Конспект по русскому языку. Мы сотрудничаем вместе! Озвученное выразительное чтение

Тема: Односоставные предложения с главным членом подлежащим.

1)Образовательные:

Познакомить учащихся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом - подлежащим;

Закрепить умение учащихся определять грамматическую основу.

2)Развивающие:

Развивать у учащихся умение находить назывные предложения в тексте;

Развивать у учащихся умение сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия;

Развивать речевую культуру учащихся.

3)Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому языку;

Обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методика урока: слово учителя, беседа.

Оборудование: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.

Структура урока:

1)Оргмомент и целеполагание.

2)Словарно- орфографическая работа.

3)Объяснение нового материала.

4)закрепление.

5)Подведение итогов.

6)Домашнее задание.

Литература: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.

Ход урока.

1)Оргмомент и целеполагание.

«Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Садитесь! Открываем тетради записываем число, классная работа и тему. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом - подлежащим, а так же научимся сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия».

2) Словарно- орфографическая работа.

На доску с помощью проектора проецируется стихотворение М.Цветаевой «В субботу».

Темнеет… Готовиться к чаю…

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О старой колдунье беззубой,

О старой колдунье и гномах,

О принцессе ушедшей закатом.

Как жутко в лесу не знакомом

Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:

Подвести его к пропасти прямо!

Темнеет… Сегодня суббота.

И будит печальная мама.

Темнеет… Не помнишь о часе.

Из столовой позвали нас к чаю

Клубочком свернувшейся Асе

Я страшную сказку читаю.

Вы помните, когда впервые прочли это стихотворение? (В 3-ем классе)

Подчеркните грамматические основы. (Один ученик называет все грамматические основы)

Сколько односоставных предложений вы нашли? (6)

Назовите виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым. (Безличное, определенно - личное…)

Какие типы и виды орфограмм вы можете отметить в тексте? (Безудар. гласная в корне, удвоенные согласн. в корне и т.д.)

Перепишите текст стихотворения в тетради и графически обозначьте условия выбора орфограмм.

Найдите в стихотворении причастные обороты. Чем объясняется выбор или отсутствие знака при причастном обороте? Графически обозначьте условия выбора пунктограмм. (С места отвечает ученик, выполняя задание на оценку)

Разберите по составу слова ушедшей и свернувшейся.

Какие структурные особенности этих форм вы можете отметить? (В корне -шед - наблюдается чередование звука д с нулём звука; ср. шёл, а корень -вер- является связанным, без приставки он не употребляется; ср.отвернуться, повернуть.)

Найдите в тексте многозначные слова. (Старая, подвести.)

Приведите примеры, когда они употребляются в других значениях. (Старый друг, старые книги, старое платье; подвести итоги, подвести товарища, подвести брови.)

Найдите слово имеющее омоним. (Пропасть1 -«крутой обрыв» и пропасть2 - «большое количество».)

Приведите пример, из которого будет ясно значение слова - омонима. (Народу там пропасть.)

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

3)Объяснение нового материала.

1. Используется подводящий к постановке и решению проблемы диалог.

Запишите четверостишие в тетрадях. Один ученик у доски.

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Выделите грамматические основы предложений. (Подчёркивают осень, чертог, просеки).

Какого типа эти предложения? (Односоставные)

Назовите главный член предложений? (Подлежащее)

Какой будет тема урока? (Односоставные предложения с главным членом - подлежащим)

Как вы думаете, какое время выражается в этих предложениях? (Настоящее)

Попробуйте изменить временной план, например, перевести эти предложения в прошедшее или будущее время. (Была осень. - Будет осень.

Был сказочный чертог…- Будет сказочный чертог…)

Что получается при изменении временного плана? (Предложение становиться двусоставным)

О каких же явлениях говориться в односоставных предложениях с одним главным членом подлежащим? (О событиях, явлениях, который существуют в настоящем)

Сравните 1 и 2, 3 предложения. Чем они отличаются? (Первое предложение нераспространённое, а второе и третье - распространённые)

Какие второстепенные члены есть во втором предложении? А в третьем?(Определения и дополнения)

Все согласны, что в 3-м предложении второстепенный член дополнение? (Нет, в 3-м предложении тоже определение)

Докажите это.(Существительное просека имеет предметное значение, а не значение действия, а существительное дорог указывает на признак этих просек - они находятся вблизи дорог)

Какой это вид определения? (Несогласованное определение)

Какие же второстепенные члены могут быть в односоставном предложении с главным членом - подлежащим? (Согласованные и несогласованные определения)

Рассмотренные нами предложения с главным членом - подлежащим называются назывными.

