато украшенными зданиями, построенный Дарием неподалеку, идеально соответствовал характеру дворцовых церемоний, заимствованных персами у мидийцев. Персы были непревзойденными мастерами прикладного искусства, создававшими прекрасную посуду из металла, ювелирные украшения, особенно золотые, и художественную керамику.

Текст, вырезанный по распоряжению Дария на скале Бехистун, отражает существенную эволюцию национального самосознания: царь провозглашает, что посредством используемых им знаков стало возможно воспроизводить на письме древнеперсидский язык, юго-западный диалект иранского языка (мидийский был северо-западным диалектом). От Бехистуна берет начало царская традиция Ахеменидов оставлять надписи на трех языках, потому один и тот же текст высечен еще на эламском и вавилонском языках. Через Элам, находившийся у Персидского залива, проходили пути, по которым вавилонская культура распространялась к Иранскому нагорью начиная с середины III тыс. до н. э. и заканчивая первой половиной VII в. до н. э., когда Ассирия уничтожила эту страну. Арамейский язык, которым пользовалось имперское чиновничество, был еще одним элементом необыкновенного культурного многообразия Персидской империи.

Персидская толерантность

Мягкий подход Дария к имперскому правлению и его уважение к национальным особенностям следует отнести к характерной персидской традиции, хорошо иллюстрируемой политикой Мардония в Ионии. Сам титул «шахиншах» («царь царей») отражает автономное государственное устройство Персии и правление посредством многоступенчатой администрации. Кир правил Вавилонией в соответствии с вавилонскими традициями, к тому же позволил евреям вернуться в Палестину. Такую же политику проводил Дарий. Престолонаследник Дария Ксеркс был, однако, ярым империалистом: в 484 г. до н. э. он подавил восстание в Египте и ввел там прямое персидское правление. Точно так же он поступил с Вавилонией после восстания в 482 г. до н. э. Возмездием ему стало проигранное сражение при Саламине, за которым в 479 г. до н. э. последовало еще одно морское поражение у Микале на востоке Эгейского моря, а потом на суше при Платеях. В 465 г. до н. э. Ксеркс был убит в результате дворцового заговора. Последующий ход имперской истории был отмечен усилением влияния сатрапов - правителей провинций, которые теперь были наделены как гражданской, так и военной властью. Некоторые из них даже стали передавать ее по наследству.

Дарий утверждается на царстве

Распространение национальной религии, связанной с именем пророка Заратустры родом с северо-востока Иранского нагорья, помогло Дарию утвердить свой порядок правления. Зороастризм, форма монотеизма с культом огня как воплощения чистой истины, считает единого бога Ахура-Мазду этической силой, которая противостоит лжи и несправедливости. Согласно политической теологии Ахеменидов Ахура-Мазда поставил эту династию править империей, и справедливость, одна из главных добродетелей в зороастризме, нашла отражение в наскальных надписях. Эти тексты также подчеркивают роль Дария как ревнителя правосудия.

Кроме регулярной армии в Персидской империи существовала и воинская повинность, однако Дарий уважал нормы права, отправляемые в местных судах и дополняемые сводом имперских законов, которые провозглашались от имени царя.

Сами персы, будучи господствующей нацией, были освобождены от уплаты налогов, однако имперские провинции и вассальные страны облагались сельскохозяйственным сбором. Теперь каждая сатрапия должна была платить фиксированный налог, устанавливаемый с учетом среднего уровня урожайности за несколько лет; прежняя налоговая система не принимала в расчет его колебания. Плодородные земли составляли основу имперской военной мощи, и Дарий ввел единицу измерения под названием «лук» - расчетная площадь земли, способной прокормить одного лучника.

Расцвет торговли

Стандартизация мер и весов и введение единой денежной системы способствовали бурному развитию торговли. Этому же содействовали снаряженные государством экспедиции, целью которых были поиски новых рынков сбыта. Удобные пути сообщения были чрезвычайно важны и для торговли, и для государства, и Дарий завершил египетский проект строительства канала, соединяющего Красное море с рекой Нил. Благодаря этому восток и запад империи были связаны морскими путями, проходящими через Аравийское море и Персидский залив, на берегах которого возникло множество портов. Сеть дорог - их строительство финансировалось государством, была очень важна для поддержания мира и процветания в империи, а знаменитая дорога из Суз в Сарды обслуживалась государственной почтовой службой. На этой дороге имелись промежуточные станции, располагавшиеся на расстоянии дня пути друг от друга и снабжавшие путешественников свежими лошадьми. Пути сообщения, позволявшие быстро связаться с отдаленными провинциями, играли важную роль в делах царской разведывательной службы, когда представители центрального правительства, располагавшегося в Сузах, разъезжали по стране с проверками.

Падение империи

Когда Дарий начинал свою эллинскую кампанию, греки, вероятно, казались ему лишь небольшой помехой на западных окраинах его империи. Греческие наемники, жадные до персидского золота и серебра и регулярно используемые персидской армией, не представляли угрозы. Однако военная и политическая враждебность греческих вождей по отношению к персам оказалась серьезной помехой в значительной степени из-за того, что города-государства, их типичные политические образования, были совершенно чужды персидской системе единоличного правления. Важнее всего, что Персидской империи не удалось заключить союз с Афинами и вместе противостоять экспансионистским устремлениям северо-греческой македонской династии. Александр сровнял Персеполь с землей. Однако эллинская цивилизация со всем своим плюрализмом была тем не менее построена на уважении персами культурного многообразия имперских окраин, завещанном Дарием потомкам.