Сформулируйте на основе проведенных наблюдений определение назывных предложений. (Формулируют определение)

2. Беседа. Чтение определение назывных предложений в рамке учебника на с.198

Сравните определение в учебнике со своим.

Что нового вы узнали из текста в рамке?

Какое значение выражают назывные предложения?

Каковы их структурные особенности?

Какими частями речи, по вашему мнению, может быть выражено подлежащее? (существительными и местоимениями)

Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания? (Повест., побуд., вопрос.)

Как вы думаете, в каком стиле речи преимущественно употребляются назывные предложения? (В художественном)

Придумайте свои примеры назывных предложений. (Зима. Вот снег. Сильный мороз.)

4)Закрепление.

Сравните записанные предложения.

Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.

Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл - утверждается о существовании явления в настоящем.)

В чём различие между ними? (В структуре: 1- Односоставное безличное, 2- Односоставное назывное, 3- Двусоставное.)

Выполним упр. 276- осложненное списывание - развивается умение находить односоставные назывные предложения по алгоритму:

Найти грамматическую основу предложения.

Определить количество главных членов.

Если один главный член, определить, кокой частью речи выражен:

Существительное. (Взаимопроверка)

Тонкий свист рябчика, красноватые окна в сумерках, костер, раздвигающий тьму. Сосновая лапа на окне в банке из-под консервов, белый цвет земляники. Но сейчас я думаю о том, что человеку нужно, наверное, узнать все прелести цивилизации, прежде чем придти к такому пониманию счастья. В.Белов

Выполним упр. 279 - выборочный диктант - закрепляется навык нахождения назывных предложений и выявление их стилистической функции. (Проверка по цепочке)

Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый степной ветерок. Силуэты акаций, ограды дач. Серебристо-пыльная полынь, её неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там поворачивающий и гаснущий среди угольной темноты. П. А.Бунин

5)Подведение итогов.

С каким видом предложений вы познакомились на уроке? (назывные или номинативные)

Какое значение могут выражать эти предложения?

Какую стилистическую функцию выполняют назывные предложения? (Изображение природы, обстановки, внутреннего состояния человека.)

6)Домашнее задание.

1. Выучить определение в учебники на с.198.

2. Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой « В субботу» и подготовиться к самодиктанту.

Пояснительная записка

Урок русского языка

Тема урока: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». § 113.

Тип урока : ОНЗ

Класс: 5.3

Методический комментарий к уроку . Данный урок является восьмым в системе уроков по теме «Глагол».

Методологическая база: автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Русский язык. 5 класс.- М.,: Просвещение, 2014 год

Цели урока:

    Для учителя:

Организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

Формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

2) Для обучающихся:

Выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

Научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Ожидаемые результаты:

личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия : орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Методическое обеспечение урока:

Презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

Раздаточный материал;

Сигнальные карточки

Учебники, тетради.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент.

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Актуализация знаний о ранее изученных орфограммах «Буквы о – а в корнях с чередованием». Дети рассказывают правила и диктуют в парах слова с корнями –лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-. –рос-. Взаимопроверка .

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- сравнение, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

3.Постановка учебной задачи

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию: Формулировка темы урока и запись на доске и в тетради.

Прочитайте записанные на доске слова:

Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

А чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, а в правом столбике –е.) А почему? Объясните. (Побуждение к осознанию затруднения).

(Побуждение к формулировке проблемного вопроса) Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)

При создании проблемной ситуации, вводя противоречие, добиваюсь реакции удивления, затруднения, вызывая таким образом заинтересованность, желание большинства детей участвовать в процессе.

Это помогает осуществить основную цель на этапе введения знаний - достичь предельной концентрации внимания.

Ставят цели, формулируют тему урока, При побуждении к осознанию затруднений дети проводят ряд логических операций (актуализируют ранее полученные знания и приходят к выводу, что им не хватает новых), что приводит к формулированию проблемного вопроса. Это самый важный этап урока, так как дети ставят сами цель, не навязанную извне, а внутренне мотивированную потребностью открыть новые знания. Они способны поставить задачи для реализации этой цели, то есть могут самостоятельно организовать свою деятельность для их достижения .

Разбирать

разберу

Отпирать

отпереть

Задирать

задеру

Вытирать

вытереть

Замирать

замереть

Блистать

блестеть

Расстилать

расстелить

Выжигать

выжег

Личностные:
- самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные : постановка вопросов; познавательные : общеучебные (самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели); логические – формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)

Учителю очень важно принять все гипотезы, проявляя тактичность и доброжелательность. Ребёнок сам поймет свои ошибки при проверке. Это способствует овладению учащимися приёмами объективной оценки и самооценки. Та гипотеза, которая выдерживает проверку, становится искомым знанием. Ребята, как настоящие исследователи, могут испытать радость открытия, что способствует формированию положительной мотивации

Составляют план достижения цели и определяют средства

Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и, а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие.

На этапе поиска решения учебной проблемы учащиеся делают предположения, которые обязательно должны быть проверены. Этот этап помогает организовать добровольное движение к новым знаниям на максимальном уровне успешности для каждого ребенка. Проверяя свою гипотезу, ученик строит ответ в форме рассуждения, что развивает речь и логическое мышление .

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

5.Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Координирует работу в группах

Работа в группах.

Сверим вывод с правилом в учебнике на с.354.

Назовите опознавательный признак орфограммы.

Расскажите о правописании корней с чередованием гласных е – и.

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

6.Первичное закрепление

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации учащиеся:
решают в группах несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование – алгоритм.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Работа в группах

Составление алгоритма.

Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Работа в группах

2 группы составляют алгоритм.

    Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне. Выделить корень. Поставить ударение.

    Вспомнить корни с чередованием и их значения.

    Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.

    Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет– е.

2 группы составляют схему

1 группа составляет таблицу.

Первичное закрепление.

1) Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.

Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.

У доски работают три ученика, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.

Решают типовые здания с проговариванием алгоритма вслух.

а) упр.383, распределительная работа, 2 человека у доски, остальные самостоятельно. Отчет учеников, работающих у доски. Коллективная проверка и самопроверка

б) упр.388. проверка работы в парах, отчет о работе.

Цель: развивать умения применять новые знания.

Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения(составление алгоритма, работа по алгоритму, умение выражать свою точку зрения).

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

7.Физкультминутка

Организует деятельность по проведению физкультминутки

Ученик проводит физкультминутку

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Организует деятельность по применению новых знаний

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. По вариантам: 1, 3, 5, 7 – I вариант; 2, 3,4, 6 – II вариант. Проверка в парах.

Самостоятельная работа.

    Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер. Спи мое д_тя!

    Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К.Д.Бальмонт)

    Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали…(М.Ю.Лермонтов)

    Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И.А.Бунин)

    Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит, ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А.Кольцов)

    Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М.И.Прилежаева)

    Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б.Белова)

самопроверка по эталону

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

9.Подведение итогов

Организует деятельность по формулировке выводов

Назовите ключевые слова темы урока. Скажите, при каком условии пишется в корнях с чередованием буква и , а при каком – е ?

Формулируют выводы

10.Инструктаж домашнего задания

    Выучите алгоритм « Буквы е-и в корнях с чередованием»

    Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв вкорнях с чередованием.

Запись в дневники

11.Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Организует рефлексию

Отвечают на вопросы: работа на уроке была плодотворной, потому что…

Самым интересным для меня было …, потому что…

Я бы еще хотел узнать о …, потому что…

Или составляют синквейн по теме «Урок ».

1. Урок

2.Плодотворный и интересный

3.Познакомились, отработали, пополнили

4. Исследователи испытали радость открытия.

5.Новая орфограмма.

Личностные : умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке, формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.

Познавательные: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самоанализ урока

Данный урок – один из уроков, проводимых при изучении темы «Глагол» в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов.

Методы обучения, используемые на уроке:

    словесные, наглядные, практические;

    методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

    методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

    информационные методы– работа с алгоритмом.

Форма организации деятельности учащихся : фронтальная, самостоятельная, работа в парах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.

Применение наглядного материала на уроке.

На данном уроке применение опорных схем делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт их использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.

Заранее подготовленные схемы позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на доске или в тетради.

Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока.

Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.

Предложенная в ходе урока рифмовка о второстепенных членах предложения вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса к изучаемой теме.

Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:

Навыки работы с опорными схемами.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

На уроке с целью профилактики переутомления проводится гимнастика для глаз.

Литература:

    Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, С.Г.Айрапетова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Афоризмы и крылатые выражения. Справочник школьника/ О.Д.Ушакова. – СПб.: Литера, 2005.