  • Где находится Персия

    В середине VI века до н. е. на историческую арену вышло дотоле малоизвестное племя – персы, которым волей судьбы вскоре удалось создать величайшую на то время империю, могучее государство, простиравшееся от Египта и Ливии до границ . В своих завоеваниях персы были активными и ненасытными, и лишь мужеству да отваге во время греко-персидских войн удалось остановить их дальнейшую экспансию в Европу. Но кем были древние персы, какова их история, культура? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

    Где находится Персия

    Но сперва ответим на вопрос, где находится древняя Персия, точнее, где находилась. Территория Персии в момент ее высочайшего расцвета простиралась от границ Индии на Востоке до современной Ливии в Северной Африке и части материковой Греции на Западе (тех земель, которым персам удалось не недолгое время завоевать у греков).

    Так выглядит древняя Персия на карте.

    История Персии

    Происхождение персов связывают с воинственными кочевыми племенами ариев, часть которых поселилась на территории современного государства Иран (само слово «Иран» происходит от древнего названия «Ариана», что значит «страна ариев»). Оказавшись на плодородных землях иранского нагорья, они перешли от кочевого образа жизни к оседлому, тем не менее, сохранив и свои воинские традиции кочевников, и простоту нравов свойственную многим кочевым племенам.

    История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому , бывшему на то время величайшей державой древности.

    И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

    Такому сокрушительному успеху персов по сообщению греческого историка Геродота способствовали, прежде всего, простота и скромность последних. И разумеется железная воинская дисциплина в их войсках. Даже добыв огромные богатства и власть над многими другими племенами и народами, персы продолжали более всего почитать именно эти добродетели, простоту и скромность. Интересно, что при коронации персидских царей, будущий царь должен был облачиться в одежды простого человека и съесть пригоршню сушеных фиг, да выпить стакан кислого молока – еду простолюдинов, что как бы символизировало его связь с народом.

    Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

    Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

    Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

    С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

    Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека — македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

    Сасанидское государство и Сасанидское возрождение

    Завоевания Александра Македонского оказались катастрофой для персов, которым на смену надменной власти над другими народами, пришлось униженно подчиниться давним врагам – грекам. Лишь во II веке до н. е. племенам парфян удалось изгнать греков из Малой Азии, хотя сами парфяне много всего переняли у греков. И вот в 226 году уже нашей еры некто владетель Парса с древним персидским именем Ардашир (Артаксеркс) поднял восстание против правящей парфянской династии. Восстание оказалось успешным и завершилось восстановлением персидской державы, государства Сасанидов, которое историки называют «второй персидской империей» или же «Сасанидским возрождением».

    Сасанидские правители стремились возродить былое величие древней Персии, которая на тот момент стала уже полулегендарной державой. И именно при них наступил новый расцвет иранской, персидской культуры, которая повсеместно вытесняет культуру греческую. Активно строятся храмы, новые дворцы в персидском стиле, ведутся войны с соседями, но уже не так успешно как в былые времена. Территория нового Сасанидского государства в разы меньше размеров былой Персии, она находится лишь на месте современного Ирана, собственно прародины персов и также охватывает часть территории современного Ирака, Азербайджана и Армении. Просуществовало Сасанидское государство более четырех веков, пока истощенное непрерывными войнами не было окончательно завоевано арабами, несшими знамя новой религии – Ислама.

    Культура Персии

    Культура древней Персии наиболее заметна их системой государственного управления, которой восхищались даже древние греки. По их мнению, такая форма управления была вершиной монархического правления. Персидское государство было разделено на так званые сатрапии, во главе которых стоял собственно сатрап, что значит – «блюститель порядка». Фактически сатрап был местным генерал-губернатором, в широкие обязанности которого входило и поддержание порядка на вверенных ему территориях, и сбор налогов, и осуществление правосудия, и командование местными военными гарнизонами.

    Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

    Отлично в древней Персии функционировала и почта, чему также немало способствовали хорошие дороги. Также в древней Персии была очень развита торговля, на всей территории государства функционировала продуманная налоговая система, схожая с современной, при которой часть податей и налогов шли в условные местные бюджеты, часть же отправлялась к центральной власти. Персидские цари имели монопольное право на чеканку золотых монет, в то время как их сатрапы могли тоже чеканить свои монеты, но только серебряные или медные. «Местные деньги» сатрапов ходили только на определенной территории, в то время как золотые монеты персидских царей были универсальным платежным средством по всей персидской империи и даже за ее пределами.

    Монеты Персии.

    Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время . Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

    Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей.

    Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством.

    Тут изображение персидского мастера.

    Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.

    Религия Персии

    Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

    • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
    • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
    • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
    • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

    Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

    Древняя Персия, видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Персии – «Персидская империя – империя величия и богатства».


  • Дарий — сын персидского и мидийского царя Гистаспа (перс. Wischtâspa; 550 г. до н.э.), внук персидского царя Аршама (перс. Aršāma — «Героическая мощь»), правившего в Парсе с 590 по 550 год до н. э., принадлежал к младшей ветви правящей династии Ахеменидов. Дараявуаш (Dārayava(h)uš — «Держащий добро», «Добронравный») до того, как вошёл в историю Древнего Востока под именем царя Дария I, был выдающимся человеком, и уже имел немалый военный опыт, поскольку война в те далекие времена была нормальным состоянием всех государств, народов и племён.