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". 4 класс

Тема: "Общее понятие о наречии".
Цели урока:
1. Обучающие:
а/ знакомить учащихся с новой частью речи - наречием;
б/ совершенствовать у них умение отличать наречие от других частей речи;
в/ расширять словарный запас учащихся.
2. Развивающие:
а/ развивать познавательный и творческий интерес к материалу урока;
б/ концентрировать внимание школьников к лексическому значению слов;
в/ развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывающие:
а/ воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
б/ знакомить учащихся с красотой и многообразием русского языка;
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, материал к составлению кластера, музыкальная композиция для релаксации, тематический материал учебника.

Ход урока.

1. Введение в тему.
Послушайте стихотворение А.А.Фета "Вечер" и подумайте, какие слова в нем привлекли автора? Правильный ответ на этот вопрос и будет темой сегодняшнего урока.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу.
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном.
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
- Какие слова, на ваш взгляд, привлекли внимание автора?
/ Далеко, сыро, жарко, ярко./
- А как вы определили, что это именно те слова? Что их объединяет?
/ Они отвечают на один и тот же вопрос и очень важны для рифмы в стихотворении./
- Мы уже встречались с похожими словами и раньше, я вам говорила, как они называются. Кто помнит их название?
/ Наречия./
- Да, правильно.
Запись числа и темы в тетради.
2. Изучение нового материала.
1) Перед вами - ряд слов: медленно, сегодня,вверх, оттуда, впереди.
- Подумайте, на какие вопросы отвечают данные слова?
/ На вопросы: как?, когда?, куда? откуда?, где?/.
- Составьте предложения с данными словами и скажите, каким членом предложения они могут быть?
/ Обстоятельством./
- Попробуйте изменить форму наречий по числам, родам, падежам или лицам.
/ Форма наречий не изменяется./
- Следовательно, какую характеристику вы можете дать этой части речи?
Первичный вывод учащихся.
/ Наречие - неизменяемая часть речи. Отвечает на вопросы: где?, когда?,куда?, откуда?,как? В предложении является обстоятельством./
2) Теперь внимательно посмотрите на экран. Прочитайте предложения и сравните их.
* Дождь вскоре прекратился. * Дождь прекратился.
* На экране телевизора быстро * На экране телевизора -
сменялись кадры. сменялись кадры.
* Ребята дружно жили в лагере. * Ребята жили в лагере.

Как вы считаете, какие предложения более интересны с грамматической точки зрения?
/ В левом столбике, так как они дополнены наречиями./
А теперь выясним, с какой частью речи связаны наречия?
глагол нареч. глагол нареч.
/ Прекратился (как?) вскоре. Сменялись (как?) быстро.
глагол нареч.
Жили (как?) дружно./
Дополнение к первичному выводу.
/ Наречия связаны по смыслу с глаголами./
3) Запись предложений в тетради.
4) Страничка истории о наречии.
"Наречие" - старое слово, оно было известно еще в древнерусском языке. И если мы обратимся к этимологии, то есть к происхождению слова, то выделим корень - реч-. Слово же "речь" имело несколько значений, одним из которых было слово "глагол". Видимо, это не случайно: само слово "наречие" указывает на приближенность его к глаголу.
3. Релаксация под музыку композитора Сергея Грищука
"Мир в капле росы".
4. Закрепление нового материала.
Определение роли наречий в русском языке.
- Прочитайте на экране отрывок из сказки замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака "Двенадцать месяцев", которую он написал в далеком 1942 году.
..." Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду
посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие
зимой подснежники? Раньше марта они и не появятся
на свет, сколько их не ищи.
- Каким станет текст без наречий?
/ Он будет менее точным, неполным./
- Следовательно, какой можно сделать вывод?
/ Роль наречий в русском языке очень велика. Они де-
лают речь яркой и выразительной./
5. Словообразовательная работа.
Выполнение упражнения из учебника.
Задание: подобрать к наречиям синонимы, то есть слова,
близкие по смыслу, записать их.
/ Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслыш-
но, близко (недалеко), тяжело (нелегко), срочно (немед-
ленно, свободно (непринужденно), спокойно (невозму -
тимо.)
- Проверка выполненного.
6. Прием "Кластер".
- Напоминаю учащимся, что это слово в переводе с англий -
ского означает пучок, созвездие. Это размышления
о данной теме.
- Назовите любое наречие.
/ Например: "хорошо"./
- Отвечаем на вопросы и составляем кластер.
(Коллективная работа.)
Вопросы.
- Наречие -это изменяемая часть речи? / Неизменяемая./
- Это самостоятельная часть речи? / Да./
- На какой вопрос отвечает? / Как?/
- С какой частью речи связано? / С глаголом./
- Каким членом предложения является? /Сказуемым./
Общий вид кластера.