    В надписи из царского дворца в Сузах (Иран):
    Царь Дарий говорит : Ахура-Мазда, величайший из богов, создал меня, сделал меня царём, даровал мне это царство большое, обладающее хорошими лошадьми , обладающее хорошими людьми. По милости Ахура-Мазды мой отец Гистасп и мой дед Аршама оба жили, когда Ахура-Мазда поставил меня царём на этой земле.

    Став царем Персии, Дарий I Великий, правивший в 522-486 годах до н. э., силой оружия подавил крупные восстания против правящей династии Ахеменидов в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии и мятежи кочевых племён в Средней Азии.

    Подавление антиперсидских восстаний на подвластных территориях велось большим военным походом, сопряженным со сбором большого войска, привлечением войск союзников из числа кочевых племён прежде всего, взятием приступами мятежных городов и крепостей, сбором военной добычи и наказанием государственных преступников, поднявших мятеж. У Дария было два брата - военачальники Артабан и Артан, имевшие свои сотрпии. Персидскому царю приходилось быть не только полководцем, но и искусным дипломатом, поскольку с местной знатью ему выгоднее было ладить, чем воевать.

    Персидская держава стремилась распространить свою экспансию на богатые земли, налоги и поборы с завоёванных земель постоянно пополняли царскую казну. Царь Дарий I обратил внимание на соседние индийские государства, в которых не было согласия, но было много богатств, ставших лёгкой добычей воинственных персов.

    Около 518 года до н. э. царь Дарий I Великий завоевал северо-западную часть Индии – западный берег реки Инд. Затем – северо-западную часть Пенджаба, расположенного восточнее этой реки. Персидские завоевания в Индии продолжались до 509 года до н. э. Дарий I посылал греческого моряка и географа Скилака исследовать реку Инд до Аравийского моря.

    На золотых и на серебряных табличках Дарий I сообщал лаконично, но выразительно об огромных размерах своего государства:

    «Дарий, Великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид. Царь Дарий говорит: «Это царство, которым я владею от Скифии, которая позади Согдианы, до Куша (Эфиопии), от Индии до Сард, дал мне Ахурамазда, величайший из богов. Да защитит Ахурамазда меня и мой дом».

    После успешного индийского похода персидской армии Дарий I решил подчинить себе скифов Северного Причерноморья. Видно, не все скифы знали о том, что персидский царь Дарий Великий, владеет Скифией, и новый поход 511 года до н. э. оказался для Дария неудачным. По пути в далекую и неведомую Скифию Дарий собрал большое войско , объединив его с силами подвластных народов, и двинул через Дунай, персидские мореходы навели два наплавных моста – один через пролив Босфор, другой через Дунай. Для защиты моста через Дунай царю пришлось оставить большой военный отряд персов.

    Геродот восхищался воинской доблестью скифов, и собирал сведения о войне скифов с врагами его родины, он хотел понять, из чего складывается сила скифских племён. Скифы воевали по-своему , их конница считалась непобедимой. Скифы уклонялись от прямого боя с персибской армией Дария, заманивая персов вглубь страны, они совершали быстрые и неожиданные партизанские налёты на растянувшиеся по степи отряды персов.

    Скиф в скифской одежде и «фракийской» шапке, вооружён коротким мечом (акинак). Так же одеты персы

    Войну в бескрайней Причерноморской скифской степи персы проиграли, и всемирно известный завоеватель поспешно отступил, Дарий бежал из Скифии с остатками разбитых войск, а скифы сохранили свою независимость. Так неожиданно для Дария закончился с огромными потерями его бесславный поход в Северное Причерноморье. Тем не менее, Дарий Великий сохранил контроль над Фракией и Македонией (государство Одрисов) и Черноморскими проливами.

    При царе Дарии I началась серия Греко-персидских войн (499 –449 годы до н. э.), которые шли с переменным успехом. Военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость растянулись 50 лет. Главными противниками Персидской державы в этих войнах были Афины и некоторые греческие города-полисы на полуострове Пелопоннес.

    Поводом для первой Греко-персидской войны 492 года до н. э. стало восстание малоазиатских греческих городов, которые находились под гнётом сатрапа – наместника царя Персии. Восстание начал город Милет. Тогда Афины послали на помощь восставшим грекам Малой Азии 20 боевых кораблей с войском на борту. Сильная Спарта отказала в помощи восставшим в Милете.

    Чтобы пресечь связи восставших городов на восточном берегу Эгейского моря, Дарий I собрал большой флот, который нанёс поражение грекам в сражении близ острова Леде, неподалеку от Милета. Восстание греческих городов в Малой Азии было жестоко подавлено. Помощь Афин явилась поводом для объявления Дарием войны эллинскому миру на Пелопонесском полуострове по ту сторону Эгейского моря.

    Против греческих государств Дарий I совершил два больших военных похода. Первый состоялся в 492 году до н. э., когда царь послал в Грецию войско под командованием своего зятя Мардония. Сухопутная армия шла по южной части Фракии, а флот двигался вдоль морского побережья. Однако во время сильного шторма у Афонского мыса большая часть флота персов погибла, а их сухопутные войска, лишившись поддержки с моря, стали нести большие потери в частых столкновениях с местным населением. В конце концов Мардоний решил вернуться назад.

    В 491 году до н. э. Дарий I отправил в Грецию послов, которые должны были привести к покорности свободолюбивых греков. Ряд небольших греческих городов-государств не устоял и признал власть персов над собой, но в Афинах и Спарте царские послы Персии были убиты.

    В 490 году до н. э. состоялся второй поход Дария I в Грецию. Царь отправил против Греции большую армию под начальством опытных полководцев Датиса и Артаферна . Персидское войско на европейскую территорию доставил огромный персидский флот. Персы разрушили город Эритрию на острове Эвбее и высадились около Марафона, всего в 28 километрах от Афин.

    Именно в знаменитой Марафонской битве греки нанесли персам самое тяжелое поражение в ходе трёх Греко-персидских войн. Битва при Марафоне произошла 13 сентября 490 года до н. э. Небольшому греческому селению Марафон суждено было войти не только в военную историю, но и в историю международного Олимпийского движения.

    Греческое войско, под командованием опытного полководца Мильтиад, одного из десяти афинских стратегов, состояло из 10 тысяч воинов-гоплитов из Афин и одной тысячи их союзников из Платей (Беотия) . Примерно столько же было плохо вооруженных рабов. Спартанцы обещали прислать значительную военную помощь, но опоздали к началу битвы.

    Шестидесятитысячную персидскую амию возглавил один из лучших царских военачальников Датис . Персидский царский флот после высадки войска Датиса стоял на якорях неподалеку от Марафона. Малые суда персидские мореходы, по традиции Древнего мира, вытащили на берег, чтобы обезопасить их на случай большого волнения моря и сильного ветра. Команды многих кораблей сошли на берег, чтобы после победного окончания битвы с греками принять участие в сборе военной добычи на поле брани.

    Сражение персы начали применив свою обычную тактику – в основе их боевого построения стоял «победоносный» центр, которому предстояло расколоть на две части неприятельский строй . Мильтиад был хорошо знаком с военным искусством персов и рискнул изменить построение греческих боевых порядков, традиционных для того времени. Он стремился длинной фалангой тяжеловооруженной греческой пехоты охватить всю ширину Марафонской долины. Благодаря этому можно было избежать окружения, ведь персидский полководец имел легкую конницу, а Мильтиад – нет.

    Фланги тяжеловооруженной греческой пехоты упирались в каменистые взгорья, через которые конница персов не могла пройти, находясь под обстрелом греческих лучников и пращников. В качестве препятствия персидской коннице, на флангах были устроены засеки из срубленных деревьев.

    Укрепив позиции флангов тяжеловооруженной греческой пеших воинов, Мильтиад сознательно ослабил её центр, в котором поставил отборные отряды пеших афинских воинов и немногочисленную конницу греков.

    Войско персидского царя и объединенное войско афинян и платейцев трое суток стояли на боевых позициях друг против друга. Мильтиад не начинал битву, потому что ждал обещанной помощи от Спарты. Персы тоже выжидали, они надеялись, что их хорошо видимое численное превосходство устрашит противника.

    Персы первыми начали битву. Их огромное войско, плохо соблюдая строй, стало накатываться на греческую фалангу, которая в ожидании подхода врага замерла, перегородив по ширине всю Марафонскую долину. Уже само начало сражения обещало царскому полководцу скорую, на его взгляд, победу. «Победоносный» центр персидской армии таранным ударом отбросил назад центр греческой фаланги, которая по приказу Мильтиада нанесла контрудар по атакующему врагу. Под натиском огромной людской массы греческая фаланга всё же устояла и не разорвалась на части.

    После первой атаки персов произошло то, чего Датис никак не ожидал. Греки нанесли сильные удары по атакующим одновременно с двух флангов, и отбросили персов назад. «Победоносный» центр персов оказался окружённым полукольцом греческих пехотинцев, и был наголову разгромлен. У персов не было большого резерва, чтобы направить его в центр сражения на помощь окружённым воинам в самом центре Марафонской долины.

    Персидское войско охватила паника, и оно устремилось к морскому берегу, к своим кораблям. Датис, как ни пытался, не смог восстановить порядок в своём войске. По приказу Мильтиада греки, восстановив монолитность своей фаланги, начали преследовать бегущего врага.

    Персам удалось добежать до близкого берега и спустить на воду суда. Они на всех парусах и веслах пустились прочь от берега, спасаясь от стрел греческих лучников.

    В Марафонской битве персидское войско было полностью разгромлено и потеряло 6400 человек убитыми, не считая пленных, и не одна тысяча раненых осталась на ушедших на восток кораблях персидского царского флота. В день Марафонской битвы 13 сентября 490 года до н. э. афиняне потеряли всего 192 своих воина.

    Победа греков в войнах с персами вдохновила другие греческие города-государства на сопротивление господству Персии.

    После выхода из войны Спарты, которая как сухопутная держава не была заинтересована в заморских операциях, руководство военными действиями перешло к Афинам, возглавившим в 478/477 г. до н.э. новое военно-политическое объединение Делосский союз, или Первый афинский морской союз, куда вошли островные и приморские ионийские, полисы. Союз повёл активное наступление на персов с целью окончательного их вытеснения из Эгейского моря, и освобождения от их власти малоазийских греческих городов. В 470-е годы персов изгнали с фракийского побережья и из зоны Черноморских проливов и освободили малоазийские гресеские полисы на побережие.