Неизменяемая Самостоятельная
часть речи. часть речи.

НАРЕЧИЕ

Зависит Член предложения- Отвечает
от глагола. обстоятельство. на вопросы:
как?, когда?,
откуда?, куда?, где?
7. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: списать строки стихотворения, найти наречия и подчеркнуть их.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
- Проверка выполненного.
8. Итог урока.
- Сегодня на уроке вы были исследователями, изучали наре-
чие, старались понять его особенности.
Как же вы можете охарактеризовать эту часть речи?
(Ответы учащихся.)
9. ИДЗ (информационное домашнее задание.)
Написать небольшое сообщение, (3-5 предложений), на тему:"Что будет, если в русском языке "исчезнут" наречия?"

Скачать Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие о наречии" 4 класс

Данный урок русского языка «Морфологический разбор глагола» разработан для 4-их классов. Тип урока - изучение нового материала.

На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска новых способов формирования правописания. Они открывают обучающимся возможность к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей обучающимся легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике.

Тема урока: Морфологический разбор глагола.

Цель урока (для учителя): сформировать у обучающихся умение производить морфологический разбор глагола.

Задачи урока:

Образовательные:

    формировать у учеников умение определять признаки глагола;

    формировать у обучающихся умение проводить морфологический разбор глагола по плану.

Развивающие:

    развивать у обучающихся действие целеполагания;

    развивать у учеников действия анализа и синтеза;

    развивать у обучающихся умение построения речевого высказывания в устной форме.

Воспитательные:

    воспитание дружелюбного отношения друг к другу;

    воспитание интереса и уважения к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

    у младших школьников сформировано умение проводить морфологический разбор глагола по плану;

    у обучающихся сформировано умение определять признаки глагола.

Метапредметные:

    у обучающихся сформировано действие целеполагания;

    у учеников сформированы действия анализа и синтеза;

    у обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме.

Личностные :

    младшие школьники проявляют интерес и уважение к родному языку.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация иллюстраций); задание обучающимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения упражнений; наводящие вопросы обучающимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия;

Понятия, формируемые на уроке: морфология.

Оборудование урока для учителя: учебник, карточки, стикеры, слайдовая презентация, интерактивная доска, проектор.

Оборудование урока для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Планируемые результаты этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Орг.момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком.

Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно поможет вам на уроке.

Девиз нашего сегодняшнего урока: «Знание – это сила».

Как вы понимаете смысл данных слов?

Ребята, давайте откроем тетрадочки и запишем число и «Классная работа».

Приветствуют учителя.

Кто много знает – тот многое может. Только умный человек добивается большого успеха.

- у обучающихся сформировано дружелюбное отношение друг к другу;

II . Словарно-орфографическая работа

Закрепление изученных орфограмм.

Обратите внимание, на доске написаны слова: со…нце,

тр..пинка, ко…екция, р..ботать, вод..лаз, руч…и.

Давайте разбираться, нам необходимо вставить пропущенную букву и выделить орфограмму.

со…нце – солнце – солнышко – непроизносимая согласная

тр…пинка – тропинка – слово с безударной гласной в корне слова

ко..екция – коллекция – двойная согласная

вод…лаз – водолаз – соединительная согласная

р..ботать – работать – безударная гласная непроверяемая ударением

руч..и – ручьи - – раздельный мягкий знак

А теперь внимательно посмотрите на доску и скажите какое слово лишнее?
-Почему?

Как вы догадались? Давайте проверим себя. Для этого к словам нужно задать вопрос.

Верно. Лишнее слово работать.

Вставляют пропущенные буквы. Выделяют орфограммы.

Работать.

Потому что это глагол.

Задают вопросы:

солнце (что?)
тропинка –(что?)
суббота (что?)
садовод (кто?)
работать (что делать?)

вьюга (что?)

Младшие школьники проявляют интерес и уважение к родному языку;

У обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме.

III . Актуализация знаний

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Давайте вспомним, что нам уже известно о глаголе.

А что вы умеете по этой теме?

Умеем находить глагол, определять его лексическое значение.