    В 469 году персы вновь были разгромлены афинским полководцем Кимоном в морском и сухопутном сражениях при устье реки Эвримедонт, у южного побережья Малой Азии. Попытка афинян добиться большего, поддержав новое восстание египтян, окончилась неудачей: персы уничтожили греческий флот в дельте Нила и подавили восстание в Египте. Однако в 450/449 афинский полководец Кимон ещё раз нанёс поражение персам в морском сражении у г. Саламин на Кипре, после Саламинского сражения афинский представитель Каллий и персы начали мирные переговоры.

    По Каллиеву миру, заключённому в 449 году, персы признали своё поражение в войне с греками. Отныне персидским кораблям было запрещено заплывать в Эгейское море, и ничьи войска не могли находиться в пределах трёх дней пути от малоазийского побережья. Эгейское море окончательно стало внутренним морем греков, а греческие города Малой Азии обретали свободу и независимость, получили торговые пути и доступ к источникам сырья и рынкам сбыта в в Эгеиде и Причерноморье. Победа греков над персами обеспечила античному обществу Греции возможность дальнейшего развития.

    Персидская держава Дария Великого.

    Основу Персидского государства составляли западно-иранские племена, объединённые в административном и в военном отношении в одно сильное и сплочённое государство под властью царя. В Персидском государстве персы занимали привилегированное положение в качестве правящей народности. Персы были освобождены от всех налогов, так что все налоговые тяготы, и подати взимались с покорённых персами народов. Персидские цари всегда подчёркивали свои «заслуги и достоинства», и господствующее положение персов в государстве.

    Персов объединяли единый язык и единая религия — почитался культ верховного бога АхураМазды (авест.ahura- mazdā — «Господь Мудрый»). В Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира.

    Ахура (ahura-) соответствует санскритскому असुर asura, эпитету многих , прежде всего Варуны. Асуры - это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем асуры подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры, по преимуществу - Ахура Мазда.
    Мазда (имен. пад. mazdå) - из праиндоевропейского *mn̥s-dʰeH «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый».

    Древнеримский историк Аммиан Марцеллин считал отца Дария Великого, царя Гистаспа начальником магов (членом жреческой касты Персии), и рассказывал о его учёбе в Индии у браминов — брахманов высшей варны индуистского общества. Персидский царь считался правителем страны, ставшим по воле верховного бога Ахурамазды, поэтому все персы должны приносить клятву верности своему царю, наместнику бога на земле.

    Царь Дарий I писал : «По воле Ахурамазды эти провинции следовали моим законам, что я им приказывал, они исполняли. Ахурамазда дал мне это царство. Ахурамазда помог мне, чтобы я овладел этим царством. По воле Ахурамазды, этим царством я владею».

    Персидский царь Дарий I Великий прославился как крупный государственный деятель, политик и военный реформатор. При нём огромное Персидское государство было разделено на 24 сатрапии – административно-податные округа. Во главе их стояли царские наместники – сатрапы, которые одновременно были начальниками военных сил, находящихся на территории сатрапий. В их обязанности входила охрана государственных границ от разбойных нападений соседей, прежде всего кочевых племён, ведение военной разведки и обеспечение безопасности на путях сообщений.

    При Дарии I владения наместников (сатрапов) постепенно стали наследственными, что способствовало усилению государства.

    Дарий I упорядочил налоговую систему, что значительно упрочило благополучие Персидской державы, а царская казна стала стабильно пополняться за счёт снижения финансовых злоупотреблений в сатрапиях, и внутренних народных восстаний против царской власти становилось гораздо меньше.

    Для упрочения могущества Персии, царь Дарий I провёл серьезную военную реформу. Реорганизации подверглась царская армия. Ядром персидской армии была пехота и конница, набранные из персов. Это было не случайно – персидские владыки не доверяли войскам, состоявшим не из персов, поскольку те были склонны к измене и избегали рисковать жизнью во время военных походов и битв.

    Царские войска возглавляли военачальники независимые от сатрапов и подчинявшиеся только лично царю Дарию. Это позволило Дарью избежать опасности возникновения крупных мятежей в стране с участием войск, расквартированных в сатрапиях. В критических ситуациях военачальники могли действовать самостоятельно , руководствуясь только интересами Персидской державы.

    Образцово содержались старые торговые пути и строились новые дороги . Царь прекрасно понимал, что от процветания внешней и внутренней торговли, безопасности дорог Персии для торговцев во многом зависит благополучие государства, равно как и доходы казны и персидской знати – главной опоры династии Ахеменидов. Торговля в Персии при Дарии I процветала ещё и потому, что через её территорию проходили многие оживленные торговые пути от Средиземноморья в Индию и Китай — «Великий шёлковый путь».

    В годы правления царя Дария был восстановлен судоходный канал от Нила до Суэца, который соединил богатый Египет с Персией . Царь Дарий I заботился о развитии флота и безопасности морской торговли , благополучии приморских портовых городов, приносивших в его казну немалые доходы. По свидетельству историков Древнего мира, персидского властелина египтяне почитали наравне со своими фараонами-законодателями. Даже жители далекого Карфагена признавали, хотя и номинально, власть Дария, но в Египте писали и говорили на древнеегипетском языке, в Вавилонии - на вавилонском, в Эламе - на эламском и т. д.

    Чеканка золотых монет заметно укрепила финансовую систему Персидского государства. По имени царя Дария получили название золотые и серебряные монеты «дарики» , имеющие хождение в соседних странах, в первую очередь греческих городах-государствах, занимающихся торговлей. Введение в оборот золотой монеты свидетельствовало прежде всего о финансовом благополучии Персии при царе Дарии I. Золотые рудники Персии были особой заботой царской администрации.