Знаете ли вы грамматические значения глагола?

А умеете их определять?

Попробуйте сформулировать тему урока.

(В случае затруднений можно задать наводящие вопросы:

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Какую роль в предложении играет глагол?)

О глаголе.

Состояние или действие предмета.

Что делать? Что сделать? и др.

Глагол является главным членом предложения.

Выполняют задание.

У учеников сформированы действия анализа и синтеза;

Младшие школьники проявляют интерес и уважение к родному языку.

IV . Постановка учебной задачи

Определение темы урока.

Какие грамматические признаки глаголов вы знаете?

Тема нашего урока «Морфологический разбор глагола».

Морфология. Кому-нибудь известно, что это такое?

Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Какую задачу мы поставим перед собой на этот урок?

Морфологический разбор выполняется в определенном порядке, так же как и морфологический разбор, например, имен существительных, который мы умеем делать.

У глагола мы можем определить время. У глаголов наст. и буд. времени мы можем определить лицо и число. А у глаголов прошедшего времени мы можем определить род и число.

О грамматических признаках глаголов.

Научимся проводить морфологический разбор глаголов.

У обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме.

V . Изучение нового материала

Дать учащимся конкретное представление о морфологическом разборе глагола..

Ребята, давайте обратимся к тексту (Приложение 1).

Что нам необходимо сделать?

Приступаем к выполнению.

Давайте проверим, верно ли вы нашли глаголы.

Правильно ли вы распределили глаголы.

Ваша задача научиться делать морфологический разбор слова.

Морфологический разбор слова плачешь.

Давайте вспомним порядок разбора части речи, которым пользовались раньше?

Что у нас получилось?

В вашу памятку прибавляется еще один разбор (Приложение 2.).

Обратите внимание на образец записи. Запись в наших тетрадках должна получиться такой.

Возвращаемся к нашему слову.

Прежде всего, определяем часть речи. Как мы это делаем?

От какого слова образован глагол? Начальная форма.

Определяем время.

Определяем число.

Определяем род.

Вот мы и разобрали глагол.

Найти глаголы. Выписать в один столбик глаголы настоящего времени, в другой – прошедшего времени.

Научиться проводить морфологический разбор глаголов.

Задаю вопрос.

    Устанавливаю, что это глагол.

    Определяю признаки глагола: время, число, род (в прошедшем времени в ед.ч.).

Алгоритм.

Задаем вопрос. Что делаешь? (плачешь)

Плакать.

Настоящее.

Единственное число.

У обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме;

У обучающихся сформировано умение определять признаки глагола.

VI .

Закрепление изученного материала

Закрепить знания, пройденные на уроке.

Самостоятельная работа.

Ребята, чтобы закрепить полученные знания, вам необходимо выполнить морфологический разбор глагола самостоятельно.

Проверка в парах. Обменяйтесь тетрадками, проверьте и укажите на ошибки если они есть

Проверим все вместе (ученики комментируют свои ответы) - (разбирают по плану, обосновывая свой ответ).

Ребята, у кого все верно?

Кто допустил 1 ошибку? У кого более 2 ошибок?

Кто не справился с зданием?

Выполняют задание на закрепление.

У младших школьников сформировано умение проводить морфологический разбор глагола по плану;

У обучающихся сформировано умение определять признаки глагола;

У обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме.

VII .

Итог урока.

Рефлексия

Отвечают на вопрос, производят самоанализ освоения темы. Осуществление действия оценки своей деятельности.

Чему вы сегодня научились?

Что мы с вами сегодня научились делать?

Давайте вспомним и повторим признаки глаголов.

Оценим свою деятельность на уроке.

Проводить морфологический разбор глагола.

Алгоритм.

Время, число, род.

- у обучающихся сформировано дружелюбное отношение друг к другу;

У обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме.

VIII .

Домашнее задание.

Выполнить морфологический разбор любых 5 глаголов.

Приложение 1. Работа с текстом

Задание: Прочитай текст, найдите глаголы. Выпишите в один столбик глаголы настоящего времени, в другой – прошедшего времени.

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.


Порядок разбора глагола как части речи

    Задаю вопрос.

    Устанавливаю, что это глагол.

    Ставлю глагол в неопределенную форму.

    Определяю признаки глагола: время, число, род (в прошедшем времени в ед.ч.)

Образец записи:

Выплыло – (что сделало?), глаг., н.ф. плыть, пр.вр., ед.ч., с.р.

Приложение 2.