    Большие доходы позволяли воинственному царю Дарию содержать военные крепости и огромную наёмную армию, стоявшую не только на границах Персии, но и внутри её.

    Царь Дарий I , по традиции того времени, задолго стал готовиться к своей смерти. По его повелению в скалах Накши-Рустама, близ города Персополя («города персов»), была построена царская гробница, украшенная великолепными скульптурами, ставшая последним прибежищем самого могущественного правителя Древней Персии.

    На своей могильной надписи Дарий I писал: «Если ты подумаешь: «Как многочисленны были страны, подвластные царю Дарию», то посмотри на изображения, которые поддерживают трон; тогда ты узнаешь и будешь знать, (как) далеко проникло копьё персидского мужа; тогда ты будешь знать, (что) персидский муж далеко от Персии поражал врага».

    В дворцовой надписи в Персеполе царь Дарий I молит Ахурамазду о благополучии своей страны и народа; он гордится своим происхождением из персидского царского рода. Как видно из персидских надписей, персидский царь торжественно обещал отражать всякое нападение на Персию.

    Прямые наследники Дария не проявили ни полководческих и дипломатических дарований, ни последовательности во внешней политике Персии.

    Достигнув наивысшего расцвета в правление венценосного полководца Дария I (Дарая-вауша), государство Ахеменидов после смерти царя стало неуклонно приходить в упадок, прежде всего из-за военных поражений, и терять одно за другим территории своих владений.

    Кир II (Караш или Куруш II) — одаренный полководец и царь Персии, который еще при жизни получил прозвище "Великий", когда основал мощную Персидскую империю, объединив разрозненные государства от Средиземного моря до Индийского океана. Почему персидский царь Кир был назван Великим? Имя мудрого правителя и гениального стратега овеяно легендами, многие факты навеки забыты, но до наших дней сохранились величественные монументы, свидетельствующие о победах Кира, а в Пасаргадах, первой столице Ахеменидов, находится мавзолей, где предположительно покоятся его останки.

    Кир Великий: краткая биография

    Происхождение и точные годы жизни Кира Великого неизвестны. В архивах древних историков — Геродота, Ксенофонта, Ксетия — сохранились противоречивые версии. Согласно самой распространенной из них, Кир был потомком Ахемена, основателя династии Ахеменидов, сыном персидского царя Камбиса I и дочери царя Мидии Астиага (Иштувегу) Манданы. Он появился на свет предположительно в 593 г. до н.э.

    С первых дней жизни царственного младенца ждали суровые испытания. Поверив своим вещим снам и предсказаниям жрецов о будущих великих завоеваниях мальчика, находившегося еще в утробе матери, Астиаг поручил одному из своих подданных убить новорожденного внука. Из жалости ли или из-за нежелания заниматься чудовищным делом самому Гарпаг, сановник мидийского царя, передал ребенка рабу-пастуху, приказав бросить его в горах на съедение диким животным. У раба в то время умер новорожденный сын, тело которого он одел в роскошные одежды царевича и оставил в укромном месте. А Кир занял место умершего в хижине пастуха.

    Спустя годы Астиаг узнал об обмане и жестоко покарал Гарпага, убив его сына, но подросшего внука оставил в живых и отправил к родителям в Персию, поскольку жрецы убедили его, что опасность миновала. Позднее Гарпаг перешел на сторону Кира, возглавив одну из армий персидского царя.

    Восстание против Мидии

    Приблизительно в 558 г. Кир стал царем Персии, находившейся в зависимости от Мидии, и вассалом своего деда Астиага. Первое восстание персов против Мидии произошло в 553 г. Инициатором его был Гарпаг, организовавший заговор мидийских царедворцев против Астиага и привлекший на свою сторону Кира. Через 3 года после кровопролитных сражений персидский царь захватил Экбатаны, столицу Мидии, низложил и взял в плен мидийского царя.

    Антиперсидская коалиция

    После триумфального возвышения царя маленькой и прежде совершенно незначительной Персии правители самых мощных в то время государств Среднего Востока и Малой Азии — Египта, Лидии, Вавилона — образовали своеобразную коалицию с целью предотвратить продвижение персидских войск в любом направлении. Коалицию поддержала Спарта — самый сильный в военном отношении эллинский полис. К 549 г. Кир Великий завоевал Элам, находившийся в юго-западной части современного Ирана, затем покорил Гирканию, Парфию, Армению, которые входили в состав Царь Киликии добровольно перешел на сторону Кира и впоследствии неоднократно обеспечивал ему военную помощь.

    Завоевание Лидии

    Походы Кира Великого навсегда остались в истории. В 547 г. до н.э. легендарный Крез, царь процветающей Лидии, попытался захватить Каппадокию, которая находилась на территории, подвластной Киру. Лидийская армия встретила яростный отпор, Крез предпочел отвести свои войска, чтобы восстановить силы, а потом отбить Каппадокию у Кира. Но персидская армия едва ли не на следующий день оказалась у стен Сард, столицы Лидии и неприступной крепости. Крез был вынужден бросить в бой свою лучшую конницу, однако Кир с Гарпагом, который к тому времени стал военачальником и одним из самых надежных подданных царя Персии, придумали гениальный тактический ход: в авангарде персидской армии вместо конницы шла колонна верблюдов, на которых восседали вооруженные воины. Лидийские кони, почуяв неприятный им запах верблюдов, вставали на дыбы, сбрасывали всадников и бросались в бегство. Лидийским всадникам пришлось принимать бой, спешившись, что привело к поражению. Сарды оказались в осадном положении, но спустя всего пару недель пали, поскольку персы покорили отвесные стены крепости, воспользовавшись тайной тропой. Крез попал в плен к Киру, а Лидия, управление над которой получил Гарпаг, вошла в состав Персидской империи.

    Царь Кир Великий при поддержке бывшего мидийского царедворца, который едва не убил его в младенческом возрасте, достиг невероятных успехов. Пока Кир с войсками продвигался в глубь Центральной Азии, Гарпаг захватил эллинские города в и подавил в Лидии восстание против персов. Постепенно империя Ахеменидов расширялась во все стороны света. С 545 по 540 гг. до н. э. в ее состав вошли Дрангиана, Бактрия, Хорезм, Маргиана, Согдиана, Арахосия, Гандахара, Гедросия.

    Взятие Вавилона Киром Великим

    Теперь главная угроза для Кира Великого сосредоточилась в Вавилонии, объединявшей Сирию, Месопотамию, Палестину, Финикию, восточную Киликию, север Аравийского полуострова. У царя Вавилона Набонида было достаточно времени подготовиться к серьезной войне с персами, пока войска Кира возводили оборонительные земляные валы в долинах рек Диялы и Гинд. Древнее славилось мощной, подготовленной к любым сражениям армией и большим количеством неприступных крепостей, разбросанных по всей территории. Самым сложным оборонительным сооружением была Вавилонская крепость с глубоким рвом, наполненным водой, и толстыми стенами высотой от 8 до 12 м.

    Тем не менее, Кир Великий, персидский царь, биография которого представлена вашему вниманию в статье, приближался к столице. Август 539 г. был ознаменован сокрушительным поражением и гибелью пасынка вавилонского царя под Описом на Тигре. Переправившись через Тигр, персы в октябре захватили Сиппар, и всего через пару дней был практически без боя взят Вавилон. Набонид, который не пользовался популярностью и уважением ни у жителей самого Вавилона, ни у покоренных им стран, ни у собственных царедворцев и воинов, был низложен, но не только остался в живых, но и получил должность сатрапа в Кармании.

    Царь Кир Великий разрешил депортированным народам вернуться домой, сохранил привилегии местной знати, приказал восстановить разрушенные вавилонянами и ассирийцами храмы на захваченных территориях, вернуть туда идолов. Именно благодаря Киру у евреев появилась возможность вернуться в Палестину и восстановить свою главную святыню — Иерусалимский храм.

    Как Египту удалось сохранить суверенитет

    В 538 г. Кир провозгласил себя "царем Вавилона, царем стран". Все провинции Вавилонской империи добровольно признали власть персидского правителя. Царство Ахеменидов к 530 г. до н.э. раскинулось от Египта до Индии. Прежде чем двинуть войска на Египет, Кир решил взять под контроль территорию между Каспием и Аралом, где жили кочевые племена массагеты под предводительством

    Кир Великий, персидский царь, передал бразды правления Вавилоном своему старшему сыну Камбису II и отправился к северо-восточным пределам своего царства. На этот раз поход закончился трагически — великий завоеватель погиб. Камбис не сразу смог найти останки отца и достойно его похоронить.

    Разъяренная мать — причина гибели Кира Великого

    Чем еще прославился Кир Великий? Интересные факты насквозь пронизывают его биографию. Ниже представлен один из них.

    На первом этапе Киру как всегда сопутствовала удача. Перед своим войском царь распорядился поставить обоз, груженный бурдюками с вином. Отряд кочевников напал на обоз, воины выпили вино и, опьянев, без боя оказались в плену у персов. Возможно, все закончилось бы для персидского царя благополучно, если бы среди захваченных массагетов не оказался сын царицы.

    Узнав о пленении царевича, Томирис рассвирепела и приказала убить хитрого перса любой ценой. В сражении массагеты продемонстрировали такую ярость, что персам даже не удалось вынести с поля тело погибшего царя. По приказу Томирис, отрубленную голову Кира засунули в бурдюк с вином...

    Империя после смерти Кира

    Смерть Кира II Великого не стала причиной краха его империи. Грандиозное царство Ахеменидов просуществовало в том виде, в котором его оставил одаренный полководец, на протяжении еще 200 лет, пока Дария, потомка Кира, не сокрушил

    Кир Великий, персидский царь, был не только гениальным стратегом, умевшим просчитывать любую мелочь, но и гуманным правителем, которому удавалось сохранять свою власть на завоеванных территориях без жестокости и кровопролития. В течение столетий персы считали его "отцом народов", а евреи — помазанником Иеговы.

    В начале V в. до н. э. "великий царь" Дарий, повелитель Персидской державы, раскинувшейся на огромных просторах Востока, горит желанием покорить Грецию.

    В 490 г. до н. э. его войско высаживается на Марафонском поле, на севере Аттики – небольшой области около Афин. Афинская армия оказалась в одиночестве. Подкрепления от других греческих городов не успели подойти, за исключением отряда из соседнего городка Платеи, в Беотии. Помощь из Спарты, второго по значению греческого города после Афин, запоздала из-за религиозных праздников.

    Состоящая из граждан, вооружившихся по случаю войны, афинская армия под командованием Мильтиада мужественно встретила персидское войско, состоящее из наемников и по численности вдвое превосходящее (20 000 воинов против 10 000).

    Персам удалось прорвать центральные ряды афинской армии, но на флангах афиняне атаку отразили. В конечном итоге афиняне победили, но персам удалось погрузиться на корабли и скрыться с места битвы. Вестник, посланный в Афины с сообщением о победе, пробегает расстояние в сорок километров и падает замертво. "Марафон", известный в наше время как бег на длинные дистанции, ведет свое происхождение от этой победы при Марафоне.

    Карлик – маленький город Афины – победил гиганта – Персидскую империю.

    Империя персов

    Чтобы понять истоки этих событий, нужно заглянуть в прошлое.

    В середине VI в. до н. э. персы и мидийцы, говорившие на индоевропейских языках и населявшие плоскогорья Ирана, были объединены под властью "царя царей". На востоке они завоевали земли вплоть до Инда, на западе покорили Месопотамию, Сирию, Анатолию (сегодняшнюю Азиатскую Турцию), затем Финикию и Египет.

    В 521 г. до н. э. Дарий I вводит ряд преобразований. Почтовая дорога со 111 станциями соединила Малую Азию с Персией. Арамейский язык семитской группы, на котором разговаривали в Сирии, становится государственным языком. В провинциях появляются представители царя – сатрапы. В отличие от многих предыдущих завоевателей персы относились с уважением к обычаям и культам. Но власть прежних правителей они заменили своей собственной.

    Греческие города на побережье Малой Азии и на части островов Эгейского архипелага признали власть персидского "царя царей".

    В 499 г. до н. э. греческий город Милет поднял восстание против персидского ига и втянул в него другие греческие города Малой Азии. Восстание подавлено. Однако "великий царь" не простил Афинам помощи восставшим. Он желает наказать Афины и покорить всю Грецию.

    Персидский флот высаживает у Марафона экспедиционный корпус. Именно он потерпел поражение, о котором было рассказано выше.

    Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс предпринял новый поход; это вторая "индийская война". На этот раз огромная сухопутная армия пересекает проливы и вторгается в Европу. Ее сопровождает флот.

    Осознав опасность, греки объединились. Отряд спартанцев под командованием царя Леонида погиб в ущелье Фермопилы, пытаясь закрыть дорогу персам. Ценой тяжелых потерь персы победили.

    Афины захвачены, но жители укрылись на соседних островах под защитой сильного флота, предусмотрительно созданного по инициативе Фемистокла.

    В 480 г. до н. э. этот флот разгромил в Саламинском бою персидские морские силы. В следующем году в сухопутной битве при Платее персы были разбиты и вынуждены оставить Грецию.

    Греция в V веке до Р. Х.

    После победы в двух "мидийских войнах" Афины достигли высшей точки своего развития.

    В отличие от Спарты, где существует аристократический режим (власть принадлежит маленькой группе представителей знатных семей), Афины избрали демократический строй. Демократия означает "власть народа", но чтим "народом" признаны только граждане, имеющие политические права. Ни иностранцы и их потомки метеки (сожители), ни рабы политических прав не имеют. Всего в Афинах в V в. до н. э. насчитывается 200 000 рабов, 70 000 метеков и 140 000 граждан. Значит, это не демократия, как мы ее понимаем сегодня.

    Афинская демократия – это прямая демократия: собрание граждан, проходящее три-четыре раза в неделю на центральной городской площади, избирает должностных лиц (некоторых из них назначают по жребию – считается, что на них пал выбор богов).

    Город торговый и морской, Афины объединили своих союзников по "мидийским войнам", а это в основном были города на островах и на побережье Малой Азии, в Делосский союз. Но очень скоро равноправные отношения сменились контролем Афин над союзниками, а конфедерация превращается в империю. Взносы союзников становятся поборами, на их земли, занимающие стратегическое положение, выводятся гарнизоны из афинских переселенцев.

    Опираясь на свои богатства, Афины сооружают памятники, самым знаменитым из которых стал Парфенон, храм богини Афины, покровительницы города, расположенный на Акрополе. Кроме того, Афины и их порт Пирей обнесены

    Укреплениями. Они соединены дорогой, по сторонам которой возведены оборонительные "длинные стены".

    Театр Диониса может принять от 15 до 30 тысяч зрителей, он прославился трагедиями Эсхила, Софокла и Эврипида, комедиями Аристофана.

    Фукидид, который расскажет о Пелопоннесской войне, является первым настоящим историком. Софисты и их противник Сократ, учеником которого станет Платон, прославили философию.

    С ними мы вступаем в эпоху, последовавшую за временем наивысшего развития Афин.

    Она охватывает тридцать лет, между 461 и 431 гг. до н. э. Это время назовут "веком Перикла", что спорно.

    Перикл, богатый афинянин аристократического происхождения, занимает единственную выборную должность стратега (одного из десяти военных командиров). К тому же это вождь демократической партии.

    В конце V в. до н. э. против Афин формируется коалиция во главе со Спартой. Спарта господствует на суше, Афины – на море. Афиняне защищаются на своей укрепленной территории, но Аттика захвачена и разгромлена.

    Это – Пелопоннесская война (431–404 гг. до н. э.), она закончилась поражением Афин.

    В IV в. до н. э. греческие города истощены бесконечными войнами. В 338 г. до н. э. царь Македонии, эллинизированной страны, находящейся к северу от Греции, завоевал Грецию и установил свое господство над греческими городами.